Словесные тесты. Динамический тест вербальных способностей онлайн. Вербальные тесты shl. Техника быстрого чтения

Новичку бывает сложно уловить смысл логических задач, и можно о них долго рассказывать – все будет безрезультатно. Лучше единожды пройти вербальный тест , чем сотни раз прослушать либо прочитать.

Тестирование проверяет:

  • скорость чтения;
  • восприятие информации;
  • логическое мышление.

Проверка происходит комплексно, нет отдельных задач на логику или скорочтение. Испытуемый видит каждый раз новый текст, достаточно большой с учетом времени на решение, и надо прочесть, усвоить, обработать информацию, чтобы дать ответ. Если кандидату кажется, что способностей нет к анализу вербальной информации, следует больше времени уделить практике, решать максимальное количество доступных примеров.

Вербальные и числовые тесты разрабатывают несколько компаний, среди которых ведущими являются SHL , Talent Q , Ontarget . Невзирая на разных создателей, вербальные тесты с ответами похожи по структуре и формулировкам заданий.

Предлагается текст примерно на треть листа А4. Информация разнообразная, но нетривиальная, а тематика – наука, медицина, обучение, бизнес. Текст самодостаточный, по крайней мере, его следует таким считать, даже если используется отрывок. К данным прилагается одно или несколько утверждений. В первом случае надо отметить утверждение как «ложное», «истинное», выбрать вариант «нет ответа», во втором – к вопросу подбирается подходящее утверждение. Также ответами могут быть синонимы, определение значений слова или требуется сделать логический вывод.

Тест на анализ вербальной информации достаточно сложен, причем от неудач не застрахованы опытные специалисты. Главная сложность – нехватка опыта решения, плюс мало времени для раздумий. Когда проходится вербальный тест онлайн, на экране есть секундомер, но 30-60 секунд на задачу не хватает, чтобы долго изучать текст и утверждения.

Опытные соискатели рекомендуют начинать поиск ответа с прочтения вопроса, а потом уже переходить к утверждениям. Преимущество подхода в том, что удобнее держать в памяти вопрос, чтобы находить сразу ответ. Другие кандидаты просматривают информацию, потом изучают вопрос и возвращаются к тексту, но тогда надо обладать хорошей скоростью чтения.

Понять, насколько хорош навык решения легко, для этого надо изучить единственный пример вербального теста . Пробные варианты есть в интернете, а о необходимых навыках можно прочесть на узкоспециализированных форумах. У бесплатных примеров есть минус – простота. Вербальные тесты, предоставляющиеся бесплатно, значительно легче реальных задач, и они не помогут получить высокий балл.

Хорошие оценки может гарантировать лишь постоянная практика, а если готовиться к сдаче регулярно, можно просто обновить навыки, но новичкам понадобится найти ответы на десятки, а лучше – сотни задач. Получить вербальные тесты для подготовки можно у профессиональных разработчиков, одновременно с этим нарабатывая навыки скорочтения и логического мышления.

Человек является предметом изучения многих наук, и одна из них психология. Особую сложность задач, стоящих перед этой наукой, весьма метко охарактеризовал герой известного фильма «Формула любви»: «Голова – предмет тёмный и исследованию не подлежит». Тем не менее, психологу постоянно приходится исследовать, что же происходит у человека «в голове», т.е. в психике. Для этого придумано немало психодиагностических методик, среди которых «почётное место» в психологии занимают тесты.

Тестов в арсенале психологии очень много, что порождает необходимость их классифицировать. Это делают на основе различных определяющих признаков, и одним из таких критериев является та форма, в которой испытуемому предъявляют стимульный материал. По этому признаку тесты подразделяются на вербальные и невербальные.

Научный термин «вербальный» происходит от латинского слова «verbalis», что переводится как «словесный». «Вербальное общение», например – это общение посредством слов, речи, а вербальные тесты, соответственно – это тесты, связанные со словами, языком. Противоположностью их являются тесты невербальные.

Не следует думать, что в невербальных тестах можно полностью обойтись без слов. Возьмём, например, такой известный тест, как «пятна Роршаха». Если психолог не знает языка, на котором способен изъясняться испытуемый, он не сможет провести этот тест – ведь испытуемый не сможет объяснить психологу, какие образы видит в пятнах. Тем не менее, назвать этот тест вербальным мы не можем. Определяющим признаком здесь является именно форма стимульного материала – всего того, с чем имеет дело испытуемый в процессе выполнения задания. Если стимульный материал представляет собой картинки, чертежи, схемы, объёмные фигуры и т.п. – это невербальный тест. Если же материал изложен в словесной форме – это тест, принадлежащий к категории вербальных.

Пример вербального теста – тест речевых способностей. Испытуемому даётся текст, за которым следует набор утверждений. Задача испытуемого заключается в определении истинности или ложности этих утверждений, исходя из содержания текста.

Другой вербальный тест – методика незаконченных предложений. Завершая предложенные фразы, испытуемый демонстрирует своё отношение к себе, к окружающим, к работе и другим «составляющим» своей жизни.

Вербальные задания, наряду с числовыми, включаются и в интеллектуальные тесты. Задания могут быть такими: назвать существительное, к которому подойдут прилагательные «деревянная» и «продуктовая» (правильный ответ – «лавка»); назвать слово, которое обозначает и накопитель данных, и огнестрельное оружие («винчестер»); «аэро…рет» – вставить вместо многоточия слово, которое будет завершением первого слова и началом второго («порт») и т.п.

Вербальные тесты сложнее всего адаптировать – ведь они во многом связаны с конкретной языковой общностью, культурой, в которой создавались. Не всегда возможно применить такие тест и к людям с низким уровнем образования.

Для анализа способностей кандидатов на самые разные должности HR-специалисты используют тесты SHL. В этой статье мы расскажем, что из себя представляют тесты способностей, для чего полезны и как их применять для оценки соискателей.

С помощью тестов SHL можно оценить уровень развития способностей разного типа: способности к абстрактному мышлению, обработке числовой и вербальной информации, понимания принципов механики и целого ряда других. Например, управленцам любого уровня очень важно уметь оценивать данные графиков, тем более, что они ежедневно сталкиваются с информацией такого рода. Классические тесты SHL обычно предъявляются кандидату на соискание должности в режиме ограниченного времени. Анализ получаемой в результате прохождения тестов информации помогает компаниям отбирать подходящих специалистов для должностей, что способствует в будущем эффективности труда сотрудников и прибыли компании.

Тесты SHL чаще всего используются для оценки следующих способностей:

обработка числовой информации

обработка вербальной информации

системное мышление.

Большинство организаций применяют комбинацию тестов. Например, сочетание вербального и числового теста показывает в комплексе способность к обработке информации, что является основой обучаемости. В каждом случае следует подбирать тест нужного уровня - тот же «вербальный» тест может быть нацелен на разную сложность задач: от понимания текста до его обработке и интерпретации. Для каких-то задач достаточно понимания написанных инструкций, а для каких-то требуется делать из текста выводы и выстроить логические связи.

Когда HR-у применять тесты SHL

HR-специалистам имеет смысл использовать тесты SHL при оценке потенциальных кандидатов, когда есть необходимость проанализировать их способности - например, обрабатывать большие объемы числовой и текстовой (вербальной) информации, сверять цифры и символы, мыслить абстрактно и логично, в целом оценить их обучаемость.

Тестирование стоит проводить до собеседования в качестве отсекающего этапа отбора претендентов. Такая оценка позволяет определить, насколько соискатель подготовлен к решению задач вакантной должности, и в какой степени уровень развития его способностей соответствует ее требованиям.

Система оценки кандидата по тестам SHL точна и достаточно объективна при анализе способностей: соискатель не может заранее подготовиться к этому испытанию. Здесь не поможет зазубривание книг.

Тестирование может быть нацелено на определение разного рода способностей кандидата:

  • Понимание или интерпретация текстовой информации;
  • Пространственное мышление;
  • Сверка информации, ее классификация или кодирование;
  • Числовое мышление, вычисления или устный счет, оценка или интерпретация числовой информации;
  • Анализ диаграмм или системное мышление.

Тесты SHL позволяют показать достоверный уровень развития способностей конкретного соискателя. В этом смысле результаты SHL-тестов дают объективную оценку кандидатов. HR-менеджерам это помогает нанимать на работу лучших специалистов, заранее определять их сильные стороны и недостаточно развитые навыки.

Проведение тестов до собеседования экономит время рекрутеров, которые могут отсеять кандидатов, не дотягивающих до определенной планки. Согласно статистике, до собеседования доходят 70-80 % претендентов. Однако в оставшейся выборке HR-у приходится работать уже не со случайными людьми, а с серьезными специалистами, из которых гораздо легче выбрать сотрудника на вакантную должность. Таким образом, задача тестов SHL в том, чтобы без лишних трудозатрат отсеять заведомо непригодных претендентов.

Внедрив данную систему на предприятии, за короткое время можно получить существенные результаты:

создается пул соискателей на должности, прошедших этап отсева;

принятие решений становится более объективным и справедливым;

снижается риск принятия неверных решений при подборе;

4. сокращается стоимость рекрутмента за счет сужения воронки подбора.

Тесты SHL для оценки способностей к обработке вербальной информации

Сложность вербального теста, как и любого другого, подбирается с учетом будущей позиции кандидата. Суть теста в том, чтобы определить способности кандидата воспринимать текстовую информацию. Вербальный тест представляет собой набор текстовых фрагментов на некую тему, обычно связанную со сферой будущей деятельности соискателя. К тексту даются 2-3 утверждения, относительно которых следует принять решение об истинности или ложности.

  • «Верно» - утверждение верно, о нем четко говорится в тексте или оно логически вытекает из него;
  • «Ложно» - утверждение ложно или не может логически вытекать из текста;
  • «Мало информации» или «Невозможно ответить» - невозможно по представленной в текст информации определить, является утверждение верным или ложным. Требуется дополнительная информация.

Правильным может быть только один ответ.

Смысл вербального тестирования в том, чтобы определить, насколько быстро кандидат смог прочесть текст, понять логические связи и дать ответ на утверждения. Один из подводных камней данного теста - ответ «Мало информации» - часто путается с «Ложно», и почувствовать разницу может только действительно грамотный специалист.

Примеры вербального теста SHL

Пример 1

Исходное условие: Курение может стать причиной проблем в рабочих коллективах. Курение на рабочем месте может не только спровоцировать горячие споры, но и привести к возникновению проблемы со здоровьем.

Утверждение: Курение может превратить офисы в более спокойные места для работы.

Правильный ответ: Ложно.

Пример 2

Исходное условие: « Многие компании нанимают студентов на временную работу на летний период, когда штатные сотрудники берут отпуск. Кроме того, именно в летний период у многих организаций возрастает нагрузка, и им нужны дополнительные работники. Также временная занятость в летнее время привлекает студентов, которые получают определенные навыки и после окончания обучения могут вернуться на работу в это же предприятие. Компании стремятся дать студентам как можно больше информации, чтобы мотивировать их продолжить сотрудничество на постоянной основе. Оплата работы для студентов стандартная, но они не имеют права брать больничный или оплачиваемый отпуск».

Утверждение 1: Работу штатных работников, находящихся в отпуске, могут выполнять студенты.

Правильный ответ: Верно.

Утверждение 2 : Студенты, временно нанятые на летний период, получают отпускные в качестве дополнительных выплат к основному окладу.

Правильный ответ: Ложно.

Утверждение 3: На студентов распространяются стандартные процедуры жалоб и дисциплинарных взысканий, действующие в организации.

Правильный ответ: Мало информации.

Утверждение 4 : Некоторые предприятия больше загружены в летний период, когда есть возможность привлечь студентов.

Правильный ответ: Верно.

Тесты SHL для оценки способностей к обработке числовой информации

Такой тест предполагает решение математических задач разного уровня сложности. Тем не менее, здесь не задаются интегралы, производные и системы уравнения, но проверяется способность кандидата «видеть» цифры - быстро решать дроби, искать неизвестное или определять процентные соотношения.

Особенностью числовых тестов является то, что информация для решения представляется не в обычном виде. Это математические задачи с исходными условиями в виде диаграмм, графиков и таблиц с некоторыми значениями . При прохождении данного теста кандидату необходимо проанализировать представленную таблицу или график и ответить на вопросы. Здесь потребуется прибегать к расчетам, определению процентов, причем делать это нужно быстро. Помимо умения решать, в числовых тестах определяется и способность понимать графическую и табличную информацию.

К каждому вопросу даются несколько вариантов ответа, из которых в итоге нужно выбрать правильный. Шаг в ответах небольшой, поэтому угадать верный у кандидата не получится.

Примеры числового теста SHL

SHL-тесты на определение навыков логического мышления

Логические SHL-тесты предназначены для оценивания способностей, важных для решения проблем. Их также нередко называют тестами на абстрактное мышление, индукцию или диаграммными тестами.

Тесты на логику позволяют HR-у определить способность соискателя обрабатывать незнакомую информацию и находить решение. Кандидаты, показывающие хорошие результаты по таким тестам, как правило, обладают способностями к аналитическому и абстрактному мышлению, имеют повышенный интерес к обучению.

Логические тесты часто оказываются самыми тяжелыми для претендентов, так как здесь требуется корректно определить закономерность на первый взгляд несвязанных рисунков и найти ответ. Однако для руководителя и HR-специалиста логический тест крайне важен, так как помогает узнать, в какой степени тестируемый умеет оперировать информацией из абстрактных символов и может ли он видеть в них закономерности. Логический или абстрактно-логический блок вопросов используется всеми крупными компаниями при приеме на работу сотрудников.

Без логических задач не получится в полной мере определить навыки претендентов в области решения комплексных проблем. Выполнение подобных тестов потребует от кандидатов владения несколькими умениями: навыков логики, счета и абстрактного мышления.

Информация в логических вопросах может быть представлена в виде утверждений, числовых последовательностей, набора абстрактных фигур. Среди них необходимо определить закономерность, ответить на вопрос и выбрать правильный вариант ответа из нескольких.

Пример логического SHL-теста

Простейшее задание на логику может быть таким: Соискателю дан ряд простых фигур: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, пропуск , семиугольник.

Правильный ответ: пропущенная фигура - шестиугольник.

На реальном SHL-тестировании все намного сложнее. Встречаются самые разные комбинации, и найти зависимость бывает трудно, особенно за небольшое время. Часто такие задачи решаются специалистами высокого класса интуитивно, что позволяет быстро определить нужного вам кандидата.

SHL-тесты на понимание инструкций

На производственных предприятиях для снижения риска опасных ситуаций все работники в обязательном порядке должны проходить обучение технике безопасности. Как правило, чтобы следовать установленным требованиям в области охраны труда и безопасности, сотрудникам необходимо понять и выучить ряд инструкций и регламентов. Только тогда можно будет по закону допустить работника к оборудованию.

Однако степень усвоения полученной из инструкций информации у всех людей разная. И определить четкость понимания инструкций и правильность их применения, способность оценивать последствия действий при работе с оборудованием можно еще на стадии отбора персонала. Данные навыки в большой степени зависят от личностных особенностей кандидата. Именно для этого рекрутерам важно проводить SHL-тесты на понимание инструкций.

Система SHL-тестов предлагает комплексное решение для подбора персонала на производственные позиции фрезеровщика, слесаря-ремонтника, электрогазосварщика, мастера участка и другие. Тесты на понимание текстовой инструкции включают анализ вербальной информации, тест на понимание информации, представленной в форме развернутых текстов и инструкций.

Тесты на осмысление инструкций позволят снизить риски предприятия:

  • Связанные с ошибками подбора для работы с травмоопасным оборудованием;
  • Репутационные риски;
  • Падение эффективности работы компании в целом.

Как проводить SHL-тестирование

SHL-тестирование проводится для кандидата, который не готовился целенаправленно к проверке, иначе невозможно гарантировать достоверность результатов. Поэтому при провале тестирования стоит установить перерывы между попытками. Пусть соискатель проходит повторно тот же тест в компании только через полгода или год.

SHL-тестирование делится на несколько блоков. Основных тестов - три:

Работа с цифрами, диаграммами, таблицами;

Анализ текстов;

Проверка логики и абстрактного мышления.

В первом числовом блоке обычно бывает 30-50 вопросов, на которые отводится 20-30 минут. Вторая вербальная часть занимает до 25 минут - здесь, как правило, дается 14 текстов, по 3-4 утверждения к каждому.

При SHL-тестировании процесс необходимо усложнить: ввести жесткое ограничение времени, попросить соискателя не выходить из помещения до конца теста. В ряде случаев оправдано психологическое давление со стороны HR-специалистов, например, когда тестируемый кандидат претендует на должность, связанную с повышенным уровнем стресса.

Создайте обстановку, максимально приближенную к реальной. Кандидату нужно не только сделать корректный логический вывод, но и уложиться в ограниченное время, которого в рабочих ситуациях обычно не хватает . Поэтому подбирайте испытуемым тексты из разных областей, вставляйте синонимы, делайте отсылки к разным частям текста - намеренно запутывайте соискателя, чтобы проверить его на деле.

При прохождении числовых SHL-тестов, как правило, кандидаты могут использовать черновик, в отдельных заданиях - калькулятор.

В логических тестах, как правило, лимитировано время прохождения каждого вопроса: от 30 до 60 секунд. За этот период кандидату нужно понять паттерны изменения фигур, разобраться в закономерностях и дать правильный ответ.

Многие компании сегодня дают возможность кандидатам сдать SHL-тест удаленно. В этом случае претенденту предоставляется ссылка на онлайн-страницу и срок, до которого надо выполнить тест. Это позволяет существенно разгрузить HR-ов. Но помните, что в таком случае возможны подсказки стороннего лица даже при наличии таймера.

1. Используйте разносторонние тесты в одном наборе, это позволит определить различные типы мышления человека.
2. Обращайте внимание, замечает ли соискатель чуть заметные надписи в задании, используйте их, чтобы перевернуть весь ход решения.
3. Оценивайте возможность кандидата воспринимать большой объем информации, намеренно перегружайте текст данными, которые важно запомнить.
4. Анализируйте, как быстро накапливается усталость и наступает ступор в работе кандидата, для этого повышайте количество задач.
5. Умеет ли тестируемый грамотно отфильтровать ненужные данные, мешающие поиску решения? Определяйте данный параметр, используя много лишних данных в исходном условии задач.
6. Применяйте задачи со сложными логическими связями, когда для правильного ответа требуется построить длинную логическую цепочку.
7. Определяйте, в какой степени кандидат владеет специфической лексикой, составляйте тесты так, чтобы без владения терминологией многие задания были непонятными.

Как анализировать результаты SHL-тестов

При анализе результатов SHL-тестов важно опираться на качество ответов, а не количество данных ответов. Например, первый соискатель заполнил графы ответов всех 50 вопросов, но при этом лишь 25 из них оказались правильными. А второй кандидат отвечал только на 25 вопросов из 50 и на все дал верный ответ. Результат второго кандидата будет предпочтительнее и ценнее, так как здесь исключается вероятность случайного угадывания верного ответа простым проставлением галочек в тесте. Вопрос, оставленный без ответа, в любом тестовом блоке следует расценивать как неправильный.

Анализируйте тесты будущих сотрудников с точки зрения сильных и слабых сторон. Для этого HR-специалисту нужно четко знать, какими качествами должен обладать кандидат на ту или иную должность. Вербальные тесты дают возможность оценить скорость усвоения текстовой информации и умение мыслить логически. При прохождении вербального теста, помимо правильного ответа, стоит оценивать владение техникой быстрого чтения и ставить за нее кандидату дополнительный плюс.

При проведении абстрактно-логических тестов необходимо анализировать способности соискателей делать логические заключения на основе невербальной информации, обычно представленной в виде абстрактных символов.

Альтернатива SHL-тестов

В настоящее время HR-специалистами для определения навыков, знаний и компетенций соискателей при приеме на работу используются разные методы. Альтернативой существующим SHL-тестам сегодня можно назвать похожее решение от компании Talent Q.

В мировой практике кроме SHL-тестов широко используются методы оценки персонала таких компаний, как The Psychological Corporation, OPP, CPP и Wonderlic. 7. На российском рынке самой крупной альтернативой SHL-тестам в области качественных инструментов оценки персонала можно назвать продукты от Thomas International. 8. Однако этот сегмент рынка продолжает активно развиваться, выпуская все более совершенные методы и инструменты.

Помимо разного рода тестирований, альтернативой таких методов диагностики способностей, личных качеств и мотивации кандидатов может выступить и структурированное интервью, включающее проективные вопросы и другие методы экспресс-оценки персонала.

Проверьте себя

Для каких целей используются SHL-тесты?

  • Для оценки квалификации сотрудников при аттестации;
  • Для оценки мыслительных способностей соискателей;
  • Для оценки профпригодности кандидатов.

Какого вида SHL-тестирования еще не придумали?

  • Тест на понимание инструкций;
  • Тест на логику и абстрактное мышление;
  • Тест на знание корпоративных правил.

Что стоит учесть при проведении SHL-тестов?

  • Необходимо создать обстановку, приближенную к рабочей ситуации;
  • Тестирование должен проводить специалист с психологическим образованием;
  • Соискателя нужно оставить одного для прохождения испытания.

Что важно помнить при анализе результатов SHL-тестов?

  • Ответы на задания должны быть даны подряд;
  • Чем больше заданий кандидат успел решить, тем лучше;
  • Стоит анализировать соответствие способностей соискателей требованиям вакансии.

Какие способы оценки могут заменить SHL-тесты?

  • Анкетирование при приеме на работу;
  • Проективные вопросы;
  • Собеседование по компетенциям.

Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется . Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности - это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. ). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. ). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

В вербальном тесте SHL, обычно, дается небольшой отрывок текста с последующими утверждениями. Правильным может быть только один ответ. В следующем примере теста SHL необходимо прочитать текст и ответить, являются ли утверждения верными , неверными или нельзя ответить т.е. :

A - Верно (Утверждение верно, о нем четко говорится в тексте или логически вытекает из него) Выбирайте его если согласны с утверждением.

B - Неверно (Утверждение неверно или не может логически вытекать из текста). Выбирайте его если не согласны с утверждением

С - Нельзя ответить (Невозможно определить является ли утверждение верным или не верным без дополнительной информации). Выбирайте его если если не можете отнести утверждение ни к верным ни к неверным .

Теперь прочтите отрывок:
... Многие организации считают выгодным наем студентов на летний период. Штатный персонал предпочитает брать очередной отпуск именно в летние месяцы, соответственно, необходимы дополнительные сотрудники. Кроме того, некоторые компании наиболее загружены именно в летний период. Трудоустройство на лето, также вовлекает студентов, которые могут вернуться в роли квалифицированного персонала после успешного окончания обучения. Убедившись, что студент работает и учится должным образом, организация поощряет его труд на пермонентной основе. Компания платит студенту фиксированную ставку без дополнительных выплат на больничные и отпуск....

Утверждение №1 . На период отпуска, работа штатного персонала может быть временно возложена на студентов.