Управление чужими эмоциями. Про избавление от негативных мыслей. Сохраняйте спокойное лицо

Помню, у нас в школе был один-единственный психолог, который раз в год приходил в класс и учил жизни – давал советы из области эмоционального интеллекта. Что-то типа: если вы очень нервничаете, то возьмите ручку и начните с силой черкать на бумаге, все что хотите. И некоторые одноклассники принимались за дело с такой агрессией, что в итоге лист рвался.

А недавно у одного авторитетного блогера наткнулась на совет попинать подушку или орать что есть силы. Это называется «выпустить пар». Но мы же с вами не пароварки! И ничего общего с управлением эмоциональным интеллектом это не имеет. Подобные советы из серии «Расслабьтесь и дышите глубже, когда на вас идет медведь», как вы понимаете, совершенно не эффективны. А в одной телепередаче про развод бывшим женам предлагалось «выпустить эмоции» путем поджога одежды своего партнера. Думаю, можно собрать целую коллекцию подобных вредных советов. Но – сюрприз – всё это не работает!

Еще Ницше сказал, что мысли приходят тогда, когда они хотят, а не как мы планируем. Точно так же ваши эмоции не появляются и не исчезают, когда вы решите. Но возможно ли управлять своими эмоциями? Или придется смириться с тем, что эмоции всегда сильнее нас и доминируют над нашими действиями?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему кто-то в состоянии говорить на публике, не нервничая, в то время как другого человека страх публичных выступлений выводит из строя? Почему есть люди, которые в споре поддаются гневу и теряют контроль над собой, а другие остаются спокойными?

Что происходит, когда ваши эмоции выходят из-под контроля

Вы не можете контролировать проявление эмоций. И даже не стоит пытаться это делать. Осознать, принять и управлять – то, чему действительно стоит учиться. Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. Если бы наши предки не боялись находиться рядом с тиграми, человечество как вид вряд ли дотянуло бы до сегодняшнего дня.

За появление эмоций отвечает участок головного мозга под названием миндалевидное тело (он же – амигдала), которое и создает команды типа «бей/беги». Именно поэтому очень трудно управлять силой базовых эмоций, которые генетически запрограммированы. Более того, такой тип эмоциональной реакции нам необходим. Тем не менее у некоторых людей эти процессы не регулируются надлежащим образом, и это приводит к тому, что…

– …базовая эмоциональная реакция срабатывает в ситуациях, когда нет никакой реальной угрозы (чувство беспокойства, тревожность).

– …человек не в состоянии отключиться на протяжении долгого времени (как, например, в депрессии). Мозг переходит в режим выживания и закрепляется в этом состоянии.

Когда вы находитесь в фазе боевой готовности и миндалевидное тело дает вам команды, как правило, уже слишком поздно пытаться управлять собой. Нужно действовать быстрее, то есть заранее. Придется научиться определять те признаки и ситуации, когда вы можете выйти из себя, и заранее определить способ управления эмоциями. Это единственный метод, с помощью которого вы сможете остановить (или задержать) цепную реакцию, прежде чем будет слишком поздно.

Правда о негативных эмоциях

Последние психологические исследования показывают, что существует только ​4 вида основных эмоций, которые развиваются в другие, более сложные чувства: ​гнев​, ​страх, ​радость​ и ​печаль​.

В жизни неизбежно случаются ситуации, к которым мы никогда не будем готовы. Если вдруг что-то пошло категорически не так, то очень трудно сохранить контроль над чувством страха или тревоги. А положительные эмоции обладают таким свойством, что проходят гораздо быстрее, чем отрицательные. В одном исследовании бельгийский ученый Филипп Вердуйн установил, что самая долгоиграющая эмоция – ​печаль. Она длится в 4 раза дольше, чем радость​! Вот это несправедливость... Но из этого в первую очередь следует, что всем нам действительно совершенно необходимо научиться управлять интенсивностью своих эмоций, чтобы больше радоваться и меньше страдать.

Итак, 5 реально работающих, проверенных наукой техник экстренной помощи, которые пригодятся, когда интенсивные переживания мешают вам сосредоточиться на работе и прочих важных делах. Уверена, что некоторые из этих методов вас удивят.

1. Вспомните все свои успехи и крутые моменты в жизни

На самом деле считаю этот способ самым эффективным. Восстановите в памяти хотя бы три примера своего личного успеха. Вспомните что-то, связанное с текущей задачей и работой.

Пример: Вместо того чтобы нервничать из-за своего опоздания на работу, лучше вспомните, что вы перевыполнили финансовый план за прошлый период и как директор вас похвалил.

Интересно, что согласно исследованиям эта стратегия работает особенно хорошо у женщин. В следующий раз, когда почувствуете, что теряете контроль над своими эмоциями, напомнить себе те вещи, которыми вы гордитесь в вашей жизни.

2. Отложите беспокойство на более поздний срок

Да-да, прямо так можно и сказать себе: сегодня с 19 часов я начну переживать по такому-то поводу. И часок-другой буду сидеть и плакать.

Способ отложенного волнения обычно очень эффективно работает. В одном исследовании участникам с тревожными мыслями было предложено отложить беспокойство на 30 минут, и было показано, что после этой паузы эмоции возвращаются с гораздо меньшей интенсивностью.

3. Подумайте о худшем, что может случиться

Самураи оставались спокойными даже в самых драматических ситуациях. Как им это удавалось? Просто они думали о смерти.

Я не хочу, чтобы вы превращались в драматического гота, но размышления о том, что самое плохое может случиться с вами, в определенной степени нейтрализует ваши текущие проблемы и дает возможность сохранить контроль.

4. Выражайте четко свои эмоции

Общая формула: «Я чувствую X (эмоция), когда я делаю Y/когда со мной делают Y (поведение) в положении Z». Принимайте во внимание следующее:

– четко осознайте и определите эмоцию X (гнев, грусть, страх, веселье и т. д.);

– выскажите свои эмоции от первого лица;

– определите, какое поведение Y провоцирует вас на эмоции;

– выражайте четко, что вам необходимо;

– избегайте использования фраз, которые начинаются с «ты» и «вы» и следуют с обвинениями;

Пример: «Я чувствую себя недооцененной, потому что меня в нашей компании не повышают уже 5 лет, несмотря на все мои старания и преданность».

Когда вы смотрите на свое отражение, вы воспринимаете себя более объективно. А следовательно, отвлекаетесь от вашей эмоциональности. Разглядывание себя в зеркале в период эмоционального всплеска поможет вам вести себя более сознательным образом.

Важно: превратите все это в практику

Не пытайтесь овладеть всеми техниками сразу. Сосредоточьтесь на одной и превратите это действие в привычку – скоро вы будете уже заранее знать, как будете справляться со сложной эмоциональной обстановкой. Например, если выберете пункт 2 («Я подумаю об этом после 19:00), то заранее определите себе занятие или даже мысли, на которые сможете переключиться, как только уровень эмоций начнет зашкаливать.

В совершенстве владеть собственными эмоциями может далеко не каждый. Не всегда легко правильно отреагировать на эмоциональные выпады окружающих, иногда чувства захлестывают с такой силой, что нет возможности их остановить. И тогда реакция выходит либо слишком интенсивной и неадекватной, либо вообще включается то, чему не следовало. Можно ли научиться управлять собственным эмоциональным состоянием? Как взять настроение под контроль, когда это так необходимо?

Перед вами 7 способов укрощения чувств, которые помогут переключить внутренний рычаг на нужную волну. Другими словами, мы научим вас, как управлять своими эмоциями.

1. Сохраняйте спокойное лицо

Наверняка замечали, как трудно маленьким детям контролировать собственную мимику? Они много кривляются и двигают бровями, им тяжело сдержать удивление или радость, поэтому они так быстро выходят из себя, если что-то их не устраивает или обижает. Дети не умеет контролировать лицо! Расслабьте мимику, уберите ненужные складки, обиженные губы или сведенные домиком брови. Вы удивитесь, насколько быстро это выровняет внутреннее состояние, вернет самоконтроль и решительность действовать.

2. Расслабьте мышечные зажимы

Знаете, почему в армии солдат тренируют быть собранными и стоять по струнке смирно? Потому что привычка держать тело в расхлябанном состоянии, когда руки и ноги живут какой-то отдельной жизнью, мешает контролировать себя, делает человека слабым и зависимым. Оцените себя со стороны, есть ли в вашем теле зажатости? Дерганье ногой, постукивание пальцами, сутулость, покусывание губ выдают в вас человека, который не привык управлять своим телом. Уберите зажимы, включите музыку, потанцуйте, расслабьтесь, учитесь отслеживать все движения тела. Это сделает вас хозяином положения.

3. Учитесь контролировать мысли

Мысли напрямую подключены к эмоциям, которые мы испытываем. Думаем о светлом и хорошем – запускаем в себе позитивные состояния, обращаем внимание на неприятности – автоматически уходим в негатив. Мудрость в том, чтобы убрать из жизненной роль жертвы, учиться превращать непредвиденные проблемы в выполнимые задачи, включая в своем сознании активные и творческие установки. Работайте с внутренними убеждениями, и ваша эмоциональная реакция тоже изменится!

4. Освойте практику управления дыханием

Если эмоции уже захлестнули, и менять видение ситуации бесполезно, лучше переключиться на ритм дыхания и попробовать его скорректировать. Короткие и неглубокие глотки воздуха нужно постараться заменить медленными и осознаваемыми вдохами-выдохами. Для полноты эффекта можете ознакомиться с йоговскими практиками по настройке дыхания, которые помогут восстановить еще и энергетику тела. Вся их суть сводится к резким выдохам воздуха из груди.

5. Воспользуйтесь «ключом эмоций»

Если внутри вас только начали нарастать возмущение или злость, их легко снять, правильно подобрав эмоциональные ключи – изменив рисунок тела и маску лица. Как это работает? Представьте себя актером на сцене, которого попросили сыграть эмоции радости, удивления или безразличия. Что будете делать? Правильно, играть. Хлопать в ладоши, улыбаться или бурно выражать восторг. В реальной жизни работают те же законы: чтобы смягчить давление одной эмоции, переключите тело на другую. Расслабьтесь, выдохните, смените тон голоса, словесные формулировки, уберите грозное выражение лица – и внутреннее состояние тоже начнет выравниваться. Это и есть ключ!

6. Познакомьтесь с техникой присутствия

Еще один способ убрать подергивания тела и выйти из состояния стресса – тренировать осознанное присутствие. Для этого необходима постоянная практика и желание анализировать ощущения, слова и поступки. Представьте, что вы сам себе психолог, который внимательно следит за тем, что делает, чувствует и думает его пациент. Постарайтесь отслеживать, на что распыляется ваше внимание в течение дня, что вас задевает или радует, что служит причиной той или иной эмоциональной реакции? Как только вы научитесь выявлять первопричины эмоций, смотреть на себя со стороны, контролируя собственную вовлеченность в процесс, вы сможете управлять собой.

7. Попытайтесь найти внутренние выгоды

Часто эмоции, которые возникают неожиданно и кажутся неподконрольными мозгу, мы выбираем вполне осознанно, руководствуясь какими-то своими внутренними мотивами. Например, обидевшись на кого-то, мы хотим манипулировать человеком, требуя приятных компенсаций. Нужно попытаться разобраться в первопричинах эмоций, почему мы выбрали именно это чувство, чем оно выгодно для нас в данную минуту? Будьте честными с собой, ведь даже истерика или злость имеют под собой вполне конкретные мотивы. Только осознав их, вы сможете все изменить.

Помните, управлять эмоциями нетрудно, если не пускать все на самотек и отслеживать чувства в момент их возникновения. Главное – искреннее желание взять под контроль настроение. Просто поставьте перед собой задачу, и вы удивитесь, как быстро тело поймет, кто в его доме хозяин.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психотерапевтической помощи , сегодня, в рубрике самопомощь, Вы узнаете, как можно управлять своими эмоциями и чувствами с помощью простой техники когнитивной терапии

Как научиться управлять своими эмоциями

Вам представлена когнитивная техника сократического диалога с самим собой, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувствами.


Например, вы злитесь на своего друга за его поведение (это эмоция гнева), и уже готовы к агрессивным действиям, против себя – если вы интроверт, или против других – если экстраверт.

Как придти в норму и избавиться от гнева, особенно если он реально необоснован, и как не стать агрессивным при этом?

Чтобы узнать как управлять эмоциями , давайте уясним когнитивную модель.

Ее суть: «Как я думаю – так я себя и чувствую, а как чувствую – так и веду себя (включая физиологические реакции организма)»

То есть, наши чувства и эмоции, а вместе с ними поведенческие и физиологические реакции (артериальное давление, учащенное или замедленное дыхание, повышенное потоотделение, комок в горле, покраснение кожных покровов и так далее), напрямую зависят от нашего мышления, от нашей интерпретации психотравмирующей, стрессовой ситуации (в нашем примере – поведение друга).

Схема процесса когнитивной ошибки (ошибки мышления) такова:

Стрессовая ситуация – Дисфункциональная автоматическая мысль (Автомысль) или представление (образ) – Эмоция (чувства) – Поведение (и/или физиологические реакции).

По сути, что бы вернуться к нормальному самочувствию, мы можем сломать эту цепочку в любом месте, например, изменив ситуацию: не будет мыслей о ней – не будет и эмоций…

Но ситуацию не всегда можно изменить, тем более, что незавершенная ситуация с автомыслью и не отработанной эмоцией – сохраниться в голове, в глубинах психики, и потом проявит себя, например, в отношениях.

Саму эмоцию, или соответствующее ей поведение – сложно изменить, особенно, когда вы испытываете ее в данный момент. Поэтому, мы с вами будем обнаруживать и менять дисфункциональные автоматические мысли (сокращенно – автомысли).

Переходим к практике применения этой техники, чтобы управлять эмоциями

Итак, вы злитесь… Вам нужно представить тот момент, когда вы начали злиться…, что была за ситуация… что за поведение друга… и задать себе вопрос: «О чем я тогда подумал?»

Может я подумал, что какой милый у меня друг, как он внимателен ко мне?

Вряд ли! Наверное, я подумал, что он меня не любит и не уважает, раз так ведет себя? (мысли быстрые, поэтому нужно поймать их интуитивно)

Что ж, эта мысль подходит: «Он меня не уважает», поэтому я разозлился и готов был прибить его.

Задаете себе вопрос: «Насколько я верю в эту идею, что мой друг меня не уважает?» (от 0 до 100%)… скажем 90% (записываем)

Насколько сильна, интенсивна моя эмоция злости? (от 0 до 100%)… скажем 80% (записываем).

Для этого проводим диалог с самим собой: задаем и отвечаем себе на следующие вопросы:

1) Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?

Выписываем доказательства (аргументы) штук десять.

Например: Он меня не уважает, потому что не дал в долг.

И доказываем….

2) Каковы доказательства, противоречащие этой идее?

Здесь находим больше доказательств, чем в предыдущем вопросе.

Например: Он меня уважает, потому что….

3) Существуют ли альтернативные объяснения этой идеи?

Например: Он не то что не уважает меня, просто у него было плохое настроение… не было денег….

4) Что самое плохое может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы перестанем дружить

5) Представить, что так произошло, и спросить себя: «Смогу ли я это пережить?»

6) Что самое лучшее может произойти, если он меня не уважает?

Например: он станет меня уважать.

7) Что самое реальное может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы выясним отношения, и продолжим дружбу.

8) Каковы последствия моей веры в эту идею, что он меня не уважает?

Например: я накоплю негатива, и мы разругаемся.

9) Каковы последствия изменения этой мысли?

Например: я перестану злиться, копить негативы, и смогу решить эту проблему.

10) Что я должен делать в связи с этим?

Например: изменить свое отношение (мышление) к определенной ситуации….

11) Что я мог бы посоветовать близкому человеку, находящемуся в такой же ситуации?

Записываем крупно адаптивный ответ, например: «МОЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ УВАЖЕНИЯ МЕНЯ ДРУГИМИ». (потом, это можно несколько раз перечитывать, для закрепления результата).

На сколько % я сейчас верю в эту идею, что он меня не уважает? Например 30%. (или вообще не верю).

Какова сила (интенсивность) моей злости? Например: у меня уже нет злости (или столько то %).

Если вы все сделали правильно, то вера в автомысль уменьшится или вовсе исчезнет, как и сила эмоции, и вы почувствуете себя лучше!

Точно так же, можно управлять другими эмоциями и чувствами, автомыслями и поведением, включая — навязчивые идеи ….

Как только Вы почувствовали изменение настроения или проявление негативной эмоции (чувства), сразу спросите себя: «О чем я только что подумал?», и найдите адаптивный ответ.

Если Вы не можете самостоятельно справиться со своими негативными эмоциями и чувствами, то ЗАПИШИТЕСЬ на консультацию психолога онлайн.

Психологический журнал.

Если вы достигли того понимания, что за все, что происходит в вашей жизни ответственны вы сами, а не внешние обстоятельства и другие люди, тогда здесь вы найдете глубинный ответ , как сформировать самый важный навык - управление эмоциями и чувствами. Самое важное качество, которое вы можете себе привить - это ваша способность контролировать свои мысли, эмоции и чувства. Это тот навык, который приведет вас куда угодно.

Раньше я не умела управлять своими эмоциями, была слишком эмоциональным человеком, на все очень остро реагировала. Потом я стала разбираться, а что на самом деле определяет мои эмоции?

Гормоны, какие-то необъяснимые вещи? Нет! И однажды до меня дошло, что мои эмоции определяются моими мыслями.

Я поняла одну важную вещь:

чтобы контролировать свои эмоции и чувства, нужно научиться контролировать свои мысли.

Управление эмоциями и чувствами. Простое объяснение.

Эмоции - это всегда производная нашей мысли.

Так как к построению своей жизни я отношусь осознано, я стала интересоваться, как наладить контакт со своими мыслями, а заодно и с эмоциями.

Стала изучать способы управления эмоциями и нашла для себя одно упражнение, которое натренировало меня управлять своими эмоциями через мысли.

В течение дня, когда возникает какая-то эмоция или неприятное ощущение раздражения, подавленности, злости, недовольства нужно просто остановиться и спросить себя:

  • А в какой момент я начала чувствовать эту эмоцию?
  • Когда поменялось мое настроение?

Здесь главное внимательно к себе прислушаться, быть честной с собой.

И чем чаще я практиковалась отматывать пленку назад и возвращаться в тот момент и ловить его, когда появилась та самая эмоция, я всегда без исключения обнаруживала, что эмоция последовала за мыслью.

Поэтому, если вы считаете, что эмоции бесконтрольны и управлять эмоциями сложно, это только потому, что вы думаете, что эмоции это нечто само по себе, как пришли, так и ушли.

Чтобы понять, что подразумевает методика управления эмоциями, нужно принять тот факт, что эмоции - это результат мыслей. И как только это понимаешь, сразу начинаешь контролировать свои мысли.

Запомните, никто кроме вас не может управлять вашими мыслями.

Управление эмоциями и чувствами. Понятие "ум" и "сознание".

Но почему же тогда некоторым людям кажется, что мысли приходят без их ведома и якобы ? Здесь надо понимать, что есть ум и сознание.

Ум хватается за все, что ему показывают, что он видит, это как обезьянка, которая может и банан схватить, и гранату по принципу - дали-бери, все в подряд и без разбора.

А сознание - это хозяин, контролирующий то, что ум может схватить. Ведь хватая все в подряд можно и навредить себе и поэтому именно

Пригодится:

Раньше я просто не задумывалась об этом - ну пришла какая-то мысль в голову, значит так и надо. Я не отдавала себе отчет в том, что все то время, пока негативная мысль находится в моей голове, она создает нежелательные события.

Как помочь себе на начальном этапе и научиться контролировать свои мысли, наблюдать за ними, выбирать желаемые?

Во-первых,

убрать все то, что вводит в состояние пассивного мышления (негативного).

Ты принимаешь информацию, и она регулярно вертится в твоей голове. Например, просмотр телевизора, где много негатива. Или общение с вечно ноющими людьми, которые любят пожаловаться, обсудить кто-нибудь.

Все это негативное влияние и только вам решать, стоит ли ограждать себя себя от этого и нужно ли исключать негатив из своей жизни.

Надеюсь, ваш ответ утвердительный, ведь не зря же вас интересует управление эмоциями и чувствами.

Для того, чтобы помочь себе мыслить именно так, как хочешь, нужно обратиться к вдохновляющим примерам и к тем людям, на которых вы хотите быть похожими.

Посмотрите:

Как за ними наблюдать?

Когда общаешься с людьми, которые мыслят иначе, слушаешь их, по сути начинаешь мыслить в их ключе и перенимаешь их мышление. Это обязательная часть построения своего нового мышления.

Во-вторых,

узнавать больше о своей природе, о природе других людей. Например, интересоваться психологией.

Она поможет понять вам и себя, и других людей, отличить важное от неважного.

Никто кроме вас не управляет вашими мыслями. Даже сейчас только вы определяете, о чем вы будете думать в следующую секунду.

Только вы своим собственным усилием можете сместить фокус с негатива на что-то хорошее. Заменить мысли страха, тревоги, раздражения на мысли благодарности, мечты, ожидания, радости.

Это похоже на тренировку тела. Например, в прошлом году я записалась в студию латиноамериканских танцев. Страстные, пленительные, они всегда завораживали меня и мне хотелось давно обучиться танцевать также красиво.

Для меня это было абсолютно новое занятие и первое время мне было непросто приучить свое тело правильно двигаться, приучать свои мышцы реагировать более быстро, точно.

Но с каждой новой тренировкой я все больше и больше оттачивала свою технику. И вскоре появилась необходимая пластика, активность, энергичность, тело стало слушаться, я стала более уверенной, ну и постройнела.

Сейчас наш коллектив приглашают на городские мероприятия, мы даже танцевали на свадьбах. А самое главное - я просто обожаю танцевать и исполнилось одно из моих желаний.

До такого же максимума можно довести и управление своими мыслями.

Управление эмоциями и чувствами. Внутренний диалог

Но не забывайте, что все равно мы живем в мире, где много негативной информации. Информации, которая будет вас заставлять сомневаться в своих силах, расшатывать вашу уверенность, поэтому всегда нужно держать руку на пульсе, чтобы ваш ум не хватался за все в подряд.

Большинство людей не придают значения внутреннему диалогу, который вечно прокручивается в их голове. Это может быть болтовня, смакование каких-то событий, внутренние споры/комментарии. Многие просто относятся к этому как к естественному фону, не подозревая, что все это можно контролировать.

Именно поэтому большинство людей живут не той жизнью, которой хотели бы.

Ваш внутренний диалог определяет вашу жизнь. Он определяет, как вы себя чувствуете, как вы к себе относитесь и к другим людям в том числе. И как следствие - это определяет то, как вы себя ведете. А это и есть ваш характер.

Кстати, и - это тоже мысли. Если вы контролируете свои мысли, вы управляете уровнем своей уверенности и уровнем своей самооценки.

  • Счастье в семье - это мысли.
  • Финансовое изобилие - это мысли.
  • Стройность и красота - это мысли.

Самая важная инвестиция вашего времени, усилий - это инвестиция в то, чтобы научиться управлять своими мыслями, научиться выбирать их и как следствие - научиться управлять своими эмоциями.

Управление мыслями и эмоциями - это всего лишь навык и одно следует из другого. И потребуются усилия, настойчивость.

Про избавление от негативных мыслей

Нужно не избавляться от негативных мыслей, нужно просто замещать их.

Думать параллельно о нескольких вещах невозможно, поэтому выбирайте, о чем будете думать.

Если пришла грустная мысль, вслед за ней появятся и соответствующие эмоции подавленности, злости. В этот момент спросите себя:

  • А о чем я могла бы сейчас вместо этого думать?
  • Какими позитивными мыслями я могу заменить негативные мысли?
  • За что я могу быть благодарной?

Если вы думаете, что вы не можете справиться с негативными мыслями, вы просто не хотите отказаться от привычного состояния, жертвы, безысходности и т.д. Выбор за вами.

Именно вы - полноправный хозяин своих мыслей. Просто не нужно сидеть пассивно и смотреть, как ваша обезьянка хватает все в подряд, что находится в ее поле зрения, а самому выбирать, о чем хочешь в данный момент думать. То, о чем вы думаете сейчас создает ваше завтра.

Вы то, что вы думаете. Ваша жизнь является тем, что вы сами себе надумали.

Если совершенствовать навык управления своими мыслями, можно достичь чего угодно и в отношениях, и в , и в здоровье.

Про еще один необходимый навык

Еще один необходимый навык - это развитие воображения. Именно воображение помогает создать в своей жизни то, чего еще никогда не было или приумножать то, чего хочется.

Эмоциями называются процессы, которые в форме переживаний отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека. Эти переживания выражают субъективное отношение человека к действительности и проявляются в виде радости, печали, возмущения, гнева страха и т.д. Многообразное проявление эмоциональной жизни человека может выражаться состояниями: аффекта; собственно эмоциями; чувствами; настроениями, стрессами.

Аффекты. Это наиболее мощная эмоциональная реакция. Она проявляется как сильное, бурное, кратковременное эмоциональное переживание, которое полностью захватывает психику человека. Аффект наступает в результате какого-либо сильного потрясения: страх; гнев - как реакция на насмешки и издевательства; ступор при сообщении о смерти близкого; эйфория после освобождения от опасности и т. п. В состоянии аффекта человек, как правило, забывает все, что происходило до события^ вызвавшего аффективную реакцию. Это состояние является практически неуправляемым.
Собственно эмоции. Представляют собой более длительную реакцию, которая возникает на совершившиеся события, а также на предполагаемые или вспоминаемые.
Чувства. Это устойчивые психические состояния, которые имеют четкий предметный характер. Они выражают устойчивые отношения к каким-либо реальным или воображаемым объектам. Человек не может переживать какое-либо чувство вообще. Оно обязательно привязано к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, он не может испытать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные (переживания человеком его отношений к другим людям);
- интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
- эстетические (чувства красоты при восприятии произведений искусства, явлений природы);
- практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение. Это наиболее длительное эмоциональное состояние, которое часто определяет поведение человека, так как на фоне настроения протекают все остальные психические процессы. Настроение связано с темпераментом человека, но во многом зависит от внешних факторов. Оптимистическое настроение положительно сказывается на внешности человека, выражении его лица (с ним охотно вступают в контакт окружающие). Производительность и качество труда положительно настроенного человека выше, чем у настроенного пессимистически.
Стресс. Это особая реакция организма на неожиданную (напряженную) обстановку. Реакция является неспецифической, так как может возникать в ответ либо на любое неблагоприятное воздействие (холод, боль, усталость, унижение, неудачи, неприятности на работе), либо на неожиданную радость (существуют выражения «умер от радости», «умер от смеха»).

Стресс является физиологической реакцией, которая мобилизует резервные возможности организма. Это выражается в изменении режима работы многих органов"и систем организма (учащается ритм сердца, повышается частота пульса, свертываемость крови и т. п.). Разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки в результате неблагоприятных воздействий. У одних наблюдается активная реакция, стресс стимулирует их, эффективность их деятельности может при этом повышаться до некоторого предела (о таких людях иногда говорят: «Без пинков, что без пряников»). Такой стресс психологи называют «стрессом льва». У других - реакция пассивная, эффективность их деятельности в стрессовой ситуации сразу падает («стресс кролика»).

Эмоциональное состояние человека может повышать или понижать его жизнедеятельность. Эти состояния называются соответственно стеническими и астеническими. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

Американский психолог У. Джеймс предположил, что эмоции характеризуются изменениями в деятельности внутренних органов, мышц (например, мимики лица). Эти изменения вызывают некую сумму органических ощущений, которые и представляют собой эмоции. В соответствии с этой теорией, если человек примет зажатую, скованную позу, опустит плечи и голову, то у него вскоре появится чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поднятая голова, развернутые плечи, улыбка на устах вызывают чувство уверенности, бодрости, хорошего настроения («кеер smile» - говорят американцы в связи с этим). Частично эти наблюдения справедливы, но все же ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, от радости активизируются мышцы, расширяются мелкие артерии, усиливается приток крови к коже, ускоряется кровообращение, которое облегчает питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость способствует сохранению молодости, так как создает оптимальные условия питания всех тканей тела. Печаль, наоборот, парализует действие мышц. Движения печального человека, как правило, медленные и слабые; сосуды от печали сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, тяжесть в груди из-за недостатка воздуха. Огорчения, печаль старят, поскольку сопровождаются изменениями ногтей, зубов, волос и пр. Таким образом, если человек хочет дольше сохранить молодость, то ему не следует выходить из душевного равновесия по пустякам, а чаще радоваться, стремиться удержать хорошее настроение в себе и вокруг себя.

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают у человека тогда, когда его ожидания совпадают с полученным полезным результатом какого-либо свершившегося акта или превышают его. Напротив, несовпадения с ожидаемым результатом или его недостаток ведут к отрицательным эмоциям (горе, печаль, недовольство). Отрицательные эмоции могут возникать тогда, когда жизненные потребности и возможности их удовлетворения не согласуются между собой, т. е. человек ймеет какую-либо цель, а как ее достичь, не знает. Это происходит вследствие его неинформированности либо избытка актуальных сведений по его проблеме и неспособности этого человека принять единственно правильное решение, анализируя возможные варианты. Поэтому информированность, знания, опыт, образованность личности в ряде случаев снимают отрицательные эмоции.

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов сделал попытку объяснить природу таких отрицательных эмоций человека, как обида, вина, стыд, зависть, тщеславие, злорадство.

Чувство обиды возникает у человека только в общении с людьми, которые для него что-то значат, и от которых он ждет особого к себе отношения. В случае когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида. Обида - это эгоистическое чувство, поскольку обиженный человек программирует поведение близких людей, лишая их самостоятельности. Часто обижаются, как правило, слабые люди (дети, старики), эксплуатируя любовь к ним других людей. Своим поведением они формируют у обидчика чувство вины. Так как обида - это мучительное чувство, она часто скрывается человеком и заменяется другими эмоциями (чувством мести, умственной агрессией). Умственная агрессия опасна тем, что включает механизмы драки, но не использует их, в результате чего могут возникнуть психические расстройства. Лучшим способом избавления от обиды является творчество, чувство собственного достоинства, значимости, силы духа.

Вина - это чувство, противоположное обиде. Она не имеет характерных внешних признаков, жестов, экспрессии. Чувство вины испытывается благодаря мышлению. Оно переживается сильнее, чем обида. С обидой можно справиться путем прощения обидчика, т. е. изменения своих ожиданий от него. С виной можно справиться, только изменив ожидания другого, а это труднее. Чувство вины не может переживаться человеком слишком долго, но может ослабляться чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины, т. е. из виноватого человек может превратиться в обидчика. Но это самая тяжелая расплата для него.

Если человек не соответствует ожиданиям общества, то возникает чувство стыда. Родители, воспитатели, книги, идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом критериями таких представлений общество выбирает собственную безопасность. В этом плане даже культуру можно рассматривать как механизм защиты наиболее слабых членов общества и его целостности. Культура призвана ограничивать инстинкты (прежде всего агрессивные, сексуальные), вырабатывать правила поведения. За нарушения этих правил человек испытывает психологическое наказание (стыд, вину). Существует понятие: социальный стыд (когда люди стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц); стыд атрибутивный (предметом стыда являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе); комплекс неполноценности (когда люди стыдятся за все признаки, которые они приписывают сами себе). Стыд - это важная эмоция, способствующая приспособлению человека к жизни в обществе. Стыд способствует углублению самосознания, формированию самоуважения, оценки последствий своих поступков, чувствительности к оценкам других. В зрелом возрасте стыд нужно уметь не только переживать, но и анализировать.

Основным компонентом таких эмоций, как зависть, тщеславие, злорадство, является сравнение примерно в такой форме: 1) зависть: «он такой же, как я, но у него лучше»; 2) тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше»; 3) злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже». Стремление человека сравнивать себя с другими постоянно поддерживается духом соперничества. Но в этих условиях успех и неудача оказываются для человека одинаково опасными. Неудача может обернуться насмешками, травлей, «уходом с арены», а успех вызывает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединяются против удачливого. Отказ от соперничества в условиях цивилизованной жизни также неприемлем, так как часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности. Так что «золотой серединой», избавляющей человека от зависти к другим людям, является его умение оценивать себя, ставить перед собой реально достижимые для него цели и добиваться их осуществления без ущерба для других людей.

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:
1) правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
2) достаточная информированность по данному событию (проблеме);
3) заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

Выполнение этих условий означает следующее: понижение значимости события в случае поражения позволяет отойти на заранее подготовленные позиции и подготовиться к следующей попытке (штурму) без значимых потерь для здоровья. Не даром древняя восточная молитва гласит: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать! Дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать! Дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!»

Когда человек сильно возбужден, то успокаивать его не следует. Это не даст никаких результатов. Чтобы помочь снять эмоциональное напряжение, нужно дать ему возможность выговориться до конца, и выслушивать его не перебивая. Иногда потребность в эмоциональной разрядке сводится к тому, что человек начинает метаться из стороны с сторону, бить посуду, рвать что-либо, кричать. После эмоциональной разрядки возбуждение снижается, и в это время его можно успокоить, разъяснить что-либо, направить. Нормализации состояния после эмоционального возбуждения способствуют физические нагрузки (бег, работа по дому, в саду и т. д.).

Экстренному понижению уровня эмоционального возбуждения способствуют расслабление мускулатуры, глубокое дыхание, быстрое переключение сознания на какую-либо деятельность (например, счет до 100 и обратно), воспоминания о приятном и т. п. Методы аутогенной тренировки (релаксации) способны привести человека в спокойное состояние за 5-10 мин (см. гл. 12). Снятию психического напряжения способствует активизация чувства юмора, умение улыбнуться (пошутить) в трудной, напряженной ситуации. Смех вызывает расслабление мышц, нормализует сердцебиение, т. е. имеет большую функциональную значимость.