Выхожу один я на дорогу анализ рифма. Анализ стихотворения "Выхожу один на дорогу". Жанровые особенности и другие признаки текста

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Композиция

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.

  1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
  2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
  3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
  4. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.

Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.

Направление

«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма. Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне. Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть - это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.

Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме « ». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.

Образ лирического героя

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе. Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя». Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом. Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.

Темы

  • Странничество . Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество . Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа . К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.
  • Идея

    Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поздняя лирика Лермонтова наполнена глубочайшим чувством одиночества. Практически в каждой строке звучит стремление лирического героя найти наконец родственную душу, познать, Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" - одно из самых последних. Его автор написал уже в 1841 году, накануне своей гибели.

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует проводить в контексте всего творчества Лермонтова, ведь, по сути, его лирика - это развернутый поэтический дневник.

План

Чтобы проанализировать любой поэтический текст, необходимо следовать плану. Во-первых, следует определить тему и идею произведения. Во-вторых, нужно обратить внимание на историю создания текста, посвящение кому-либо. Также нужно определить жанр и другие формальные черты, такие как размер, рифма, ритмика. Предпоследний этап - это поиск и характеристика стиля и языка произведения. И в заключительной части анализа следует выразить свое отношение к тексту, описать, какие чувства и эмоции он вызывает. стихотворения "Выхожу один я на дорогу" следует выполнять в виде сочинения или эссе, а не просто перечислять характерные особенности текста по пунктам.

Тема и идея произведения

Стихотворение относится к разряду Темой его является человеческая жизнь, ее смысл. В центре изображения - душевные переживания лирического героя. Он сам себе задает вопросы о прожитой жизни, о том, что было плохого и хорошего, что еще ждет его. Идея стихотворения в том, что одинокий человек, каковым является лирический герой, находит успокоение, только когда соединяется с природой. Его заветная мечта - обрести покой, в котором бы таилась жизнь во всех ее красках и проявлениях.

Жанровые особенности и другие признаки текста

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" подтверждает, что оно принадлежит к стихотворения. Медитативный характер несколько сближает его с элегией. Строки произведения звучат плавно и мелодично. Стихотворный размер, выбранный Лермонтовым, - пятистопный хорей. Длинные строки придают тексту особенное звучание. В каждой строфе автор использует чередуя мужскую и женскую.

Смысловой анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (кратко). Средства художественной выразительности

Стихотворение М.Ю. Лермонтова предоставляет обширные поля для анализа, ведь оно полно смыслов и символов, язык произведения очень своеобразен, насыщен и богат средствами поэтической выразительности.

Первая строфа

В первой строфе текста сразу же отчетливо начинает звучать мотив одиночества. Числительное "один" встречается во многих стихотворениях поэта, и оно призвано показать, что на Земле, кроме него самого, нет больше никого, никакой родственной души. Очень красиво звучат две последние строки этой строфы, показывающие, что в отличие от души лирического героя, в мире царит красота и гармония. Если в ранней лирике поэта даже в природе не было никакой гармонии, то теперь мир предстает перед ним (и перед читателем) как единое целое. Луна освещает его дорогу, земля спит в сиянии небес, а звезды общаются меж собой. Для того чтобы усилить эффект от сказанного, автор использует яркое олицетворение: "Пустыня внемлет Богу/ И звезда с звездою говорит". Значимым является образ пустыни, возникающий в начале произведения. Мир огромен, и он открыт герою.

Вторая строфа

Во второй строфе лирический герой проводит параллель между своими чувствами и тем, что происходит в мире. Снова олицетворение природы: "Спит земля". Гармония природы, ее равновесие противопоставлены тому, что в душе поэта. Нет, там нет бури, как это было в ранней лирике. Сейчас там так же спокойно, как и в окружающем его мире природы, однако ему "больно и трудно". Риторические вопросы, обращенные к самому себе, усиливают психологическую составляющую стихотворения. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова подтверждает, что поздняя лирика гораздо более трагична, чем юношеская. Ведь герой не бросает вызов обществу и миру, он просто начинает осознавать, что от жизни он не ждет более ничего. На мысли о своем прошлом и будущем лирического героя наталкивает именно образ дороги.

Третья строфа

Здесь поэт полностью погружен в свое "Я". Следить за композицией произведения, за изменениями настроения, движением мысли поэта очень важно. Поэтому лучше проводить именно построфный анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов в третьей строфе своего произведения снова обращается к самому себе, множество параллелей можно провести с более ранними стихотворениями поэта. Ничего не ждущий, не жалеющий о прошлом, он хочет наконец покоя. Но в раннем творчестве лирический герой желал "бури", пытаясь найти в ней спокойствия. Что же изменилось теперь? Практически ничего, но об этом мы узнаем лишь в четвертой строфе. А пока свобода поэта представляется лишь как забвение и сон.

Четвертая строфа

Здесь автор дает представление о том, что для него есть идеальное существование. Лермонтов умело акцентирует внимание на своих требованиях ко "сну", используя анафору в последних строках. Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" (а именно четвертой строфы) доказывает, что в поэте произошли лишь незначительные перемены.

Пятая строфа

Финал произведения завершает картину идеального существования для поэта. Вокруг него - умиротворяющая природа, а слышит он приятный голос, напевающий ему о любви. Это то, чего не хватало Лермонтову в течение всей его жизни. Покоя, в котором было бы и движение, и сама жизнь в главном ее проявлении - любви. Такими словами можно завершить анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу". Лермонтов смог вместить в несколько строф итоги всего своего поэтического творчества и выразить свои представления об идеальной жизни. Природа, любовь, поэзия - все это для автора было необходимыми составляющими жизни (именно это и роднит его с Пушкиным).

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" М.Ю. Лермонтова не будет полным, если не сказать о том, что произведение вместило в себя и потрясающие картины природы, и глубокие философские раздумья, и стилистический выверенный поэтический язык.

Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».

Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой — и одновременно величественный.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь — это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который «ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого», поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти».

Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб — это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. Б начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале «жизнь догоняет его», и он доверяется ей.

Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя — «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»).

Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов «обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски».

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …

Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е, «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » . Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.

В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь». Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.

В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.

Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь». Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.

Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ

План

1. История написания

2. Вид лирики

3. Тема стихотворенья

4. Идея

5. Композиция

6. Тропы

7. Основная мысль

1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.

2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.

3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.

4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.

5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.

6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)

7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.