Сборник тестов по истории 10. Критерии оценки тестирования. Что относится к военным преобразованиям Петра I

10 класс

I вариант

Часть А.

А1. Что такое язычество?

    Особый тип погребения умерших в высоких курганах;

    Вера в единого бога;

    Вера во множество богов и почитание сил природы;

    Умение говорить на многих языках.

А2. В каком году было «стояние на реке Угре»?

А3. С чем связано имя Ивана Федорова?

      С созданием в Москве первой типографии;

      С челобитной к царю Ивану IV;

      С осадой и взятием Казани;

      С деятельностью посольского приказа.

А4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:

    Царь Алексей Михайлович;

    Протопоп Аввакум;

    Вселенский собор патриархов;

    Патриарх Никон.

А5. Политика «просвещенного абсолютизма» проводилась в период правления:

    Елизаветы Петровны

    Екатерины II

А6. В каком году произошел «Медный бунт»?

А7. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

  1. Летопись;

    Поучение;

    Героическая повесть.

А8. Что такое полюдье?

    Народное ополчение в Древней Руси;

    Органы местного самоуправления;

    Сбор князем податей с подвластных племен;

    Вид публичного телесного наказания.

А9. В каком году произошла Полтавская битва?

    1709 г.

А10. Завершение процесса вхождения Коми Края в русское государство произошло в:

Часть В.

В1. Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.

«Сказали варягам чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И избрались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, третий – Трувор – в Изборске».

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.

1) взятие Казани

2) Стоглавый собор

3) венчание Ивана IV на царство

4) введение опричнины

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите последовательно цифры и буквы выбранных ответов без пробелов. Например, 1Б2Г3А4В.

    Опричнина

  1. Стрельцы

А) Служилые люди, составлявшие постоянное войско, набиравшиеся из свободного сельского и городского населения;

Б) Личное владение царя, где существовало особое управление и войско;

В) Центральные органы управления, ведавшие отдельными отраслями жизни государства;

Г) Представители высшего слоя аристократии, владели значительными землями – вотчинами.

В4. Фамилия крупнейшего русского ученого-энциклопедиста XVIII века, с именем которого связаны открытия во многих областях науки________________________.

Часть С.

С. Охарактеризуйте понятие «Монголо-татарское иго». Как оно повлияло на развитие русского государства?

Итоговый тест по истории России

10 класс

II вариант

Часть А.

А1. Начало городу Киеву дало племя:

    Кривичей;

А2. Первая школа в Коми крае была открыта в:

      1643 г.;

      1721 г.;

      1814 г.;

      1911 г.

А3. Кто был противником церковной реформы патриарха Никона?

    Протопоп Аввакум;

    Боярин Б.И. Морозов;

    Митрополит Гермоген;

    Симеон Полоцкий.

А4. В каком году Россия была провозглашена империей?

А5. В результате какого события произошло свержение ордынского ига?

    Взятие Казани;

    Куликовская битва;

    «Стояние на Угре»;

    Сражение под Оршей.

А6. Что было одной из причин начала Смуты?

    Отсутствие наследников у Бориса Годунова;

    Подрывная деятельность польских спецслужб;

    Недовольство народа произволом опричников;

    Пресечение в России правящей царской династии.

А7. Крещение Руси произошло в … году?

А8. В 1861 году был подписан манифест:

      «О создании флота»;

      «Об учреждении Государственной думы»;

      «Об отмене крепостного права»;

      «О вольности дворянства».

А9. Впервые в летописи город Москва упоминается в:

А10. «Тушинским вором» называли:

    Степана Разина;

    Кузьму Минина;

    Лжедмитрия I;

    Лжедмитрия II.

Часть В.

В1. Событие, о котором говорится в отрывке : «Рылеев говорил, что должно войскам, ими возмущенным, прийти на Сенатскую площадь, начальнику их, Трубецкому, действовать по обстоятельствам, что они надеялись избегнуть кровопролития и посредством Сената, который думали принудить к тому, получить от Вашего Величества или от государя-цесаревича согласие на созвание депутатов для назначения императора и установления представительного образа правления», – произошло в _____________ году».

В2. Соотнесите имена московских князей и даты их правления.

Годы правления

1) Василий II Васильевич

А) 1389 – 1425 гг.

2) Василий III Иванович

Б) 1505 – 1533гг.

3) Василий I Дмитриевич

В) 1462 – 1505гг.

4) Иван III Васильевич

Г) 1425 – 1462гг.

В3. Все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы называется _____________________.

В4. Установите хронологическую последовательность событий Северной войны.

    Сражение у острова Гренгам

    Полтавская битва

    Битва под Нарвой

    Сражение у мыса Гангут

Часть С.

С. Перечислите причины Смутного времени. Каковы были последствия этого события для России?

Ответы на итоговый тест по истории России

10 класс

I вариант

№ задания

Верный ответ

№ задания

Верный ответ

Ломоносов

Часть С.

Баллы

1. Монголо-татарское иго – это система экономического и политического подчинения Руси Золотой Орде. Иго включало в себя:

Получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение;

Террор в отношении русских князей;

Карательные набеги на русские земли;

Разорение земель и угон в Орду специалистов и ремесленников;

Уплате ежегодной дани – «выхода», а также других сборов;

Подавление воли населения к сопротивлению путем террора.

Названы 3 или более элементов ответа.

Верно названы 1 – 2 элемента ответа.

2. К последствиям влияния монголо-татарского ига можно отнести:

Задержка экономического и культурного развития страны;

Влияние на процесс формирования великорусской нации;

Влияние на повседневный быт, речь, обычаи, мораль;

Внесение восточных элементов в политическое устройство Руси;

Усилилось влияние Русской православной церкви, сыгравшей важную роль в сплочении и выживании народа;

Обусловило жесткое подчинение населения государству.

Изолировало северо-восточные русские земли от родственных территорий и традиционных международных связей.

Приведены 3 или более элементов ответа (названных в измерителе или других верных по­ложений)

Элементы не названы или все названы неверно

Максимальный балл

«5» ;

«4» ;

«3» .

«2» .

II вариант

Часть А. – за каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Верный ответ

Часть В. – за каждый правильный ответ – 1 балл

№ задания

Верный ответ

Культура

Часть С.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Смутное время было вызвано:

Династическим кризисом (окончание династии Рюриковичей, избрание нового царя – Бориса Годунова, вера в «настоящего» царя – самозванца);

Экономическим кризисом (последствия опричнины, Ливонской войны и голода 1600 – 1603 гг.);

Социальным кризисом (недоверие народа к новому царю, стремление различных групп улучшить свое положение, обострение противоречий между группами служилых людей);

На определенном этапе положение обострилось интервенцией.

Названы 3 или более элементов ответа

Верно названы 1 – 2 элемента ответа,

Элементы не названы или все названы неверно

2. Последствия Смутного времени:

Страшное разорение и запустение станы;

Потеря выхода к Балтийскому морю, Смоленской земли;

Дальнейшее закрепощение крестьян;

Осознание центром и регионами необходимости сильной государственности;

Подъем национального самосознания.

Приведены 3 или более элементов ответа

Приведены 1 – 2 элемента ответа

Элементы не названы или все названы неверно

Максимальный балл

Критерии оценки тестирования:

Максимальное количество баллов за тест – 18;

При выполнении 100% – 91% заданий 18 – 16 баллов, оценка «5» ;

При выполнении 90% – 78% заданий 15 – 13 баллов, оценка «4» ;

При выполнении 77% – 60% заданий 12 – 10 баллов, оценка «3» .

При выполнении менее 60% заданий – менее 9 баллов, оценка «2» .

1. Последней была включена в состав Российского централизованного государства территория…

А) Переяславского княжества.
Б) Новгородской земли.
В) Тверского княжества.
Г) Рязанского княжества.

Ответ: Г

2. Определите принцип образования смыслового ряда. Аргументируйте свой вывод.

А) А. И. Гучков, М. В. Родзянко, А. Е. Бадаев, А. И. Коновалов, В. М. Пуришкевич, В. А. Маклаков.
Б) М. М. Щербатов, В. Н. Татищев, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, П. Н. Милюков, В. Л. Янин.
В) М. Б. Барклай-де-Толли, Д. А. Милютин, С. Б. Иванов, А. И. Гучков.

Ответ: А) Все они были депутатами Государственной Думы Б) Все они историки В) Военные министры России

3. Назовите основной лозунг февральских демонстраций 1917 года в России.

А) «Вся власть рабочим!».
Б) «Да здравствует партия кадетов!».
В) «Хлеб, мир, свобода!».
Г) «Вся власть Советам!».

Ответ: В

4. Напишите даты следующих событий:

А) Массовое хождение в народ.
Б) Образование организаций «Народная воля» и «Черный передел».
В) Убийство народовольцами императора Александра II.

5. Расположите события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в хронологической последовательности.

А) «Рельсовая война».
Б) Бои за «Дом Павлова».
В) Решение союзников о распространении системы ленд-лиза на Советский Союз.
Г) Начало осуществления операции «Багратион».
Д) Первый залп «Катюши».
Е) Первое исполнение Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Ответ: Д, В, Е, Б, А, Г

6. Соотнесите названия революционных организаций 1850-1870-х гг. и имена их участников:

Народно-революционные организации
1. Кружок «чайковцев»
2. «Черный передел»
3. «Народная воля»
4. Кружок «петрашевцев»

Члены организаций
А) Ф. М. Достоевский
Б) С. Л. Перовская
В) П. Б. Аксельрод
Г) Г. В. Плеханов

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А

7. Соотнесите понятие и его определение.

Понятие
1.Русский классицизм
2.Барокко
3.Модерн
4. Импрессионизм

Определение
А) стиль в искусстве конца XIX начала XX в., использовавший новые технические средства. Свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания индивидуальных зданий. Все элементы которых, подчинены единому ритму и замыслу.
Б) стиль в искусстве второй половины XVIII начала XIXв., которому свойственны гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность, строгость форм.
В) направление живописи второй половины XIX начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлевать окружающий мир в его подвижности и изменчивости.
Г) стиль в искусстве конца XVI середины XVIII в., отличавшийся пышностью, экзальтацией образов, ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии.

Ответ: 1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В

8. Вставьте пропущенные в тексте слова и определите, к какой реформе имеет отношение фрагмент документа, датируемый 1864 годом.

Ст. 1. Власть судебная принадлежит: ………………судьям, съезду ………….. судей, судебным палатам, правительствующему ………………… в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 10. Мировые судьи избираются …………….сословиями в совокупности и утверждаются правительством.
Ст. 81. Присяжные …………… избираются из местных обывателей …………… сословий.

Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят……………..
Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для ……………….сведения.
Ст. 353. Присяжные поверенные (……………….) состоят при судебных местах для занятия делами по избиранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих.

Ответ: Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съезду мировых судей, судебным палатам, правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.
Ст. 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством.
Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий.
Ст. 110. Судебная палата учреждается в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей.
Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состоит особый прокурор и определенное штатное число товарищей (заместителей) прокурора.
Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят публично.
Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения.
Ст. 353. Присяжные поверенные (адвокаты) состоят при судебных местах для занятия делами по избиранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих.
Из «Учреждения судебных установлений» 1864 г. (Судебная реформа).

9. Перед вами один из знаменитых плакатов творческого союза художников. Укажите, как назывался этот союз, назовите фамилии художников, входивших в него и, к какому событию Великой Отечественной воны посвящен этот плакат. «Потеряла я колечко».

Ответ: «Кукрыниксы» — 1 балл. Художники: М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов (за каждое имя по одному баллу). Окружение войск Паулюса (можно без указания имя полководца) под Сталинградом

10. О ком идет речь? Напишите правильный ответ.

А) Являлся одной из наиболее ярких фигур Боевой организации эсеров. В 1917 году стал комиссаром Временного правительства при Ставке Верховного Главнокомандующего на фронте, комиссаром Юго-Западного фронта, товарищем военного министра. У. Черчилль был от него в восторге. З. Н. Гиппиус придумал ему литературный псевдоним «В. Ропшин».
Б) Родился в 1743 г. в Казанской губернии, потомок мурзы Багрима, известного со времен Золотой Орды.С ранних лет проявил «чрезвычайную к наукам склонность», учился в Первой Казанской гимназии, не закончив уехал в Петербург на военную службу. В 1773 г. приехал в Казань с целью поимки Е. И. Пугачева. В российскую историю вошел как «отец русских поэтов». В его честь в Казани был открыт бронзовый памятник, заново установленный в декабре 2003 г. Родному городу посвятил стихи, которые завершались следующей строкой: «Отечества и дым нам сладок и приятен».

Ответ: А) Б. В. Савинков. Б) Г. Р. Державин

11. На контурной карте отметьте места, даты и названия основных сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Ответ: Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
1770 – Румянцев одержал крупные победы над турками на реках Ларге и Кагуле.
1770 – победа над турецким флотом в Чесменской бухте.
1771 – взятие Крыма.
1774 – подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

12. Перед вами отрывки из воспоминаний о событиях Февральской революции 1917 г. Попытайтесь определить, к каким политическим силам принадлежал автор каждого из этих описаний. Приведите ВСЕ возможные аргументы.

А) «Среди массы все сильнее назревало озлобление против текущих событий… Бешено растущие…цены на продукты питания, а особенно сильно ощущаемый недостаток хлеба усиливали это озлобление и вместе с тем отрезвляли массы от патриотического угара, навеваемого меньшевиками, эсерами и пр. в первые годы войны… разговоры о прекращении войны все больше и больше велись среди рабочих. Призыв Думы поддержать ее требования об ответственном министерстве успеха совершенно не имел. Даже сравнительно небольшой авторитет болтунов левого крыла Думы, наконец, пал, и пал окончательно».

Б) «Говорили о том: следует ли великому князю Михаилу принять престол или нет… Что значит совет принять престол в эту минуту? Я только что прорезал Петербург. Стотысячный гарнизон был на улицах. Солдаты с винтовками, но без офицеров, шлялись по улицам беспорядочными толпами… А на этой штыковой стихией – кто? – Совет Рабочих Депутатов и «германский штаб – злейшие враги»: социалисты и немцы… Принять престол сейчас – значило во главе мощного полка броситься на социалистов и раздавить их пулеметами… Мне думалось: «Каким хорошим конституционным монархом он был бы…». Увы… Там, в соседней комнате писали отречение династии».

Ответ: А) К большевикам.
Аргументы: критика эсеров и меньшевиков, поддержка призыва к немедленному прекращению войны, критика деятельности Думы.
Б) К умеренному краху думской оппозиции, правее кадетов, Прогрессивный блок.
Аргументы: Резкое осуждение всех социалистов как ставленников немецкого генштаба, поддержка идеи конституционной монархии. Сохранения династии

13. Напишите историческое эссе на тему: «Главным событием в истории России XX века был (а)…».

Вконтакте

Зачётный тест по истории России для 10 класса по теме «Москва - центр объединения русских земель. Образование единого государства».

Авторы учебника - А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Данный тест учитель может использоваться для зачёта после изучения темы «Москва - центр объединения русских земель. Образование единого государства». Учитель сможет проверить знания учащихся по исторической хронологии, историческим понятиям, знание фактического материала, знание исторических дат. В тесте представлены задания на установление хронологической последовательности, задания на установление соответствия.

Тест рассчитан для 10 класса, где преподавание истории ведётся на базовом уровне, время выполнения 45 минут. В конце теста приведён ключ с ответами.

1. Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при:
а) Дмитрии Донском
б) Семёне Гордом
в) Иване Красном
г) Иване III

2. Кто из названных лиц были современниками?
а) Иван Калита и хан Ахмат
б) Дмитрий Донской и Мамай
в) Иван III и хан Батый
г) Иван IV и хан Тохтамыш

3. Одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей было:
а) присоединение к Москве Великого Новгорода
б) присоединение к Москве Тверского княжества
в) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды
г) хозяйственное и военное укрепление Московского княжества

4. Князь, первым из Московских князей получивший ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель:
а) Владимир Мономах
б) Ярослав Мудрый
в) Иван Калита
г) Иван III

5. Какое из перечисленных событий произошло позже других?
а) Куликовская битва
б) набег хана Тохтамыша на Москву
в) «великое стояние « на Угре
г) сражение на р. Калке

6. Годы 1497, 1581, 1597, 1649-отражают основные этапы:
а) борьбы России за выход к морю
б) образование Российского централизованного государства
в) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
г) закрепощение крестьян

7. Политическая самостоятельность Великого Новгорода была ликвидирована в:
а) 1380 г.
б) 1410 г.
в) 1478 г.
г) 1521 г.

