Участники массового пропагандистского движения новаторов. Инструкция по выполнению работы. Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

Росту производительности труда способствовали мощное развитие в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, социалистического соревнования и начавшееся в 1935 году массовое движение передовиков, новаторов производства на основе освоения новой советской техники и роста материально-культурного уровня рабочего класса.

На 1 февраля 1934 года всего рабочих цветной промышленности, включая и рабочих золотой промышленности, было 43 241, из них ударников 18 215 человек, или 40 процентов. Но до возникновения стахановского движения соцсоревнование еще не было массовым и не было связано с глубоким освоением рабочими новой передовой техники, оно было направлено лишь на элементарное изучение технического минимума.

Известно, что движение стахановцев - новаторов производства открыло путь, на котором можно добиться высших показателей производительности труда, необходимых для перехода от социалистической экономики к высшей фазе коммунизма. Стахановское движение значительно продвинуло вперед рост промышленности и всего народного хозяйства, подняло культурно-технический уровень рабочего класса на новую, более высшую качественную ступень развития. Это - творчески-новаторское движение, которое способствовало и способствует ликвидации былого низкого культурно-технического уровня рабочих.

В результате бурного роста стахановского движения целые группы рабочих не только освоили технический минимум, но и стали в уровень с техническим персоналом, стали поправлять техников и инженеров, ломать существующие нормы, как устаревшие, вводить новые нормы и т. д. Это содействовало и содействует ускоренным темпам развития народного хозяйства, подъему материального и культурного уровня народа.

Первым новатором-стахановцем Казахстана, первым подхватившим почин Алексея Стаханова в 1935 году, является старейший шахтер Караганды, бригадир навалоотбойщиков, коммунист Тусуп Кузембаев, выполнивший норму на 400 процентов. За ним последовали другие рабочие. Норма выработки на одного рабочего по забою выросла с 36,7 тонны в январе 1935 года до 71,9 тонны в декабре 1935 года, или на 94 процента. ВЛ936 году Тусуп Кузембаев, Магадия Ракишев и другие уже в августе и сентябре выполнили годовую норму своих, бригад и участков. Годовая добыча угля в бассейне на одного рабочего поднялась с 60,3 тонны в 1935 году до 79,7 тонны в 1936 году, или на 32 процента. В 1936 году около одной трети шахтеров Карагандинского бассейна были стахановцами, из них около 20 процентов выполняли по две и больше норм.

На бывшем Риддерском руднике первым возглавил новаторское движение бурильщик Биляль Ихласов (29 сентября 1935 года он выполнил задание па 485 процентов). На Чимкентском свинцовом заводе имени М. И. Калинина - сменный мастер Альжан «Мурунбаев и мастер механического цеха П. П. Косырев; на Карсакпае - тов. Байбулатов; на Ачисайском полиметаллическом комбинате- забойщики Ахильбеков и Кайназаров. На Риддерском комбинате в 1936 году дали высокие нормы передовики Ихласов и Турищев - по 400 процентов задания, Маслов - 308 процентов. В нефтяной промышленности зачинщиком - новатором явился старый рабочий Эмбы, буровой мастер Зурбаев, который прошел предварительную выучку у рабочих Баку и Майкопа. К первым новаторам на железнодорожном транспорте относится Темир-бек Сатпаев. Он за смену выгружал до четырех вагонов, выполнял две-три нормы. В настоящее время т. Сатпаев работает на Турксибе инструктором новаторских методов труда, ему присвоено звание техника-лейтенанта.

Пример первых инициаторов новаторского движения был подхвачен передовыми рабочими всех отраслей производства и с тех пор движение растет и ширится, являя собой самое мощное, неодолимое движение современности, главный рычаг социалистического преобразования. В первых рядах социалистического соревнования шли коммунисты, увлекавшие своим примером беспартийных рабочих-передовиков.

С 1935 года начали проводиться важные курсовые мероприятия по изучению технического минимума, опыта мастеров социалистического труда и новаторов производства, которые получили широкое распространение в 1936 году. Объем курсового обучения рабочих некоторых предприятий крупной промышленности Казахстана виден из таблицы роста курсового обучения рабочих в 1936 г.

Таким образом, развитие высших форм обучения значительно опережало низшие его формы. В результате курсового обучения число обученных рабочих в крупной промышленности на 1 января 1937 года достигло 23 036, что составляло 34,9 процента общего числа рабочих.


Круглосуточный

В элетронном образовании РТ в Сообществе «Методическая помощь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности. ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2 ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ИСТОРИЯ 11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут). Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Запишите термин, о котором идёт речь. Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов. Ответ: ____________________________________________________________ Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2-4.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: "Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…" И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше. При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)». Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период. Ответ: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________

1 2 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

4 Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает? Укажите любые два мнения. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента. Век Событие (процесс) Участник события (процесса) _____________(А) _______________(Б) Владимир Святой XX в. _______________(В) _______________(Г) XVII в. Смутное время _______________(Д) _____________(Е) Введение опричнины _______________(Ж) ______________(З) _______________(И) Александр II Пропущенные элементы: 1) XVI в. 2) крещение Руси 3) И.В. Сталин 4) XIX в. 5) Иван IV Грозный 6) X в. 7) отмена крепостного права в России 8) Ярослав Мудрый 9) В.И. Шуйский 10) индустриализация в СССР 11) П.С. Нахимов 12) XIV в. 3 4 5 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5 Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. Укажите название сражения, обозначенного на схеме. Ответ: ____________________________________________________________________ Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ: _____________________________________________________________________ 6 7 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6 Рассмотрите изображение и выполните задания 8-10. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится. Ответ: __________________________________________________________________________ Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник. Ответ: __________________________________________________________________________ Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов. Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 8 9 10 ВПР. История. 11 класс Код 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7 Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.; 2) Полтавская битва; 3) восстание на Сенатской площади; 4) проведение политики «перестройки» в СССР. Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс). Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов. Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Задания на знание понятийного аппарата, исторических событий, персоналий

Задание. Ответьте на вопросы заданий.

1. Прочитайте отрывок из выступления политического лидера СССР и напишите егофамилию:

«Мы в ходе дискуссии на съезде углубили своё понимание необходимости этого крупнейшего конституционного шага, каким является введение института президентства.

…Это важный шаг в пользу демократии и защиты демократии. Это крупный шаг в интересах успеха всей "перестройки"».Горбачов

2. Прочитайте отрывок из выступления политического деятеля и назовите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь вдокументе:

«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».Брежнев

3. Прочитайте отрывок из информационной сводки и укажите фамилию руководителя страны в период описываемыхсобытий:

«В Тверском округе, где раскулачивание в основном проходит правильно, есть отдельные случаи, когда при раскулачивании задели середняка, а некоторые кулаки остались нетронутыми. У кулаков отбирали мелочи домашнего обихода: часы-ходики, лампы, одеяло и другое“барахло”».”.Сталин

4. Прочитайте отрывок из статьи и укажите страну, войну с которой начал СССР:

«В 0 ч 00 мин 30 ноября Председатель СНК СССР В.М. Молотов выступил по радио с обращением, в котором заявил, что советское правительство в целях обеспечения безопасности наших границ, и особенно Ленинграда, отдало приказ Главному командованию быть готовым ко всяким неожиданностям. В 8 часов утра советские артиллерийские батареи открыли огонь… Так началась… война». Финляндия

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название города, об обороне которого идётречь:

«Для нас было ясно, что, выйдя к Волге, противник поведёт наступление вдоль берега, отрезая наши части от реки... Чтобы сорвать замысел врага, Военный совет армии решил утром 23 сентября, не приостанавливая наступления из района Мамаева кургана, ввести в бой дивизию Батюка… Перед полками дивизии стояла задача уничтожить противника в районе центральнойпристани…».Сталинград



6. Прочитайте отрывок из воспоминаний Н.С. Хрущева и укажите название, под которым упоминаемое автором событие вошло висторию:

«В 1934 г. собрался съезд партии... Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции... В то время начались пятилетки, дела пошли хорошо и все увлеклись хозяйственнойработой».

XVII съезд- «Съезд победителей»


7. Прочитайте отрывок из статьи энциклопедического словаря и укажите фамилию политического деятеля, о котором идетречь:

«Политический деятель, дипломат. В 1917-1918 гг. нарком государственного призрения. Первая в мире женщина-посол».Колонтай А.М .

8. Прочитайте отрывок из воспоминаний современника событий и укажите фамилию космонавта, пропущенную втексте:

«…Вечером прошло торжественное заседание Государственной комиссии... Сергей Павлович Королёв доложил о готовности корабля к пуску. Фиксируется решение комиссии:

«Утвердить предложение... о производстве первого в мире полёта космического корабля "Восток" с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года». По докладу Каманина принимается второе решение: утвердитьпервымкосмонавтом, запасным – Г.С.Титова...».

Гагарин

9. Прочитайте отрывок из документа и укажите период, к которому относится упоминаемое в немсобытие:

«Выход в свет “Краткого курса истории ВКП(б)” является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С его появлением партия получила новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма- ленинизма».1938-1958

10. Прочитайте отрывок из документа и укажите название исторического периода, к которому относятся факты, изложенные втексте:

«Центрами распространения внецензурных материалов по-прежнему остаются Москва, Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск, Харьков. <…> выявлено около 300 человек, которые, именуя себя «антисталинистами», «борцами за демократические права»..., занимаются выпуском как отдельных документов, так и сборников. Комитетом госбезопасности принимаются необходимые меры по пресечению попыток отдельных лиц использовать «самиздат» для распространения клеветы на советский государственный и общественный строй...». застой(1970)



11. Прочитайте отрывок из документа, изданного в России в начале XX в., и укажите название этогодокумента:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов...

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от насвластей».Манифест об усовершенствовании государственного порядка (от 17 октября 1905)

12. Прочитайте отрывок из документа МИД СССР 1949 г. и напишите сокращенное название военно-политического блока, о создании которого идетречь:

«Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления (их) политики и экономики… к узкокорыстным… планам англо-американского господства в Европе, образование новой группировки затеяно не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза…, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе… Вдохновители… пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и СоветскогоСоюза…»

НАТО


13. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию бывшего руководителя СССР, размышления которого приведены втексте:

«<…>был непоследователен. Обидел много хороших людей, особенно среди вашего брата, кричал, ругался на товарища Евтушенко, товарища Вознесенского и других товарищей, на интеллигенцию, которая… как раз и была за мой антисталинский курс. Поздно я наверху оказался… Если бы мне в 64-м году, когда они заговор устроили, лет на десять было бы меньше, я бы этим «партийным друзьям» так просто недался».Хрущёв

14. Прочитайте отрывок из документа и укажите егоназвание:

«Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные азиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Таков план, завещанный нам императором Мейдзи».Меморандум Танаки

Георгий Чичерин


34. Прочитайте отрывок из «Открытого письма» Г.В. Плеханова к петроградским рабочим и укажите год, когда было опубликовано этописьмо:

«Не подлежит сомнению, что многие из вас рады тем событиям, благодаря которым пало коалиционное правительство А.Ф. Керенского и политическая власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов».1917

35. Прочитайте отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошло описанноесобытие:

«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены… В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352процента».1992 г

36. Прочитайте отрывок из воспоминаний советского композитора и напишите егофамилию:

«Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».Шостакович Д.Д.

37. Прочитайте отрывок из документа и укажите год, когда происходило описываемоесобытие:

«Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики… выражает категорический протест правительствам и парламентам пяти государств. Варшавского договора… и перед лицом всей мировой общественности заявляет решительный протест правительствам и парламентам тех стран, которые принимают участие в оккупации...».

Конституция ДНР

42. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите егоназвание:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностныхлиц».Конституция ДНР

43. Прочитайте отрывок из статьи и укажите название процесса, о котором идет речь:

«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта четкая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и егопобеду».эвакуация

44. Прочитайте отрывок из послания Президента США, адресованного руководителю СССР, и назовите фамилию этогоруководителя:

«Уважаемый г-н Председатель... Вы согласитесь устранить эти виды оружия [ракеты] с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе вторжения наКубу...».Хрущёв

45. Прочитайте отрывок из выступления руководителя СССР и напишите его фамилию:

«В последнее время шла напряжённая работа над проектом нового Союзного договора. Сегодня я направил письмо руководителям делегаций, уполномоченных Верховными Советами республик, с предложением открыть договор для подписания 20 августа нынешнего года. <...> Что означает для жизни страны заключение нового Союзного договора? Прежде всего – это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта…».Горбачёв

46. Прочитайте отрывок из донесения царю Николаю Второму и напишите название крейсера, о котором идет речь:

«Крейсер… и канонерская лодка «Кореец» выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся вместе с «Корейцем» на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».Варяг

47. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите сражение, о котором идет речь:

«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом

«Тайфун», ему не удалось... Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».

Битва за Москву


48. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда происходили описанные в текстесобытия:

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие... данные о реагировании населения на решение... о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло. Нежелательные проявления продолжают иметь место в городе Новочеркасске... Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания... Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: "Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчёт"».Хрущёв

49. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий и укажите год, когда происходило сражение, о котором идет речь:

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок)».1943

50. Прочитайте отрывок из письма М.И. Калинину (1931) и укажите название политики, о которой идетречь:

«Мы, крестьяне-труженики и дети наши <...> уже 5 месяцев как выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде... Мы... разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены».Раскулачивание

51. Прочитайте отрывок из обращения патриарха Тихона к Совнаркому в октябре 1918 г. и укажите название упомянутого в нем мирногодоговора:

«Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, авам...».Брестский мир

52. Прочитайте отрывок из исторического очерка и укажите страну, которой СССР оказывалпомощь:

«Эта помощь была двоякого рода: посылка командиров..., поставки военной техники... Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путем на советских транспортах... До середины октября 1936 г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальномпорядке».

Испания

53. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и определите егоназвание:

«1. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики – Правительство Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией».

Конституция ДНР


54. Прочитайте отрывок из воспоминаний Ю. Левитана и напишите год, в который произошло упоминаемоесобытие:

«Я с трудом сдерживал слезы два раза в жизни – когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 1945 года, и когда Гагарин в космос полетел».1961

55. Прочитайте отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите год, когда происходило описываемоесобытие:

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».1962

56. Прочитайте отрывок из статьи и назовите описанное в немсобытие:

«Это один из эпизодов революции 1905 г., имевший место в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. Конфликт начался как спор рабочих с администрацией машиностроительного завода Лоэста по вопросу зарплаты, и вылился в вооруженные столкновения с человеческими жертвами».Горловское вооружённое восстание

57. Прочитайте отрывок из документа и укажите название операции, пропущенное втексте:

«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию, вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения». Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа надвермахтом».5 декабря 1941 - 7 января 1942 Тайфун

58. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и укажите егоназвание:

«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР

Естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ…».

Версальский договор

63. Укажите город, название которого пропущено втексте:

«Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре – октябре 1941 г. Наиболее длительной былаоборона, которая длилась 250 дней. Моряки-черноморцы держались допоследнего.Севастополя

64. Укажитегород, вкоторомв1921г.вспыхнуловосстаниеподлозунгами

«Власть Советам, а не партиям!».Кронштадт

65. Укажите фамилию летчицы, о которой идет речь:

«Героиня Великой Отечественной Войны, первая женщина Герой Советского Союза».

Стахановцы.


72. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1953-1964гг.:

Совнархоз, десталинизация, приватизация, целина.приватизация

73. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1945-1953гг.:

«Ленинградское дело», «дело врачей», план ГОЭЛРО, «план Маршалла».план ГОЭЛРО

74. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характеризующих государственную систему России начала XXв.:

Государственный совет, Верховный Совет, Святейший Синод, император.

Верховный Совет

75. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характеризующих особенности развития СССР второй половины XXв.:

Гласность, раскулачивание, целинник, диссидент.раскулачивание,

76. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду Великой Отечественнойвойны:

Холокост, коллаборационизм, раскулачивание, план «Барбаросса».раскулачивание ,

77. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду 1930-хгг.:

Принятие Конституции СССР; секретный протокол; ленд-лиз; раскулачивание.
ленд-лиз;

78. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, характерных для периода 1945–1953гг.:

«Доктрина Трумэна», «низкопоклонство перед Западом», «Пражская весна», Корейскаявойна. «Пражская весна»

79. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду «перестройки» вСССР:

Ускорение, ваучер, госприёмка, «парад суверенитетов».парад суверенитетов».

80. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне аббревиатур, которые широко использовались в СССР в период 1964–1985гг.:

КПСС, СЭВ, ГКЧП, ВЛКСМ.ГКЧП,

81. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду «застоя» вСССР:

Нефтедоллары, многопартийность , Продовольственная программа, военно- стратегическийпаритет.

82. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду Великой Отечественнойвойны:

Коллаборационизм, эвакуация, приватизация , коалиция.

83. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду в истории Росси и 1991–2000 гг.:

«Звездные войны» , шоковая терапия, импичмент, глобализация.


84. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду руководства СССР Н.С.Хрущёвым:

Реабилитация, госприёмка, совнархозы, антипартийная группа.

85. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду руководства СССР И.В.Сталиным:

«Военный коммунизм»; пятилетка; система коллективной безопасности; «холодная война».

86. Укажите элемент, являющийся лишним в перечне понятий, относящихся к периоду 1953–1964гг.:

Либерализация, совнархоз, «развитой социализм », волюнтаризм.

87. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг, снижение покупательной способности денег (их обесценивание), что проявляется в общем длительном повышении цен».инфляция

88. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Процесс роста городов, увеличения удельного веса городского населения, повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения социально-экономической и культурной жизни вгородах».Урбанизация

89. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Принцип социально-политической жизни, предполагающий свободное существование в государстве различных идеологических течений, партий, общественных организаций, движений, а также многообразие форм политической деятельности».плюрализм

90. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Теория ведения скоротечной войны, согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет мобилизовать и развернуть свои основные военные силы («молниеносная война»)».Блицкриг

91. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идетречь:

«Период в истории СССР конца 1950-х – первой половины 1960-х гг., характеризующийся относительной либерализацией внутренней (десталинизация) и внешней (опора на принцип мирного сосуществования) политики».Оттепель

92. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Агрессивная форма национализма, основой которой является пропаганда национальной исключительности и противопоставление интересов одной нации интересам другой».Шовини́зм

93. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Политическое противостояние СССР и США за превосходство в области вооружённых сил времен «холодной войны».

Гонка вооружения


94. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Уровень развития общества, когда человеческая общность на протяжении определенного периода времени имеет стойкие особенные черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные ценности, идеалы и ментальность».

Цивилизация

95. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Система принудительных мер, направленная на массовое преобразование мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные социалистические хозяйства путём кооперирования».Коллективизация

96. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Насильственные действия против гражданского населения с целью его устрашения, подавления воли, навязывания определенной линии поведения».Терроризм

97. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Ликвидация крепких единоличных крестьянских хозяйств, проводившаяся в СССР в период коллективизации».Раскулачивание

98. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

« Метод планового ведения хозяйства, основанный на принципах товарно-денежных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий (самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления) и материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, в условиях сохранения централизованного управления промышленностью».Хозрасчет

99. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«(от лат. liberalis – свободный) – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека».Либерализм

100. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и улучшение использования техники. Названо по фамилии шахтёра из Донбасса, который в 1935 г. добыл рекордную норму угля за одну смену».Стахановцы

101. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Органы территориального управления народным хозяйством и планирования в СССР периода 1957 – 1965 гг.».совнархоз

102. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Социально-политический и идеологический курс, провозглашённый в докладе Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС, включавший осуждение культа личности, массовых репрессий и депортациинародов».

Десталинизация


103. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

« Политический режим, при котором политическая и экономическая власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы людей, связанных общими интересами (например, представителей крупного монополизированного капитала)».олигархия

104. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Способы неофициального и неподцензурного производства и распространения текстов в СССР, которые изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения органов власти».Самиздат

105. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Вывоз (или вывод) людей, учреждений, имущества из опасных местностей во время военных действий, стихийных бедствий».Эвакуация

106. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Общественно опасное явление, выражающееся в преступном использовании представителями власти своего служебного статуса с целью получения личной выгоды (имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме)».Коррупция

107. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

« Политика массового уничтожения определенных групп населения по расовому, национальному или религиозному признаку».Геноцид

108. Прочитайте определение и укажите понятие, о котором идетречь:

«Нехватка отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денежных средств».Дефицит

109. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Название общественно-политического явления в США, которое характеризуется массовой борьбой против коммунизма, проверкой граждан страны на лояльность к власти и грубым нарушением общественных прав и свобод американцев».Маккартизм

110. Прочитайте определение и укажите историческое понятие, о котором идет речь:

«Обозначение в публицистике времен перестройки периода в истории СССР с момента прихода к власти Л.И. Брежнева (1964 г.) и до XXVII съезда КПСС (февраль 1986 г.), характеризующегося поворотом от реформаторства кконсерватизму».Застой

111. Укажите фамилию политического деятеля, произнесшего в 1941 г. следующуюфразу:

«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».

Г. Трумэн

112. Укажите фамилию советского разведчика, участника партизанского отряда Д.Медведева, совершившего серию актов возмездия в отношении высших представителей немецких оккупационных властей на Украине.Н. Кузнецов

113. Укажите фамилию политического лидера СССР, выдвинувшегоКонцепцию

«нового политического мышления» в международных отношениях.


114. Укажите фамилию государственного деятеля, которому принадлежит приведенноевысказывание:

«В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни... Коммунистическая партия Советского Союза является ядром политическойсистемы».Л. Брежнев (конституция 1977г)

115. Укажите фамилию исторического деятеля, о котором идетречь:

«Ему принадлежит следующее выражение о реформах, «архитектором» которых он был: "Не имеет значения, какого цвета кошка, лишь бы она исправно ловила мышей"».

Дэн Сяо- пин

116. Назовите исторического деятеля, об увековечении памяти которого идет речь в данномтексте:

«Памятник был установлен на вершине меловой горы над Северским Донцом. Монумент высотой 22 метра был создан по проекту знаменитого скульптора И.Кавалеридзе в 1927 г.».Артем(Сергеев Ф.А)

117. Укажите государство-союзника Германии , которое первым капитулировало перед странами антигитлеровскойкоалиции.Италия

118. Укажите государство, противостояние с которым заставило Великобританию в начале ХХ в. отказаться от одного из главных принципов своей внешней политики: «У Англии нет постоянных противников и постоянных друзей, у нее есть только постоянные интересы».

Германия.

119. Прочитайте текст и вставьте пропущенноеслово:

«Представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 г. и созванный в январе 1918 г. для принятия конституции и решения важнейших вопросов жизни страны, в составе которого большинство получила партия эсеров,это –собрание».Учредительное собрание

120. Прочитайте текст и вставьте пропущенноеслово:

«Признание Правительством РФ в 1998 г. неспособности государства производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам получило название».Дефолт

121. Прочитайте текст и вставьте пропущенноеслово:

«_пролетариата – это форма организации политической власти рабочего класса, установленная путём социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительствукоммунизма».Диктатура

122. Прочитайте фрагмент из постановления, принятого на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г., и напишите пропущенное в текстеслово:

«Образовать для управления страной, впредьдосозывасобрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров...».Учредительного

123. Прочитайте фрагмент текста о событиях в духовной жизни 1920-х гг. и укажите пропущенное имя историческойличности:

«В 1922 г. раскол в Православной Церкви стал фактом. Группа петроградских священников: А. Введенский, А. Боярский, Е. Белков и другие – в мае 1922 г. потребовала от патриархаоставить патриаршийпрестол».Тихона


124. Прочитайте фрагмент статьи из электронной энциклопедии и укажите фамилию руководителя СССР, о котором идетречь:

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, <он> хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».

Хрущёв

125. Прочитайте фрагмент статьи и укажите название периода в истории СССР, о котором идет речь:

«В эти годы дальнейшее развитие получила одна из ведущих отраслей промышленности – угольная. В строй были введены такие крупные шахты: имени газеты "Социалистический Донбасс", "Восточная"…, "Игнатьевская" и "Новоцентральная"... В последний год «золотой» пятилетки произошло слияние четырех трестов "Петровскуголь", "Рутченковуголь", "Куйбышевуголь", "Пролетарскуголь" в производственное объединение "Донецкуголь"».Индустриализация

126. Прочитайте фрагмент из торжественной песни и укажите ее полное название:

«Донецкая Русь сквозь года величаво,/ Победное знамя свое пронесет,/ Святая народная наша держава,/ С надеждой и верой для мира цветет!/»Гимн ДНР Славься республика, наша народная!" ... Музыка. М. Хохлова. Слова. Группы авторовДНР

127. Прочитайте фрагмент статьи и укажите название периода в истории СССР, о котором идет речь:

«Отдельные конфликты на шахтах Донецкой области стали перерастать в коллективные действия, приобретали черты организованности. Толчком для донецких угольщиков стали известия про забастовку шахтеров Кузбасса и Ясиноватой. В Донецке забастовка началась на шахте имени газеты «Социалистический Донбасс». В ночь с 18 на 19 июля не спустилась в забой четвертая смена шахты им. А.Ф. Засядько».Перестройка

128. Назовите фамилию исторической личности, о которой идетречь:

« Единственная женщина – Герой Советского Союза, воевавшая в бронетанковых частях. Танк Т-34 «Боевая подруга», на котором она сражалась, был построен на ее собственные сбережения».Мария Васильевна Октябрьская

129. Назовите фамилию исторической личности, о которой идетречь:

«Председатель Совета Министров СССР в 1965-1985 гг., один из авторов и инициаторов экономической реформы 1965 г.».Косыгин

130. Назовите фами


Стахановское движение, массовое движение новаторов социалистического производства в СССР - передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники. Возникло во 2-й пятилетке, в 1935, как новый этап социалистического соревнования. Стахановское движение было подготовлено всем ходом социалистического строительства, успехами индустриализации страны, ростом культурно-технического уровня и материального благосостояния трудящихся. Большинство стахановцев вышло из числа ударников. "Стахановским" движение названо по имени его зачинателя - забойщика шахты "Центральная - Ирмино" (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за смену 102 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был вскоре перекрыт его последователями. Наибольшей выработки в Донбассе достиг Н. А. Изотов, добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля за смену. Стахановское движение, поддержанное и возглавленное Коммунистической партией, за короткое время охватило все отрасли промышленности, транспорт, строительство, сельское хозяйство и распространилось по всему Советскому Союзу.

Зачинателями Стахановского движения были в автомобильной промышленности А. Х. Бусыгин, в обувной - Н. С. Сметанин, в текстильной - Е. В. и М. И. Виноградовы, в станкостроительной - И. И. Гудов, в лесной - В. С. Мусинский, на железнодорожном транспорте - П. Ф. Кривонос, в сельском хозяйстве - П. Н. Ангелина, К. А. Борин, М. С. Демченко и другие. 14-17 ноября 1935 состоялось Первое Всесоюзное совещание стахановцев в Кремле, которое подчеркнуло выдающуюся роль Стахановского движения в социалистическом строительстве. В декабре 1935 пленум ЦК ВКП (б) специально обсуждал вопросы развития промышленности и транспорта в связи со Стахановским движением резолюции пленума подчёркнуто: "Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих".

В соответствии с решениями Декабрьского пленума ЦК ВКП (б) была организована широкая сеть производственно-технического обучения, для передовиков созданы курсы мастеров социалистического труда. Состоявшиеся в 1936 отраслевые производственно-технические конференции пересмотрели проектные мощности предприятий, были повышены нормы выработки. В 1936 проводились стахановские пятидневки, декады, месячники в масштабе целых предприятий. Создавались стахановские бригады, участки, цехи, достигавшие устойчивой высокой коллективной выработки. Развернувшееся Стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так, если за годы 1-й пятилетки (1929-1932) производительность труда в промышленности СССР выросла на 41%, то за годы 2-й пятилетки (1933-1937) на 82%. С новой силой творческая инициатива новаторов проявилась 5 годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства. Стахановцам принадлежала инициатива движения "двухсотников" (две нормы и более за смену), а затем "тысячников" (1000% нормы), создания "фронтовых бригад".

Опыт Стахановского движения сохранил своё значение и в послевоенный период, когда в условиях непрерывного роста экономики и культуры возникли новые формы социалистического соревнования. Характерное для развитого социалистического общества в СССР движение за коммунистическое отношение к труду использует методы высокопроизводительного труда стахановцев с целью повышения эффективности социалистического производства.

Почему возникло стахановское движение?

Почему в конце 1935 года "вдруг" возникло стахановское движение? Что послужило ему толчком? Почему оно не возникло, скажем, год или два тому назад, когда передовая техника была уже налицо? В своей исключительно плоской речи к стахановцам, Сталин дал этому явлению следующее объяснение. "Жить стало лучше, жить стало веселей. А когда весело живется, работа спорится" ("Правда", 22 ноября 1935 г.). Дело оказывается очень просто: советский рабочий поднимает производительность труда от "веселости", которой осчастливил его, конечно, тот же Сталин. Молотов, который почти каждого оратора допытывал о том, почему он работает стахановскими методами, почему именно теперь, а не раньше, дал более реалистическую оценку: "Во многих местах непосредственным толчком к высокой производительности труда стахановцев является простой интерес к увеличению своего заработка" ("Правда", 19 ноября 1935 г.). Америку, которую не суждено было открыть Сталину, стыдливо открыл Молотов. По всем газетным сообщениям, во всех речах стахановцев, красной нитью проходит: личная материальная заинтересованность. Это есть основной стимул стахановского движения, и именно это, и только это обеспечивает ему несомненный рост в ближайшем будущем.

Эти условия личной заинтересованности были созданы лишь в самое последнее время, в связи с курсом на стабилизацию рубля, ликвидацией карточной системы и вообще нормировочного снабжения. Еще несколько месяцев тому назад денежный заработок не играл сравнительно большой роли в бюджете рабочего, который в значительной степени был построен на закрытых распределителях, на заводской столовой и пр. Больший или меньший заработок в рублях не имел большого значения в этих условиях. В новых же условиях, когда рубль становится снова "всеобщим эквивалентом" товаров, конечно, крайне несовершенным и еще непрочным, но все же "эквивалентом", у советских рабочих в борьбе за высшую зарплату создался стимул к поднятию производительности труда, ибо сдельная, поштучная плата, повсеместно введенная в СССР, автоматически выражает в рублях рост производительности труда каждого отдельного рабочего. Начавшаяся вводиться уже давно поштучная плата стала доминирующей формой зарплаты в промышленности и на транспорте, даже в тех отраслях, где это вызвало трудности благодаря коллективному "бригадному" характеру труда.

В угольной промышленности, например, хотя уже существовала сдельщина, но частично так называемая бригадная сдельщина, т.-е. бригада рабочих, получала жалование на бригаду, в соответствии с произведенной ею - бригадой - продукцией, внутри, же бригады жалование делилось приблизительно поровну. Сейчас начинается перевод - и он, несомненно, будет быстро завершен там, где этого еще нет - на дифференциальную сдельщину, т.е. каждый рабочий в отдельности будет зарабатывать в соответствии с произведенной им продукцией. В той мере, как новая техника создала предпосылку стахановскому движению, поштучная плата в условиях денежной реформы вызвала это движение к жизни. И в противоречивом советском хозяйстве с элементами социализма и капитализма, стахановское движение стало не только экономически необходимым, но в известной степени - подъем производительности труда - и прогрессивным. Конечно, не как "подготовка условий для перехода от социализма к коммунизму" (Сталин, "Правда", 22 ноября 1935 г.), а именно в рамках существующего переходного и противоречивого хозяйства, как подготовка капиталистическими методами элементарных предпосылок для социалистического общества. Деньги и поштучная заработная плата в до сталинскую эпоху категориями не только коммунизма, но и социализма никогда не считались. Поштучную заработную плату Маркс определял "как наиболее соответствующую капиталистическому способу производства" ("Капитал"). И только потерявший последний марксистский стыд бюрократ может этот вынужденный отход от будто бы уже осуществленного "социализма" к деньгам и поштучной оплате, а, следовательно, к усилению неравенства, к перенапряжению рабочей силы и к удлинению рабочего дня изображать, как "подготовку перехода к коммунизму".

Основатель Стахановского движения

Стаханов Алексей Григорьевич (1905, д. Луговая Орловской губернии - 1977, г. Чистякове Донецкой области) - зачинатель стахановского движения. Родился в бедной крестьянской семье. Батрачил, был пастухом. Три зимы учился в сельской школе, которую не окончил (в анкете в графе "образование" писал о себе "малограмотный"). Не имея возможности выбиться из нужды, в 1927 приехал на работу в г. Кадиевку на шахту "Центральная-Ирмино", мечтая заработать деньги на лошадь. В 1935 парторг шахты К. Г. Петров предложил Стаханову отметить праздник Международного юношеского дня производственным рекордом. В ночь с 30 на 31 авг. Стаханов добыл отбойным молотком за смену 102 т угля, перекрыв норму выработки в 14 раз заработав 200 руб. вместо 25 - 30. Это стало возможным за счет предварительной подготовки (лисогонам поручили спуститься в шахту раньше, чтобы обеспечить лесом костерчиков, укреплявших" лаву., коногоны были вызваны, для бесперебойной вывозки угля) и правильной организации труда; Стаханов всю смену работал отбойным молотком, двое шахтеров крепили за ним уступ, а раньше эту работу делал один человек. Тем не менее, партком шахты, щедро наградив Стаханова, счел необходимым "заранее указать и предупредить всех тех, кто попытается клеветать на товарища Стаханова и его рекорд как на случайный, выдуманный и т.д., что партийным комитетом они будут расценены как самые злейшие враги, выступающие против лучших людей шахты, нашей страны, отдающих все для выполнения указаний вождя нашей партии товарища Сталина "о полном использовании техники".

В условиях ненаучного планирования, постоянной штурмовщины, диспропорций и неритмичности производства ставка делалась на "трудовой героизм". Вслед за Стахановым в разных отраслях промышленности развернулось стахановское движение. Стаханов был награжден орденом Ленина; в 1936 по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Стаханов был принят в члены ВКП(б) без кандидатского стажа. Назначенный инструктором в тресте "Сергоуголь", он присутствовал на многочисленных митингах, совещаниях, съездах, сидя в почетном президиуме. В 1936 был принят в Промакадемию, избран в Верховный Совет СССР. Ему предоставили квартиру в знаменитом «Доме на Набережной», охрану, служебные машины. Стаханов дружил с сыном вождя всех народов Василием Сталиным... В 1937 вышла в свет книга Стаханов "Рассказ о моей жизни". В 1941 был назначен начальником шахты в г. Караганду. В 1942 стал начальником сектора социалистического соревнования в Наркомате угольной промышленности в Москве. В 1957 вернулся в Донецкую обл., работал заместителем управляющего угольным трестом; потом помощником главного инженера шахтоуправления. В 1970 он был награжден вторым орденом Ленина и удостоен звания Героя Социального Труда. В 1977 г. Кадиевку переименовали в г. Стаханов. 19 сентября г. Стаханов установил новый рекорд, дав 227 тонн угля в смену. Трудовой подвиг Стаханова просто не мог остаться незамеченным, в стране началась настоящая рекордомания, захватившая все сферы жизни страны. Стахановское движение ширилось и подчас доходило до курьезов.

Стахановское движение и дифференциация в рабочем классе

Введение сдельной зарплаты вносит неизбежно глубокое расслоение в среду самого советского рабочего класса. Если это расслоение сдерживалось до последнего времени нормировочным снабжением - продовольственные карточки, заводские распределители и столовые, - то в условиях перехода на денежное хозяйство ему открыт самый широкий простор. Вряд ли в какой - либо из передовых капиталистических стран имеет место столь глубокое различие в зарплате рабочих, как ныне в СССР. Шахтер-забойщик, не-стахановец зарабатывает в месяц 400-500 руб. максимум, стахановец больше 1.600 руб. Вспомогательный же рабочий коногон получает всего 170 руб. (не стахановец) и 400 - стахановец ("Правда", 16 ноября 1935 г.), т.е. один рабочий зарабатывает приблизительно в десять раз больше другого. Между тем, 170 рублей вовсе не самый низкий оклад, а средний по данным советской статистики. Есть рабочие, которые зарабатывают 150, 120 и даже 100 рублей. Разметчик Козлов (Станкостроительный завод, Горький) за половину октября заработал 950 рублей ("Правда", 26 ноября 1935 г.), т.е. в одиннадцать с лишним раз больше рабочего-коногона и в 16 раз больше рабочего, зарабатывающего 120 рублей. Ткачихи-стахановки зарабатывают 500 и больше рублей, нестахановки 150 и меньше ("Правда", 18 ноября 1935 г.).

Приведенные нами примеры не указывают крайних границ в обоих направлениях. Можно было бы без труда показать, что зарплата привилегированных слоев рабочего класса (рабочей аристократии в настоящем смысле этого слова) относится, как 20: 1, а может быть и больше к заработной плате низко оплачиваемых его слоев. А к этому надо еще добавить другие бытовые привилегии стахановцев: преимущественное обслуживание путевками в дома отдыха, санатории; ремонт квартир; бесплатные места детям в детских садах ("Труд", 23-го октября 1935 г.); бесплатные билеты в кино; стахановцев бреют бесплатно и вне очереди (Донбасс, "Труд", 1 ноября 1935 г.); бесплатные домашние учителя для стахановцев и их семей ("Труд", 2 ноября 1935 г.) и др., право на бесплатный вызов врача днём и ночью и пр.

Существует мнение, что сталинское руководство ставит стахановцев в очень привилегированное положение не только в целях поощрения к поднятию производительности труда, но и сознательно содействует дифференциации рабочего класса, с политической целью - опираться на хотя и более узкую, но и более надежную базу: рабочую аристократию. Усиливающаяся дифференциация в рабочем классе, выделение из него привилегированной верхушки, рабочей аристократии, чрезвычайно обостряют внутренние антагонизмы в самом рабочем классе. Неудивительно, поэтому, что стахановское движение рабочей массой встречено враждебно. Этого не в состоянии скрыть и советская печать.

Если же взять зарплату специалистов картина неравенства становится прямо-таки зловещей. Главный инженер шахты (случайной шахты, хорошо выполняющей задания), Остроглядов, зарабатывает 8.600 рублей в месяц; и это рядовой, не крупный специалист и заработок его, следовательно, не может считаться исключительным. Таким образом, специалисты часто зарабатывают в 80-100 раз больше неквалифицированных рабочих и такое неравенство достигнуто теперь, через 18 лет после Октябрьской революции, почти накануне - по Сталину - "перехода от социализма к коммунизму"!

Враждебность принимает разные формы: от шуточек, издевательств до убийств, причем в издевательствах над стахановцами участвуют и коммунисты-рабочие и даже низшие чиновники партии и профессиональных союзов ("Труд", 3 ноября 1935 г.). Вожди призывают к борьбе с "вредителями".

Сталинский председатель Украины, Постышев, заявляет: "Борьба с саботажниками и сопротивленцами стахановскому движению... является сейчас одним из важнейших участков классовой борьбы" ("Правда", 13 ноября 1935 г.). Наместник Сталина в Ленинграде, Жданов, говорит о том же: "На некоторых предприятиях стахановское движение встретило сопротивление, в том числе и со стороны отсталых рабочих.

Партия не остановится ни перед чем, чтобы смести с пути победы стахановского движения всех ему сопротивляющихся" ("Правда", 18 ноября 1935 г.). Подействуют ли эти угрозы на рабочих? Из приводимых ниже выдержек мы, во всяком случае, увидим, что рабочие не склонны уступать без боя там, где вопрос идет об их жизненных интересах. "Труд" от 18 ноября 1935 г. сообщает, что "на шахте № 5 забойщик Кириллов избил начальника участка, который требовал от него правильного крепления за забойщиком стахановцем Замстеевым". Дело в том, что применение стахановских методов в угольных шахтах привело к значительному сокращению забойщиков (например, в шахте самого Стаханова их число сократилось с 36 до 24). Хотя им и не угрожает безработица, но часть из них переведена на подсобную работу крепильщика, значительно хуже оплачиваемую. В таком положении и находился забойщик Кириллов. В том же номере "Труда" рассказывается, как двое рабочих "вели злостную агитацию против стахановских методов. Дягтирев подговорил крепильщика бригады стахановца Курличева не работать. В результате работа на участке сорвана".

Стахановцы жалуются, что только когда "есть надзор, работа идет" ("Труд", 24 сентября 1935 г.). В Одессе на заводе тяжелого машиностроения токарь Поляков набросился на стахановца Коренного с железным бруском. Поляков исключен из союза, выгнан с работы, над ним предполагается устроить показательный суд ("Труд", 23 октября 1935 г.). В Мариуполе, на заводе "Азовстали" двое рабочих, Чистяков и Хоменко приговорены к 4 и к 2 годам тюрьмы за угрозу, убить стахановца-бригадира. На заводе "Красный Штамповщик" стахановка-работница нашла на своем станке грязный веник с прикрепленной запиской: "Товарищу Белой за выполнение трех норм преподносится букет цветов" ("Труд", 1 ноября 1935 г.). Шесть дней понадобилось, чтобы установить "виновных". В их числе оказался и профорг Муравьев. Они сняты с работы. Высшее начальство требует передачи дела суду. "Труд" от 12 ноября 1935 г. сообщает, что "рабочие текстильщики, перешедшие на уплотненную работу, встретили и встречают большие препятствия. Классовая борьба напоминает о себе на каждом шагу". Небольшой пример:..."Открыли окна и выпустили всю влагу, помещение загрязнили до предела". На другой фабрике "у десятков станков челночные коробки смазали мылом. За всем этим мы видим вредительские действия. На фабрике "Большевик" над работницей Одинцовой, работающей на 144 автоматизированных станках, обнаглевший враг (т.-е. тот же рабочий. - М. Н.) издевался самым откровенным образом".

Работница-стахановка рассказывает, как над ней издеваются: "ко мне подходили с такими словами: Как ты похудела, да побледнела, разве тебе жизни не жаль". "Известия" от 28 октября рассказывают, как в бараке №25 Картонажной фабрики в Москве, рабочие Холмогоровы, отец и сын, "укоряли стахановца Соловина в том, что он своей работой в конце концов добьется снижения расценок... Холмогоровы подговорили живших вместе с ними рабочих Наумова и Непекина и те подожгли в ногах у спавшего Соловина бумагу. В результате этого зверского преступления Соловин получил серьезные ожоги. Преступники арестованы". На заводе "Авиахим" рабочий Крыков систематически перевыполнял норму, в то время как рабочие высшего разряда вырабатывали меньше, чем он. "14 октября все стало ясно. Карпов передал Крыкову следующую записку: Товарищ Крыков, ты не гони так шибко и не превышай норму, а проси еще расценок...". Крыков пожаловался администрации и рабочий Карпов был сперва уволен и после раскаяния восстановлен со строгим выговором ("Правда", 31 октября 1935 г.). В том же номере "Правды" сообщается, что в Смоленске "отсталые рабочие начали травить стахановца токаря Лихорадова... Дело дошло до того, что некто Свиридов сломал шестерню и оборвал ремни на Лихорадовском станке". Сам Лихорадов рассказывает ("Правда", 17 ноября 1935 г.): "Когда я сделал 7 штук бандажей (т.е. значительно перевыполнил норму.) в цеху поднялась такая история, враждебные элементы были готовы меня просто съесть". Рабочих, сопротивляющихся стахановскому движению советские газеты называют "аварийщиками", способствующими авариям и поломкам механизмов: "аварии и поломки механизмов - излюбленное средство борьбы против стахановского движения" ("Труд").

"Правда" от 3 ноября 1935 г. сообщает, что в Тамбове четыре рабочих стахановца "придя на работу, обнаружили, что их инструментальные ящики взломаны, инструменты похищены". Об остроте борьбы говорит и то обстоятельство, что в отдельных, к счастью редких, случаях, она принимает характер террористических актов. "25-го октября вечером убит лучший ударник, слесарь завода "Труд" И. Шмырев... Преступники арестованы" ("Правда", 29 октября 1935 г.). Через несколько недель "Правда" сообщает о том, что "военный трибунал приговорил убийц стахановца Шмырева к расстрелу". На шахте "Иван" Макеевугля, лучший стахановец Николай Цехнов убит "чтобы сорвать перевод участка на стахановскую систему... Преступники арестованы" ("Известия", 30 октября и 2 ноября1935г.). Мы уже упоминали о том, что стахановцы часто работают за счет своих соседей-рабочих. "Труд" от 23 октября 1935 г. сообщает: "Стахановец загружен работой, а его сосед простаивает". И в другом месте: "Успехи стахановцев потребовали сокращения рабочих на некоторых участках, началась новая борьба" 1 . Шура Дмитриева, стахановка, прямо заявила председателю завкома: "Неприятно мне. Либо добейся работы для всех, либо добейся сокращения, иначе перестану так работать". Нетрудно представить себе какое в этих условиях царит настроение на заводах.

Мастер фабрики "1-го Мая" (Ленинград) Солдатов говорит: "Когда не было стахановцев, то и простоев не было, а вместе со стахановцами появились простои" ("Труд", 24 октября). Мы привели так много газетных выдержек, чтобы показать всю остроту борьбы внутри рабочего класса вокруг стахановского движения. Если стахановское движение не грозит пока советскому рабочему безработицей - бурно растущая промышленность пока в состоянии поглотить все освобождающиеся рабочие руки - то оно грозит ему простоями, переводом в подсобники, физическим перенапряжением, снижением зарплаты, и пр., и пр. Дальнейшее расслоение рабочего класса означает усиление экономического неравенства и розни. Абсурдно было бы думать, что большинство или хотя бы значительная часть рабочего класса сможет стать стахановцами. Рост зарплаты стахановцев уже сейчас, несомненно, является объектом беспокойства бюрократии. Занятая стабилизацией советской валюты, она не может "швыряться" рублем. Сталин открыто провозгласил, что нужно пересмотреть нынешние технические нормы "как не соответствующие действительности, они отстали и превратились в тормоз... Необходимо их заменить новыми, более высокими техническими нормами", которые "нужны кроме того для того, чтобы отстающие массы подтягивать к передовым".

Достаточно ясно. Новые нормы эти должны по Сталину "проходить где-нибудь посередине между нынешними техническими нормами и теми нормами, которых добились Стахановы и Бусыгины" ("Правда", 22 ноября). А за подъемом технических норм вскоре, несомненно, последует снижение расценок, т.е. удар по заработной плате. На ряде предприятий расценки были снижены директорами немедленно же после первых рекордов стахановцев. Это чует советский рабочий, это тревожит его, и он ищет путей к самообороне и протестует по своему, как мы это видели, из приведенных фактов. Очень вероятно, что мы стоим в СССР накануне серьезных экономических оборонительных боев рабочего класса. Борьба эта неизбежно будет иметь, по крайней мере, в начале, партизанский и разрозненный характер. Рабочий класс в Советском Союзе не имеет своих профессиональных союзов, не имеет партии. Та совершенно выродившаяся бюрократическая организация, которая именуется профсоюзами, самими бюрократами (из других ведомств) признается совершенно обанкротившимся привеском к хозяйственным организациям. Это признание теперь делается открыто в советской печати. Вопросы защиты профессиональных интересов рабочего класса приобретают в СССР в самом близком будущем огромное значение.

Рабочие будут неизбежно стремиться создавать свои организации, пусть чрезвычайно примитивные и кустарные, но все, же способные защищать прямые интересы рабочих в области рабочего дня, отдыха, отпусков и заработной платы и поставить преграду нажиму бюрократии по линии интенсификации под флагом стахановского движения и под иными флагами. Задача большевиков-ленинцев помочь рабочему классу СССР в этой борьбе с чудовищными бюрократическими извращениями в области повышения производительности труда. Надо, в частности, помочь передовому советскому рабочему - на основе активного участия в повышении экономического могущества страны - правильно сформулировать, выдвинуть и популяризировать в массах основные требования-лозунги, своего рода программу-минимум в защиту интересов рабочего класса от бюрократии, ее произвола, насилий, привилегий и коррупции. Весьма вероятно, что на основе промышленных успехов и известного повышения жизненного уровня масс, по крайней мере, их верхних слоев, - повышения крайне отстающего от промышленного роста, - советский рабочий именно с этого конца, т.е. с защиты своих элементарных экономических интересов, приобщится снова к политической борьбе. Тогда перед Октябрьской революцией откроется перспектива возрождения. Другую очень существенную причину рекордов следует искать в том, что мы имеем дело не со средним днем в обыденных производственных условиях, но с совершенно специальной подготовкой, часто в течение довольно длительного срока, и что рекордист работает с чудовищным напряжением, на котором он, конечно, не в состоянии продержаться хоть сколько-нибудь продолжительное время

Итоги стахановского движения

Стахановское движение позволило во многих случаях улучшить положение дел на производстве. Однако в ходе кампании возникло и немало проблем. Руководство страны решило, что новое движение свидетельствует о возможности очередного «большого скачка» - резкого одновременного повышения производительности труда. На предприятиях начали требовать, чтобы достижения отдельных рабочих-маяков превращались в норму для целых коллективов. Подхлестывание «сплошной стахановизации» породило массовую штурмовщину и дезорганизацию, погоню за рекордами в ущерб качеству работы, а в ряде случаев - развал производства. В результате еще одна волна репрессий прокатилась по стране. На этот раз «козлами отпущения» Сталин сделал «саботажников» и «консерваторов» из хозяйственных руководителей, которые якобы не перестроились и мешали работать стахановцам. Технические, организационные проблемы оценивались как политические. «Товарищ Сталин, разъяснял журнал «Советская юстиция» (1936. № 1. С. 3), - говорил, что стахановское движение является в основе своей глубоко-революционным, а поэтому Прокуратура Республики считает, что сознательный срыв стахановского движения является действием контрреволюционным».

«Стахановизация» проникала во все сферы жизни страны, нередко принимая самые дикие формы.

Красноречивым примером этому может служить приказ наркома внутренних дел Киргизской ССР «О результатах соцсоревнования 3-го и 4-го отделов УГБ НКВД республики за февраль 1938 г.» 1 , в котором, в частности, говорилось: «4-й отдел в полтора раза превысил по сравнению с 3-м отделом число арестов за месяц и разоблачил шпионов, участников к. р. (контрреволюционных. - Сост.) организаций на 13 человек больше, чем-3-й отдел... однако 3-й отдел передал 20 дел на Военколлегию и 11 дел на спецколлегию, чего не имеет 4-й отдел, зато 4-й отдел превысил количество законченных его аппаратом дел (не считая периферии), рассмотренных тройкой, почти на сто человек» (Известия ЦК КПСС. 1989. № 5. С.74-75). Сталин объявил также, что дальнейшее развитие движения зависит от решительности борьбы с врагами. Их искали повсюду: и среди рабочих, и, особенно, среди инженерно-технических работников. Поводом для преследования могло стать неосторожное слово в адрес стахановцев, производственные неполадки, невыполнение плана.

О взгляде Политбюро на стахановское движение можно судить по следующему высказыванию Жданова 5 апреля 1936 г. на конференции стахановцев - ИТР Ленинграда: «Мы должны... твердо помнить указание нашего вождя, который говорил, что мы должны стахановское движение развивать вширь... с другой стороны, как говорил товарищ Сталин, давать легонько в зубы всем тем, кто станет на пути стахановского движения»



массовое движение новаторов социалистич. произ-ва, один из этапов развития социалистич. соревнования в СССР. С. д. выразилось в резком росте производительности труда в результате овладения рабочими новой техникой и рациональной организации труда. С. д. зародилось в Донбассе. В ночь на 31 авг. 1935 забойщик шахты "Центральная-Ирмино" А. Г. Стаханов (по имени к-рого названо С. д.), разделив труд забойщика и крепильщика, вырубил 102 т угля за смену при норме 7 т. Позднее Стаханов вырубил 227 т, a H. А. Изотов - 240 т, намного превысив выработку на лучших шахтах капиталистич. стран. Почин подхватили во всех отраслях нар. х-ва СССР. Зачинателями С. д. были: в автомобильной пром-сти - кузнец Горьковского автозавода А. X. Бусыгин, в обувной - затяжчик Ленинградской ф-ки "Скороход" Н. С. Сметанин, в текстильной - ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы, на транспорте - машинист П. Ф. Кривонос, в с. х-ве - тракторная бригада П. Н. Ангелиной, колхозница М. С. Демченко и др. Большую роль в развитии С. д. сыграл Декабрьский пленум ЦК ВКП(б) 1935. По его решению началось обучение технич. знаниям всех рабочих, были пересмотрены технич. нормы с учетом опыта передовиков. Партия призывала к переходу от рекордов новаторов к массовому освоению новых методов работы. Были организованы школы передового опыта, шефство передовиков над отстающими рабочими. 14-17 нояб. 1935 в Москве состоялось 1-е Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. К 1937 С. д. охватило 22% тружеников с. х-ва. С. д. привело к росту производительности труда за 1933-37 на 82%, дало 79% прироста пром. продукции, чем способствовало досрочному выполнению 2-й пятилетки. XVIII съезд ВКП(б) 1939 мобилизовал трудящихся на дальнейшее развитие социалистического соревнования. По инициативе комсомольцев Моск. автозавода организуются стахановские пролеты, смены, участки. Рабочие переходят к коллективному стахановскому труду, к-рый во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 и в послевоен. годы стал массовым явлением. Новая техника, рост культурно-технич. уровня трудящихся изменяют характер новаторских починов, порождают новые формы социалистич. соревнования. Лит.: Социалистическое соревнование в СССР. 1918-1964. (Док-ты и мат-лы), М., 1965; Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. Стенографический отчет, М., 1935.