Солнце воздух и вода… какая от них польза? Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья

Легкость ветерка, солнечные блики на загорелых плечах, прибой, щекочущий пятки, — сказочное балтийское лето. С медицинской точки зрения идеальная формула лета — отпуск в теплое время года и укрепление здоровья, отдых в выходные, чтобы выбраться из городского каменного мешка на пикник или дачу и насладиться природой вдоволь. Знакомый лозунг «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» никто не отменял, но иногда друзья превращаются в коварных врагов.

Небесный нокаут

Солнце летом щедрое и беспощадное. Любителей пожариться на солнце подстерегает солнечный удар: из-за резкого перегрева непокрытой головы под палящими лучами кровеносные сосуды мозга расширяются, происходит сильный приток крови к нему. В некоторых случаях могут возникать разрывы мелких кровеносных сосудов мозга, что может вызвать нарушения центральной и периферической нервных систем человека.

Длительное пребывание под открытыми солнечными лучами нежелательно в период их максимальной активности: примерно с 11 до 15-16 часов. «Горячее» закаливание начинают с 5-минутного сеанса, с каждым днем увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 минут. Постепенно можно будет находиться на пляже до трех часов с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа подрумянивания на солнышке. Загорать надо через полчаса после еды.

Зона внимания

Признаки солнечного удара: покрасневшее лицо, жуткая головная боль, головокружение. Начинает темнеть в глазах, появляется тошнота, в некоторых случаях — рвота. Если не оказать помощь, пострадавший теряет сознание, у него появляется одышка, пульс учащается, нарушается деятельность сердца.

Что делать?

* Старайтесь больше пить.

* При первых признаках теплового или солнечного удара положить на голову холодный компресс, тело обернуть мокрой простыней или опрыскивать холодной водой. Хорошо помогает обычная настойка валерианы: 20 капель на треть стакана воды.

Конечно, солнечные ванны лечат заболевания кожи, полезны для профилактики остеопороза, авитаминозов. НО чрезмерный загар сейчас не в моде, «фонтаны ультрафиолета» чреваты преждевременными морщинками и даже развитием онкологии. Так что загорайте в меру, и тогда поднимается настроение, укрепляется иммунитет, улучшается цвет лица.

СПАСОТРЯД

Чтобы не сгореть, в вашем арсенале — солнцезащитные кремы, и спреи, и молочко, и лосьоны после загара. Каждое средство снабжено маркировкой, которая указывает на степень защиты от ультрафиолета. Солнцезащитный фактор SPF варьирует в диапазоне от 2 до 50. Обладателям очень светлой кожи стоит выбирать косметику с высоким SPF (40 и выше), смуглым достаточно 10-15 SPF.

ДЫШИТЕ ЛЕГКО

В городе летом дефицит кислорода в воздухе: пыль, испарения от разогретого асфальта, а еще торфяные или лесные пожары — всем этим дышать неполезно и для кожи вред. Но регулярные воздушные ванны на природе улучшают тонус и цвет кожи. Поэтому если вам предстоит полоть грядки или собирать урожай, а погода подходит, смело облачайтесь в купальник и «купайтесь» в кислороде.

Огромную пользу приносит морской воздух: отсутствие пыли, аллергенов, а также озон и целый ряд полезных микроэлементов (Na, K, Ca, Br, I, Mg, Se), содержащийся в солевых испарениях, повышают устойчивость организма к простудным заболеваниям.

НЕТ ВОЗДУХА

Духота, низкое содержание кислорода в воздухе — злейшие враги для страдающих ишемической болезнью сердца, астмой.

Кондиционер и мороженое

Проехались с ветерком в машине, хлебнули холодного кваса, поели в жару мороженого, поработали в кондиционированной прохладе офиса — пожалуйста, весь простудный набор при вас.

На что обратить внимание?

Простудным заболеваниям летом особенно подвержены те, кто страдает хроническим тонзиллитом, и люди с ослабленным иммунитетом. Еще один фактор риска — резкая смена климатической зоны.

Что делать?

* Путешествуя на машине, открывать окна только с одной стороны.

* Избегать направленной струи воздуха кондиционеров и вентиляторов.

* Пейте холодные напитки, особенно со льдом, маленькими глотками и без соломинки. Тогда жидкость сначала согревается во рту и только потом попадает в горло.

ВОДА КАК ДИЕТА

Вода — еще один летний бонус. Реки и речки, пруды и озера так и манят окунуться в прохладу. А кого-то ждет море, и не только Балтийское… Плавая, можно сжечь лишние калории и укрепить сердце и дыхательную систему.

Оптимальное время для купания — с 10 до 13 часов. Температура воды должна быть 20-23o С. Продолжительность купания — от двух-трех минут, с постепенным увеличением через каждые три дня до 10 минут — для детей дошкольного возраста, до пяти минут — для школьников, до 25-30 минут — для взрослых. Нельзя входить в воду разгоряченным, а также после бега, пока сердце не войдет в нормальный ритм.

Сколько пить?

* Летом количество выпитой жидкости должно варьировать в зависимости от температуры на улице. Так, при 20o С необходимо пить не менее полутора литров, при 26o С — не менее двух литров, а при 32-33o С — не менее трех литров.

* Все должно быть в меру. Если человеку за очень короткий промежуток времени влить 10 л воды, он умирает — происходят губительные изменения в составе крови.

* На жаре от воды органы сильно перегружаются, почки не справляются со своей работой, становится сложнее сердцу и другим системам организма — как результат человек становится недееспособным.

И ДРУГИЕ ОПАСНОСТИ

* Не спасаться от жары в холодной воде: это опасно для тех, кто склонен к спазмам сосудов.

* Позаботиться о том, чтобы организм получал достаточно калия, регулирующего сердечную проводимость. Лучшие его источники — свежие помидоры, томатный сок, курага, изюм.

* «Нейтрализовать» лишний натрий, накопление которого в организме ухудшает сердечно-сосудистую проводимость. Летом кардиологи советуют ограничить употребление соли до 10 граммов в день.

* Кишечные инфекции способны серьезно подпортить летний отдых. В жару наш организм наиболее уязвим. Жара способствует бурному размножению болезнетворных микробов в воде и продуктах. Надо регулярно мыть руки и не пить воду из открытых водоемов, отказаться от сомнительных продуктов (бутерброды, йогурты с лотков). И выгоняйте мух!

* Хуже мух — только комары. Используйте репелленты, но не более двух-трех раз в сутки, пользуйтесь антимоскитным сетками, электрофумигаторами (с пластинами или жидкостью) или браслетиками, пропитанными смесью натуральных компонентов, отпугивающих комаров. Браслет можно надевать на ручку даже новорожденному.

Кстати, о клещах мы вам все подробно рассказываем на стр. 20-22!

Помните, что отдых только тогда отдых, когда человек отключается полностью, хотя бы на несколько дней, от накопившихся проблем.

И если вы учтете правила формулы лета, по его окончании не раз споете песню Аллы Пугачевой: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось, чтоб оно за мною мчалось, за мною вслед!»

Людмила ВЕВЕРЕ.

Человек — часть живой природы. Как и любому живому организму, ему необходимы солнце, воздух, вода. Они способствуют укреплению здоровья человека , но иногда могут вредить .

Солнце излучает свет и тепло. Под воздействием солнечных лучей в организме образуется витамин D («дэ»), необходимый для роста и развития человека, защиты от инфекций. Солнечные лучи — средство закаливания.

Чтобы укрепить здоровье с помощью солнечных лучей , следует помнить такие правила:

  • с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами;
  • летом нужно покрывать голову платком или шляпой.

Воздух — тоже мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества.

В течение дня в классе в воздухе накапливается пыль, иногда ученики чихают и кашляют. Некоторые дети при-носят в школу баллончики с летучими веществами, чтобы позабавить друзей. Они не задумываются, насколько это вредно для здоровья. Так в воздухе накапливаются вред-ные примеси.


Особенно вреден табачный дым. Кроме никотина, па-губно воздействующего на сосуды и головной мозг человека, табачный дым содержит сажу. Сажа оседает в лёгких не только курильщиков, но и тех, кто находится рядом с ними. Ты имеешь право на защиту от вредного воздействия курения.

Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами .

Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха , следует помнить правила:


  • летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;
  • зимой необходимо регулярно проветривать комнату;
  • спать желательно при открытой форточке;
  • уборка квартиры должна быть влажной;
  • классную комнату во время перемен нужно обязательно проветривать;
  • в школу не следует приносить баллончики и флаконы с летучими веществами;
  • во время работы с красками и лаками необходимо пользоваться специальными респираторами.

Вода — вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются.

Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. Материал с сайта


Пользоваться нужно только чистой водой.

Иногда из кранов в городах течёт очищенная вода, которую можно пить. Но рекомендуют пить кипя-чёную воду.

Если во время туристического похода или отдыха приходится брать воду для питья из водоёма, её нужно обязательно кипятить.


На этой странице материал по темам:

Консультация

«Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»

Закаливание организма – одно из средств укрепления здоровья . Задача закаливания : приучить хрупкий, растущий организм ребёнка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – солнце, воздух, вода.

При закаливании нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
  2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной продолжительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др).
  3. Учитывать состояние здоровья.

Начатые мероприятия не следует прерывать без достаточных на то оснований, иначе образовавшиеся условные рефлексы разрушатся.

Как же следует разумно использовать естественные факторы природы?

Воздушное закаливание :

Действие воздуха на организм человека начинается с момента рождения. Благоприятное действие свежего воздуха проявляется в настроении ребёнка. Он становится бодрым, жизнерадостным.

Использование воздуха в качестве закаливающих средств можно и надо постоянно, во все времена года.

Воздух в помещении всегда должен быть свежим и чистым. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открывать форточки, с потеплением наружного воздуха и окна.

Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребёнка действовал воздух определённой температуры (20-22 гр С) . По мере взросления ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 до 10 минут.

Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями и дневной сон на открытом воздухе - всё это должно быть непременным условием при закаливании детей. Надо приучить детей играть, заниматься, есть, и спать в тёплую погоду при открытых окнах, в холодную погоду – при открытых форточках.

Летом жизнь детей переносится на воздух. В теплые солнечные дни одежда детей постепенно облегчается, и наконец, дети остаются в трусиках, лёгкой обуви, и если позволяет почва, босыми. С наступлением жары в такой одежде дети ходят в течение всего дня. Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуются игры большой подвижности, а в теплую погоду - менее подвижные.

Хорошим средством закаливания в теплое время года является так же хождение босиком. На кожу стоп в этом случае оказывает не только воздух, но и соприкосновение с полом, землей, травой. Конечно, надо принимать соответствующие меры, предупреждающие возможность травм.

Ходьба босиком:

Вначале детей приучают некоторое время ходить на носочках по ковру или поласу, затем просто по полу, затем дети ходят босиком.

Сон без маечек:

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев отопления или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14 градусов С.

Закаливание водой:

При проведении закаливания водой надо соблюдать правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.

Закаливающее влияние могут оказывать все гигиенические процедуры: мытьё рук, ног, лица, тела ребенка. Надо постепенно приучать детей, с одной стороны, к более низкой температуре воды, а с другой- к постепенному воздействию воды на все большие участки тела. Маленькие дети (2-3) лет моют прохладной водой лицо и кисти рук, дети постарше моют лицо и руки до локтя, обтирают влажной рукой шею и верхнюю часть груди (водой более низкой температуры, но не ниже 16 градусов С).

Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением окончаний чувствительных нервов- рецепторов. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.

Для подготовки организма ребёнка к обтиранию водой желательно ежедневно проводить сухие обтирания : тело ребёнка растирать кусочком чистой фланелевой или другой мягкой тканью до появления легкого покраснения. После 2-3 недель сухого обтирания можно приступать к влажным обтираниям. Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью.

Начальная температура воды для обтирания – 33- 32 градуса С, с понижением температуры воды каждые 33- 32 градуса С на 1 градус С, её доводят до 22-25 градусов С. Обтирание проводится рукавичкой, хорошо впитывающей воду. Обтирание проводится в определенной последовательности: вначале руки (от кистей к плечам), затем грудь и живот. После этого каждая часть тела тотчас же вытирается досуха, а затем всё тело ребёнка растирается сухим полотенцем до покраснения, после чего ребёнка одевают.

Обливание :

Начальная температура воды должна быть 33- 32 градуса С, её снижают через каждые 2-3 дня и доводят до 28-25 градусов С. Ребёнка ставят в таз или ванну и обливают из лейки с высоты 5-10 см, причем струю воды направляют на тело ребёнка так, чтобы не намочить голову. После этого детей хорошо вытирают и растирают кожу до покраснения.

Купание в естественных условиях (в реке, пруду, озере) – один из полезнейших видов закаливания. Дети очень любят купаться. Купание в открытом водоёме разрешается детям с 3-4 лет после предварительного систематического закаливания водными процедурами. Начинать купание на даче только после того, как дети привыкнут к новым условиям и к действиям воздуха, солнца. Купать детей больше одног раза в день не следует. В прохладную и дождливую погоду можно ограничиться обливанием или обтиранием.

Некоторые приемы закаливания:

1.Обширное умывание:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки, положить их следует сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

2. Влажное обтирание:

Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец.

Одна одевается на одну руку, другая - другую руку, ребёнок растирается. Затем обе стирают.

Закаливание солнечными лучами : совершенно необязательно специальные солнечные ванны, во время которых дети не обязательно должны лежать или поворачиваться в определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.

При закаливании нужно регулировать пребывание детей под солнцем: сначала 5-6 минут, а после появления загара 8-10 минут. Во избежание ожогов одежду облегчают постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно должна быть прикрыта панамкой или косынкой.


«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

Расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

2. беседа

Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко.А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи. 1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар. 2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные. 3. Солнце, как лекарство.

Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха .

Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. - Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

Зачем нам нужен воздух?

Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

Давайте проведём опыт. Зажмите все - нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

3. Опыт . У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа)

Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

Должны проветривать помещение.

Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб 1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин 2. Сажать деревья
3. Гниение мусора 3. Строить очистительные сооружения

Воздух - это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

Это вода!

Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде.
- В луже, море, океане.
- И водопроводном кране.

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

4.Опыт .

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

Какого она цвета? Безцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

5.Опыт .

Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду 1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду 2. Соблюдать правила личной гигиены

Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог : Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее

Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Солнце , воздух и вода – наши лучшие друзья .

Цели :

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

Расширить знания детей о свойствах воздуха , воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

Ввести в словарь детей слова : источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал : посылка, в которой лежат : письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны , воздушный шарик , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки» ; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка : стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

Дети, здесь письмо. Написано : «От Незнайки» . Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья ! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки» .

Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце ) .

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке , пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку .

А мы сможем прожить без света и солнечного тепла ? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

Что мы делать любим летом на солнышке ? (загорать, греться) . От солнышка всем светло , весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке , поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку :

Во дворе растет подсолнух ,

Утром тянется он к солнцу . (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже .

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух . Зачем нам нужен воздух ? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха ? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом .

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

А кому ещё для жизни нужен воздух ? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди , животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух , услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух ? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха . Значит, мы можем воздух видеть .

А как мы можем почувствовать воздух ? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух , чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице ? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух . Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика , что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим , он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.

А где мы можем увидеть грязный воздух ? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин) . Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом ? (заболеем) . Лучший лекарь для воздуха – деревья . Они очищают воздух , поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки) .

Воспитатель достает бутылку с водой.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

Это вода !

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

Человек может ли жить без воды?

Кому ещё нужна вода ?

Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода ?

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода ! Зачем нам нужна вода ? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая . Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода . Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит, какая вода ? Прозрачная.

Какого она цвета? Бесцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

Какая бывает вода ? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус ? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода ? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар , если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце , воздух и вода . Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья :

Солнце , воздух и вода !

Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки» .