Реформы гос управления петра 1 кратко. Реформы Петра I и их результаты

Реформы Петра I

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I . Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха . Основан(а) в 1721 году . В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция : Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов , которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал , назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720-32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов .
  4. «Табель о рангах » () года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета , появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Реформы Петра I [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Реформы Петра Первого – тема чрезвычайной важности сегодня. Пётр является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причём в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных. Такая потребность, даже необходимость, существует и сейчас. И опыт преобразований тех лет может оказаться бесценным для сегодняшних реформаторов России. Они могут избежать тех перегибов, которые допустил Пётр, стремясь поднять страну с колен.

Значение реформ Петра Первого

Личность первого императора России, его преобразования и их итоги являются исключительным примером для всех поколений.

В истории каждого государства есть переломные моменты, после которых страна встаёт на качественно новую ступень развития. В России было три таких периода: реформы Петра Великого, Великая Октябрьская социалистическая революция и распад Советского Союза. Петровские преобразования, проводимые три века назад, оказали огромное влияние на имперскую эпоху, продолжавшуюся в течение почти двух столетий; в отличие от большинства царей Пётр не был забыт и в советское время.

В последние двадцать пять лет реформы первой четверти восемнадцатого века тоже имеют актуальное значение, потому что сегодня также как и в то время необходимы реформы, способные поставить нашу страну в один ряд с западными государствами.

В результате реформ Петра было создано новое сильное государство, способное конкурировать с передовыми державами Европы. Если бы не было Петра, то не имеющая выхода к стратегически важным морям, не умеющая торговать при новых условиях, необразованная Московия стала бы провинцией Швеции или Турции. Чтобы победить, мы должны были учиться у европейцев. Все цивилизации перенимали опыт других, только две развивались практически самобытно: Индия и Китай. Московия, вобравшая в себя многие положительные и отрицательные черты азиатской культуры во время монгольского ига, сочетала их вместе с остатками Византийской культуры, при определенной доле европейской культуры, проникавшей в страну через немногие торговые связи. Это говорит об отсутствии какой бы то ни было самобытности и до Петра. Пётр же, разделив все негативное, изжившее себя, и прогрессивное, напрочь уничтожил первое и во много раз умножил последнее.

Петр Первый заставил страну за четверть века сделать такой огромный шаг вперёд, какой другие страны делали за несколько веков.

Но нельзя забывать и о том, какой ценой это было сделано, чем пожертвовал русский народ, стремясь выйти на европейскую арену. Вопрос о насилии в реформах очень спорный. Пётр заставлял всех подчиняться его воле, заставлял розгами и палками, и все покорялись перед его волей. Но с другой стороны, были и государственные заказы, которые исправно оплачивались. Без того или без другого такой грандиозный успех был бы недостижим. На вопрос о возможности избежать насилия в реформаторской деятельности можно ответить, что без него русского мужика и русского боярина с лавки не подняли. Закоснелость Московии являлась главным препятствием любым реформам. Побороть её можно было только силой, причём силой жёсткой и жестокой.

Хронологическая таблица основных реформ Петра I

Таблица. Реформы Петра Первого.

Реформы Петра I

Описание реформ

Строительство флота

Формирование регулярной армии

Городская реформа

Первая реформа русского быта

Флот строился в Воронеже и окрестностях для похода на Азов. Организованы кумпанства от крестьян, земвлевладельцев, духовенства, посадского и черносошного населения, купцов гостиной и суконной сотен. Построено 16 кораблей и 60 бригантин.

Призыв на службу всех желающих из числа незакрепощённых людей, жалованье в 2 раза выше, чем у стрельцов. Введена рекрутская система.

Городская реформа перевела посадское население в ведение Бурмистерской палаты, роль Боярской Думы была снижена, для обучения специалистов Петр отправлял русских учиться в европейские страны.

Первая реформа русского быта касалась запрета на ношение бороды, те, кто хотел оставить бороду, платили налог в казну (кроме духовенства), крестьяне с бородой уплачивали сбор при въезде в город.

Начало военной реформы

Ликвидация стрелецкого войска в 1698, формирование полков с иностранцами офицерами, оказавшихся несостоятельными. Формирование новой армии на основе рекрутской повинности после поражения под Нарвой.

Военная реформа

Обязанность для дворян нести воинскую службу с солдатского чина. Создание 50 военных школ. Кораблестроение перемещено в Петербург.

Начало строительства мануфактур

Строительство железоделательных мануфактур на Урале и в Олонецком крае.

Реформа монетного двора

В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль – гривенник – копейка. Это было передовое деление, не имеющее аналогов во многих западных странах.

Государственная монополия на чеканку монет и запрет на вывоз из страны золота и серебра.

Рубль по весу приравнен к талеру.

Реформа внешней торговли

Протекционистская политика. Высокие пошлины на вывоз сырья. Внешняя торговля сосредоточена в руках государства.

Административная реформа

Учреждение 8 губерний, создание Сената, введение должности генерал-прокурора Сената для контроля деятельности Сената, упразднение приказов и создание коллегий.

В 1714 издан указ о единонаследии для укрепления абсолютной монархии.

В 1721 образован Священный Синод, церковь стала государственным учреждением.

Реформа образования

Открыты множество школ, появились учебники, на первое место выдвинуты прикладные дисциплины, введен гражданский шрифт и арабские цифры, создана первая библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук, появление первой газеты, открыта Кунсткамера – первый музей в России.

Изменения в русском быте

Запрет длиннополых русских одежд, предписано пить чай и кофе, введены ассамблеи, положен конец затворничеству русских женщин. Быт дворян и купцов изменился настолько, что крестьянам они стали казаться иноземцами. Изменения практически не коснулись быта крестьян.

Изменение летоисчисления

Совершен переход на юлианский календарь.

Появление общедоступного русского театра

"Комедийная хоромина" на Красной площади в Москве. Позже появился театр Славяно-греко-римской академии.

Изменения в культуре

Появились портреты. В литературе появился жанр "истории". Светское начало возобладало над церковным.

Предпосылки реформ Петра I

Французские историки самым важным рубежом в истории Франции считают Великую французскую революцию. В качестве аналога в истории России можно привести петровские реформы. Но нельзя думать, что преобразования начались при Петре Первом, что вся заслуга в их проведении принадлежит только ему. Преобразования начались до него, он лишь нашёл средства, возможности и очень своевременно закончил всё то, что досталось ему в наследство. К моменту восшествия Петра на трон для проведения реформ существовали все необходимые предпосылки.

Россия в тот период была самым крупным государством Старого Света. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 14 млн. человек, сосредоточенное в основном в центре и на севере Европейской части России. Своеобразие географического положения страны обусловливало двойственность в экономическом и политическом развитии России: она стремилась в Европу, но у неё имелись значительные интересы и на востоке. Чтобы стать основной посредницей при торговле Европы с Азией, Россия должна была уметь вести дела по-европейски. Но ни торгового, ни военного флота государство до конца семнадцатого века не имело, так как не было выхода к стратегически важным морям, а русские купцы не могли конкурировать с иноземцами. Шведы, торговый флот которых к концу семнадцатого века составлял 800 кораблей, господствовали на берегах Балтики, а Турция и Крымское ханство владела всем побережьем Чёрного моря.

Внешняя торговля велась только через два порта: Астрахань и Архангельск. Но через Астрахань торговля шла только с Востоком, а путь к Белому морю был очень длинным, трудным, опасным и открыт только в летнее время. Купцы других стран пользовались им неохотно, а по прибытии в Архангельск занижали цену на товары, а русские отказывались продавать по другой цене кроме той, что они установили сами. В результате товар портился прямо на складах. Поэтому первоочередной задачей для страны являлось завоевание выхода к Балтике и Чёрному морю. Карл Маркс, не склонный к одобрению коронованных глав абсолютных монархий, исследовал внешнюю политику России и доказал, что территориальные приобретения Петра были исторически оправданы объективными потребностями развития России. Хотя Пётр и не был начинателем этих направлений внешней политики: попытки к отвоеванию выходов к морям предпринимались и до Петра: Ливонская война Ивана Грозного и походы в Крым князя В.В. Голицына при царевне Софье.

Уровень развития стран Запада настолько превосходил российский, что это грозило порабощением страны, превращением в одну из колоний. Во избежание данной угрозы и ликвидации отсталости в России необходимо было провести ряд экономических, военных, административных и политических реформ. Все экономические предпосылки для их проведения уже сложились в семнадцатом веке: рост производства, расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, развите ремесленного производства, появления мануфактур, развитие торговли. Политическими предпосылками для проведения реформ явились значительное укрепление самодержавия, что способствовало быстрому проведению реформ, рост экономической роли купцов, желание реформ со стороны поместного дворянства. К концу семнадцатого века в стране всё более отчётливо наблюдалась тенденция становления абсолютизма. Прекратили свою деятельность Земские соборы, утратила свою роль Боярская Дума, наряду с ней появилась личная канцелярия царя, получившая наименование Приказа тайных дел.

Для ведения войны со Швецией, имевшую самую сильную армию в Европе, необходима была хорошо организованная и опытная армия. Основной ударной силой русской армии оставалась дворянская конница, стрелецкие войска не являлись регулярным войском, лишь во время войны собиралась армия, больше напоминавшая народное ополчение, небольшие наёмные полки "нового строя" не получили широкого распространения. Чтобы реформировать армию, нужны были хорошая экономическая и административная опора. Ни того, ни другого в России опять-таки не было. Поэтому преобразования должны были вестись во всех трех сферах одновременно.

Толчком для начала проведения реформ явилось участие Петра Первого в Великом посольстве, во время которого молодой царь познакомился с экономическими, культурными и техническими достижениями Европы. Поводом к началу основных преобразований послужило поражение под Нарвой в самом начале Северной войны, в ноябре 1700 года. После него началась военная реформа, за которой последовала экономическая реформа.

Первые преобразования Петра Первого

Первые преобразования начались после первого Азовского похода 1695 года, во время которого взять крепость в устье Дона не удалось из-за отсутствия у русских войск флота. Турки имели свободный доступ к крепости с моря и поставляли осаждённым припасы и вооружение, а помешать им в этом без наличия флота было невозможно. Пётр, лично принимавший участие в осаде, не опустил руки после поражения. Он поручает командование всеми сухопутными войсками генералиссимусу А.С. Шеину, а флот, который необходимо было ещё построить, – адмиралу Лефорту. Указ о строительстве флота был издан в январе 1696 г. Будущий флот должен был строиться в Воронеже и окрестных местах. Такой выбор был сделан не случайно: здесь уже давно сооружали плоскодонные речные суда – струги, а во время Чигиринских и Крымских походов здесь строили и морские суда; вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. В конце мая 1696 г. русская армия вновь подошла к Азову. Благодаря построенному флоту ей сопутствовал успех: турецкий гарнизон капитулировал.

Строить флот должны были так называемые кумпанства, принцип организации которых был достаточно прост: от десяти тысяч крестьян нужно было спустить на воду один корабль. Крупные землевладельцы строили корабли в одиночестве, остальные же собирались в компанию таким образом, чтобы все её члены имели в общей сложности десять тысяч крестьян. Церковные душевладельцы должны были спускать на воду корабль с восьми тысяч крестьян, в остальном принцип оставался тем же. Всего было образовано 42 светских и 19 духовных кумпантсв. Посадское и черносошное население, а также купцы гостиной и суконной сотен были объединены в одно кумпанство, обязанное построить 14 кораблей и возглавляемое комиссией из пяти гостей. Ещё одним строителем воронежского флота выступала казна. Адмиралтейство сооружало корабли на деньги, собранные со светских и духовных душевладельцев, которые имели менее сотни крестьян. В итоге им было построено 16 кораблей и 60 бригантин .

Указы от 8 и 17 ноября 1699 г. заложили основу для формирования новой регулярной армии. Первый призывал на службу всех желающих из числа незакрепощённых людей, причём жалование было в 2 раза больше, чем у стрельцов и составляло 11 рублей в год. Датский посол Пауль Гейнс писал в Копенгаген: "Теперь он (Пётр) весь ушёл в дело организации своей армии; свою инфантерию он желает довести до 50 000, кавалерию – до 25 000". Второй указ означал начало рекрутской системы. От определённого количества крестьянских и посадских дворов призывался одни рекрут, в зависимости от потребностей армии число дворов постоянно изменялось .

Городская реформа 1699 г. имела финансово-экономическое и административное значение одновременно: посадское население изымалось из управления воевод и переходило в ведение Бурмистерской палаты, которая осуществляла судебные функции над населением и стала ответственным сборщиком прямых и косвенных налогов. Важное изменение произошло в Боярской Думе: её роль практически сошла на нет, и в неё начал проникать неродовитый элемент. Первоприсутствующим в Думе стал Ф.Ю. Ромодановский, имевший всего лишь чин стольника. Не имея школ для обучения специалистов, Пётр отправлял русских людей учиться за границу для приобретения практических навыков по кораблестроению и управлению кораблём.

Перемены коснулись и внешнего вида: после возвращения из-за границы Пётр собственноручно обрезал некоторым боярам бороды. Те, кто пожелал оставить бороду, должны были платить за налог за её ношение. Причем размер налога определялся социальным положением её хозяина: больше всего платили купцы, за ними шли служилые люди и видные представители посадского населения, за ними знать, меньше всего платили простой посадский люд и боярские холопы. Оставить бороды было разрешено только духовенству и крестьянам, но последние при въезде в город должны были заплатить одну копейку. В итоге пострадали убеждённые бородачи, и выиграла царская казна.

Преобразования только начинались, они пока не затрагивали существенных основ русского государства, но уже были вполне ощутимы для народа и заметны со стороны. Датский посол Пауль Гейнс писал в Копенгаген: "Царь совершил за последнее время ряд чудес... Сравните его Россию со старою – разница та же, что между днём и ночью".

Военная реформа Петра I

Одним из самых значительных и важных преобразований Петра Первого можно считать военную реформу, позволившую создать армию, отвечающую всем военным стандартам того времени. Сначала русские войска побеждали врага превосходящим числом, затем равным, а в конце меньшим. Причём врагом была одна из лучших армий Европы того времени. В результате реформы дворянская конница с походными дворовыми людьми и полки иноземного строя, заведённые предшественниками Петра, были преобразованы им в регулярную армию, которая вследствие продолжительной войны сама собою стала постоянной. Стрелецкое войско после мятежа 1698 г. было уничтожено. Но оно было уничтожено не только по политическим причинам, стрельцы к концу века уже не представляли реальной военной силы, способной противостоять хорошо вооружённым регулярным войскам противника. Они неохотно поднимались на войну, так как у многих были свои лавки, стрельцам гораздо милее были гражданские занятия, к тому же жалование за службу не выплачивалось регулярно.

