Символы третьего рейха. Символы Германии. Национальные символы Германии

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Несмотря на то что Гитлеровская Германия принесла немалый вред экономике и культуре Европы, да и всего мира, наследие ее не ограничивается только этим. Архитектурные проекты, разработанные во времена правления Гитлера, поражали своей амбициозностью и масштабами, строительство многих длилось вплоть до поражения Германии в 1945 году. Сейчас Германия идет в другом направлении, однако сохранились еще разбросанные по всему миру постройки, напоминающие о темных страницах истории этой страны. Эта статья рассказывает о десяти примерах нацистской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

Главная ставка Гитлера, Wolfsschanze («Волчье логово»), на территории современной Польши

Этот комплекс был одной из самых важных штаб-квартир во Второй мировой войне. Базируясь на Восточном фронте, Wolfsschanze был построен в 1941 году в месте, которое идеально подходило с точки зрения его уединенности и возможностей для конспирации. Сохранились лишь жалкие остатки того, что некогда было огромным комплексом, где в разгар войны размещалось 2000 нацистов и служебный персонал.

Эта все еще огромная крепость в настоящее время поросла мхом, травой и другими представителями флоры, скрывающими руины одного из главных командных центров самой разрушительной войны, о которой помнят ныне живущие. И хотя многие из зданий были разрушены при отступлении немецких войск в 1945 году, до сих пор сохранились свидетельства грандиозности сооружения, в том числе руины кинотеатра.

Подземные заводы и тоннели

Чтобы защититься от ущерба, наносимого наступающими войсками, Третий рейх начал строить под землей заводы по производству вооружения и ряд других экономически важных сооружений. Эта передислокация привела к преобразованию нескольких шахт в Тюрингии в военные объекты. На центральном заводе заключенные концлагерей производили военную технику.

До недавнего времени разрушение построек препятствовало их исследованиям, но не так давно вход в тоннель А вновь был открыт. Ранее он закрывался из-за наводнений и обвалов, однако это не мешало некоторым авантюристам искать здесь приключений и уж, конечно, никоим образом не препятствовало вандалам в 1990-х разворовывать материалы.

Зенитные башни люфтваффе

Во время Второй мировой войны одним из основных средств защиты были огромные зенитные башни, известные как Flakturm. Три из них были построены в Берлине. Сооружения под номерами II и III сохранились до наших дней. Flakturm I был разрушен вскоре после войны. Flakturm III находится в парке Гумбольдтхайн, а его стены теперь испещрены граффити.

Массивная башня была частично разрушена во время войны, но до сих пор сильно выделяется на фоне парка. И хоть изначально в них были установлены мощные пушки, сейчас эти зенитные башни давно на пенсии. Flakturm II также находится в относительно хорошем состоянии.

Орденсбург Фогельзанг на границе Германии и Бельгии

Построенный в 1936 году как часть более масштабного проекта так называемых «школьных замков», он был предназначен для обучения нового поколения нацистских лидеров. Это огромный комплекс со сложной архитектурой и элементами скульптуры, который сейчас находится в состоянии упадка. Заброшенный на протяжении десятилетий, Орденсбург Фогельзанг сейчас открыт для посещений.

Это стало возможным после перехода права собственности на замок немецкому правительству в 2006 году. В настоящее время правительство столкнулось с непростой проблемой, потому что это сооружение является явным памятником нацистской идеологии. Сильные и темные образы, символы нацизма буквально врезаны в кладку.

Концентрационный лагерь Дахау

Не заброшенный, но уже определенно опустевший, Дахау теперь открыт для посетителей, желающих пройти сквозь его устрашающие коридоры и камеры. Одно из наиболее жутких свидетельств преступлений Третьего рейха, Дахау был первым нацистским концентрационным лагерем, который открылся в Германии в 1933 году. Первоначально он был основан как временное место заключения военнопленных, позже Дахау использовался как пересылочный пункт, через который заключенные отправлялись в другие концлагеря и лагеря смерти, такие как Освенцим.

Несмотря на то что официально он не был лагерем смерти, он унес жизни более 30000 жизней. Главное здание сегодня служит памятником павшим.

Бомбоубежище возле Анхальтского вокзала

Бомбоубежище у Анхальтской железнодорожной станции – одно из многих защитных сооружений времен Второй мировой войны. Первоначально комплекс состоял из пяти этажей и мог вместить в себя 12000 человек.

Три этажа этого огромного безвкусного на вид здания в настоящий момент принимают посетителей. На одном этаже работает комната ужасов с привидениями, на другом расположен музей пыток и истории медицинской практики, и, наконец, на самом нижнем этаже находится музей, посвященный истории самого бункера. Это странное сочетание делает подобное место притягательным атракционом для посетителей.

Заброшенный нацистский курорт Прора

Когда думаешь об архитектуре Третьего рейха, курорты не приходят на ум. Однако заброшенный курорт Прора на побережье Балтийского моря является одной из величайших развалин, оставшихся после Второй мировой войны.

Обширные руины простираются на пять километров вдоль пляжа. Сейчас часть строения спасена от разрушения и отремонтирована для туристов, и тем не менее есть еще немало заброшенных неисследованных уголков.

Этот призрак огромного рекреационного комплекса, разрушающийся изнутри и снаружи, возвышается над пляжем и напоминает о той роли, которую играла нацистская архитектура и идеология в жизни всех стран мира.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге

Довольно интересно, что Альберт Шпеер, создавший целый ряд архитектурных сооружений Третьего рейха, перед проектировкой представлял, как будет выглядеть сооружение в виде руин. Этот странный метод проектирования, ориентирующийся на то, как здания будут выглядеть для будущих поколений, не редкость сейчас, но в 1930-е годы «Закон развалин» был относительно новым понятием.

Теперь немецкое правительство стоит перед еще одним сложным выбором: позволить исторически значимому месту разрушиться или тратить огромные деньги на восстановление места, которое стало символом самых мрачных дней 20 века.

Орлы Третьего рейха на бывших нацистских территориях

Несмотря на все усилия со стороны союзных оккупационных войск в Германии и правительств бывших оккупированных немцами территорий, удалить отовсюду нацистскую символику (в том числе свастику и гербовых орлов) не удалось и по сей день. Изваяния представляют собой сидящего орла, который сжимает дубовый венок со свастикой. На многих орлах свастику удалили, но есть и со свастикой.

Эти забытые скульптуры можно увидеть над дверьми здания налоговой инспекции на Бисмаркштрассе и казарм в Мюнстере, а в аэропорте Темпельхоф сохранилось аж 6 орлов по углам исторических зданий.

Швербеластунгскёрпер, Берлин

Слишком большой и близко расположенный к жилым домам, чтобы его можно было уничтожить, этот странный эксперимент нацистской архитектуры был построен в 1940 году и кажется простым, хоть и огромным, бетонным цилиндром. Но в его интерьере с круглыми коридорами и комнатами четко прослеживается его историческая роль в то ужасное время. Сегодня массивный бетонный монолит постепенно погружается в землю, а пока он стал местом, которое очень полюбили вандалы и мастера уличной живописи.

Швербеластунгскёрпер был построен для проверки устойчивости почв к значительным нагрузкам. Если бы болотистые почвы Берлина выдержали эту постройку, недалеко от этого места была бы возведена грандиозных размеров триумфальная арка.

Материал подготовили Админчег сайт и Лидия Свеженцева

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Людям, которые смотрят на Адольфа Гитлера, как на воплощение всего самого плохого, что может быть и на нацистскую Германию как на воплощение Мирового Зла и Армию Тьмы (прошу простить мне лишний пафос) советую не читать нижеприведенные размышления. И вообще задуматься о том, чей ЖЖ они читают.
Несмотря на неприветливое вступление размышления будут совсем не о деяниях нацистах, а о сопровождении их, если можно так выразиться.
У каждой страны есть сейчас практически обязательный набор атрибутов: Флаг, Герб, Гимн для государства в целом и множество более мелких атрибутов (чтобы далеко не ходить за примерами - флаг Российского Морского Флота). Сейчас время гораздо спокойнее, чем первая половина прошлого века (по крайней мере на первый взгляд), способы влияния на человеческую массу поменялись на более совершенные и гос.символика напоминает сейчас больше дань традиции, чем что-то еще. Может я не прав, но из Российской символики мне с ходу вспоминается наш трехцветный флаг (1. ненавижу гибрид "триколор". 2. у меня не проходит ощущение, что значение флага упорно забывается) и орел-мутант, который глазеет по сторонам, в место того чтобы хотя бы изредка смотреть прямо перед собой. Да, есть, как я говорил, более "мелкие" атрибуты, но я сейчас веду речь все же об общегосударственной символике и мотивах в ней.
СССР в этом плане будет побогаче, хотя и не на много: серп и молот (рабочий и колхозница), пентаграммка. Куча агит-плакатов, но есть какие-то общие мотивы (красный цвет, пролетариат и т.д). Каюсь: как связанны социализм и красный цвет я не помню. Кажется все несколько глубже, чем "пламя..." не то упомянутого "..социализма", не то "...борьбы" с кем-то там или за что-то там (ну не всплывают сейчас цитаты из речей Ленина).
В плане государственной символики мне нравится Третий Рейх. Да, я понимаю почему так: Гитлеру, который выводил страну из кризиса и укреплял свою власть были нужны рычаги давления на людскую массу, а продуманная символика в этом ой как помогает. Может быть, если покопать, в том же СССР все окажется не менее интересно, но в этом плане у меня есть определенные сомнения.

Флаг Рейха все помнят?

С самым "страшным" символом при виде которого на лицах прохожих обычно отражается неудовольствие и неприязнь. То, что свастика символизирует собой арийскую расу я утверждать не собираюсь. Но с тем, что свастика на редкость древний символ, обозначающий по меньшей мере солнце, встречающийся во множестве (если не в каждой) культур, среди которых и предки-славяне, я надеюсь никто спорить не станет. На редкость положительный символ со множеством производных. И если бы не предубеждение, то, скорее всего, сам бы носил в том или ином виде. Проблема в том, что этот символ под моральным запретом, а там, где этот запрет нарушается обычно напоказ выставляется нацистская составляющая. Ничего особенного против такой составляющей я не имею, просто она отвлекает внимание от сути, что не есть хорошо.

С гербом все не менее любопытно.

Орла и в нашей сегодняшней стране почитают. Правда опять же как дань традиции, поскольку птица эта больше имперская. помимо нее та же свастика, дубовые листья. Если порыться в интернете и книгах этот набор символов разбирают в буквальном смысле по перышку. Дубовые листья - один из мотивов. Который встречается помимо герба на наградах, плакатах и используется столь же широко, сколько и орел со свастикой. К сожалению определенного толкования не вспоминаю и не могу найти.

Ко всему прочему в Рейхе была большая любовь к рунам, как показатель связи с прошлым. За примером далеко ходить не надо - всеми виденная эмблема:

Да, пример уже уходит в область частностей, но мотив рун был, все-таки, общим для Германии тех лет.

В общем-то я буду даже рад, если окажусь не прав на тему символики Рейха и в современном обществе или в том же СССР кто-нибудь найдет что-нибудь не мнение любопытное. Но пока порядок вещей остается таким, что в плане атрибутики Рейх мне более чем просто приятен.
PS. вся информация в посте в основном подчерпнута из памяти. с другой стороны практически то же самое можно без труда найти в гугле на первых страницах.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.