Убит народный поэт осетии шамиль джигкаев. Шамиль Джикаев. Биографическая справка

, ЮОАО , СССР

Дата смерти:

С учетом того, что операция проходила в жилом массиве и пострадали сотрудники МВД, было принято решение об уничтожении. Заброшенное здание, в котором засел преступник, забросали гранатами.

Пресс-служба МВД по РСО-Алания

Убийство поэта вызвало широкий общественный резонанс . Отец преступника сообщил о том, что отказывается от сына .

Литературная и общественная деятельность

Шамиль Джикаев начал писать стихи, будучи учеником 9 класса. Первые стихотворения Джикаева вышли в 1962 году в сборнике молодых поэтов. В 1964 году была издана его первая книга «Совесть». Шамиль Джикаев много и успешно работал в области художественного перевода. Перевел на осетинский язык драмы «Король Лир » Шекспира , «Царь Эдип » Софокла , «Сирано де Бержерак » Эдмона Ростана , стихи Роберта Бёрнса , Фридриха Шиллера , Михаила Лермонтова .

Память

В июне 2012 года на Аллее славы во Владикавказе состоялось открытие памятника Шамилю Джикаеву .

Улица в честь поэта

После гибели поэта администрация города предложила увековечить память Шамиля Джикаева. Его именем названа улица в строящемся микрорайоне.

Напишите отзыв о статье "Джикаев, Шамиль Фёдорович"

Примечания

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Джикаев, Шамиль Фёдорович

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела. Ей постоянно казалось, что что то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
– Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным, ce sont les jolies femmes, [хорошенькие женщины,] не правда ли? Ну а теперь очень нравится, – сказал он, значительно глядя на нее. – Поедете на карусель, графиня? Поезжайте, – сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая голос, сказал: – Vous serez la plus jolie. Venez, chere comtesse, et comme gage donnez moi cette fleur. [Вы будете самая хорошенькая. Поезжайте, милая графиня, и в залог дайте мне этот цветок.]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал. Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от нее.
«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.

Последний раз я общался с Народным поэтом Осетии Шамилем Джигкаевым 13 мая, когда в Доме детского творчества во Владикавказе проходил концерт. посвящённый Дню осетинского языка.
Шамиль, как всегда, был радостным, очень тепло поздоровался, мы сели рядом и весь концерт он с большим интересом смотрел на выступление талантливой молодёжи. Поморщился только раз, когда юмористы "Амырана" перевели слово "Родина" на осетинский как "телятина" (игра слов - "род" на осетинском означает "телёнок").
Шамиль был искренним, светлым, честным человеком. Он не терпел фальши, лжи. Все помнят его гневный стих, где он обличает кощунственный поступок молодых негодяев, которые справляли нужду на ограду Города ангелов - мемориальное кладбище, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии. В его адрес тогда поступало множество угроз, в том числе - "отрезать голову".
У кого поднялась рука на наше Национальное достояние? Кто этот варвар, кто этот враг нашего народа? Будь они прокляты, не сомневаюсь, что суровая кара настигнет их никчёмные головы.

Версий две:

1. Убийство Шамиля Джигкаева - это месть религиозных фанатиков, которые обещали ему "отрезать голову" за гневный стих, в котором усмотрели нелицеприятные высказывания не только в адрес отдельных варваров, но и в адрес всех мусульман.
2. Это диверсионный акт, направленный на раскачку общественно-политической ситуации, против мусульман. По неофициальным данным, поэта убили, перерезав горло ножом. Вполне возможен "грузинский след", так как убийство произошло в день независимости Грузии на фоне выступлений оппозиции. Вполне возможно, что Москве дан чёткий сигнал из Тбилиси - "будете раскачивать нас", "мы сумеем расшатать вас". И как доказательство - убийство Шамиля Джигкаева.

В любом случае, мы не уберегли нашего светоча, не смогли его защитить.
Рухсаг у, Шамил!
Твоя кровь не останется без отмщения.

update 26/05/2011 17:10
"Регион 15" сообщает:

В 14 часов в садоводческом товариществе «Учитель» на окраине села Редант было обнаружено тело известного общественного деятеля Шамиля Джигкаева со следами насильственной смерти и следами волочения. Преступники жестоко перерезали своей жертве горло.
По данному факту следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ по Северной Осетии возбуждено уголовное дело предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ «Убийство».
В настоящее время проводятся все необходимые следственные действия и оперативно розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Орудия убийства на месте обнаружено не было.
http://region15.ru/news/2011/05/26/16-59/

update 26/05/2011 17:29
Считаю необходимым опубликовать гневный стих Джигкаева Шамиля. В нём Поэт выражал свой гнев в отношении варваров, которым ничто не свято, которым чуждо хоть что-то человеческое. Он говорит о том, что лицемерные негодяи, не имеющие с Исламом ничего общего, цинично прикрываются великой религией для оправдания своих преступных деяний.

Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы, / Едут волчата на Хадж
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй. / Нет конца их преступлениям
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы, / Не угомонятся кровожадные хищники
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй. / Даже кидаются на солнце.

Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ, / Святая книга этих волков - клыки
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд; / Даже молитва - с преступным умыслом
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ / Как свиньи на нашем кладбище зёлёные звери
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд. / Совершают перед Богом злодеяние.

Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд, / Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз! / Увлажняйте свои могилы!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд / Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз. / На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.

Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения.

update 26/05/2011 18:50
Есть и другая версия - что это были паломники, которые ехали в Мекку совершать обязательный и священный для всех мусульман Хадж. Но это настолько дикая версия, что не укладывается в голову. Ладно ещё, спортсмены - подростки...

update 26/05/2011 19:03
Не могу не сказать ещё об одном аспекте (возможно. прозвучит несколько странно): в 2004 году, когда впервые во Владикавказе установили памятник Лермонтову, случилась трагедия в Беслане. В 2011 году, когда снова был установлен теперь уже другой памятник Лермонтову, убили одного из величайших поэтов осетинского народа. Не секрет, что некоторые наши соседи испытывают особую любовь к Демону. Неужто установка памятника их кумиру всякий раз приводит к внеочередному весеннему / осеннему обострению?

update 27/05/2011 12:53
Только что мне из неофициальных источников стало известно об установлении личности предполагаемого убийцы. Им оказался местный житель, ранее находящийся в поле зрения правоохранительных органов республики, как лицо, исповедующее ваххабизм радикального толка. На данный момент правоохранительные органы пытаются установить местонахождение подозреваемого.

update 27/05/2011 21:51
Информация подтвердилась.
По сообщению "Интерфакса",
«Им оказался уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения» , - заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
По его словам, в настоящее время Д.Мурашев объявлен в федеральный розыск. Проводятся оперативно-следственные мероприятия, направленные на установление его местонахождения.
http://region15.ru/news/2011/05/27/20-45/

Эта безродная тварь уже имеет судимость. Для совершения убийства наняли уголовника. Почему-то мне кажется, что его вонючий труп уже валяется где-нибудь на свалке...

Фото с http://region15.ru/news/main/2011/05/27/23-39/

update 28/05/2011 09:10
Поэт принял мученическую смерть.
simonvargas пересказывает со слов очевидца:
"Когда мы приехали, тело Ш. было ещё даже теплым, не успело остыть. Он был зверски избит. Ему сломали нос и перебили ноги. Шея глубоко прорублена чем-то вроде мачете или топорика. Голова держалась только на тканях со стороны затылка..."
http://alansalbiev.livejournal.com/14692.html?thread=151396#t151396

update 28/05/2011 10:16
Всё это время я собирал сведения о возможном убийце Поэта.
Обращаюсь ко всем, кому небезразлична судьба нашего родного края.
Нужно предпринять все усилия, чтобы мы нашли подонка. При выявлении и задержании этого зверя проявлять максимальную осторожность. Ни в коем случае, его не следует безболезненно убивать. Перед тем, как испустить свой вонючий дух, он должен испытать те же мучения, которые испытал Шамиль Джигкаев.

ДОСЬЕ
на предполагаемого убийцу

ФИО: Мурашев Давид Георгиевич
Дата рождения: 19.01.1977 г.
Возможные адреса (г. Владикавказ):

  • ул. Московская 36, кв. 46
  • ул. Кутузова 80, корп. 1. кв. 43
  • ул. Весенняя 10, кв. 49
Автомобиль:
ВАЗ 2105 В 2350 СЕ
ВАЗ 2106 В 949 ВН 15 рег.

Судимость:
статья 222, ч. 2 Уголовного кодекса РФ "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" (с применением ст. 69 УК РФ). Арестован в марте 1999 г., провёл в следственном изоляторе г. Владикавказ три месяца, в июне 1999 г. суд назначил ему три года условно, после чего преступник был освобождён из-под стражи.
Примечание:
Особо опасен, предположительно, вооружён! При задержании может оказать сопротивление. Возможно, находится под действием сильнодействующих препаратов.

update 28/05/2011 16:10
Сегодня Шамиль Джигкаев был похоронен на Аллее Славы во Владикавказе.
В память о гениальном Поэте, перевёл на русский язык одно из моих любимых стихотворений. Перевод не сможет воспроизвести и малой частицы той положительной энергии, которой так щедро делился Шамиль...

ДЫУУАДÆС ДЗЫРДЫ

Ирон дзырдтæ мын хуртæ сты... Уæддæр
Дыууадæс дзырды - се ‘ппæтæй хуыздæр.

Лæууы сæ сæргъы фарны дзырдтæн ЦАРД,
Йæ фидауц уымæн - арвы стъæлфæн - АРТ.

Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД,
Цæуы йæ армæй адæмыл БÆРКАД.

Нæ дзыллæйæн йæ рухсдæр бæллиц - ФАРН,
Уæздан лæгæн йæ уæлдæр цин - ÆФСАРМ.

Сыгъдæг удæн йæ мæты сæр - ХÆЛАР,
Ыскæны мах Хуыцауы ‘мсæр ÆХСАР.

Лæджы нысан - СÆРИБАР æмæ КАД.
Сæ сæрвæлтау хъæуы хæцынæн КАРД.

Æппæт хæрзтæн ИРЫСТОН у бындур, -
Æнæ уый мæн нæ тавдзæни сæ хур.

ДВЕНАДЦАТЬ СЛОВ

Как солнце мне родной язык… Но есть
Двенадцать слов–в них мудрость, боль и честь.

В начале ЖИЗНЬ свою возьми в ладонь,
И озарит сиянье звёзд – ОГОНЬ.

Из слов великих нежно шепчем МАТЬ,
Рука её нам дарит БЛАГОДАТЬ.

И светлая мечта народа - МИР
ПРИЛИЧИЕ – для избранных кумир.

Святой души забота в главном – ДРУГ,
ОТВАГА нас поднимет в Божий круг.

СВОБОДА, СЛАВА – не потерпят ложь.
Во имя них в борьбе поможет НОЖ.

ОСЕТИЯ – слова должны блистать, -
Без Родины не будут согревать.

update 21/05/2011 20:15
В перестрелке убит Давид Мурашев. Информация о том, что преступник. возможно, вооружён и окажет сопротивление подтвердилась. Ранено несколько бойцов спецназа, один сейчас в реанимации.
К сожалению, надеяться на то, что этим единичным случаем всё закончится - самообман. Враг хорошо организован, вооружён и фанатичен.

update 01/06/2011 01:00
simonvargas пересказывает со слов очевидца подробности спецоперации:

"Сообщник Мурашева успел уйти до того, как дом окружили бойцы спецназа. Но, как мне заявили, его поимка или ликвидация дело почти решённое...
Мурашев встретил бойцов спецназа очередями и гранатами...В процессе перестрелки он открыто выкрикивал:
Да! Да! Это я его убил!!!
(за точность слов не ручаюсь)
В доме родителей были обнаружены куски арматуры, мелко распиленные на кусочки для начинки пояса шахида или для подобного поясу смертника устройства...
(это помимо оружия...)
Предполагают, что вначале он должен был уничтожить поэта, а затем совершить теракт...(пересказываю со слов "источника")
Мурашев убит, но много вопросов осталось без ответов...
Один из них самый наивный и простой:
Как такое возможно - превратить нормального парня из хорошей семьи, из хорошей фамилии в чудовище?!!!
Я не могу этого осознать и принять!
Кто они?! Кто? Эти "ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ"..."

http://alansalbiev.livejournal.com/14692.html?thread=173668#t173668

update 01/06/2011 17:30
Сегодня, 1 июня 2011 года, в 7 часов утра на улице Гвардейской г. Владикавказ были задержаны 2 сообщника убийцы народного поэта Осетии Шамиля Джигкаева.

update 07/06/2011 12:49
Шамиль Джигкаев предвидел свою гибель
http://metronews.ru/novosti/dzhigkaev-predvidel-svoju-gibel/Tpokff!0H2Rb05dzwu1/

Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему мужчине голову. Ранее Шамиль Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы о расправе за написанное им стихотворение. Причем неизвестные грозились именно обезглавить его, сообщает газета "Коммерсант".

Тело Шамиля Джигкаева около 15:00 недалеко от поселка Редант нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле опоры канатной дороги. По словам участников осмотра, на месте обнаружения тела не было никаких следов борьбы. Скорее всего, труп привезли туда на машине и выбросили.

Родственники поэта считают, что это была месть фанатиков-мусульман за сатиру «Отправляются волчата совершать хадж», в котором описывался реальный случай осквернения осетинских святынь. Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились на кладбище, у мемориала жертвам теракта в бесланской школе №1 «Город ангелов». По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями, причем к подросткам присоединились и их родители, сообщает ИА «Новый регион» .

Представители Духовного управления мусульман Чечни утверждали, что паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием.

Через месяц после этого в журнале «Мах дуг», издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева «Отправляются волчата совершать хадж» - о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским.

Муфтий Духовного управления мусульман республики Али-Хаджи Евтеев, подавший заявление, говорил на допросе, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у других представителей религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего вскоре ушел в отставку.

Эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание - принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам... Этому "богоугодному делу" ваххабитов учить не надо», - рассказывал сам Джигкаев.

«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову - я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», - заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.

В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они «сожалеют о происшедшем» и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».

Осетинский блоггер Алан Салбиев приводит подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели:

Едут волчата на Хадж

Нет конца их преступлениям

Не угомонятся кровожадные хищники

Даже кидаются на солнце.

Святая книга этих волков - клыки

Даже молитва - с преступным умыслом

Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери

Совершают перед Богом злодеяние.

Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,

Увлажняйте свои могилы!

Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится

На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.

«Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы», - пишет блоггер.

Шамиль Федорович Джигкаев, пожалуй, самый известный из современных осетинских поэтов. Родился он 25 февраля 1940 года в селении Дзомаг Южной Осетии. Осенью 1952 года его родители переселились в село Камбилеевское Северной Осетии, где в 1958 году он окончил среднюю школу, сообщает Оsetins.com. Высшее образование получил в г. Орджоникидзе, окончив филологический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута. В Северо-Осетинском госуниверситете работал с 1970 года. С 1990 года - заведующий кафедрой осетинской литературы, а с 1996 года - заведующий кафедрой осетинского литературного творчества. В 2001 году Джигкаев был назначен деканом факультета осетинской филологии и журналистики, а в 2002 году - деканом факультета осетинской филологии.

«Наглое и циничное преступление должно быть тщательно расследовано, а его организаторы и исполнители должны понести заслуженную кару. Ибо если изверги, способные на подобные зверства, останутся безнаказанными, общество наше скатится в состояние первобытного варварства»,— заявил вчера архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима.

Народному поэту Северной Осетии (и декану филфака северноосетинского университета) Шамилю Джигкаеву 27 мая отрезали голову. Три года назад Джигкаев написал стихотворение, клеймящее группу чеченцев и ингушей, которые осквернили Город ангелов - мемориал, где похоронены жертвы бесланской трагедии. Местные жители рассказывают, что неизвестные вышли из автобуса и начали мочиться на кладбищенскую ограду. Сами «осквернители» говорят, что совершали хадж, а остановка была сделана для намаза.

Шамиль Фёдорович Джигкаев

«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.

Тогда же, в 2008 году, в прокуратуру поступило обращение муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-Хаджи Евтеева с требованием признать стихотворение экстремистским. Евтеев заявил, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у представителей других религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего его вынудили уйти в отставку.

Как пишет "КоммерсантЪ", эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому «богоугодному делу» ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.

Спустя три года мерзавцы расправились с поэтом.Тело 71-летнего Шамиля Джигкаева со следами многочисленных ножевых ранений было обнаружено на проселочной дороге в садоводческом товариществе «Учитель» у поселка Редант в Пригородном районе Владикавказа 26 мая около 15:00. Голова Джигкаева была наполовину отрезана.

В Интернете распространён подстрочный перевод стихотворения народного осетинского поэта. Я же даю здесь свой, литературный. Пусть я осетин всего лишь на четверть, по материнской линии, но не смог удержаться.

***********************

ВОЛЧАТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ХАДЖ

Волчата отправляются на хадж
И скалят окровавленные хари.
Сыны – точнее, выблядки греха,
Рычат на солнце бешеные твари.

Для них святая книга – их клыки,
Они и молятся, как будто кроют матом.
На нашем кладбище зелёные щенки,
Как свиньи, гадят перед Богом Святым.

Шейх! Помочись на свой родной погост -
И пусть земля разверзнется под вами!
Да будь вы прокляты - чтоб шелудивый пёс
Нассал на ваш священный чёрный камень!

****************

Конечно, при всём праведном гневе последняя строка явно оскорбительна для любого правоверного мусульманина, и возмущение приверженцев ислама можно объяснить. Но так же можно объяснить возмущение осетин паскудным поведением чеченцев и ингушй. особенно учитывая то, что многие погибщие бесланские дети были далеко не из христианских семей...

В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они "сожалеют о происшедшем" и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».

А среди кого искать? Среди христиан? Может, среди иудеев?

Собственно, общественности и искать никого не пришлось. За поиски взялась "несознательная" прокуратура. И - о ужас! - сразу же под подозрение попал мусульманин! В причастности к убийству подозревается уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения. Осетин по национальности и мусульманского вероисповедания. Недавно Давид Мурашев совершил хадж. Ранее он уже был судим за торговлю оружием.

Мурашев объявлен в федеральный розыск. А 31 мая его уже отыскали во Владикавказе и уничтожили. Как сообщил тот же "КоммерсантЪ", в ходе 40-минутного уличного столкновения преступник успел ранить троих полицейских, один из которых находится в тяжелом состоянии в больнице.

Однако возникает резонный вопрос: действительно ли именно Мурашев убил поэта? Ни одного доказательства этому следствие не предоставило. Настораживает и то, что предполагаемого убийцу мгновенно отыскали и прикончили. Конечно, уличный бой был упорным, Мурашев сопротивлялся жестоко, засев в здании заброшенного приюта для бездомных, и даже применил несколько гранат. Но, судя по всему, в конце концов взять его живым не представило бы особой сложности. "Ъ" пишет: "Когда спецназ пробился к зданию приюта, Мурашев решил прорваться в сторону дороги, ведущей из города. Однако не успел даже добежать до нее – в него попало несколько пуль". То есть фактически Мурашев находился полностью в зоне поражения, и обезвредить его, оставив в живых - задача не из самых сложных. Тем более - здание было окружено, и этот путь отхода преступника явно контролировался спецназом.

Другими словами, Мурашев, несомненно, преступник, иначе бы не сопротивлялся так упорно. Наверняка у правоохранительных органов на него есть немало компры. Скорее всего, на этом основании его разыскивали и выследили. Но вот убивал ли он Джигкаева? Этот вопрос так и повис пока в воздухе. Расправу над филологом могли просто повесить на боевика "по совокупности". А что? Кандидатура подходящая... К тому же - осетин. Никаких межэтнических разборок, "бабу Ягу воспитали в своём коллективе"...

После операции министр внутренних дел Северной Осетии Артур Ахметханов заявил, что решение о ликвидации Давида Мурашева было принято из-за того, что серьёзно пострадали трое полицейских. Интересный поворот. А если Мурашев обладал сведениями об исламистском подполье, о предполагаемых терактах и т.д.? Фактически получается, что спецназ мог сработать в пользу террористов - ради собственной безопасности? Заметим, что преступник отстреливался из пистолета Макарова... А бойцы что, рогатками были вооружены?

Странно всё это. Действительно ли Джигкаева убил осетин, а чеченцы и ингуши, мочившиеся на могильную ограду, тут совершенно ни при чём? Большой вопрос...

"Убийцу настигло неминуемое наказание", - заявил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров после завершения спецоперации. Ну да, наказание постигло, и справедливое. В спецназ стрелять нельзя. Но вот - убийцу ли? Во всяком случае - убийцу ли народного поэта Осетии? Это ведь надо доказать.

А у нас, судя по всему, убийц не разоблачают, а назначают. Мамсуров уже признал Мурашева убийцей декана филфака, "Ъ" озаглавил свою статью - "Уничтожен исламист, обезглавивший поэта"...

Господа! Мы ведь, кажется, называем себя правовым государством? Нельзя ли подкрепить обвинение хотя бы парой улик?

Тело декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского госуниверситета имени Коста Хетагурова обнаружено с ножевыми ранениями в Северной Осетии, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах республики.

Шамиль Федорович Джикаев родился 25 февраля 1940 года в селении Дзомаг Южной Осетии. Осенью 1952 года его родители переселились в селение Камбилеевское Северной Осетии, где в 1958 году он окончил среднюю школу. Будучи девятиклассником, Шамиль Джикаев начал писать стихи. Первые его стихи вышли в 1962 году в сборнике молодых поэтов. В 1964 году была издана его первая книга "Совесть" .

В 1964 году он окончил филологический факультет Северо‑Осетинского государственного педагогического института в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

Работал редактором Северо‑Осетинского радио.

С 1965 по 1968 год учился в аспирантуре при Северо‑Осетинском научно‑исследовательском институте. Работал редактором студии телевидения. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию.

В 1960‑1980 годах Джикаев выступал в газетах и журналах с рассказами и поэмами, а также статьями о творчестве некоторых осетинских поэтов, публиковал научные труды.

С 1970 года он работал на кафедре осетинской филологии и общего языковедения Северо‑Осетинского государственного университета (СОГУ). С 1990 года ‑ заведующий кафедрой осетинской литературы, а с 1996 года ‑ заведующий кафедрой осетинского литературного творчества. В 2001 году Шамиль Джикаев был назначен деканом факультета осетинской филологии и журналистики, а в 2002 году ‑ деканом факультета осетинской филологии СОГУ.

Джикаев написал более 150 научных трудов по фольклору и литературе, в том числе: "Осетинская литература. Краткий очерк" (на русском языке), "История осетинской литературы (1917‑1956 гг.)" на осетинском языке, три сборника статей, три монографии; им составлены программы по осетинскому фольклору и литературе для вуза, программы по литературе для школ республики. Он является автором учебника по родной литературе для 8 класса.

Шамиль Джикаев ‑ автор 6 поэтических сборников и 3 драматических произведений ("Ночные костры", "Отверженный ангел", "Цомак"). Перевел на родной язык драмы "Король Лир" Шекспира, "Царь Эдип" Софокла, "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана, стихи Роберта Бернса, Фридриха Шиллера, Михаила Лермонтова и др.

Он являлся членом учебно‑методического совета при Министерстве образования Республики Северная Осетия ‑ Алания, членом Комиссии по присуждению Государственной премии Республики, членом Ученого совета университета.

Шамиль Джикаев ‑ народный поэт Республики Северная Осетия ‑ Алания, лауреат Государственной премии имени К. Л. Хетагурова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников