В д федоров творческая личность. Публикации о жизни и творчестве Василия Федорова. Награды и достижения поэта

Мне в жизни пришлось написать множество автобиографий, коротких и развернутых, в зависимости от того, куда меня принимали. Самая интересная, на мой взгляд лежит где-то в довоенном архиве Новосибирского аэроклуба. Очень уж хотелось, чтобы меня приняли. Написал так, что замполит, прочитав ее, сказал перед всеми учлетами: "Сочинил, как писатель!" Самая скучная, по-моему, находится в Союзе писателей, хотя тоже очень хотел, чтобы не отказали в приеме. Видимо, устал повторяться.
Родился я в городе Кемерово в 1918 году не то 23 февраля, не то 7 марта. При получении паспорта на мой запрос мне выслали метрику с мартовской датой, а несколько лет назад - с февральской. Дело в том, что календарная поправка была внесена в год моего рождения, когда к Сибири орудовали Колчак и генерал Гайда, которые советских установлений, разумеется, не признавали. Одним словом, впредь до выяснения имею два праздника и промежуток между ними.

Рожденный в городе, считаю себя целиком деревенским. Мне и года не было, когда семья, в которой я был девятым ребенком, переехала в деревню. Прокормить такую ораву в городе рабочему-каменщику в то время не было никакой возможности. Почти ничего не строили, только разрушали. А в деревне и у отца, и у матери были родственники. Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею - озеро, за озером - заливные луга, да лугами - быстрая пескаревая река, за рекой - лес и далекий туман...

Отца, Дмитрия Харитоновича, помню смутно. Через несколько лет после переезда в Марьевку, успев дать мне еще двух братьев, отец умер от тифа. По рассказам старших, он был веселым человеком. Любил азартные игры, кулачные бои и красивые слова. Зипун, и без того слово нерусское, он называл хламидой: "Ульянка, подай-ка мне мою хламиду". Мать с умилением рассказывала, как при переезде в деревню он, неграмотный, по верстовым столбам таежного тракта ухитрялся узнавать, сколько проехали. Сама она не умела и этого, тем не менее ее влияние на меня в смысле поэзии было большим. У нее был хороший голос, а память хранила множество народных песен, даже таких, которых не смог потом найти ни в одном из песенников, ни в одном из фольклорных сборников. Напевая свадебно-обрядовую песню, она вставляла в нее мое имя.

По сенюшкам Авдотьюшка гуляла,
По новеньким Авдотьюшка ходила,
Из кармашика орешики щелкала
И в оконушко шелушицу бросала,
И в Васильевы кудри попадала,
Димитричевы кудри воспетляла,
Чтобы, чтобы Васильюшка оглянулся
И своей красавице восмехнулся...

Один из критиков однажды заметил, что в моих стихах и поэмах много снов. Правда. Это, наверно, от моей мамы, Ульяны Наумовны. Ей часто снились сны, притом почти всегда сюжетные. Она умела их рассказывать и разгадывать. А еще она умела причитать по умершим. Она не плакала, а как-тоо но-своаму прочитывала жизнь человека, и в общем-то простая жизнь становилась интересной. В ее причитаниях было много таинственного...
К моему сочинительству она относилась терпимо, даже потом, когда оно отрицательно сказывалось на нашем материальном благополучии. Никаких выгод от моего писания она и не ждала. Помню, в новосибирской квартире, где мы долго жили, был закуток, нечто вроде ванной, где ванны, однако, не было, а стояла деревянная бочка. В ней хранился мой литературный архив. Ко времени отъезда в Литературный институт имени Горького она была полной. Однажды, по приезде домой, мама повела меня к этой бочке.

Тут у тебя какие-то бумаги. Может, что не нужно, так отбери на растопку.

Бочка была большая. Запустил в нее руку, взял первое попавшееся. Посмотрел. Разбираться в хаосе бумаг не захотелось. Сказал:

Да бери все, только вот, где будут короткие строчки,- это стихи, ты их оставляй.

Мама даже обиделась:

Ну, разве я не понимаю. Где стихи, я вижу...

В первом томе два первых раздела и часть третьего составлены из стихов, оставшихся на дне той бочки. Многие из них будут печататься впервые, некоторые - из педагогических соображений, чтобы начинающие не очень отчаивались при первых неудачах.

Читать я научился до школы, а писать - до того, как прикоснулся к чистой бумаге. Случилось это от большой нужды. У меня не было своих валенок. Мне приходилось сидеть на полатях, смотреть сверху и слушать, как старшие братишки торопливо готовили уроки, чтобы убежать на улицу. А писал я пальцем по воздуху, чаще всего в темноте или полумраке. Слово, написанное таким способом, долго светилось перед глазами. Тогда же я написал первое стихотворение. Оно было о поморах. Многие, более поздние, забыл, а начало первого помню:

Плывет моряк по морю,
И станет он тужить:
Неужто на той льдине
Ему придется жить?

Желание сочинять стихи пришло не случайно. Их сочинял двадцатилетний брат Петр, организатор и первый секретарь комсомольской ячейки. Стихи и частушки были его оружием. В деревне молодежные гуляния назывались "улицей". Идет группа ребят, девчат и под гармошку горланят частушки. С другого края вторая группа - и тоже со своими частушками. Сходились у казенных амбаров. Начинался настоящий частушечный бой.
Удивительно, но факт: деревенские ребята с двумя-тремя классами образования, как у моего брата, выпускали рукописный сатирический журнал. Принять в нем участие был приглашен и Петр.

Может, об этом не стоило бы писать. Но в данном случае мне хотелось дать ту атмосферу, в которой проходило мое детство. Все новые стихи брат прочитывал в семейном кругу, а уж потом уходил с ними к своим товарищам.

Братьям же, Петру и Андрею, я обязан ранним знакомством с настоящей литературой: с Пушкиным, Лермонтовым, Байроном, Купером, Лонгфелло. Ставшие вскоре комсомольскими, а потом партийными работниками, призванными в города, они торопились восполнить недостаток образования. Если в разговоре с ними какой-нибудь эрудит называл неизвестного писателя, поэта, они по-крестьянски старались не подать вида. что не знают их, зато в тот же вечер шли в библиотеку. В отпуск братья приезжали с тюками разнообразных книг, которые потом оседали в нашем доме.

Напомню: в семье я был девятым ребенком. Для биографии моей души это имело большое значение. Однажды, просматривая очередной привоз Петра, я натолкнулся на какой-то "ученый" труд, в котором говорилось, что талантливыми бывают только первые дети. Это меня уязвило. Я не мог признать своей обреченности и повел многолетний тайный спор с этой теорией.

Старшим братьям и сестрам я обязан не только любовью к поэзии, но и постоянным интересом к общественно-политической жизни. Наша семья дала восемь коммунистов. Меня приняли в партию в 1943 году. Не поступлюсь истиной, если скажу, что как поэт я родился из чувства социальной новизны, которым в огромной мере обладало старшее поколение. Тут нет моей личной заслуги. Просто это чувство не должно было пропасть. Все стоящее в моих стихах надо относить на счет этого чувства. И вообще, на долю поэтов - моих сверстников выпала нелегкая роль связующего звона двух поколений: того, что шло от Революции, и того, что пришло за нами. Эти мысли были осознаны мной давно, но не сразу стали фактом поэзии. Путь мой был до странности трудным.

Итак, писать я начал рано, а печататься активно очень поздно. Виной тому, вероятно, послужила моя первая попытка появиться в газете "Большевистская смена". Это было в Новосибирске, кажется, в 1936 году, когда я учился в авиатехникуме. Подписал я свои стихи деревенским семейным прозвищем: Василий Лехин. Для маскировки. Отослал, стал нетерпеливо ждать того номера газеты, где... И дождался. В обзорной статье о присланных стихах - от Василия Лехина летели клочья. Мои стихи оказались упадочными. Правда, в 1939 году в одной заводской многотиражке я напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение даже в областной комсомольской газете, но значения этому не придал, считая это случайностью. Разнос в "Большевистской смене" так на меня подействовал, что и теперь вхожу в редакции с тайным страхом. Если же стихи принимают хорошо, я начинаю относиться к ним подозрительно. По-моему, и то и другое - от застарелого самолюбия. Чувство собственного достоинства родилось во мне раньше самого достоинства.

Для моей литературной судьбы большое значение имел тот факт, что после окончания авиатехникума в 1938 году я около девяти лет проработал на авиационных заводах в качество технолога, мастера, старшего мастера. В годы войны мне довелось строить истребители и бомбардировщики. Умение читать чертежи развивает воображение, приучает мыслить пространственно, видеть одну и ту же деталь сразу в нескольких плоскостях. В моей заводской работе было много однообразного, но было и подлинное вдохновение, не меньшее, чем при работе над стихами.

Примерно за год до Отечественной войны мы начали осваивать новую модель самолета. Помню, в нашем цехе скопилось около пятидесяти аварийных деталей, без которых - даже без одной - самолет не мог получить жизнь. Мне предложили стать технологом-экспериментатором, чтобы в короткий срок найти технологические решения их изготовления. Решить эту задачу мне помогло мое увлечение поэзией. Мие нужно было обрести чувство материала. Он рвался и трескался. Наблюдая за его поведением, я как бы клал себя на его место и начинал почти физически ощущать, где ему тяжело и почему тяжело.

В Новосибирске я познакомился с профессиональными поэтами и прозаиками. Там я начал печататься в журнале "Сибирские огни", а в 1947 году издал первую книжицу "Лирическую трилогию", состоящую из трех небольших поэм. Вторая же книга стихов вышла только через восемь лет. На это были свои грустные причины. На Первом совещании молодых писателей я был хорошо принят семинаром Николая Асеева. Тогда же познакомился с Александром Твардовским, который, прочитав "Марьевскую летопись", сказал: "Отрадно". После этого меня охотно перевели с заочного на очное отделение Литературного института. Мое имя начали одобрительно упоминать в столичных газетах. А по окончании института отказали в дипломе. Правда, вскоре без моей просьбы поставили мне тройку за творчество и диплом выдали, не столь торжественно, как другим, но выдали.

Поздней, оглядываясь на то время, я увидел несколько причин для объяснения истории с дипломом. Одной из причин было мое неумение распорядиться стихами при составлении диплома. Многое из того, что в настоящем томе составило три первых раздела, не было напечатано, а потому и не включено в диплом. Журналы, мягко говоря, не очень охотно печатали мои стихи и, возвращая, создавали вокруг них атмосферу сомнительности, которая сбивала с толку и меня, и моих оценщиков. Кроме того, среди последних были и такие, которые не принимали мои стихи из-за нетерпимости к другой поэтической вере, то есть соображении чисто групповых.

Было о чем поразмыслить. На это ушло несколько лет. Стихи я по-прежнему писал, но в редакции их не показывал. Потом эти стихи, как и те, что лежали в бочке, печатались в разных книгах, таких, как "Лесные родники" (1955), "Марьевские звезды" (1955), "Дикий мед" (1958). Это привело к трудностям при составлении первого тома. Например, стихотворение "Другу" было написано в 1948 году, а напечатано через двенадцать лет в книге "Не левее сердца" (1960). То же самое произошло и со многими другими вещами. Пусть читатель не удивляется, встретив их за пределами тех книг, в которых они ранее появлялись.

Молодые поэты бывают нетерпеливыми: написал - и скорей в редакцию. Зрелые сознательно сдерживают себя: написал - пусть полежит... Почему я не сразу напечатал то, что можно было напечатать, то есть когда уже представилась возможность? Если стихи лежат долго, их должна призвать жизнь. Они печатались по времени призыва: десять лет назад - одни, пять лет назад - другие. "Притча", прождав четверть века, появится только в этом году. Мертвых жизнь не призывает.

В отличие от стихов, мои прозаические опыты почти все газеты и журналы, с которыми я имел дело, печатали охотно. Это были очерки. Они появлялись в "Сибирских огнях" и "Новом мире". Долгое время я сотрудничал в "Крестьянке", "Огоньке", "Смене". Несколько документальных вещей вышли отдельными книжками в Новосибирске и Москве. В 1955 году отдельной книгой появилась повесть "Добровольцы", уже не связанная документальностью. Для поэта работа очеркиста очень полезна. Мне она дала материал для многих стихов и поэм.

Несколько слов о том, почему мои поэмы выделены в отдельный том, а не поставлены среди стихов по времени их написания. Прежде всего потому, что у моих поэм есть своя логика развития, видимые и невидимые связи, которых нельзя нарушать. В "Лирической трилогии", например, заложены многие последующие темы: "Марьевская летопись", "Далекая", даже "Бетховен", не говоря уже о "Седьмом небе", в котором читатель обнаружит прямую связь с "Трилогией".

Писать поэмы я начал так же рано, как и стихи. Прежде чем напечататься, мне пришлось испытать несколько поучительных неудач. В нашей деревне по курным баням жила пришлая чувашка Кирсаниха с сыном Яшкой, моим ровесником. У него была шапка огненно-рыжих кудрей. По бедностн он стал мелким деревенским воришкой: воровал молоко и хлеб. Из дружбы к нему я написал дидактическую поэму, в которой Яшка призывался к добродетельной жизни. Выслушав мою поэму, Яшка почесался и сказал: "Пойдем играть в бабки". Воровать он не перестал. Даже больше,- с возрастом перешел на более крупное воровство, за что его где-то убили. Памятуя о судьбе Яшки, я навсегда отказался от дидактических поэм.

Поздней мной была написана романтическая поэма "Владимир и Людмила". Oн - поэт, она - цыганка, отбившаяся от своего табора. В то время в деревне работали два молодых учителя. Пришел к ним, прочитал поэму. Она им понравилась, но оба нашли ее незаконченной. Один из них посоветовал, чтобы я свою диковатую цыганку "привел" к ним в школу. Так я и поступил, но поэма разладилась. У поэмы должны быть внутренние законы развития. Всякие внешние привнесения разрушают ее. В этом мне приходилось убеждаться не раз.

Захватил себя на мысли: не слишком ли акцентирую на трудности своего пути в поэзию, не слишком ли подробно описываю свои неудачи? В этом есть смысл. Во-первых, неудачи всегда поучительны, а трудности в поэтическом деле закономерны. Мне приходилось часто получать письма начинающих с таким наивным содержанием: "Пишу уже целый год, а меня все еще не печатают". Во-вторых, писание стихов для поэта является фактом биографии, а всякий биографический опыт помогает читателю лучше понять поэта.

Представляя читателю свой двухтомник, я старался избегать даже сравнительных оценок своих стихов и поэм, хотя и знаю, что их качественный уровень не одинаков. Книга поэта - не коробочка некрасовского коробейника, из которой в зависимости от случая можно вытянуть или яркую ленту, или темную шаль. Она более похожа на магазин без продавца, с той лишь разницей, что здесь платят за вход. Последнее обстоятельство обязывает к строгому отбору вещей, но кто знает,- может быть, вещь сама по себе и неказистая, а человеку в данную минуту всего нужней.

Москва, июнь 1969 г.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ:

ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА - ЭТО ПОИСК СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ,
МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ВЕЩАМИ, МЕЖДУ МИНУВШИМ И БУДУЩИМ....

СУЩНОСТЬ ЦЕННОГО ПОЗНАНИЯ - ЭТО В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ, ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЭНЕРГИИ.
ПОЭЗИЯ, КАК ОДНА ИЗ ЕЁ ФОРМ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ.
РАЗНИЦА ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ЭНЕРГИЮ СТИХА НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ ПРИБОРОМ,
А ЧУВСТВА И РАЗУМ ЛЮДЕЙ СЛИШКОМ РАЗЛИЧНЫ.

ПО СУЩЕСТВУ, ЧТО ТАКОЕ СТИХИ?
ЭТО ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ.
СНАЧАЛА ОНА ПОЗНАЁТСЯ ПОЭТОМ, А ЧЕРЕЗ НЕГО И ДРУГИМИ.
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ - СЛОВО...

ДЛЯ МЕНЯ ПОЭТ НЕ ТОТ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ СТИХИ, А ТОТ,
КТО ИМЕЕТ КАКОЙ-ТО СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР;
НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД, НО И МИР, ДОРОГИ К ЭТОМУ МИРУ -
ЕЩЁ ЛУЧШЕ В НЁМ, ПОЭТЕ, - ЕСЛИ ОН ДАСТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ
ХОТЯ БЫ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ ПОЭТА,
К ТАЙНЕ МИРОСОЗДАНИЯ...

НЕ ПОСТУПЛЮСЬ ИСТИНОЙ, ЕСЛИ СКАЖУ, ЧТО КАК ПОЭТ Я РОДИЛСЯ
ИЗ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ НОВИЗНЫ, КОТОРЫМ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ
ОБЛАДАЛО СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. ТУТ НЕТ МОЕЙ ЛИЧНОЙ ЗАСЛУГИ.
ПРОСТО ЭТО ЧУВСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ПРОПАСТЬ. ВСЁ СТОЯЩЕЕ
В МОИХ СТИХАХ НАДО ОТНОСИТЬ НА СЧЁТ ЭТОГО ЧУВСТВА...

ЕСЛИ ПЕРЕДО МНОЙ ТОЛЬКО ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ,
НАПИСАННОЕ С ЧУВСТВОМ СВОЕГО МИРА,
Я УЖЕ МОГУ СУДИТЬ О ПОЭТЕ, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО,
КАК ПО ОБЛОМКАМ КАКОЙ-НИБУДЬ СТАТУИ
МЫ ОЦЕНИВАЕМ КУЛЬТУРУ МИНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ...

К МЫСЛЯМ ПРИВОДЯТ ЧУВСТВА...

ЛЮБИТЕ ПОЭЗИЮ! ОНА ЕЩЁ НИКОГО НЕ ИСПОРТИЛА...

МНЕ КРИТИК МИЛО УЛЫБАЕТСЯ,
БРАКУЯ МОЙ ЛЮБИМЫЙ СТИХ.

Я НЕ СТОРОННИК РАБОТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
НАДО СТРЕМИТЬСЯ ТАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ НИ ДНЯ БЕЗ ВДОХНОВЕНИЯ!
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО НЕ ПРИНЕСЁТ РАДОСТИ И БОЛЬШОГО УСПЕХА.

ДОБРОСОВЕСТНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМ.
К ПОСЛЕДНИМ МАЗКАМ, ЧТО СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ПРИЙТИ САМ.
У КЛАССИКОВ МОЖНО УЧИТЬСЯ КРИСТАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ.

ПОЭТУ ВРЕДНО ЗАМЫКАТЬСЯ В САМОЙ ПОЭЗИИ. ВСЯКИЙ ВЫХОД ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ ДЛЯ НЕГО БЛАГО.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТАКИХ ВЫХОДОВ, ТЕМ ОН БОГАЧЕ...

ВСЁ ИСКУССТВЕННОЕ ПРИВОДИТ К ПЕЧАЛЬНОМУ КОНЦУ,
ИБО ОНО «ТРЕБУЕТ ПРОСТРАНСТВА ЗАКРЫТОГО»,
А НА ПУТИ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ СВОЯ ГАЛАТЕЯ...

КНИГА ПОЭТА - НЕ КОРОБОЧКА НЕКРАСОВСКОГО КОРОБЕЙНИКА, ИЗ КОТОРОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛУЧАЯ МОЖНО ВЫТЯНУТЬ ИЛИ ЯРКУЮ ЛЕНТУ, ИЛИ ТЁМНУЮ ШАЛЬ. ОНА БОЛЕЕ ПОХОЖА НА МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА, С ТОЙ ЛИШЬ РАЗНИЦЕЙ, ЧТО ЗДЕСЬ ПЛАТЯТ ЗА ВХОД. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБЯЗЫВАЕТ К СТРОГОМУ ОТБОРУ ВЕЩЕЙ, НО КТО ЗНАЕТ, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ И НЕКАЗИСТАЯ, А ЧЕЛОВЕКУ В ДАННУЮ МИНУТУ ВСЕГО НУЖНЕЙ.

ПОСЛЕ СМЕРТИ ПОЭТА ЕГО СТИХИ НАЧИНАЮТ ЗВУЧАТЬ ПО-НОВОМУ. ОНИ ПЕРЕСТАЮТ
БЫТЬ ТОЛЬКО СОЧИНЕНИЯМИ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ВНОСИТЬ ПРАВКУ,
А ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА: ТАК БЫЛО!

Я НИКОГДА НЕ ПРИБЕГАЛ К ЧЬЕЙ-ТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.
И не сторонник слишком большой опёки молодых. Время от времени я встречаюсь со студентами Литературного института, веду семинары, меня приглашают на Высшие литературные курсы, на Всесоюзные писательские конференции,
мне пишут письма.
И я всегда предупреждаю молодых поэтов, чтобы они не огорчались, если их ругают.
Поэты часто походят друг на друга, потому что учителем бывает не жизнь, а литературные ассоциации.
Надо больше доверять себе, даже в своих ошибках, и не сбивать себя с пути, который у тебя есть.
И ещё надо воспитать в себе способность удивляться, воспринимать мир всё время, как первозданный,
чтобы душа не обрастала роговиной.
1977 год.

У КАЖДОГО ПОЭТА ЕСТЬ СВОЙ ЧИТАТЕЛЬ.
Некоторые поэты уже заранее адресуют свои стихи определённому кругу людей,
имея в виду или их возраст, или профессию, или образование.
Для меня подобный подход никогда не имел значения.
Своими стихами я всегда обращался только к сердцу и уму того, кто встретится с ними,
независимо от возраста, образования и общественного положения.

ДЛЯ ПОЭТА НЕ СТОЛЬ ВАЖНО, ГДЕ, КОГДА И СКОЛЬКО ЖИЛ, А ЧТО ДУМАЛ И ЧУВСТВОВАЛ,
ЧТО ЛЕГЛО В ЕГО СТИХИ. В НИХ - ЕГО ЖИЗНЬ...

Я НЕ СМОТРЕЛ НА ТВОРЧЕСТВО КАК НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО...
НЕ СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ...
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ НЕИЗБЕЖНЫМ.

Я НИКОГДА НЕ ПИСАЛ С ОГЛЯДКОЙ НА РЕДАКЦИИ.

Всем желающим -
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ФЁДОРОВСКОГО ТРОЕКНИЖИЯ ХХI ВЕКА.
Второе дополненное издание. 2017.:
*КНИГА ЛЮБВИ*, *КНИГА ВЕРЫ*, *НЕОКОНЧЕННАЯ КНИГА ДУШИ*.

А также новая работа -
ЛАРИСА ФЁДОРОВА *ЧАС ТВОИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ*. 2016.
(стихи, воспоминания, фотодокументы о В.Д.Фёдорове...)

*
Картина Кемеровского художника Германа Порфирьевича Захарова
*НЕБЕСНЫЙ* написана в 1985 году...

*
Страничка Поэта открыта 16.06.2011 в Сибири...

Томской губернии , РСФСР Место смерти
  • Москва , РСФСР , СССР

Васи́лий Дми́триевич Фёдоров (1918-1984) - русский советский поэт.

Биография

«Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя . Под нею - озеро, за озером - заливные луга, за лугами - быстрая пескарёвая река Яя, за рекой - лес и далёкий туман…» .

В 1929 году закончил в Марьевке четырёхлетнюю школу. Потеряв год дальнейшей учёбы, работал в колхозе, пока не поступил в 1930 году в 5-й класс семилетней Жарковской ШКМ, что находилась в 12-ти верстах от деревни. Там был принят в 1931 году в комсомол. В 1932 году окончил шесть классов, но из-за административно-бытовых трудностей учебного процесса дальнейшая учёба в седьмом классе была приостановлена, вынужден вернуться в колхоз, где вновь продолжил свою трудовую деятельность. Станет комсомольским вожаком колхоза, затем членом правления колхозной артели. Научится пахать поля, сеять и убирать хлеб.

В 1934 году Фёдорову, с шестью классами образования, чудом удалось поступить учиться в Новосибирский техникум машиностроения. В январе 1937 года техникум был переименован в авиационный. В 1935 году на литературном конкурсе техникума Василий Фёдоров за свои стихи получил первую премию и по совету друзей отправил их в газету «Большевистская смена», под семейным прозвищем: Василий Лёхин.

Однако в обзорной статье газеты « Задачи литературной консультации» от 11 января 1936 года ему посоветовали «… для его же пользы, убедить упорно учиться и на время оставить писание стихов…»

После окончания Новосибирского авиационного техникума, в июле 1938 года, Фёдоров был направлен по распределению на авиационный завод в городе Иркутске . В 1939-1940 годах в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение, «К матери», в областной комсомольской газете.

25 июля 1940 года многотиражная заводская газета «Сталинец» напечатала знаковое стихотворение «Надо видеть».

В 1957 году Фёдоров написал стихотворение «Рабская кровь», - одно из любимых, - которое стало запрещённым для публикации. Впервые оно появилось в газете «Литература и жизнь» 20 сентября 1959 года, а в книге поэта «Седьмое небо» - в 1962 году.

Василию Фёдорову в литературных сетях ошибочно приписывают авторство баллады о звенящем солнце «Зови, гитара…», в 1973 году посвящена памяти чилийского поэта-революционера Виктора Хары. Автор - однофамилец - писатель Владимир Фёдоров.

В 1960-80-е Василий Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия».

В. Д. Фёдоров умер от сердечного приступа 19 апреля 1984 года в санатории города Ессентуки, на третий день после приезда на лечение. 24 апреля 1984 года Москва прощалась с Василием Дмитриевичем Фёдоровым.

Лучшие поэты и писатели России, его сподвижники и товарищи были единодушны в этот горький час:

«Ушёл из жизни, - говорили они, - великий русский поэт, имя которого стало в один ряд со славными именами Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Александра Твардовского…» [ ]

Творческий путь поэта и прозаика Василия Фёдорова, на протяжении своей земной жизни, составил - 50 лет, начиная с 1935 года...

Совсем в другой тональности писал о творчестве Василия Фёдорова поэт-фронтовик Дмитрий  Ковалёв .

Он нетерпим к тем, кто приспосабливается к миру капитали­стической продажности, миру гангстерской демократии. Этот мир резким диссонансом врывается в его привыч­ный деревенский быт. Цинизм чистогана особенно непри­емлем в наиболее сокровенном, в понятии красоты.

По мнению прозаика И. Шевцова , в историю русской литературы ХХ века Фёдоров вошел как звезда первой величины. Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот:

«О, женщина,
Краса земная,
родня по линии прямой той,
изгнанной из рая,
ты носишь рай в себе самой».

Перу поэта принадлежит ряд поэм, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Многие стихи Фёдорова отличаются афористичностью.

«И я когда-то думал, что седые
не любят, не тоскуют, не грустят.
Я думал, что седые, как святые,
на женщин и на девушек глядят…»

Широкую известность приобрело его стихотворение:

«По главной сути
Жизнь проста:
Её уста…
Его уста…»

Не теряют актуальности строки о назначении поэзии:

«Все испытав, мы знаем с вами,
что в дни психических атак,
сердца, не занятые нами,
не мешкая, займет наш враг.
Займет, сводя все те же счеты,
займет, засядет, нас разя…
Сердца, ведь это же - высоты,
которых отдавать нельзя.»

Память о поэте

На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг. С 1985 года ежегодно проводятся литературные праздники, посвященные поэту - «Фёдоровские чтения». Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии имени В. Д. Фёдорова. Их лауреатами стали известные сибирские поэты - В. М. Баянов, В. В. Махалов, Б. В. Бурмистров, Л. М. Гержидович, Сергей Донбай.

  • «Кемеровская областная научная библиотека имени В. Д. Фёдорова»

Сочинения

Поэзия

  • Лирическая трилогия, Новосибирск, 1947
  • Лесные родники, М., Молодая гвардия, 1955
  • Марьевские звёзды: Стихи и поэмы. Новосибирск, 1955; 112 с., 3 000 экз.
  • Белая роща, М., Молодая гвардия,1958; 2-е изд. 1961
  • Дикий мёд. - М., Советский писатель, 1958
  • Не левее сердца. Стихи и поэмы. М., Советская Россия, 1960. 193 с., 8 000 экз.
  • Лирика. М., Гослитиздат, 1961
  • Седьмое небо. Стихи и поэмы. М., Советский писатель, 1962. 281 с., 15 000 экз.
  • Книга Любви. М., Московский рабочий, 1964. 216 с., 30 000 экз
  • Стихотворения. Поэмы. - Новосибирск, 1964
  • Второй огонь. М., Художественная литература, 1965. 574 с., 25 000 экз.
  • Третьи петухи. М., Молодая гвардия, 1966. 144 с., 100 000 экз.
  • Стихотворения. М., Художественная литература, 1967;
  • Седьмое небо, М., Советский писатель, 1968
  • Книга Любви. Второе, дополненное издание. М., Московский рабочий. 1968. 239 с., 35 000 экз.
  • Третьи петухи. Седьмое небо. [Стихи и поэма]. М., Советская Россия, 1970
  • Крылья на полдень, М., Воениздат, 1971
  • Седьмое небо. Романтическая поэма. Новосибирск, 1971. 190 с., 50 000 экз.
  • Избранные стихотворения. Кемерово, 1972
  • Седьмое небо. М., Современник, 1972
  • Книга Любви. Третье, дополненное издание. М., Молодая гвардия, 1973. 255 с., 100 000 экз.
  • Книга Любви и Веры. М., Современник, 1974. 431 с., 50 000 экз.
  • Как цветы на заре. - М, Советский писатель, 1974
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Современник, 1977. 223 с. (журнальная публикация: «Москва», 1978, №1-3)
  • По главной сути. М., Современник, 1978. 575 с., 100 000 экз.
  • Избранное. М., Советская Россия, 1978. 495 с., 100 000 экз.
  • Стихи. М., Художественная литература, 1978
  • Стихотворения. Поэмы. Мурманск, 1978
  • Золотая жила. Поэма. М., Современник, 1979. 86 с., 10 000 экз.
  • Седьмое небо. - Омск, 1981
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Советская Россия, 1982. 239 с., 75 000 экз.
  • Как цветы на заре. Стихотворения и поэма "Женитьба Дон-Жуана". М., Советский писатель, 1982. 415 с., 50 000 экз.
  • Поэмы. М., Художественная литература, 1983. 446 с., 75 000 экз.
  • Душа еще полна заботы. Кемерово, 1986
  • Стихотворения. М., Детская литература, 1987
  • На Родине моей повыпали снега. Стихотворения и поэмы. Новосибирск. 1988. 263 с., 25 000 экз.
  • И верою, и правдою. Кемерово, 1988
  • Человек. Стихотворения и поэмы. М., Молодая гвардия, 1989. 191 с., 100 000 экз.
  • Сны поэта. Кемерово, 1989
  • Судьба мне подарила Русь. Кемерово. Сибирский писатель, 1998. 591 с.

Проза

  • Зрелость: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 136 с.: ил., 15 000 экз.
  • Добровольцы: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1955. - 263 с.: ил., 90 000 экз.
  • Наше время такое… О поэзии и поэтах, М., Современник, 1973
  • Сны поэта // «Москва», 1979, № 8-10, 1982, № 7 (отд. изд.: М.: Советский писатель, 1988)
  • Светлый залив: Повесть // «Молодая гвардия». - 1986. - № 6

Издания

  • Стихотворения и поэмы. Т. 1-2. М., Художественная литература, 1970., 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Молодая гвардия, 1975-1976. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в пяти томах. М.,Современник, 1987-1989. - 50 000 экз.
  • Собрание сочинений в одном томе: стихотворения, поэмы, проза. М., Современный писатель, 1998. - с.495, 4 200 экз.
  • Судьба мне подарила Русь: Стихотворения.Поэмы.Терцины. Новеллы. Статьи. Кемерово: Сибирский писатель, 1998. - с.591
  • По главной сути жизнь проста... - Сборник стихотворений, прозы, статей, очерков, писем и воспоминаний Василия Федорова. М., 2009.
  • Фёдоровское троекнижие 21 века: "Книга Любви", "Книга Веры", Неоконченная "Книга Души". Кем.ГУКИ. - 2012.

Ольга Еремеева
Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов

Экспедиция

по жизни и творчеству В . Д. Федорова

Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.

Пояснительная записка

В век информационной революции, современных технологий и технического прогресса, очень трудно привлечь детей к чтению литературы. Уже не достаточно рассказать о том, как интересна книга, творчество её автора , необходимы новые формы и методы работы. Особенно важно ознакомить детей с творчеством писателей земляков , чьи произведения близки и понятны по духу, эмоциональным переживаниям, эстетическому восприятию. Поэтому свое мероприятие , я построила как экспедицию по жизни и творчеству кузбасского поэта В . Д. Федорова . Данная форма мероприятия позволяет не только знакомить с биографией поэта , но и учит школьников самостоятельно анализировать произведения, соотнося их с основными этапами жизни поэта . Мероприятие очень актуально на современном этапе жизни , так как помогает учащимся узнавать историю своего края, знакомиться с людьми, прославляющими свою Родину. Экспедиция по жизни и творчеству В . Д. Федорова входит в серию мероприятий, посвященных людям Земли Кузнецкой, что способствует воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции учащихся .

Цели :

формирование интереса к литературным произведениям писателей Кузнецкого края, через изучение жизни и творчества В . Д. Федорова .

Задачи :

расширять знания учащихся о творчестве В . Д. Федорова ;

знакомить учащихся с биографией поэта ;

работать над выразительностью чтения;

развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе.

Оформление :

портрет В. Д. Федорова ;

выставка произведений;

карта Кемеровской области;

календарь знаменательных дат из жизни В . Д. Федорова .

Оборудование :

аудиомагнитофон;

литературно-музыкальная композиция на стихи В. Д. Федорова «По главной сути»

Подготовительный этап :

За две недели до проведения мероприятия двум микрогруппам из 6 - 7 классов , в составе 3-5 учащихся дается задание :

Подробней познакомиться с жизнью и творчеством В . Д. Федорова ;

Сделать подборку стихотворений к различным этапам жизни поэта .

Ход мероприятия:

Тишина, чуть слышно звучит музыка, и …

Ведущий :

Рожь тихонько качалась, и весь я

Замер, будто бы кто пригрозил,

В непонятном тогда равновесье

Молодых, неизведанных сил.

В непроглядную мглу пеленая,

Летний зной осенял деревца,

Вдруг явился, откуда – не знаю,

Тонкий облик родного лица.

Лоб сплетенные косы венчали,

А в глазах, где не видно ни зги,

Было столько суровой печали

И какой-то нездешней тоски.

Ведущий :

Не правда ли прекрасное стихотворение , как картинка из сказки, таинственная и

волшебная, а написал его наш земляк – Василий Дмитриевич Федоров .

И сегодня мы с вами отправляемся в экспедицию по жизни и творчеству Василия

Федорова . А поможет нам в этом календарь знаменательных дат жизни поэта . И я

знаю, что вы тоже пришли не с пустыми руками, а хорошо подготовились к нашей

экспедиции .

педагог обращает внимание детей на календарь знаменательных дат

Ведущий :

Год 1918…

Только что отгремела Октябрьская Социалистическая Революция. Тревожные, голодные годы, хаос, разруха…

В семье каменщика Дмитрия Федорова , рождается 9 ребенок Василий Дмитриевич Федоров .

Федоров родился в городе Кемерово, вырос в деревне Марьевка. Кемерово… Яйский район… Марьевка…

Педагог обращает внимание детей на карту Кемеровской области

Ведущий :

В то тяжелое время почти ни чего не строили, как было каменщику, Д. Федорову прокормить свою многодетную семью? Надо перебираться в деревню к земле – кормилице, к родным…

И так они переезжают в марьевку…

Медленно встает ученица …

Марьевка стоит «на высоком берегу дневного русла. Под нею озеро, окаймленное зарослями черемухи и калины, за озером – заливные луга, устланные цветами, за лугами – быстрая пескаревая река с белесой гладью, с береговыми скулами выгибов, за рекой зеленый лес с темными пиками кедров и далекий туман…»

Ведущий :

Ребята, ведь нам знакома – эта картина, красота природы нашего края. (Небольшая дискуссия о природе родного края)

Ведущий :

Да, вы правы, все, что нас окружает, откладывает отпечаток на нашу жизнь .

Так и случилось с Василием Федоровым . Самые яркие впечатления, первые чувства – радостные и горькие. Чудо жизни . Красота. Все это открылось взору и душе ребенка здесь, в Марьевке, и определило его жизненное дело .

Подумайте, какое Стихотворение подходит к этому периоду.

Ученица :

Как прекрасен

Над лесом

Зари окоем,

Как любезны в песках берега,

Как прекрасны

В наряде венчальном своём

По весне заливные луга.

Притихший,

Смиряя свой нрав

Песнопением марьевских птиц,

И глядят на меня

Из некошеных трав

Голубые глаза медуниц.

Здравствуй, милый,

Кедрово – березовый край,

С этих лугов, где ноша легка.

Если есть в небесах

Хоть какой – нибудь рай,

В нем должны быть

Такие луга.

Ведущий :

Хорошо, правильно…

Библиотекарь переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Какие события произошли в жизни Федоровых в этом году ?

Ученик :

Когда Васе было 5 лет, умер его отец. В последствии он сказал такие слова : «Отец… Хорошо помню… Лет пять уже было. да, лет пять. Отец идет рядом с лошадью, запряженной в телегу, - поднимается в гору… уходит от меня… больше я его никогда не видел.»

Ведущий :

Да, для Федоровых наступили тяжелые времена, но семья выстояла. Дружно справлялись они со всеми проблемами, вместе работали и отдыхали. Мама, Ульяна Наумавна, хорошо знала народное творчество , песни, частушки. Она любила рассказывать свои сны, истолковывая их, предугадывая будущие события. Не здесь ли истоки «Снов поэта » - классически прекрасных новелл .

Мы с вами готовы поговорить о сне «Хромовые сапожки» , и так…

(Диалог о произведении, 2-3 минуты)

Ведущий :

Молодцы, я с вами полностью согласна, в том что «сны поэта » , воспринимаешь как реальнейшую реальность.

Ведущий :

Василию Федорову 15 лет . А сколько всего уже было. Начинал он работать пастухом, был водовозом, пахарем, учетчиком фермы, младшим счетоводом, кассиром колхоза. А кем он стал в 15 лет?

И все это время В. Федоров писал стихи , в которых отражались его чувства, юношеская любовь, эпоха того времени.

Давайте подумаем, какое произведение больше всего подходит к этому периоду жизни поэта .

Ученица :

Люблю я день после дождя,

Слезами божьими умытый,

За кроткий взгляд, как у дитя,

И простодушный и открытый,

Люблю я день после дождя.

В такое время мир мне мил,

Как жизнь сама , как откровение,

Когда среди враждебных сил

Царит любовь и примирение.

В такое время мир мне мил.

Такое время длит мой срок,

Судьбой подаренной не слепо,

За что с пригорка свой цветок

Земля протягивает небу.

Такое время длит мой срок.

Люблю я день после дождя,

Поля, успевшие омыться,

Земля смеется, как дитя,

Когда ей сон о детстве снится.

Люблю я день после дождя.

Ведущий :

Да, лирическое, замечательное произведение. Ведь молодость прекрасна.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

жизни Федорова в этот год ?

Ответы детей :…. (первая публикация стихотворения «К матери…» )

Ведущий :

Говорила о юность,

Вспоминала без радости

Свою юность отцветшую

Моя старая мать.

Говорил ей; не юность ли?

Повторял ей, не радость ли,

Если песню веселую

Можно вновь запевать.

Не уйдешь недолюбленной,

Не уйдешь недоласканной,

И о прожитом станешь ли

Горевать и рыдать?

Говорю ей, не радость ли?

Повторяю ей, не радость ли?

Если нам твои горести

Не пришлось повторять?

Скорби сердца не выбиться

Криком чайки подстреленной.

Счастью яркими перьями

В темноту не влететь.

Что ни, то красивое,

С каждым днем всё уверенней

По дороге намеченной

Мы идем молодеть.

Не вздыхай по ушедшему-

По истоптанной юности.

Радость в домик наш просится,

Принимай ее, мать!

Ведущий :

Василий Федоров , становится знаменитым. Он к этому не стремился, ему помог друг. А как?

(Вспоминает биографию Федорова в этот период )

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Год 1941-1945…

Ведущий :

Великая Отечественная война. Война, какое страшное слово. Сколько горя в этом слове. И эта беда наложила свой отпечаток на творчество В . Федорова .

Медленно встает ученица и под музыку произносит такие слова :

Цветы стыдливости полны,

Порой они лишь слабо брезжут,

В дни горя, бедствий и войны

Они нам на глаза не лезут.

Уйдет разлучница – беда,

Цветы приходят с доброй вестью

Есть торжество цветов, когда

Цветы и люди снова вместе.

Ведущий :

Но все проходит, проходит и война, и наступает долгожданный мир. К этому событию есть замечательное стихотворение :

Как многозначно слово «Мир» .

И небеса с их чудесами

И всё, что есть под небесами,

Мы называем словом «Мир» .

Как многослойно слово «Мир»

У всех существ, у всех растений.

Их жизнь в любой её ступени

Мы называем словом «Мир»

Как многолико слово «Мир»

Все вещи, названные нами

Пленительными именами,

Мы называем словом «Мир»

Как разнятся его черты

В дистанции такой огромной :

Душевный мир и мир загробный,

Мир ужаса и красоты.

О, как желанно слово «Мир» !

Когда уже мильоны сгубят

И ужасы войны отступят,

Приходит долгожданный Мир.

Мир- мера чести и добру.

При неудаче и удаче

Стоять перед народом - значит

Стоять всё так же – на миру.

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Ребята, какое знаменательное событие произошло в жизни Федорова в этот год ?

Ведущий :

Да, правильно, встреча с любимой женщиной.

(слушаем литературно – музыкальную композицию «Любовь» )

Ведущий :

А какие события произошли на этом отрезке жизни Федорова .

(Обсуждение биографии)

Ведущий :

Наиболее подходящие произведение, какое?

Читает ученик :

Три года живу я в столице,

Люблю я столицу… и вот,-

Когда она вся озарится,

То чем - то напомнит завод.

Припомнится город мне близкий,

И тут же представится мне :

Летят автогенные брызги,

Скользят по кирпичной стене.

И вдруг с ничего затоскую,

Да так, что сдержаться нет сил,

Я вспоминал тогда мастерскую

И цех, где я мастером был.

Представляю на миг лишь единый

Пролеты больших корпусов,

Бульдозеров гнутые спины

И вздохи чугунных прессов.

Рабочих - за именем имя

Проходят минутой такой,

И вот я представляю, что с ними

Работает мастер другой.

И может быть, так, между прочим,

Хорошую память храня,

Какой – нибудь старый рабочий

Ему говорит про меня :

Москва, мол, кому не приснится,

И он- де, упрямый такой,

Уехал за песней в столицу,

А песня живет в мастерской.

И скажет еще, что теперь я

Решил поучиться и сам,

Охотно уйду в подмастерья

К московским большим мастером

Тогда неуемным желаньем

И верой наполнится грудь,

Что я свое прежнее званье

Сумею обратно вернуть.

Ведущий :

Молодцы, хорошо знаете биографию поэта . Действительно, именно на этот период приходится творческий расцвет , жизнь поэта в Москве .

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

Но несмотря на успех, признание, поэт каждый год возвращается на свою малую Родину – Марьевку. У поэта – была особая вера в эту землю.

«Вот попью водицы из родника, поем черемши – и все болезни как рукой снимет.

А ведь вы же знаете, что Василий Федоров был болен . У него был тяжелое заболевание сердца.

(дискуссия с ребятами об этом периоде жизни Федорова )

Педагог переворачивает календарь знаменательных дат.

Ведущий :

- «Я уже не с вами, я уже не тут, я в садах, где птицы райские поют»

А через три дня поэта не стало , не стало удивительного человека, который любил природу, свою Родину, который нес людям свет, доброту своими прекрасными произведениями.

Сегодня звучало много стихов Василия Федорова , и у нас с вами получился

замечательный разговор о жизни и творчестве поэта . Пусть эти свечи горит в

память о великом поэте , художнике слова - Василии Дмитриевиче Федорове . А

село, я сын твоих полей»

(Перед прослушиванием зажечь свечи) .

Заканчивается экспедиция литературно – музыкальной композицией «По главной сути» в исполнении Марины Аристовой и Юрия Адаменко на стихи В. Д. Федорова

Литература

1. Жил по совести поэт [текст] : научно – популярное издание/составитель Т. И. Малахова- Кемерово, 1990.- 148с.

2. Воспоминания о поэте Василии Федорове [текст] : сборник/ составитель Т. И. Малахова – Кемерово, 1987.- 288с.

3. Федоров , В. Д. Сны поэта [текст] : книга/ Советский писатель, 1988.- 272с.

К 95-летию со дня рождения советского поэта, лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР им. М. Горького Василия Дмитриевича Федорова

Литературная общественность Кузбасса, любители и почитатели русской словесности 23 февраля отмечают 95-летие выдающегося поэта, нашего земляка Василия Дмитриевича Федорова.

Василий Федоров – один из самых совестливых русских поэтов второй половины двадцатого века. И не случайно его знаменитое стихотворение так и называется «Совесть». В нем есть такие покаянные строки:

А ведь сердце веселое

Миру я нес,

И душой не кривил,

И ходил только прямо.

Ну а если я мир

Не избавил от слез,

Не избавил родных,

То зачем же я, мама?

Его называют явлением русской поэзии, крупнейшим поэтом нашего времени, а провожая в последний путь в апреле 1984 года, справедливо нарекли «Великим».

Он не был избалован критикой, «заласкан» радио и телевидением. Однако после его смерти, на первый праздник поэзии Василия Федорова, состоявшийся летом 1985 года в его родном селе Марьевке, съехались со всей России и Кузбасса около 20 тысяч почитателей его таланта.

Сам Федоров в автобиографическом повествовании «О себе и близких» пишет: «Моя работа над стихом, видимо, шла не по линии овладения формой, а скорее по линии содержания, достижения свободы выражения мыслей и чувств, естественной интонации, которую я ценю в стихе более всего… В конечном счете, о чем бы и о ком бы мы ни писали, мы пишем о себе. Наш взгляд на мир, сам отбор материала его изложения, - все говорит о нас, пишущих».

Фёдоров Василий Дмитриевич (1918-1984) родился 23 февраля 1918 года в Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. Его трудовая деятельность началась в колхозе.

Учился в Новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лехин. Однако их сочли «упадочными» и не напечатали.

В 1938 году, окончив авиатехникум Федоров, был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи. В 1939 году в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». Знакомство с Александром Твардовским и положительная оценка его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного, на очное отделение.

В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года.

Яркие стихи В. Фёдорова нашли своего читателя, гражданская лирика поэта широко известна в России и за рубежом. В стихах поэта отразились пройденный им жизненный путь, судьбы людей, которых он встретил в родном краю.

Василий Фёдоров – автор двух повестей – «Зрелость»(1953) и «Добровольцы» (1955), поэм «Ленинский подарок»(1954), «Проданная Венера»(1958), «Женитьба Дон-Жуана»(1977). В 1979 году Фёдоров удостоен Государственной премии СССР за лирические стихи и поэмы. Василий Фёдоров награжден тремя орденами: двумя – Трудового Красного Знамени и орденом Октябрьской революции.

Творчеству Василия Дмитриевича Федорова, смело можно сказать, уже с первоначала было присуще естественное слияние личного и общественного. Его лирический герой всегда был неотделим от родной земли, от больших и малых радостей и бед своего народа. Это чувство поэта с годами расширялось и крепло, приобретало высокое гражданское звучание в его стихах и поэмах.

Уже в «Проданной Венере», произведении в высшей степени не только лирическом, но и гражданственном, написанном в середине шестидесятых годов, в полной мере проявилось это замечательное свойство федоровской поэзии.
Поэтический путь Василия Федорова никак не назовешь легким. Этот человек через всю свою жизнь пронес в сердце боль и тревогу своего времени. Потому он стал крупнейшим его поэтом.

Умер поэт 19 апреля 1984 в Ессентуках. Жизнь Василия Дмитриевича оборвалась на взлете, в то время, когда его редкий талант разворачивался на полный свой взмах, когда его поэзия обрела классическую отточенность формы, эпическую широту, мудрый философский свет.

Свидетельством этого явилось присуждение ему Государственной премии СССР за стихи и поэмы последних лет в 1979 году.

Жизненная и творческая биография Василия Федорова тесно связана с Сибирью, с нашим Кузнецким краем.

«Ищи родину!... Нет поэта без родины» - этот есенинский завет живет в поэмах и стихах Василия Федорова.

