Тургенев близнецы читать. Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы». I. Организационный момент

Иван Сергеевич Тургенев

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.

Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался найти и обозначить путь, который смог бы вывести страну на путь процветания и благополучия. В конце своей жизни автор начинает выпускать стихотворения в прозе. Это, можно сказать, стало его итогом размышлений о себе, о своем творчестве, своей жизни. Произведения Тургенева были насыщены яркими и трогательными чувствами и мыслями.

Произведение "Близнецы" было опубликовано, к сожалению, только после смерти писателя. Стихотворение описывает ситуацию, которая сложилась между двумя близкими родственниками, двумя близнецами. На первый взгляд эти два человека настолько близки, они так похожи внешне и внутренне. Это родные сердца, родная кровь. Оказывается в душе у них слишком много боли и ненависти по отношению друг к другу. Между близнецами происходит некая ссора, сопровождающаяся крупной и сильной бранью у зеркала, это и подчеркивает весь ужас сложившейся проблемы.

Сам по себе мир человеческих отношений настолько сложен и непрост, что иногда сложно определить в нем отрицательные и положительные моменты. Слова автора в произведении направлены все же на чувства любви. Поэт считает, что именно на любовных отношениях между близкими людьми, строится и держится вся дальнейшая жизнь человека. Принято считать, что спор порождает истину. Тургенев описал слишком тяжелую ссору, в которой возникают чувства разочарования, а это в свою очередь усиливает сам конфликт.

Близнецы начинают обвинять друг друга в малейших провинностях и грехах. Они будто забывают в этот момент одну из главных библейских заповедей, что нужно невзирая ни на что, возлюбить ближнего. Родные люди должны в первую очередь помогать друг другу, поддерживать и любить. В данном случае наоборот, родственники слишком сильно, до глубины души прониклись и увлеклись своей враждой. Автор не может ответить, почему же близнецы враждуют. Подводя одного из них к зеркалу, автор дает ему понять, что герой буквально ведет вражду с самим собой. Злоба, засевшая в душах ведущих спор, разрушает не только все вокруг, но еще и разрушает их внутренний мир. Своим произведением писатель пытается донести до нас идею единства, сходства между людьми. Нужно жить в гармонии не только с рядом живущими людьми, но еще и самим собой.

Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»

Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.

Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.)
- Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко»)
- Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)

Какое слово является ключевым? Почему?

(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)

Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.

Каково построение стихотворения?

Как строится первый абзац?

(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)

тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.

Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.

Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.

Но Тургеневу как будто мало этого слова "одинаково". ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов. Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)

Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» - обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.

«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)

Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?

(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)

И опять многоточия. Их роль?

(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.)
Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.

«Близнецы» Ф.Тютчев

«Близнецы» Фёдор Тютчев

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»

В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850-51 гг.

Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.

Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.

Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь - «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».

Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.

Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.

«Близнецы», анализ произведения Тургенева

Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.

Стихотворение «Близнецы» оптимистичным назвать сложно. Напротив, оно пронизано чувством разочарования, которое усиливается к финалу. В споре, как известно, рождается истина, но только не в таком, какой запечатлел Тургенев в данном стихотворении.

Близнецы, которые даже внешне похожи как две капли воды, постоянно враждуют. Они готовы обвинять друг друга во многих грехах, забыв библейскую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В данном случае абсурдность агрессивного поведения близнецов подчеркивается тем, что безыменные персонажи стихотворения являются «ближними» не в широком понимании этого слова. Они связаны кровными узами родства.

Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Чтобы доходчиво передать читателю свое негодование действиями близнецов, Тургенев не жалеет слов с эмоционально-экспрессивной окраской: ненавидели, корчились, пылали, сверкали, грозились, вырывались, искривленных, непримиримых, жутко… Понятно, что такая лексика не может смягчить вражду, а способна лишь усугубить проблему. Но автор и здесь верен своему выбору и готов к хирургическим методам.

Чувство антагонизма между ближайшими родственниками Иван Тургенев усиливает с помощью тире в первом абзаце. Этот знак препинания визуально похож на разделительную черту, которая разводит родных людей по разные стороны их жизненных баррикад.

В стихотворении речь идет о самых близких родственниках, но его идею стоит рассматривать шире. Тургенева волновали не только плохие отношения между близнецами, но и между чужими людьми. На склоне лет писатель особенно остро чувствовал разобщенность русского общества.

Урок 35 СТИХОТВОРЕНИя В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»

Цел и: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.

Методические приемы. чтение, аналитическая беседа, чтение наизусть.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание подготовленных ответов учащихся по вопросам 5, 7 (с. 223).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Вспомните, что называется стихотворением?

– Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе – тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)

Учител ь. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом. И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!

2. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

– Как вы понимаете начало? (Читая первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины. Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый». Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о» – «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев. Стихотворение «Русский язык» – это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)

– Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (н аписано 2-стопным ямбом. Звукопись в этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый (о, а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).

3. Работа по учебнику.

1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».

– Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)

– Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)

2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».

– Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (о твет в заглавии. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь. Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)

4. Знакомство учащихся со стихотворением «Воробей».

Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…»

1) Анализ стихотворения по схеме.

Стихотворение проецируется на экран.

– Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

1) Тема. Основной сюжет.

2) Главная мысль.

3) Главный герой.

4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?

5) Средства художественной выразительности, использованные
писателем.

2) Чтение стихотворения учителем.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах – главная мысль стихотворения. Воробей – главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный, искаженный вид. Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип . он замирал . он жертвовал собою! Собака – громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие эпитеты (героическая птица) . эмоционально окрашенные сказуемые: упал камнем, замирал, жертвовал собой и т. п.

3) Самостоятельная работа (составление простого плана этого стихотворения).

– Составьте простой план этого стихотворения в прозе.

1) Возвращение с охоты.

2) Собака чует дичь.

3) Воробышек на дороге.

4) Подвиг старого воробья.

5) Его ужас, трепет.

6) Сила любви побеждает.

8) Только любовью держится жизнь!

5. Краткое сообщени е о стихотворении «Голуби».

Та же тема и в стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого холма, автор заметил, что птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада, надвигались. И вдруг по синеве тучи что-то замелькало; «ни дать ни взять белый платочек или снежный комок». «То летел со стороны деревни белый голубь» и «потонул за лесом». «Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка… два белых голубя». Буря сорвалась. «…под навесом крыши… рядышком сидят два белых голубя… и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда».

– «И мне хорошо, глядя на них…» Как объяснить, чему он рад. (Тому, что голуби вместе. Автора не гложет зависть. На душе у него стало теплее, радостнее. Такой человек достоин счастья. И он обретет его!)

Выво д. «Стихотворения в прозе» трогают поэтичностью картин, трепетностью авторского слова. Да, это стихотворения, хотя и в прозе, благодаря присущей им ритмичности (ритм – повтор тех или иных сходных групп слогов по долготе и краткости, по ударности и безударности), лексико-синтаксическим повторам, интонационной экспрессии, подчеркнутой авторским тире и отточием. («Нахохлились оба (голубя) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…» Хоть я и один… один, как всегда».)

6. Работа по стихотворени ю «Порог (сон)». (На каждую парту учащимся раздается текст стихотворения с заданием.)

– Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?

– Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Порог (сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему у героини нет имени? Как переданы мысли и чувства автора?

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

– О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что тебя ожидает?

– Знаю, – отвечает девушка.

– Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

– Отчуждение полное, одиночество?

– Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

– Не только от врагов – но и от родных, от друзей?

– Хорошо. Ты готова на жертву?

– На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто. никто не будет даже знать, чью память почтить.

– Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

– Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову.

– Знаешь ли ты, – заговорил он наконец, – что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою молодую жизнь?

– Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

– Святая! – пронеслось откуда-то в ответ.

– Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание, аллегорическое. Порог – решение и одновременно такой коренной перелом в жизни, что с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не дает героине имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог. Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», то есть голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» – слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.

V. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание: попробовать самим сочинить стихотворение в прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Послушать стихотворение Тургенева Близнецы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Близнецы

Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

Здесь показан спор двух близнецов. Подробно описывается, как они, в принципе, похожи друг на друга. Автор обращает внимание на их одинаковые черты лица, волосы, телосложение, а также на сходное выражение черт лица и жесты. Для близнецов такое сходство, действительно, нормально. Странно лишь, что они одинаково ненавидят друг друга.

В деталях стихотворения передано, как выражается эта самая ненависть. Спорщики корчатся от ярости, губы кривятся, глаза их пылают, сверкают… Даже слова они произносят мало того, что одинаковыми голосами, но одни и те же. Действительно, если представить, что это происходит в двух «копиях» и одновременно, то создается жуткое впечатление.

Автор не мог больше этого выносить. Он подвел одного из близнецов к зеркалу, посоветовал спорить со своим отражением, ведь тогда, хотя бы, не будет так жутко другим людям. Конечно, Тургенев говорит о себе, но его чувства передаются читателям. Каждый как будто видит это странную ситуацию, хорошо, что, теоретически, она не так часто повторяется в мире.

Анализ стихотворения Близнецы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Милому Ахматовой

    Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом

  • Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина

    Подобно всякому настоящему поэту Есенин предчувствовал собственную кончину, он написал Глупое сердце.. в 1925 году и спустя совсем немного времени оставил этот мир весьма трагическим способом

  • Анализ стихотворения Бабочка Фета

    По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

  • Анализ стихотворения Закружилась листва золотая Есенина
  • Анализ стихотворения На качелях Фета

    Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

В "Стихотворениях в прозе" талант Тургенева блеснул новыми гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью, романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита. До сих пор тургеневские "Стихотвореня в прозе" остаются образцом мастерского владения русским слогом.

2 слайд

Описание слайда:

Писатель знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию произведения, простота при глубине – все это читатель находит в "Стихотворениях в прозе".

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Близнецы Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела - и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: - Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом.. . Для тебя не будет никакой разницы.. . но мне-то не так будет жутко. Февраль, 1878

5 слайд

Описание слайда:

В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение, в котором каждый отстаивает своё мнение, в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».

6 слайд

Описание слайда:

Обратите внимание на тире: оно, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…» , впали в страшный грех, незамолимый, – гнев. Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце. Обилие глаголов, причастий. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. Это уже не спор, а драка. Автор берёт одного из близнецов за руку и ведёт как поводырь слепого. А они и есть слепые, от ярости ничего не видят.

Стихотворение “Близнецы”, вошедшее в сборник “Стихотворений в прозе”, очень характерно для позднего периода творчества Тургенева. Краткий анализ “Близнецы” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Разбор может быть использован на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1878 году, а опубликовали его уже после кончины Тургенева. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”.

Тема стихотворения – разочарование в человеке, боль от того, что люди полны ненависти друг к другу и никак не могут примириться.

Композиция – терхчастная, произведение имеет вступительную и заключительную части, кульминацию.

Жанр – притча, философская лирика.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы” .

Сравнение – “как две капли воды “.

История создания

Стихотворение “Близнецы” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1878 году, в феврале. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”, опубликованный уже после смерти писателя.

Очень важно рассматривать это произведение в контексте личности Тургенева. На закате своей жизни он стал нетерпимым к человеческим порокам и довольно пессимистичным. Эти качества в полной мере отразились в “Стихотворениях в прозе”.

Тема

Тургенев использует образ близнецов как аллегорию, потому что они не просто родственники – они похожи друг на друга так, как будто смотрятся в зеркало. И при этом они захлебываются от яростной ненависти. Таким образом писатель иллюстрирует главную мысль о том, что люди, которые должны любить ближнего, на самом деле всегда агрессивны и исполнены ненависти. В случае с близнецами эта идея просто доводится до абсурда.

Композиция

Композиция стихотворения – трехчастная. Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти.

Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны.

Развязка наступает, когда лирически герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним – тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.

Жанр

Это философское стихотворение, облеченное в форму притчи – жанр, характерный для его стихотворений в прозе. Образы близнецов – это аллегория, которую Тургенев использовал, чтобы показать общечеловеческую проблему.

Белый стих, который он использовал, делает повествование более простым для восприятия и вместе с тем подчеркивает сходство стихотворения с притчей.

Средства выразительности

Тургенев описывает ситуацию максимально простым языком, употребляя в произведении минимум тропов:

  • Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы” .
  • Сравнение – “как две капли воды” .

При этом особое место занимает рефрен : слово “одинаково” , которое Тургенев использует при описании ссоры близнецов, подчеркивает не только отвратительность происходящего, но и то, насколько поражает лирического героя сама ситуация. Ведь действительно не может не удивлять тот факт, что настолько схожие люди ведут себя так омерзительно, ненавидя и постоянно ссорясь друг с другом. Именно эту мысль и подчеркивает поэт с помощью такого приема, как анафора .