Ред л с волковой. Логопедия под ред. Л. С. Волковой

3. Логопедия/ Авт. сост. В.И. Руденко /Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 349 с

4. М. Е. Хватцев Логопедия. В 2 книгах. Книга 1, Книга 2.:Владос, 2010

5. Логопедия: Методическое наследие / под редакцией Л.С. Волковой: в 5 книгах - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

6. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии -. М. , 2007.

7. Детская логопсихология: учеб. пособие / О. А. Денисова [и др.] ; ред. В. И. Селиверстов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Смирнова И. Диагностика нарушений развития речи. Изд.: Детство-Пресс, 2007

9. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. Учебное пособие для вузов. Гриф. 2004

Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. – метод. комплекс / Т.Г. Неретина: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010

11. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учеб. пособие.; Таганрог. ин-т управления и экономики. - 2006.

Дополнительная литература

1. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение / Автор О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; Др.. – 2-е издание. – Москва: Теревинф, 2008.

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., Изд-во «Дидактика Плюс»,-2001.- 272 с.

3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010

Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., «Академия»,2003.

Яковлева Н. Коррекция нарушений письменной речи. Издательство: Каро: СПб, 2009

Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. –М., : Детство-Пресс, 2010

8. Шафеева, А.А. Логопедический массаж: методическое пособие / А.А. Шафеева. – Москва: В. Секачев: ИОИ, 2009.

9. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – 4 е изд. – СПб.: КОРОНА – Век, 2009.

10. Шипицына Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Издательство "Академия/Academia", 2008 г.

11. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

12. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: [формирование представлений о пространстве и времени] : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская; под ред. О. В. Защиринской. – СПб. : Речь, 2005. – 176 с.

13. Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. Логопедия. Дизартрия. – М., 2009.

14. Колобова, Г. Д. Невропатология: учебное пособие для вузов / Г. Д. Колобова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

15. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2008. - 474 с

16. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2010

17. Б.П.Пузанов Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебник пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2008

18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2006

19. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики - 3-е изд., -М.: Академия, 2010

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет М.: Издательство: ВЛАДОС, 2005

Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи М.: Издательский центр «Академия», 2007

22. Речицкая Е.Г Сурдопедагогика. - М.: Издательство: ВЛАДОС, 2004

23. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические знания. - М.: Гном и Д , 2011

24. А. С. Балакирева Ринолалия. Издательство: В. Секачев,2011

25. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова.- М.: АСТ: Астрель, 2008.-

26. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса М.: Издательский центр «Академия», 2006.

27. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

28. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи

29. Программы для СКОУ V вида

30. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.

31. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. -- 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.

32. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

33. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонением в развитии: метод.пособ. для педагога. – М.: ПАРАДИГМА, 2010

34. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии Ростов н/Д: Феникс, 2011

35. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи Издательство Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, 2011

36. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи. Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 2009

37. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008.

38. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

39. Лалаева Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. –– М.: Владос – 2004.

40. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2010.

41. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы Методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009

42. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу "Логопедия". Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.

43. Алмазова А.А.Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие для учителя, М., 2008

44. Алмазова Е.С. логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

45. Архипова коррекционная работа с детьми с церебральным параличем.М.,1989.

46. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2008


ЛОГОПЕДИЯ
Под редакцией профессора
П. С. Волковой
Допущено
Госкомитетом СССР по народному образованию
в качестве учебного пособия
для студентов педагогичиских институтов
по специальности

МОСКВА 1989
\
Авторы:
\ Г Во\ова P И.Л\асв\Ь.ММ\-тюки\.Б.М.Гришипун.Г.В.Чи\
КИ11Ч" F В Лаврова, Г. А.Волкова. В. И. Селиверстов, С.Н.Шаховская,
М. К. Б\рлакова, Л. Г. Парамонова, Т. Б. Филичева. Л. И. Белякова
ОТ РЕДАКТОРА

Рецензенты:
доктор психологических и фили.югических наук, профессор А. АЛеош ь-
(в доктор пе\гогичес\х наук, профессор Е.Ф.Собогович: кафедра
пс\ппато.-югин и логопедии Свердловского педагогического института
Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
fiii спец /Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева,
1\ М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. - М: Просве-
щение, 1989. -528 с.: ил.
В пособии рассматриваются теоретические и методологические основы
погопе\и, различные формы нарушений речи. краткая история логопедии,
а также погросы организации логопедической работы. Книга построена
с учетом традиционного подхода к патологии речи. В неи излагаются до-
стижения советской и \арубежно\теории и практики логопедии. В приложе-
нии ппшюип-ся терминологический словарь.
Нособие предназначено студентам дефектологических факультетов
педагогических институтов, его могут использовать и логопеды-практики.
43000000-373
j\-- til-w
103(033)-89
ISBN 5-09-000754-3
ББК 74.3
c Л. С. Волкова и др.. 1989
Настоящее учебное пособие по логопедии предназначается для
студентов дефектологических факультетов педагогических институ-
тов. Издание данного пособия направлено на повышение качества
подготовки педагогических кадров, совершенствование педагогиче-
ской, а также логопедической работы с детьми.
Основное направление настоящего учебного пособия педаго-
гическое. В нем проводится мысль о том, что формирование пра-
вильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми
нарушениями, коррекция их поведения представляют собой органи-
зованный и целенаправленный воспитательный и учебный процесс.
Материал учебного пособия дается в соответствии с программой
и учебным планом для отделений логопедии дефектологических фа-
культетов. Готовя настоящее учебное пособие, авторы помнили о
том, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, по-
лученными п\и изучении смежных с логопедией дисциплин: психо-
логии, педагогики, психолингвистики, медицинских дисциплин. В са-
мом учебной пособии использованы и объединены достижения цело-
го ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, - от
физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.
Авторский коллектив стремился к тому, чтобы преобладающим при
оценке дефектов речи и их преодолении был психолингвистический
подход, опирающийся на знания студентов, полученные в курсе
психологии речи.

Все этО в целом обеспечивает комплексный подход к изучению
и устранению особенно сложных и системных нарушений речи.

Учебное пособие состоит из четырех разделов и соответствую-
щих глав.

В первом разделе пособия рассматриваются теоретические и ме-
тодологические основы логопедии. В последующих разделах излага-
ются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодож"-
ния, а также вопросы организации логопедической работы, истории
логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой.
В конце пособия дан терминологический словарь.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи н пути их
преодоления, предусматривается: характеристика речевого наруше-
ния в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика,
классификация, динамика, методы н приемы логопедического обсло\
дования и воздействия, вопросы организации логопедической помо-
щи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются

основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а так-
же списком литературы.

В пособии даются наиболее устоявшиеся определения наруше-
ний речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

При подготовке учебного пособия учитывался традиционный
подход н решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный ос-
новоположниками советской логопедии и представленный в имею-
щихся учебниках и учебных пособиях (Н.А.Власовой, Р.Е. Ле-
виной, В.К.Орфинской, О.В.Правдиной, Р.Ф.Рау и Ф. A. Pay,
М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались
данные логопедической науки и практики, отражающие современное
состояние и тенденции дальнейшего развития советской и зару-
бежной теории и практики логопедии.

Основное внимание в соответствии с постановлениями ЦК КПСС
и Совета Министров СССР о школьной реформе уделяется подго-
товке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школь-
ного возраста. Этим подчеркивается основная направленность лого-
педии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов
и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим
только в отдельных разделах учебного пособия рассматриваются
вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом авторов,
в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических
факультетов МГПИ им. В.И.Ленина, ЛГПИ им. А. И. Герцена,
МГЗПИ, НИИ дефектологии АПНСССР и НИИ неврологии АМН
СССР.

Авторами глав являются: глава 1 - Л. С. Волкова, Р. И. Лалае-
ва, Е.М.Мастюкова, главы 2, 3, 8, 18-Е.М.Мастюкова; главы
4, 6-Б. М. Гриншпун, глава 5-Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева;
глава 7 -Г. В. Чиркина, глава 9- Е. В. Лаврова: главы 10, 11 -
Г. А. Волкова, В. И. Селиверстон: глава 12 - Б. М. Гриншпун,
С. Н. Шахинска\ глава 13 ~ М. К. Бурлаковл; главы 14, 17 - -
Р. И. Лалаева; глава 15 - Л. Г. Парамонова; глава 16 - Л. С. Вол-
кова, главы 19, 20, 21, 22 -Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; глава
23-Л. И. Белякова.

в их обсуждении.

Все замечания и пожелания, направленные на дальнейшее со-
вершенствование учебного пособия, будут приняты авторами с
большой благодарностью.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛОГОПЕДИИ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ
ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ
КАК НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ СОВЕТСКОГО ЛОГОПЕДА.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия как наука. Определение, предмет
, и объект логопедии

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их пре-
дупреждения, выявления и устранения средствами специального
обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы,
симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности,

Термин происходит от греческих корней: логос (сло-
во), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает тание правильной речи>.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и
процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой дея-
тельности. Объект изучения -человек (индивидуум), страдающий
нарушением речи.

Нарушения речи,изучаются физиологами, невропатологами, пси-
хологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их
под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами
и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства
речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специ-
ально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к
специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная,
школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

/ Цель и задачи логопедии

Основной целью логопедии является разработка научно обосно-
ванной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нару-
шениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Советская логопедия проникнута оптимизмом и глубоким гума-
низмом, который заключается в создании наиболее благоприятных
условий для всестороннего развития личности детей с нарушениями
речи. В основе се оптимизма лежат важнейшие положения марксист-
ско-ленинской философии о диалектическом взаимодействии биоло-
гического и социального, о возможности преодоления или смягчения
биологического дефекта путем целенаправленного специфиче-
ского социального воздействия. И. II. Павлов, подчеркивая чрезвы-

чайную пластичность центральной нервной системы и ее неограни-
ченные кимпснсаторные возможности, писал: неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изме-
няться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие
условия>".

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить
следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных
формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени
проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития
детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влия-
ния речевых расстройств на формирование их личности, психиче-
ское развитие, на осуществление различных видов деятельности, по-
ведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых наруше-
ний у детей с различными отклонениями в развитии (при наруше-
нии интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики
речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых рас-
стройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и
средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расст-
ройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая,
так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект -
изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных
методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический
аспект - профилактика, выявление и устранение речевых наруше-
ний. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
1) использование межпредметных связей и привлечение к со-
трудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения
(психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педа-
гогов, врачей различных специальностей и др.);

2) обеспечение взаимосвязи теории и практики и связи научных
и практических учреждений для более быстрого внедрения в прак-
тику новейших достижений науки;

3) осуществление принципа раннего выявления и преодоления
речевых нарушений,

4) пропаганда логопедических знаний среди населения для про-
филактики нарушений речи.

Пав.;1 о в И. II. Собр. соч.-М., 1951.-Т. III.- Кн. 2.

Решение данных задач определяет ход логопедического по\д\й-
ствия.

Основным направлением логопедического воздействия является
развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процес-
се логопедической работы предусматривается развитие сенсорных
функций: развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие
познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов
памяти, внимания: формирование личности ребенка с одновремен-
ной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений-, поз-
действие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или
смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способст-
вуя достижению главной цели педагогического воздействия - вос-
питанию всесторонне развитой личности.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на
внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие наруше-
ния речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс.
направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию наруше-
ний речевой деятельности.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана с другими науками. Для того чтобы
успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных рече-
вых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходи-
мо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, меха-
низмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре
нарушений речевой деятельности. Это и определяет тесную связь
логопедии с другими науками.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутри-
системным относятся связи с педагогикой, различными отраслями
специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, оли-
гофренопедагогикой, методиками обучения родному языку, математи-
ке, с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и
лингвистическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии
является учение И. П. Павлова о взаимодействии первой и второй
сигнальных систем, о закономерностях формирования условнореф-
лекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных систе-
мах, учение о динамической локализации психических функций
(И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейро-
психолингвистическое учение о речевой деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова, речь представляет собой слож-
ную психофизиологическую функцию головного мозга, вторую сиг-
нальную систему действительности, является сигналом сигналов.
Первая И вторая сигнальные системы тесно связаны между собой.
Вторая сигнальная система формируется на основе первой. Но впос-
ледствии проявляется регулирующее влияние на первую сигнальную

систему со стороны второй. Слово является сигналом особого свой-
ства, орудием обобщения, абстрагирования. Учет сложных взаимо-
действий первой и второй сигнальной систем позволяет более эф-
фективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений
речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

В книге представлены тексты и извлечения из работ известных ученых по вопросам наиболее тяжелой речевой патологии - алалии (несформированности речи) и афазии (распаду речи). Рассматриваемая речевая патология за последние годы в значительной мере стала появляться все чаще. Материалы учебного пособия могут оказаться крайне своевременными и полезными для понимания этих сложных речевых нарушений (механизмов, симптоматики), их наиболее ранней диагностики и коррекции. Пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических вузов и логопедам.

Фрагмент из книги.
План занятий по речи и методика речевой работы с моторными алаликами
Работа по развитию речи должна включать 3 основных раздела:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие самостоятельной речи.
3. Отработка элементов звучащей речи.
Охарактеризуем в самых общих чертах содержание каждого раздела. Выше мы уже отмечали относительно хорошее состояние сенсорной речи у моторного алалика. Тем не менее в его понимании всегда имеются те или иные, сравнительно незначительные дефекты. Чаще всего эти дефекты сказываются в недостаточно богатом запасе слов, непонимании или в неточном понимании доступных обычному ребенку оборотов речи и выражений, а также в неумении улавливать содержание более или менее сложных и трудных текстов. В качестве примера можно привести, что для моторных алаликов, поступавших в этом году на наше отделение (возраст от 7 до 12 лет), было трудно слушать чтение сказок А.С. Пушкина (многие эпизоды пришлось пересказывать своими словами).


Содержание

От составителей.
АЛАЛИЯ
Н.Н. Трауготт
К вопросу об организации и методике речевой работы
с моторными алаликами.
О А. Хейкинен
Работа с моторными алаликами дошкольного возраста.
Р.Е. Левина
Изучение неговорящих детей.
Л.П. Голубева
Развитие речи неговорящих детей.
A.К. Маркова
Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
Г.И. Жарен нова
Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи.
Л.М. Чудинова
Приемы активизации речи у алаликов.
В.К. Орфинская
Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии.
С.Н. Шаховская
Алалии.
Т.П. Горюнова
Из опыта логопедической работы по преодолению нарушение импрессивной стороны речи.
С.Л. Шаховская
Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной ал ал ней.
НМ. Жинкин
Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями.
Б.М. Гриншпун
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
С.Л. Шаховская
Использование наглядности при развитии речи детей
с алалией.
В.И. Бадаева
Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи.
Н.М. Кузьмина, В.И. Рождественская
Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей -алаликов.
В А. Ковшиков
Экспрессивная алалия.
АФАЗИЯ
А.Р. Лурия
Восстановительные функций мозга после военной травмы.
B.М. Коган
Состояния выраженных апракто-амнестических расстройств.
М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Обзор специальной литературы по преодолению афазии в первой половин? XX в.
М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Восстановление речи на раннем этапе после инсульта.
Э.С. Бейп. ЛХ. Столярова. М.К. ШохорТроцкая (Бурлакова). ТТ. Визелъ
Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта (Методические рекомендации).
Л.С. Цветпкова
Групповые занятия и восстановление речи при афазии.
Л.С. Цветкова
Принципы и методы восстановительного обучения при афазии.
ММ. ШохорТроцкая (Бурлакова)
Роль левшества в восстановлении речевых функций у больных с афазией.
АЯ. Лурия
Травматическая афазия.
Т.Г. Вхиелъ
Как вернуть речь.
ВМ. Шкловский
А.Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации.
В.В. Оппель
Восстановление речи после инсульта.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, методическое наследие, Волкова Л.С., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Домашний логопед, Полный справочник, Абрамович О.Д., Артапухина О.Ю., Астафьева О.П., 2007

Под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ

Л.С. Волковой

Издание пятое, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений

Москва,2004

Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.: ил. ISBN 5-691-01357-2.

В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практичес­кие аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной те­ории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.

Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педа­гогических вузов и учителей-логопедов. Первое издание вышло в 1989 году.

От научного редактора 9

Раздел I

Теоретические основы логопедии

Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука 14

Глава 2. Этиология нарушений речи 20

Глава 3. Классификация нарушений речи 27

Глава 4. Методы логопедического воздействия 35

Глава 6. Дислалия 57

Глава 7. Ринолалия 82

Глава 8. Дизартрия 97

Глава 9. Нарушения темпа речи 130

Глава 10. Заикание 143

Глава 11. Алалия 180

Глава 12. Афазия 209

Глава 13. Нарушения письменной речи 238

Раздел III

Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности

Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи 259

Глава 15. Обучение и воспитание детей

с общим недоразвитием речи 265

Глава 16. Особенности логопедической работы

при нарушениях слуха 285

Глава 17. Особенности логопедической работы

при нарушениях зрения 291

Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной

недостаточности 295

Организация логопедической помощи в России.

Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов

Глава 19. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи 307

Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей

с нарушениями речи 321

Глава 21. Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов 329

Термины и понятия логопедии 335

Персоналии 340

Без речи нет ни созна­ния, ни самосознания.

Л.С. Выготский

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопе­дия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 го­ду - 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебни­ка «Логопедия».

Перед научным редактором юбилейного издания «Лого­педии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, дол­гое время работавшей под его руководством, стояла задача кардинальной переработки содержания и структуры учеб­ника с учетом требований современной науки и практики.

Перечень внесенных в учебник изменений может быть представлен следующим образом: В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых явля­ются крайне актуальными.

Систематизированы общедидактические и специфичес­кие принципы - в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки, а также анализа речевых нарушений и логопедического взаимодействия.

Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая ра­бота при интеллектуальной недостаточности».

Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают.

В главе 1 показана общая тенденция резкого роста раз­личной речевой патологии. Причины же такого роста рас­сматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи».

Изменена последовательность глав о речевой патологии. Она приведена в соответствие с той последовательностью, которая дается в главе 3, посвященной классификации речевых нарушений.

В соответствии с логикой изложения материала о рече­вых нарушениях и организации работы переструктури­рованы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и «Афазия».

Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою специфичность. В трактовку уровней общего недоразвития речи (раздел IV) добавлены новые исследователь­ские материалы по IV уровню ОНР (по Т.Б. Филичевой).

Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки литературы включены новые и дополнительные названия для того, чтобы студенты могли использовать более широкий круг исторических и современных литературных источников.

В словаре рассматриваются понятийно-категориальный аппарат, а также исторический справочный материал о персоналиях в логопедии.

Учебник предназначен студентам дефектологических фа­культетов (факультетов коррекционной педагогики) педа­гогических университетов и институтов и направлен на со­вершенствование качества подготовки учителей-логопедов, на повышение эффективности логопедической работы с деть­ми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы, позволяющие сделать вывод, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют со­бой единый организованный, целенаправленный воспита­тельный и учебный процесс. Книга отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. С выходом учебника и комплекта методических пособий «Логопедия. Методическое наследие»* решаются следующие фундамен­тальные задачи:

    обеспечение учебного процесса учебниками и методи­ческими материалами, которые не только расширяют круг знаний студентов, но и являются условием для формирования навыков самостоятельной работы;

    совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия.

Все это в целом отвечает задачам модернизации и разви­тия высшей школы.

Материалы учебника представлены в соответствии с Го­сударственным стандартом высшего профессионального об­разования по данной специальности, учебными планами от­делений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии. При его подготовке учиты­валось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, по­лученными студентами при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса биологических и медицинских научных дисциплин, исхо­дя из которых речь рассматривается под определенным уг­лом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами этой науки. Также использованы сведения из ряда дисцип­лин, изучающих речь и речевую деятельность, - от физио­логии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.

Авторы настоящего учебника стремились к тому, что­бы и преобладающими при оценке дефектов речи и их пре­одолении были интегрированные психолого-педагогичес­кий и психолингвистический подходы, учитывая при этом, что логопедия является специальной педагогической наукой, которая имеет свой предмет исследования, и не под­лежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо дру­гих науках.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и ме­тодологические основы логопедии. В последующих излага­ются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматривае­мой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их пре­одоления даны характеристика речевого нарушения в исто­рическом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, методы и приемы логопедического обсле­дования и воздействия, вопросы организации логопедичес­кой помощи и профилактики речевых нарушений. Все гла­вы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским кол­лективом.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-лого­педа для работы с детьми дошкольного и школьного возрас­та. Этим подчеркивается направленность логопедии на пре­дупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В отдельных главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции на­рушений речи у взрослых.

Авторский коллектив выражает надежду, что материа­лы учебника будут способствовать повышению культуры речи студентов-дефектолов, так как роль современного ло­гопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершен­ствовании речевого развития каждого индивидуума и обще­ства в целом.

Особую благодарность научный редактор выражает лю­дям, способствовавшим качественному улучшению матери­алов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской, доценту Т.В. Тумановой.

Профессор Л.С. Волкова

Год выпуска: 1997

Жанр: Логопедия

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Попытка создания «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Потребность в таком пособии назрела давно. И уже изначально перед его научными руководителями остро встали две проблемы: в каком ключе должно быть построено такое пособие и какой коллектив мог бы справиться с такой задачей?
Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно представить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относится к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочисленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обучению детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.
Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, связанных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в истории логопедии, или в виде развития отдельных проблем логопедии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное исследование не обходится без анализа литературных источников по теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

Главной задачей составителей предлагаемой «Хрестоматии» было - дать суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как науки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения. Поэтому в разделах данной «Хрестоматии» использовался принцип тематического распределения материала по традиционно принятым видам речевой патологии в полном соответствии с учебной программой и учебником по логопедии для студентов педагогических вузов.
«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

I том: 1. Дислалии. 2. Ринолалии. 3. Дизартрии. 4. Нарушения голоса. 5. Заикание.
II том: 6. Алалии. 7 Афазии. 8. Нарушения письменной речи. 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Составители тематических разделов «Хрестоматии» в подборке материала по каждому виду речевой патологии старались придерживаться объективного хронологического расположения авторских извлечений и текстов, позволяющего в определенной мере увидеть состояние проблемы на разных исторических этапах ее развития.
Таким образом, совокупность программы, учебника, практикума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концептуально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учебный процесс в вузе по данной дисциплине.
Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок названных учебных пособий по логопедии был подготовлен по инициативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррекционной педагогики РАО и Московского государственного открытого педагогического университета.

«Хрестоматия по логопедии»


ДИСЛАЛИИ
Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (1879)
Хватцев Д.Е. Общее учение о косноязычии (1959)

Зееман. Косноязычные дети (1962)
Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963)
Дифференциация дислалии (1967)
Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968)
Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969)
Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969)
Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969)
Правдина О. В. Дислалия (1973)
Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса (1984)
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985)
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Дислалия у детей (1987)
Гриншпун Б. М. Дислалия (1989)
РИНОЛАЛИИ
Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба
Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба (1960)
Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в до-речевом периоде (1963)
Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983)
Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция
Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984)
ДИЗАРТРИИ
Куссмауль А. О дизартрии (1879)
Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959)
Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968)
Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Смуглин М. Я. Дизартрии (1972)
Правдина О. В. Дизартрия (1973)
Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики (1974)
Мартынова Р И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией (1975)
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977)
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977)
Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989)
Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом. (1989)
Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии (1989)
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии (1994)
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса (1955)
Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958)
Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960)
Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса (1960)
Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи-рованной гортанью (1960)
Правдина О. В. Патология голоса (1963)
Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса (1967)
Алмазова Е. С. Методика восстановления и развития голоса у детей (1973)
ЗАИКАНИЕ
Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838)

