Утопия и антиутопия Отражение антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» - презентация. Утопия в литературе

Ровно полтысячи лет тому назад, где-то под конец 1516 года, во фламандском университетском городе Лувене (Лёвене) на латинском языке была издана «Золотая книжка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» . Нам это эпохальное произведение выдающегося английского писателя-гуманиста и государственного деятеля сэра Томаса Мора (1478-1535) более известно под названием «Утопия» - в переводе с греческого: «Место, которого нет» , или, если выразиться короче: «Нигдения» .

Вскоре «Нигдению» перевели на французский и итальянский языки, а вот на английском она вышла только в 1551 году - отчего на Континенте «Утопия» была известна больше, чем на родине её автора. На русский язык книгу Мора переводили неоднократно - впервые в 1789 году (с французского). Один из переводов, кстати, выполнил в 1901 году молодой тогда историк Евгений Тарле (1875-1955), много лет работавший в архивах европейских культурных столиц и изучавший средневековье.

Придуманное Мором слово «утопия» давно сделалось именем нарицательным и со временем приобрело ругательный оттенок - что особенно усилилось в наше реакционное времечко, когда любые общественные идеи, стоящие в альтернативе «незыблемому» господству частной собственности и «идеалам рыночной свободы», объявляются заведомо неосуществимыми, несбыточными, противоестественными «утопиями». Более того, буржуазная культура, насмерть перепуганная нарастанием губительных для милого ей капиталистического строя антагонизмов, перспективой гибели его, взялась за сочинение анти утопий, «разоблачающих» всякие попытки изменить что-либо коренным образом в нашем «наилучшем из миров». Обвинение противников теперешнего мироустройства в «утопичности» их идей и предложений подкрепляется, таким образом, застращиванием обывателя кошмарами антиутопий, неизбежно порождаемыми якобы в попытках реализовать «утопические проекты».

Оттого-то новую актуальность приобретает нынче обращение к утопическому коммунизму - именно для того, чтобы выяснить истоки и историческое значение этого явления, без чего невозможно отделить всамделишные утопии от науки.

Томас Мор и его эпоха: время утопий

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне в семье судьи высшего королевского суда. Учась в Оксфорде, он проявлял огромный интерес к философии и естественным наукам, что не понравилось его отцу, желавшему видеть отпрыска только юристом - и никем иным. Оказывая давление, он лишил сына материальной поддержки, так что Томасу Мору довелось познать настоящие бедствия - какое-то время юноша жил впроголодь, не имея возможности купить обувь. В итоге суровый родитель добился своего: сын оставил университет и в 1496 году поступил в школу права при лондонской юридической корпорации Lincoln’s Inn (окончил в 1501-м).

Работая юристом, Мор обрёл славу отзывчивого и бескорыстного человека, готового прийти на помощь обездоленным и несправедливо преследуемым людям. Благодаря этому в 1504 году молодого барристера (адвоката) избрали от купечества Лондона в парламент, где он резко выступал против короля Генриха VII Тюдора, добивавшегося увеличения налогов. Сам Томас Мор, как парламентарий, обладал неприкосновенностью, но власть нашла способ «обломать» неугодного депутата, расправившись по надуманному делу с его отцом. После этого Томасу пришлось на какое-то время уйти из политической жизни, вернувшись к адвокатской практике.

Ненависть к тирании и несправедливым порядкам росла в нём; в одном из писем Мор писал: «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотание злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву…» Время, в которое жил Томас Мор, - это период становления в Англии капиталистических отношений. Пресловутое первоначальное накопление капитала всегда - будь то в XVI веке в Англии или на излёте XX века в бывшем СССР - сопровождается аферами, коррупцией, наглым разворовыванием казённых (а также церковных и монастырских - во времена Реформации) имуществ, произволом «сильных мира сего», сопровождается страданиями народных масс.

В Англии времён Мора это наиболее ярко выразилось в т. н. огораживаниях . Подъём шерстяной промышленности привёл к росту спроса и, соответственно, цен на шерсть, отчего владельцы земли - лендлорды - принялись сгонять земледельцев-арендаторов с насиженных ими участков, превращаемых в пастбища. Десятки тысяч лишённых источника существования людей, вкупе с разоряемыми мануфактурой ремесленниками, либо становились бродягами и нищими, либо вынуждены были идти работать на мануфактуры, где рабочие подвергались нещадной эксплуатации. И государство вдобавок насильно загоняло туда бедняков, издавая кровавые законы против «бродяг», достигшие апогея в конце XVI столетия, при королеве Елизавете.

Именно Т. Мору принадлежит знаменитое меткое выражение: «Овцы поели людей» . Беспощадную критику современных ему порядков он дал в первой части книги, написанной-то как раз позже второй части, - в «контрастное» обоснование идеального общественного устройства вымышленной страны Утопии. Самое первое в истории литературное произведение утопического коммунизма было порождено внешними противоречиями нарождавшегося капитализма, понемногу разрушавшего средневековые феодальные устои. Такого рода произведение и могло-то появиться только тогда, не раньше, - подобно тому, как «Капитал» Маркса мог быть написан лишь после того, как укрепилось капиталистическое машинное производство, при котором явно проявляются в виде кризисов глубинные антагонизмы капитализма.

Утопический коммунизм - это продукт становления разлагающих феодализм товарно-денежных отношений; он исходит из моральной критики алчности и прочих явных пороков «товарного» общества, которому противополагается справедливое общество без частной собственности и денег. Научный же коммунизм - это продукт капитализма развитого , уже состоявшегося; марксизм от морального негодования поднимается до объективного анализа механизма капиталистической эксплуатации, до исследования внутренних, глубинных противоречий капитализма , закономерное развитие которых и ведёт к гибели, к преодолению этой общественной формации.

Поэтому утописты «конструируют» будущее справедливое общество, тем не менее, предвосхищая многие действительно правильные положения, - тогда как марксизм выводит черты будущего общества из анализа общества существующего. Он не просто противопоставляет справедливое общество несправедливому, но видит в последнем ростки, зародыши первого, видит в нём силы, которые создадут первое.

Томас Мор появился на свет в самом конце Войны Алой и Белой роз (1455-85), которая принесла народу Англии неслыханные бедствия, но при этом сломала средневековые порядки, истребив старое рыцарство и покончив с феодальной раздроблённостью. Память о той войне была жива в народе ещё сотню лет, найдя выражение в исторических драмах Уильяма Шекспира (1564-1616). Собственно, труд Т. Мора «История Ричарда III» послужил источником для великого драматурга.

«Утопийцы» - убеждённые противники войны, они стремятся жить в мире с другими странами, но всегда готовы отразить нападение захватчиков или помочь другим народам в их борьбе за свободу, против тирании. В эпоху жестоких войн Т. Мор приходит к пониманию деления войн на справедливые и несправедливые.

Немалую роль в идейном ниспровержении средневековья сыграл близкий друг Томаса Мора Эразм Роттердамский (1469-1536), создатель «Похвалы глупости» - едкой сатиры, высмеивающей средневековое мракобесие, невежество и схоластику. Эту книгу (первое издание - 1511, Париж) Эразм написал, находясь в гостях у Мора, и посвятил её своему английскому товарищу. «Похвала» имела колоссальный успех, встречая как одобрение прогрессивно мыслящих людей, так и лютую ненависть ретроградов. В связи с этим даже родилась пословица: «Кто говорит дурное про Эразма, тот либо монах, либо осёл» . Крайне важно то, что в «Похвале глупости» присутствует также критика новых отношений, шедших на смену изжившему себя феодализму. Вот, для примера, что Эразм пишет про нарождающуюся торговую буржуазию: «Купецкая порода глупее и гаже всех, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают её наигнуснейшими средствами» .

Эпоха Т. Мора - это самое начало эпохи Великих географических открытий. Свою страну Утопию Мор, читавший географические описания Америго Веспуччи, поместил у берегов Нового Света, то бишь Америки. Географические открытия расширили кругозор европейцев, разрушили застарелые представления о мире. На карте мира появлялись новые страны и земли, и, должно быть, это подталкивало мечтателей - искателей справедливости, вроде Т. Мора, - к мысли о том, что где-то могут существовать страны с совсем иным общественным устройством, чем то, что было тогда в Европе. Да, что где-то ведь могут быть страны с более справедливым, «правильным» жизнеустройством! Что такое устройство, в принципе, возможно , и, даже если его нигде нет, то его можно придумать и предложить человечеству!

Эпоха Т. Мора - эпоха Возрождения. Его современниками, людьми, жившими и творившими в тот момент, когда писалась и издавалась «Утопия», были Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, Рафаэль и Альбрехт Дюрер. Ханс Хольбейн-младший (1497/98-1543), рекомендованный Эразмом Роттердамским Томасу Мору, прибыл в Лондон, прожил там лучшие свои годы и написал в Англии лучшие свои картины, включая известные портреты английского мыслителя-утописта.

Да Мор и сам - человек Возрождения. Он увлекался переводами с греческого языка и писал остроумные эпиграммы на латыни. В 1510 году Мор перевёл с латыни на английский язык биографию Пико делла Мирандолы (1463-1494), итальянского мыслителя-гуманиста, отстаивавшего особое положение («достоинство») человека в мироздании (его работа «Речь о достоинстве человека»). Не только в «Утопии», но и в реальной своей жизни Т. Мор проявил себя поборником равноправия мужчины и женщины, ратовал за право женщин на получение высшего образования - и его дочери выросли одними из наиболее образованных людей своего времени.

Ренессансные идеи значимости человеческой личности, её достоинства, её гармонического развития явились необходимой предпосылкой для создания утопий - в них целью существования человека и провозглашается-то личностное развитие. У обитателей страны Утопии рабочий день сокращён до 6 часов (Т. Кампанелла, знавший «Утопию», пошёл дальше, сократив его до 4 часов) - и они наслаждаются бóльшим свободным временем, занимаясь науками и искусствами, обогащая себя.

Людей эпохи Возрождения отличал повышенный интерес к философскому наследию античности, очищавшемуся от наносов средневековой схоластики. Учась в Оксфорде, Томас Мор читал произведения Платона, Аристотеля и Августина и, более того, вошёл в тамошний кружок гуманистов (т. н. «оксфордские гуманисты» - Джон Колет и др.). Несомненное влияние на его взгляды оказал Платон - великий древнегреческий мыслитель, который в труде «Государство», подвергнув критике существовавшие тогда формы государства, выдвинул свою политическую утопию.

Платон считается предтечей утопического коммунизма - ведь в его идеальном государстве высшая каста «правителей-философов» выведена из сферы товарно-денежных отношений, это - люди, живущие «вне» денег и частной собственности. Отлично сознавая разлагающее воздействие «частнособственничества» на личность, Платон считает необходимым избавить от этого «бремени» людей, ответственных за соблюдение законности и справедливости в обществе. Только на такой основе, по его мнению, и может быть построено «правильное» государство. Деньги и частную собственность Платон оставляет «простым людям» - ремесленникам и крестьянам.

