Райгородский психология и психоанализ характера. Психология и психоанализ характера

На этой странице сайта находится литературное произведение автора, которого зовут Райгородский Д Я. . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Психология и психоанализ характера в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Райгородский Д Я. - Психология и психоанализ характера без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Психология и психоанализ характера = 676.11 KB

«Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Редактор-составитель - Д.Я.Райгородский»: БАХРАХ; Самара; 1997
Аннотация
Предлагаемая читателю книга являет собой первое отечественное издание, где представлена полная типология социальных и индивидуальных характеров, типология акцентуированных характеров у взрослых и подростков и психоаналитическая типология характеров. Книга предназначена для психологов, педагогов, юристов, криминалистов, психиатров, а так же для тех, кто интересуется проблемой человеческих характеров и поведения людей.
Д.Я. Райгородский
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТЕРА
Фрагменты истории характерологии
Предлагаемая книга является логическим продолжением «Теорий личности в западно-европейской и американской психологии», вышедшей в 1996 году. Эти две книги и составляют попытку раскрытия психологии личности и психологии характера в хрестоматийном варианте, представляющем точки зрения авторов различных школ и направлений.
Но если теории личности, при всей противоречивости точек зрения их авторов, являются более или менее общепринятыми, то с теорией характеров, с классификацией характеров дело обстоит значительно сложнее.
Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Его классификация типов, распространенных тогда в афинском обществе, многие годы считалась образцом типологии характеров. И лишь в XVII в. переводчик Теофраста - Ла-Брюйер издал книгу сатирических очерков о характерах.
Первая попытка классификации характеров с научной целью была предпринята создателем френологии Галлем. Именно первая половина XIX в. считается началом возникновения науки о характерах. В теории Галля перечисляется 27 элементарных психических способностей из которых слагается человеческий характер.
Несмотря на критику перечня 27 способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, любопытно отметить первые пять из этого перечня: 1) инстинкт размножения; 2) любовь к потомству; 3) привязанность, дружба; 4) наклонность к борьбе и самозащите; 5) разрушительный инстинкт.
Пройдет 100 лет, и некоторые «способности» из перечня Галля получат не только теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX в. В начале XX в. А.Ф.Лазурский пишет: «Ближайшей целью систематического изучения индивидуальных характеров является… составление естественной и общепринятой классификации, которая, с одной стороны, давала бы возможность причислить любое изучаемое лицо к известной определенной группе, а с другой стороны - представляла бы достаточный исходный пункт для дальнейшего изучения людских разновидностей».
В 1896 г. в Англии вышла книга Ф.Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека». Эта небольшая книга в 126 страниц может быть осталась бы незамеченной, если бы не несколько обстоятельств. Впервые в конце XIX в. появился новый, принципиально отличный, взгляд на характер, неизвестный психологии до того времени.
Ф.Джордано пишет: «Существует два характера, фундаментально отличные друг от друга, два ясно выраженных типа характеров (с третьим промежуточным): у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым». По меткому замечанию К.Юнга: «Джордан описывает в общих чертах только экстравертный и интровертный типы».
Но этим не ограничивается значение работы Ф.Джордано в истории типологии характеров. Он впервые затрагивает проблему «психологических типов в биографике», продолженную В.Оствальдом, написавшим в 1910 г. «Знаменитые мужчины» и Э.Кречмером, в его работе «Строение тела и характер», где типологии в «биографике» уделено значительное место.
В какой-то мере на вопросы, поставленные А.Ф. Лазурским, пытался ответить Ф.Полан. Изданная им книга «Психология характера» давала впервые интересную классификацию характеров. По его мнению наша душевная жизнь состоит из ряда стремлений, которые, комбинируясь друг с другом и воздействуя друг на друга, образуют всю сложность человеческой личности. Эти стремления, комбинируясь между собой по строгим законам, и определяют строение нашего характера. Но каковы эти законы? Их несколько. Закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные. Закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные элементы душевной жизни обладают способностью вызывать к деятельности другие элементы, находящиеся с ними в зависимости. Он указывает и на другие законы: ассоциации по противоположности, смежности и другие.
Но классификация Ф.Полана представляла собой не столько группировку важнейших характеров, сколько перечень важнейших качеств и особенностей, относящихся к душевной жизни и содержанию чувствований.
Классификация Н.Лосского близка к полановской, но основным первичным свойством душевной деятельности Лосский считает волю, характеризующуюся особым типом активности, благодаря которому все переживаемое нами окрашивается чувством нашего «Я». Различная роль «Я» в психической деятельности человека послужила основой классификации Н.Лосского; он делит всех людей на типы: чувственный эгоцентрический и сверхличный.
Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений. Эти стремления являются как бы данными извне, и источник их находится не в физических потребностях организма, а в факторах высшего порядка: высших, религиозных, научных и эстетических запросах. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли, которую они признают руководительницей своих поступков. Так за полвека до А.Маслоу появилось несформулированное представление о «самоактуализации».
Этот взгляд на историю проблемы был бы неполным, если не сказать о В.Штерне. Именно он в 1900 г. заявил, что совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний. Он считал, что вся психология индивидуальных различий (так он называл характерологию) сводится только к разбору и анализу отдельных сторон личности.
Очевидно, что книга В.Штерна «Психология индивидуальных различий», вышедшая в Лейпциге в 1900 г., и различные неудачные попытки других авторов классифицировать характеры, позволили А.Ф.Лазурскому заметить: «Мы видим, что составление естественной классификации характеров, которая, с одной стороны, охватывала бы всю сложность человеческого характера, каким он наблюдается в жизни, а с другой - давала бы возможность распределять по группам эти сложные характеры, представляется делом далеко не легким».
Справедливости ради, надо сказать, что еще до А.Ф. Лазурского в России была создана типология детских характеров. Речь идет о работе П.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение». Об этой работе А.Ф.Лазурский писал, что «то, что П.Лесгафт называет школьными типами… можно рассматривать как классификацию детских характеров». Работа П.Лесгафта имеет особое значение для отечественной психологии не столько точностью наблюдений и содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией. Начиная с этой работы, весь XX век в отечественной детской и возрастной психологии пройдет под углом зрения «семья-ребенок», исключив альтернативную, важнейшую точку зрения - «ребенок-семья».
Вообще с «проблемой характера» отечественной психологии не повезло. Единственная «фундаментальная работа» «Вопросы психологии характера» Н.Д.Левитова, вышедшая в 1956 г., а затем переиздававшаяся несколькими изданиями до 1969 г. под названием «Психология характера», имела как многочисленных предшественников, которые в той или иной мере занимались проблемой характера, так и последователей. В их числе Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.А.Климов, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и другие.
Н.Д.Левитов, излагая концепцию книги, которая в основном посвящена исследованию характеров старшеклассников, пишет: «В книге профилирует психология характера советского человека, концепция характера раскрыта как содержательный и общественно значимый компонент личности».
В разделе «Направленность как компонент характера» Н.Д.Левитов пишет «Советского психолога прежде всего интересует содержание направленности. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество… Само по себе мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и деятельность».
За 46 лет до Н.Д.Левитова эта мысль была высказана А.Ф.Лазурским и определила направление отечественной характерологии. Нельзя не поражаться психологической интуиции А.Ф.Лазурского. В сущности, в истории психологии он первый сформулировал понятие «социального характера» еще за 18 лет до Э.Фрамма. Он писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиологию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером: другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова».
Что надо понимать под терминологической и парадигмальной конструкцией «психология советского человека»? (Н.Д.Левитов). Не формулируя и не ссылаясь на зарубежных психологов, Н.Д.Левитов, в сущности, подводил нас к понятию «основной личности» или «модальной личности» А.Кардинера (1945 г.). Кардинер считал, что характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в «базисной (основной) личностной структуре». Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. Оно служит матрицей, на основании которой развиваются черты характера. Основная личность - своего рода усредненный характер определенного общественного строя, черты которого есть существенные признаки народа. Это вызвано конкретно исторической судьбой народа, его идеологией или религией.
Особое влияние на отечественную характерологию оказала работа Д.Хонигмана «Культура и личность» (1954). Основную задачу своей работы он видел в изучении того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях данного социального окружения. При этом он выделяет два типа явлений, связанных с культурой: первый - «социально стандартизированное поведение» - действия, мышление, чувства… определенной группы; второй - «материальные продукты… поведения такой общности». Мысль Д.Хонигмана, что «личность означает культуру, отраженную в индивидуальном поведении», легко трансформируется в положение, что характер означает мировоззрение, отраженное в индивидуальном поведении, что неоднократно подчеркивает Н.Д.Левитов.
Последователь Д.Хонигмана - Д.Хсю предложил переименовать направление «Культура и личность» в «психологическую антропологию», которая «имеет дело а) с осознанными и неосознанными идеями, распространенными у большинства индивидов в данном обществе, как индивидуальные и б) с осознанными идеями, управляющими действиями многих индивидов, существующими как групповые, иногда описываемые в терминах групповой психологии или коллективных представлений.
В сущности, А.Кардинер, Д.Хонигман, Д.Хсю и Н.Д.Левитов говорят об одном и том же, - они говорят о том, что за много лет до них четко сформировал Э.Фромм: «Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т.е. отдельных людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером … В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и. общего образа жизни (курсив Фромма - Д.Р)
Однако, это определение дает только общую формулировку социального характера. Какова же функция социального характера?
«Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры».
Эти определения подводят нас к основному вопросу: каковы критерии при определении нормы и патологии характера. И мы вынуждены ответить, что если образ жизни человека совпадает с каким-либо образцом поведения, принятом в наше время, то это норма. Но понятие о том, что является «нормой», различно не только в разных культурах, но даже с течением времени, в пределах одной и той же культуры, а также среди различных классов общества.
И.Сэпир еще в 1932 г. в своей работе «Культурная антропология и психиатрия» точно подметил, что одно из достоинств современной антропологии состоит в том, что она постоянно открывает заново представление о нормальном, стандартном образце.
«В силу существенно важных причин каждая культура придерживается веры в то, что присущие ей чувства и стремления являются единственным, нормальным выражением „человеческой природы“, и психология не составляет исключения из этого правила». И поэтому «не существует некой „нормальной психологии“, справедливой для всего человечества».
Во времена исторических перемен, смены общественного строя «нормальные образцы поведения» меняются с такой быстротой, что возникает массовое отклонение от «нормы». Эту патологию можно легко обнаружить без глубокого изучения структуры личности. Она имеет как минимум два показателя: 1) ригидность реагирования; 2) разрыв между возможностями человека и их реализацией.
«Ригидность реагирования - это отсутствие той гибкости, которая позволяет людям реагировать различным образом на разные ситуации», и примерами этого полна наша сегодняшняя жизнь.
«Расхождение между потенциальными возможностями данного человека и его действительными жизненными достижениями бывает вызвано лишь внешними факторами. Но… если, несмотря на свои дарования и благоприятные внешние возможности для их развития, человек остается бесплодным; или, имея все для того, чтобы чувствовать себя счастливым, он не может наслаждаться этим», … то перед нами невротик, стоящий сам у себя на пути.
Отечественная типология социальных характеров впервые появилась только в свободной России. Ее автор - Б.С.Братусь. Типология Б.С.Братуся методологически лежит более в русле психологической антропологии или ее истоках, лежащих в русле направления «культура и личность». При этом в рамках единой типологии вырисовываются: а) этнопсихологический тип личности в русской культуре; б) социально-психологический тип личности в советской культуре и в) психосоциальный тип перестроечного времени, дня сегодняшнего.
На первый взгляд? создается впечатление, что три вышеуказанных типа личности, три типа характера не могут вместиться в рамки единой типологии. Но этого не произошло. Б.С.Братусь нашел единую составляющую, которая «объединяет-разъединяет» эти три типа. Этой составляющей, этой основополагающей компонентой явились мораль и нравственность как точка отсчета, как система координат.
Эта классификация характеров по этическому принципу восходит своим началом к Платону, но имеет своих апологетов и в конце XX в. Не случайно в современной академической психологии США сегодня существует два альтернативных определения характера:
1. характер - это этический и моральный аспект личности;
2. характер - мотивационный аспект личности вне любых этических и моральных оценок.
Типология Б.С.Братуся получила частично свою «топологию и идентификации личности» в условиях потери старых идеалов и переходе от традиционной советской «цивилизации» к новой, так и не вставшей на путь модернизации общества. Ее автор И.А.Акчурин, описывая глубинные психологические корни прошлого, приводит ряд архетипов, распавшегося общества:
1. недоверие к другим людям (главное разделение - «наши» и «не наши»).
2. враждебность ко всему новому;
3. «фамилизм - доверие и привязанность прежде всего к кровнородственным отношениям;
4. неумение представить перспективы развития;
5. неумение даже представить себя в другой нетрадиционной роли;
6. плохое знание реальности своего мира (а не его мифологии). И другие.
Говоря о первой отечественной типологии Б.С.Братуся, необходимо отметить ее морально-этическую направленность, восходящую к идеям Э.Фромма о «плодотворной» и «неплодотворной» ориентации характера.
Типология социальных характеров Э.Фромма, представленная на страницах книги, стала уже давно классикой Западной психологии. Но, знакомясь с ней читатель обнаружит, насколько справедливо утверждение К.Хорни: «Понятие о том, что является нормальным, видоизменяется не только в различных культурах, но также с течением времени, в пределах одной и той же культуры (курсив мой - Д.Р.) .
За семь лет существования свободной России сформировались новые типы социального характера, не известные ранее в СССР. И фромовская типология, созданная в 1947г. в США, сегодня в России обрела «второе дыхание». За короткий «миг» вечности, за короткий отрезок человеческой жизни изменилось «субъективное жизненное пространство» (Томэ), возникла новая «тема бытия», т.е. жизненные стремления, доминирующие интересы, изменились ценности и «значимости». Возникла потребность в новой «технике существования». Как пишет Л.И.Анциферова: «Для психолога в названии „техника жизни“ звучит знакомая тема человеческого характера… Томэ ссылается на Теофраста, который в своих „Характерах“ впервые выделил разные типы людей по критерию доминирующих у них типологий существований».
«Рынок» как социально-экономическая панацея породил психологический феномен, известный как «рыночная ориентация характера». Эта рыночная ориентация получает ускоренное развитие с формированием «личностного рынка», который интенсивно развивается в нашей действительности.

Было бы отлично, чтобы книга Психология и психоанализ характера автора Райгородский Д Я. понравилась бы вам!
Если так будет, тогда вы могли бы порекомендовать эту книгу Психология и психоанализ характера своим друзьям, проставив гиперссылку на страницу с данным произведением: Райгородский Д Я. - Психология и психоанализ характера.
Ключевые слова страницы: Психология и психоанализ характера; Райгородский Д Я., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

М.: Бахрах-М, 2009, 640 с.

Предлагаемая читателю книга являет собой первое отечественное издание, где представлена полная типология социальных и индивидуальных характеров, типология акцентуированных характеров у взрослых и подростков и психоаналитическая типология характеров. Книга предназначена для психологов, педагогов, юристов, криминалистов, психиатров, а так же для тех, кто интересуется проблемой человеческих характеров и поведения людей.

Содержание:
Фрагменты истории характерологии
Типологические модели социальных характеров
Типологическая модель Э.Фромма
Человеческий характер и социальный процесс
Человеческая природа и характер
Личность. Темперамент
Характер. Динамическая концепция характера
Типы характера. Неплодотворные ориентации
рецептивная ориентация
эксплуататорская ориентация
стяжательская ориентация
рыночная ориентация
Плодотворная ориентация
общая характеристика
плодотворная любовь и мышление
Ориентация в процессе социализации
Сочетание различных ориентации
Вера как черта характера
Характер и моральное суждение
Типологическая модель Э.Шострома
Манипулятивные характеры
Манипулятивные системы
Плачьте, это полезно
Типологическая модель Б.С.Братуся
Психологический тип личности в русской
и советской культурах
Тип личности перестроечной эпохи
Типологические модели индивидуальных характеров
Типологическая модель К.Юнга
Экстраверсия и четыре функции
Экстравертная установка
Экстравертный мыслительный тип
Экстравертный чувствующий тип
Экстравертный ощущающий тип
Экстравертный интуитивный тип
Интроверсия и четыре функции
Интровертная установка
Интровертный мыслительный тип
Интровертный чувствующий тип
Интровертный ощущающий тип
Интровертный интуитивный тип
Типологическая модель Э.Кречмера
Типы строения тела
Астенический тип
Атлетический тип
Пикнический тип
Распределение типов строения тела по группам: циркулярной и шизофренической
Циклоидные темпераменты
Диететическая пропорция
Социальная установка
Психический темп и психомоторная сфера
Циклоидные варианты
Шизоидные темпераменты
Развитие жизни шизоидов
Психэстетическая пропорция
Социальная установка
Психэстетические варианты
Выразительные движения и психомоторная сфера
Психический темп
Циклотимические и шизотимические средние люди
Теория темпераментов
Типологическая модель У.Шелдона
Психология конституциональных различий
У. Шелдона
Анализ конституциональных различий по
биографическим данным
Типологическая модель Хейманса-Ле-Сенна
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий
Типологическая модель К.Леонгарда
Человек как индивидуальность и как
акцентуированная личность
Методика диагностики личности
Акцентуированные черты личности
Демонстративные личности
Педантические личности
Застревающие личности
Возбудимые личности
Сочетание акцентуированных черт характера
Гипертимические личности
Дистимические личности
Аффективно-лабильный темперамент
Аффективно-экзальтированный темперамент
Тревожные личности
Эмотивные личности
Экстравертированная акцентуация личности и ее
комбинации
Интровертированная акцентуация личности и ее
комбинации
Типологическая модель А.Е.Личко
Психопатии и акцентуации характера
Разграничение психопатий по тяжести и
акцентуаций по выраженности
Типы психопатий и акцентуаций характера в
подростковом возрасте
Краткие сведения о группировках типов
психопатий и акцентуаций характера
Гипертимный тип
Циклоидный тип
Лабильный тип
Астено-невротический тип
Сенситивный тип
Психоастенический тип
Шизоидный тип
Эпилептоидный тип
Истероидный тип
Неустойчивый тип
Конформный тип
Типологическая модель П.Б.Ганнушкина
О, так называемом, нормальном характере
Систематика психопатий
Общие вводные соображения
Статика психопатий
Группа циклоидов
Конструктивно-депрессивные
Конституционально-возбужденные
Циклотимики
Эмотивно-лабильные психопаты
Группа астеников
Группа шизоидов
Мечтатели
Группа параноиков
Фанатики
Группа эпилептоидов
Группа истерических характеров
Группа неустойчивых психопатов
Группа антисоциальных психопатов
Группа конституционально-глупых
Некоторые общие данные
Психоаналитические топологические модели
Типологическая модель А.Лоуэна
Анализ характера
Оральный характер
Мазохистский характер
Истерический характер
Фаллически-нарциссический характер
Шизоидный характер
Р.Мэй. Чтение характера
Портрет личности
Свобода личности, индивидуальность личности.
Социальная интегрированность
Эмпатия - ключ к процессу консультирования
Чтение характера
Забывчивость и оговорки
Семейное созвездие
Исповедь и толкование
Аспекты исповеди
Ограниченные возможности консультирования
Трансформация личности
Ограниченная эффективность совета
Закваска внушения
Конструктивные варианты
Утилизация переживаний клиента

Хрестоматии Д.Я. Райгородского по психологии личности и психологии характера хорошо известны студентам, специалистам и самому широкому кругу читателей. Данная книга знакомит читателя с важнейшими работами в чрезвычайно актуальной для настоящего времени области психологии - психологии масс. Для студентов факультетов психологии, специалистов психологов, социологов, педагогов, юристов, профессиональных политиков, для всех, кого интересуют проблемы массового сознания и поведения людей.

Если вы хотите найти ответ на вопрос «Зачем мне математика?», эта книга для вас. В ней рассказывается о современных приложениях математики, без которых невозможно существование авиации, страхования, железных дорог, медицины, интернета, экономики... Список можно продолжать долго, но проще будет сказать - невозможно существование современного мира, каким мы его знаем.
Эта книга будет полезна широкому кругу читателей, но для наиболее заинтересованных и подготовленных читателей авторы добавили дополнительные сведения, объединив их в специальном приложении.


Скачать и читать Кому нужна математика, Понятная книга о том, как устроен цифровой мир, Литвак Н., Райгородский А., 2017

Брошюра написана по материалам лекции, прочитанной автором 4 декабря 2004 года на Малом мехмате МГУ для школьников 9–11 классов. В ней рассказывается об одной из знаменитых задач комбинаторной геометрии - гипотезе Борсука, которая утверждает, что в n-мерном пространстве всякое ограниченное множество можно разбить на n+1 часть меньшего диаметра. Вначале подробно анализируются случаи малых размерностей и доказывается, что при n=1, 2, 3 гипотеза верна.
Многие главы снабжены задачами. Некоторые из них - это упражнения, прорешав которые, читатель лучше прочувствует материал. На некоторые задачи опирается основной текст. Сложные задачи отмечены звёздочками (некоторые являются открытыми проблемами).
Брошюра рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся математикой: школьников старших классов, студентов младших курсов, учителей. От читателя потребуется знание элементарных понятий комбинаторики, а, кроме того, будет полезным (но не обязательным) знакомство с аналитической геометрией и началами анализа.


Скачать и читать Проблема Борсука, Райгородский А.М., 2006

В сороковые годы XX века известными математиками П. Эрдёшом и Г. Хадвигером была поставлена одна из самых
коротко формулируемых и в то же время одна из самых ярких и трудных задач комбинаторной геометрии - задача о нахождении хроматического числа χ(Rn) евклидова пространства Rn, т. е. минимального числа цветов, в которые можно так раскрасить точки пространства, чтобы точки, отстоящие друг от друга на расстояние 1, оказались раскрашенными в разные цвета. Эта задача до сих пор не решена даже для n=2, т. е. для плоскости, хотя простотой и естественностью своей постановки она сразу привлекла внимание всех математиков. К настоящему времени разработано много интересных и остроумных подходов к её (пока частичному) решению.
Брошюра рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся математикой: школьников старших классов, студентов младших курсов, учителей.

Д.Я. Райгородский

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТЕРА

Фрагменты истории характерологии

Предлагаемая книга является логическим продолжением «Теорий личности в западно-европейской и американской психологии», вышедшей в 1996 году. Эти две книги и составляют попытку раскрытия психологии личности и психологии характера в хрестоматийном варианте, представляющем точки зрения авторов различных школ и направлений.

Но если теории личности, при всей противоречивости точек зрения их авторов, являются более или менее общепринятыми, то с теорией характеров, с классификацией характеров дело обстоит значительно сложнее.

Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Его классификация типов, распространенных тогда в афинском обществе, многие годы считалась образцом типологии характеров. И лишь в XVII в. переводчик Теофраста - Ла-Брюйер издал книгу сатирических очерков о характерах.

Первая попытка классификации характеров с научной целью была предпринята создателем френологии Галлем. Именно первая половина XIX в. считается началом возникновения науки о характерах. В теории Галля перечисляется 27 элементарных психических способностей из которых слагается человеческий характер.

Несмотря на критику перечня 27 способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, любопытно отметить первые пять из этого перечня: 1) инстинкт размножения; 2) любовь к потомству; 3) привязанность, дружба; 4) наклонность к борьбе и самозащите; 5) разрушительный инстинкт.

Пройдет 100 лет, и некоторые «способности» из перечня Галля получат не только теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX в. В начале XX в. А.Ф.Лазурский пишет: «Ближайшей целью систематического изучения индивидуальных характеров является… составление естественной и общепринятой классификации, которая, с одной стороны, давала бы возможность причислить любое изучаемое лицо к известной определенной группе, а с другой стороны - представляла бы достаточный исходный пункт для дальнейшего изучения людских разновидностей».

В 1896 г. в Англии вышла книга Ф.Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека». Эта небольшая книга в 126 страниц может быть осталась бы незамеченной, если бы не несколько обстоятельств. Впервые в конце XIX в. появился новый, принципиально отличный, взгляд на характер, неизвестный психологии до того времени.

Ф.Джордано пишет: «Существует два характера, фундаментально отличные друг от друга, два ясно выраженных типа характеров (с третьим промежуточным): у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым». По меткому замечанию К.Юнга: «Джордан описывает в общих чертах только экстравертный и интровертный типы».

Но этим не ограничивается значение работы Ф.Джордано в истории типологии характеров. Он впервые затрагивает проблему «психологических типов в биографике», продолженную В.Оствальдом, написавшим в 1910 г. «Знаменитые мужчины» и Э.Кречмером, в его работе «Строение тела и характер», где типологии в «биографике» уделено значительное место.

В какой-то мере на вопросы, поставленные А.Ф. Лазурским, пытался ответить Ф.Полан. Изданная им книга «Психология характера» давала впервые интересную классификацию характеров. По его мнению наша душевная жизнь состоит из ряда стремлений, которые, комбинируясь друг с другом и воздействуя друг на друга, образуют всю сложность человеческой личности. Эти стремления, комбинируясь между собой по строгим законам, и определяют строение нашего характера. Но каковы эти законы? Их несколько. Закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные. Закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные элементы душевной жизни обладают способностью вызывать к деятельности другие элементы, находящиеся с ними в зависимости. Он указывает и на другие законы: ассоциации по противоположности, смежности и другие.

Но классификация Ф.Полана представляла собой не столько группировку важнейших характеров, сколько перечень важнейших качеств и особенностей, относящихся к душевной жизни и содержанию чувствований.

Классификация Н.Лосского близка к полановской, но основным первичным свойством душевной деятельности Лосский считает волю, характеризующуюся особым типом активности, благодаря которому все переживаемое нами окрашивается чувством нашего «Я». Различная роль «Я» в психической деятельности человека послужила основой классификации Н.Лосского; он делит всех людей на типы: чувственный эгоцентрический и сверхличный.

Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений. Эти стремления являются как бы данными извне, и источник их находится не в физических потребностях организма, а в факторах высшего порядка: высших, религиозных, научных и эстетических запросах. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли, которую они признают руководительницей своих поступков. Так за полвека до А.Маслоу появилось несформулированное представление о «самоактуализации».

Этот взгляд на историю проблемы был бы неполным, если не сказать о В.Штерне. Именно он в 1900 г. заявил, что совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний. Он считал, что вся психология индивидуальных различий (так он называл характерологию) сводится только к разбору и анализу отдельных сторон личности.

Очевидно, что книга В.Штерна «Психология индивидуальных различий», вышедшая в Лейпциге в 1900 г., и различные неудачные попытки других авторов классифицировать характеры, позволили А.Ф.Лазурскому заметить: «Мы видим, что составление естественной классификации характеров, которая, с одной стороны, охватывала бы всю сложность человеческого характера, каким он наблюдается в жизни, а с другой - давала бы возможность распределять по группам эти сложные характеры, представляется делом далеко не легким».

Справедливости ради, надо сказать, что еще до А.Ф. Лазурского в России была создана типология детских характеров. Речь идет о работе П.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение». Об этой работе А.Ф.Лазурский писал, что «то, что П.Лесгафт называет школьными типами… можно рассматривать как классификацию детских характеров». Работа П.Лесгафта имеет особое значение для отечественной психологии не столько точностью наблюдений и содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией. Начиная с этой работы, весь XX век в отечественной детской и возрастной психологии пройдет под углом зрения «семья-ребенок», исключив альтернативную, важнейшую точку зрения - «ребенок-семья».

Учебник, Т.1 Хрестоматия. Издание второе, дополненное. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1999. - 448 с.Предлагаемая книга - это первое в отечественной практике издание, где изложены теории личности величайших психологов XX века, и каждая теория сопровождается текстом классиков психологии, представленных в этой книге. Это поможет читателю осмыслить значение разных теорий в постижении сложного мира личности. Книга предназначена для психологов, философов, педагогов, юристов, а также для всех тех, кто интересуется психологией личности.Содержание
Теория личности У. Джеймса
Характеристики мышления
Личное сознание
Изменения в сознании
Непрерывное мышление
Выборы сознания
Внимание
Привычка
Чувство рациональности
У. Джеймс. Личность
Познаваемый элемент в личности
Физическая личность
Социальная личность
Духовная личность
Самооценка
Иерархия личностей
Телеологическое значение забот о своей личностиПсихоаналитическая концепция личности
Э. Берн. Что такое человек?
Что человеку надо?
Каковы самые мощные стремления?
Проблема человека
Как люди выражают свои стремления?
Как люди обращаются со своим окружением?
Как человек растет и меняется?
Почему человек должен управлять собой?
Как человек принимает решение?
Для кого все это делается?Теория личности З.Фрейда
Основные представления
Психический детерменизм
Сознание, предсознание, бессознательное
Предсознание
Побуждения или инстинкты
Основные инстинкты
Либидо и агрессивная энергия
Катексис
Структура личности
Ид
Это
Суперэго
Отношения между тремя подсистемами
Психосексуальные стадии развития
Оральная стадия
Анальная стадия
Фаллическая стадия
Генитальная стадия
Сублимация
Препятствия росту
Тревожность
Механизмы защиты
Репрессия (подавление)
Отрицание
Рационализация
Реактивные образования
Проекция
Изоляция
Регрессия
Механизм защиты в целом
З. Фрейд. "Я" и "Оно"
Сознание и бессознательное
"Я" и "Оно"
"Я" и "Сверх-Я" ("Идеал Я")Теория личности К. Юнга
Основные представления
Ориентации: интроверсия и экстроверсия
Функции: мышление, чувствование, ощущение, интуиция
Коллективное бессознательное
Архетипы
Символы
Сны
Эго
"Персона"
Тень
Анима и Анимус
Самость
К. Юнг. О становлении личности
К. ЮНГ. Аналитическая психологияТеория личности А. Адлера
Неполноценность и компенсация
Борьба за превосходство
Жизненные цели
Стиль жизни
Схема апперцепции
Творческая сила самости
Чувство общественного
Кооперация
Жизненные задачи
Препятствия росту
Стремление к личному превосходству
А. Адлер. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат

К. Холни. Невротическая личность
К. Хорни. Наши внутренние конфликты
Базальный конфликт
Движение к людям
Движение против людей
Движение от людей
Идеализированный образЭ. Фромм. Личность в современной культуре
Э. Фромм. Авторитарная личность
Авторитаризм
Разрушительность
Автоматизированный конформизмЭ. Берн. Три аспекта личности
Трансактный анализ
Анализ игр
Анализ сценариевПсихосоциальная концепция личности
Теория личности Э. Эриксона
Доверие и недоверие
Достижение равновесия
Предприимчивость и чувство вины
Умелость и неполноценность
Кризис подросткового возраста
Идентификация личности и путаница ролей
Конфликты среднего возраста
Общечеловечность и самопоглощенность
Цельность и безнадежность
Новый вклад в психоанализ
Э. Эриксон. Жизненный цикл: эпигенез идентичности
Младенчество: развитие узнавания
Раннее детство: воля быть собой
Детство: антиципация ролей
Школьный возраст: идентификация с задачей
Отрочество
За идентичностьюГуманистическая концепция личности
Теория личности К. Роджерса
Основные представления
Поле опыта
Самость
Идеальная самость
Конгруэнтность и неконгруэнтность
Тенденция к самоактуализации
Препятствия к росту
Социальные отношения
Брак
Самость
К. Роджерс. Что значит "Становиться человеком"?
Процесс становления
Заглянуть под маску
Открытие себя в опыте
Человек, который проявляется
Открытость опыту
Вера в свой организм
Внутренний локус
Желание существовать как процесс
Заключение

Теория личности А. Маслоу
Основные представления
Самоактуализация
Исследование самоактуализации
Теория самоактуализации
Самоактуализация по Гольдштейну
" Пик переживания"
"Плато переживания"
Трансцендирование самоактуализации
Иерархия потребностей
Иерархия фундаментальных потребностей
Метамотивация
Жалобы и мета-жалобы
Дефициентная и бытийная мотивация
Дефициентное и бытийное познание
Дефициентные и бытийные ценности
Дефициентная и бытийная любовь
А. Маслоу. Мотивация и личность
Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с ней
Принятие себя, других и мира
Спонтанность, простота, натуральность
Проблемная центрация
Потребность в одиночестве; характер самоустранения
Автономность: независимость от культуры и окружения; воля, активность
Непосредственность оценок
Пиковые и мистические переживания
Чувство общности с человечеством
Межличностные отношения
Демократическая структура характера
Различение целей и средств, добра и зла
Философское, невраждебное чувство юмора
Творчество самоактуализирующихся людей
Устойчивость к влиянию культуры; трансцендентность по отношению к любой определенной культуре
Недостатки самоактуализирующихся людей
Ценности и самоактуализация

В. Франкл. О смысле жизни