Со стихов о родной Марьевке, о ее людях начнется его первый серьезный творческий взлет. Марьевка станет потом одной из главных песен его сердца. « С Марьевкой у меня, - говорил поэт, - более чем творческая связь. В Марьевке, можно сказать, со мной происходит что-то похожее на процесс обновления. Я чувствую в себе такой аккумулятор, который работает во всю силу, и когда я приезжаю сюда, сразу подключаюсь к нему. И тогда поначалу мне кажется, энергия как бы покидает меня, я становлюсь пассивным. А потом начинаю осматриваться и вроде начинаю все заново. В это время весь другой мир будто исчезает для меня, я забываю своих московских друзей, столичную сутолоку, споры и длинные речи на заседаниях.

И вот, когда я здесь «отсижусь», у меня, как у начинающего, появляется жажда работы, жажда творчества. И что важно, здесь, в Марьевке, я начинаю как-то яснее ощущать, видеть то, что я называю для себя государственной клеткой. Село большое и видится оно мне клеткой социального организма. Подумаешь так, и сразу видишь два полюса: эту клетку видишь и большой полюс – Государственный. И события, которые происходят в мире проходят через эту клетку, она их чувствует, отзывается на них…»

«Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя. Под нею – озеро, за озером – заливные луга, за лугами – быстрая пескарёвая река Яя, за рекой – лес и далекий туман...».

Прощай, село!

Я сын твоих полей.

Мне мил простор твоих зеленых пашен.

В прощальный час торжественно налей

Свой дикий хмель в приподнятую чашу.

На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг Василия Фёдорова, которые передала его жена Лариса Фёдорова. Начиная с 1985 года 19 апреля на Назаркиной горе проходит ежегодный день памяти поэта-земляка «Фёдоровские чтения», на которых собирается множество почитателей таланта В.Федорова. В феврале проводятся малые чтения, которые включают в себя конкурсы чтецов, викторины о жизни и творчестве Василия Дмитриевича, литературные гостиные.

Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии им. В.Д. Фёдорова. Их лауреатами стали известные сибирские поэты - В.М. Баянов, Б.В. Бурмистров, В.В. Махалов, Л.М. Гержидович.

Дом-усадьба великого русского поэта В.Д. Федорова находится на Назаркиной горе в д. Марьевка Яйского района.

Музей им. В.Д. Федорова также открыт в Марьевской общеобразовательной школе.

Промчится время – много, много лет,

Посмотрят люди, спросят мимоходом:

Откуда он?-

И скажут им в ответ:

Он - марьевский

И поступью и родом.

Вне сомнения, Василий Федоров – один из выдающихся поэтов второй половины двадцатого столетия. Его пронзительная лирика, сочетающаяся наивность младенца с мудростью убеленного сединами старца покоряла читателей неотразимо.

О чем бы он ни писал – это всегда о любви: о любви к Женщине, к Родине, о любви к своему делу и ко времени, в котором довелось жить.

Любовь –

Как жажда истины,

Как право есть и пить.

Я, может быть,

Единственный,

Умеющий любить.

В.Д.Федоров похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Отдельные издания произведений Василия Федорова

Федоров, В.Д. Как цветы на заре: стихотворения / Василий Федоров.- М. : Сов. писатель, 1974.- 206 с.

Федоров, В.Д. Собрание сочинений: в 3- х т. / Василий Федоров.- М. : Молодая гвардия, 1975

Федоров, В.Д. Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях / Василий Федоров.- М. : Современник, 1977.- 221 с.

Федоров, В.Д. Душа еще полна заботы…: Стихотворения. Поэмы / Василий Федоров; предисл. Ю.Л. Прокушев.- Кемерово: Кн.изд-во, 1986.-269 с.

Федоров, В.Д. Собрание сочинений: в 5-ти т. / Василий Федоров; под ред Ю.Л. Прокушева.- М. : Современник, 1987

Федоров, В.Д. И верою и правдой: стихотворения, поэмы / Василий Федоров.- Кемерово: Кн.изд-во, 1988.- 221 с.

Собрание сочинений в одном томе: стихотворения и проза / В.Д. Федоров; составитель Ю.Л. Прокушев.- М. : Современный писатель, 1988.- 496 с.

Публикации о жизни и творчестве Василия Федорова

Мемориальный дом с усадьбой В.Федорова // Семь чудес Кузбасса: фотоиллюстрированное альбомное издание / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; фото Юрий Сергеев и Дмитрий Сергеев. - Кемерово: без издательства-Кем, 2012. – С. 155

Парпара, Анатолий "Суровый счет ведите всем утратам" / Анатолий Парпара / / Огни Кузбасса. - 2011. - N4. - С. 111-117
Адрес любви – Марьевка // День поэзии: стихи / Дом литераторов Кузбасса; ред.-сост. С.Л. Донбай.- Кемерово: «Вертоград», 2008.- С. 3-12

Иванов, Владимир Васильевич. Встречи с Мастером: к 85-летию В. Д. Федорова / Огни Кузбасса. Вып. 1-2 . - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С. 164-167

Воспоминания о поэте Василии Федорове / составитель Т.И. Махалова.- Кемерово: Кн. изд-во, 1987.- 287 с.

Слово прощания / Огни Кузбасса. № 3.- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1984.- С. 84-88

Пудалова, Любовь Антоновна. Чувство своего мира: о лирике Василия Федорова / Любовь Антоновна Пудалова. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. - 119 с.

Денисова, И.В. Беззаветно служить красоте / Искра Витальевна Денисова. - М. : Современник, 1978. - 192 с.

Федоров, Василий Дмитриевич // Михайлов, А.А. Поэты и поэзия. Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии / Александр Алексеевич Михайлов. - М. : Просвещение, 1978. - 224 с.

Я сын твоих полей: [к 90-летию со дня рождения В. Д. Федорова] / ГУК "Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова" ; составитель Г. В. Даунарас. - Кемерово: Издательский отдел Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, 2008. - 44 с.

Дорофеев, П.М. Высоты, которых отдавать нельзя. Василий Дмитриевич Федоров // Дорофеев, П.М. Во власти долга: воспоминания, статьи, очерки, стихи (1995-2005 годы) / Петр Михайлович Дорофеев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – С. 322-330

Парпара, Анатолий "Суровый счет ведите всем утратам" / Анатолий Парпара // Огни Кузбасса. - 2011. - N4. - С.111-117.

Баянов, Виктор Сердце веселое миру он нес / Виктор Баянов // День поэзии (Федоровские чтения в Кузбассе) / составитель Иосиф Абдурахманович Куралов и Виктор Михайлович Баянов. - Кемерово: Ковчежек, 1994. – С. 3-8

"Я душу распахну..." : сборник песен на стихи Василия Федорова / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области и Виктор Никифорович Егоров. - Кемерово: Ковчежек, 1998. - 90 с.

Я сын твоих полей: [к 90-летию со дня рождения В. Д. Федорова] / ГУК Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова"; составитель Г. В. Даунарас. - Кемерово: Издательский отдел Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, 2008. - 44 с.

Василий Дмитриевич Федоров: биобиблиографический указатель / Кемеровская областная научная библиотека; составитель З.В. Старчикова.- Кемерово: редакционно-издательский отдел ОНБ, 1986.- 39 с.

Махалов В.В. Поэт Василий Федоров / В.В. Махалов.- Кемерово: Кн.изд-во, 1985