Сценарии праздника - путешествие по древней руси. Вольга и микула – сценарии праздника. Сценарий сбора на тему на тему " Праздники Древней Руси" (5 класс). Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГАРДАРИКИ» (для детей 10-12 лет).

Действующие лица: Новый русский ученик (НРУ) Библиотекарь, Экскурсовод (ведущие), Жители древних городов.
НРУ. Здорово, братцы! Это, что ли, туристическое агентство «Машина времени»?
Библиотекарь. Совершенно верно. Чем могу быть полезна?
НРУ. А директор у вас кто, Макаревич, что ли?
Библиотекарь. Нет, не Макаревич… Я-директор, а это (показывает на второго ведущего) - мой помощник,
Экскурсовод. .. Так что вы хотите, молодой человек?
НРУ. Путешествовать хочу! Хочу чего-нибудь необычного, удивительного! Только предупреждаю: на львов и крокодилов я уже в Африке охотился, с индейцами шашлыки жарил, с Дмитрием Крыловым его «Непутевые заметки» читал. Скучно мне.
Библиотекарь. Так, понятно! Случай тяжелый, но безвыходных ситуаций не бывает. Предлагаю совершить путешествие в Страну Гардарики. Там-то уж вы, точно, не бывали.
НРУ. Что это еще за место такое? По-моему, мы его в школе по географии не проходили. Может, это что-то вроде Королевства Кривых Зеркал или Страны Чудес?
Библиотекарь. Нет, Страной Гардарики, или Страной Городов, называли с легкой руки скандинавских путешественников, воинов и купцов нашу Родину- Русь. С городами Гардарики иноземные купцы и путешественники знакомились впервые по пути «из варяг в греки». Торговые гости останавливались в Новгороде, Пскове, Любече, Смоленске, Киеве, Чернигове, Полоцке, чинили корабли, пополняли запасы воды и провианта, покупали на многолюдных ярмарках меха и кожу, мед и воск за янтарь, который ценился дороже золота.
И, конечно же, ходили по улицам этих городов, вымощенных бревнами, любовались каменными златоглавыми храмами, сказочно красивыми теремами.
Летописцы называли города Гардарики «прелестью мира», «соперниками Царьграда». Поражали воображение иноземцев своей неповторимой красотой и главные города Северной, так называемой Залесской Руси - Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь, Кострома.
Один город был лучше, величественнее другого! Впечатление от знакомства с ними было незабываемым. Тысячу лет назад весь мир следил за рождением еще одной великой страны: Руси - Страны городов.
НРУ. Это что-то новенькое! Или старенькое? Давайте посмотрим на карте, где эта страна?
Экскурсовод. Вот этого мы как раз сделать не можем. Потому что в те далекие времена ни карт, ни компасов еще не было.
НРУ. Что же делать?
Экскурсовод. Не отчаивайся! В этом нам помогут путеводные картинки. (Колдует.) Бамбара-чуфара, скорики-морики! Мы с вами находимся на борту парусного корабля, на котором плавали наши предки 1000 лет назад.
Серебряная вода струится за бортом, и вот уже по обе стороны - берега, покрытые дремучими лесами. Вот они сменяются высокими ковылями, в которых теряется всадник на коне. А вот и холмы, на которых города, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.
НРУ. Так где же мы находимся?
Экскурсовод. У нас есть особые знаки и приметы. Вот, например, сосна на правом крутом берегу. Это город Сосницы. Вот камыши.
НРУ. Это Камышин?
Экскурсовод. Правильно! Два кургана высоких?
НРУ. Город Курган?
Экскурсовод. Да! А вот олень вышел к реке напиться, рога у него серебряные, копыта золотые.
НРУ. Оленин?
Экскурсовод. Не угадал! Это Ростов Великий. А вот белый сокол взмыл в поднебесье.
НРУ. Должно быть, это Сокольск или Соколок?
Экскурсовод. Нет, это город Суздаль!
НРУ. Выходит, не все так просто: некоторые картинки нужно еще уметь прочитать! Вот почему, например, у Ростова такой символ: олень, у которого рога серебряные, а копытца золотые? У Суздаля - белый сокол, а у города Владимира - лев? Разве эти животные здесь водились?
Библиотекарь. Олени водились, леса ведь. Львов, точно, не было, да и соколов завозили, пожалуй, с севера. Сказочно красив был город Ростов. Вот и сравнивали его великолепие с красотой грациозного оленя. А Суздаль - с гордой и красивой птицей соколом. Сравнение удачно еще и потому, что белокаменные его храмы действительно напоминали белоснежное оперение сокола. А еще - никому не давал сокол в обиду свое гнездо.
НРУ. Но почему же тогда Владимир - лев, ведь львов не было на севере Руси?
Библиотекарь. Не только на севере, но и на юге их не было. О львах знали в основном понаслышке, из редких тогда иноземных книг, что он - царь зверей и что все его боятся. Как тут не вспомнить меткие строки С. Маршака?
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
Где львов от века небывало,
С гербов свирепо смотрят львы,
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы.
Экскурсовод. Долго нам плыть по Стране городов, скакать на коне, ехать в санях или телеге, идти пешком, и не всегда совпадают названия путеводных картинок с названиями городов этой сказочной Страны.
НРУ. Что же это за картинки такие?
Библиотекарь. У этих рисунков есть название - это гербы. Но еще до того, как утвердиться в этом значении, слово это на многих языках - английском, французском, немецком, польском - означало два понятия: «оружие» и «наследство». Представь себе средневекового рыцаря, с ног до головы закованного в броню, только узкая прорезь оставле-на для глаз.
НРУ. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Экскурсовод. Не будем гадать, а посмотрим лучше, что изображено у него на щите?
НРУ. Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем. Скорее всего, это дуб. А внизу подпись: «Дездича-до». Я, кажется, читал где-то, что это значит - рыцарь, лишенный наследства,
Библиотекарь. Ну, конечно же, сам Айвенго - герой одноименного романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрека, как говорили раньше, непобедимый в бою, верный в дружбе. Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе им, если встречались они с Айвенго в чистом поле. Свой герб Айвенго передал по наследству сыну, а тот - своему. Так два значения слова «герб» - «оружие» и «наследство» - слились воедино.
Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные: у варягов - треугольные, у итальянцев - овальные, у испанцев - квадратные с закруглением, у французов - четырехугольные, заостренные книзу.
НРУ. А у русских?
Библиотекарь. Ау русских воинов щиты были круглые - для боя в конном строю, и овальные в рост человека - для пешего боя. И еще одна отличительная черта: как правило, красили наши предки свои щиты в красный цвет - цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно, начиная с 13 века, рисунки с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, гобелены, ковры, дамские сумочки.
Наконец, и средневековые европейские города обзавелись своими гербами, стали помещать их на городские ворота и крепостные стены. Часто те же изображения появлялись на городских печатях, а если город чеканил собственные деньги, то и на монетах.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах - геральдика. Согласно ее законам, рисовали на гербах людей, животных, птиц, де-ревья, солнце, луну, воду, предметы, сделанные руками человека. Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая азбука.
Гербы объясняли особые люди - герольды, ведь далеко не все знали, что птица феникс, сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла, - символ бессмертия; сложенные крестом руки - знак верности; лев - силы, мужества, благородства; журавль с камнем в лапе - бдительности; змея, кусающая хвост, - вечности.
Большое значение имели и цвета гербов. Голубые, как безоблачное небо, означали красоту и величие; ярко-зеленые, как весенняя трава, - изобилие; красные, как кровь, - му-жество, храбрость.
НРУ: А когда в России появились первые гербы?
Библиотекарь. Первые гербы как таковые появились во второй половине XVII столетия при царе Алексее Михайловиче, который без городских гербов обойтись уже не мог. Переговоры с иностранными державами требовали знания их государственных и городских символов и введения в международный обиход таких же у себя.
Экскурсовод. многом могут рассказать гербы древних русских городов. И о преданьях старины глубокой, и о знаменательных исторических событиях.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
По заведенному еще при царе Иване Грозном обычаю, стрельцы, вооруженные бердышами и пищалями, несли неусыпный дозор на каменных башнях московского Кремля, а с наступлением сумерек, отмечая каждый час, вели перекличку, славили главные города земли Русской.
- Славен город Киев! - кричал стрелец на самой дальней башне.
- Славен город Новгород! - вторил ему другой.
- Славен город Владимир! - подхватывал третий.
- Славен город Рязань!
- Славен город Смоленск!
- Славен город Москва! - заканчивал стрелец на последней башне.

НРУ. А чем же прославились эти древние русские города, за что возносились им такие почести?
Экскурсовод. А давай-ка спросим у самих горожан, пусть они нам расскажут.
Древний киевлянин. Город наш самый южный, или, как раньше говорили, самый полуденный в Гардариках. Ни одна ладья не проплывет мимо этого города. Сказочно красив он и овеян многими легендами. «Мати городам русским», - называет его первый летописец.
«Жили в давние времена, - отмечает он в предании, - три брата-князя - Кий, Щек и Хорив с сестрою Лыбедь. Старший брат занимал гору. Средний брат на другой горе жил, младший - на третьей. Прозвали их по именам братьев: Щековицей и Хоривицей. А речку, впадавшую в Днепр, стали по имени красавицы-сестры звать - Лыбедью. Кий же всему городу имя свое передал: Киев-град». В 907 году о Киевской Руси узнал весь мир. Князь Олег объединил славянские племена и их данников. Короли и императоры многих держав стремились породниться с киевскими князьями. А у многочисленных торговых гостей были свои интересы. Они грузили на корабли связки знаменитых русских мехов, кож, бочки меда, кольчуги, мечи, а выгружали тонкие ткани с красивыми рисунками, драгоценные украшения, тюки с сухофруктами.
Уже в то время, по свидетельству путешественников, в Киеве было 8 торговищ и 400 храмов. Возможно, количество церквей они несколько преувеличивали, но восхищались их красотой справедливо.
Не прошло и полувека с тех пор, как Русь приняла христианство и сбросила в Днепр языческих идолов, а в городе, как грибы после дождя, возникают десятки храмов. И самый главный из них - Софии Премудрой - до сих пор восхищает мир.
Всю жизнь положил князь Ярослав на то, чтобы объединить вокруг Киева русских князей, привести Русскую землю к единству.
«Будете жить в любви между собой, - говорил он соотечественникам, - крепка станет Русь, и покорятся ей враги. Если же будете в ненависти жить, в распрях, в ссорах, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую добывали они трудом своим великим».
Всем известно о героизме и несгибаемом мужестве киевских воинов, защищавших Русскую землю от многочисленных врагов. Не только храм Софии Премудрой напоминает об этом, но и рисунок на древнем гербе города: крылатый воин со щитом и мечом, который еще в XII веке считался покровителем Киева.

Экскурсовод. И снова плывет наша расписная ладья с орлиной головой и крыльями по серебряной от солнечных бликов воде, но уже не по Днепру, а по Десне. Справа, на высоком берегу, большой город. Это ближайший сосед древнего Киева - Чернигов. Целая историческая повесть шагнула в герб этого города. Давайте послушаем ее из уст древнего жителя. Житель Чернигова/Почти 1000летчерниговскойбылине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кащее и вещем орле. Вдумайтесь только: 1000 лет!
Князь Кащей послал его в поход в заморскую страну на целых полгода. А невесте его, Марье-Красе, сказал, что убит в бою Иван Годинович, и сам посватал ее. Но верная девица ни за что не соглашалась выйти за другого. Злодей посадил ее в свой терем, чтобы одумалась. Но Марья сумела послать весточку Ивану Годиновичу, чтобы тот возвращался скорее домой и выручал ее. Прискакал Иван в Чернигов и вызвал Кащея на поединок. Выехали биться в чистом поле. Откуда ни возьмись, появился в небе орел и крикнул Кашею человечьим голосом, чтобы тот Марью-Красу законному жениху отдал. Не послушал Кащей и стал стрелять в орла. Но стрелы не причинили никакого вреда вещей птице, повернули обратно и поразили самого Кащея прямо в сердце.
На древнем черниговском гербе - тот самый орел из былины. Неусыпно днем и ночью несет он стражу, защищая интересы родной земли. В любую минуту готов прийти на помощь ее воинам, смердам, ремесленникам - всем тем, кого называют солью земли и кем она держится. Так было испокон веков, и так будет вечно.
Экскурсовод. Вернемся на великий водный путь и поплывем к славному городу Новгороду.
НРУ. Судя по названию, это новый город? Значит, он возник позже других?
Экскурсовод. Напротив, это один из самых древних городов и по возрасту вряд ли уступит Киеву, Чернигову или Владимиру. В незапамятные времена было срублено дере-вянное городище близ Малого Волховца. Скорее всего, втот год, когда ушли славяне с берегов Дуная.
Древний новгородец (1) . А Новым его назвали потому, что вскоре перенесли его жители поселение на холм у берегов Волхова, которое им приглянулось больше первоначального. Редко, но бывает и так.
Сам уклад жизни в Новгороде был необычным. Ни перед кем не склонял головы Господин Великий Новгород, гордился удалью и богатствами. 1000 народных собраний - вече - прошло в Новгороде более чем за 400 лет его знаменитой вольницы. Отсюда, с новгородского веча, отправлялась княжеская дружина вместе с народным ополчением против врагов, вторгшихся на Русь с северо-запада.
Древний новгородец (2)
Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
Отбоев с ордою дикой
Ты счастливо уцелел,
Ой ты, древний город вольный.
Не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны.
Уступая князю власть.
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей,
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.
Там, куда садится солнце.
Неспокойно в этот час -
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
Александр! Ведь он от шведа
В Невской битве землю спас,
И тебя он от соседа
Защитит на этот раз.
Хоть с тобою Невский в ссоре-.
И на норов твой сердит,
Но родной Отчизны горе
Тяжелей своих обид.
Древний новгородец (1)

По долине голубой
Снежною дорогой,
Соблюдая меж собой
Распорядок строгий,
Шла в поход большая рать
Князя-полководца,
Чтоб от немцев защищать
Землю новгородцев.
Позади остался дом
И тепло людское,
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
Александр Невский
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова,-
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам свое вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей Отчизны судьбы!

Древний новгородец (2)
Князь в предутреннюю тьму
Говорил, спокоен, -
Знал, что делу своему
Верен каждый воин.
Увидав перед собой
Эту силу в латах,.
Выходили в смертный бой.
На врагов проклятых. .
И не сладить нипочем
С этой силой дикой:
Рыцарь сверху бьет мечом
И пронзает пикой.

Древний новгородец (1)
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
И по льду семь верст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы…

Древний новгородец (2)
Я хочу сказать тебе,
Чтоб, ребята, знали:
Наши ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу -
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!

Библиотекарь. В начале XVIII века, при составлении новгородского герба, обнаружилось, что печать одного из крупнейших тогда городов России противоречит идее сильного абсолютистского государства, которую осуществлял Петр I.
Согласно его воле, художники заменили свободолюбивые символы символами царской власти. Лишь два медведя и рыбы внизу, напоминающие об изобилии животного мира это го богатейшего северного края, перенесены на новый герб без всякого изменения.
Экскурсовод. Вместе с древним летописцем мы восхищались красотой и величием городов Гардарики, их храбрыми воинами, искусными мастерами. Будем же вместе с Русью и в годину тяжелого испытания, сердцем воспримем страшную беду. Перед нами великий древний русский город - Рязань. Издавна защищали рязанцы южные и восточные рубежи Руси. Давайте послушаем, как это было.

Житель Рязани (1)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня
Батыя - внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня.
И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком -
Сжигать и грабить города.

Житель Рязани (2)
Не молодица любовалась,
Играя зеркальцем в руке,
А в день погожий отражалась
Рязань-красавица в Оке.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою орду.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора -
Мехов, казны и серебра…

Житель Рязани (1)
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Житель Рязани (2)
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!»

Житель Рязани (1)
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
А под покровом ночи темной,
Спеша в предутреннюю рань,
Из Пронска, Мурома, Коломны
Три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали
На помощь брату своему.
Они тогда еще не знали,
Какой конец пришел ему.
В неравный бой они вступили.
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили.
Со всех сторон окружены…

Житель Рязани (2)
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам –
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Горят хоромы, терема -
Все, чем была Рязань богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.

Житель Рязани (1)
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья.
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Их тысяча семьсот пришло.
Они зашли ордынцам с тыла.
Батый, взобравшись на седло,
Оцепенел: «Какая сила!
Откуда? Где она была?
Неужто мертвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла,
Над пеплом вороны летали!»

Житель Рязани (2)
Впервые дрогнула орда,
От ужаса теряя разум,
И двинул Коловрат тогда
Всю силу на ордынцев разом.
Не обучали эту рать.
Людей, случайно уцелевших.
Но каждый шел врага карать
За родичей, в огне истлевших.

Библиотекарь. Защитники Рязани проявили чудеса героизма и самоотверженности, но не смогли отстоять родной город. Не могли еще в то время собраться вместе все русские люди для отпора грозному врагу, не понимали князья, что только объединенными усилиями можно отстоять Русь. -.
Присмотритесь внимательней к древнему гербу города Рязани. Воин в золотом поле держит в правой руке меч, в левой - ножны. Этот мужественный рязанец не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его родную землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженности, любви к родине, героизма.
Экскурсовод. Из разоренной Рязани отправимся пешком в Москву, небольшой град-крепость, лежащий при впадении рек Яузы и Неглинки в Москву-реку. Еще многие годы после татаро-монгольского нашествия Русь-Гардарики представляла собой печальное зрелище. Ее когда-то сказочно кра-сивые города лежали в развалинах, русский народ страдал от татаро-монгольского ига. Жестокие расправы приводили к народным восстаниям, которые каждый раз огнем и мечом усмиряли всадники Золотой Орды. И все-таки Русь жила и надеялась распрямить плечи и сбросить ненавистное иго. А победить Орду можно было, лишь объединив в один кулак все русские силы. И объединила эти силы Москва.

Библиотекарь.
Где теперь Москва-столица,
Жили раньше зверь да птица.
Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. «Взошел он на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москва-реки и за Неглинною, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре сделать мал деревян-град, и прозван его названием реки тоя - Москва-град».
Давай займемся стариной!
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, –
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге.
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал.
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую большую реку.
Москва-река, тебе хвала!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Начало будущей столицы
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый.
Что строил русский наш народ.
Потомки знаменитого князя Александра Невского подчинили Москве близлежащие города, стали соперничать с богатым Новгородом, Тверью и Рязанью. Особенно больших успехов в «собирании Руси» добился Иван Калита, что значит «денежный мешок». К концу своего княжения вместо четырех городов оставил своим сыновьям 97 сел и городов.
Возвышение Москвы продолжалось и при его сыновьях, но особенно сильной стала она при внуке Дмитрии Ивановиче.
Укрепив стены стольного города и собрав многие русские земли в единый кулак, Дмитрий стал готовиться к открытому выступлению против Золотой Орды. Как же это было?

Житель Москвы
Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
«Не довольно ль, братцы, даром
Отдавать добро татарам?
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!»
Знали Дмитрия как друга
Все соседи-города,
И от севера до юга.
Все откликнулись тогда.
И под славною Коломной
Все князья до одного
Ратью встретили огромной
Полководца своего.

Библиотекарь
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Приятель, я не обману.
Сказав о битве той,
Что не было такой еще,
И хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!
Стоял такой великий стон.
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
Никто остановить не мог
Смятенного потока, -
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
Укрытая от вражьих глаз
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла в тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Жив народ, и Русь жива,
И опять растет Москва.

Обратимся к древнему символу московскому. На червленом гербе - Георгий Победоносец, всадник на белом коне в серебряных доспехах и лазоревой мантии. В руках у него длинное копье, которым он поражает крылатого змея.
Не сразу появилось это изображение на московских монетах. Вначале чеканили на них всадника с ловчим соколом на руке. Такую печать унаследовал и Дмитрий Донской от своего великого прадеда Александра Невского, славу которого приумножил.
При внуках Дмитрия ловчий уступил место воину. Чуть позже всадник в латах стал змееборцем, символом спасителя родины от страшного врага.
Вспомните былину о Добрыне, богатыре земли Русской, победившем страшного Змея. Долго страдала от набегов чудища Русская земля. Обложил он ее великой данью, даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим змеем, пока не сразился с ним богатырь Добрыня Никитич. Тем Змеем Горынычем была в народном представлении Золотая Орда.
Спустя века, в годы иных великих испытаний, непременно вспоминал русский народ о Куликовом поле: и в 1612 году, изгоняя из Москвы захватчиков польского короля Сигизмунда 3, и в 1812 году - войска французского императора Наполеона, а в 1941 году - фашистские орды. Та великая победа никогда не померкнет в памяти народной. О ней напоминает древний московский герб.

Экскурсовод. Многие гербы русских городов воскрешают в памяти историю нашей страны. По преданьям старины глубокой составлен, к примеру, герб города Ярославля. Да-вайте послушаем историю его создания.
Житель Ярославля. На высоком берегу раскинулся город Ярославль, названный именем Ярослава Мудрого, который, по сказанию, основал сей город в начале XI века.
«…Давным-давно в местных дремучих лесах водилось великое множество медведей. Жители этого края считали медведя священным животным. Изображения «хозяина леса» вешали в избах и свято верили в то, что эти амулеты-обереги сохраняют от многих бед, в том числе и от дурного глаза.
Кудесники лечили медвежьим жиром разные болезни, а именем хозяина леса заклинали духов и молили о дожде, богатом урожае, удачной охоте.
В то время Русь уже приняла новую веру - христианство, которая быстро распространялась по городам и весям, а остатки старой веры искоренялись. Но обитатели «медвежьего угла» упорно отказывались переходить в новую веру и даже подняли восстание. Усмирять его, как записано в летописях, отправился князь Ярослав Мудрый.
Волхвы уже были наслышаны о нем и боялись одного его имени. Решили они убить Ярослава. В таком случае, думали они, все останется по-прежнему. Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, выслеживая зверя или птицу. Но как воспользоваться этим? Долго думали они и придумали. Когда Ярослав, как всегда, ехал впереди своей дружины, на него выпустили разъяренную медведицу, которая поднялась на задние лапы и одним ударом свалила на землю коня. И не сдобровать бы всаднику, но он ловко спрыгнул на землю и вспомнил о боевом топоре, висящем у него за поясом. Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил страшного зверя. А туги дружинники подоспели…На месте этого поединка Ярослав Мудрый и велел заложить город, названный его именем».
Так гласит народное предание. Сейчас уже трудно отличить легенду от того, что происходило на самом деле. Но как бы там ни было, на древнем ярославском гербе изображен медведь. Днем и ночью без устали ходит он дозором по родной ярославской земле, бережет ее покой.
Библиотекарь. Старинные гербы многих городов России указывают на род занятий их жителей, на то, что издавна были они искусными мастерами. Герб города Тулы напоминает о людях, принесших ему всемирную славу. На двух скрещенных клинках лежит серебряный ружейный ствол, а вверху и внизу - по золотому молоту. Цвет их говорит, что у туляков золотые руки.
Не только великолепным оружием удивила мир Тула, но и самоварами, гармонями и даже сладкими медовыми пряниками, которые таяли во рту. До сих пор называются они тульскими.
Экскурсовод. Вот и закончилось наше путешествие. По шатким сходням расписной ладьи сошли мы на берег. Немного жаль расставаться с замечательной Страной Гардарики, страной русских старинных городов.
Не беда, что не успели побывать в каком-то из них. Свыше 600 городов обозначено в старинном гербовнике Гардарики - где же их объехать все за неделю или даже за месяц!
Но можно продолжить путешествие самостоятельно. Найти старинный герб - путеводный знак города, в котором вы живете или в котором недавно побывали, - несложно. А как его прочитать, вы уже знаете. Счастливого пути!
Н РУ. А я хочу в завершение предложить ребятам викторину,
1. Город, в который со своим самоваром не ездят. (Тула)
2. Какой город кружевами славится? (Вологда)
3. Назовите город со «звонким» именем - ровесник Москвы. (Звенигород)
4. Куда едут соловьев слушать? (Курск)
5. Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили. (Киев)
6. Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (Москва)
7. Этот город прославил подвиг Ивана Сусанина. (Кострома)
8. Какой город летает? (Орел)
9. В какой город жениться ездят? (Иваново)
10. Древний город, давший отчество былинному богатырю. (Муром)
11.В этом городе былинный купец Садко торговые дела вел. Со всей земли ездили сюда люди на ярмарки. «Господин торговых дел» - такой у этого города титул. (Новгород)
12. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами,
Ее покрылись острова. (Санкт-Петербург)

МАОУДО «Центр детского творчества»

Подростковый клуб «Аленушка»

Подготовила: педагог – организатор

МАОУДО «ЦДТ»

Калибовец О.Н.

Биробиджан 2016 г.

Сценария фольклорного праздника «Русь - это сказка, Русь - это быль».

10. 02. 2016 год

15 – 30

Филиал № 5 ЦГБ

Цель: Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Воспитание любви и интереса к народным праздникам.

Ведущий 1.

Очень часто мы порою,

За событиями дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое русский фольклор?

( Дети отвечают ). Правильно! Это - потешки, загадки, игры, пословицы, поговорки, прибаутки, дразнилки, небылицы, песни и, конечно же, русские ремесла.

Ведущий 1.

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущий 2.

На Руси, в старину, не только пели песни, но и водили хороводы, и сейчас мы все дружно встанем в хоровод, и споем песню «Во поле березка стояла».

(звучит русская народная песня «Во поле березка стояла »).

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Стихи в исполнении детей о Родине

Алена.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Настя.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Полина.

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий 1.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас,

К загадкам поскорее!

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Дети отвечают )

Ну, слушайте.

Загадка 1.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести,

Ни метлой не смести.

А как стало рассветать,

Нечего собирать. (Звезды на небе )

Ведущий 1.

Без него плачем,

А как появится, -

От него глаза прячем. (Солнце )

Ведущий 2.

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Шелкова бородушка. (Петух)

Ведущий 1.

Пришел Яшка-

Белая рубашка,

Где он пробегает-

Ковром устилает. (Снег)

Ведущий 2.

Ночью на земле спит,

Утром в небеса летит. (Роса )

Ведущий 1.

Сколько по ней не иди,

Все будет бежать впереди. (Тень)

Ведущий 2.

Его бьют, а он не плачет,

Только глубже ножку прячет (Гвоздь)

Ведущий 1.

Один вход, да три выхода. (Рубашка )

Ведущий 2.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

Ведущий 1.

А сейчас за две минутки,

Вам расскажем прибаутки,

С вами поделятся сполна

Федул, и брат его - Фома

Прибаутки. (Выступают дети за ширмой с куклами Петрушками)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, у тебя дома тепло?

Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Где ты, брат Фома?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

Петр что делает?

Да на печи лежит.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, ты пирог съел?

Нет, не я.

А еще хочешь

Хочу!

Ведущий 1.

Ехали на кобылице

Одноногой и хромой,

Три веселых небылицы,

Каждая к себе домой

Стало страшно небылицам,

Стало вовсе не смешно,

Развернули кобылицу,

Закричали, «Тпру-у-у и но-о-о»

Ведущий 2.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? ( Дети отвечают )

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Ведущий 1.

Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор,

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.
Ведущий 2.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Ведущий 1.

Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, игры и забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание пословиц.

Я начинаю пословицу, а вы завершайте.

1. Семеро одного …… (не ждут)

2. Без труда….(не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Делу время…(а потехе час)

4. С миру по нитке… (голому рубашка)

5. Дареному коню….. (в зубы не смотрят)

6. Волков бояться …. (в лес не ходить)

7. Ученье свет …..(а неученье - тьма)

8. Разбитую чашку….(не склеишь)

9. Поспешишь….(людей насмешишь)

10. Кто везет, того и….(погоняют)

Ведущий 1.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

Приглашаются 3 девочки на каждую скороговорку

1. От топота копыт, пыль по полю летит.

2. Добры бобры, идут в боры.

3. У перепела и перепелки пять перепелят.

4. Вставай Архип, петух охрип.

Ведущий 1.

А сейчас все дружно встанем,

И немного поиграем,

А игра то непростая, озорная, заводная.

Русская народная игра «Слепые ворота»

Подвижная игра в помещении «Слепые ворота». Перед началом игры выбирают пару водящих. Они встают лицом друг к другу, берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Если игроков много, то «ворот» можно поставить сразу несколько. Водящим завязывают глаза. Все остальные игроки стараются как можно тише и незаметнее проскользнуть в «ворота». Если водящие заподозрят, что в «ворота» кто-то пробегает, то они опускают руки, стараясь поймать игрока. Пойманный игрок меняется ролью с одним из водящих и игра продолжатся.

Ведущий 2.

Но прежде, чем начать игру, я вам считалку проведу.

Шла коза по мостику...

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Черепаха хвост поджала...
(русская народная считалочка)

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи

Ведущий 1.

Много сказок есть на свете,

Знают их почти все дети,

Если сказки вы читаете,

Мои вопросы разгадаете.

Ведущий 2.

Ребята, вы, наверное, любите сказки? Слушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

1. Прибежище мышки-норушки,
Зеленой лягушки-квакушки,
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название? (Теремок)

Ведущий 1.
2. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки... (Маша и Медведь)

Ведущий 2.
3. Кто за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это...(Репка)

Ведущий 1.
4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула,

Три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ведущий 2.

5. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не бросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек, Удивительный конек,

По прозванью….. (Горбунок)

Ведущий 1.
6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ведущий 2.

7. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф)

Ведущий 1.

Всех невеж, лентяев, жадин.

Чтобы в миг их проучить

На Руси не забывали их немножко пожурить.

Ведущий 2.

Дразнилки были сложены почти на все русские имена. Часто они высмеивают жадность, трусость, хвастовство, грубость или невежество. Ребята не только поддразнивали друг друга, но и воспитывали, тем самым, указывая на недостатки.

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Ведущий 1.

Миронушка - Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Ведущий 2.

Фома чудак,

Полез на чердак,

Шлепнулся пузом,

Стал карапузом!

Ведущий 1.

Жадина- говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно»!

Ведущий 2.

Любил русский народ стихи складывать

Про природу, про птиц, про край родной.

(Стих про Журавля прочитает Дарья П).

Дарья П.

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ведущий 1.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили

Просмотр видеофильма о русских ремеслах.

А сейчас девочки прочитают стихи о русских умельцах.

(Дети читают стихи)

Алина Т.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Кристина М.

В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Валерия Ф

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущий 2.

Подошел к концу наш праздник, и закончим мы его стихами о нашей Родине - России.

(Дети читают стихи)

Диана Г.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Мария Ж.
Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Вера К.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Звучит песня «Кострома»

Ведущий 1:

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше!

Ведущий 2:

Желаем, друзья, вам в жизни успеха,

В учебе и дружбе. В семье и труде…

Вместе:

Желаем вам счастья во всем и везде!!!

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.