Платоновский «коммунизм» (только лишь для избранной касты, не для всех!) реакционен - он представляет собой аристократическую реакцию на афинскую демократию. Он реакционен, ибо обращён к прошлому - только не к тому «золотому веку» родового строя, о котором смутно припоминал в легендах и мифах трудовой народ, а к «золотому веку» патриархального господства аристократии.

Во времена ранних утопистов общественно-политическая мысль ещё не знала представления о развитии общества, об общественном прогрессе. Она поднималась, самое большее, лишь до теории «исторических циклов» (араб-тунисец ибн Хальдун, 1332-1406; итальянец Джамбаттиста Вико, 1668-1744). И тому же Томасу Мору совершенно чужда, что показательно, идея развития техники: в его Утопии изобилие материальных благ достигнуто только лишь за счёт того, что все люди приобщены к производительному труду, - но не благодаря применению машин и каких-то иных технических новшеств. Утописты не видят закономерного развития к воплощению их общественного идеала. Лишь Томмазо Кампанелла предполагает добиться этого в результате освободительного народного восстания в его родной Калабрии.

Оттого мечта о счастливом и справедливом обществе переплетается в утопиях с откровенно реакционными взглядами на социум и мир. Так, в «Утопии» Мора мы неожиданно встречаем рабство - пусть даже и для преступников. Т. Кампанелла, увлекавшийся оккультизмом, насытил свой Город Солнца сложной астрологической символикой. Противоречивость утопий наиболее выпукло проявляется в отношении их авторов к религии. В Утопии Мора царит полная веротерпимость - однако она не распространяется на атеистов. Атеизм там рассматривается как преступление.

Как известно, Томас Мор погиб за веру, отстаивая католицизм против короля Генриха VIII, порвавшего, исходя из своих политических и личных интересов, с Римом. За это основоположник утопического коммунизма был официально признан святым: его причислили к лику блаженных в 1886 году и канонизировали в 1935-м, к 400-летию со дня казни. Дни памяти святого у католиков: 22 июня и 6 июля.

Насколько известно, в юности Мор подумывал о духовной стезе, и он всегда держался аскетического, практически монашеского образа жизни. Был основательно подкован в теологии и каноническом праве. Есть предположение, что на самом деле именно он является автором подписанного Генрихом VIII богословского сочинения «В защиту семи таинств», направленного против Мартина Лютера (поначалу монарх выступил против Реформации, за что папа Лев X даже удостоил короля титулом «защитник веры», и этот титул британские монархи-англикане носят по сей день).

Реформацию отверг и друг Т. Мора Эразм Роттердамский, несмотря на то, что его книга, остро критиковавшая церковные порядки, идейно подготовляла раскол в католицизме. Реформация разразилась с выступления Лютера как раз на следующий год после выхода «Утопии» - в 1517 году. И она сама сразу же раскололась. Одно её направление (Томас Мюнцер, анабаптисты) выражало радикальные требования народных масс, стремление их вернуться к «нравам первоначального христианства», т. е. к идеалам христианского коммунизма - опять же, по сути своей , реакционного.

И поскольку в те времена любая идеология, так или иначе, облекалась в религиозные формы, это течение Реформации стало идейной основой радикального крыла повстанцев - участников Крестьянской войны в Германии 1524-26 годов.

Напротив, протестантский «мейнстрим», прежде всего, в лице самого Лютера резко выступил в защиту существующих феодальных порядков, против поднявшей бунт «черни». В этом вопросе он был солидарен с католической реакцией. Кстати, и Томас Мор при всей его искренней симпатии к угнетаемым массам относился к «народным бунтам» отрицательно, видя в них опасное сотрясание устоев общества.

Таким образом, эпоха Томаса Мора - то была эпоха великого исторического перелома, рождения нового общественного строя - капитализма, с самого начала кровоточившего, по выражению Маркса, с головы до пят ; эпоха великих открытий и художественных свершений; эпоха колоссального подъёма человеческого духа и при этом разгула низменных страстей, вылившихся вскоре в жестокие религиозные войны и террор, в конвульсивные попытки реакции остановить колесо прогресса.

Столь противоречивая эпоха и породила «Утопию» . Но, разумеется, она не породила утопический коммунизм как таковой, поскольку его идеи бродили в умах человеческих с глубочайшей древности - с того самого момента, когда на смену первобытному коммунизму на определённой ступени развития производительных сил пришло классовое, эксплуататорское общество. В мифологии многих народов, в частности - у греков, индусов и китайцев, встречаются сказания про «золотой век», когда люди жили счастливо, - пока не наступил проклятый «железный век», то есть пока не установились нынешние неправедные общественные порядки. Мы-то знаем, что первобытный коммунизм совсем не был «золотым веком», что жизнь людей первобытного общества была крайне тяжела и безрадостна. Однако в коллективной памяти народа отложилось совсем другое: то, что не было в те отдалённые времена богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, что все люди были тогда равны, не воевали друг с другом и, вообще, «была тогда под луною справедливость». Отсюда и происходила смутная, не подкреплённая какой-либо программой действий - но неистребимая и всё равно ведущая в бой , мечта трудящихся о возвращении к «золотому веку», о построении Города Солнца.

Заслуга Томаса Мора в том, что он, человек образованный и одарённый, подвергнув критике эксплуататорские порядки, оформил социальную утопию, её идеи, в литературно-теоретическую форму . То была ещё, конечно же, «наивная юность» социальной теории, но ведь теория, как и человек, не сможет достичь зрелости, не пройдя через детство и юность. Утопия (в кавычках и без них) стала первым шагом в движении от наивной мечты к строгой общественной науке. И она обозначила поворот коммунизма от взгляда, обращённого в прошлое, к будущему.

Ещё при жизни английского мыслителя один его современник назвал Томаса Мора «человеком на все времена» (англ. « a man for all seasons » ). Такое название носит английский биографический фильм 1966 года, завоевавший 6 «Оскаров», 4 «Золотых глобуса» и награду Московского кинофестиваля 1967 года.

Достопочтенный сэр Томас Мор при всей его исторической ограниченности и всей противоречивости его взглядов - действительно человек на все времена.

В 1516 г. в бельгийском городе Лувене была издана на латинском языке книга с длинным и витиеватым по обычаю того времени заголовком: "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии". Написал же ее англичанин Томас Мор, тот самый, которого Свифт относил к числу "наиблагороднейших мужей всех эпох".

Слово "утопия" придумал сам Мор. Означает оно место, которого нет, то есть страна не существующая.

Итак, начало XVI в. Что вы знаете об этом времени?

Эпоха Возрождения. "Это был, - по словам Ф. Энгельса, - величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".

Томас Мор и был одним из этих титанов. Уже при жизни Томаса Мора произошло важное, глобального значения событие: в 1492 г. Колумб открыл Америку, а в 1498 г. Васко да Гама нашел морской путь в Индию. Отныне Атлантический океан стал столбовой дорогой мировой торговли, и окраинная Англия неожиданно оказалась на этой столбовой дороге. Потребовались корабли для морской торговли, открытия науки для развития мореплавания и кораблестроения.

Все это имеет отношение к Томасу Мору и его "Утопии".

Несколько раньше, но тоже в последней трети XV в., произошли важные политические события. Почти одновременно в разных концах Европы из разрозненных феодальных владений сложились крупные национальные государства. В 1479 г. на Пиренейском полуострове два королевства - Кастилия и Арагон - объединились в могучее Испанское государство. В 1477 г., поглотив Бургундское герцогство, сложилась единая Франция. В 1478 г. московский царь Иван III присоединил Новгород Великий, создал централизованное Русское государство, а два года спустя Русь освободилась от ига Золотой Орды. Для Англии же годом объединения можно считать 1485-й - год окончания разорительной междоусобной войны.

Итак, за несколько лет политическая карта Европы изменилась. Кончалась эпоха феодальной раздробленности, возникали крупные национальные государства. В разных странах почти одновременно создаются и издаются политические трактаты. Один из них - "Утопия" Томаса Мора. Мысль писателя перешагнула и через эпоху феодализма, и через эпоху капитализма в будущее.

Томас Мор происходил не из знати. Один дед его был булочником, другой - пивоваром. Сын булочника, Джон Мор стал, однако, юристом, затем и королевским судьей в Лондоне - очень высокая должность для Англии той эпохи, поскольку судья решал тяжбы купцов купеческого в основном города. Томаса - своего старшего сына - судья Мор отдал в Оксфордский университет. Там юноша получил образование на высшем для XVI в. уровне, изучил не только латынь - общеевропейский язык той эпохи, но и греческий - язык античной культуры. Поэтому естественно, что Мор читал и сочинения Платона, древнегреческого философа, автора рабовладельческой утопии.

По желанию отца Томас Мор занялся правом. Он стал адвокатом, прославился остроумием, красноречием и справедливостью, был даже избран в парламент. Но здесь он позволил себе выступить против короля, потребовавшего деньги, чтобы отметить посвящение в рыцари уже умершего своего сына. Члена парламента король не посмел тронуть, зато заключил в тюрьму его отца. К счастью, король * и сам вскоре последовал за своим сыном-рыцарем. При наследнике же его - знаменитом Генрихе VIII - Томас Мор стал судьей, помощником шерифа. Потом по поручению купечества ездил во Фландрию (ныне это часть Бельгии) вести торговые переговоры. Фландрия была тогда промышленной страной, изготовляла тонкие сукна, а слаборазвитая Англия поставляла ей сырье - овечью шерсть.

В Бельгии и писалась "Утопия", в Бельгии и вышло первое издание.

В "Золотой книге, столь же полезной, как забавной…" рассказывается о том, что во время переговоров Томас Мор будто бы встретил в Антверпене, тоже в Бельгии, бывалого путешественника по имени Рафаил Гитлодей, спутника Америго Веспуччи. Расставшись с Веспуччи, Гитлодей, странствовал самостоятельно, посетил множество государств и лет пять прожил в Утопии, самом замечательном из них.

Впрочем, рассказу об Утопии предшествует повествование об Англии XVI в. Справедливый судья Мор с горечью пишет о несправедливости законов. Воров, например, вешают, как будто жизнь человеческая дешевле украденных грошей. Но почему воруют бедняки? Им же хлеб нужен. На дорогах страны полным-полно бродяг, которые ищут работы. Люди работы просят, а их вешают за бродяжничество. Откуда же они берутся? Чаще всего из крестьян, бывших арендаторов, согнанных с земли лордами. Землю выгоднее отвести для овечьих пастбищ, поскольку шерсть прибыльно продается во Фландрии. "Ваши овцы, - рассказывает Гитлодей, - обычно такие кроткие, довольные очень немногим, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают дома и города".

Удивительную историю хищных овец, "пожирающих" людей, использовал Карл Маркс в первом томе "Капитала", в главе о первоначальном накоплении.

В чем же первопричина людских бедствий? В жадности богатеев - так считает Гитлодей (и Томас Мор), в непреодолимой жажде роскоши, золота, в деньгах, в частной собственности прежде всего.

А в идеальной стране Утопии нет частной собственности. Равны все, нет богатых и бедных, знатных и простых, нет роскоши, работают все до единого; всю продукцию сдают в общественный фонд, из которого каждый получает все, что требуется: пищу, одежду, жилье…

Денег там нет совсем. Зачем деньги, если каждому дают все, что требуется? Поэтому и золото не в цене. Золото презирают, из него делают ночные горшки, а также цепи и кандалы для преступников. Золото - символ позора. И когда в Утопию являются в золотых украшениях послы из других стран, дети смеются над ними.

Рабочий день в Утопии - шесть часов. В Англии в то время работали и по четырнадцать часов, но Томас Мор считал, что шести совершенно достаточно, если привлечь к труду всех бездельников-лордов с их верными отрядами, а также и монахов, если не тратить силы на производство роскошных одежд и драгоценностей. После же рабочего дня утопийцы свободны, могут заниматься по своему усмотрению наукой, искусством, играми, физическими упражнениями (мы сказали бы - спортом).

Труд в Утопии ручной, на машины во времена Мора не возлагали больших надежд. Поэтому волей-неволей при ограниченной производительности приходилось ограничивать и потребности. Утопийцы питались сытно, вдоволь имели хлеба, мяса, овощей и фруктов, но одевались скромно: на работе прикрывались шкурой, получали одно платье на два года и все одинакового цвета, чтобы зависть не вызывать, не соревноваться в самоукрашении. Но для бедноты Англии XVI в. одно платье на два года было роскошью, не всем доступной.

Работа была организована в семейных артелях. Впрочем, семьи были не обязательно по родству. Малолюдные пополнялись за счет многолюдных; желающие переменить ремесло переходили из одной семьи в другую. Для проведения земледельческих работ жили в деревне, но временно: выезжали туда на два года, потом возвращались в город к привычному ремеслу. Предпочитающие же работу на свежем воздухе могли перейти в семью, приехавшую на смену.

Города в Утопии были обнесены стенами с частыми башнями, других городов Томас Мор не представлял себе. Улицы были чистые и широченные - целых двадцать футов, то есть метров шесть, в два раза шире, чем в тогдашнем Лондоне.

Питались коллективно: деревенские семьи - в семейной артели, а городские - в общественных столовых. Благодаря этому женщины были избавлены от домашней кухни и могли принимать участие в общем труде. Брак был пожизненный и очень прочный. Измена считалась преступлением, любовь до брака - тоже преступлением, за это наказывали не только молодежь, но и их родителей - воспитали плохо.

Наказанные становились сервами. Сервы - это нечто среднее между рабами и слугами. Сервы исполняли грязную и трудную работу, ходили в позорных золотых цепях. Пленных не превращали в рабов, иногда в число сервов принимали рабочих из бедных стран. Эти не ходили в цепях и даже со временем могли стать полноправными утопийцами.

Мор рассказывал и о войнах: иногда утопийцы вынуждены были вести оборонительные войны или же помогать своим союзникам на материке. В Утопии все религии равноправны, ограничены только атеисты, не верящие в бессмертие души: им нельзя вести пропаганду, можно только спорить с твердыми в вере старейшими. Но вообще ограничений мало. После шести часов труда человек предоставлен самому себе. Однако для дальних странствий нужно просить разрешение. В любом городе, в любом доме тебя накормят, поскольку все общее, но сначала ты должен отработать три часа.

Самый опасный грех - безделье!

Такую страну нарисовал Томас Мор, и она представлялась ему образцовой. Наверное, нам, гражданам XX в., не все придется по вкусу: и притеснение безбожников, и одно платье на два года, да еще одинакового цвета, и войны, и рабы, и обязательные разрешения для отлучки.

Самое главное - Мор первый заговорил о том, что все люди должны быть равны, надо уничтожить деление на богатых и бедных. Все зло в мире - от собственности. Прежде всего нужно упразднить частную собственность, тогда исчезнут жадность, тяга к накоплению, возможность эксплуатировать и обирать бедняков.

Но как уничтожить частную собственность, как организовать Утопию на Земле?

В книге Томаса Мора все это сделал "Утоп, чье победоносное имя носит остров" (король или завоеватель?). Видимо, Мор надеялся на благожелательность мудрого короля, возможно, в глубине души уповал, что Генрих VIII, прочтя о Нигдее (так называли Утопию друзья Мора), захочет превратить Англию в образцовую страну. Генрих действительно читал "Золотую книгу…", но сделал другой вывод: решил привлечь ко двору умного и образованного автора не ради утопических проектов, а для того, чтобы служил королю. Томас Мор представлял себе такую возможность, понимал и ее последствия, всю свою судьбу он заранее изложил в Утопии.

Вот что говорит в этой книге рассказчик (якобы Томас Мор) Гитлодею: "…если ты решишься не чуждаться дворцов государей, то своими советами можешь принести очень много пользы обществу…" На что Гитлодей отвечает: "Из этого не может выйти ничего другого, как то, что, стремясь вылечить бешенство у других, я сам с ними сойду с ума… Далее, попадая в такую среду, которая легче может испортить даже прекрасного человека, чем исправиться сама, ты не можешь встретить ничего такого, где ты мог бы принести какую-нибудь пользу. Извращенные обычаи такого общества или испортят тебя, или, оставаясь непорочным и невинным, ты будешь служить прикрытием чужой злобы и глупости; нечего и говорить тут о каких-либо достижениях путем упомянутой окольной дороги".

Так написал Томас Мор, вкладывая свои мысли в уста Гитлодея, так оно и получилось.

Почему Томас Мор не подчинился королю? Не только из-за религиозности. Он был верующим человеком, но не фанатиком. В "Утопии" разрешались все религии, даже к атеистам относились с терпимостью. Но Мор был судьей и сыном судьи. Он стоял за законность, за равенство всех перед законом. Абсолютная неограниченная власть короля или власть в пределах закона - вот о чем шел спор. Мор стоял на том, что и королю не все дозволено.