В 1698 – 1700 гг. были наспех сформированы несколько полков, возглавляемых иностранцами, не знающих иногда даже русского языка. Эти полки показали свою полную несостоятельность при осаде Нарвы в 1700 г. Отчасти из-за отсутствия опыта, отчасти из-за предательства иностранных офицеров, среди которых были и шведы. После поражения была скомплектована и обучена новая армия, которая под Полтавой показала себя на уровне армии любой европейской страны. При этом в России впервые была использована рекрутская повинность. Эта система формирования полков обеспечила большую эффективность при комплектовании войска. Всего до 1725 года было проведено 53 набора, по которому в армию и на флот было мобилизовано более 280 тысяч человек. Первоначально в армию брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 года их стали набирать в соответствии с принципами, положенными в основу подушной подати. Рекруты проходили воинскую подготовку, получали обмундирование, вооружение, тогда как до восемнадцатого века воины – и дворяне, и крестьяне – должны были являться на службу в полном снаряжении. В отличие от других европейских монархов Пётр не использовал наёмников, предпочитая им русских солдат .

Фузелер (пехотинец) армейского пехотного полка 1720 год

Отличительной особенностью новой армии стала обязанность дворян нести воинскую службу с солдатского чина. С 1714 года дворян запрещалось производить в офицеры, если они не были солдатами. Наиболее способные дворяне посылались учиться за границу, особенно морскому делу. Но подготовка осуществлялась и в отечественных школах: Бомбардирской, Преображенской, Навигацкой. К концу царствования Петра были открыты 50 школ для подготовки унтер-офицерского состава.

Большое внимание уделялось флоту: в конце семнадцатого века корабли строились в Воронеже и Архангельске, а после основания Петербурга военное кораблестроение переместилось на берег Балтики. В будущей столице были основаны Адмиралтейство и корабельные верфи. Матросы на флот также набирались по рекрутским наборам.

Необходимость содержать новую армию, которая требовала значительных расходов, заставила Петра модернизировать экономику и финансы.

Экономические реформы Петра Великого

Первые военные неудачи заставили Петра всерьёз задуматься о создании отечественной промышленности, которая смогла бы удовлетворять нужды военного времени. До этого практически всё железо и медь ввозились из Швеции. Естественно, с началом войны поставки прекратились. Существующей российской металлургии было недостаточно для успешного ведения войны. Создание условий для её быстрейшего развития стало жизненно важной задачей.

В первое десятилетие Северной войны за счёт царской казны строились железоделательные мануфактуры на Урале и в Олонецком крае. Стала практиковаться передача казённых предприятий в частные руки. Иногда они передавались даже иностранцам. Предоставлялись определённые льготы тем отраслям, которые обеспечивали армию и флот. Главным конкурентом мануфактур оставалось ремесленное производство, но государство стояло на стороне крупной промышленности и запрещало производить ремесленникам сукно, железо, выплавленное в ручных горнах и т.п. Отличительной особенностью государственных мануфактур было то, что правительство вначале приписывало к предприятиям целые деревни и сёла только на осенне-зимний период, когда не надо было работать в поле, но вскоре деревни и сёла закреплялись за мануфактурами навсегда. На вотчинных мануфактурах использовался труд крепостных крестьян. Кроме этого были и посессионные мануфактуры, владельцам которых с 1721 г. разрешалось покупать к своим заводам крепостных крестьян. Это было вызвано стремлением правительства помочь промышленникам закрепить за предприятиями рабочие руки, обусловленным отсутствием в условиях крепостничества большого рынка рабочей силы.

В стране отсутствовали хорошие дороги, торговые тракты осенью и весной превращались в настоящие болота. Поэтому в целях улучшения торговли Пётр решил использовать в качестве торговых путей реки, имеющихся в достаточном количестве. Но реки необходимо было соединить между собой, и правительство приступило к строительству каналов. За 1703–1709 гг. для соединения Петербурга с Волгой был сооружён Вышневолоцкий канал, начато строительство Мариинской водной системы, Ладожского канала, завершённого после смерти Петра.

Торговлю также сдерживала существовавшая денежная система: в ходу были в основном мелкие медные деньги, а серебряная копейка была довольно крупной монетой и её рубили на части, каждая из которых совершала свой торговый путь. В 1700–1704 гг. была проведена реформа монетного двора. В результате в основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль – гривенник – копейка. К такому делению многие западные страны пришли гораздо позже. Для облегчения внешнеторговых расчётов рубль был по весу приравнен к талеру, имевшему хождение в ряде европейских стран.

Монополия на чеканку денег принадлежала государству, а вывоз из страны золота и серебра был запрещён специальным указом Петра Первого.

Во внешней торговле, следуя учению меркантилистов, Пётр добился преобладания экспорта над импортом, что также способствовало укреплению торговли. Пётр проводил протекционистскую политику в отношении молодой отечественной промышленности, облагая высокими пошлинами ввозимые товары и низкими – вывозимые. Чтобы воспрепятствовать вывозу за границу сырья, необходимого для русской промышленности, Пётр обложил его высокими пошлинами. Практически вся внешняя торговля находилась в руках государства, использующего для этого монопольные торговые компании.

Подушная подать, введённая после переписи населения 1718–1724 гг., вместо прежнего подворного налога обязывала платить 74 копейки в год помещичьих крестьян и 1 рубль 14 копеек государственных крестьян. Подушная подать была прогрессивным налогом, она отменила все существовавшие до этого мелкие налоги, и крестьянин всегда знал размер налогов, так как он не зависел от количества урожая. Подушной податью стали облагаться также черносошные крестьяне северных районов, Сибири, народы средней Волги, посадские люди и мещане. Подушная подать, доставлявшая казне большую часть дохода (4 656 000 в 1725 г.) дала прямым налогам значительный перевес в составе бюджета над остальными источниками дохода. Вся сумма подушной подати шла на содержание сухопутной армии и артиллерии; флот содержался на таможенные и питейные сборы.

Параллельно с экономическими реформами Петра I начинает развиваться частное строительство заводов. Среди частных предпринимателей выделяется тульский заводчик Никита Демидов, которого петровское правительство снабдило большими льготами и привилегиями.

Никида Демидов

Невьянский завод "со всеми строениями и припасами" и землями на 30 верст во все стороны был отдан Демидову на весьма выгодных для заводчика условиях. Демидов при получении завода ничего не заплатил. Лишь в дальнейшем на него возлага­лась обязанность возвратить казне ее расходы по строительству завода: "хотя не вдруг, а погодно". Мотивировалось это тем, что "из тех заводов пошел великий прибыльный источник, и из одной домны в два выпуска в сутки чугуна родится мало ее с 400 пудов, а в год, буде без помехи во весь год учтут обе домны дуть, выйдет на меньшую Статью 260 000 -пудов".

В то же время правительство, передавая завод Демидову, обеспечило заводчика казенными заказами. Его обязали ставить в казну железо, пушки, мортиры, фузеи, штаги, тесаки, палаши, копья, латы, шишаки, проволоку, сталь и иные снасти. Казенные заказы оплачивались Демидову весьма щедро.

Кроме того казна снабдила Демидова даровой или почти даровой рабочей силой.

В 1703 году Петр I распорядился: "Никите Демидову для умножения железа и иных заводов и государевых припасов... при­писать в работу и отдать Верхотурского уезда Аецкую, Красно-польскую слободы да монастырское Покровское село з деревнями и со всеми крестьянами з детьми и братьями и племянники и з землею и со всякими угодья" . Вскоре последовал указ о новой приписке крестьян. Этими своими указами Петр I отдал Демидову к Невьянскому заводу около 2 500 крестьян обоего пола. Заводчик обязан был лишь вносить за крестьян подати в казну.

Эксплуатация труда приписных крестьян у Демидова не имела пределов. Уже в 1708 году невьянские крестьяне жаловались на Демидова. Крестьяне указывали, что за свой тяжелый труд они не получают от завощчика денег "неведомо для чего", вследствие этого они "от его, Акинфиева, налоги и непомерной изго­ни обнищали и всеконечно разорились", "а многие братья крестьяне разбрелись неведомо куда... и достальные от него разбредутся".

Так петровское правительство положило начало "демидовскому Уралу" с его беспредельной жестокостью, крепостным насилием и безмерной эксплуатацией крестьян и рабочих.

Начали строить заводы на Урале и другие предприниматели: Осокины, Строгановы, Тряпицын, Турчанинов, Вяземские, Небогатов.

Жестоко эксплуатируя приписных крестьян и заводских рабочих крепостных и вольнонаемных, Демидов быстро богатеет и расширяет свою власть и значение.

На Урале наряду со Строгановыми вырастает новый феодал, грозный и жестокий к своим рабочим и крестьянам, жадный и хищный по отношению к казне и соседям.

Пётр ясно увидел также необходимость реформировать административное управление страной. Данная реформа окончательно закрепила в России позиции абсолютной власти, уничтожив приказной строй, Боярскую Думу. Без неё было бы невозможно дальнейшее развитие страны при новых развивающихся капиталистических отношениях.

Административные реформы Петра I

В конце 1708 г. Пётр начал проведение губернской реформы. Указ от 18 декабря извещал о намерении царя "для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним расписать города". В результате реформы губернии делились на провинции, а провинции – на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, обладавший всей полнотой судебной, административной, полицейской и финансовой власти. В обязанности губернаторов входило ведение сбором налогов, сыском беглых крепостных, рекрутскими наборами, обеспечение армейских полков провиантом и фуражом. Приказной строй получил серьёзный удар после проведения данной реформы: прекратили своё существование многие приказы, так как их функции и обязанности перешли к губернской администрации.

В результате второй реформы власть губернатора распространялась лишь на провинцию губернского города, в остальных провинциях властью обладали воеводы, подчинявшиеся губернаторам по военным и судебным делам.

22 февраля 1711 г. перед походом в Турцию Пётр издаёт указ о создании Сената. В указе отражена и причина создания этого органа: "определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления". Сенат должен был заменять государя в его отсутствие, потому все обязаны были повиноваться указам Сената, как указам самого Петра, под страхом смертной казни за ослушание. Сенат состоял первоначально из девяти человек, которые решали дела единогласно, без чего приговор Сената не мог иметь действительной силы. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената, призванная контролировать деятельность Сената. Подчинённые ему прокуроры назначались во все государственные учреждения . В 1717–1721 гг. были созданы по шведскому образцу 11 коллегий, заменившие существовавшие до этого приказы. Особенность коллегий была в том, что они имели общегосударственный уровень и контролировали чётко определённые стороны государственного управления. Это обеспечивало более высокий уровень централизации. На правах коллегий действовали также Главный Магистрат и Святейший Синод. Коллегию возглавлял президент, решения принимались большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два. Совместное обсуждение было отличительной чертой коллегиального управления.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избирать нового патриарха, а ввёл должность местоблюстителя патриаршего престола. В 1721 г. был образован Священный Синод, во главе которого стоял светский чиновник – обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением, священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение присяги грозила смертная казнь.

Указ о единонаследии 1714 г. поддерживал интересы поместного дворянства, которое поддерживало курс на укрепление абсолютной монархии. Согласно указу произошло окончательное слияние двух видов собственности вотчины и поместья в единое юридическое понятие "недвижимая собственность", они стали равны по всем параметрам. Поместье становилось наследным владением. Имения нельзя было дробить между наследниками, они обычно передавались старшему сыну, а остальные должны были заниматься карьерой на военном или гражданском поприще: сыновья, не получившие недвижимого имения, "принуждены будут хлеба своего его искать службою, учением, торгами" или другой полезной деятельностью.

"Табель о рангах" явилась естественным продолжением этого указа. Все должности военной и гражданской службы были разделены на 14 рангов. Табель ввела принцип личной выслуги и окончательно уничтожила отменённое в 1682 г. местничество. Теперь дворяне могли выслужиться до высших постов и реально приобщиться к государственному управлению. Причём это происходило благодаря только личным качествам человека, что не допускало к управлению людей неспособных к этому.

Громадные успехи в экономической, военной и административной области были бы невозможны без достаточного количества высокообразованных специалистов. Но всё время отправлять русских учиться за границу было бы нерационально, в России необходимо было создать собственную образовательную систему.

Реформа образования при Петре Первом

До Петра дворяне получали образование почти исключительно домашним путём, но изучалась только элементарная грамота и арифметика. Забота об образовании пронизывает всё царствование Петра Первого. Уже в 1698 г. первая группа дворян была отправлена на учёбу за границу, данная практика сохранялась и в последующие годы. По возвращении дворян ждал строгий экзамен. Пётр сам не раз выступал в роли экзаменатора.

  • Навигацкая школа была открыта уже в 1701 г.,
  • в 1707 – Медицинское училище,
  • в 1712 г. – Инженерная школа.

Для провинциальных дворян были открыты 42 цифирные школы. Поскольку дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания цифирной школы. Появились школы для детей мастеровых, горных рабочих, гарнизонных солдат. Сама концепция образования существенно изменилась: богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и другие практические знания. Появились новые учебники, например, "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. Учёба во время Петра приравнивалась к государственной службе. Для этого времени характерно также бурное развитие книгопечатания. В конце первого десятилетия столетия был введён гражданский шрифт и арабские цифры.

В 1714 г. была создана первая государственная библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук, открытой уже после смерти императора, но задуманной им самим.

Одним из крупнейших событий того периода стало возникновение в стране первой газеты. "Ведомости" сообщали о событиях в стране и за рубежом.

В 1719 г. была открыта Кунсткамера – первый русский музей.

Реформы Петра Первого в сфере культуры и русского быта

Модернизация коснулась при Петре Первом даже быта, то есть внешней стороны русской жизни. Пётр Первый, стремившийся сблизить Россию с Европой, пытался ликвидировать даже внешние отличия русских людей от европейцев. Помимо запрещения бород было запрещено носить длиннополое русское платье. Немецкие, венгерские или французские туалеты, в представлении старомосковских людей совершенно неприличные, надели также дворянские жёны и дочери. С целью воспитания россиян в европейском духе Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, что нравилось далеко не всем дворянам "старой закалки". Пётр принудительно ввёл новые формы досуга – ассамблеи, то есть приёмы гостей в знатных домах. На них появлялись с жёнами и дочерьми. Это означало конец теремного затворничества русских женщин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер, названных на иностранный манер "политесом", умения танцевать. Быт дворянства и верхушки купечества серьёзно менялся.

Преобразования в быту совсем не коснулись массы городского населения и тем более крестьянства. Образ жизни дворянства стал разниться от образа жизни простого народа настолько, что дворянин, а впоследствии и любой образованный человек стал казаться крестьянину иноземцем.

Наряду с введением нового образа жизни стали появляться профессии, обслуживающие новые потребности дворянства, купечества и зажиточных горожан. Таковыми были парикмахеры, цирюльники и другие профессии, пришедшие вместе с Петром из Великого посольства.

Некоторое отношение к изменению внешней стороны русской жизни имел также переход на новый календарь. В конце 1699 г. Пётр повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, но переход был совершён не на григорианский календарь, а на юлианский, которые уже имели существенные различия. Кроме этого Пётр издал указ о праздновании Нового Года 1 января, а в знак доброго начинания отмечать этот праздник стрельбой из пушек и фейерверками.

При Петре появился первый общедоступный русский театр. В 1702 г. в "комедийной хоромине" на Красной площади в Москве стали разыгрывать пьесы иноземных авторов немецкие актёры. Позже появился театр Славяно-греко-римской академии, в котором была русская труппа и ставились пьесы на современные темы. При Петре появились первые портреты, которые в отличие от парсун были полностью свободны от церковного канона и реалистически изображали конкретных людей. В литературе появился новый жанр – история, героем которой являлся образованный человек, стремящийся увидеть мир, попутешествовать в далёких странах и всегда добивающийся успеха. Такой мотив был абсолютно немыслим для произведений московского периода.

В начале восемнадцатого века в русской культуре окончательно восторжествовало светское начало над церковным. Главная заслуга в этом, несомненно, принадлежит Петру, хотя "обмирщение" культуры началось до него, а попытки привнести в страну европейские новшества делались и при его предшественниках, но они не прижились.

Вывод

На рубеже ХVII–ХVIII вв. Пётр Первый провёл ряд реформ в экономической, военной, политической, административной и культурной областях. Это позволило России войти в европейскую политическую систему и занять в ней серьёзную позицию. Пётр заставил западные державы считаться с интересами молодой империи. Он вывел страну на новый уровень развития, что позволило ей встать вровень с европейскими державами. Но сами реформы, методы, которыми они проводились, вызывают неоднозначные оценки его деятельности до сих пор.

Литература

  1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ – М.: Мысль, 1989.
  2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношении – М.: Мысль, 1991.
  3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории – М.: Терра, 1996.
  4. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого – М.: Международные отношения, 1986.
  5. Павленко Н.И. Пётр Великий – М.: Мысль, 1990.
  6. Пётр Великий: РRО ЕТ СОNТRА. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология – СПб.: РХГИ, 2001.
  7. Тимошина Т.М. Экономическая история России – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2000.
  8. Шмурло Е.Ф. История России (IХ–ХХ вв.) – М.: Аграф, 1999.
  9. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2012.
  10. Зуев М.Н. История России. – М.: Юрайт, 2012.
  11. Кириллов В.В. История России. – М.: Юрайт, 2012.
  12. Матюхин А.В., Давыдова Ю.А., Ушаков А.И., Азизбаева Р.Е. Отечественная история. – М.: Синергия, 2012.
  13. Некрасова М.Б. Отечественная история. – М.: Юрайт, 2012.
  14. Орлов А.С. История России. – М.: Проспект, 2012.

Таблица «Реформы Петра 1» кратко излагает особенности преобразовательной деятельности первого императора России. С ее помощью можно сжато, лаконично и четко обозначить основные направления его шагов по изменению всех сфер жизни российского общества первой четверти XVIII века. Пожалуй, это лучший способ для того, чтобы учащиеся среднего звена усвоили этот непростой и достаточно объемный материал, который очень важен для анализа и правильного понимания особенностей исторического процесса в нашей стране в последующие столетия.

Особенности деятельности императора

Одной из самых сложных, трудных и вместе с тем интересных тем является «Реформы Петра 1». Кратко таблица по данной теме демонстрирует все необходимые школьникам данные.

Во вводном уроке следует сразу обозначить, что деятельность Петра Алексеевича затронула все слои общества и определила дальнейшую историю страны. Именно в этом и состоит уникальность эпохи его правления. Вместе с тем он был очень практичным человеком и вводил новшества, исходя из конкретных потребностей.

Это можно наглядно продемонстрировать при более подробном освещении темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по поставленной проблеме наглядно показывает широкий размах, с которым действовал император. Казалось, он ко всему успел приложить руку: реорганизовал армию, органы внес существенные изменения в социальную структуру, экономическую сферу, дипломатию и, наконец, способствовал распространению западноевропейской культуры и образа жизни среди российского дворянства.

Преобразования в армии

В среднем звене очень важно, чтобы школьники усвоили основные факты темы «Реформы Петра 1». Кратко таблица по этой проблеме помогает учащимся ознакомиться с данными и систематизировать накопленный материал. Почти все свое правление император вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Необходимость в сильных и мощных войсках встала с особенной остротой в самом начале его правления. Поэтому новый правитель сразу приступил к реорганизации армии.

Один из самых интересных разделов в изучаемый теме - это «Военные реформы Петра 1». Кратко таблица может быть изображена следующим образом.

Значение военных новшеств

Из нее видно, что шаги императора диктовались конкретными потребностями современного ему времени, однако и многие его нововведения продолжали существовать еще очень долгое время. Главная цель реформ состояла в создании постоянной и регулярной армии. Дело в том, что раньше существовала так называемая поместная система набора войск: т.е. помещик являлся на смотры вместе с несколькими слугами, которые тоже должны были служить вместе с ним.

Однако к началу XVIII столетия этот принцип изжил себя. К этому времени уже окончательно оформилось крепостное право, и государство стало набирать солдат в службу из крестьян. Еще одной очень важной мерой было создание профессиональных воинских училищ для подготовки офицеров и командного состава.

Преобразования властных структур

Практика показывает, что одной из самых сложных тем является «Политические реформы Петра 1». Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует, насколько глубокий характер носила преобразовательная деятельность императора в органах управления. Он полностью изменил центральную и местную администрацию. Вместо которая раньше выполняла совещательные функции при царе, он создал Сенат по образцу западноевропейских стран. Вместо приказов были созданы коллегии, каждая из которых выполняла определенную функцию в управлении. Их деятельность строго контролировалась генерал-прокурором. Кроме того, был создан особый тайный фискальный орган контроля над бюрократическим аппаратом.

Новое административное деление

Не менее сложной является тема и «Государственные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает кардинальные перемены, которые произошли в организации местного управления. Были созданы губернии, которые заведовали делами определенной области. Губернии делились на провинции, а те, в свою очередь, - на уезды. Такая структура была очень удобна для управления и отвечала задачам рассматриваемого времени. Во главе губерний стоял губернатор, а во главе провинций и уездов - воевода.

Изменения в промышленности и торговле

Особое затруднение нередко вызывает изучение темы «Экономические реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме отражает сложность и неоднозначность деятельности императора в отношении купцов и торговцев, который, с одной стороны, стремился создать наиболее благоприятные условия для развития экономики страны, но вместе с тем действовал почти крепостническими методами, которые никак не могли способствовать развитию рыночных отношений в нашей стране. Петра Алексеевича не была столь эффективна, как преобразования в других сферах. Вместе с тем это был первый опыт по развитию торговли по западноевропейскому образцу.

Преобразования в общественной структуре

Более простой представляется тема «Социальные реформы Петра 1. Кратко таблица по данной проблеме наглядно демонстрирует те принципиальные изменения, которые произошли в российском обществе изучаемого времени. В отличие от своих предшественников, император ввел принцип отличия в военной и государственной сферах в зависимости не от родовой принадлежности, а от личных заслуг. Его знаменитая «Табель о рангах» ввела новый принцип службы. Отныне человек, для того чтобы получить повышение или чин, должен был добиться каких-либо успехов.

Именно при Петре была окончательно оформлена социальная структура общества. Главной опорой самодержавия стало дворянство, которое заменило родовую аристократию. Преемники императора также опирались именно на это сословие, что говорит об эффективности принятых мер.

Завершить изучение данной проблемы можно подведением итогов. Какое значение в истории России имели реформы Петра 1? Таблица, краткое содержание по данной теме может послужить эффектным средством подведения итогов. Относительно же социальных преобразований следует отметить, что меры правителя соответствовали запросам своего времени, когда устарел принцип местничества, и страна нуждалась в новых кадрах, которые бы обладали необходимыми качествами для выполнения новых задач, вставших перед страной в связи с Северной войной и выходом России на международную арену.

Роль преобразовательной деятельности императора

Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание которой является важной составляющей при изучении истории России первой четверти XVIII века, должна быть разбита на несколько занятий для того, чтобы школьники имели возможность как следует закрепить материал. На заключительном занятии необходимо подвести итоги по пройденному материалу и обозначить, какую роль сыграли преобразования первого императора в дальнейшей судьбе России.

Меры, предпринятые правителем, вывели нашу страну на европейскую арену и ввели ее в число ведущих европейских государств. Тема «Основные реформы Петра 1», таблица, краткое содержание наглядно показывает, как страна вышла на мировой уровень развития, получив выход к морю и став одним из главных членов европейского концерта держав.

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка стано Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях - хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха» Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов.