Римская империя. Принципат и доминант. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат

Учитывая печальный опыт Цезаря, Октавиан попытался облечь свою власть в наиболее «конституционные» формы, избавившись от одиозного названия «диктатура» и сохранив в государственном устройстве ряд республиканских элементов. Формально республика продолжала существовать: официальным лозунгом августовского правления была Res publica restituta, т. е. «восстановленная республика». Авторитарный режим, сложившийся при Августе, получил название принципата. «Принцепс» СPrinceps ) стал одним из титулов правителя, наряду с «Император» (Imperator). Несмотря на некий дуализм власти, существовала отчетливая тенденция в развитии политического режима принципата: постоянное усиление монархического начала при вытеснении и подавлении республиканских элементов.

Принципат (от лат.princeps) - политический режим эпохи империи, созданный Августом, отличавшийся тем, что наряду с монархической властью продолжали существовать некоторые республиканские элементы (народное собрание, сенат, магистраты), контролируемые императором.

Оформление власти Октавиана проходило следующим образом. Еще в 36 г. до н. э. после победы над Секстом Помпеем ему была дарована пожизненная трибунская власть. В 29 г. до н. э., одержав верх над Антонием и Клеопатрой и захватив Египет, Октавиан вернулся в Рим. Победитель отпраздновал триумф над Египтом, велел закрыть храм Януса, устроил пышные зрелища и раздачи. Ему был преподнесен титул императора в качестве ргаепотеп. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан заявляет в сенате и народном собрании о сложении с себя триумвирских полномочий и о «восстановлении республики». Разумеется, отказ от власти был формальным. Благодарный сенат три дня спустя поднес ему почетное прозвище «Август» (от augere - умножать, увеличивать). После этого Октавиан Август (рис. 12.1) получил проконсульский империй над Галлией, Испанией, Сирией и Египтом. В этих провинциях стояли почти все легионы, и император оказался фактическим командующим армией. Остальные провинции формально управлялись сенатом, туда назначались наместники из бывших высших магистратов. Правовой основой власти Августа (и прочих римских императоров) стало сочетание трибунской власти и проконсульского империя, высшего по отношению к империям прочих наместников. После смерти Лепида (12 г. до н. э.) Август стал верховным понтификом, т. е. главой римской религии. Ему принадлежали, как когда-то и Цезарю, цензорские полномочия, таким образом император осуществлял надзор за законами и нравами и, главное, контролировал состав сената и всаднического сословия. Он имел право рекомендации кандидатов на должности. У него была своя казна - фиск. Его личную охрану составили девять преторианских когорт, три из которых постоянно базировались в Риме. Кроме правовой власть Августа имела чрезвычайно важную морально- политическую основу - исключительно высокий личный авторитет первого императора. С Августом был сопряжен долгожданный мир (рах Romand), умелой политикой в области идеологии и благодаря учету психологии толпы он сумел набрать важные «очки».

Рис. 12.1.

Вместе с тем продолжали существовать сенат, магистраты и народное собрание. Комиции были целиком послушны принцепсу. Армия была в руках Августа, он контролировал материальное снабжение Рима, устраивал народу зрелища (гладиаторские бои, морские сражения, травли зверей) и раздачи. Что касается сената, то его полное подавление было невыгодно императору: сенат был органом знати и симво-

лом Республики, он также поставлял управленческие кадры. Принцепс стремился сделать сенат ручным, монополизировав контроль над его составом и продвижением по служебной лестнице. Проведя чистку сената и сократив его численность с 1000 до 600 членов, Август установил: для принадлежности к сенаторскому сословию надо было соответствовать имущественному цензу (один млн сестерциев) и иметь не менее двух поколений предков-сенаторов. Постановления комиций отныне обязательно утверждались сенатом; он также получил право суда над своими членами. Эти меры должны были поднять авторитет сената, при этом послушного принцепсу.

