Русский язык 3 упражнения правилами. Правописание безударных гласных в корне слова

Дополнительные задания по русскому языку для 3 класса. Тема: Глагол (для 3 класса)

Упражнение 1. Укажите время и род глаголов. Выделите окончание.
Наступил… ясн… утро. Со…нце ярко сияло в глубоком неб… .Лучи его играл… на речк… ,на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на траве, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.
Образец: Наступило ясное утро.
Упражнение 2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте нужные по смыслу глаголы класть и положить.
Отец принёс газеты и … их на стол. Я всегда свои книги … на полку. Допишу работу и … тетрадь в портфель. Надо всегда каждую вещь … на своё место.
Упражнение 3. Спиши. Единственное число существительного и глагола замени множественным, выдели окончания глаголов, укажи спряжение.
1.Соловей поёт.
2.Жаворонок звенит.
3.Иволга свистит.
4.Сорока трещит.
5.Сова кричит.
6.Дятел стучит.
7.Клест скрипит.
Образец: комар пищит-комары пищат (2 спр)
Упражнение 4. К данным глаголам подберите другие, противоположные по смыслу.
Говорить-молчать
Радовать-
Разрешить-
Отдохнуть-
Светлить-
Давать-
Зажигать-
Упражнение 5. Разобрать по составу.
Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой, примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка, яблонька, колхозный, городок, садовый, ходовой, думать, передумать, сельский, хвостик, хитрая.
Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В глаголах выделите приставки и корни.
1.Ветер унёс тучу гр…зовую. 2.Утки прон…слись с криком. 3.Таня перен…сла братца через ручей. 4.П…чтальон принёс телеграмму от сестры. 5.Отн…си книгу товарищу. 6.Волны вын…сли на поверхность моря обломки корабля. 7. Дачу обн…сли новым забором. 8.Все д…роги, все тр…пинки белым снегом зан…сло. 9.Н…сется в небе стая журавлей.
Упражнение 7. Проспрягайте глаголы.
Расту, лежу, решать, приготовить.
Упражнение 8. Данные глаголы изменить по образцу.

Глаголы: сеять, посеять, видеть, увидеть, слышать, услышать, смотреть, посмотреть.
Упражнение 9. К данным глаголам подобрать и записать противоположные по смыслу и по значению. Поставить их во 2 лице единственного числа окончания глаголов выделить.
Говорить-молчать-молчишь
Падать-
Встречать-
Молчать-
Ругать-
Упражнение 10. Спишите. Подчеркните глаголы неопределенной формы. Поставьте к ним вопросы, определите спряжение.
Родная земля-самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
Упражнение 11. Прочитайте. Спишите. Определите время выделенных глаголов.
Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно шумят его голые ветви. Весной покрывается тополь зелёной листвой.
- Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его посадил ?
- Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я играл под ним, твоя мама с подружками венки плела , теперь и ты играешь в его тени.

Г. Казани

, Гимназия№20 учитель начальных классов, г. Казани

Данные упражнениянаправлены, чтобы:

Оказать помощь учителю в поиске дополнительного материала к урокам русского языка;

Развивать у школьников интерес к изучению языка, к овладению успешной коммуникативной компетенцией через включение кроссвордов, ребусов, загадок, игр, иллюстраций, элементов этимологии в процесс изучения конкретных фактов языка;

Включение заданий с национально-региональным компонентом в контент (содержание) обучения, что способствует всестороннему развитию личности ребёнка, осуществлению переход от знакомого и известного к незнакомому и неизвестному по формуле «РЕГИОН - РОССИЯ - МИР»;

Обеспечение учебного процесса заданиями на ранее изученные темы, что гарантирует достаточную повторяемость пройденного материала и приведение его в систему компетенций, знаний и навыков по языку;

Представление в системе материала для творческих работ: изложений по вопросам, сочинений по картинам, на темы, близкие жизненному опыту учащихся.

Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при его повторении, закреплении, при мониторинге, а также в качестве домашних заданий.

Правописание слов с глухими и звонкими

согласными в корне

Отгадай загадки.

Землю пробуравил, То назад, то вперёд,

Корешок оставил. Ходит, бродит пароход.

Сам на свет явился, Остановишь – горе,

Шапочкой прикрылся. Продырявит море.

Наплетёт, наплетёт, Росли на болоте растения,

Запиши ответы, а через чёрточку - проверочные слова.

Спиши. Объясни написание выделенных согласных.

Рисунки детей

У Серёжи на рисунке ястре[п] . У ястреба сильный клюю[ф] . А вот жира[ф] жуёт морко[ф’] . Чей это жира[ф] ? Жирафа нарисовали Ле[ф ] и Гле[п] . Вот стол[п] . На нём сидит голу[п’] и ест хле[п] . Этот рисунок раскрасил Оле[к] .

Вставь в пословицы пропущенные слова, объясни их написание.

Зимой … глубокий, летом … высокий. Декабрь … кончает, зиму начинает. Воля и … дивные всходы дают. … не точить – заржавеет, человеку не учиться – отстать. Без труда не вытащишь и … из пруда.

Слова для справок: снег, хлеб, год, труд, нож, рыбку.

Измени слово так, чтобы в нём появился парный звонкий или глухой согласный звук. . Подбери проверочные слова. Напиши.

Рассказывать, карандашик, обедать, сладенькая, хороший, сказочка, лёгонький, жиденький, ходить, дороженька, грызёт, загадывать, указать, красивый, скользить, ошибаться, просить, соседи, узенький, травинка, возить, заморозить, шапочка.

Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.

Тяжёлый груз, широкая дорожка, частый лес, горькая ягодка, высокая берёзка, шероховатый лёд, твёрдый карандаш.

С одним из словосочетаний составь предложение.

Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Запиши.

Жирафы, звуки, рукава, сапоги, шипы, столбы, снега, дубы, луга, грибы, кулаки, флаги, шкафы, клопы, хирурги .
Образец. Сугробы – сугроб.

Составь и запиши небольшой рассказ на тему, используя данные слова.

Помоги друзьям!

Мороз, холод, крепкий лёд, шапки снега, кормушки для птиц, зёрнышки, крошки хлеба, ягодки рябины.

Напиши предложения в порядке схем.

Как? ===== где? какие? ------.

Какой? ------ как? ===== где?

В каком? где? ===== какой? ------.

Молодой месяц низко висит над лесом.

В мягком воздухе разливается осенний аромат.

Робко засветились на небе первые звёздочки.

Подчеркни букву согласного звука в корне, которую надо проверить.

Выпиши из текста слова со звонкой и глухой согласной, подбери проверочные слова.

Идёт зима

Ночью выпал первый снег. Он мягкий, белый,

пушистый. На берёзах и дубках снежные хлопья.

Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу.

Хорошо во дворе! У крыльца маленький

сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку.

На улице скользко. Под снежком гладкий лёд.

В третьем предложении подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Прочитай.

Кто как питается

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомиться медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достаёт жираф зелёные побеги деревьев.

Продиктуй первую часть товарищу, а вторую часть напиши под его диктовку.

Проверь написание по тексту

https://pandia.ru/text/80/342/images/image009.jpg" width="173" height="116">Игра «Допиши словечко». Запиши.

Где растёт морковь?

Буквы пишут где?

Чистим что мы?

https://pandia.ru/text/80/342/images/image012.jpg" width="103" height="103">Чистим з… .

Надеваем в холод?

Любим все?

И читаем на ночь?

Возле г… , две л… .

Возле к… , два ведра.

Правописание безударных гласных в корне слова

Впиши пропущенные буквы. Перед словом с пропущенной буквой пиши проверочное слово.

топка – топить … - л..вил

… - в..рить … - н..сил

… - с..рить … - х..дил

… - под..рить … - д..ржал

… - проч..тать … - к..сил

С одним из слов составь предложение.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

З..лотое, ..зёрный, ст..ловая, с..сновый, м..хнатый, д..лёкий, д..ждливый, кл..довая, спр..ведливый, с..виный, др..чливый, тр..вяной, в..дяной, жур..влиный.

Запиши слова, противоположные по значению. Подбери проверочные слова.

Лживый, горячий, зло, сытый, погубить, ругать, близкий, маленький, мешать, начало, старый, хороший.

Образец. Здо ровый, бо льной, бо ль .

Прочитай. Найди слова, схожие по смыслу. Подбери проверочные слова.

Образец. Серый, ста льной - ста ль .

Красть, караулить, мороз, пугаться, жёлтый, делать, ключ, гигантский, проказник.

Слова для справок: ш..лун, р..беть, хол..д, р..дник, б..льшой, з..л..той, в..ровать, охр..нять, м..стерить.

Подчеркни проверяемые безударные гласные.

Прочитай, спиши. В скобках пиши проверочное слово для пропущенных букв гласных.

По..вились первые льдинки на лужах, значит, бл..зка зима с её морозами. Скоро на р..ке всё ост..новится. Но лёд сделает и доброе дело . Он защ..тит рыб в реке, прикроет их прочной ст..ной. Если бы не лёд, всё ж..вое в в..де погибло бы от хол..да. (по Е. Мару)

В выделенном предложении подчеркни главные члены.

Прочитай. Озаглавь текст.

https://pandia.ru/text/80/342/images/image014.jpg" width="216" height="158 src=">Отгадай загадки.

Сок из цве тов она берёт

И в сотах копит слад кий мёд .

Без рук, без топо рёнка

Построена избёнка.

Напиши загадки вместе с отгадками. Объясни написание выделенных букв.

Подбери и запиши слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё .

Слова с двумя безударными гласными в корне

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Объясни их написание.

Д..р..вянный, з..л..неет, п..л..са, з..рк..ла, в..л..сок, ст..р..жит, ст..р..на, з..л..той, к..л..сится.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

1)Ст..рик ст..р..жил огород. 2) С белой б..р..дою дедушка сидит.

3) По б..р..зде х..дили гр..чи. 4)Настали х..л..да, птицы стали г..л..дать. 5)Дети хл..п..тали об устройстве к..рмушек. 6) Под острою к..сою тр..ва п..л..сой.

Поставь над словами знак ударения, выдели корень.

Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … - тр..п..тали.

Вечерний, … - в..ч..реет.

Сторожка, … - ст..р..жили.

Зелень, … - з..л..нели.

Хлопочет, … - хл..п..тали.

Лепет, … - л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной.

Образец: трепещет– трепет – трепе тали .

Магазин, кровать, морковь, предмет, арбуз, щавель, портфель, алфавит, квартал, средства, лопата, воробей, сосна, работа, ягода.

Найди «лишнее» слово.

Подчеркни непроверяемые безударные гласные.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их написание.

Пол..скать щенка, пол..скать бельё, зак..ляться на солнце, раск..лоть дрова, отв..рить картофель, отв..рить дверь, пос..деть на скамейке, пос..деть к старости, прож..вать на даче, сл..зал с забора, сл..зал сметану, зап..вать лекарство, зап..вать песню.

Прочитай и озаглавь текст. Спиши, объясни написание выделенных букв.

В но ре играли го лодные во лча та. Малыши

https://pandia.ru/text/80/342/images/image017.jpg" width="218" height="180 src="> Пчёлы з..мовали в ул..е, собравшись

в б..льшой ком. В середине пчёлы двигались,

согр..вали пч..линую с..мью. Снаружи они

прижались друг к другу и были как бы живой

шубой для всех пчёл. Когда верхние пчёлы

начинали зам..рзать, то они п..лзли в тёплую

середину. Их м..ста занимали пчёлы из середины

Напиши изложение по плану:

1) Где и как зимовали пчёлы?

2) Когда пчёл можно назвать живой шубой для всех пчёл?

3) Почему и как передвигались пчёлы?

Слова с непроизносимыми согласными в корне

Спиши слова. Подчеркни в них непроизносимую согласную.

Яростный, честность, местность, здравствуй, гигантский, повестка, вестник, шефство, устный, пастбище, поздно, звёздный, свистнул, хрустнул, радостный, тростник, грустный, властный.

Подбери проверочные слова.

Вместо существительных в скобках напиши однокоренные прилагательные.

Подчеркни непроизносимые согласные.

Капустный лист , (радость) весть, (грусть ) песенка, (доблесть ) воин, (звезда ) дорога, (честь) поступок, (прелесть) цветок, (чуваш ) писатель, (место ) житель, (уста ) ответ, (ягода ) места.

