Семья мужа

"Посторонись, народ!"
(Акцизные чиновники
С бубенчиками, с бляхами
С базара пронеслись.)

"А я к тому теперича:
И веник дрянь, Иван Ильич,
А погуляет по полу,
Куда как напылит!"

"Избави Бог, Парашенька,
Ты в Питер не ходи!
Такие есть чиновники,
Ты день у них кухаркою,
А ночь у них сударкою-
Так это наплевать!"

"Куда ты скачешь, Саввушка?"
(Кричит священник сотскому
Верхом, с казенной бляхою.)
– В Кузьминское скачу
За становым. Оказия:
Там впереди крестьянина
Убили… – "Эх!.. грехи!.."

"Худа ты стала, Дарьюшка!"
– Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской…

"Эй парень, парень глупенькой,
Оборванной, паршивенькой,
Эй, полюби меня!
Меня, простоволосую,
Хмельную бабу, старую,
Зааа-паааа-чканную!.."
____

Крестьяне наши трезвые,
Поглядывая, слушая,
Идут своим путем.

Средь самой средь дороженьки
Какой-то парень тихонький
Большую яму выкопал.
"Что делаешь ты тут?"
– А хороню я матушку! -
"Дурак! какая матушка!
Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!
Иди скорей да хрюкалом
В канаву ляг, воды испей!
Авось соскочит дурь!"

"А ну, давай потянемся!"

Садятся два крестьянина,
Ногами упираются,
И жилятся, и тужатся,
Кряхтят – на скалке тянутся,
Суставчики трещат!
На скалке не понравилось:
"Давай теперь попробуем
Тянуться бородой!"
Когда порядком бороды
Друг дружке поубавили,
Вцепились за скулы!
Пыхтят, краснеют, корчатся,
Мычат, визжат, а тянутся!
"Да будет вам, проклятые!"
Не разольешь водой!

В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: "Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!"
Другая: – Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять ребро сломал,
Середний зять клубок украл,
Клубок плевок, да дело в том, -
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет!..

"Ну полно, полно, миленькой!
Ну, не сердись! – за валиком
Неподалеку слышится, -
Я ничего… пойдем!"
Такая ночь бедовая!
Направо ли, налево ли
С дороги поглядишь:
Идут дружненько парочки,
Не к той ли роще правятся?
Та роща манит всякого,
В той роще голосистые
Соловушки поют…

Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепутались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;
Тут плачут дети малые,
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..

У столбика дорожного
Знакомый голос слышится,
Подходят наши странники
И видят: Веретенников
(Что башмачки козловые
Вавиле подарил)
Беседует с крестьянами.
Крестьяне открываются
Миляге по душе:
Похвалит Павел песенку -
Пять раз споют, записывай!
Понравится пословица -
Пословицу пиши!
Позаписав достаточно,
Сказал им Веретенников:
"Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!"

Крестьяне речь ту слушали,
Поддакивали барину.
Павлуша что-то в книжечку
Хотел уже писать,
Да выискался пьяненький
Мужик, – он против барина
На животе лежал,
В глаза ему поглядывал,
Помалчивал – да вдруг
Как вскочит! Прямо к барину -
Хвать карандаш из рук!
– Постой, башка порожняя!
Шальных вестей, бессовестных
Про нас не разноси!
Чему ты позавидовал!
Что веселится бедная
Крестьянская душа?
Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем,
Нас пьяных много видится,
А больше трезвых нас.
По деревням ты хаживал?
Возьмем ведерко с водкою,
Пойдем-ка по избам:
В одной, в другой навалятся,
А в третьей не притронутся -
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Не пьют, а так же маются,
Уж лучше б пили, глупые,
Да совесть такова…
Чудно смотреть, как ввалится
В такую избу трезвую
Мужицкая беда, -
И не глядел бы!.. Видывал
В страду деревни русские?
В питейном, что ль, народ?
У нас поля обширные,
А не гораздо щедрые,
Скажи-ка, чьей рукой
С весны они оденутся,
А осенью разденутся?
Встречал ты мужика
После работы вечером?
На пожне гору добрую
Поставил, съел с горошину:
"Эй! богатырь! соломинкой
Сшибу, посторонись!"

Сладка еда крестьянская,
Весь век пила железная
Жует, а есть не ест!
Да брюхо-то не зеркало, -
Мы на еду не плачемся…
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
А есть еще губитель-тать
Четвертый, злей татарина,
Так тот и не поделится,
Все слопает один!
У нас пристал третьеводни
Такой же барин плохонькой,
Как ты, из-под Москвы.
Записывает песенки,
Скажи ему пословицу,
Загадку загани.
А был другой – допытывал,
На сколько в день сработаешь,
По малу ли, по многу ли
Кусков пихаешь в рот?
Иной угодья меряет,
Иной в селенье жителей
По пальцам перечтет,
А вот не сосчитали же,
По скольку в лето каждое
Пожар пускает на ветер
Крестьянского труда?..

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочкам, по зажоринам
Ползком ползет с плетюхами, -
Трещит крестьянский пуп!

Под солнышком без шапочек,
В поту, в грязи по макушку,
Осокою изрезаны,
Болотным гадом-мошкою
Изъеденные в кровь, -
Небось мы тут красивее?
Жалеть – жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и гульбе!..

У каждого крестьянина
Душа что туча черная -
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка -
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
Не горевать тут надобно,
Гляди кругом – возрадуйся!
Ай парни, ай молодушки,
Умеют погулять!
Повымахали косточки,
Повымотали душеньку,
А удаль молодецкую
Про случай сберегли!..

Мужик стоял на валике,
Притопывал лаптишками
И, помолчав минуточку,
Прибавил громким голосом,
Любуясь на веселую,
Ревущую толпу:
– Эй! царство ты мужицкое,
Бесшапочное, пьяное,
Шуми – вольней шуми!..

"Как звать тебя, старинушка?"

– А что? запишешь в книжечку?
Пожалуй, нужды нет!
Пиши: "В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!.."

Крестьяне рассмеялися
И рассказали барину,
Каков мужик Яким.

Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет – с сохою возится,
А смерть придет Якимушке -
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…

С ним случай был: картиночек
Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Пришла немилость Божия,
Деревня загорелася-
А было у Якимушки
За целый век накоплено
Целковых тридцать пять.
Скорей бы взял целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать;
Жена его тем временем
С иконами возилася,
А тут изба и рухнула -
Так оплошал Яким!
Слились в комок целковики,
За тот комок дают ему
Одиннадцать рублей…
"Ой брат Яким! недешево
Картинки обошлись!
Зато и в избу новую
Повесил их небось?"

– Повесил – есть и новые, -
Сказал Яким – и смолк.

Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
Крестьяне, как заметили,
Что не обидны барину
Якимовы слова,
И сами согласилися
С Якимом: – Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем – значит, силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить!..
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!
Не так ли?

"Да, Бог милостив!"

– Ну, выпей с нами чарочку!

Достали водки, выпили.
Якиму Веретенников
Два шкалика поднес.

– Ай барин! не прогневался,
Разумная головушка!
(Сказал ему Яким.)
Разумной-то головушке
Как не понять крестьянина?
А свиньи ходят по́ земи -
Не видят неба век!..

Создавая в своей главной книге - поэме «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедически полную и верную картину русской действительности, жизни всех слоев общества в один из переломных моментов истории, Н. А. Некрасов обратился к важнейшей проблеме своего времени - так называемому «женскому вопросу». «Женский вопрос», по которому всегда, кстати, можно было определить уровень развития государства, был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70-х годов XIX века. Проблема эмансипации женщины, освобождение ее от всех видов зависимости поднималась в произведениях И. С. Тургенева, Н. Н. Островского, Н. Г. Чернышевского, много внимания ей уделено и в лирике Н. А. Некрасова. Наиболее полно образ русской женщины, крестьянки раскрыт в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сужая свой поиск счастливых до одного сословия - крестьянства, крестьяне-правдоискатели еще больше конкретизируют цель своих поисков - найти счастливую женщину. Им указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, известную своей необычной долей за пределами родного села, более того - носящую прозвище «губернаторша ». Среди здоровой, поющей толпы жнецов и жниц, среди трудового народа, у которого усталость после работы в поле не заглушит песню, мы встречаем нашу героиню. Ее внешность соответствует эстетическому идеалу демократов, народным представлениям о красоте - это образ сильной, здоровой жены-труженицы, матери семейства:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан хорошенький,
Да серп через плечо.

Несмотря на свои тридцать восемь лет, она порой считает себя «старухой» и рассказывает о своей жизни, как бы подводя итог прожитому, говоря, что лучшего уже не будет. Подкупает исповедальность рассказа Матрены Тимофеевны, ее, которая готова «всю душу выложить». Перебирая годы жизни, крестьянка действительно отмечает счастливые минуты:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа, за пазухой,
Жила я, молодцы.

Но и счастливое детство, и юность в родительском доме были связаны с трудом, и труд этот воспринимался крестьянкой как естественная, неотъемлемая часть ее жизни. Не хвастаясь, с достоинством Матрена Тимофеевна говорит о себе:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Замужество по любви, по сердечной склонности - тоже счастливый дар судьбы, но здесь и проявляется «женский вопрос» - угнетение невестки своими, тем более в «чужой стороне», когда муж уходит на заработки. Сами угнетенные бедностью, тяжким трудом, порою несправедливостью управляющего, родные Матрены Тимофеевны становятся еще большими угнетателями, придираясь попустому, отравляя жизнь по мелочам.

Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить - голубить некому,
А есть кому журить!

Через много лет Матрена Тимофеевна вспоминает обиду, нанесенную мужем Филиппушкой (какого «со свечкой поискать») по наущению родни, - незаслуженные побои! Дальнейшая жизнь крестьянки выражается в нескольких словах:

Что не велят - работаю,
Как ни бранят - молчу.

Родня не хочет заступиться за нее даже перед господским управляющим, оставляя бедную женщину между «молотом» и «наковальней », обрекая самой решать свои проблемы - защищать свою чистоту и верность мужу и не навлечь на семью горя. Такой же недолгой радостью было рождение сына-первенца. Начиная рассказ о Демушке (глава IV), Некрасов прибегает к одному из поэтичнейших приемов народного песенного творчества - параллелизму, сравнивая мать, потерявшую первенца, с птицей, у которой грозою сожжено гнездо. «Запуганна, заругана» родней, Матрена Тимофеевна оставляет младенца на старого деда и идет в поле. Старик, уснув на солнышке, не доглядел, и ребенка загрызли свиньи.

Сноха в дому последняя,
Последняя раба!
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
А глазу с неразумного
Младенца не спускай!

Горе Матрены усугубляется еще и надругательством над телом погибшего малыша - вскрытием на глазах у матери, потому что она, убитая горем, не дала взятку. Единственный из родни, кто пытается утешить ее, «многокручинную, многострадальную» в непоправимом горе, - дедушка Савелий, которому она простит со временем его невольную вину. Он же и объяснит Матрене Тимофеевне безуспешность просьб о защите, тщетность каких-то надежд на лучшее, кратко назвав причину всех ее прошлых, настоящих и будущих мук:

Ты - крепостная женщина!
В исповеди крестьянки говорится и о ее нежелании жить:
Надумал свекор-батюшка
Вожжами поучить,
Так я ему ответила:
«Убей!» Я в ноги кланялась:
«Убей! один конец!»

Дальше мы видим что Матрена связывает свои беды и обиды не с конкретными людьми - после объяснения деда Савелия она как бы представляет себе какую-то большую темную силу, которую не побороть. Даже к родителям, ее всегдашним привычным защитникам, уже не обратишься:

Ехать сорок верст
Свои беды рассказывать,
Твои беды выспрашивать
Жаль бурушку гонять!
Давно бы мы приехали,
Да думы думу думали:
Приедем - ты расплачешься,
Уедем - заревешь!
Потом умирают родители.
Слыхали ветры буйные
Сиротскую печаль,
А вам нет нужды сказывать.

Мы видим, как крестьянка просто перечисляет дни и месяцы непосильного труда, придирок и унижений, перечисляет свои беды, привыкнув к ним, как и неизбежному злу:

…Некогда
Ни думать, ни печалиться,
Дай бог с работой справиться
Да лоб перекрестить.
Поешь - когда останется
От старших да от деточек,
Уснешь - когда больна…

Умирая, дед Савелий как бы подводит итог беспросветной жизни крестьянина:

Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог и каторга,
А бабам на Руси
Три петли: шелку белого,
Вторая - шелку красного,
А третья - шелку черного,
Любую выбирай,
В любую полезай!

Принимая судьбу как неизбежность, Матрена Тимофеевна находит в себе силы защитить детей, принимая на себя, как ей кажется, грех перед Богом, когда богомолка требует не кормить грудных детей по постным дням, и наказание плетью, когда ее сын, малолетний подпасок, скормил волчице овцу. Как первая искра протеста, загорается в ней сознание своей силы закрыть собой детей, постоять за близких, не дать беде согнуть:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Сердце подсказывает Матрене картину жизни «без заступника», когда мужа собираются вне очереди забрать в рекруты. Как реальность, возможная беда встает перед глазами, и не столько за себя, сколько за детей волнуется мать:

…Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной… Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом…
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать!..
Молчи, солдатка-мать!

Желая защитить их от неминуемой беды, от будущего сирот-побирушек при солдате-отце и бесправной по сельским законам матери

(Теперь уж я не дольщица
Участку деревенскому,
Хоромному строеньицу,
Одеже и скоту.
Теперь одно богачество:
Три озера наплакано
Горючих слез, засеено
Три полосы бедой),

Матрена Тимофеевна, будучи на сносях, в зимнюю ночь идет пешком в город просить губернатора о справедливости. Ее мольба, обращенная под звездным небом к Божьей Матери, - не заученные слова, не проявление тупой покорности и обреченности, а в чем-то и попытка сказать о себе, восстановить справедливость:

Открой мне, матерь божия,
Чем бога прогневила я?
Владычица! во мне
Нет косточки наломанной,
Нет жилочки натянутой,
Кровинки нет непорченой -
Терплю и не ропицу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Ты видишь все, заступница!
Спаси рабу свою!..

В последние минуты перед родами Матрена Тимофеевна успевает обратиться к жене губернатора:

Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»

Заступничество губернаторши, ее внимание и помощь Матрене и младенцу, счастливое разрешение судьбы Филиппа воспринимается в рассказе крестьянки, искренне благодарной вельможной барыне, все-таки как счастливый случай, а не типичное явление. Дальнейший рассказ крестьянки - снова перечень бед, свершившихся и предстоящих. Не утешает даже прекращение семейного гнета (очевидно, со смертью свекра и свекрови), потому что нет уверенности в будущем детей.

Ращу детей… На радость ли?
Вам тоже надо знать.
Пять сыновей! Крестьянские
Порядки нескончаемы -
Уж взяли одного!

Конец исповеди звучит уже не только рассказом-жалобой - крестьянка, может, еще несознательно, поднимается до вершин обвинения, защиты своего человеческого достоинства, своего женского я, сути матери, жены, любимой.

Дважды погорели мы,
Что бог сибирской язвою
Нас трижды посетил?
Потуги лошадиные
Несли мы; погуляла я,
Как мерин в бороне!..
Ногами я не топтана,
Веревками не вязана,
Иголками не колота…
По мне - тиха, невидима -
Прошла гроза душевна,
Покажешь ли ее?
По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Хоть Матрена Тимофеевна и утверждает, что среди женщин нет и не может быть счастливых, мы видим перед собой человека, прославившегося за пределами своего села, человека, отважившегося самому изменить что-то в своей судьбе. Может, бунтарский дух деда Савелия зажег в ней эту искру гнева и самосознания, а поддерживала этот огонь всю жизнь горячая любовь к детям, мужу, которого на протяжении всего рассказа-исповеди она называет любовно и ласково Филиппушка. Знаю точно одно: поэту хотелось, чтобы таких, как Матрена Тимофеевна, было больше, и поэтому он назвал эту часть поэмы «Крестьянка» не именем главной героини.

Татьяна ГОРБАТОВА, Москва

Сейчас происходит как бы “второе открытие” многих писателей второй половины XIX века: Толстого, Достоевского, Лескова, Салтыкова-Щедрина... В их произведениях находят новые мотивы, образы, сюжеты, так или иначе связанные с христианской культурой, как она была усвоена на Руси. Некрасов не является исключением из их числа. В последние годы выходит всё больше работ, посвящённых влиянию на его творчество народного христианства. Однако большее внимание уделяется лирике поэта, а “Кому на Руси жить хорошо” привлекается для исследований лишь фрагментарно. Мне хочется хотя бы частично восполнить этот пробел, проинтерпретировав образы “народных заступников”.

Основополагающей единицей моего анализа будет категория “концепта”. Рабочее определение этого термина следующее: некое слово-понятие, наполненное характерными для определённой культуры устойчивыми значениями, ассоциациями и получающее символическую значимость. Выделим важнейшие для понимания идейно-художественной структуры поэмы концепты: “мiръ”, “трудничество”, “странничество”, “подвижничество”, “жертва”, “страдание”, “терпение”, “грех”. Всё это краеугольные камни православия, и моей задачей будет доказать, что именно на его каноны ориентированы герои Некрасова.

ервым в галерее “народных заступников” оказывается Ермил Гирин. Сам он в действии не участвует, мы узнаём о нём из рассказов крестьян, которые мiром проверяются и мiром дополняются (что способствует объективности образа). Ермил решил купить мельницу. Он долго спорил на торгах с купцом Алтынниковым и в конце концов назвал большую сумму. Но подьячие стали требовать задаток, который составлял около тысячи рублей. Денег при Гирине не было, но он попросил час времени, отправился на торговую площадь и обратился к людям за помощью. В своей речи он подчёркивает, что ему важна не столько материальная выгода, сколько сам принцип, потому что подьячие были настроены против него:

Богат купец Алтынников, А всё не устоять ему Против мирской казны - Её, как рыбу из моря, Века ловить — не выловить… Не дорога мне мельница, Обида велика!

Деньги, которые крестьяне несут Ермилу, имеют огромную ценность - опять же не материальную, а этическую. Здесь проявляется способность к добру. Неважно, сколько даёт человек, важно, что он хочет помочь, пусть даже последним имеющимся у него: “Ермило брал - не брезговал // И медным пятаком. // Ещё бы стал он брезговать, // Когда тут попадалася // Иная гривна медная // Дороже ста рублей!” Позже, когда Ермил отдаёт одолженные деньги, особое внимание уделяется честности:

Однако споров не было, И выдать гроша лишнего Ермилу не пришлось.

“Чем же заслужил Ермил любовь и доверие народа? - спрашивают странники. - Каким же колдовством // Мужик над всей округою // Такую силу взял?” А им отвечают, что “не колдовством, а правдою”, и рассказывают, что, когда Ермил служил писарем, он помогал всем по мере возможностей, не требуя за это никакой благодарности, он даже отказывался от вознаграждения. В конце концов Ермила Гирина по просьбе всех крестьян барин назначил бурмистром. Он “царствовал” по чести, по совести, но всё же крестьяне вспоминают за ним один грех:

Был случай, и Ермил-мужик Свихнулся: из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он.

Но Ермил после этого стал “тосковать, печалиться”. Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф - часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил “с год как шальной ходил”, уволился от вотчины и “снял в аренду мельницу”, вновь начав жить “по правде”.

Дальнейшая судьба Ермила связана, видимо, с желанием искупления своего греха. Хотя прямого указания на то, что он не пожелал выдать бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова, и нет, но предыстория позволяет сделать именно такой вывод. Он сидит в остроге, страдает (именно готовность и способность к страданию являются у Некрасова основным критерием внутренней состоятельности человека).

ажным для понимания сути “народного заступника” персонажем представляется Савелий, богатырь святорусский. В его рассказе появляется народный образ утраченного рая:

Во времена досюльные Мы были тоже барские, Да только ни помещиков, Ни немцев-управителей Не знали мы тогда… Недаром есть пословица, Что нашей-то сторонушки Три года чёрт искал. Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам, Ни пешему пройти!

В рассказе о Корёжине возникают особое, замкнутое легендарное пространство и время, максимально отдалённые от реальности. Там не было ни помещиков, ни управителей, ни барщины, ни оброка. “Купцами жили мы...” - говорит Савелий. Жизнь в Корёжине была общинная, о праве личной собственности ничего не говорится. Напротив, подчёркивается, что все решения, все действия принимаются и проводятся коллективно (“И тешилась над барином // Корёга в свой черёд!”; “Подходит лето красное, // Ждём грамоты…”; “Осьмнадцать лет терпели мы”; “...а всей гурьбой // Христьяна Христианыча // Поталкивали бережно // Всё к яме...” и так далее). “Своё” означает “наше”, “корёжинское” (“Не явились мы, // Притихли, не шелохнемся // В болотине своей...”), местоимение “я” практически не используется, постоянно употребляется “мы”. Так создаётся образ “мужицкого рая”, где нормой жизни является соборность. Это утопическая картина жизни крепостных (формально), но не рабов (по сути, духовно). Однако такое состояние - дело случайных обстоятельств. Зло крепостной системы потому не коснулось их душ, что они не знали о нём. Здесь возникает определённый парадокс: узнать, что такое свобода, можно, лишь утратив её. Именно так, почти по пословице “Не было бы счастья, да несчастье помогло”, всё и происходит. Когда корёжинцы обладали свободой, они сами не отдавали себе в этом отчёта, справедливо воспринимая своё положение как абсолютно нормальное, естественное. Потеряв её, они получили представление о ней. Таким образом, понятие “свобода” может существовать лишь в оппозиции с “рабством”, иначе оно теряет всякий смысл.

В этой главе обобщается образ “страдающего мужика”, который предстает не просто как богатырь (этот мотив представлен и в лирике Некрасова), но как богатырь святорусский. Этим “свято-” Некрасов как бы подчёркивает, на кого он ориентируется, создавая своих героев-мирян. Савелий замечает в разговоре с Матрёной Тимофеевной:

А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Вот как изображён Святогор в рассказе Леонтия Богданова о встрече двух богатырей. Остановился неизвестный прохожий по просьбе Святогора, снял суму и положил её на землю. “Говорит Святогор-богатырь: “Что у тебя в сумочке?” - “А вот подыми с земли, так увидишь”. Сошёл Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, не мог и пошевелить; стал здымать обема рукамы, только дух под сумочку мог подпустить, а сам до колена в землю угряз”. Неизвестный прохожий был Микулой Селяниновичем. Он легко и быстро нёс в суме перемётной непосильную для Святогора тягу земную. Смысл этой былины-загадки очень точно раскрыт Г.Успенским в его очерке “Власть земли”: ““Тяга” в этой самой… земле… оказывается столь огромной, что с ней не в силах совладать богатырь, которому ничего не стоит разнести в пух и прах, от нечего делать, целую “державу”. Этот богатырь… едва-едва мог только на волос поднять мужицкую сумочку - ту ношу, которую народ носит за плечами, и так легко, что богатырю не догнать его на добром коне”.

Странно, что богатырство современного мужика в сознании Савелия Корчагина связывается с образом былинного богатыря Святогора, а не Микулы Селяниновича. Народ, подняв тягу страшную, “в землю сам ушёл по грудь”; “по лицу его не слёзы - кровь течёт!” (в фольклорном источнике сказано: “По колена Святогор в землю угряз, // А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт”. Видимо, сравнение русского мужика с былинным богатырем Святогором выявляет его (мужика) противоречивость: с одной стороны, силы необъятные, с другой - недостаток их, даже в определённом смысле бессилие.

В этом совмещении проявляется вся сложность, загадочность и парадоксальность “русского богатыря”. Его нельзя взять силой, но можно хитростью. “Господин Шалашников” с его “воинской силою” оказывается бессильным против Корёжины. Зато “тихонький” “шельмец” Фогель сумел сделать так, что корёжинцы сами же себя закабалили. Савелий говорит Матрёне: “Ну, словом: спохватились мы, // Как уж дорогу сделали, // Что немец нас поймал!” Богатырство русского мужика - “богатырство духа”, а заключается оно в терпении, во внутреннем смирении, готовности принять мир таким, каков он есть. Человек должен чувствовать себя способным преодолеть любое испытание, налагаемое на него жизнью и Богом. Именно поэтому можно быть “клеймёным”, но не “рабом”. Савелий наказан потому, что решился изменить самому себе: пошёл на насилие, то есть выбрал богатырство внешнее. Сам он произносит такую фразу: “Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть!..” Нужно найти золотую середину между “богатырством духа” и “богатырством внешней силы”, а Савелий её не находит.

Эпизод с убийством Фогеля соотносится с последующей по сюжету легендой о Кудеяре, в которой задаётся тот же вопрос: где проходит граница между преступлением и подвигом? Почему “перетерпеть - пропасть” и “недотерпеть - пропасть”? Что вообще это такое - “перетерпеть” и “недотерпеть”? Видимо, “недотерпеть” здесь значит допустить, чтобы личная обида стала поводом для мщения; лишиться позиции внутреннего духовного смирения (то есть подвижничества); поставить свою волю выше воли Бога (нарушив его заповеди “Не убий” и “Прощай врагов своих”). “Перетерпеть” - значит проигнорировать уже не свою собственную обиду, а обиду Бога, нарушение Его заповедей; не встать на защиту своей веры.

дин из наиболее значительных образов в поэме - русская крестьянка Матрёна Тимофеевна. Ещё с детства она привыкла к работе: “…Сама я в стадо бегала, // Отцу носила завтракать, // Утяточек пасла. // Потом грибы да ягоды, // Потом: “Бери-ка грабельки // Да сено вороши!” // Так к делу приобыкла я…” К труду героиня относится с какой-то особой нежностью (используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “утяточек”, “грабельки”), воспринимает его как норму жизни.

После замужества она оказывается в чужой семье. В своей исповеди она говорит странникам: “Семья была большущая, // Сварливая... попала я // С девичьей холи в ад!” Сначала вся работа по дому кажется ей каторгой (“…На старшую золовушку, // На Марфу богомольную, // Работай, как раба…”). Но после рождения сына её жизнь как бы вновь приобретает смысл, всё возвращается на круги своя. Матрёна Тимофеевна рассказывает странникам:

Весь гнев с души красавец мой Согнал улыбкой ангельской… Не стала я тревожиться, Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу.

Теперь вся работа по дому не в тягость ей, потому что она старается не для себя, а для близких ей людей. Она открывает для себя новый принцип жизни - “жизни ради других”. Поэтому её труд облагораживается, наделяется особым смыслом: физическая работа из наказания превращается в праведное дело.

Сюжет об её сыне очень показателен и в другом плане. Такие мотивы, как рождение младенца, способного “творить чудо” (Савелий рассказывает Матрёне: “Окаменел я, внученька, // Лютее зверя был. // Сто лет зима бессменная // Стояла. Растопил её // Твой Дёма-богатырь! // Однажды я качал его, // Вдруг улыбнулся Дёмушка... // И я ему в ответ! // Со мною чудо сталося: // Третьеводни прицелился // Я в белку: на суку // Качалась белка... лапочкой, // Как кошка, умывалася... // Не выпалил: живи!..”), смерть невинного Дёмушки и особенно издевательство над его телом (“Из тонкой из пелёночки // Повыкатали Дёмушку // И стали тело белое // Терзать и пластовать...”) позволяют соотнести образ русской крестьянки с Богородицей.

Смерть Дёмушки не стала последним горем Матрёны: она лишилась родителей; её сына Федотушку чуть не высекли за то, что он отдал голодной волчице уже мёртвую овцу (мать наказали вместо сына); супруга её отдали в рекруты, и она, будучи беременной, отправилась морозной ночью из дома, чтобы просить губернатора о муже. Кроме того, Матрёна Тимофеевна рассказывает о том, что дважды они погорели, трижды Бог посетил их “сибирской язвою”, что приходилось самой пахать, так как не было лошадей. Вся её жизнь представляется нескончаемым потоком мучений, страданий, причём не столько за себя, сколько за других людей. Это образ русской женщины-матери, приобретающий черты святой великомученицы. Заканчивается “Крестьянка” “Бабьей притчей” - жанром, характерным для религиозной литературы. Тема женского горя в рассказе Матрёны приобретает фатальный, неразрешимый характер.

Такова вообще судьба русской крестьянки (этот образ формируется в творчестве Некрасова ещё до “Кому на Руси жить хорошо” - в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Коробейники”, “Орина, мать солдатская”, стихотворениях “Мать”, “В полном разгаре страда деревенская…” и других). Но несмотря на это, в образе Матрёны Тимофеевны очень много поэтичного. Она, как и Дарья из поэмы “Мороз, Красный нос”, близка к идеальному типу “величавой славянки”. Необыкновенна её творческая одарённость: она не только хранит в памяти многие фольклорные произведения, но и обновляет их.

Образ Матрёны Тимофеевны, кажется, выпадает из круга “народных заступников”. Но если приглядеться к нему, то можно увидеть те же черты, что были у Ермила Гирина и у Савелия: любовь к людям и готовность её доказать. Необходимо отметить и новые черты, которые вносит в общий образ “народного заступника” русская крестьянка. Во-первых, несчастье её предначертано самой судьбой (о чём мы узнаём из “Бабьей притчи”). Её путь - путь мученицы, призванной своим страданием облегчить муки других людей. Во-вторых, страдание это физическое. Но плотская боль не способна отвести Матрёну от высшей идеи жертвы. Напротив, она счастлива тем, что может отвести горе от близких ей людей, приняв его на себя. Если будет необходимо, она отдаст и свою жизнь. Кроме того, Матрёна Тимофеевна вносит в образ “народного заступника”, до сих пор представленного мужским (сильным, волевым, решительным) началом, начало женское (мягкое, ласковое, кроткое), материнское, готовое принять детей (людей) под своё крыло, защитить их.

ледующий “народный заступник” - Влас Ильич, появляющийся в главе “Последыш”, - воплощает идею невозможности пойти против совести. Помещик Утятин привык распоряжаться своими людьми как ему вздумается. Когда отменили крепостное право, он не поверил этому; однажды, после бурного спора с губернатором, его хватил удар и левую часть парализовало. Приехали наследники; старик в гневе сказал им, что они “трусы подлые”, предавшие “свои дворянские, веками освящённые” права, что они не его дети, а подкидыши. Молодые испугались, что отец лишит их наследства. Тогда они сказали князю, что “мужиков помещикам // Велели воротить!”, и обратились к крестьянам с просьбою до смерти Утятина “помалчивать” и “кланяться” перед хозяином, а за это обещали отдать им “луга поёмные по Волге”. Эти луга, водка “да с три короба посулов” сделали своё дело - “мiр решил помалчивать”.

Влас Ильич, бывший бурмистром, отказался. Он не против, чтобы мир “покуражился”, но сам быть “шутом гороховым” не хочет. Влас поступил по чести, ведь это преступление перед собой и перед Богом - добровольно, хотя и в шутку, отказаться от полученной свободы. Мужики, согласившиеся на этот позорный обман, сами себя закабалили (этот эпизод перекликается с рассказом Савелия о корёжинцах). Причём, в отличие от последних (которые стали рабами лишь формально), утятинские вахлаки превратились в рабов духовных. Они роняют своё достоинство, предают свою божественную сущность за материальные блага, за что в итоге и наказаны.

Влас не изменил себе, остался в стороне. Он живёт по совести, но дальше этого его стремления не идут. То, что он не убедил крестьян в низости их намерений, не вмешался в “мiрскую” судьбу, - его ошибка и вина.

Все вышеназванные персонажи - Ермил Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Влас Ильич - объединяются в единый образ “народного заступника”. Этот герой живёт в миру и является частью крестьянского мира, но он как бы возвышается над толпой, стремится воздействовать на людей, являясь для них нравственным ориентиром. Он предельно открыт миру, способен на неизбирательную любовь ко всем. Его характерной чертой можно назвать готовность жить и трудиться во имя других людей. Всё это черты героя-подвижника. Тем не менее ни одного из этих “народных заступников” нельзя признать олицетворением нравственного идеала. Гирин, Савелий, Влас Ильич - у каждого из них есть свой грех. Кроме того, все эти персонажи (включая Матрёну Тимофеевну) обладают ещё одной общей чертой: они следуют высоким жизненным принципам, нравственному закону, но делают это, если можно так выразиться, неосознанно. Сами они не осмысливают свою жизнь как служение другим людям, они просто живут так, как принято жить в “мiру”, по его законам. Круг их забот так или иначе ограничивается близкими, знакомыми, соседями.

риша Добросклонов - принципиально иной герой в этом ряду. Немаловажно, что он ещё очень молод. Это, во-первых, мотивирует его чистоту и безгрешность, а во-вторых, ассоциируется с обновлением жизни вообще. Гриша Добросклонов - новый человек в русской истории, он - как первое доброе семя, которое должно взойти и дать урожай. Именно с ним (и такими, как он) связывает Некрасов надежды на обновление России и её будущее.

Его образ окружён в поэме особой любовью и участием. Его судьба предначертана заранее - мученичество во имя всеобщего Спасения (это сближает его с христианскими святыми, подвижниками, а в широком смысле - и с самим Иисусом Христом):

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Не случайно в размышлениях о миссии Гриши Добросклонова появляются особые мифологические образы: “демона ярости” (который царил на Руси) и “ангела милосердия” (который явился, чтобы свергнуть зло). С приходом Гриши

Над Русью оживающей Иная песня слышится: То ангел милосердия, Незримо пролетающий Над нею, - души сильные Зовёт на честный путь.

Необычно здесь используется автором мотив песни. С его помощью происходит своеобразное распространение, мифологизация идеи Счастья. Песня заключает в себе идеалы, чаянья, надежды русского народа. То есть если появляется добрая песня, значит, это “доброта”, свет разливаются по всей России. Песня делает бесплотные образы зримыми, реальными; можно сказать, что она воплощает идею в материю - звуки. Не случайно Гриша Добросклонов приходит, чтобы допеть недопетые песни его матери и создать для народа новые. Кроме этого, нельзя забывать об особой функции слова в фольклорной песне - магической, заклинательной. Песня есть не только отражение мира, но и своеобразное его моделирование. Через неё человек наделяется огромной силой и может влиять на происходящее.

Одно из главных качеств Гриши - стремление научить всех “мужиков” жить по совести, быть людьми, а не “холопами”, обрести счастье (у предыдущих “народных заступников” не было такой глобальной задачи). Он мечтает, чтобы “каждому крестьянину // Жилось вольготно-весело // На всей святой Руси!”

Важнейшим является здесь осознание своего пути. В Грише развито не только сердце, но и ум, не только эмоциональное, но и рациональное начало. В этом образе соединяются и обобщаются все лучшие качества - доброта, ум, чувство собственного достоинства, человеколюбие, готовность страдать ради счастья других. В то же время он является натурой цельной, гармоничной, не знающей противоречий. Именно такой человек нужен России, только он сможет повести за собой людей, чтобы те обрели на земле рай.

сновной формальной связью между частями поэмы является участие в действии семи странников. Но в последней главе “Пира...” (“Доброе время - добрые песни”) героем становится Гриша Добросклонов. Его песен странники не слышат. Возможно, линия Гриши должна была далее соединиться с линией странников (Некрасов не успел этого сделать), возможно, автор намеренно не делает этого, потому что земная, прижизненная слава снижает величие жертвы, вероятно, даже лишает её этого величия вообще. Неизвестный, не требующий вознаграждения подвиг - вот истинный идеал. В литературоведении, правда, высказывается такая точка зрения, что странники в принципе не могли знать, “что творится с Гришею” (то есть что “народный заступник” далёк от самого народа). Но она вряд ли отвечает действительности, особенно если вспомнить, каким вниманием и уважением народа окружён герой в поэме.


Историки утверждают, что самое тяжелое положение в России было у крестьян XVI – XIX веков. Но если рассматривать положение крепостных по отдельности, то можно сказать, что на жизнь женщины часто приходилось больше испытаний, чем на жизнь мужчины, ведь крестьянки всегда оставляли родной дом и уходили жить в семью мужа, где им порой жилось совсем не сладко, умирали при родах и даже с грудными детьми не освобождались от непосильной работы на полях.

Проблему положения женщины не обошёл вниманием великий русский писатель Н.А.

Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ей уделена особая глава, раскрывающая все трудности жизни женщины. В поисках счастливого главные герои произведения доходят до обычной крестьянки, и она рассказывает им историю своей жизни. Корчагиной Матрене Тимофеевне до замужества жилось хорошо. «За батюшкой, за матушкой, /Как у Христа за пазухой/, Жила я, молодца, » - говорит она странникам. Потом Матрена вышла замуж, да только семья мужа её невзлюбила. «Семья была большущая, /Сварливая…Попала я/ С девичьей холи в ад!» Свекровь попалась злая, золовка постоянно ябедничала. Муж бил Матрену только один раз, что по тем соображениям считалось роскошью. Другие женщины всю жизнь терпели побои мужей.

Матрена нигде не могла найти защиты, единственным, кто её жалел, был отец свекра, дед Савелий. Героиня трудилась каждый день, она даже была вынуждена оставлять маленького сына, чтобы работать.

Жизнь современных девочек, девушек, женщин, конечно, сильно, отличается от жизни бесправных крестьянок, но есть и такие страшные моменты, когда женщина остается один на один со своим горем. Это смерть детей. У Матрены Тимофеевны умер первенец, маленький Демушка, и она об этом ни на минуту не забывала всю оставшуюся жизнь. Остальных своих сыновей крестьянка всегда защищала, несмотря на сильное давление семьи мужа и общества. Они стали её единственной радостью.

Матрена Тимофеевна считала, что «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки, / Заброшены, потеряны, / У Бога самого». Я думаю, это было верным суждением для описания положения женщины того времени. Жизнь Матрены Корчагиной – один из многочисленных примеров тяжелой женской доли. В России тогда чуть ли не каждая крестьянка имела похожую судьбу. Сегодня, когда прошло уже столько лет после отмены крепостного права, когда в большинстве стран мира все люди имеют равные права, мы все равно помним, что когда-то женщины было совершенно не защищены законом и государством. Только в начале XX века они стали бороться за своё счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»б) участвовал в обороне Севастополя в) был редактором журнала «Современник» г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназиив) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Железная дорога» б) «Невский проспект» в) «Памяти Добролюбова г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку? а) лисица б) волк в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»? а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»? а) былины б) песни в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником? а) Савелий б) Ермила Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…» а) женская доля так же тяжела, как мужская б) женская доля тяжелее мужской в) женская доля легче мужской г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии? а) Савелий б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:"Семья была большущая,Сварливая... попала я С девичьей холи в ад!В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал…»? а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь? Осанистая женщина,Широкая и плотная,Лет тридцати осьми.Красива; волос с проседью,Глаза большие, строгие, а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

18) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 2 ВАРИАНТ 1) Годы жизни Н Некрасова: а) 1814 - 1841 б) 1809 - 1852 в) 1821 - 1877 г) 1799 - 1837

2) В жизни Некрасова а) была ссылка на Кавказ в действующую армию б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась а) два года б) пять лет в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова» в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит: «Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего» а) «Пролог» б) «Поп» в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»? а) поп б) купец Алтынников в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило? А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом - на улице/Одни ребята малые,/В домах - старухи старые… а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого? а) показывает трудолюбие русского крестьянства б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева? а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность

14)) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь» а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину в) Якиму Нагому г) деду Савелию

15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «"Клейменый, да не раб!"? а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

16) Чья портретная характеристика? И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

17) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?


18) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?

ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-"Памяти Добролюбова", 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-"Элегия", 20-реализм