Кён Р. Заикание (1878)

Сикорский И. А. О заикании (1889)
Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия (1901)
Неткачев Г. Д Заикание (1909)
Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913)
Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (1928)
Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931)
Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения (1932)
Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия (1934)
Флоренская Ю. А., АвербухИ. С, Архипова О. Г. Повторные больные и трудные случаи заикания (1936)
Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста (1939)
Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941)
Жинкин Н. И. Заикание (1958)
Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста (1958)
Хватцев М. Е. Заикание (1959) Зееман М. Заикающиеся дети (1962)
Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия) (1963)
Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969)
Селиверстов В. И. Логопедические занятия и игры с заикающимися детьми (1972)
Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (1974)
Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976)
Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983)
Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов (1983)
Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников (1983)
Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983)
Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фикси-рованности заикающихся на своем дефекте (1989)
Волкова Г. Л. Заикание и дизонтогенез (1994)

АЛАЛИИ
Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940)
Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) (1951)
Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей (1951)
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (1961)
Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961)
Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов (1961)
Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963)
Горюнова Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969)
Жинкин Н. И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями (1969)
ГриншпунБ. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (1975)
Бадаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи (1975)
Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов (1977)
АФАЗИИ
Кожевников А. Афазия и центральный орган речи (1874)
Куссмауль А. [Об афазии] (1879)
Идельсон Г. В. Современное состояние учения об афазии (1896, 1897)
Ларионов В. Е. Обзор работ по афазии (1898) Аствацатуров М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908)
Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств (1911)
Давиденков С. Н. Симптоматология расстройств экспрессивной речи (1915)
Хэд Г. Афазия и сходные расстройства речи (1926)
Лурия Л. Р. Травматическая афазия (1947)
Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии (1960)
Лурия А. Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга (1962)
Лурия А. Р. Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга (1962)
Пенфильд В., Роберте Л. Афазии. Типы афазии (1964)
Якобсон Р. Лингвистические типы афазии (1966)
Бейн Э. С, Овчарова П. А. Методические основы восстановительной терапии речи при афазии (1970)
Якобсон Р. Афазия как лингвистическая проблема (1971)
Винарская Е. Н. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения (1971)
Оппелъ В. В. Первоначальное расстормаживание речи в свежих случаях афазии (1972)
Шохор-Троцкая М. К. Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией (1972)
Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии (1975)
Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (1975)
Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии (1975)
Критчли М. Афазиология (1974)
Глезерман Т. Б., Визель Т Г. Нейролингвистическая классификация афазий (1986)
Цветкова Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии (1988)
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Мнухин С. С. О врожденной алексии и аграфии (1934)

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей (1941)

Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма (1950)
Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения (1953)
Хватцев М. Е. Алексия и дислексия Аграфия и дисграфия Аграмматизм (1959)
Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом (1961)
Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов (1963)
Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма (1965)
Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения (1965)
Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения (1968)
Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дис-графий) (1969)
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов (1979)
Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей (1983)
Лалаева Р. И. Дисграфия (1989)
ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ
Сикорский И. А. Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (1889)
Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. (1983)
Селиверстов В. Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. (1984)
Хватцев М. Е. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР (1959)
АзбукинД. И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефек-тологов (1950)
Азбукин Д. И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов (19.50)
Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда (1950)

Селиверстов В. И., Гриншпун Б. М, Шаховская С Н. Формирование научной школы кафедры логопедии (к 35-летию вузовского отделения логопедии) (1981)
Лапшин В. А. 70 лет высшего дефектологического образования в СССР и современные проблемы подготовки специалистов (1990)
Феоктистова В. А. История и перспективы развития дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена (1990)
Волкова Л. С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего (1990)
Селиверстов В. И. Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) МПГУ им. В. И. Ленина (1994)
Ковшиков В.А., Никитина М.И., Волкова Л.С. и др. Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994)

ЛИТЕРАТУРА