8. Первым московским князем был:
а) Даниил Александрович
б) Юрий Долгорукий
в) Андрей Боголюбский
г) Александр Невский

9. Одним из результатов правления великого князя Василия III было:
а) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды
б) завершение объединения русских земель
в) принятие общерусского «Судебника»
г) создание стрелецкого войска

10. О постепенном формировании в России централизованного государства свидетельствует:
а) увеличение численности московского войска
б) прекращение выплаты дани в золотую Орду
в) создание Судебника 1497 г.
г) деление русских земель на волости

11. Поместное землевладение в отличие от вотчины
а) являлось собственностью великого князя
б) освобождалось от уплаты налогов
в) выдавалось за службу и на время службы
г) было наследственным владением крупных феодалов

12. Даты 1380 г., 1480 г. 1552 г. связаны с:
а) созданием памятников культуры
б) принятием нового законодательства
в) крупными военными победами
г) изменениями в политическом управлении страны

13. При Василии III в состав Московского княжества вошли земли:
а) Новгородская
б) Коломенская
в) Смоленская
г) Псковская
д) Рязанская
е) Можайская
Укажите верный ответ: 1) абе 2) бгд 3) вгд 4) вде

14. Прочитайте отрывок из сочинения историка Н. И. Костомарова и укажите, какое событие предшествовало описанному в отрывке:
а) Куликовская битва
б) Ливонская война
в) «стояние» на р. Угре
г) Ледовое побоище

15. Главная причина победы Москвы над Тверью в первой половине XIV в.
а) выгодное географическое положение Москвы
б) подчинение церкви политике московских князей
в) гибкая политическая линия московских князей
г) интенсивная миграция в Московское княжество

16. «Великой замятней» называли междоусобные войны
а) русских князей во второй половине XIII в.
б) в золотой Орде во второй половине XIV в.
в) между князьями московского дома в XV в.
г) в Литве в 1377-1381 гг.

17. Победа в Куликовской битве привела к
а) свержению ордынского ига
б) окончательному прекращению выплаты дани Золотой Орде
в) завершению процесса объединения русских земель
г) росту авторитета московских князей

18. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и укажите имя исторического деятеля, о котором идёт речь.
а) Иван Калита
б) Иван Грозный
в) Андрей Боголюбский
г) Ярослав Мудрый

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя деятеля, о котором идёт речь.
а) митрополит Илларион
б) Сергей Радонежский
в) митрополит Алексей
г) монах Нестор

20. Установите соответствие между историческим деятелем и именем современника.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Исторический деятель
А) Василий II
Б) Иван III
В) Иван Калита
Г) Дмитрий Донской

Современник
1) Александр Пересвет
2) хан Узбек
3) Марфа Борецкая
4) Дмитрий Шемяка
5) патриарх Никон

21. Одним из итогов правления Ивана III было
а) завоевание выхода в Чёрное море
б) покорение западной Сибири
в) присоединение Великого Новгорода к Москве
г) присоединение Казанского ханства

22. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите особый вид платы крестьянина помещику.

Ответы к тесту:

Спойлер

1 - г
2 - б
3 - г
4 - в
5 - в
6 - г
7 - в
8 - а
9 - б
10 - в
11 - в
12 - в
13 - 3
14 - а
15 - в
16 - в
17 - г
18 - а
19 - б
20

21 - в
22 - пожилое

2. Первобытная эпоха

3. Первые государства Древнего мира

4. Античная эпоха в истории человечества

5. Крушение империй Древнего мира

6. Период раннего Средневековья (V-X вв.)

7. Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.)

8. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI - начало XVII в.)

9. Европа на новом этапе развития (середина XVII-XVIII в.)

10. Время потрясений и перемен (конец XVIII - начало XIX в.)

11. Мировое развитие во второй половине XIX века

Найти тесты по всеобщей истории (10 класс) с ответами можно у нас на сайте. С их помощью можно не только проверить собственные знания, но и подготовиться к контрольной работе.

Пройти тесты можно онлайн в удобное для вас время. В нашем тематическом каталоге есть задания не только по всемирной истории, но и по истории России. Все тесты располагаются в хронологическом порядке по темам школьного учебника. Вопросы составлены на основе учебников Сахарова («История России»), Загладиной («Всемирная история»), а также опираясь на учебники Крамарова для подготовки к государственному экзамену. Материал охватывает временные промежутки, начиная от древнейшей истории и заканчивая событиями XIX века. Каждая работа имеет несколько вариантов, в которых закрепляются знания хронологии, известных исторических деятелей, особенности ведения политики разных стран. Использовать задания можно для поурочного оценивания, а также в качестве проверочной работы за полугодие или год.

Итоговый тест по истории (10 класс) поможет самостоятельно повторить материал за весь учебный год без помощи репетитора. Результат тестирования будет зависеть от вашего упорства и старательности.