Занятие по фгос учим буквы итоговое. Педразвитие

«Освобождение слоговичка».

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Обогатить словарь детей понятиями;«комплименты», «заклинание»,

Продолжать развивать мелкую моторику через пальчиковые игры,

Закрепить умение в слоговом анализе и синтезе,

Умение составлять предложения и схемы к ним.

Развивать мышление, память, внимание,

Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг другу,

Чувство коллективизма,

Оборудование: мягкая игрушка солнышко, карта, дерево дубок с жёлудями, на которых наклеены предметные картинки, 4 корзинки с слоговыми схемами, наклеенные картинки домашних животных на нарисованную полянку: корова, коза, лошадь, овца, имитация мостика через речку, «слоговые» грибочки, имитация муравейника, ключик, домик для слоговичка. Записки с заданиями, запись музыкального сопровождения, значки.

Ход занятия

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Когда я шла к вам в детский сад на улице погода была хмурая. Что делает человек в такую погоду? (хмурится, печалится, грустит). Вот и у меня настроение немного грустное. Давайте поднимем настроение друг другу, чтобы грусть не поселилась у нас в группе.

Поиграем в игру «Комплименты». Вы знаете, что такое комплименты? (ласковые, приятные, добрые слова, поднимающие настроение). А поможет нам вот это солнышко. Дети по кругу передают друг другу солнышко, произнося ласковые слова соседу справа (Маша ласковая, Дима добрый, Рита красивая, Оля внимательная, Коля весёлый… .) .

Вот и на душе стало веселее.

2. «Странная посылка».

Дети, я обнаружила странную посылку возле вашей двери. Чтобы её открыть, нужно произнести заклинание -волшебные слова;

Па-та-ка

Мех-мах-мох

Дом-дым-дам

Чтение письма.

Милые мои друзья!

Будущие школьники,

Пишет вам слоговичок по такому поводу.

Я в слоговом лесу живу,

За порядком там слежу.

Попал в тот лес дед – слогоед.

Натворил он много бед;

Он меня заколдовал,

В лесу слоги разбросал,

В домике меня закрыл

И ключик он в лесу зарыл.

Скорее ключ в лесу найдите

И меня освободите!

В лесу дед карту потерял

Сорока карту ту нашла

И вам в посылке прислала.

А вот и карта в посылке лежит.

Что случилось в лесу вы поняли? А как нам попасть в тот лес? (ответы детей) Я кажется знаю. Мы с вами находимся в группе, а попасть надо куда… в лес. Кто слово наоборот назовёт, тот и в лес слоговой попадёт.

3. Игра «наоборот»

Слабый мороз - сильная жара

Тихий плач-…

Огромная гора-…

Грустный конец-…

Хорошая встреча-…

Добрый друг-…

Глубокая нора-…

Вот мы и в слоговом лесу. Звучит тревожная музыка.

Давайте, поздороваемся с лесом. Наши пальчики нам помогут в этом

4. Пальчиковая игра «Здравствуй, солнце».

Дети соединяют поочерёдно пальчики обеих рук с большим пальцем на каждый ударный слог.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок.

Ребята в нашей карте дорога по слоговому лесу начинается от дубка.

А вот и дубок как показано на карте. На дубке записка:

Кто жёлуди с дерева сорвёт

По корзинкам разложит

Тот вперёд пройдёт.

5. Игра «Дубок»

Дети срывают с дерева жёлуди, на которых наклеены картинки, в названии которых 1, 2, 3, 4 слога и раскладывают по 4 корзинкам с слоговыми схемами.

1-дом, стол, сом, лук

2-рыбка, кошка, туча

3-дерево, ракета, барабан

4-черепаха, буратино, одеяло.

6. Игра «Домашние животные».

Смотрите вот и они. Здесь написано:

Мы как люди говорили

А сейчас слова забыли

От слов остались только части

Такое вот несчастье.

Ребята, догадайтесь какие слова могли произносить животные

Корова «му»-мусор, мука, мультики, муравей, муха.

Овца «бе»-берег, бетон, белка, бегемот, берёзка.

Лошадь «И»-индюкю, игла, игра, итог…

Коза «ме»- мел, меч, мешок, место, мечта, мера.

Курица «Ко»-корова, корыто, копыто, кошка.

7. Игра «Мост».

А вот и мост на пути.

Как же речку перейти.

Кто рифму к слову подберёт,

Тот по мостику пройдёт.

Ка-ка-ка- вот течёт (река)

Га-га-га - кисельные (берега)

Щи-щи-щи - слоговичка (ищи)

Перешли мы речку и нашли грибное местечко.

8. Задание «грибное местечко».

Ребята, посмотрите, сколько много грибов - целое грибное местечко.

Здесь растут «слоговые» грибы

На них слоги посмотри,

Когда грибы соберёте,

На них подсказку вы найдёте.

9. Задание «муравейник».

Дети собирают грибы со слогами и составляют из слогов – РА-ВЕЙ-МУ-НИК, слово МУРАВЕЙНИК.

Так вот где мы будем искать ключик? (в муравейнике)

Дети находят ключик в муравейнике и открывают домик. Из домика выходит слоговичок и плачет; Спасибо, что вы меня освободили

Но у меня слова говорить

Теперь не получается

Язык как - будто заплетается

РАГУДА -радуга, БАРЕЛИНА - балерина, СКОРОВОДКА- сковородка, ГРАСУДНИК - градусник, РАБОЛАТОРИЯ- лаборатория.

Поможем старичку ребята, расколдуем слова. Дети, переставляя слоги, проговаривают слова правильно.

Спасибо, дети.

Вы меня освободили,

В лесу порядок навели.

За помощь вас благодарю

И на память вам значки дарю.

А теперь пора прощаться

Вам в группу нам надо возвращаться.

10. Задание «дорога домой».

Слоговичок: составьте предложения с этими словами и выложите схему предложения - эта и будет ваша дорожка домой. Дети составляют предложения со словами градусник, балерина, сковородка, лаборатория, выкладывая схему предложения.

Цели занятия:

1.Образовательные:

Закрепление знаний о единицах речи (звуке, букве, слоге, слове, предложении);

Умение давать звукобуквенный и слоговой анализ слов;

Умение разгадывать ребусы.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие аналитико-синтезирующих способностей;

Развитие мелких дифференцированных движений кистей рук;

Развитие внеречевых процессов: внимания, мышления, восприятия;

Активизация творческих способностей, навыков контроля и самоконтроля.

3. Воспитательные:

Создание ситуации успеха;

Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: таблички с названиями команд («Радуга», «Комета»), разрезной вариант названий команд, настольная игра «Путешествие в страну «Азбука», набор фишек и кубик, пуговицы (примерно 100 штук).

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Ребята, сегодня у нас итоговое занятие, которое будет проходить в форме игры. В течение года вы познакомились со звуками и буквами русского языка, научились читать, грамотно выражать свои мысли, искать ответы на сложные вопросы. Сегодня на занятии вам понадобятся не только ваши знания, но ещё и собранность, смекалка, готовность помочь друг другу. Итак, мы начинаем.

Основная часть.

В игре участвуют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Но без названия команд мы не сможем начать нашу игру. Хотите узнать, как называются ваши команды? Для этого вам предстоит выполнить первое задание: из предложенных слогов нужно сложить слово. Оно и будет названием вашей команды («Радуга», «Комета»).

Какая же команда без капитана?

Вы сможете отгадать, кто станет вашим капитаном, если правильно выполните второе задание: в имени капитана первой команды первый и последний звуки одинаковые (Алиса), а в имени капитана второй команды один слог (Глеб).

Теперь у нас есть команды, и есть капитаны, и мы можем приступать к игре. Перед вами настольная игра с фишками и кубиком «Путешествие в страну «Азбука». Каждая команда поочерёдно будет кидать кубик и двигаться по дороге этой страны, выполняя предложенные задания. Если задание выполнено правильно, то фишка команды, выполнив движение вперёд, остаётся на данном месте. Если задание выполнено неправильно, то фишка команды возвращается на прежнее место. Команда-соперница, правильно выполнившая данное задание, имеет право на внеочередной ход. Побеждает команда, которая быстрее дойдёт до финиша.

Задания к игре «Путешествие в страну «Азбука».

1.Назвать букву и звук, который она обозначает. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

2.Разгадать ребус (пи + рисунок «рог»)и прочитать слово. Назвать количество слогов в этом слове и объяснить. Назвать мягкий согласный звук и объяснить.

4.Подобрать слово к данной слоговой схеме. Изменить слово, чтобы в нём изменилось число слогов.

5.Назвать букву и звуки, которые она обозначает. Придумать слова с этими звуками.

7.Подобрать слово к звуковой схеме. Объяснить, сколько в этом слове звуков и слогов. Дать характеристику последнему звуку.

9.Подобрать слово к данной слоговой схеме и объяснить. Назвать в этом слове последний, второй, первый слог.

10.Дать объяснение схеме слова (назвать количество слогов, количество и характеристику звуков). Подобрать к схеме слово.

11.Угадать, какие буквы нарисованы и сколько их. Назвать, какие звуки они обозначают. Придумать слова с этими звуками.

14.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях этого звука. Придумать слова с этим звуком в начале, середине и конце слова.

16.Подобрать слово к слоговой схеме. Объяснить. Составить предложение, чтобы данное слово стояло на втором месте.

17.Разгадать ребус (тум + рисунок «бочка»). Назвать последний слог, последний звук, всегда мягкий согласный звук в слове-отгадке.

18.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

19.Назвать букву и звук, который она обозначает. Рассказать об особенностях данного звука. Подобрать слова (названия живых существ) с данным звуком.

20.Составить слово из рассыпавшихся букв. Провести звуковой и слоговой анализ данного слова.

21.Составить предложение к данной схеме. Провести его анализ.

24.Дать объяснение звуковой схеме. Подобрать слово к данной схеме.

25.Назвать букву и её звук. Рассказать об особенностях этого звука.

В ходе игры проводится несколько ФЗМ.

1.Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный и заодно разомнёмся. Встаньте. Делайте то, что видите, а не то, что слышите. Даётся команда: руки в стороны, а показывается движение: руки на пояс и т. п. За одно неправильное движение участник выбывает. Победит тот, кто останется последним. Он и получит приз.

2.А теперь нам следует немного отдохнуть (включается музыка). Сядьте удобно, закройте глаза, свободно положите руки на колени. Представьте, что мы идём по лесной полянке, ласково припекает солнышко, где-то вдалеке щебечут птички. На полянке много разных цветов. С цветка на цветок порхает бабочка, у неё яркие крылышки, и нам хочется рассмотреть её поближе. Мы идём и чувствуем прикосновение лёгкого ветерка. Тропинка ведёт нас к дому. Пора возвращаться. Сейчас я досчитаю до 3-х, на счёт три вы проснётесь бодрыми и отдохнувшими. Один, два, три…

А теперь отгадайте, кого мы заметили на лесной полянке, с которой только что вернулись.

Что за зверь зимой холодной

Бродит по лесу голодный? (волк)

Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Предлагаю вам необычное задание. С помощью пуговиц каждой команде нужно сложить по одному слову: волк и лиса. Буквы должны быть в высоту не менее 6 пуговиц (включается музыка). Команда-победитель получает приз.

Итог:

Понравилось, ребята, вам занятие? А что понравилось больше всего?

На этом наше занятие заканчивается. Хочу пожелать вам успехов и новых открытий каждый день.

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Фетисова А.А. Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).

Заказ № 30871

Тип занятия: Интеллектуально-развивающее.

Вид: Речевое развитие.

Раздел: Обучение грамоте.

Форма проведения: Путешествие по карте.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Программное содержание: Закреплять знания букв, и звуков их обозначающих; закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику звукам, подбирать схему к заданному предложению; упражнять в составлении предложений из 2-х, 3-х слогов; развивать связную речь: упражнять в пересказе знакомых сказок по мнемотаблицам; закреплять знания скороговорок, умения пользоваться в речи различными средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, делать выводы), внимание, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя, усидчивость, приучать следить за своей осанкой, чередовать статическое положение детей; создавать положительный психологический микроклимат в группе.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей, на лежащую на столе азбуку. - Ребята, посмотрите, все ли буквы на месте? Сколько букв не хватает? (В азбуке не хватает четыре буквы.) Назовите буквы, которых нет в азбуке? (В азбуке не хватает букв А, И, Н, Р.) Куда же пропали буквы? Как же нам теперь быть? А может быть нам хватит тех букв, что остались? (Нет, в азбуке важны все буквы. Нельзя написать или прочитать слово, если в нём не хватает даже одной буквы. Если в слове потеряется буква, слово может стать совсем другим словом.)

Так, а это что? Записка. Интересно, что в ней написано? (Воспитатель читает.)

« Я похитила ваши буквы, и теперь вы не сможете читать и писать слова. Вам ни за что их не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.» Тут ещё подпись есть «Б - Я». Ребята, как вы думаете, кто похитил буквы из азбуки и оставил записку. (Это сделала Баба - Яга.)

Ну что, ребята, будем выручать буквы? (Да.) А помогут нам найти буквы сказочные герои, в названии которых есть звук Р. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Назовите тех героев, в названии которых есть звук Р. Итак, кто будет нам помогать? Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Три поросёнка.) А отправимся в поисках букв по карте. (Выставляет карту.) баба - Яга спрятала буквы в домиках. Вы их видите на плане. Нам необходимо отправить сказочных героев в нужные домики. Обратите внимание на запрещающие знаки. Посмотрите на карту и расскажите, какой сказочный персонаж поможет отыскать буквы в домике под №1, под №2, под №3 и под №4. Объясните, почему? (На поиски букв отправились Карлсон, Буратино, Красная Шапочка и Три поросёнка. В домик под №1 идут Три поросёнка, потому что повернуть направо им не разрешает запрещающий знак. Направо повернули Красная Шапочка, Буратино и Карлсон.) Эдик, расскажи, в какой домик пошла Красная Шапочка, почему? (Красная Шапочка пошла прямо в домик под №4, потому сто ей запрещено поворачивать налево.) Максим, расскажи, в какие домики пошли Буратино и Карлсон? (Карлсон и Буратино пошли налево. В домик №3 идёт Буратино, потому что Карлсону запрещено поворачивать к домику №3. Карлсон отправился в домик №2.

Итак, как мы распределили наших помощников. (В домике №1 - Три поросёнка, в домике - №2 Карлсон, в домике №3 -Буратино, в домике №4 - Красная Шапочка.)

Ну вот, герои в домиках, они нам помогут справиться с заданиями. Нас ждут серьёзные испытания. Чтобы с ними справиться нужно, размяться и подготовить свой речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы - выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок Щёлк.

Упражнение на дыхание «Насос».

Я думаю, мы хорошо размялись и готовы к испытаниям. Сейчас мы узнаем, какое задание нас ждёт в первом домике у Трёх поросят. Чтобы освободить букву, мы должны вспомнить скороговорки. На столе лежат схемы скороговорок. Возьмите любую карточку. Скороговорки будем проговаривать согласно моделям. Кого я назову, тот в соответствии с моделью проговаривает скороговорку. (Шёпотом, громко, по слогам, с паузами, быстро.)

Молодцы, с этим заданием вы справились. Но здесь ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. У вас на столах карточки с картинками. Вам нужно выложить схему звукового анализа слова, обозначающего название предмета на картинке. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (2 ребёнка делают полный анализ.) Расскажи о своём слове? Сколько в нём всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных. Какие они? Как стоят гласные и согласные звуки в слове? Молодцы, и с этим испытанием вы справились. Но домик не открывается, на дверях замок. К нему нужно подобрать ключ.

Переверните карточки. На них изображены ключи. У кого из вас ключ от этого замка? Милана, твой ключ подходит к этому замку? Почему ты так думаешь? Максим, а твой ключ подходит, объясни, почему? Так у кого же ключ от этого замка? Почему он сюда подходит? (Открывают замок, достают букву.) Как называется эта буква? Какой звук она обозначает. Катя положи букву в азбуку. Молодцы, ребята, вы отыскали одну из похищенных букв.

Пора искать другие буквы. Посмотрим, какие задания нас ждут во втором домике.

Физминутка.

«В лесу». Мы шли - шли - шли

Землянику нашли,

Мы шли - шли - шли

Подберёзовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

Возьмите перфокарты. Вам нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой. Проверьте друг у друга. Почему ты соединил эту картинку с этой схемой? А какую картинку ты соединила со схемой из двух звуков? Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили это задание.

Но мы освободим вторую букву, после того как выдержим ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. Ребята вам надо прочитать предложение и выбрать одну правильную схему из четырёх и отметить её кружочком. Прочитай предложение. Почему ты выбрал первую схему? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема? А какую схему ты выбрал, почему? Молодцы, вы выдержали, и это испытание и освободили вторую букву. Как называется эта буква? Какой звук она обозначает? Данил, поставь букву в азбуку.

Ну что ж, посмотрим на задания в третьем домике у Буратино. Задание называется «Бывает - не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх. - Волк бродит по лесу. - Волк на дереве сидит. - В кастрюле чашка варится. - Кошка по крыше гуляет. - Лодка по небу плывёт. - Девочка рисует домик. - Домик рисует девочку. - Мышка любит сыр.

Мама поехала на рынок. - Кот купил колбасу. - Рыбка лежит на сковородке. - У слона четыре ноги. - У курицы две ноги. - Курица меньше индюка. - Внук младше дедушки. - Дедушка учится в школе. - Девочка стирает платье. - Ночью бывает радуга. - Кролик ест траву. - Крокодил пасётся на лугу.

Присаживайтесь за столы, вас ждёт следующее задание. Оно называется «Кто больше составит слов». В клеточках написаны слоги. Из слогов вам нужно составить как можно больше слов. За каждое слово вы получите фишку, кто больше наберёт фишек, тот освободит третью букву. (Дети составляют слова, получают фишки, подсчитывают их, освобождают третью букву.) Какую букву мы освободили, какой звук она обозначает?

Ребята, нам осталось освободить последнюю похищенную букву, для этого выполним задание из четвёртого домика, где находится Красная Шапочка. Посмотрите внимательно на таблицы - схемы. В них зашифрованы сказки. Вам нужно отгадать сказку, вспомнить её название и рассказать.

Молодцы, вот вы и освободили последнюю букву. Как она называется, какой звук обозначает? Молодцы, ребята, вы не испугались испытаний, выполнили все задания и вернули буквы в азбуку. Вы научились читать, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Вы скоро пойдёте в школу, и я думаю, что вы будете учиться только на пятёрки, я горжусь вами. Вы самые лучшие. Ребята, какие задания были для вас лёгкими. А с какими заданиями было трудно справиться?

Я предлагаю выбрать на память фигурку того сказочного героя, в домике которого задание вам особенно понравилось. Почему ты выбрал фигурку Карлсона? А почему ты выбрал фигурку Трех поросят?

Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Скоро в школу".
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе

группе «Скоро в школу!»

Цель:

Обобщение

систематизация

русского

алфавита;

закрепить навык самостоятельного осознанного письма и чтения.

Задачи:

Закрепление умение различать буквы на рисунке, составленном из оптически

смещённых букв.

Закрепление умения складывать общее слово по первым звукам восьми слов с

использованием предметных картинок.

Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении.

Обогащение и углубление знаний детей о школе, школьных принадлежностях.

Развитие

подготовительной

выученных стихотворений.

Развитие пальчиковой, ручной и общей моторики.

Воспитание у будущих школьников интереса и ответственного отношения к

учебному процессу, формирование стремления самостоятельно добывать знания.

Закрепление позитивного отношения к учёбе и стремления учиться хорошо.

Закрепление знаний об оценочной системе обучения.

Воспитание чувства коллективизма: взаимовыручки и взаимопонимания.

Ход занятия:

1.Организационное начало занятия.

(дети заходят в кабинет)

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости.

Поздоровайтесь с ними. Здравствуйте!

Занимайте свои места. Посмотрите, что лежит у вас на столах? Буквы.

Букв имена назовём,

Карточки мне отдаём. И, К, Ч, У, Е, Н

2. Введение в тему занятия.

Быстро дни летят вперёд:

Позади учебный год.

Вы даром время не теряли,

Что на занятиях изучали? Буквы.

Мы на занятиях изучали буквы.

А для чего должны мы буквы знать?

Давайте прочитаем слово, которое можно сложить из ваших букв. УЧЕНИК

Скажите, почему в конце обучения в детском саду мы вспомнили именно это слово?

Скоро мы станем учениками.

К такому имени пока ты не привык,

Но скоро звать тебя все будут ученик.

Вам свои откроет двери новая страна,

Та страна зовётся ШКОЛА

Всех вас ждёт она!

Та страна – огромный дом:

Кто в него войдёт, тот что найдёт? ЗНАНИЯ

Вы поняли, для чего нужна школа? Чтобы учиться, получать знания.

А вот он учиться не желал –

Всё ключик золотой искал! Буратино.

Послушайте, что говорит Буратино.

Учиться очень скучно и неинтересно!

Зря вы, ребятишки, в школу собрались.

Можно и без чтения, и без математики

Очень просто обойтись!

Вы согласны с Буратино? Нет!

А учиться, Буратино, можно весело и интересно.

И сегодня, на

занятии по обучению грамоте, мы покажем, чему научились и как

готовы к школе.

3. Уточнение знаний детей о книге в школе как об учебнике. Закрепление умения

различать буквы и выделять их среди математических знаков и цифр.

А в школе, ребята, вас ждёт хозяйка.

Её имя прочитай-ка! КНИГА.

А как точнее называются книги для школы? Сейчас узнаем.

Выберите среди математических знаков и цифр буквы. Назовите их.

К, И, Е, Ч, Н, Б, И, У- Чтобы в школе учиться, детям нужны УЧЕБНИКИ.

4. Закрепление знаний о буквах алфавита.

Чтению и письму вы будете учиться по учебникам АЗБУКА или БУКВАРЬ.

А чтобы с книгой подружиться,

Если будешь что знать? Буквы.

Верно! Если будете буквы знать!

А как называется дом,

Где буква за буквой стоит?

Дом называется АЛФАВИТ или АЗБУКА.

В этой азбуке с картинками живут буквы, которые мы печатали – печатные буквы. А в

этом алфавите – буквы, которые мы прописывали – прописные буквы.

Сколько всего букв в алфавите? 33 буквы.

Мы каждую запомнить по имени стремились,

И со всеми буквами за год подружились!

Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт те буквы, которые я покажу, и у нас

получится стихотворение об алфавите.