Выдели корень в словах с непроизносимыми согласными.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

1) … матери лучше … греет. 2) … нечестному не товарищ.

3)Тайна, … троим, уже не тайна. 4) Рукам работа - душе … . 5) Беда … в его зависти. 6) … встанешь – мало сделаешь.7) Человек трудолюбивый – самый … .

Слова для справок: солнце, честный, сердце, известная, завистник, праздник,

счастливый, поздно.

Напиши по памяти.

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Свежая, зелёная,

Солнцем озарённая.

(А. Барто)

Подчеркни буквы, написание которых нужно проверять.

Интерес..ный - … , прес..ный - … , крепос..ной - …, чудес..ница - … , прекрас..ный - … , пос..ный - … , вкус..ный - … , праз..ник - … , ужас..ный - … , опас..ность - … .

Составь предложение с одним из слов.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Капус..ный - … , неизвес..ность - … , доблес..ный - … , ярос..ный - … , скорос..ной - … , безжалос..ный - … , поверхнос..ный - … , припоз..нился - … , извес..няк - … , со..нце - …, плес..нуть (водой) - … .

Выполни звуко-буквенный анализ слова солнце .

Выпиши слова в два столбика: в первый – слова-названия предметов, во второй – слова-названия признаков предметов. Впиши пропущенные буквы.

Гиган..ский, сер..це, хвас..ливый, пас..бище, парус..ный, яс..ный, совес..ливый, вес..ник, влас..ность, извес..няк.

Выбери и запиши по 2 слова с данной орфограммой в каждый столбик.

Прочитай текст.

Чудесная ёлка

Ребята устроили в лесу праздник

для птиц и зверей. Под Новый год они украсили

ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали

кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили

морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан

капусты. Утром прилетели стайки нарядных

птиц. Они радостно щебетали, угощались

подарками. Вечером под ёлкой около кочана

капусты хлопотали два зайца. Они лакомились

вкусной капустой и сладкой морковкой.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

О чём этот рассказ? Назови тему рассказа. Раздели рассказ на части. Найди главное в каждой части.

Напиши изложение по плану.

1) Под Новый год.

2) Чудесная ёлка.

3) Праздничный завтрак.

4) Вкусное лакомство.

Тренировочные упражнения для подготовки к контрольной работе.

Правописание приставок

Справка (какие приставки здесь встречаются): за-, на-, о-, про-, по-, под, об-, до-

Упражнение1. Вставь зелёной ручкой пропущенные "гласные" буквы. Выдели приставки.

3..болеть, пр..ходить, п..ливать, п..дсвечник, ..тпустить, ..бжигать, подслушивать, н..ходить, д..бавка, пр..бежка, ..тгадка, ..тремонтировать, з..кричать, ..трезать, п..чинить, заведующий, п..думать, п..дделка, п..селиться, н...клониться, ..тломить, д..браться, з..звенеть, ..тпрыгнуть.

Д..быча, п..сёлок, пр..лесок, з..головок, п..лёт, п..джарить, п..дготовка, д..бежать, н...значить, ..тварить, ..ткрыть, п..солить, п..ходка, н..ходка, ..бливать, д..верять, з..горать, п..дарить, д..ехать, п..жарный, пр...ветривать, ..тключить, ..твёртка, з...крепить, з...платить, д..гадаться, з..путать.

П..стучать, п..дарок, ..тдавать, з...прыгивать, ..светить, з..дача, пр...верка, ..тгадать, п..дметать, ..трывать, п...дниматься, з..скрипеть, п..весить, з..блудиться, д..делать, пр...читать, п..дставить, п..чистить, з..мёрзнуть, з..глянуть, п..спешить, п..двозить, ..бежать, ..кружить, ..тморозить.

Паздывать, ..тстирать, п..хвалить, н..бирать, з...седать, д..лететь, пр..лезть, н..поить, ..писать, п..краснеть, п..дтянуть, ..бсудить, п...дберёзовик, п..дсолнух, п..словица, название, п..дкрутить, з..скочить, з..колоть, п..говорить, ..тпугивать, н..дбавка, з..работать, ..добрить, п..спорить.

Упражнение 2. Проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели .

Ночевать, наполнить, нарисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Загадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Подруга, позёмка, пальто, поведение. Дарить, домашний, доедать, достроить. Простой, пропустить, прочитать, проглотить. Пасловица, пароход, подарок, повстречать. Задрожать, под зантом, заучить, забросить. Обезьяна, обжигать, обводить, обходить.

Здесь, зделать, здоровье, здание. Полёт, поруса, поливать, подумать. Обрезать, облететь, облака, абрикос. Помидор, подружиться, пошёл, поле. Заинька, закладка, зоработать, заморозить.

Приставка и предлог

Упражнение3. Спиши, раскрывая скобки.

(За)йти (за)другом, (за)ним____________________________________________

(С)пустись (с)горы, (с)неё______________________________________________

(До)жить (до)весны, (до)неё____________________________________________

(За)лезть на"(за)бор, (на)него____________________________________________

(На)деть (на)голову, (на)неё____________________________________________

(В)пустить (в)дом, (в)него______________________________________________

(На)писать (на)доске, (на)ней___________________________________________

(В)лезть (в)окно, (в)него_______________________________________________

(По)новому (по)крытию_______________________________________________

(За)ложить (за)кладку_________________________________________________

(По)лучить (по)сылку_________________________________________________

(До)бежать (до)школы, (до)неё__________________________________________

(На)красивой (на)бережной_____________________________________________

(По)лететь (по)небу, (по)нему___________________________________________

Вы)лить (из)чашки, (из) неё_____________________________________________

(Про)ехать (по)городу, (по)нему_________________________________________

(По)здравить (с)покупкой, (с)ней________________________________________

(По)просить (об)услуге, (о)ней__________________________________________

(Под)делать (под)пись_________________________________________________

(За)переть (на)засов, (на)него___________________________________________

(Под)держать (по)другу_______________________________________________

Упражнение4. Разбери по составу:

Подснежник, гнёздышко, старушка, помидор, избушка, поделка, рассвет, отвар, поварёнок, полянка, покупка, сторона, подкова, перезвон, прививка.

Упражнение 5 . Укажи падеж над выделенными словами. Выдели окончания .

1.Мы купили в большом магазине подарок для мамы. 2.Зазвучала прекрасная музыка. 3. Всевнимательно слушали громкое радио. 4.Андрюшка разбросал всесвои игрушки. 5.Дружная семья смотрела интересное кино по телевизору. 6. Дети собрали красивый гербарий на улице. 7. Этот человек - настоящий герой. 8. Покой нам только снится.

9.Скоро мы будем отмечать Новый год с ребятами в школе .

Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрес т ность – окрес т; но: чуде сн ый – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы)

че…ный

чуде…ный

коры…ный

здра..ствуй

чу...ство

хру…нуть

ча…ный

капу…ный

изве…ный

прекра…ный

нена…ный

повес..ка

праз..ник

хле…нуть

ежеча…ный

мес…ный

преле…ный

вла…ный

страс..ный

гиган…кий

шотлан..ский

зави…ливый

запа…ный

тро…ник

радо…ный

ус…ный

облас..ной

аген..ство

громо…кий

па…бище

тяжелове..ный

де…тво

вку…ный

гру…ный

жалос..ливый

ненавис..ный

турис..ский

яро…ный

ужа…ный

звез…ный

опа…ный

окрес…ный

счас..ливый

лес..ница

сви…нуть

че…вовать

напра…ный

по…ний

Карточка №2

Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: к о л о сок – к о лос, кол о сья

р..веть

вып..дать

уд..вительно

тр..п..тать

зав..зать

пос..нел

в..сят

в..терок

уг..щал

ск..льзнул

вр..дить

прит..мился

разл..вать

х..телось

зар..дил (ружье)

цв..тет

п..рник

всп..л..шились

п..м..гал

др..в..сина

затр..щал

нач..ла

бл..зн..цы

п..лила

взгл..нуть

разв..рнули

п..стух

пот..рялся

нед..леко

ср..ди

встр..чать

похв..ла

т..снота

б..р..га

зам..р

к..лечко

м..хнатый

з..л..неет

в..дил

п..л..сатый

выст..вка

хл..почет

т..мнота

т..рг..вать

пр..мой

б..ятся

ут..нула

п..ляна

узн..вал

см..листые

ост..новка

выч..сления

отв..чать

тр..сет

л..нейка

встр..чаться

др..здиха

д..лина

Ловая

п..хучие

Карточка №3

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна : доро ж ка – доро же нька ; зу б – зу бн ой .

наскво..ь

жес..кий

кру..ка

стару..ка

фура..ка

ло..ка

пове..

про..ка

прора..

бли..кий

ле..кий

вере..ка

стру..ка

поду..ка

у..кий

зы..ь

прору..ь

ла..ка

тря..кий

ро..кий

теле..ка

гла..ко

подру..ка

пло..кий

тулу..

жира..

бро..ка

жу..кий

варе..ка

(нет) горо..ка

сколь..ко

селе..ка

вя..кий

гры..

шка..

гу..ка

чу..кий

кры..ка

сторо..ка

бедня..ка

сере..ка

вле..

шля..ка

рука..

заря..ка

Карточка №4

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода единственного числа : рож ь , мыш ь , молодежь. У существительных мужского рода Ь не пишется : нож, пла щ .

лещ..

полноч..

плющ..

дрож..

печ..

кумач..

шалаш..

паралич..

дергач..

вещ..

сторож..

помощ..

ключ..

тираж..

смерч..

товарищ..

борщ..

обруч..

ковш..

пустош..

упряж..

калач..

картеч..

ткач..

бич..

туш..

глуш..

молодеж..

ерш..

мелоч..

стриж..

мятеж..

врач..

обруч..

лож..

меч..

трубач..

выигрыш..

бреш..

тиш..

брош..

камыш..

богач..

ветош..

пугач..

Карточка №5

Вставь, где нужно, двойные согласные .

ва…а

…ора

коло…а

о…аять

ко…ектив

чугу…ый

килогра…

ра…о

а…ея

А…а

гру…а

су…ота

па…ажир

карма…ый

ра…тояние

Ро…ия

ка…а

ра…веет

со…ый

жу…ит

о…епель

телегра…а

дли…ый

кра…ный

су…а

дро…и

гри…

осе…ий

ко…екция

тума…ый

дли…а

деревя…ый

шо…е

ра…каз

ра…ий

око…ый

лимо…ый

коми…ия

програ…а

стекля…ый

Карточка №6

Разделительный твердый или мягкий знаки?

брат..я

в..езд

с..ежился

об..ят

из..ятие

из..явить

нав..ючит

с..язвил

плат..е

бур..ян

об..ем

пол..ет

от..езд

об..явление

обез..яна

почтал..он

об..езчик

колос..я

журчан..е

свин..я

под..ем

кол..я

ул..и

ноч..ю

в..юн

в..юга

павил..он

раз..единить

Ул..яна

ненаст..е

птич..я

к руч..ю

волч..и

п..еса

ад..ютант

батал..он

под..емный

печен..е

Мар..я

птич..и

раз..яснил

с..емка

ш..ет

рел..еф

сер..езный

кур..ер

здоров..е

пред..явить

грозд..я

вз..ерошить

раз..яренный

друз..я

в..ет

заяч..и

б..ется

бар..ер

чирикан..е

с..ехал

чут..е

руч..и

  1. Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.

М..ровой, наре…ка, ре...кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.

безударная гласная в корне слова

парная согласная в корне слова

разделительный Ъ, Ь знаки

  1. Исправь в тексте ошибки.

Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.

3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дуп ло ) с разным лексическим значением.

  1. … - ло – место жительства, не город _____________
  2. … - ло - работа, труд, _______________
  3. … - ло - снег укрывает землю, словно ____________

Большое …

  1. … - ло - помогает плыть на лодке _______________
  2. … - ло - есть у птицы. __________________

Тренировочные упражнения на повторение материала.

  1. Вставь, где нужно, непроизносимую согласную

3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

Зац…пил, ______________ - запа…, ________________ - упако…ка,

Доста…ка, __________________ - руба…ка, ________________ - тулу…., ________________ - п…рнатые, _____________________ - прол…вной (дождь), __________________ - отпр….влять, ____________________ - похв….лили.

4. Подбери и запиши однокоренные слова:

Запиши форму слова:

Круг - __________________________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.

  1. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.

Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.

  1. Измени прилагательные по вопросам.

Свежий, чистый, синий.

Как ая

Как ое ? _________________________________________________________

Как ие ? _________________________________________________________

Как их ? _________________________________________________________

Как ого ? ________________________________________________________
Как
им ? ________________________________________________________

О как ом

О как ой ? _______________________________________________________

  1. Выпиши существительные в три столбика.

Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.

мужской род

женский род

средний род

Задание 1. Вставь, где нужно, букву непроизносимого согласного.

Опас..ный, доблес..ный, трос..ник, яс..ность, прелес..ный, тягос…ный, чудес..ный, хрус..нуть, ужас..ный, вкус..ный, наез..ник, запас..ной, прес..ный, повес..ка.

Задание 2. Исправь ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручя, съедают лисьтья, сьёмка обезъяны, въётся въюн, обедаться воренъем.

Задание 3. Подчеркни однокоренные слова.

Побег, бегун, беговая, бегуны, про бегуна, разбег, о бегунах, пробежка, бегунья.

Задание 4. Образуй с помощью приставок новые слова так, чтобы в них были двойные согласные на стыке приставки и корня.

Задание 5. Найди слова с приставками. Выдели приставки.

Вдоль тропинок растёт подорожник. Я написала начало рассказа. Подчеркни орфограммы в словах. В стакан налили воды. Выполни вычисления правильно.

*Задание 6. Образуй слова. Возьми от данных слов указанные части и запиши получившееся слово в последнюю колонку.

Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

Новое слово

дорожный

подвинул

грибник

приставить

подоконник

берёзка

нога

бережок

пришёл

осенний

спелый

Задание 6. К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чернеет шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птицы тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Задание 7. Выпиши только те слова, с которыми НЕ пишется раздельно .

(Не)жный, (не)поднимешь, (не)путёвый, (не)льзя, (не)дотянулся, (не)бо, (не)погода, (не)далеко, (не)мыл, (не)выучил, (не)мой. (не)рвный, (не)лепый, (не)рыть, (не)кричал.

Задание 8. Разбей слова на три группы. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы.

Б…льница, в..левой, об…днеть, нал…вает, б..глец, гр..зовая, г…ристый, выг..н, зал…гают, б..ловатый, гр…мыхать, гр…знуля.

Задание 9. Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояли. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Тема текста : _____________________________________________________________________

Главная мысль: __________________________________________________________________

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Рассуждай так: о здешн… жителе. О жителе (каком?) , в вопросе окончание – ОМ , значит выбираю – ОМ или – ЕМ . О здешн ем жителе.

К бережлив…. хозяину, об абрикосов…. повидле, с велик…. поэтом, без сладк…. какао, в последн…. ответе, на дальн….. берегу, за ближн…. домом, свеж…. молока, давн…. встреча, соседн….. подъезды, жгуч….. солнце, на постороннн….. поддержку, давн…. событие, палящ….. жара, сегодняшн….. настроение, осеннн…. лужи, у пахуч ….. растения, зимн…. пора.

1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец.

От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами.

Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими.

2. Подбери по 3 прилагательных с –нн , с суффиксами – оват (еват), - еньк . Запиши в тетрадь, разбери по составу.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины.

В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом.

  1. Измени местоимение, записанное в начальной форме. Спиши текст.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком.

Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.

  1. Над местоимениями укажи лицо и число.

Вставь пропущенные буквы. __________________________________

В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра.

Исправь ошибки:

Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик.

Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк.

Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в)

Ковш.., пустош.., упряж.., калач.., картеч.., без плеч.., напеч.., прижеч.., подстрич..ся, бич.., улеч..ся, у дач.., туш.., завуч.., выжеч.., глуш.., усач.., без передач.., расчесываеш..ся, ткач…

Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в)

Трубач.., выигрыш.., бреш.., блаж.., без луж.., обознач.., увлеч..ся, тиш.., брош.., перепряч.., камыш..., из-за туч.., богач.., ветош.., улыбаеш..ся, без задач.., пугач...

Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие.

Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки.

Использованная литература:

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.

Л.А. Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом 2-4 класс.

В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.

А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.

Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.

Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.