Для всадников был оставлен прежний ценз - 400 тыс. сестерциев. Всадничество претерпевает трансформацию: из сословия торговцев и откупщиков превращается в имперское служилое сословие. Как правило, из всадников замещались новые должности (префект претория, префект Египта и др.), а из сенаторов - старые. Еще одним источником пополнения имперской бюрократии был плебс, особенно вольноотпущенники. Последние играют все большую роль в дворцовом хозяйстве, бывшие личные слуги принцепса попадают на чиновничьи должности. Август, правда, старался не допускать либертинов в высшие сословия: им было недоступно офицерское звание, сенаторы не могли жениться на дочерях вольноотпущенников. При преемниках Августа роль вольноотпущенников стала еще более значительной.

Армия при Августе окончательно становится профессиональной. Этому способствовали принцип добровольности, продолжительные сроки службы (легионер служил 20 лет) и сравнительно высокое жалованье. Август позаботился о гарантиях безбедной старости для ветеранов, сняв тем самым ту проблему, которая существовала со времен реформы Мария и набора в армию пролетариев. При отставке легионер получал надел, и ему полагалась военная пенсия. Армия делилась на легионы, в которых служили римские граждане или провинциалы (во вспомогательных войсках). Прослуживший 25 лет провинциал получал права римского гражданства. Легионы стояли на границах: на Рейне - восемь, на Дунае - семь, в Сирии - четыре, в Испании - три, в Египте - два и т. д. Императорскую гвардию составляли девять преторианских когорт: в них служили 16 лет (только италики), и жалованье там было большее, чем получал легионер.

По отношению к провинциям Август продолжал политику романизации, проводимую еще Цезарем, хотя, в отличие от приемного отца, весьма скупо даровал гражданские права, ведя борьбу за чистоту гражданства. Однако была отменена откупная система, провинциалы получили право жаловаться непосредственно принцепсу.

В охранительном духе Август начал кампанию против распущенности нравов во имя староримской простоты жизни, крепости семейных устоев, mores maiorum. Нравы, действительно, нуждались в исправлении, так как гражданские войны и потрясения привели к распущенности. Консерваторы видели угрозу в женской эмансипации, росте супружеских измен и разводов, падении деторождаемости. По инициативе Августа был принят Юлиев закон против прелюбодеяний: за измену муж мог убить возлюбленного жены, а отец - дочери. Семейные измены становились объектом судебного разбирательства, виновные подвергались изгнанию и конфискации имущества. Юлиев закон о браке имел целью борьбу с безбрачием и бездетностью: мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины в возрасте от 20 до 50 лет должны были состоять в браке, в случае потери супруга или развода рекомендовалось в течение полутора лет найти себе нового спутника жизни. Для безбрачных и бездетных затруднялась карьера. За бездетность облагали налогом, женщин - с 20 лет, мужчин - с 25, и наоборот, рождение третьего ребенка приносило определенные налоговые льготы, избавляло от необходимости вступать в новый брак, а мать освобождалась от опеки.

Усиленная пропаганда семейных ценностей и начал, идеализация староримских нравов велась в литературе, принцепс за этим лично присматривал и наставлял поэтов и писателей своего времени, как, например, Вергилия, Горация, Тита Ливия и других. Пытался Август подать и личный пример следования традиционным устоям и скромности в быту. Зимой и летом он жил в одной спальне, в доме его была скромная утварь, одежду он носил, изготовленную собственноручно женой, сестрой, дочерью. Однако, страстно борясь с разводами, Август сам был трижды разведенным мужем, женатым на разведенной женщине. В 38 г. до н. э. он горячо влюбился в красивую и умную жену Тиберия Клавдия Нерона, Ливию Друзиллу, развел ее с мужем и женился на ней. Его родная дочь Юлия (от Скрибонии) и внучка Юлия Младшая (дочь Юлии и Агриппы) вели себя столь скандально, что были сосланы по Юлиеву закону об адюльтерах.

При Августе шло активное строительство. Рим превратился в мегаполис с более чем миллионным населением. Установление мира, упорядочение управления, отмена откупной системы, повсеместное активное строительство (дороги, акведуки) привели к подъему муниципальной жизни в Италии и вообще к экономическому подъему во всей Империи.

Главной задачей внешней политики было укрепление границ Империи, а в качестве средства была выбрана активная внешняя политика. В парфянском вопросе императору удалось добиться успеха средствами дипломатии: в 20 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Пар- фии, Август договорился о выдачи римских пленных и трофеев. Граница между парфянскими и римскими владениями была установлена по Евфрату.

Центр тяжести внешней политики лежал на севере и северо-востоке: на Рейне и Дунае. Еще в 34 г. до н. э. Октавиан подчинил часть Далмации, в 30-27 гг. до н. э. наместник Македонии Лициний Красе завоевал Мезию. В 16 г. до н. э. был предпринят поход против племени таврисков, в результате чего образовалась провинция Норик. Пасынки

Августа, Тиберий и Друз, воюя в конце 10-х гг. до н. э., захватили Рецию и Паннонию. Империя вышла к Дунаю на всем его протяжении.

Другим направлением, где велись активные действия, было германское. Германцы не раз переправлялись через Рейн и совершали набеги на Галлию. В 12-9 гг. до н. э. Друз совершает походы в западную Германию. Возвращаясь из последнего похода, он неудачно упал с лошади и вскоре умер. Германскую войну продолжил его старший брат Тиберий (8-7 гг. до н. э.). В результате кампании в 4-5 гг. (уже н. э.) римляне завоевали территорию между Рейном и Эльбой, на которой была создана провинция Германия. В 6 г. Тиберий совершает поход против маркоманнов (современная Чехия). Цепь успешных завоеваний римлян на Дунае и Рейне была прервана восстанием, вспыхнувшим в 6 г. в Пан- нонии. В течение почти трех лет Империя, стянув сюда более половины своих сил, заново подчиняла себе эту придунайскую провинцию. Только умиротворили Паннонию, вспыхнуло восстание в Германии, которое возглавил молодой вождь германского племени херусков Арминий.

По свидетельству Тацита, с 4 г. н. э. Арминий, будучи начальником вспомогательных войск, состоявших из херусков, изучил латинский язык и римское военное дело (Тацит, Анналы, II 10). При этом ему удалось удостоиться звания всадника и стать гражданином Рима. Около 7-8 гг. Арминий вернулся на родину, где через год возглавил восстание против римлян. Он заманил римского командующего Квинтилия Вара с тремя легионами и обозом в засаду, устроенную в Тевтобург- ском лесу. В четырехдневной отчаянной битве все римское войско было уничтожено; Вар и большинство офицеров покончили с собой. По разным оценкам, римляне потеряли от 18 до 27 тыс. Август, получив известие о поражении легионов Вара, несколько месяцев не брил бороды и не стриг волос; не раз бился головой о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы! (Quindli Vare, legiones redde!)» (Светоний, Божественный Август, 23). Все завоевания за Рейном были утрачены. Империя больше не предпринимала попыток их захватить. Римские провинции Нижняя и Верхняя Германии прилегали к левому берегу Рейна и находились в Галлии, население там быстро романизировалось. Грандиозное наступление Рима на варварский мир было остановлено (рис. 12.2).

Задание

Пользуясь литературой и интернет-источниками, найдите информацию, как и для чего образ Арминия использовался в пропаганде и политике Германии в Новое и Новейшее время.

В августе 14 г. умер 77-летний Август. Не обладавший гениальными способностями и сверхчеловеческой энергией Цезаря, Октавиан Август был умным, хитрым, расчетливым политиком и прекрасным организатором. Главный итог его деятельности - формирование государственной системы принципата, опиравшейся на бюрократический аппарат и профессиональную армию. В то же время его можно назвать гением двуличия, создавшим политический режим, основанный на лицемерии: «восстановленная республика» на деле была новой формой монархии. Август пережил многих потенциальных преемников (сыновей у него не было): в 23 г. до н. э. умирает его любимый племянник Марцелл, в 12 г. до н. э. - Агриппа (Август женил его на своей дочери Юлии); во 2 и 4 гг. н. э. - внуки Луций и Гай. После смерти Гая Август усыновил своего пасынка Тиберия, сына Ливии.


Рис. 72.2.

Практикум

Поэты «Августова века» (Вергилий, Гораций, Овидий)

Семинар проходит в форме практического занятия. Перед семинаром студентам рекомендуется познакомиться со следующими источниками и литературой:

Источники

  • 1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий; пер. с лат. С. В. Шер- винского. - М., 1979.
  • 2. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания / Гораций; изд. подг. М. Л. Гаспаров. - М., 1970.
  • 3. Катулл, Тибулл, Проперций. Сочинения / Катулл, Тибулл, Проперций; пер. с лат. под ред. Ф. А. Петровского. - М., 1963.
  • 4. Овидий. Собрание сочинений. Т. 1-2 / Овидий. - СПб., 1994.
  • 5. Проперций, Секст. Элегии / Секст Проперций; пер. с лат. А. И. Люб- жина. - М., 2004.
  • 1. Альбрехт, М. фон История римской литературы / М. фон Альбрехт; пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 2. - М., 2003-2004.- С. 735-780 (о Вергилии), 781-812 (о Горации), 826-842 (оТибулле), 842-860 (о Проперции), 861-899 (об Овидии).
  • 2. Борухович, В. Г. Квинт Гораций Флакк / В. Г. Борухович. - Саратов, 1993.
  • 3. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 1. О поэтах / М. Л. Гаспаров. - М., 1997.
  • 4. История римской литературы / под ред. С. И. Соболевского и др. Т. 1. - М., 1959.
  • 1. Составьте краткие биографические справки о Вергилии, Горации, Овидии, Проперции и Тибулле.
  • 2. Прочитайте одно из произведений Вергилия, Горация, Овидия, Проперция или Тибулла (в случае сборника небольших стихотворений - одну из книг), составьте цитатный план и подготовьте сообщение о прочитанном (на 5-7 мин).

Ролевая игра

«Суд времени» - император Август

Для подготовки к ролевой игре ее участники используют материал источников и сведения литературы.

Источники

  • 1. Аппиан. Гражданские войны / Аппиан. - М., 1994.
  • 2. Деяния божественного Августа. / пер. А. Л. Смышляева // История древнего Рима. Тексты и документы. - М., 2004. - С. 204-209.
  • 3. Дион Кассий Коккейан. Римская история. Книги LI-LXIII / Кассий Дион Коккейан. - М., 2014.
  • 4. Малые римские историки: Патеркул. Флор. Ампелий / изд. подгот.

A. Немировский. - М., 1995.

  • 5. Тацит, Публий Корнелий. Анналы // Тацит, Публий Корнелий. Сочинения. В 2 т. Т. I / Публий Корнелий Тацит. - М., 1993.
  • 6. Светоний, Гай Транквилп. Божественный Август // Светоний, Гай Транк- вилл Жизнь двенадцати цезарей / Гай Транквилл Светоний (любое издание).

Литература

  • 1. Буассъе, Г. Оппозиция при Цезарях. Собрание сочинений. В 10 т. / Г. Буас- сье; пер. с франц. В. Я. Яковлева. - СПб., 1993.
  • 2. Машкин, Н. А. Принципат Августа / Н. А. Машкин. - М.; Л., 1949.
  • 3. Межерицкий, Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа / Я. Ю. Межерицкий. - М. ; Калуга, 1994.
  • 4. Парфенов, В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика /

B. Н. Парфенов. - СПб., 2001.

5. Шифман, И. Ш. Цезарь Август / И. Ш. Шифман. - Л., 1990.

Действующие лица и краткий сценарий:

«Историки-эксперты» (не менее четырех человек) в начале «судебного заседания» дают краткие исторические справки по вопросам (время каждого выступления 5-7 мин):

  • Как Октавиан стал Августом: восхождение к власти.
  • Режим принципата, созданный Августом, - что это такое?
  • Политика императора Августа по отношению к сенату, народу, армии.
  • Борьба Августа с безнравственностью и бездетностью.
  • Идеологическая политика Августа.

Внешняя политика Августа: успехи и провалы.

Речь «обвинителя » (7 мин). «Обвинитель» не просто чернит обвиняемого, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и последствиях политики Августа.

Речь «защитника» (7 мин). «Защитник» не просто восхваляет подзащитного, он приводит конкретные факты и делает на их основании выводы о содержании и значении деятельности Августа.

Допрос «свидетелей обвинения »: вызываются «Марк Антоний»,«Кремуций Корд», «Юлия Старшая», «Квинтилий Вар»

Допрос «свидетелей защиты»: вызываются «Агриппа», «Меценат», «Гер- маник», «Ливия» (каждое выступление - не более 3 мин).

Возможны прения сторон (но не более 5 мин)

Последнее слово предоставляется «Августу» (7 мин).

Судъи-присяжные (не менее трех человек) удаляются для совещания и вынесения вердикта. Вопросы, на который они должны дать ответ «да» или «нет»:

  • Был ли Август великим государственным деятелем, спасшим Римское государство из хаоса гражданских войн?
  • Погубил ли Август Римскую республику?
  • Правил ли Август как деспот?
  • Были ли созданы при новом режиме гарантии от тиранического и деспотического правления императоров?
  • Лишился ли римский народ свободы в результате деятельности Августа?
  • Как можно охарактеризовать моральный облик Августа?
  • Была ли успешной внешняя политика Августа?
  • Имел ли политический режим, созданный Августом, потенциал к развитию?
  • Справедлива ли оценка Августа как «гения лицемерия»?

Судьи кратко обосновывают свои ответы. Если остается время, эти же вопросы выносятся на общую дискуссию. Можно обсудить также с аудиторией вопрос: была ли альтернатива режиму принципата, и какая?

  • Автор фотографии - Till Niermanrt. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue-Augustus.jpg (дата обращения: 05.10.2017).
  • Автор рисунка - Homoatrox. URL: https://commons.wikimedia.Org/w/index.php?curid=39847353 (дата обращения: 05.10.2017).

лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н. э.-193 г. н. э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который именовался принцепсом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИНЦИПАТ

в Древнем Риме ранняя империя 1–3 вв. н. э., монархия, внешне еще обставленная республиканскими установлениями. В 1 в. до н. э. в римском рабовладельческом обществе крайне обострились противоречия между рабовладельцами и рабами. Восстания рабов (в особенности восстание Спартака 74–71 гг. до н. э.), волнения крестьян, вытеснявшихся с земли крупными землевладельцами, серьезные противоречия среди самих рабовладельцев (землевладельческой аристократии и торговцев) – все это привело к тому, что для защиты существующего строя верхушка класса рабовладельцев стала на путь создания военной диктатуры.

В конце 1 в. до н. э., после подавления восстания рабов общая обстановка (хозяйственная разруха, периодически возобновлявшиеся восстания рабов и т. д.) сделала для рабовладельцев опасным восстановление республиканского строя. Кроме того, старые республиканские формы, сложившиеся применительно к государству-городу, изжили себя, поскольку территория Рима значительно расширилась, а хозяйственная жизнь усложнилась. Это обстоятельство также препятствовало восстановлению республиканского строя. Когда в 27 г. до н. э. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть и этим формально восстановил республику, правящая верхушка рабовладельцев предпочла ввести новую государственную форму, получившую наименование «принципат». Октавиану был присвоен титул принцепса (princeps), что означало «первый» – первоприсутствующий в сенате (см.). Титул принцепса был известен и в республиканском Риме, но лишь как почетное звание; носившие его сенаторы не получали особых прав. Октавиан же стал принцепсом в качестве высшего должностного лица, в руках которого были сосредоточены важнейшие полномочия: командование войсками и управление теми провинциями, где стояли войска, пожизненная консульская (см. Консул) и трибунская власть, право издания эдиктов (см.). Октавиану было дано имя «Август» («увеличивающий преуспеяние»), чем придавался священный характер его особе. Затем Августу было присвоено звание верховного жреца. Так была сохранена республиканская оболочка, которая лишь маскировала переход к монархии.

Принцепс имел пожизненную, но не наследственную власть. Он избирался сенатом, но это избрание с течением времени превратилось в простую формальность; вопрос о преемнике принцепса решался нередко войском.

Переходный характер П. выражается в том, что возникновение должности принцепса не сопровождалось формальным упразднением республиканских учреждений – сената, народных собраний, магистратов. Но эти учреждения постепенно вырождались. Углублявшиеся в Римской империи внутренние противоречия, нараставшие внешние осложнения приводили к тому, что власть все более сосредоточивалась в руках принцепса, а республиканские учреждения, наоборот, утрачивали значение. Вместо республиканских магистратур (см.) создавался бюрократический аппарат с административными и военными функциями, подчиненный принцепсу. Народные собрания потеряли значение и к концу 1 в. н. э. перестали созываться. Сенат на первых порах сохранял известное значение, но в конце концов и он отошел на задний план.

С Диоклетиана (конец 3 в. н. э.) П. сменился до мин атом, гос. строем поздней империи, когда императору была присвоена неограниченная власть, использовавшаяся им в интересах крупнейших рабовладельцев

Отличное определение

Неполное определение ↓

В истории римского государства различают три основных периода :

  1. древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
  2. республикан­ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);
  3. имперский - распадается на два подпериода:
    • период принципата , когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
    • период домината (от dommus - господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй Древнего Рима

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать , сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов , так как рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат .

Подробнее

Пекулий – любое имущество господина, которое передано рабу в управление (вещи, другие рабы с пекулием, обязательство должника). Пекулий носил внедоговорной характер, передача вещей в пекулий оформлялась специальными счетами. Все приобретения рабов автоматически поступали в имущество господина. Предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире использовать раба для выполнения физических работ и для совершения через его посредство юридических действий. По сделкам раба в пределах стоимости пекулия ответственность нес господин. За деликты рабов была установлена «ноксальная ответственность» т.е. господин либо возмещал ущерб, либо отдавал раба для отработки ущерба.

Колонат - особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, при которой землевладелец передавал в держание арендатору земельный участок, иногда с инвентарём и посевным материалом. Появление колона было связано с кризисом рабовладельческого хозяйства и экономической невыгодностью рабского труда. Колон стал основной формой эксплуатации земледельцев и являлся переходной формой к феодальной зависимости. Колон стал в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняли не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становился пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращались в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяли им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреплялись к земле и теряли возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй Древнего Рима

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян - граждан­ские войны, установление военных диктатур.

В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь .

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

  1. вето на распоряжения всех магистратов;
  2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;
  3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;
  4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.).

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус).

Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей , и для этого имеются достаточные основания.

Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора , сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции , в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

  1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;
  2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;
  3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества . Все должности делились на три категории:

  1. придворные;
  2. гражданские;
  3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др.

Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре , который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие .

15. Общественный и государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат, доминат.

В истории римского государства различают три основных периода:

1. древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;

2. республикан­ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);

3. имперский - распадается на два подпериода:

· период принципата, когда принцепс (первый в списке сенато­ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав­ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;

· период домината (от dommus - господин), который зна­менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк­туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

1. нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

2. сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;

3. провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян - граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

1. вето на распоряжения всех магистратов;

2. наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;

3. издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда.

4. стал главным блюстителем культа (с 12 г.);

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Принципат

Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был изве­стен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо среди лиц, перечисленных в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Окта­виан Август использовал этот термин и титул в значении "первый гражданин Римского государства".

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сде­лали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становил­ся одновременно консулом, цензором, народным трибуном и пер­восвященником (главным жрецом - понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с анало­гичными полномочиями сената. Последний в период империи узур­пирует некоторые властные полномочия народного собрания - по принятию закона и по одобрению в должности высших магистра­тов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат - к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора, сочетавшего административные функции с полномочия­ми уголовной юрисдикции. Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе (консилиум принципис) или подчиненных префекту претория - высшему должностному лицу над группой менее властных префектов и кураторов. При Адриане (117-138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Управление в провинциях строилось по линиям двух иерар­хий - императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские -- проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение - сенату и императору. Различие в способах управления повлекло различия в способах финансирования этого управления и приве­ло к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевла­стием (диархией).

Доминат

Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова "господин"), что подтвержда­лось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществ­лять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (консти­туции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт , в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.

В правление Диоклетиана проводятся реформы по реоргани­зации управления территориями, а также военная, финансовая и др.:

1. империя делится на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделяются на провинции;

2. в армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия;

3. податная систе­ма обновляется введением натуральных и денежных налогов (по­земельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.

Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные воен­ные должности. Его власть в значительной мере зависела от ар­мии, которая приносила ему присягу и нередко была главной си­лой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.

Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории:

1. придворные;

2. гражданские;

3. военные.

Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами др. Гражданские должности охватывали сферу управ­ления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект, которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы.

Большое значение приобрел Совет при императоре,который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили по общей формуле "свита, друзья, единомышленники, союзники" императора. Создается также полиция, внешняя и тайная, для рас­следования преступлений.

С разделением империи на Восточную и Западную оба импе­ратора продолжают именоваться Августами, их помощники стано­вятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.

Принципат Принципат - в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев - Клавдиев (27 г. до н.э.Ч 68 г. н.э.), Флавиев (69-96 гг.), Антонинов (96-192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Принципат" в других словарях:

    Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИНЦИПАТ название первого периода римской империи; п. служил переходом от… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически… … Юридический словарь

    - (лат. principatus от princeps первый; глава), в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 до н. э. до… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНЦИПАТ, принципата, муж. (лат. principatus) (ист.). В древнем Риме политический строй, переходный от республики к империи, характеризующийся разделением власти между сенатом и императором, который был фактическим правителем, но считался первым … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1 3 вв. н. э.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Принципат - (лат. principatus, от princeps первоприсутствующий в сенате) в Др. Риме (I в. до н.э. III в. н.э.) ранняя империя, форма ограниченной монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически… … Энциклопедия права

    ПРИНЦИПАТ - (лат. principatus от princeps первый, глава) в исторической литературе условный термин для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфической формы монархии, при которой формально сохранялись… … Юридическая энциклопедия

    Император Октавиан Август. Бронзовая скульптура из Геркуланума … Википедия

    А; м. [лат. prīncipātus] В древнем Риме во второй половине 1 в. до н.э.: государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу императору, считавшемуся первым среди равных… … Энциклопедический словарь

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. 193 н. э.) специфические формы монархии, при которой формально… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвящен исследованию проблем принципата как политической формы и его идеологии, генезиса принципата и его социальной…
  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвященисследованию проблем…

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.

Принципат.

После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана - над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией - пост императора.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.

Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.

Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.

Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу закона».

Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.

Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.

Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (284-305). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.

Реформа эта может быть сведена к следующему:

1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи».

2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.

3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).

4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.

5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).

Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.

Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.

Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.

Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.


Заключение.

С переводом столицы в Константинополь завершается история римской государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются окончательно.

Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. Что касается Восточной римской империи, то она просуществовала еще около 1000 лет.


Список литературы.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996.

2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996.... и укрепляться. Бунт против Тарквиния, с последующим изгнанием царя и установлением республики. Республиканский период характеризуется расцветом, переустройством одноэтажного Рима. За счет успешных захватнических войск, в город приходит греческая культура. Обустройство площадей, домов приобретает монументальный характер. Взятые за основу этрусские образы в архитектуре, как купольные здания, ...

... ; 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность. Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В...

В рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п. Таким образом, можно выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления: - существование единоличного носителя верховной государственной власти; - династическое наследование верховной власти; - пожизненная принадлежность власти монарху: законы...