И упрямый защитник законности сложил голову на плахе.

Автор погиб, книга осталась. Влияние ее переоценить невозможно. За "Утопией" последовала целая серия произведений, посвященных изображению образцового общества, которые называют "утопиями" с маленькой буквы. Утопии создавали представители разных классов, в том числе и эксплуататорских. Но у Мора утопия коммунистическая.

"Утопия" еще не роман. Это трактат, написанный в форме диалога, обычной для эпохи Возрождения. Сто лет спустя и Галилей написал в форме диалога свою книгу о вращении Земли. А за две тысячи лет до Мора и до Галилея также в форме диалога Платон поведал нам легенду о затонувшем острове Атлантида.

Трактат в форме диалога. Действующих лиц в нем нет, нет интриги, нет развития событий, завязки и развязки, характеров и столкновений характеров. Идет беседа-рассуждение, в которой ощущается присущее фантастике стремление к внешнему правдоподобию. И Платон, повествуя об Атлантиде (истинной или выдуманной им?), ссылается на рассказ, услышанный им в Египте, от некоего жреца. Известно, что Платон в Египте был, возможно, такой рассказ слышал. Возможно, Атлантида действительно существовала, хотя и не десять тысяч лет назад. Так или иначе, правдоподобие выдержано. Остров был, остров исчез, следов не найти, проверить невозможно.

То же у Томаса Мора. Он ссылается на рассказ, услышанный от спутника Америго Веспуччи. Веспуччи - подлинное лицо, но в ту пору он уже умер. Америка еще не была исследована, кто знает, какие там есть государства. И в самом деле, Мексика и Перу были открыты уже после выхода "Утопии". И тогда, между прочим, в Перу очень многое напоминало порядки утопийских общин.

Но обширные неведомые государства можно было легко помещать на глобусе при Море - в XVI в., не без труда при Свифте - в XVIII в. К XX в. на земном шаре не осталось места для "страны, которой нет". И фантастическая литература отправилась за пропиской в космос, или же, поскольку появилась и окрепла надежда на то, что правильную жизнь можно наладить в будущем, утопические романы все чаще датировались будущим временем.

В будущее и ведет нас Иван Антонович Ефремов в своем романе "Туманность Андромеды".

Перевод текста "An ideal society"
Идеальное общество. Сэр Томас Мор родился в 1478 году. Он изучал право, но так же увлекался многими предметами, в том числе изучал Греческий язык. Он написал Утопию в начале 16-ого века, в ранние года великого движения Ренессанса, когда люди выдвигали вперед новые идеалы и бросали вызов старым убеждениям во всей Западной Европе. Утопия была опубликована на Латыни в 1516 году, и позднее переведена на Английский язык. Сэр Томас Мор был влиятельным советником Короля Генриха 8-ого, но он препятствовал разводу короля и отказывался признавать его в качестве главы церкви в Англии. За это король посадил его в темницу и приказал отсечь голову. Римская Католическая Церковь позже причислила его к лику святых. За свои тысячи лет на земле, человек постоянно мечтал о лучшем обществе – обществе, которое будет изгонять зло и трудности, вместо того, чтобы их терпеть. Философы и поэты описывают идеальное общество в религиозных и научных трактатах и в художественных произведениях; и малая часть из них являются более известными, чем Утопию Сэра Томаса Мора. Слово утопия, которое Томас Мор составил из двух греческих слов «нигде земля», пришло в современный язык со значением идеальное общество. В книге Томаса Мора описывается разговор между ним и вымышленным моряком по имени Хитлодэй. Моряк рассказывал о посещении им мифического острова называемого Утопия, где люди научились создавать общество без голода, тирании и эксплуатации их собратьев. Хитлодэй сравнивает все вещи, которые он видел в Утопии с условиями в Англии в то время; и контраст ясно показывает, насколько много зла люди до сих пор игнорировали. Во-первых, сообщество обитаемое на острове Утопия не было разделено на отдельные социальные классы. Все люди пользовались равными статусами и правами. Не существовало частной собственности, потому что Утопиане верили, что частная собственность привела к зависти, ненависти, сварливости и розни. Все носили определенный тип одежды, и никто не мог себе позволить носить ювелирные украшения или наряды, которые свидетельствовали бы о превосходстве одного человека над другим. Не было бездельных или бесполезных классов. Все работали, хотя не чрезмерно, 7 часов в день считалось достаточным. Никому не разрешалось навязывать своё мнение или религиозные убеждения кому-либо, кроме свободных дискуссий. Всем, кто пытался изменить взгляды людей по принуждению изгонялись с острова. Люди могли свободно состоять в браке, партнер был их выбором, родители или родственники не могли их принудить к этому. Они так же могли свободно развестись, если брак был неудачным. Если кто-то страдал от неизлечимой болезни, он мог потребовать убить себя. В Утопии, умнейшие молодые люди были освобождены от физической или неквалифицированной работы. Вместо этого, они обучались быть мудрецами или философами в сообществе. Но они всё еще были, как рядовые члены сообщества, так что они не были привилегированным классом. Члены правительства, даже сам король выбирался философами; но король мог быть удалён с трона, если он показывал тенденцию становления тираном. Король был един с людьми, свободно занимался морской торговлей с другими землями, скромно получая удовольствие от этого, все религии были почтенными и люди делились вещами. Утопия Томаса Мора была замечательной философской работой, но так же обеспечена множеством теорий и идей, которые были горячо обсуждаемы и за них даже боролись в последующих веках, в плотную до современного времени.

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия » или просто «Утопия » (лат. Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia ) - книга Томаса Мора (1516), название которой стало нарицательным для всего жанра . Написана на латинском языке.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Утопия в контексте бытия

    "Путешествия Гулливера", Джонатан Свифт (24)

Субтитры

Работа над книгой

Мор начал работать над книгой во время посольства во Фландрию в мае г. Первое издание (лёвенское) подготовил друг автора, Эразм Роттердамский , в 1516 году . Первое лондонское издание вышло в свет через 16 лет после казни Мора, в г. К тому времени книга уже была переведена на французский и итальянский. В связи с этим, на протяжении долгого времени «Утопия» была более известна и читаема на континенте, чем на родине Мора.

Литературные источники «Утопии» - сочинения Платона («Государство », «Критий », «Тимей »), романы-путешествия XVI века (в частности, «Четыре плавания» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера , Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения).

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет ; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое » законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает разврат духовенства . Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов ; он много говорит о греческой философии , в частности о Платоне, сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма . Труд является обязательным в «Утопии » для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля - полная демократия : все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике , она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое , и запрещён только атеизм , за приверженность которому лишали права гражданства . В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

Утопия Утопия – нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта (по названию романа английского писателя XVI века Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего). Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., – С. 732.


Утопии и действительность «Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» - место. Утопия – место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка. Утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, - пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил». Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т С. 117.


Европейские утопии XVI-XVII вв. Утопия – понятие ёмкое; в утопиях выражаются различные и даже противоположные общественные идеалы и устремления: либеральные и революционные, реакционные и прогрессивные, уводящие от действительности и связанные с решением её «проклятых вопросов». Фантастичность предполагает колоссальный спектр возможностей. Если Мор и Кампанелла, а вслед за ними и Дени Верас Д"Алле были зачинателями утопического социализма и коммунизма, то Бэкон является убеждённым противником народовластия и идеализирует безграничную мощь науки, творимой аристократией духа.Мор КампанеллаБэкон


Томас Мор (1478 – 1535) Основатель утопического социализма Томас Мор открыл эпоху Возрождения в Англии и стал зачинателем новой английской прозы. Выходец из семьи потомственных юристов, он сделал невиданную политическую карьеру от члена парламента до лорда-канцлера Англии (1529 г.). Обвинён в государственной измене и осуждён Генрихом VIII на мучительную казнь. «Утопия», написанная на латинском языке, вышла в 1516 году в Лувене. Интернациональный характер латыни обеспечил распространение её идей среди образованных современников. Назад


«Утопия» «Утопия» – книга, в которой впервые сформулирован ряд положений, характерных для утопического социализма. Литературная форма «Утопии» - рассказ о путешествии в неведомую страну. Книга состоит из двух частей. Они резко антонимичный, и динамика повествования (а диалог в «Утопии» постоянно переходит в повествование) развёртывается через противопоставление господствующих порядков и идеального устройства общества.


Джованни Доменико Кампанелла (1568 – 1639) Д.Д. Кампанелла – итальянский философ, социолог и литератор. Доминиканский монах, всерьёз занимавшийся астрологией, подвергнутый жесточайшим пыткам и преследованиям, провёл в различных тюрьмах свыше 27 лет. Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли ему выстоять. Утопия «Город свободы, или Идеальная Республика. Поэтический диалог» была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а впервые опубликована в 1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. Назад


«Город солнца» На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и в то же время поучительной живописью, здания светлы и вместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и всё построено на основе естественных законов природы.


Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Ф. Бэкон – крупнейший английский учёный, философ-материалист и государственный деятель родился в состоятельной семье. В 1575 г. окончил Кембридж, в 1593 стал членом парламента. Блистательная карьера развернулась при Якове I (). Бэкон считал свою философскую и литературную деятельность побочным занятием, но именно ей суждено было обессмертить его имя. «Новая Атлантида» была вначале написана по-английски, а затем уже переведена на латынь и издана после смерти Бэкона именно в таком виде. Назад


«Новая Атлантида» Начало утопии вполне традиционно: в южных морях Тихого океана путешественники обнаружили идеальное государство – Новую Атлантиду. Но дела здесь обстоят иначе, чем у Мора или Кампанеллы. Здесь есть король, сенат, церковь, чиновники разных степеней, знать и простой народ. Деньги, золото. Всё это черты современной Бэкону Англии – идеализированной – все всем довольны. Общество, построенное по патриархальному типу процветает, нет голода и нищеты. И всё это на основе частной собственности! Особую роль в обществе играет Дом Соломона, занятый познанием природы и применением этого знания на деле.


Антиутопия Анти… - приставка, указывающая на значение «противо», употребляется для выражения противоположности, враждебности, направленности против чего-нибудь. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., – С. 25. Антиутопия – [анти… + утопия] – в художественной литературе – изображение опасных, непредвиденных последствий, связанных с построением общества. Словарь иностранных слов/сост. Е. Грубер. – М., – С. 41.


Е. Замятин () Замятин принадлежит к тому поколению интеллигенции, которое было выдвинуто русским культурным Ренессансом начала XX века. Окончил Политехнический институт, работал на кафедре корабельной архитектуры, на судоверфях в Глазго, Саус-Шилдсе - строил первые русские ледоколы, участвовал в политических демонстрациях, читал лекции по курсу новейшей литературы. В 20-х годах создаёт блистательные рассказы, пробует свои силы в драматургии и пишет своё самое главное произведение – роман «Мы».


«Мы» В своём романе Замятин подвергает испытанию идею всеобщего счастья, счастья взращённого инкубаторским путём – вопреки законам органического развития – на основе рационалистического знания о нуждах человечества, о природе личности. Проблема «нового мира» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопизмом были проникнуты и проза, и поэзия. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Доведя до абсурда возможные результаты героического действа, автор увидел его трагическую сторону.


Запись 1-ая. Выкладки: «Как обычно, стройными рядами, по четыре через широкие двери все выходили из аудиториума…» «На проспекте, уже перейдя на другую сторону, оглянулся: в светлой, насквозь просолнеченной стеклянной глыбе дома – тут, там были серо-голубые, непрозрачные клетки спущенных штор – клетки ритмичного тэйлоризованного счастья».


«Я – как машина, пущенная на слишком большое число оборотов: подшипники накалились, ещё минута – закапает расплавленный металл, и всё – в ничто. Скорее – холодной воды, логики. Я лью вёдрами, но логика шипит на горячих подшипниках и расплывается в воздухе неуловимым белым паром». «Слушайте, - дёргал я соседа. - Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – вы должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там – дальше?» Запись 2-ая. Выкладки:


«Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться…» «На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа)». Запись 3-я. Выкладки:




Дж. Оруэлл (1903 – 1950) Джордж Оруэлл литературный псевдоним Эрика Артура Блэра. Учился в Итоне, самой привилегированной школе Великобритании, открывающей путь в Оксфорд или Кембридж. Позднее Оруэлл вспоминал, что уже в пять-шесть лет он твёрдо знал, что будет писателем. Первая его книга была опубликована в 1934 году год – Испания – корреспондент Би-би-си и лондонской газеты «Обсервер», Оруэлл описал те дни в документальной книге «В честь Каталонии» (1938). Приверженец идей социализма он считал, что происходящее в России есть «отвратительное извращение Социализма». Жестокая практика сталинских репрессий пошатнули его веру в идеалы социализма. Оруэлл понял утопичность построения бесклассового общества и низменность человеческой природы, которой присущи жестокость, конфликтность, стремление властвовать над себе подобными. Тревоги и сомнения писателя отразились в его наиболее известных и часто цитируемых романах «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949). В нашей стране роман – антиутопия «1984» стал известен в лишь конце 80-х годов XX века. «1984» считается одним из известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об угрозе тоталитаризма.


В романе Оруэлл изобразил возможное будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощрённом физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью. В этой книге впервые прозвучало известное выражение «Старший брат следит за тобой», а также введены ставшие широко известными термины «двоемыслие», «мыслепреступление» и «новояз». Роман неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом бойкота и травли со стороны левых кругов на Западе. В 1956 и 1984 годах по нему были сняты одноимённые фильмы. «1984» Действие романа происходит в 1984 году в Лондоне, принадлежащем Военно- воздушной Зоне 1 (бывшей Великобритании), которая в свою очередь является провинцией тоталитарного государства Океания, занимающего третью часть земного шара, включающего Северную и Южную Америку, Великобританию, Южную Африку, Австралию и собственно Океанию. Океания находится в войне с двумя другими тоталитарными сверхдержавами – Евразией и Остазией. Евразия представляет собой государство, включившее в свой состав всю материковую Европу и Турцию, а Остазия является объединением Китая, Индии и Японии. Назад


Д. Глуховский (1979) Дмитрий Алексеевич Глуховский получил начальное образование в московской школе им. В.Д. Поленова с углубленным изучением французского языка. Четыре с половиной года жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции. Был военным корреспондентом в Израиле и Абхазии, работал на «Радио России», в телерадиокомпании «Deutsche Welle», на каналах «Euronews» и «Russia Today» в статусе корреспондента кремлевского пула. Владеет пятью языками. Дебютировал как сетевой писатель с фантастическим романом-антиутопией «Метро», главы которого регулярно выкладывались в Интернете. В 2005 году роман, получивший в окончательной редакции название «Метро 2033», был опубликован, а в 2007 году переиздан. Последний роман «Сумерки» – умело замаскированный под мистический триллер – это роман – метафора, роман – манифест.


«Метро 2033» Фантастическая антиутопия-притча «Метро 2033» о том, как важно правильно понять своё предназначение и как просто обмануться. Как предостережение человечеству, которое сегодня снова замерло на пороге холодной войны. Роман о постъядерной Москве, где выжившие скрываются от радиации и «новых форм жизни» в столичной подземке. Книга ещё до широкой публикации успела превратиться в самостоятельное культурное явление – не столько литературное, сколько мировоззренческое и игровое. - «Мне всегда было интересно, что будет с миром, случись ядерная война, - говорит Дмитрий. – Мир после конца мира…. В этом есть что-то эстетичное. Тема такая чарующая. Когда всё, чего цивилизация достигла, уже утрачено, остаются только расплывчатые мифы, сказания и легенды, которые скоро исчезнут. И будущее кажется таким мрачным и непредсказуемым…» - Ещё он интересовался московским метро – «самым большим бомбоубежищем в мире, о котором мы ничего не знаем». Назад


Читайте другие антиутопии: (1926) «Замок» Франца Кафки. (1932) «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли. (1945) «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. (1951) «Век вожделения» Артура Кёстлера. (1953) «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. (1962) «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. (1962) «Полёт над гнездом кукушки» Кена Кизи. (1964) «Трудно быть богом» братьев Стругацких. (1982) «1985» Дьердя Далоша. (1985) «Парфюмер» Патрика Зюскинда. (2000) «Кысь» Татьяны Толстой. (2000) «99 франков» Фредерика Бегбедера (антиутопия в постмодернизме)…