Современный подход к природопользованию платность природопользования. Понятие природопользования и его принципы - реферат. Рациональное природопользование как основной принцип экологии


К основным принципам права природопользования относятся:

Рациональное природопользование,

Экосистемный подход к регулированию природопользования,

Целевой характер пользования природными ресурсами,

Устойчивость права пользования природными ресурсами,

Платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.



Природопользование – является одной из форм эксплуатации природного потенциала и защиты окружающей среды.

Природопользование включает:

    Извлечение и переработку природных ресурсов, их восстановление и возобновление

    Использование и охрану природной среды

    Сохранение экологического баланса (равновесия) экосистемы

    Природопользование – научная дисциплина, которая изучает законы, принципы и методы взаимодействия экоприроды, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Природопользование – это комплексная наука по рационализации использования природных ресурсов, сохранения и защите благоприятных условий для жизни человека.

Природопользование как наука изучает закономерность развития эколого-общественных отношений и основных направлений развития природно-охранной деятельности.

Объект природопользования, как науки, весь комплекс взаимоотношений между обществом и природой, и соц. - экономическим развитием.

Предметом природопользования является оптимизация взаимодействия человека и природы.

Задача природопользования, как науки:

    Исследование

    Разработка научных и общих принципов, форм и методов осуществления деятельности человека по использованию природных ресурсов, осн. рез. должны стать рекомендации по рационализации использования ресурсов, воспроизводству природных богатств и улучшению природной среды для жизнедеятельности человека.

К основным законам природопользования относят:

    Закон оптимальности

    Закон внутреннего динамического равновесия экосистем

    Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов

    Закон возрастания воздействия общества на окружающую среду

    Закон снижения эффективности природопользования

    Закон ограничивающий ресурсы

Основные принципы природопользования

    Принцип системного подхода (системный подход)

    Принцип оптимизации природопользования

    Принцип опережения типов заготовки добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Реферат Косыгина 1975 г.

    Принцип платности (за всё надо платить)

    Принцип приоритетности, охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение условий.

Суть принципа состоит в том, что он является инструментом отражения и проявления объективного закона госуд. политики, т.е. является тем инструментом учета и реализации объективного закона политики государства.

Виды природопользования

    Общий и специальный п/п (лицензирование и спртификация)

    Ресурсно-отраслевой

08.10.2008 Лекция № 2 Природно-ресурсный потенциал России Природные ресурсы и их классификация

    Природно-ресурсный потенциал России

    Понятие природного ресурса. Классификация природных ресурсов.

    Внутривидовая классификация ресурсов

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность всех видов природных ресурсов, природно-климатических условий, которые находятся в нашем распоряжении.

В России дефицит кремния, остальное всё есть.

Стоимость природных ресурсов России примерно 3,5 трл.$

Площадь России = 17,1 млн. м², но климатические условия не комфортные.

В 45% - температура нормальная, t среднегодовая = + 10 о С

Нефть примерно составляет 13% мировых запасов

Газ примерно 1/3 мировых запасов (60%)

Ресурсообеспеченность представляет собой соотношение между величиной природных запасов ресурсов и масштабами их использования.

Природно-ресурсный потенциал следует разделить на две составляющие:

Природные условия

Природные ресурсы

Природные условия – это совокупность природных факторов, оказывающих воздействие на жизнедеятельность людей.

Природные ресурсы – земля, недра, воды. Они являются непосредственными непроизводственными материальными активами. Эти активы наряду с нефинансовыми производственными активами (основные оборотные ср-ва или фонды), а также с нематериальными активами (патенты, авторские права) и финансовыми активами составляют объем национального богатства страны.

Природные ресурсы – это компоненты и сила природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве строительства производства (предметов и средства труда) и предметов потребления.

Природные ресурсы по своей материальной форме – это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями.

По своему экономическому содержанию – это потребительские стоимости, полезность поторых определяется степенью изученности, уровнем НТП, экономической и социальной целесообразностью использования.

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования. В процессе использования ресурсы подвержены эксплуатации и последующей переработке.

С хозяйственным использованием ПР сопряжена природоохранная деятельность.

Ресурс Труд Сырьё

Классификация природных ресурсов:

    Ресурсы классифицируются по происхождению (генезису)

    Минеральные

  • Климатические

    Растительные

    Земельные

    Животный мир

    Атмосферное воздействие

    Ресурсы мирового океана

    Ресурсы природно-территориального комплекса (85 субъектов РФ)

    Классификация по видам хозяйственного использования

    Ресурсы промышленного производства (энергетические и неэнергетические)

    Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические – тепло, влага), почвоземельные, водные, растительные

    Рекреационные ресурсы (дома отдыха)

    Экологическая классификация (исчерпаемые и неисчетпаемые ресурсы)

    Не возобновимые

    Возобновимые

    Относительно возобновимые

    Классификация по экономической целесообразности, замена ресурсов.

    Заменимые

    Незаменимые

    Ресурсы по степени нужности

Любая классификация природных ресурсов в той или иной степени всегда условна, но она необходима для организации эффективного природопользования.

Форма собственности на природные ресурсы

    Государство (по конституции России)

    Субъекты

    Муниципальная собственность

    Частная форма собственности

    Иные формы собственности

Экономический механизм природопользования

    Сущность, структура, цели, задачи

    Экономическое стимулирование рационального природопользования

    Административные методы обеспечения природопользования

В современных условиях задача состоит в том, чтобы все рационально использовать в современной практике. Сочетать административные методы с экономическими подходами к решению экологических задач.

Если метод административного воздействия исходит из отношения власти и подчинения. Т.е. экономический механизм исходит из материальной заинтересованности предпринимателя выполнять экологическое законодательство.

Т.о. сочетание административных и экономических методов позволяет органически соединить общественные (экологические) и личные (экономические) интересы.

Под экономическим механизмом природопользования следует понимать систему институтов и методов, позволяющих обеспечивать планирование и финансирование природоохранной деятельности, платежи за использование природных ресурсов и размещение отходов в окружающей среде, предоставлять различные экономические и финансовые квоты в целях более эффективного использования ресурсов, воспроизводства и охраны окружающей среды, обеспечить возмещение экономического и экологического ущерба, вреда здоровью человека, нанесенного неблагоприятной средой.

Цель экономического механизма – экономическое регулирование природопользования и охрана природы осуществляется с целью формирования у предпринимателей экономического интереса в соблюдении требований экологического законодательства.

Задача состоит в том, что обеспечить согласование экономических и экологических интересов.

Задачи экономического механизма

    Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

    Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов отходов производства в окружающую среду

    Внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию охраны природы

    Эффективная реализация системы штрафов за нарушение экологического равновесия, возмещение вреда здоровью человека, нанесенного загрязненной окружающей средой.

Основные принципы экономического механизма (за всё нужно платить!)

    Принцип платности

    Принцип экономической ответственности

    Принцип хоз. расчета

    Принцип соблюдения баланса между экономическими санкциями и экономическими стимулами.

    Методы экономического регулирования природопользования представляет совобй совокупность инструментов, приемов и способов воздействия государства на хозяйственные субъекты в целях изучения рационального природопользования.

Экономический механизм использования следующей группы методов:

    Методы экономического сдерживания, развития экологически-грязных технологий и производств, выпускающих неэкологическую продукцию

    Метод экономического стимулирования рационального природопользования

    Методы экономической оценки природных ресурсов

Экономическое стимулирование

Сущность экономического стимулирования для рационального природопользования заключается в создании природопользователей в непосредственной заинтересованности в реализации природоохранных мер. Система эколого-экономического стимулирования включает:

    Налогообложение

    Финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и т.д.)

    Ценовую политику (использование поощрительных цен на первичные ресурсы и конечную продукцию)

    Государственную поддержку предпринимателей, кот. производят природоохранное оборудование.

Экологическое страхование

Проведение политики торговли правами на загрязнение (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды)

В системе методов стимулирования различают 2 группы:

    Методы позитивной (добросовестной) мотивации

    Методы негативной (принудительной) мотивации

Эти группы отражают меру ответственности и меру заинтересованности предпринимателя.

Ценовая политика

Представляет стимулирование производства и потребителя экологической продукции через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологическая продукция выпускается с применением безотходных технологий, реально по более низкой цене, чем аналогичная экологически грязная продукция, произведенная на основе многоотходных технологий.

Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением. Цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителей и завышена для потребителей.

К административным конкретным методам воздействия относят:

    Экологическое лицензирование

    Лимитирование природопользования

    Экологический контроль

    Экологическая сертификация

    Экологическая паспортизация

    Нормирование качества окружающей среды

    Экологическая экспертиза

История человечества свидетельствует о технократическом пути развития цивилизации. Это выражается в том, что для обеспечения процесса жизнедеятельности человек стремится преобразовать мир в соответствии со своими потребностями, результатом чего являются гигантские производительные силы, способные не только до неузнаваемости изменить облик планеты, но и уничтожить все живое на ней. Создание искусственной, техногенной среды обитания человека, истощение многих видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды — это последствия технократического пути развития. Вот почему последние десятилетия ознаменовались принципиально новыми подходами к организации процессов природопользования.

В развитии взаимоотношений природы и общества наблюдаются определенные закономерности, связанные с уровнем развития производительных сил и степенью воздействия их на окружающую среду. Различным этапам хозяйственной деятельности соответствовали свои принципы природопользования . Так, до второй половины XX в. критерием эффективности экономики было получение максимума материальных благ (прибыли) при минимальных затратах. Природные ресурсы и экосистемы воспринимались как неистощимые, а масштаб потребляемых ресурсов относительно их запасов не рассматривался в числе параметров, определяющих экономический рост. Основными факторами, лимитирующими экономическое развитие, считались труд и капитал. Такая модель экономики, превалировавшая в большинстве экономически развитых стран вплоть до 1960-70-х гг. была названа специалистом в области системного анализа К. Боулингом «фронтальной экономикой». В основе природопользования в это время лежал так называемый «экономический принцип», когда природа рассматривалась как неограниченный источник используемых человеком ресурсов и «сточная труба» для различных отходов. Природоохранная деятельность носила как бы благотворительный характер, отвечающий той роли всемогущего покорителя природы, которую человек на себя взял. Она ограничивалась созданием отдельных заповедников, охраной некоторых уникальных памятников природы, спорадической заботой об оказавшихся на грани исчезновения видах растений и животных.

Такое развитие природопользования не вызывало опасений вплоть до последних десятилетий, так как относительно низкий уровень развития производительных сил не приводил до поры до времени к глобальным экологическим изменениям. Проблема не стояла остро при небольшой плотности населения и невысоком уровне промышленного производства. Однако XX в. ознаменовался быстрым ростом населения (численность его на Земле за столетие увеличилась в 3 раза) и потребления материальных и энергетических ресурсов. Масштабы производства в мире увеличились в 20 раз. За последние 40 лет население Земли удвоилось, а уровень промышленного производства и потребления топлива возрос в 4 раза. Техногенные воздействия на окружающую среду по своим масштабам стали сопоставимыми со многими природными процессами, деятельность человека привела к существенным нарушениям круговорота веществ и обменных энергетических процессов в биосфере.

Резкое ухудшение качества окружающей среды и рост в связи с этим экономических издержек привели к появлению концепции охраны природы , сменившей концепцию ее покорения, господствовавшую в период «фронтальной экономики». Ведущим принципом природопользования в индустриально развитых странах становится эколого-экономический, согласно которому критерием эффективности хозяйственной деятельности является получение максимальных экономических результатов при минимальных затратах и минимальных нарушениях природной среды. Однако при реализации данного принципа экономические интересы остаются все же на первом плане, так как понятие «минимальное» нарушение природной среды неконкретно и подвержено произвольному толкованию зачастую в угоду получению сиюминутной экономической выгоды. Тем не менее внедрение этого принципа в практику в определенной степени затормозило процесс прогрессирующего разрушения природной среды. Нарастание угрозы побудило правительства более ста стран к созданию государственных органов управления природоохранной деятельностью и собственно природопользованием. Активизировалась законодательная деятельность, связанная с принятием законов и других правовых актов, регламентирующих нормы и процедуры природопользования, декларирующих природоохранные принципы.

В соответствии с этим произошли существенные изменения в промышленном производстве, нацеленные на ослабление антропогенного воздействия на экосистемы. Так, за последние десятилетия в индустриально развитых странах резко сократилось производство чугуна, стали, снизилось потребление топливно-энергетических ресурсов. Повышение роли интенсивных факторов экономического роста сопровождалось перестройкой отраслевой структуры хозяйства, направленной на снижение удельного веса наиболее ресурсо- и энергоемких отраслей. Например, в промышленности США за счет структурных сдвигов обеспечивалось более 50% эффекта энергосбережения. Ведущей современной тенденцией стало совершенствование технических характеристик продукции путем миниатюризации изделий, оснащение производств микропроцессорной техникой, электронизация продукции, замена привычных конструкционных материалов новыми, более легкими и износостойкими, общее снижение металло- и материалоемкости производства. Высокая стоимость природовосстановительных работ вызвала повышенный спрос на безотходные, малоотходные, ресурсосберегающие технологии, основанные на эффективных методах переработки сырья.

В мировой экономике произошли также качественные сдвиги в соотношении между отраслями, производящими средства производства и выпускающими предметы потребления, в сторону увеличения удельного веса последних. Основным регулятором этого процесса является потребительский спрос, стимулирующий процесс технического обновления и расширения номенклатуры товаров личного потребления нового поколения: новые типы компактных и экономичных автомобилей, аудио- и видеотехники, персональные компьютеры, модернизированные средства связи и т.п. Таким образом, в современных условиях объем, состав, социальная ориентация и качественные характеристики конечной продукции, в том числе ее ресурсоемкость и экологичность, являются одним из критериев цивилизованности общества и качества жизни.

Вместе с тем концепция охраны природы позволила индустриально развитым странам добиться лишь определенной экологической стабилизации, а не коренного улучшения состояния окружающей среды, поскольку реализуемый в рамках этой концепции эколого-экономический принцип природопользования предполагает определенную степень учета закономерностей функционирования природных систем при развитии экономики. Но во главе угла, по-прежнему, находится рост экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей. Природоохранные затраты представляются как нечто, лимитирующее экономический рост, природоохранная деятельность так и не стала органической частью природопользования, а как бы «плетется в его хвосте» и постоянно отстает от темпов социально-экономического развития общества. Однако учет экологического фактора признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Так же, как концепция «фронтальной экономики», концепция охраны природы основывается на антропоцентрическом подходе, когда природоохранная деятельность рассматривается как неизбежная потому, что деградация окружающей среды вредит человеку и препятствует экономическому развитию.

Реализация в 1960-80-х гг. эколого-экономического принципа природопользования дача определенные положительные результаты: способствовала утверждению в общественном сознании нового природоохранного мышления, разработке и частичному внедрению новых, экологичных технологий, расширению природно-заповедного фонда. Однако вследствие интенсивного экономического развития, вовлечения в сферу природопользования новых элементов природы и нарастания антропогенного воздействия на природную среду не произошло коренного перелома в решении проблемы взаимодействия природы и общества. Пока в глобальном масштабе разрыв между разрушением и восстановлением природной среды, несмотря на прилагаемые усилия, существенно не сокращается.

В индустриально развитых странах в 1980-х гг. расходы на охрану окружающей среды составляли 1-2%, а ущерб от ее загрязнения — 3-5% валового национального продукта, причем наблюдался рост ущерба в абсолютном и относительном выражении. Анализ современного состояния природоохранной деятельности свидетельствует о том, что при сохранении сложившейся тенденции социально-экономического развития нормализация экологической обстановки в ближайшей перспективе нереальна. Настало время перейти от оборонительных природоохранных действий, направленных в основном на борьбу с последствиями нерациональной хозяйственной деятельности, к упреждающим действиям — созданию такой системы рационального природопользования, которая исключала бы саму возможность возникновения конфликтных ситуаций между обществом и природой. Природопользование должно базироваться на новом социоэкологическом принципе , когда максимальный экономический эффект достигается при сохранении динамического равновесия экосистем и их составляющих. Реализация этого принципа позволит перейти от пассивной защиты природы к активному рациональному природопользованию, предусматривающему и охрану природы, и рациональное использование природных ресурсов, и оптимизацию жизненной среды обитания человека. Обязательным условием социально-экономического развития должно стать восстановление и сохранение высокого качества окружающей среды.

К середине 1980-х гг. на смену концепции охраны природы приходит концепция общественного развития в границах заданной нагрузки на природные системы, т.е. с учетом экологических ограничении. Значительное влияние на формирование данной концепции оказал доклад «Наше общее будущее» (1987), выполненный по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) под председательством Г.Х. Брундтланд. В докладе были предложены долгосрочные стратегии в области охраны окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, рассмотрены способы и средства решения проблем природопользования. Основой формирования нового типа эколого-экономического взаимодействия, как подчеркнуто в выводах доклада, должно стать устойчивое развитие, т.е. такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Задачи экономического и социального развития должны быть определены с учетом соответствия экологическому императиву во всех странах — индустриально развитых и развивающихся, странах с рыночной или другими видами экономики.

Важнейшим в понятии устойчивого развития является проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых экономических решений. Главный акцент должен быть перенесен с мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды на поиск путей по их предотвращению. Концепция природопользования должна исходить из концепции экономического роста на основе ресурсосбережения. Необходимо сведение к минимуму экологических последствий для последующих поколений, нельзя растрачивать природное богатство только для решения текущих проблем. Таким образом, проблема экологических ограничений, компромисса между настоящим и будущим потреблением должна стать основой при разработке социально-экономической стратегии развития на длительную перспективу для любого государства.

В июне 1989 г. встреча на высоком уровне стран «большой семерки» призвала к скорейшему принятию во всем мире стратегии, базирующейся на концепции экологически устойчивого развития, которая предполагает паритет экономических и экологических ценностей. И, наконец, в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век», 1992) подчеркнута необходимость превращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, т.е. совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и Международная конференция по народонаселению в Каире (1994) еще раз подтвердили неразрывную связь социально-экономического развития, демографии и окружающей среды. Современные экономические системы не смогли решить социальных проблем мирового сообщества, в первую очередь проблемы нищеты и голода, которые будут усугубляться в связи с замедлением и возможным прекращением воспроизводства возобновимых ресурсов. В той или иной степени социальные проблемы решены только в странах так называемого «золотого миллиарда», т.е. в высокоразвитых государствах мира. Остальные же 5 / 6 жителей планеты практически не приближаются к ним, пребывая в бедности, которая, как известно, — «главный загрязнитель окружающей среды». К сожалению, современная экономика, даже в ее «процветающем» либеральном рыночном варианте не решила пока ни социальных, ни экологических проблем современной цивилизации.

Долгосрочный учет экологических ограничений имеет не только социальное значение. Экономические проекты, осуществляемые с учетом последствий для природной среды, как показывает практика, оказываются в перспективе экономически эффективными и, наоборот, малоэффективными в том случае, когда осуществляются с целью получения сиюминутной выгоды без учета долгосрочных экологических последствий. Таким образом, любое государство, как правило, проходит три стадии эколого-экономического развития: 1) фронтальную экономику, 2) экономическое развитие с учетом охраны природы, 3) развитие с учетом экологических ограничений (устойчивое развитие). Каждой стадии соответствуют свои принципы природопользования, рассмотренные выше, — экономический, эколого-экономический и социо-экологический.

Биогеоценоз. Трофические цепи.

Биогеоценоз (от греч. βίος - жизнь γη - земля + κοινός - общий) - система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупностьабиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1942 году.

Пищева́я цепь - это пищевые взаимоотношения в биогеоценозе. пищевые (трофические) цепи организмов, связанных друг с другом отношениями: пища – потребитель. Цепипитания обеспечивают круговорот веществ .

Природоохранное законодательство. Стандарты в области охраны природы. Строительные нормы и правила. Санитарные и правила.

Природоохранное законодательство ПЗ- включает в себя:Конституцию РФ,общие законы по охране окр.среды и отдельных её компонентов, указы президента РФ,постановление правительства и его министерств.

Система стандартов в области охраны природы должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

Строительные нормы и правила (СНиП)-действ. на стадии проектирования,изыскания,строительства,ввода в строй и эксплотации объектов. В СНиПах рассм.нормы и правила по охране земель,атмосферного воздуха. Нормы и правила по рацион. использовании прир.ресурсов и утилиз. отходов.

Санитарные правила и нормы (СанПин)-они регламентируют общие требования к ср.обитания,общие санитарные гигиенические требования к воздушной рабочей зоны и воздуху в насел.пунктах. Требование к охране поверхностных вод на загрязн. веществ в водные объекты,треб. к санит.сост. почв, и атмосф.

Виды ответственности за экологические правонарушения.

Физические лица несут:дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Юридические лица не зависимо от форм собственности: административную и гражданско-правовую

Наложение штрафов, санкций, исправительные работы, лишение свободы.

Дисциплинарная: налагается администрацией предприятия.

Административная: налагается сторонними организациями.

Уголовная ответственность: налагается судом.

Основные принципы природопользования.

Природопользование – это совокупность процессов взаимоотношения природы и человека. Природопользование включает:


1. извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство.

2. использование и охрана природных условий, среды жизни.

3. сохранение и воспроизводство рационального изменения экологического равновесия природных систем биосферы. Природопользование рассматривает как общественно-производственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека (ресурсных, биологических, духовных). Общественно-производственная деятельность человека, т.е. промышленность, сельское хозяйство, ведет к изменениям в окружающей среде, часто к отрицательным экологическим последствиям.

Природопользование – это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его восстановлению.

Основными принципами рационального природопользования являются: полнота извлечения ресурса;Ø вторичное использование и рециркуляция ресурсов;Ø комплексное использование ресурса;Ø экономическое его использование

Поэтому говоря о рациональных принципах природопользования, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются:

Контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

Обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительство;

Содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.

К основным принципам права природопользования относятся:

Рациональное природопользование,

Экосистемный подход к регулированию природопользования,

Целевой характер пользования природными ресурсами,

Устойчивость права пользования природными ресурсами,

Платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования , можно сказать, традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов . Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматриваются в разделе XV "Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды".