Психология менеджмента - Карпов А. В.)

Карпов Анатолий Викторович (р. в 1956 г. В Ярославле) в 1978 г. с отличием окончил факультет психологии, а в 1980 г. - досрочно аспирантуру Ярославского государственного университета и прошел в этом вузе путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой, декана факультета психологии. В 1981 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию, а в 1992 – докторскую диссертацию по специальности «Психология труда; инженерная психология», имеет ученое звание профессора (1993 г.). С 1981 г. по настоящее время более 20 лет возглавляет кафедру университета; с 2001 г. – декан факультета психологии.

А.В. Карпов – высокопрофессиональный специалист, один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии как психологическая теория деятельности, когнитивная психология, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности. А.В. Карпов обосновал и концептуализировал новое направление психологических исследований – метакогнитивную психологию деятельности, которая позволила синтезировать два важнейших направления современной психологии – когнитивную психологию и психологическую теорию деятельности. В русле основанного и разрабатываемого им направления он сформулировал и развил целый ряд оригинальных психологических концепций, получивших широкое признание научного сообщества. Это, в первую очередь, - общая теория принятия решения, впервые позволившая обобщить и объяснить базовые закономерности всех основных классов процессов принятия решения (индивидуальных, групповых, управленческих и др.); концепция интегральных психических процессов, в которой выявлен и изучен новый класс психических процессов – интегральные процессы; обобщающая психологическая теория деятельности, раскрывающая основные психологические механизмы структурно-уровневой организации деятельности и являющаяся наиболее полной, нежели все существовавшие ранее концепции деятельности; психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности, а также концепция метакогнитивной организации деятельности, поведения и общения. Особое место во всех этих концепциях уделено изучению одного из наиболее сложных и одновременно – ответственных, перспективных типов профессиональной деятельности – управленческой, организационной, в результате чего им предложена новая, оригинальная концепция – трансформационная концепция менеджмента.

Интенсивное развитие указанных концепций в трудах А.В. Карпова и его учеников характеризуется единством методологических оснований и теоретических подходов, четкой организационной и институциональной оформленностью, что объективно свидетельствует о вполне сложившейся оригинальной научной школе, основанной и возглавляемой им. Научные труды А.В. Карпова широко цитируются в научной литературе, а предложенная им общая теория принятия решения является самой цитируемой в данной области психологии. В настоящее время научные исследования А.В. Карпова направлены на изучение качественно нового класса процессов психики – метакогнитивных и метарегулятивных процессов, в результате чего им, в частности, разработана обобщающая концепция структурно-уровневой организации системы психических процессов. Кроме того, в рамках этих исследований им разработан и обоснован принципиально новый методологический подход к изучению психических явлений - метасистемный подход, существенно углубляющий фундаментальный принцип научного познания - принцип системности. Кроме того, в течение длительного времени А.В. Карпов руководил научно-исследовательскими разработками по специальной тематике, связанной с повышением обороноспособности страны. Все проводимые им научные исследования и разработки, наряду с высоким теоретическим уровнем, характеризуются и ярко выраженной практической направленностью, подтверждением чего является существенный экономический и гуманитарный эффект от внедрения их результатов.

А.В. Карпов – автор более 400 научных трудов (в том числе – 12 монографий). Научные работы А.В. Карпова изданы в ряде стран – Финляндии, Канаде, Греции, в странах СНГ. Он - автор фундаментальных монографий «Психология принятия управленческих решений» (1997), «Методологические основы психологии принятия решения» (1999), «Психология рефлексивных механизмов управления» (1999), «Общая психология субъективного выбора» (2000), «Психология групповых решений» (2000), «Психология рефлексии» (2002), «Психология профессиональной адаптации» (2003), «Психология рефлексивных механизмов регуляции деятельности» (2004), «Метасистемная организация уровневых структур психики» (2004), «Психология метакогнитивных процессов личности» (2005), «Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности» (2006), «Теория и практика развития педагогической рефлексии» (2006), «Психология управленческой деятельности» (2006). 10 монографий А.В. Карпова опубликованы ведущим психологическим издательством страны – Издательством Института психологии Российской Академии наук. Наряду с этим, им опубликован и ряд глав в коллективных монографиях того же издательства. А.В. Карпов – автор и научный редактор 4 базовых учебников по психологии – «Психология менеджмента» (1999, 2001); «Общая психология» (2002, 2004); «Психология труда» (2004); «Политический менеджмент» (2004), имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и УМО по психологическому образованию классических университетов России. Кроме того, А.В. Карпов – автор более 10 учебных пособий по основным психологическим дисциплинам университетской программы подготовки психологов и соавтор еще двух учебников по психологии для непсихологических факультетов (серия «Учебники нового века»). Ряд работ А.В. Карпова вошел в хрестоматии по психологическим дисциплинам. Под научной редакцией А.В. Карпова опубликовано более 30 сборников научных трудов международного, российского и регионального уровней. А.В. Карпов систематически публикует научные статьи в рецензируемых психологических журналах - в «Психологическом журнале», в «Вопросах психологии», в журналах «Прикладная психология», «Человеческий фактор» и др.

За последние 5 лет А.В.Карповым опубликовано свыше 150 научных работ, в том числе – 6 монографий, 7 учебников и учебных пособий (в том числе – и с грифами Министерства науки и образования и УМО). На монографии и учебники А.В. Карпова опубликованы положительные рецензии в ведущем периодическом издании страны – в «Психологическом журнале» (в частности, - на монографии «Психология принятия управленческих решений», «Психология рефлексивных механизмов деятельности»). А.В. Карпов активно участвует в организации и проведении общепризнанных и авторитетных в научном сообществе российских и международных конференций, конгрессов и съездов. Это, в частности, II-ой съезд Российского психологического общества (сопредседателем которого являлся А.В. Карпов), III-ий съезд этого же общества (Санкт-Петербург, 2003 г.); Международный конгресс по психологии деятельности (Финляндия, 1998 г.); Международный психологический конгресс (Канада, 1999); Международные конгрессы «Социальная психология ХХI века» (2001, 2003, 2005); Международная конференция по творческому наследию Я.А. Пономарева (Москва, 2005) и др.

А.В. Карпов успешно сочетает научную и педагогическую деятельность. Он – педагог высшей квалификации; ведет все виды учебных занятий в вузе, а также оказывает консультативную помощь в их организации и проведении преподавателям других вузов региона и страны. На основе творческого обобщения собственного педагогического опыта, а также опыта подготовки психологов в ЯрГУ им разработана качественно новая программа подготовки, предполагающая трехуровневую структуру высшего психологического образования. Данная структура широко обсуждена на проведенных под руководством А.В. Карпова Российских научно-методических конференциях; она получила одобрение и рекомендована для широкого использования.

Под руководством А.В. Карпова подготовлено 18 кандидатов и 2 доктора психологических наук (работа над еще одной докторской диссертацией под его руководством завершается в настоящее время). Сейчас он руководит подготовкой 9 аспирантов. Под его руководством успешно защищено свыше 100 дипломных работ. Он - руководитель разработки и внедрения новой специализации – «Организационная психология и менеджмент», позволяющей осуществлять подготовку по одной из наиболее остро востребованных профессий – менеджера по управлению персоналом. Разработка и внедрение данной специализации, а также вся учебная, учебно-методическая и организационная работа, проводимая им на факультете, получила широкое признание, объективным свидетельством чего явилось то, что факультет стал одним из победителей конкурса Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса. Россия) в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». А.В. Карпов является также одним из основных разработчиков ГОСа 3-го поколения для психологических факультетов.

А.В. Карпов – заместитель председателя докторского диссертационного совета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, член докторского совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; являлся также членом докторского совета Института психологии РАН (2000-2002 гг.). Длительное время (1995-2005 гг.) он являлся членом Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда; в настоящее время он – эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. А.В. Карпов – член Ученого Совета ЯрГУ, председатель совета факультета психологии.

А.В. Карпов трижды подряд побеждал в конкурсе «Лучший ученый ЯрГУ» (1999, 2002, 2005 гг.), а также в конкурсе «Лучший методист ЯрГУ» (2001, 2005 гг.). Возглавляемый им факультет в течение последних пяти лет неизменно занимает первое место по научной работе в университете.

Объективным подтверждением высокого качества научных исследований А.В. Карпова и возглавляемой им научной школы выступает и тот факт, что в течение длительного времени он является победителем конкурсов грантов ведущих научных фондов страны: РГНФ (5 проектов); РФФИ (2 проекта); Министерства науки и образования (4 проекта); Института «Открытое Общество» (4 проекта), а также конкурса грантов Президента РФ для ведущих научных школ и молодых ученых (2 проекта). Кроме того, он руководил рядом научных целевых программ Министерства науки и образования РФ (в частности, - Федеральной целевой программой «Интеграция»).

Научная и педагогическая деятельность А.В. Карпова получила высокую оценку не только в кругах научной общественности, но и на уровне государственных организаций. Он – Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член Российской Академии гуманитарных наук, академик Международной Академии наук высшей школы, Международной Академии психологических наук, Балтийской педагогической Академии. А.В. Карпов – лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации – «Личность года в психологической науке» (2005 г.). Он награжден Почетным знаком Губернатора Ярославской области «За заслуги в науке». Является победителем областных конкурсов на лучшую научную работу в 2002 и в 2005 гг. Дважды являлся стипендиатом Президента РФ (1998-2000; 2001-2003 гг.).

А.В. Карпов - член редакционного совета «Российского психологического журнала», а также редакционных коллегий журналов «Психология», «Вестник Ярославского отделения Российского психологического общества» и журнала «Человеческий фактор».

Признанием вклада А.В. Карпова в развитие психологической науки и психологического образования должно рассматриваться и то, что он является членом Президиума Российского Психологического общества и членом Президиума УМО по психологии классических университетов России. Он также является председателем Ярославского отделения Федерации психологов образования России и председателем Ярославского отделения Межрегиональной эргономической ассоциации. А.В. Карпов имеет многочисленные награды и поощрения различного уровня: он награжден Грамотой Министерства науки и образования РФ; трижды – Почетными грамотами Губернатора Ярославской области «За заслуги в научной и педагогической деятельности»; имеет более 20 благодарностей руководства университета; имеет звание «Почетный преподаватель ЯрГУ», награжден медалью «Человеческий фактор. За заслуги в науке».

Общая психология

Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова

в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии

ГАРДАРИКИ

УДК 159.9(075.8) ББК 88.3

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук, профессор В.А. Барабанщиков; кафедра психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

К о л л е к т и в а в т о р о в:

канд. психол. наук, доц. Н.П. Ансимова; д-р психол. наук, проф.А.В. Карпов; канд. психол. наук, доц.Е.В. Карпова; канд. психол. наук, доц.Е.В. Конева (уч. секретарь);

канд. психол. наук, проф. Ю.К. Корнилов; канд. психол. наук, доц.Е.Н. Корнеева; канд. психол. наук, доц.Н.В. Костерина; д-р психол. наук, проф.В.А. Мазилов;

канд. психол. наук, доц. Н.Н. Мехтиханова; ст. преп.И.А. Можаровская;

д-р биол. наук, проф.И.Ю. Мышкин; канд. психол. наук, доц.В.Е. Орел;

ст. преп. А.В. Панкратов; канд. психол. наук, доц.Н.Г. Рукавишникова;

канд. психол. наук, доц. А.Э. Симоновский; канд. психол. наукВ.К. Солондаев; канд. психол. наук, доц.А.Ю. Субботина; канд. психол. наук, проф.А.П. Урванцев; д-р психол. наук, проф.А.В. Черемошкина; канд. психол. наукМ.В. Юркова

О-28 Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с

ISBN 5-8297-0111-1

В учебнике изложены основные разделы учебного курса общей психологии, представлены традиционные и современные подходы к решению теоретических проблем данной области психологии.

Предназначается для студентов-психологов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

УДК 159.9(075.8) ББК 88.3

ISBN 5-8297-0111-1 © «Гардарики», 2004

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Что такое психология

Психология («психе» - душа, «логос» - учение, наука) - слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология - это наука о психике. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

В данном учебном пособии будет рассматриваться другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике, душе. Отечественный психолог М.С. Роговин (1921-1993) утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. По выражению французского психолога П. Жане (1859- 1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно - во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода - самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология - это далеко не вся

психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу, факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.

§ 2. Возникновение психологии

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850-1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, главным образом философии и естествознания. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». Повседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищницу знаний о психическом.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с возникновением человеческого общества.

Философская психология возникает значительно позднее. М.С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длительным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Скорее всего оно может быть отнесено к VII-VI вв. до н.э. «Возникновение философской психологии закономерно в том смысле, что, когда человеческое общество достигает определенной ступени развития производительных сил и производственных отношений, культуры, государственности, возникает философская психология - составная часть первичных и разрозненных научных знаний; из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии»*.

* Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 6.

Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу. Историческая миссия выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. Вундтом (1832-1920). В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных* Вундт впервые сформулировал программу разработки физиологической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундаментальном труде «Основы физиологической психологии» была предпринята попытка «обоснования новой области в науке», в 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как продукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии - «психология народов» (культурная, или историческая, психология). В 1900-1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психологию народов». Вундтовская программа получила признание научного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования»(Philosophiscbe Studien). Вундт хотел назвать свой журнал «Психологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал

(хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологические исследования».

Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание, справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.) «О душе».

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и гуманиста М. Марулича (1450-1524) впервые, насколько можно судить, употребляется слово «психология». Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону (1497-1560), немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. «Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни(psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях»*. В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гок-лениуса), в названии которой на греческом языке также используется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее...»**. Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679-1754). Лейбниц в XVII в. использовал термин «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а по истории психологии - труд талантливого философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби Ф.А. Каруса. Это третий том его «Научного наследия» (1808).

* Брес И. Генезис и значение психологии // Современная наука: Познание человека. М.: Наука, 1988.

** Там же.

§ 3. Предмет психологии

В буквальном смысле слова психология - это учение о психике. Психея, или Психе, - в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 - ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека - его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешнего, о чем свидетельствуют те же сновидения. М.С. Роговин отмечает, что понятие души возникает у всех народов как обобщение и сведение к некоторому наглядному образу того, что мог охватить ум древнего человека в смысле психики. В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в его противопоставлении неживому. Первоначально душа еще не была чем-то чуждым телу, какой-то иной сущностью, а выступала как двойник человека с теми же потребностями, мыслями и чувствами, поступками, как у самого человека. «Понятие о душе как о совершенно иной сущности возникло впоследствии, когда вместе с развитием общественного производства и дифференциацией общественных отношений, вместе с развитием религии, а затем и философии душа начинает трактоваться как нечто, принципиально отличное от всего того, что существуетв реальном мире»*. Постепенно наглядный образ, служащий для обозначения души, бледнеет, уступая место понятию

бесплотной абстрактной силы, гетерогенной заключающему ее телу.

* Роговин М.С. Указ. соч. С. 5.

Таким образом, уже в донаучной психологии завершается отделение духовного от материального, каждое из которых начинает выступать как некоторая самостоятельная сущность.

В течение многих веков душа являлась предметом рассуждений философов и богословов. Никаких специальных исследований не проводилось: мыслители ограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающих их выводы. Самонаблюдение не было систематическим, чаще всего оно использовалось для того, чтобы подтвердить справедливость умозрительных построений, хотя справедливости ради следует отметить, что отдельные авторы, например Августин Блаженный (370-430), были удивительно проницательны.

Французский философ Р. Декарт (1596-1650) устранил понятие души как посредницы между духом и телом. До Декарта душе приписывались воображение и чувство, которыми наделяли также животных. Декарт отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума. Таким образом душа оказалась связанной со способностью мышления. Животные стали бездушными автоматами. Такой же машиной стало и человеческое тело. Устранение души в прежнем смысле (в каком она понималась в средневековой и в античной философии) позволило Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и протяженную (дух и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Именно декартовское противопоставление создало основу для психологии Нового времени. Сформировалось понятие о сознании, под которым подразумевалось, согласно Декарту, «все то, что происходит в нас так, что мы сами непосредственно это в себе воспринимаем». Заметим, что самого термина «сознание» Декарт не использовал, предпочитая говорить про дух(mens). Декарт заложил основы понимания сознания как замкнутого в себе внутреннего мира. Он же предложил идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью интуиции (самонаблюдения). Так появляется метод, получивший впоследствии наименование интроспекция (от лат.introspecto - смотрю внутрь, всматриваюсь). Достоинством этого метода (как полагали сторонники интроспекции) является то, что он позволяет получить достоверное, очевидное знание. Во всяком случае это следовало из декартовской философии.

Предмет психологии неоднократно менялся. После Декарта психология была психологией сознания. Возникшая во второй половине XIX в. научная психология также была психологией сознания. В. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. Многие психологи XIX в. исходили из того, что самонаблюдение, интроспекция является основным методом психологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному. Исторический путь психологии показал, что самонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний о психике. В о - п е р в ы х, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. В о - в т о р ы х, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко (1825-1893), И. Бернгейма (1840-1919) и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856-1939) стало совершенно ясно, что сознание - это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В - т р е т ь и х, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В - ч е т в е р т ы х, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т.е. искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.

Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).

Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные предметы, использовали различные методы и т.д.

Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920-1930-х гг. закладываются методологические основы советской психологии, формулируются методологические принципы. Особенно велика заслуга в деле становления отечественной психологической науки таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих десятилетий. В монографии М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: Русский путь» прослежена история формирования отечественной психологической школы изучения поведения, во многом повлиявшей на психологические концепции советских психологов. Ограниченность как субъективной, интроспективной, так и объективной, поведенческой психологии советские психологи сумели преодолеть с помощью категории «деятельность». В работах С.Л. Рубинштейна (1889-1960) был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности», давший методологическую основу для опосредствованного исследования психики. Важное значение имели также методологические принципы развития психики в деятельности, детерминизма и др.

Потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к выводу: расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую «составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении.

Накопленные психологией XX в. данные свидетельствовали также о том, что особенности поведения и психического склада человека зависят не только от нервной системы, но и от «конституции» человека, т.е. в конечном счете от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в живом организме существуют неразрывные связи.

К 1960-м гг. психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная - сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Психика - сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным.

Психика - субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром.Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»*, как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем»**.

* Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

** Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 279.

Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражают неудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии. Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной сложности психического. После работ К.Г. Юнга (1875-1961) и его последователей вряд ли приходится сомневаться в трансперсональной природе психического. «Трансперсональная психология - это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять»*. Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению психики не является единственно возможным.

* Майкова К.Ю., Майков В.В. Школы современной трансперсональной психологии// Проблемы психологии и эргономики. Вып. 3. 1999. С. 18.

На наш взгляд, психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология.в очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь требуется новое, более широкое понимание предмета психологии. Прообразом (не более того!) может послужить трактовкаPsyche в аналитической психологии Юнга. Новая трактовка психического, несомненно, дело будущего: научной психологии еще только предстоит ее выработать.

Психология, как мы уже говорили, - очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение - задача психологии XXI в. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта»*.

* Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб.: Кентавр, 1994. С. 111.

§ 4. Методы современной психологии

Слово «метод» (в переводе с греч. - путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, т.е. пути, познания - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки - в единственном числе - можно разуметь систему ее методов в их единстве»*.

* Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. С. 27.

Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов. Задача науки мыслилась В. Вундтом как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.

Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии - как «поведения» - снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.

Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования 3; Фрейда, других представителей глубинной психологии, Вюрцбургской школы, необихевиористов) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.

Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными (intervening variables) или конструктами(constructs) и, в сущности говоря, составляют часть психологии поведения»*.

* Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. С. 90.

В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), также разрабатывалось представление об опосредствованном характере психологии методов.

В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследования заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъект-субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2)эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрический и биографический); 3)обработки данных (количественный и качественный); 4)интерпретационные (различные варианты генетического и структурного). Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Альтернативную классификацию методов предложил Б.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2)теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и 3)интерпретации иописания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта. Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе - метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный - метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования - метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго -- индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего - модели объекта, процесса, состояния. От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурнофункциональное и функционально-структурное. Дружинин считает, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) - другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает

Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.

Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровеньметодического приема, уровень

метода, уровень организации исследования,уровень методологического подхода.Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект - инструмент - объект». В качестве оснований для классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них (мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использования внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на:

деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь

«чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение).

Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это - одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.

§ 5. Структура современной психологии

Современная психология - интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной сталаистория психологии, в центре внимания которой - исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям. Традиционно для классификации используются следующие основания:

1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спортаи т.п.);

2) развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психологияи т.п.);

3) социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности,

психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.).

Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с Другими науками можно выделить

психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»*.

* Современная психология / Пол ред. В.Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. С. 10.

В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач»*. Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

* Там же. С. 8.

В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

§ 6. Место психологии в системе наук

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?

В XIX в. большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом (1798-1857). В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой, а находится (согласно закону трех стадий) на метафизической ступени. Для первой половины XIX в. эта констатация была в целом справедливой, хотя попытка заменить психологию френологией воспринимается как исторический курьез. С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой для наук о духе.

Классификации наук разрабатывались и в XX в. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым (1903- 1985). Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин:естественные, социальные ифилософские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология - одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»)*. В своем докладе на XVIII

- Карпов А.В. - 2005.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

Оглавление
От автора 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления 11
1.1. Предыстория науки управления 11
1.2. Основные школы науки управления 15
1.3. Общие подходы в теории управления 23
1.4. Современное состояние теории управления 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38
2.1. Сущность управленческой деятельности 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации 65
3.1. Сущность организации 65
3.2. Иерархические структуры 68
3.3. Адхократические (органические) структуры 71
3.4. Основные понятия теории организации 75
Глава 4. Функция целеполагания 84
4.1. Сущность функции целеполагания 84
4.2. Типология целей организации 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91
Глава 5. Функция прогнозирования 98
5.1. Определение функции прогнозирования 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования 108
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования 110
6.3. Типология планирования и его принципы 113
Глава 7. Функция организации 118
7.1. Понятие организационной функции 118
7.2. Процессы делегирования полномочий 120
Глава 8. Функции принятия решения 126
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования 143
9.1. Определение функции мотивирования 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция 159
10.1. Определение коммуникативной функции 159
10.2. Типы организационных коммуникаций 162
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции 175
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя 187
12.1. Определение системы кадровых функций. 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196
Глава 13. Производственно-технологические функции 202
13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215
14.1. Понятие производных функций управления..... 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229
15.1. Понятие перцептивных процессов 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав. 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273
17.1. Общепсихологическое понятие мышления 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289
Глава 18. Интеллект руководителя 296
18.1. Понятие интеллекта в психологии 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов. . . 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . 351
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425
21.1. Коммуникативное поведение руководителя 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470
23.1. Содержательные теории мотивации 472
23.2. Процессуальные теории мотивации 479
23.3. Понятие внутренней мотивации 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти 501
24.3. Теории лидерства и стили управления 506
Глава 25. Способности к управленческой деятельности.... 525
25.1. Понятие способностей в психологии 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики 530
25.4. Общеорганизационные способности 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь 548
Приложение 566
Литература 569


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология менеджмента - Карпов А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Название: Психология менеджмента.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

В отечественной литературе по теории и психологии управления сложилась традиция начинать изложение с указания на то, что произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие радикальные социально-экономические изменения резко повысили актуальность этих областей науки. Это хотя и правильно, но неточно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, что теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное - нор мальное место - то, которое им по праву принадлежит и в науке, и в менеджменте за рубежом.

Оглавление
От автора 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления 11

1.1. Предыстория науки управления 11
1.2. Основные школы науки управления 15
1.3. Общие подходы в теории управления 23
1.4. Современное состояние теории управления 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38
2.1. Сущность управленческой деятельности 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации 65
3.1. Сущность организации 65
3.2. Иерархические структуры 68
3.3. Адхократические (органические) структуры 71
3.4. Основные понятия теории организации 75
Глава 4. Функция целеполагания 84
4.1. Сущность функции целеполагания 84
4.2. Типология целей организации 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания 91
Глава 5. Функция прогнозирования 98
5.1. Определение функции прогнозирования 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования 108
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования 110
6.3. Типология планирования и его принципы 113
Глава 7. Функция организации 118
7.1. Понятие организационной функции 118
7.2. Процессы делегирования полномочий 120
Глава 8. Функции принятия решения 126
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования 143
9.1. Определение функции мотивирования 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция 159
10.1. Определение коммуникативной функции 159
10.2. Типы организационных коммуникаций 162
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции 175
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя 187
12.1. Определение системы кадровых функций 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом 196
Глава 13. Производственно-технологические функции 202
13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215
14.1. Понятие производных функций управления 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229

15.1. Понятие перцептивных процессов 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273
17.1. Общепсихологическое понятие мышления 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289
Глава 18. Интеллект руководителя 296
18.1. Понятие интеллекта в психологии 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений 351
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425
21.1. Коммуникативное поведение руководителя 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470
23.1. Содержательные теории мотивации 472
23.2. Процессуальные теории мотивации 479
23.3. Понятие внутренней мотивации 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти 501
24.3. Теории лидерства и стили управления 506
Глава 25. Способности к управленческой деятельности 525
25.1. Понятие способностей в психологии 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики 530
25.4. Общеорганизационные способности 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь 548
Приложение 566
Литература 569