Темы по русскому языку в начальной школе. Гласные звуки и буквы. Что такое склонение

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.

Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения в СССР и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой марксистско-ленинской науки, языком высокогуманной культуры и искусства.

Одна из важнейших задач методики русского языка - определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания,- чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения,; развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических,; орфоэпических умений и навыков учащихся.

а) в развитии устной и письменной речи учащихся - в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;

в) в изучении литературной нормы - орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;

г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете «русский язык». Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по этому предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Современная программа состоит из вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание» и списками произведений для заучивания наизусть. В программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам.

Особенности программных требований по каждому из разделов подробнее разъяснены в соответствующих разделах данного учебного пособия.

Методологической основой методики обучения русскому языку является марксистско-ленинская теория познания (гносеология).

Практическая цель методики - обеспечить для всех школьников наиболее полное, всестороннее овладение богатствами языка. При этом нельзя забывать, во-первых, что язык - важнейшее средство общения между людьми (коммуникации). Без языка невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, и задача школы - сделать его (язык) наиболее совершенным, тонким орудием общения. Во-вторых, язык есть средство рационального, логического познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждениях и умозаключениях. Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: «в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем»1. Овладевая языком, развивая свою речь, школьник тем самым развивает свои мыслительные способности.

Методическая наука должна обеспечить такие пути обучения в школе, которые гарантируют высокое речевое развитие будущих граждан социалистического общества, а также понимание общественной роли всестороннего овладения языком. Значит, развитие речи - важнейшая задача школы. Это во-первых. Во-вторых, речь не может развиваться в отрыве от мышления, она должна быть Содержательной и опираться на весь процесс познания реального мира. Методика, не обеспечивающая указанных задач, не может быть признана удовлетворительной.

Марксистско-ленинская гносеология учит, что практика - это источник и двигатель человеческого познания, она же - критерий истины и в конечном итоге венец познания, его цель.

От наблюдений над языком, над его жизнью через аналитико-синтетическую работу - к обобщениям, к теоретическим определениям и системам, к правилам, на их основе вновь к практике живого речевого общения в устной и письменной форме, к правильному письму, к правильному произношению. К этому третьему этапу школьник приходит обогащенным и в практическом, и в теоретическом планах. Он сознательно применяет те образцы языка, которые подвергались наблюдению, и те правила, которые были им самим выведены и усвоены в плане теоретическом. Таков путь работы школьников над родным языком в школе. Он отвечает не только закономерностям человеческого познания истины, но и задачам современной дидактики. Это путь исследований и открытий. Такова направленность современной методики русского языка.

Методика опирается не только на марксистско-ленинскую теорию познания, но и на ряд других, смежных наук. Так, она стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. Ее цель, как и педагогики в целом,- руководство духовным и физическим развитием человека и подготовка его к жизни и труду в обществе.

В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.

Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, устное выражение мыслей, письмо, чтение, а также постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Задачей речевого развития определено такое построение программы по русскому языку, где во всех разделах введено развитие речи, например: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Принцип наглядности на уроках русского языка - это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диаи кинофильмов, но и «языковая наглядность», которая состоит в наблюдениях над живым языком, над речью, в опоре на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной «наглядный» материал на уроках русского языка - это сам русский язык, в его лучших образцах,- это произведения лучших писателей, это фольклор, а также и образцы собственной детской речи.

Применение принципов дидактики к методике русского языка будет раскрыто в последующих главах данного учебного пособия, в связи с рассмотрением отдельных видов учебного труда, учителя и учащихся.

Методика изучает обе стороны процесса обучения, методику интересует, с одной стороны, какие методы обучения выбирает учитель, почему их выбирает, как организует работу учащихся, как помогает им в процессе работы, как проверяет усвоение, и, с другой стороны, как воспринимают учащиеся материал, как они работают, как работает их мысль, в чем они затрудняются, какие допускают ошибки и почему и т. д., что им интересно, а что - нет, каков уровень, объем и характер их знаний, умений и навыков.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией, в частности психологией возрастной и педагогической. Без знания того, как протекают психические процессы у человека вообще и у ребенка определенного возраста в частности, невозможно успешное обучение и развитие речи учащихся.

Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала: так, на основе новых психологических данных стало возможно раннее введение грамматических абстракций в начальных классах.

Учителю необходимо знать, как порождается речевое высказывание, как происходит восприятие речи, из каких элементов складывается процесс чтения, как у ребенка формируются понятия, какова роль речи в развитии мышления, как вырабатывается навык письма и, в частности, орфографический навык и т. п. Психология дает методике данные, например, о процессах овладения речью (Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958) , об усвоении грамматики(Жуиков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах, М., 1964) , орфографии (Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966) , чтения (Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953).

Все отчетливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с молодой наукой - психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности - о мотивах, ее вызывающих, о факторах, определяющих вариантность высказываний, о ступенях порождения высказываний, о механизмах «приема речевых сигналов», об эффективности речевых воздействий в индивидуальном общении и в массовой коммуникации и мн. др. Эти данные очень важны для решения вопросов методики, особенно методики развития связной речи.

Поскольку методика русского языка призвана обеспечить овладение русским языком в практическом и отчасти в теоретическом планах, то естественно, что важнейшей основой методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология с фразеологией, словообразование и этимология, грамматика - морфология и синтаксис, стилистика, а также орфоэпия, графика и орфография.

Фонетика и фонология во взаимодействии с графикой служат основой в разработке методики обучения грамоте, в формировании элементарного умения читать. Невозможно переоценить их важность и в овладении орфографией, таких труднейших тем, как правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце и в середине слова и т. п. На теорию графики опирается также методика чистописании (каллиграфия).

Знание лексикологии необходимо для правильной организации словарной работы в школе: разнообразных упражнений с синонимами, антонимами, с тематическими группами слов, в работе над многозначностью слов, над их смысловыми оттенками, эмоциональными окрасками и пр.

Как известно, в школе уделяется огромное внимание изучению состава слов и их образованию. Быстрота и легкость ориентировки в происхождении слов, в их родственных связях обеспечивают не только развитие мысли, но и орфографическую грамотность. Этот вид деятельности учащихся обеспечивается такими лингвистическими науками, как словообразование, этимология, грамматика.

Морфология и синтаксис, как языковедческие науки, помогают правильно организовать формирование языковых абстракций, представлений о структуре языка, о его системе, использовать грамматические сведения для решения вопросов правописания. Без знания грамматики невозможно сформировать у учащихся умения и навыки в области орфографии и пунктуации.

Грамматика важна также и в развитии речи, так как обеспечивает правильное образование форм слов, правильные связи между словами в словосочетании и правильное построение предложений.

В последние годы методика русского языка все больше и больше опирается и на стилистику, особенно в решении таких вопросов, как целесообразность выбора тех или иных слов, их форм, синтаксических конструкций в связной речи; в упражнениях по лексике; в разграничении языка устно-разговорного и письменно-книжного, «делового» и художественного; в анализе, усвоении и использовании изобразительных средств языка художественных произведений и т. п.

Развитие методики правописания не может не учитывать теории русской орфографии, В общем, методика русского языка своими корнями уходит в лингвистические науки. Недаром прежде (и теперь иногда) методику относили к числу прикладных лингвистических наук. Изучение истории методики русского языка в школьной практике доказывает неопровержимо, что игнорирование законов языка не раз уже приводило методику к существенным ошибкам, чреватым тяжелыми последствиями (например, ориентировка на зрительный фактор и на списывание в обучении орфографии; отказ от систематических знаний по грамматике в комплексных программах 20-х годов).

Методика чтения опирается также на теорию литературы: ведь учащиеся анализируют художественное произведение, и хотя эта работа протекает только практически, без сообщения учащимся теоретических сведений по литературоведению, но в методике нельзя не учитывать закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, его композиция, жанр, изобразительные средства языка.

Великий и могучий русский язык в современности постепенно утрачивает свою мощь и звучание, а все потому, что не уделяется ему детьми должного внимания. Конечно, в нем ведь столько правил, их ведь все нужно заучить, да еще и уметь потом применить на практике. Зачем все это, если ребята друг друга понимают и с ошибками? Поэтому первоочередная задача родителя и учителя - объяснить, зачем учить русский в школе, почему важно писать и говорить грамотно. А уже вторая - научить ребенка русскому языку. Мы поможем вам в обучении ученика начальной школы (1,2,3,4 класс) методическими пособиями и статьями. У нас можно бесплатно скачать и распечатать учебники и тетради на печатной основе по русскому языку для начальной школы.

  • Карточки-тренажеры на определение спряжения и личных окончаний глаголов

    Определение спряжения глаголов и написание их окончаний - сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

  • Где ставить ударение в словах

    В русском языке каких-либо четких правил и указаний о том, как ставить ударение в словах, практически нет. Ударения в словах ставятся на основании словарей. Но ведь не станешь смотреть в словари при каждой необходимости уточнить, где ставить ударение. Поэтому попробуем с вам сформулировать общие принципы постановки ударения. В принципе, если все это запомнить, можно стать как минимум в два раза грамотнее. Давайте разберемся, где ставить ударение в словах.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь 3 класс 2 часть Климанова, Бабушкина

    Вот вы держите в руках и вторую часть рабочей тетради по русскому языку, авторы Климанова и Бабушкина. Вероятно, вам нужны к ней ответы на задания? Все понимаем, домашнего задания задают много, на выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе остается не так уж и много времени, особенно если учесть кружки, секции, обязательные для детей прогулки на свежем воздухе и прочее. Чтобы облегчить жизнь ученикам и их родителям, и даже учителям, мы - 7 гуру - печатаем для вас ГДЗ к этой рабочей тетради по русскому языку.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 4 класс 2 часть. Ответы на задания ✍

    ГДЗ ко второй части рабочей тетради по русскому языку за четвертый класс автора Канакина продолжает цикл наших ГДЗ на 7 гуру.

  • ГДЗ Русский язык 2 класс тетрадь для самостоятельной работы № 1 Байкова, Малаховская, Гольфман ✍

    Ответы по предмету Русский язык 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Гольфман Е.Р.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 2 класс 2 часть. Ответы на задания

    Занимаетесь русским языком по рабочим тетрадям? Отлично! Что-то не поняли? Не беда. ГДЗ на 7 гуру придут вам на помощь. Поможем и вам, второклассники, разобраться и правильно выполнить упражнения, и вам, взрослые, проверить работу ученика. На этой страничке ответы ко второй части рабочей тетради по русскому языку за второй класс, автор тетради Канакина, программа "Школа России".

  • ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть Климанова, Бабушкина. Ответы на задания ✍

    Кто учится по перспективе, тому знакома эта серия учебников по предмету русский язык, авторы которой Климанова и Бабушкина. Четвертый класс не стал исключением, те же авторы снова с нами и задают нам новые задания. Но с вами и мы - ГДЗ на 7 гуру, поэтому делать упражнения по русскому языку будет гораздо легче. У нас только правильные ответы на задания.

  • Сочинение по картине "Первый снег", Пластов

    Давайте внимательно рассмотрим картину. На переднем плане, справа, две детские фигуры - девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы, и вот выпал долгожданный первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.

  • Вспомним, что сложное предложение - это предложение, в котором несколько основ. Что такое основа? Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая. Повторите эту тему и вы сможете написать любой диктант по ней на пять. Вот вам несколько пробных диктантов для тренировки.

  • На этой страничке мы - 7 гуру - собрали для вас диктанты пот теме "Однородные члены предложения". Обратите внимание, что предложения в них и простые, и сложные, повторите эти темы перед работой над диктантом. Обращайте внимание не только на расстановку знаков препинания, но и на изученные орфограммы, потому как оценка снижается за любую ошибку, а не только за ту, которая относится к теме диктанта.

  • Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами

    Однородные члены - слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Чтобы найти однородные члены, нужно сначала найти главные члены, а затем составить все возможные словосочетания и выделить те слова, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос. Эта статья поможет вам обобщить все ваши знания по теме "однородные члены предложения".

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь 3 класс 1 часть Климанова, Бабушкина ✍

    Снова и снова начну с того, что хоть эти тетради по русскому языку на печатной основе и предусмотрены программой Перспектива, на них школе денег не выделяют и родители вынуждены покупать тетради за свой счет. Стоят они не маленько, рублей 250-300 за 1 часть, а смысла в них не много. Поэтому родители совместно с учителем часто принимают решение не покупать рабочие тетради авторов Климановой и Бабушкиной. В таком случае учитель распечатывает и дает детям какие-либо другие задания, кроме упражнений учебника. Но если вдруг ваш класс - то редкое исключение, которое работает по тетрадям на печатной основе, то эти ГДЗ для вас. Уточню, что ответы - для родителей, чтобы сверять сделанное домашнее задание своего ребенка.

  • ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 2 класс часть 1. Ответы на задания

    На обложке этого учебника изображен шут, но задания в нем далеко не шуточные, потому что учебник этот по русскому языку. Ну а если без шуток, первая часть учебника русского языка за 2 класс. Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Программа Школа России. Все задания довольно простые, если вы в первом классе домашку делали исправно. В первом классе мы вам помогали с домашним заданием, и во втором поможем. Так что в случае возникновения вопросов - сразу к нам на 7 гуру.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Перспектива", Климанова

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Перспектива", автор учебников Климанова.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Школа России"

    Словарные слова из орфографического словарика по УМК "Школа России", авторы учебников Канакина, Горецкий.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Ритм" Рамзаева

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Ритм", автор учебников русского языка Рамзаева.

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Школа 21 века"

    Список словарных слов за 1-4 класс по УМК "Школа 21 века".

  • Словарные слова 1-4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"

    Почему важно выучит словарные слова? Потому, что они не подчиняются правилам русского языка и к их написанию нельзя прийти логически. Остается заучить и попрактиковаться писать их в диктантах и изложениях, чтобы закрепить знания. На этой страничке выкладываем все словарные слова по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа".

  • Список словарных слов 1-4 класс "Школа 2100"

    В русском языке довольно много слов, которые нужно просто запомнить, заучить их написание. Они не подчиняются правилам русского языка. Такие слова называют словарными. В каждой учебной программе в зависимости от автора ученики изучают свои словарные слова. Многие повторяются из программы в программу, но разница все же есть, и это становится одной из сложностей при переходе ребенка из класса с одной программой в класс с другой. Поэтому первым делом уделяем время словарным словам. Да и летом считаю необходимым иногда заглядывать в словарик. На этой страничке мы выбрали для вас все словарные слова из учебников Бунеева и Бунеевой по программе школа 21000.

  • Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка. Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе. Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.

  • В четвертом классе будем повторять материал, изученный на уроках ранее, в 1-3 классах, и узнаем много нового из орфографии и пунктуации русского языка. Если ваша программа Школа России, продолжаем учиться по учебникам русского языка и рабочим тетрадям, автором которых является Канакина. Само построение рабочей тетради не изменилось, но задания несколько усложнились, но все равно они соответствуют темам, которые объясняются в учебнике. Как обычно, домашнее задание в рабочей тетради выполняем параллельно учебнику.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 3 класс часть 1. Ответы на задания

    Готовые домашние задания или ГДЗ к первой части рабочей тетради за третий класс по предмету Русский язык, автор тетради Канакина, облегчат жизнь не только самим третьеклассникам, но и их родителям.

  • ГДЗ Русский язык рабочая тетрадь Канакина 2 класс часть 1. Ответы на задания

    ГДЗ по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П. Продолжаем изучать великий и могучий русский язык, поближе знакомиться с текстом, словами, буквами и звуками. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор вашей рабочей тетради по русскому языку Канакина В.П.. Не все учителя используют такие рабочие тетради при проведении уроков, поскольку они не бесплатно предоставляются школой, а родители учеников их вынуждены покупать за свой счет. Если вы приобрели такие рабочие тетради по русскому, то, скорее всего, ребенку во втором классе придется делать по ним домашнее задание. Задания простые, но все же для сверки родители и ученик могут воспользоваться готовыми домашними заданиями или попросту ГДЗ с нашего сайта 7 гуру.

  • Вот и перешли вы в третий класс, и снова начались ваши любимые уроки русского языка. Если вы учитесь по программе "Школа России", то вам выдали учебники по русскому языку авторов Канакина и Горецкий. Будут и новые темы, и повторение и закрепление изученного во втором классе. Вооружайтесь ручками, простыми карандашами и линейками! У пражнения в первой части учебника русского языка Канакиной за третий класс не сложные. Если ученик прилежно учит правила, сделать домашние задания не составит труда. Другое дело - творческие упражнения, те, где нужно составить предложения или даже текст - сочинение. Вот там бывают сложности. Но мы вам поможем со всеми упражнениями к этому учебнику. Готовые домашние задания облегчат жизнь и ученику, и его родителям. По гдз можно сверить ответы ребенка и узнать правильные ответы к заданиям учебника.

  • Правила правописания слов с заглавной (прописной, большой) буквы

    Прописная, или заглавная, буква - буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами. С прописной буквы пишется первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки. Примечание 2. После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной буквы, например: А у меня на этой неделе... того... сын помер (Чехов).

  • Звуковой анализ слов

    Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука.

  • Задания на лето "Школа семи гуру" из 4 в 5 класс

    Вот почему-то в первом классе и ученики, и родители относятся к учебе более ответственно, чем во втором, а тем более - в четвертом классе. И рекомендации учителя выполняют, и всю литературу летом по списку читают, и задания развивающие делают. Да и учителя по окончании четвертого класса как-будто открестились от своих учеников, заданий на лето не дают, даже, порой, о книгах забывают. Не все, конечно. Есть приятные исключения. Вот для таких учителей, да еще для заботливых родителей, которые не хотят, чтобы их чадо за лето мягко говоря поглупело, мы разработали комплексные задания на каждый рабочий день лета, начиная с его середины. Так, в пятый класс ребята пойдут подготовленными, и будет проще принимать все глобальные изменения пятого года учебы, как то множество разных учителей и новых предметов.

  • Рабочая тетрадь "Русский язык. Задания на лето. Иду в 3-й класс. Швецова А.П." призвана стимулировать ребенка заниматься русским языком в игровой форме а летних каникулах, чтобы не растерять все свои навыки, приобретенные за второй класс.

  • Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом. Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

  • ГДЗ Русский язык 2 класс учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания ✍

    В программе "Перспектива" начальной школы настольной книгой учеников по предмету русский язык является учебник авторов Климановой и Бабушкиной. Продолжаем работать с учебниками и рабочими тетрадями этих авторов. Программа все более сложная, во второй части вы уже будете все чаще заглядывать в наши ГДЗ. Надеемся, что вы быстро разберетесь и найдете нужные ответы. Мы предлагаем вам ГДЗ по учебнику Русский язык 2 класс, к его второй части на этой страничке ГДЗ на 7 гуру.

  • ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть. Ответы на задания

    Готовые домашние задания по учебнику русского языка за 4 класс, вторая часть, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, программа Школа России. Решебник проверен и одобрен учителем начальных классов.

  • Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время это расстройство внимания стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.

  • Картину "Взятие снежного городка" Василий Суриков написал в 1891 году. Сейчас она находится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. В подготовке картины и созданию сцен городка, в поисках образов Сурикову помогал его брат, а крестьяне сибиряки специально для него построили снежный городок, некоторые из них позировали художнику. Так писалась картина. А сейчас вам предстоит написать по ней сочинение-описание. Мы вам в этом поможем.

  • ГДЗ Русский язык учебник 3 класс 2 часть Каленчук, Чуракова, Байкова

    Этот учебник русского языка, а точнее вторая часть учебника за третий класс авторы которой Каленчук, Чуракова, Байкова, направлена в первую очередь не на развитие орфографической зоркости и изучение правил, а на развитие умений излагать свои мысли, писать сочинения. Такие задания обычно и вызывают больше всего вопросов у учеников и их родителей, и даже у учителей. Разберем задания подробнее в наших ГДЗ на 7 гуру.

  • Начну с того, что в русском языке на сегодняшний день существуют некоторые противоречия по поводу морфемного разбора слов, и касаются они, в том числе букв на конце глаголов в неопределенной форме - ть, ти, чь. В большинстве действующих учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

  • ГДЗ "Русский язык 3 класс". Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

    Готовые домашние задания по предмету "Русский язык 3 класс" к 1 части учебника (авторы учебника Климанова, Бабушкина) продолжают серию ГДЗ по программе "Перспектива". В учебнике за третий класс есть как повторение и углубление знаний за 2 класс, так и разобран новый материал, новые правила и упражнения для их закрепления. Задания становятся все объемнее и сложнее, и родителям, вполне возможно, уже не так легко разобраться, правильно ли их ребенок выполнил домашнее задание. Тогда-то и приходят на помощь ГДЗ - готовые домашние задания.

  • ГДЗ "Русский язык 2 класс". Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

    Учебник по русскому языку - неотъемлемая часть любой школьной программы. В программе "Перспектива" начальной школы это учебник авторов Климановой и Бабушкиной. С учебниками и рабочими тетрадями этих авторов мы познакомились еще в первом классе, а во втором, соответственно, будет логическое продолжение, повторение и закрепление ранее изученного плюс изучение нового материала по русскому языку. Мы предлагаем вам ГДЗ по учебнику Русский язык 2 класс, к его 1 части.

  • Чтобы правильно написать тест, повторим тему. Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами (но это уточнение не изучают в 3 классе).

  • ГДЗ Русский язык 2 класс рабочая тетрадь 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

    Вторая часть рабочей тетради по русскому языку за 2 класс авторов Климанова, Бабушкина по сложности не отличается от первой. Задания довольно простые, но, порой, творческие, что ставит родителей, участвующих в подготовке и проверке домашнего задания у ребенка в тупик. Иногда нужно просто свериться и убедиться, что вы на правильном пути, и в этом вам помогут наши ГДЗ, то есть готовые домашние задания. Рабочая тетрадь за текущий учебный год, все задания актуальны и ответы проверены учителем начальных классов.

  • Контрольные диктанты за 3 класс по программе "Перспектива"

    КИМы (контрольные диктанты) по методичке «Поурочные разработки по русскому языку», программа Перспектива, 3 класс.

  • Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» 2, 3, 4 класс

    Затрагивая творчество русского художника, коллекционера и руководителя Третьяковской галереи Ильи Семёновича Остроухова, можно выделить несколько особо популярных его картин. Одной из них наверняка будет полотно «Золотая осень». Картина примечательна своим цветовым решением, особенно красивым мимолетным моментом, пойманным в один из дней осени. Именно тему этой картины, красоты природы, любования осенью, мы и постараемся раскрыть в нашей статье - пособии о том, как написать сочинение по этому произведению искусства.

  • Сочинение «Дети, бегущие от грозы» по картине Маковского К.Е. 2, 3, 4, 5, 6 класс

    Обойти стороной столь жизненную и задевающую за живое картину «Дети, бегущие от грозы» Маковского Константина Егоровича просто нельзя! Ведь только взглянув мельком на это полотно, сразу начинаешь искать мелочи в окружающей обстановке и природе. Заглядывая в глаза главным героям, пытаясь почувствовать их эмоциональное настроение и перенося эту самую атмосферу картины с холста в реальную жизнь. Тут же возникает множество вопросов. Кто эти дети? Что они делали в поле? Успеют ли они укрыться? Долго ли будет лить дождь? Как они после дождя будут добираться до дома? И многие другие…

  • ГДЗ Русский язык 2 класс рабочая тетрадь 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

    Готовые домашние задания по предмету русский язык за 2 класс к первой части рабочей тетради по программе перспектива, авторов Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина на текущий учебный год помогут проверить ответы ребенка, не затрачивая у занятых родителей много времени.

  • ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс часть 1. Ответы на задания

    Готовые домашние задания по учебнику русского языка за 4 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, программа Школа России. Решебник проверен и одобрен учителем начальных классов.

  • Диктанты для 1 класса по русскому языку по ФГОС ко всем учебникам ✍

    Диктанты по основным темам, изучаемым на уроках русского языка в 1 классе и задания к ним соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для начальной школы. Предлагаемые подборки слов, предложений и текстов на изученные правила рекомендованы для отработки навыка безошибочного письма при проведении диктантов различных видов: зрительных, предупредительных или объяснительных.

  • Диктанты на непроизносимые согласные 3-4 класс

    В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце. Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко. Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно забилось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы о новых. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер.

  • В первом классе списывание с текста, возможно, даже важнее диктантов. Списывание учит ребенка наблюдательности, тренирует концентрацию внимания, способность переносить внимание с печатного текста на свою тетрадь.

  • Существуют парные согласные по глухости - звонкости: Б -П, В-Ф, Г -К, Д -Т, Ж -Ш, 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится на конце слова. Например: пруд. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Например: пруд - прудик. Отработать правило помогут тексты для списывания или записи в качестве диктанта.

  • Безударная гласная в корне слова - это чуть ли не самая часто встречающаяся из более или менее сложных орфограмм. Она из тех, над правописанием которой нужно задуматься. И чтобы уяснить и использовать правило, нужно сначала разобраться, что же такое однокоренное слово, то есть нужно уметь находить родственные слова, а детям во втором классе это не всегда удается. Тексты на этой странице как раз подойдут для тренировки правописания проверяемых безударных гласных в корне слова. Их можно давать как диктанты или использовать для списывания.

  • Диктанты и тексты для списывания "Большая буква в именах собственных"

    Большая буква в именах собственных - орфограмма, которая изучается в 1 классе и повторяется во всех последующих. Но в то же время дети умудряются делать ошибки в таких словах, писать имена собственные с маленькой буквы. Да, сложности в этой теме, несомненно, есть. К примеру слово Земля пишется с большой буквы, когда имеется в виду название нашей планеты, и земля с маленькой буквы, когда имеется в виду ее поверхность, почва. То же самое с солнцем. Помогут отработать понятие следующие тексты для диктантов или списывания.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

РУССКИЙ ЯЗЫК в начальной школе (из опыта работы).

1. Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе в русским и многонациональным составом учащихся.

На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной про граммы. Несмотря на то, что мы занима емся русским языком в течение одиннадцати лет, наши дети, оканчивая школу и поступая в высшие учебные заведения, делают в своих письменных работах те же орфографические ошибки, что и в начальной школе, обнаруживая отсут ствие языкового чутья и скудный сло варный запас.

Как с этим бороться? С нашей точки зрения, учебник может сыграть здесь немаловажную роль. Надо брать те учебники русского языка, которые построены таким образом, чтобы пробудить в ученике ин терес к изучаемому предмету, развить его природные языковые способности, сделать процесс повышения практиче ской грамотности творческим. Такие учебники, в которых

реализуется технология проблемно-диалогическо го обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно «откры вать» знания. (например, учебник русского языка Р.Н. Буне ева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаро вой, О.В. Прониной)

В самом определении «проблемно- диалогическое» первая часть означа ет, что на уроке изучения нового ма териала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проб лемы и поиск ее решения . Постановка учебной проблемы - это этап форму лирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуще ствляют в ходе специально выстро енного учителем диалога. Следует различать два вида диалога: побуж дающий и подводящий. Они по-раз ному организованы, обеспечивают разную учебную деятельность и раз вивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог (как показывает наш опыт) помогает учащимся работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает их творческие способности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специ альные реплики, приводящие учени ков к осознанию противоречия и формулированию проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипо тезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Например, возьмем урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (по материалам учебника Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной). Одновременно предъявляем классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

На отдельном листе –заготовке записаны слова:

весть, известие, известный, известно

Учитель

- Прочитайте вслух слова

(предъявляю одновременно два противоречивых факта: в одних словах «т» произносится, а в других нет)

Учащиеся

Ученики удивлены

(возникает проблемная ситуация)

Разворачивается проблемный диалог

Учитель

- Что можете сказать об этих словах?

-Что интересного вы заметили?

( побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)

- И какова же будет тема урока сегодня?

Учащиеся

Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соот ветственно развивают логическое мышление учащихся. На этапе поста новки проблемы мы пошагово подводим класс к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваем логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведем учащихся к «открытию». Например, рассмотрим урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.

читают:

душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Чем все эти слова похожи?

(- Это существительные с шипящими .)

- А чем слова различаются?

(- В одних на конце есть мягкий знак, в других нет.)

- Кто скажет, над какой темой мы по работаем?

(- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных ) -тема

Таким образом, проблемно-диало гические уроки способствуют возник новению у учащихся интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

2. Традиционное обучение ориенти ровано, прежде всего на репродуктив ное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообще нию учителем темы урока, что никак не способствует возникновению по знавательного интереса у школьни ков. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объ яснения материала, что не гаранти рует понимания материала большин ством учащихся.

Учебники Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной , содержат боль шое количество теоретического материала, но достоинством их , по нашему мнению, является способ по дачи материала. Большинство тем дается путем «открытия нового знания», чтобы каждый учащийся ощуща л себя первооткрывателем правил или определений. В большин стве разделов предусмотрено, что учащиеся должны самостоятельно вывести то или иное правило или определение, уточнив его с по мощью учебника, что дает возмож ность сделать процесс обучения более осмысленным и увлекательным для учащихся. Учебник содержит алгоритмы применения правил, что способствует повышению практической грамотности учащихся.

Содержание каждого раздела в этих учебниках четко сформулировано, требует твор ческого подхода к вопросу. Причем для обозначе ния составных частей в учеб нике есть условные знаки («очки», «перо», «микрофон», «знак вопроса», «домик»), что существенно облегчает работу и учителя и учащихся.

Особого внимания заслуживает под заголовок «ключевые слова». Он помо гает учащимся проанализировать по лученные на уроке знания, обобщить и систематизировать их, вычленить главное. Отсутствие в ряде разделов «ключевых слов» ставит учащихся перед необходимостью са мостоятельно назвать их, а это стимули рует их аналитические способности.

Весьма продуманной является, по нашему мнению, система упражнений по развитию раз личных видов письменной речи и устной речи . Составле ние предложений определенной струк туры, использование в речи тех или иных синтаксических конструкций или лексики определенного стиля, на писание свободных диктантов, диктантов с продолжением или другим творческим заданием, сочинений и мини-сочинений различного характе ра, безусловно, способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.

Не менее интересными, по нашему мнению, являются предлагаемые авторами учебников свободные диктанты. Вообще, в учебниках под редакцией Р.Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой большое внимание уделяется работе с текстами художественных произведений. Причем эта работа соотнесена с изучением соответствующих произведений на уроках литературного чтения. Учащиеся получают возможность не толь ко познакомиться с языко вым явлением, но и увидеть его в текс те, осмысливая их роль в языке.

Орфографическая зоркость - одно из важнейших умений, которое необхо димо вырабатывать у учащихся в процессе изуче ния курса русского языка, и этому в значительной мере способствует подбор языкового материала из учебника. Необходимо обратить внимание на содержа тельную и познавательную ценность включенных в учебники художествен ных и научно-популярных текстов (отрывки из русской классики; расска зы о русских и зарубежных писателях, художниках, языковедах, деятелях на уки и искусства; увлекательные сведе ния из истории языка и т.д.)

Учебник, даже самый за мечательный, не сделает учеников абсолютно грамотными и об разованными людьми. Для повыше ния качества нашей работы с ними необходимо сочетание многих факторов (толковых, проду манных, «нескучных учебников» и учебных пособий, на которые может опереться и учитель и ученик).

Я считаю, что наиболее полно учитель раскрывается на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: « Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение. И мне хочется ратовать за проблемное обучение не в смысле «агитации за советскую власть», поскольку эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана мною, мои коллегами, работающими в этой технологии (т.е. практиками)

Технология проблемного обучения заложена в учебниках образовательной системы « Школа 2100», но хочется сказать, что данная технология необходима каждому учителю, независимо от того, какой предмет он преподаёт, в каком классе и по каким программам он работает.

Учебники русского языка, математики, естествознания целе направленно выстроены так, что обеспечивают открытие знаний учащимися. А методические рекомендации для учителей предлагают готовые разработки проблемных уроков. От учителя требуется понять и грамотно воплотить авторский замысел.

Вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях . Необходимо, чтобы педагог захотел пользоваться этой технологией, чтобы проблемный диалог стал личностной ценностью учителя, его профессиональным убеждением. Для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны всего две вещи: знания и желания их применять. В связи с этим следует отметить, что учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети на чинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так ор ганизовать обучение, чтобы курс был правильным, а результаты - хорошими.

Очень важно восприятие младшими школьниками первичной информации, об изучаемых явлениях и процессах,.оно у каждого человека индивидуально.

Например, наглядно-иллюстративный матери ал из школьного «Картинного словаря» привлекает внимание уча щихся к работе, но запоминанию непро веряемого написания не способствует. Поэтому перед нами встал вопрос об усовершенствовании этой методики. Необходимо на наш взгляд, так организовать работу, чтобы учащиеся сами находили материал, кото рый привлекает их внимание и будет способствовать прочному запомина нию трудных слов.

Мы включаем учащихся в посильную поисковую, познавательную дея тельность, чтобы они стали способ ными к саморазвитию.

Главная цель этой концепции - обу чать, развивая каждого учащегося.

Основные задачи:

    Формирование орфографической грамотности;

    повышение интереса к урокам русского языка;

    развитие творческого мышления ;

    обогащение словарного запаса.

В «море» теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкрет ные наработки с учетом психологиче ских возможностей и особенностей младшего школьника.

Мы начали свою работу совместно с психологом с тестирования учащихся для выявления ведущего способа вос приятия информации. Учащихся разделили на три группы:

    визуалы (зрители)- 54%;

    кинестетики (деятели) -20%;

    аудиалы (слушатели) -26%.

Научить нужно всех. Работа по изучению слов с непроверяемыми написаниями прохо дит в три этапа, каждый из которых призван решать конкретную задачу:

1) введение слов с непроверяемым написанием;

    закрепление написаний;

    контрольно-оценочный.

На первом этапе мы взбираемся по « канатной лестнице вверх». Это многоступенчатая работа. Она слагается из пяти ступенек.

1-я ступенька-это предъявление слова.. Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мыш ление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдатель ность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

Например, +ЩИ (В ребусе зашифровано слово –овощи)

2-я ступенька- запись слова с « про пуском» в блокнотик-словарик (поста новка орфографической задачи)

3-я ступенька же - работа над зритель ным образом слова.

В своей работе,в третьей ступени, с младшими школьниками мы пользуемся ассоциативным методом, ориентируя их на интеллектуальное, речевое творчество, развитие орфографической интуиции.

4-я ступенька- это исследование слова учащимися в группах по плану (пути решения орфографической задачи):

1)Лексическое значение слова (по толковому словарю С. И. Ожего ва,

Н.Ю. Шведовой;

2.) к истокам слова (этимологиче ская справка);

3) однокоренные слова (наблюдение над единообразным написанием корня);

4) сочетаемость слов;

5) пословицы, поговорки, считалки;

6) частушки, песни, потешки, драз нилки;

7) загадки;

8) синонимы, антонимы;

9).. поиск предложений. (Дети выпи сывают предложения из художествен ных текстов, стихотворений (4 строчки) со словом с непроверяемым написанием, указыва ют название произведения и автора. Этот материал потом используем для уроков в словарной работе, при отработке орфографической зоркости и т.д.)

Исследовательская работа учащихся не может быть ограничена временем урока. Работа идёт как в классе (по усмотрению учителя) так и во внеурочное время (самостоятельно или совместно с родителями).

5-я ступенька-это н аписание нужной буквы (решение орфографической задачи) и выделение буквы цветом для лучшего запоминания.

Проверка записанного с послоговым орфографическим проговариванием с лупой. Ее используют для увеличения масштаба слова. Такой прием помогает зрительному восприятию и прочному запоминанию, стимулирует познавательный ин терес учащихся.

Второй этап - тренировочный.

Цель: добиться правильности и осо знанности написания слова.

По нашему мнению, при емы работы необходимо разделить на две группы:

    Направленные на запоминание орфографического облика слова, в
    центре внимания - написание;

    направленные на развитие речи, в центре внимания - значение слова
    (синонимы, антонимы).

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми гласными на уроке могут быть использованы:

Метод графических, звуковых ассоциаций ;

Занимательные риф мовки

Групповая форма работы со словарями;

Лек сико-орфографические упражнения ;

Послоговое орфо графическое проговаривание ;

Группировка по орфографическо му признаку ;

- подбор однокоренных слов и форм ;

Запись слов по алфавиту; подбор слов с иноязычными элементами;

Подбор синонимов, антонимов;

Вы борочный ответ;

Письменный пересказ текста с исполь зованием данных слов;

Выборочное списывание;

Сочинение по опорным словам.

Третий этап контрольный.

Учащиеся пишут диктанты, тестовые работы, выполняют творческие задания.

Мы уверены, что целенаправленная, систематиче ская, умело организованная поиско вая деятельность повышает орфогра фическую грамотность учащихся, способствует развитию интереса к урокам русского языка, углублению знаний о языке, обеспечивает разви тие творческих способностей , учит создавать собственные вы сказывания учащимися.

Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря то му, что имеет возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Компьютер все шире используется в начальной школе на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы.

Мы, в своей работе используем различные компьютерные программы (управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы). Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в про цесс обучения. Например, на уроке русского языка при изучении новой те мы мы используем такие задания-тесты, где часть объяснения учителя заменя ет компьютер, он же исправляет ошиб ки и дает подсказки (серия «Компью терное обучение. Семейный настав ник. Русский язык, 3 класс»). Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дис плея красочные, динамичные иллюст рации к излагаемому учителем матери алу.

Чаще используем компьютер как:

а) средство организации контроля усвоения учебного материала, получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

б) электронную доску при повторении, объяснении нового материала, закреплении.

К сожалению, нет возможности использовать компьютер как индивидуальное средство обучения. Но с оптимизмом думаю, что скоро мои мечты воплотятся в жизнь.

Много различных заданий к урокам составляю в программе Microsoft Word .,включаю в работу мультимедийные учебные приложения и «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия», осваиваю обучающие игровые приложения «Дракоша».

Приведу фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Ход урока.

Этап урока: Словарная работа.

- Назовите слово. Запишите его. Обозначьте орфограмму. В случае за труднения можете заглянуть в « Сло варь синонимов».

Человек , который выиграл сражение . ( Победитель )

Антоним слова «мир» . ( Война )

Награда за боевые заслуги во время войны . ( Орден )

Человек , совершающий подвиг . ( Герой ) опытный воин ;

участник про шедшей войны . ( Ветеран )

    Какие слова вы записали? Что их объединяет?

    На какие две группы можно разде лить эти слова? (С безударной гласной,
    проверяемой ударением, и не проверяемой ударением.)

    Какие слова вызвали затруднения в написании?

    Как убедиться, что слово записано верно? (Подобрать проверочное слово
    или воспользоваться «Орфографиче ским словарем».)

    Проверьте, верно ли вы выполнили задание. (Ученик отвечает на оценку.)

    Сверьте свои записи с записью на мониторе компьютера.

Экран компьютера очень мощно притягивает внимание детей. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные пред ложения в связный рассказ. То, что му чительно долго достигается с помощью классной доски (дети в начальной шко ле пишут крайне медленно), легко вы полняется с помощью текстового редак тора Word . Примеры подобных заданий:

1 . Ты - редактор .

Замени выделенные существительные мес тоимениями .

Лиса.

Про лису дурная слава ходит , будто лиса кур таскает . Но на деле редко лисе это удается . Ча ще всего лиса охотится за мышками . У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

1 2 3 4



Дети видят задание на экране компьютера, рассуждают и записывают в тетрадях только цифры в нужном порядке.



Компьютер я использую также в своей методической работе. Таким образом, компьютер стал для меня незаменимым помощником.

При очевидных успехах в работе я сталкиваюсь и с трудностями. Это, в первую очередь, недостаточная освещенность в научно- педагогической литературе опыта обучения с использованием компьютерных технологий, а во-вторых-недостаточное финансирование данного вопроса.

Современный человек уже вряд ли сможет обойтись без всемирной сети Интернет.

Учебная дисциплина «Русский язык» является ключевой в программе начальной школы, ее цель - формирование грамотности учеников младших классов. Изучение родного языка в младшей школе - первая и очень важная ступень целого курса обучения. В этот момент дети не только готовятся к изучению языка, но и изучают его на понятийном уровне, который доступен детям в возрасте от 6 до 10 лет.

Принципы и цели учебного процесса
Суть преподавания предмета заключается в формировании нужных условий для становления учебной деятельности в ходе усвоения его учениками. Важно то, что учебный процесс по преподаванию родного языка направлен также на воспитание и развитие учеников. Основополагающим условием, предъявляемым дидактикой к родному языку, является - осознанное освоение учебного материала. Преемственность и перспективность - еще один основополагающий принцип обучения.
Цель создания учебного процесса - немаловажная, но не единственная для базисного обучения этой дисциплине. Цель развития учебного процесса в ходе преподавания языка подразумевает не только закрепление навыков чтения и письма, но и создание для ее решения подходящей среды.

Изучение русского языка и обучение литературному чтению
Особенностью первой ступени преподавания родного языка считается его тесное переплетение с литературным чтением. Эти две дисциплины формируют общую филологическую программу, в которой обучение родному языку плотно взаимодействует с получением первичных знаний в области литературного образования и формированием способности чтения.
Преподавание данного предмета в первый год обучения начинается с вводного курса «Обучение грамоте». В этом направлении можно выделить следующие этапы:

  • добукварный - предварительный;
  • букварный - главный,
  • послебукварный - окончательный.

Первоклассники обучаются писать новую букву, затем привыкают соединять ее с другими буквами, тренируются в написании сочетаний букв в слогах, словах, фразах, маленьких текстах. Материал для изучения языка содержит в себе направления: фонетику, графику, морфемику, грамматику, орфографию и пунктуацию. Совместно с языковедческими знаниями курс обучения подразумевает изучение информации из сферы речи: текст, его разновидности, тема и главная мысль текста и т.д.

Таким образом, специфика обучения русскому языку в начальной школе заключается, прежде всего, в особенностях самого предмета «Русский язык». Школы, гимназии, и другие учебные заведения - все отдают первое место в своей учебной программе этому сложному, но важному предмету.

В начале обучения предмет «Русский язык» занимает главенствующее место в связи с тем, что его правильное освоение во многом влияет на итоги обучения детей в следующих классах, а также на успеваемость по остальным дисциплинам.

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.