А Б В Г Д Е – буквы помни всегда и везде!

Л М Н О П Р - всем читающий – пример!

С Т У Ф Х Ц – кто буквы знает – тот молодец!

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь – буквы знаем мы вот так!

Э Ю Я – буквы – дружная семья!

Помните всегда их, дети!

Вот они – стоят рядком!

Очень трудно жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

5. Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении. Закрепление

понятия предложение.

Скажите, школа вам откроет свои двери, когда наступит какое время года? Осень.

Да, в школу вы пойдёте в самом начале осени.

Ну а пока вы про себя можете сказать: МЫ ДОШКОЛЬНИКИ.

Мы с вами прочитали не просто отдельные слова, а целое предложение.

О чём говорится в предложении? О том, что мы – дошкольники.

Слово «дошкольники» означает, что у вас ещё есть время до школы.

А какое время года вам осталось ждать до школы? Лето.

Посчитайте, сколько слов в вашем предложении? Два слова.

Назовите 1-ое. МЫ. Второе. ДОШКОЛЬНИКИ.

Как мы отделили слова друг от друга? Оставили расстояние, пустое белое место –

пробел, чтоб каждое слово ты разглядел!

Мы о себе сказали всё, что хотели, поэтому в конце предложения поставим точку.

Да! Совсем уж скоро, дети,

В день чудесный, на рассвете,

Буквы Д, О покинут вас,

И вы пойдёте в 1-ый класс!

В этот день дошкольники получат имя ШКОЛЬНИКИ.

6. Физкультурная минутка «В лесу».

Но до осени ещё целое лето! А летом и дошкольники, и школьники – все дети – что

делают? Отдыхают.

Отдохнём и мы! Представьте, что мы отправились в лес.

Солнечным погожим днём по тропинке в лес идём.

Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

Сели-встали, сели-встали.

Руки кверху все подняли, а потом все поскакали.

Скачут девочки и мальчики, словно серенькие зайчики.

После подравняли ряд, словно вышли на парад.

К стульчикам – раз-два! Заниматься вновь пора!

7. Закрепление умения различать буквы на рисунке, составленных из оптически

смещённых букв.

По лесной тропинке вы скакали, словно зайцы.

Зверята тоже учатся в школе, только их школа в лесу – какая школа? Лесная школа.

Вот что однажды произошло с зайцем.

Зайка буквы повторял

И портрет свой рисовал:

Сам себя с трудом узнал,

Только буквы увидал!

Посмотрите на портрет зайца и назовите буквы, из которых он состоит.

О, В, С, Ф, Л, Ш, М, Э

8. Закрепление знаний о звуках и умения дифференцировать их с буквами.

Закрепление умения образовывать однокоренные слова.

Ученик-заяц хочет загадать вам загадку и подсказывает, что в слове-отгадке есть 2

буквы с его портрета. Слушаем загадку.

Его найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале ты его найдёшь.

И в книге, и в тетрадке. Лист.

Какие 2 буквы с портрета есть в слове «лист»? Буквы Л, С.

Проверим. ЛИСТ. Эти листья мы найдём на дереве.

Когда дует ветер, листья на ветках шелестят.

Шелест листьев мы слышим потому, что при ветре они ударяются друг о друга и

издают звук.

Сейчас я услышала звук Ш в вашей речи, значит он какой? Речевой звук.

А звук, который издаёт листик неречевой, потому что у листика нет речи.

А у кого речь есть? Речь есть у людей, у человека.

Что такое речевой звук?

Речевой звук мы говорим и слышим, а помогают нам губы, зубы, язык и воздух.

Губы, зубы и язык – это органы речи человека.

В речи человека много разных звуков и о каждом из них мы учились рассказывать.

Давайте вспомним самые главные характеристики звуков.

В нашей речи много звуков.

Звуки эти разные: гласные, согласные. Твёрдые и мягкие,

звонкие, глухие – разные такие.

А звук Ш какой? Согласный, твёрдый, глухой.

Чтобы звуки записать,

Что должны мы с вами знать? Буквы.

Что такое буква? Букву мы пишем, видим и читаем.

Отыщите букву, которой мы записываем звук Ш. Щ, Ж, Ё, Ш, Ч

Звук и буква Ш есть и в слове «шелестят».

Где они находятся? В начале слова, 1-ые.

Сейчас мы соберём тоже из 1-ых звуков разных слов одно общее слово.

Помогут нам картинки. Называем 1-ый звук каждой картинки и на наборном полотне

выкладываем соответствующие им буквы. Разложите буквы в ряд под наборным полотном.

Телёнок, ТЬ, Т. Ели, ЙЭ, Е.

Ели, ЙЭ, Е. Незнайка, НЬ, Н.

Роза, Р, Р. Игрушки, И, И.

Пенал, ПЬ, П. Ели, ЙЭ, Е.

Получилось слово ТЕРПЕНИЕ.

В школе терпение вам очень понадобится, потому что оно поможет хорошо учиться.

9. Закрепление знаний о гласных. Роль гласных букв 1-го и 2-го ряда.

Учёба – ваш самый главный труд! Знанье и умение нам даёт ТЕРПЕНИЕ.

Очень скоро в день чудесный

Вы пойдёте в первый класс.

Что весёлой звонкой песней

Пригласит учиться вас? ЗВОНОК

Сейчас мы вместе решим, на какой урок нас позовёт звонок.

Назовите этот предмет. Мяч.

А этот мяч нужен для того, чтобы играть в футбол.

Какой это мяч? Футбольный мяч.

На каком занятии в детском саду нужны мячи? На физкультурном занятии.

А в школе мячи используются на уроке физкультуры.

Значит, школьный звонок нас позвал на физкультуру. Играем в футбол!

Что это? Ворота. Кто их защищает? Вратарь.

Это у ворот штанга. Сколько штанг у ворот? Две штанги.

Мы идём на футбол забивать в ворота гол.

Только вместо мяча и штанг у нас будут буквы. А наши ворота – это слово.

Голы забиваем, что получаем? Слово. Читаем слова!

Если штангой сделать М, если штангой сделать Л,

И забить в ворота Е, будет МЕЛ.

Если О забить, как гол, будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул! Будет МУЛ.

Ё – МЁЛ, Ы – МЫЛ, А – МАЛ, Я – МЯЛ, И – МИЛ.

Восемь – ноль! Голы забили,

Вы сегодня победили!

Назовите одним словом звуки А, О, У, Ы, Э, И. Это гласные.

Покажите, как мы тянем и поём этот гласный. А.

Гласные звуки мы записываем вот этими буквами: А, О, У, Ы, Э, И.

Какими буквами запишем сочетания ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ? Буквами Я, Ё, Ю, Е.

Сколько гласных букв в первом ряду? 5 гласных. А во втором? Тоже 5. А всего? 10.

5 гласных-подружек серьёзных и дружных.

5 гласных-подружек весёлых и дружных.

Закрепление

школьных

принадлежностях,

основных

оттеночных

Когда мы играли в футбол, гласные буквы были у нас вместо мячика. Вместе мы

забили 8 голов. И в слове, которое мы выложим вместе, букв тоже восемь.

Помогут нам опять мячики-кружочки с буквами.

кружочки

разноцветные.

желтый, коричневый, розовый, зелёный, оранжевый, чёрный.

Разложите кружочки с буквами в таком же порядке, назовите букву.

П, О, Р, Т, Ф, Е, Л, Ь Какое слово у нас получилось? ПОРТФЕЛЬ

Всё ли в школу взял? Проверь!

Загляни-ка в свой портфель.

Подумайте, как двумя словами назовём

всё, что в школу мы возьмём? Школьные

принадлежности.

Сейчас мы скажем, какие школьные принадлежности будут в ваших портфелях.

А помогут нам их назвать, конечно, буквы.

Называем букву и школьную принадлежность, которая начинается с этой буквы.

А – альбом, К – карандаш, Т – тетрадь, П – пенал, Л – линейка, Р – ручка.

Прочитайте имя этой школьной принадлежности. ДНЕВНИК.

11. Организационное завершение занятия и подведение итогов.

Зачем нужен в школе дневник ученику? Записывать домашние задания.

А учителю? Ставить оценки.

Какие отметки в школе самые лучшие? Пять и четыре.

Я вам желаю получать только 555555555 пятёрки.

Пятёрки – отличные оценки, поэтому учеников, которые их получают, называют

ОТЛИЧНИКИ.

Вы на «отлично» справились со всеми заданиями нашего последнего занятия по

обучению грамоте.

Оно сегодня прошло под девизом «Учимся, играя». Играя, мы с вами учились.

Потому что… Читаем: СКОРО В ШКОЛУ.

Вы дошкольниками были,

Мы в детском саду вас учили.

Придёт сентябрь. И на урок

Вас уже школа позовёт.

возьмёте

школьные

принадлежности.

Желаем вам успешной учёбы! Спасибо за работу!

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Дорога в школу».
Программное содержание:

Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в выделении звука из слова, в
Различении твёрдых — мягких согласных;
— Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух — и трехсложных слов;
— Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
— упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов;
— развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память;
— воспитывать прилежное отношение к учёбе.

Оборудование: Таблицы с картинками, кроссворд, таблицы с ребусами, фишки
Раздаточные и демонстрационные для звуко-слогового анализа, карточки
Со слогами, карточки для чтения
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети под музыку входят в зал. Они разделены на две команды. Капитаны представляют свои команды:
1 команда:
Желаем вам, желаем вам,
Чтоб главный приз достался нам.
2 команда:
Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе.
— Спасибо капитаны вы отлично справились с заданием. Ну, а мы начинаем свое путешествие по стране знаний. Я открываю конверт с заданиями, который называется грамотеи. Я сегодня предлагаю вам пройти дорогу в школу.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ!
Но когда с умом толково
Их поставишь в четкий ряд
Превратятся они в слово
И с тобой заговорят.
Капитаны команд возьмите, пожалуйста, конверты и посмотрите задания.
1. Игра «Угадай — ка»
По первым буквам слов составить новые слова.
Капитанам команд раздаются таблицы, на каждой из которых 3 — 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово.
1 команда: ЛАМПА — ложка, ананас, майка, петух, абрикос.

KOШКA — кастрюля, облако, шар, капуста, автобус.
БАНКА — барабан, арбуз, нож, ключ, ананас.

ТАПКИ — тапки, арбуз, попугай, коза, игла.
КУКЛА — кисть, утюг, коньки, лодка, ананас.
САНКИ — стол, ананас, носки, кровать, индюк.

2 команда: РАБОТА – рыба, ананас, белка, ослик, тыква, апельсин.

МОСТ — метла, оса, стол, тарелка.

ПЕНАЛ-петух, ель, нос, абрикос, лимон.

ШКОЛА-шкаф, кошка, лиса, апельсин.

СОБАКА-стол, огурец, бегимот, книга, аист.

БУКВА — булка, утка, кит, ворона, ананас.

Пока наши команды работают над заданием, я предлагаю болельщикам показать свои знания и принести дополнительные баллы своим командам:

1 Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв (10)

3.Сколько согласных (21)

4.Какие буквы не относятся не к гласным, не к согласным (Ъ-Ь)

5.Что ставится в конце предложения (точка)

6.Какая буква похожа на жука (Ж).

2. «Слоговой аукцион»

Уважаемые команды перед вами на столах лежат карточки – слоги. Ваша задача, прибавляя один слог к другому составить как можно больше слов.

КО, ША, ЛУ, ЧА, НАЛ, СЫ,
БУ, ПЕ, ЩА, ЗА, НО, ЖА.

ГУ, ЗА, ЛУ, СИ, ЛА, НО,

ВА, ЛО, НА, КА, ГА, КНИ.

Пока наши команды выполняют задание, я предлагаю вам игру «Скажи наоборот»

Быстро –медленно;

Высоко – низко;

Горько — сладко;

Длинный – короткий;

Грязный – чистый;

Весёлый – грустный.

3. «Собери слово».

Уважаемые команды перед вами зашифрованные слова, ваша задача поставить буквы в нужной последовательности и сделать звуко – буквенный анализ одного из них.

СОБОКА, СИНИЦА, ГУСЕНИЦА, БУРАТИНО, КОРОВА, МАШИНА, ДОМ, КОМ, САЖА, ЧАЩА, КОСА, ВАЗА.

4. Игра «Составь предложение»

У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложение. Дети определяют количество слов в предложении и рисуют схему:

МАМА, МАЛЫШ, МОЕТ, ЗЕБРА, СОЛНЫШКО, РИСУЕТ, БЕЛКА, ОРЕШКИ, ГРЫЗЁТ, ЛИСЯТА, ИГРАЮТ, ВЕСЕЛО, МЕДВЕДЬ, МЁД ЕСТ, МАЛИНА, ПОСПЕЛА, СЛАДКАЯ.

Пака команды составляют предложения, я предлагаю болельщикам поиграть в игру «Исправь ошибку»

Юркий воробей клюёт кошки (крошки);

Сидит на грядке крепко, оранжевая кепка (репка);

Поэт закончил строчу, в конце поставил бочку(точку);

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки(сушки);

Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?

Как можно ноль превратить в соль?

Что нужно для того, чтобы щепка стала кепкой?

Может ли палка стать галкой?

5. Игра «Составь слово по схеме»

ДЕРЕВО, БЕРЁЗА, ЛОПАТА, РОЗА, ВАЗА, МОЛОКО.

Ваша задача, используя модель слова и цветные фишки (красные, синие, зелёные) и дать им характеристику

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 27th Ноябрь, 2015
Вы находитесь: