Антоновские яблоки

Третья игра осенней серии 2017 года. Играет команда Ровшана Аскерова.

Участники

Команда знатоков

  • Алёна Блинова
  • Наталья Куликова
  • Екатерина Мереминская
  • Инна Семёнова
  • Анастасия Шутова
  • Ровшан Аскеров

Команда телезрителей

  • семья Толошиновых, г. Санкт-Петербург
  • семья Санжиевых, г. Элиста
  • Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область
  • Наталья Ермишкина, Пересвет
  • Екатерина Мишкина, г. Рязань
  • Евгения Тимощевская, г. Любань
  • Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол
  • Максим Пьянзов, г. Саранск
  • Сергей Островерхий, г. Советск, Калининградская область
  • Андрей Мещеряко, г. Аткарск

Также на игровом столе «Блиц», «Суперблиц» и «13 сектор».

Раунд 1 (Евгения Тимошевская, г. Любань, Минская область)

Герой притчи писателя Александра Каневского на протяжении всей жизни всё время что-то терял. Я перескажу вам эту притчу, утаив некоторые ключевые слова. Сначала человек стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. Потом стал говорить тихо. Затем перестал задавать вопросы. И концу жизни он не высказывал ни одной собственной идеи, всё время кого-то цитировал. Так он разучился мыслить и… Закончите дословно эту притчу. Что с ним произошло?

Отвечает Ровшан Аскеров: Потерял себя. . Правильный ответ: Сначала перестал говорить сложными предложениями - то есть потерял запятые. Стал говорить тихо - потерял восклицательный знак. Потом он потерял вопросительный знак. Потом потерял кавычки и стал всё время кого-то цитировать. Так он разучился мыслить и дошёл до точки. Счёт - 0: 1 Телезрительница получает 50 000 рублей.

Раунд 2 (Полина и Джиргал Санжиевы, г. Элиста)

Турникет - люди пройдут, животные - нет

Вопрос снят самими телезрительницами. Это - здание и двор поселковой администрации. Скажите, с какой целью здесь заменили обычную калитку на этот турникет?

Отвечает Анастасия Шустова: Калитку заменили на турникет, который вращается. Такой турникет удобен, если нужно, чтобы сельчане заходили, но не заходили крупные животные, которые могут испортить сад. Ответ верный. Счёт - 1: 1

Раунд 3 (Екатерина Мишкина, г. Рязань)

Таблица Лазаря Чериковера

Это лишь некоторые примеры из таблицы, разработанной в тридцатые годы XX века Лазарем Чериковером. Как мы называем то, в чём впоследствии воплотились новаторские идеи Лазаря Зиновьевича?

Отвечает Инна Семёнова: Это стоимость всех этих услуг. Мы называем это прейскурант. Правильный ответ: Лазарь Чериковер - архитектор, он построил стадион «Динамо». Он подсчитал, сколько места требуется человеку для всех его домашних дел, и разработал теорию физиологического минимализма. Эти расчёты впоследствии применили при строительстве типовых многоквартирных домов. Мы их называем «хрущёвки». Счёт - 1: 2 Телезрительница получает 60 000 рублей.

Раунд 4 (Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область)

В лугу отава скошена. Туман стоит у омута. Все сказано, все спрошено, А сердце грустью тронуто. А ночь свежа осенняя, Как яблоко расколота… Так вот оно мгновение…

Закончите стихотворение Николая Рыленкова.

Отвечает Анастасия Шутова: Когда молчанье - золото! Ответ верный. Счёт - 2: 2

Жилет - переносная типография

Такими жилетами во время Второй мировой войны пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. Что хранилось в карманах такого жилета?

Отвечает Ровшан Аскеров: Партизаны - люди, которые живут в лесах, но при этом они ещё и воюют. Воюющему человеку необходимо всегда иметь при себе какие-то предметы, необходимые для ведения боевых действий. Мы видим, что все карманы - разного размера. Это могут быть пули разного калибра, могут быть гранаты. Плюс ко всему там могут храниться продукты питания. Правильный ответ: Этим пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. То есть это вообще на войне не нужно, только в партизанском отряде, да и то не в каждом. Этот жилет - переносная типографская касса. В карманах хранили литеры, наборные буквы для печати листовок и газет. Счёт - 2: 3 Телезритель получает 70 000 рублей.

Раунд 6 (Максим Пьянзов, г. Саранск)

Приколист Энтони де Мелло

Индийский писатель XX века Энтони де Мелло любил путешествовать и захотел воплотить одну идею. Но, говорил де Мелло, для её осуществления ему нужно сначала съездить в две точки мира - куда-нибудь на северо-запад Канады и куда-нибудь на северо-восток России. В чём заключалась идея де Мелло?

Отвечает Анастасия Шутова: Интересно было бы, переместившись таким образом с одного материка на другой, отметить несколько раз свой день рождения. Правильный ответ: Энтони де Мелло хотел повесить у себя дома карту мира и воткнуть булавки в те места, где он побывал. Но сначала ему надо было съездить в эти две точки мира, чтобы повесить карту, чтобы карта не упала со стены. Счёт - 2: 4 Телезритель получает 80 000 рублей.

Раунд 7 («Суперблиц»)

За столом остаётся Ровшан Аскеров

Вопрос 1 (Михаил Осеевский, г. Москва)

В Смольном институте благородных девиц за отсутствием кавалеров девушки танцевали друг с другом. Как в XVIII веке стали называть такие танцующие парочки?

Отвечает Ровшан Аскеров: Розовые пары. Правильный ответ: Шерочка с машерочкой. Счёт - 2: 5 Телезритель получает 90 000 рублей.

Раунд 8 (Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол)

Китайские иероглифы

Японские ниндзя и корейские котики

Китайские пагоды

Внимание, китайские иероглифы

В одном журнале был предложен оригинальный способ, как отличить письменность восточных языков. Японские иероглифы похожи на сражающихся ниндзя - видите в верхней части экрана? В корейском письме много овалов и кружков, которые легко можно превратить в котиков, нарисовав ушки, глазки и нос - это такие корейские. А на что станут похожи китайские иероглифы, если им что-то пририсовать?

Команда берёт минуту в кредит

Отвечает Ровшан Аскеров: Китайские иероглифы все сверху плоские в основном. Если сверху пририсовать что-то наподобие крыши со скатами, то будет похоже на пагоды. Ответ верный. Счёт - 3: 5 Телезритель получает 100 000 рублей, так как команда брала минуту в кредит.

Раунд 9 (Андрей Мещеряков, г. Аткарск, Саратовская область)

Через одну минуту вы услышите то, о чём поэт Игорь Северянин сказал: «Шторм, идущий на штурм. Штурмующий шторм». Что это будет? Что вы услышите?

Досрочный ответ. Отвечает Ровшан Аскеров: Услышать мы можем, если это правильный ответ, аплодисменты. Правильный ответ: Так Игорь Северянин сказал о голосе Владимира Маяковского. Счёт - 3: 6 Телезритель получает 100 000 рублей.

Итоги игры

  • Команда телезрителей одерживает победу.
  • По решению «Защитника интересов знатоков» Андрея Черемисинова «Хрустальный атом» лучшему знатоку игры вручён Анастасии Шутовой.
  • Автор лучшего вопроса Екатерина Мишкина из Рязани за вопрос о «хрущёвках» получает дополнительно 150 000 рублей.
  • В музыкальной паузе выступал Сосо Павлиашвили.

6 класс

Тема

урок

дата

Диктант

Сочинение по летним впечатлениям.

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, на озере, в деревне)!»

Контрольная работа по грамматике.

Диктант

Диктант

Контрольная работа по лексике.

Контрольная работа по морфологии

Сочинение «Однажды…»

Диктант

Контрольная работа по морфологии

Выборочное изложение

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии

Изложение «Речкино имя»

Диктант

Контрольная работа №1

Диктант

Цель: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; Ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру и так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом . В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. (110 слов).

Контрольная работа №2

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»

Цель: проверить умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы стиля речи, типов речи, языковых средств.

(Предполагается, что учащиеся должны написать сочинения художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка)

Контрольная работа №3

Цель: проверить умения: выделять из текста словосочетания; определять часть речи ; проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных, прилагательных, глаголов; обнаруживать основу предложения; определять члены предложения.

Указанные умения по грамматике проверяются на тексте упр.30.

Контрольная работа №4

Диктант

Цель: проверить навыки правописание сложных слов; Не с существительными, прилагательными и глаголами; Н – НН в суффиксах прилагательных; навыки правописания корней слов и окончаний; навыки пунктуации в сложном предложении, предложениях с однородными членами, с прямой речью.

Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки , и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» - усмехнулся охотник.

(113 слов) По М. Звереву.

Контрольная работа №

Изложение с творческим заданием

Цель: проверка владения стилем научного рассуждения.

Корень – это главная обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень само действие (пример).. Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об - и раз-, показатель неопределенной формы –ть. Где же корень? Корень - у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

Контрольная работа №5

Диктант

Цель: проверить навыки правописания приставок, корней слов, личных окончаний глагола; навыки расстановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с однородными членами.

Известный русский писавека Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада» Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 сл)

Контрольная работа №6

Проверочная работа по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным , учитывая их лексическое значение.

1) свежий

свежий ветер -

свежая газета -

свежий взгляд -

свежий хлеб –

2) тупой

тупой угол –

тупой человек –

тупой взгляд -

тупая боль –

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

Проливать слезы

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит.

Каменный дом – каменное сердце.

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Задание 5. Спишите, укажите какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит

Контрольная работа №7

Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо - крыса, я, трамвай, моя знакомая взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова)

(По Б. Васильеву)

Контрольная работа №8

Проверочная работа по теме «Причастие»

Тест

1-й вариант

/.

а) начат; б) начата; в) начаты; г) взята; д) взяты; е) переведены";

ж) переведена; з) переведено.

а) Ночь лучезарная смотрит на скоше.. .ый луг.

б) Молчу, потеря...ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, -

И кружится ещё, приюта не найдя,

Грачей встревоже...ое стадо.

в) Каждый шаг моей некова...ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянё.. .ые весной

Бабочки ночные.

а) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непреста.. .ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

б) Дремотой розовой объята трава некоше.. .ой межи.

в) Звонко цокает кова...ый конь о булыжник в каком-то про­езде...

г) Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на полати

В накоше.. .ые клевера.

а) рва.. .ый кафтан; б) деревя.. .ые сучья; в)жела.. .ые гости; г) броше.. .ая бечева.

5. В этом слове пишется н:

а) даль тума.. .а; б) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а; д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.

а) Дверь была отворе.. .а, я вошёл.

б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме.. .а, как весною, зелена.

в) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.

г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше.. .а, светла...

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) В лугу отава скоше.. .а, туман стоит у омута.

б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.

в) На неинтересном уроке дети невнимательные и рас­сея...ые.

8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится при­зрачною тенью.

б) Провыла мина волком, Рассвет качнулся мглист, И, ране.. .ый осколком, Споткнулся баянист.

в) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.

г) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.

а) пробужде.. .а весною; б) в кожа.. .ом кресле; в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.

2-й вариант

/. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

а) принят; б) принята; в) приняты"; г) занят; д) занята; е) нанесен;

ж) нанесена; з) нанесены".

2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн:

а) Грудь дышит легче и вольней, осввобождё. ..ая от зною.

б) Там, щедрым облаком зари освеще.. .ы,

Нависли пышными, янтарными клубами.

в) Стук колёс и жаре. ..ый миндаль

Мне дороже всех четверостиший.

г) Я иду домой возможно тише.

Ненаписа...ых стихов - не жаль!

3. В этом предложении на месте пропуска пишется н:

а) Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплата...ом салопе

Сходит на земь небосвод.

б) И цветы, опьяне...ые росами, рассказали ветрам сказки нежные.

в) Она явилась в чём была - в полушубке, головном вяза.. .ом платке.

г) Пахнет от него веником , мылом и ещё чем-то похожим на запах печё...ого хлеба.

4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн: а) подкова.. .ые лошади; б) ветре.. .ый человек;

в) броше.. .ый камень; г) завале...ые снегом.

5. В этом слове пишется н:

а) написа...о мною; б) курсы организова...ы;

в) платье дли.. .о; г) рукопись сожже.. .а;

д) украшение бесце.. .о; е) высказывание тума.. .о.

6. В этом предложении есть прилагательное, в котором на­до писать нн:

а) Остывает запад розовый, ночь увлажне.. .а дождём.

б) Могила храброго свяще.. .а для отчизны.

в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.

г) Там, щедрым облаком зари испещре. ..ы,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными янтарными клубами.

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) Здесь солнце держат в чёрном теле, и так оно истоще.. .о,

что даже светит еле-еле и не приходит под окно.

б) Длинная деревенская улица совсем пусты...а.

в) Небо загроможде...о клочьями нежно-белых облаков.

5. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Поля росой умылись,

Ручьи светлей слюды,

И зеленью покрылись

Сожжё.. .ые сады.

б) Скрипели возы по дорогам,

Едва шелестела листва,

А в скоше.. .ом поле за стогом

Сверкала огнями Москва.

в) Шуршит свинец в несжатой ржи,

В некоше.. .ой траве,

Мы защищали рубежи

На подступах к Москве.

г) Трудно будет с гружё.. .ыми повозками подняться на гору.

9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н:

а) лише.. .ый таланта; б) окружё.. .ый пеной; в) плетё...ая изгородь; г) выкова...ый меч.

Правильные ответы:

1-й вариант: 1. а, г, ж, з; 2. а, б, г; 3. б, в; 4. б, в, г;


Бунин Иван Алексеевич

Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин

Антоновские яблоки

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, -- непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение -- никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

Вали, ешь досыта, -- делать нечего! На сливанье все мед пьют.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут -- особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке -- посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни коло шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", -- косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка -- плисовая, занавеска длинная, а понева -черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым "прозументом"...

Хозяйственная бабочка! -- говорит о ней мещанин, покачивая головою. -- Переводятся теперь и такие...

А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах -- весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него "из милости", он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда "тронет" на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду -- костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги -- два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони -- и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

Это вы, барчук? -- тихо окликает кто-то из темноты.

Я. А вы не спите еще, Николай?

Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет...

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...

А где у вас ружье, Николай?

А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

Ух, здорово! -- скажет мещанин. -- Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли...

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

"Ядреная антоновка -- к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит" и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.

XX век... Суровый. Насквозь пронизанный техникой и грохотом. Век рукотворных звезд-спутников, мерцающих на ночном небосводе. Как он бесконечно далек от недалекого прошлого, когда воздух не содрогался от рева самолетов, рокота огромных городов, воя эстрадных оркестров! Тогда тишина казалась естественной паузой в жизни каждого землянина.
Ныне природа все более и более удаляется от людей. Зеленый друг требует охраны и заботы, как и меньшие братья наши. Поэтому, как никогда ранее, особо дороги сердцам художники, тонко, поэтически ощущавшие окружающий мир.
Мастера, умевшие созерцать, слушать красоту, музыку пейзажа. И что самое ценное - выражать эти чувства в лирически наполненных полотнах.

Левитан. Живописец, оставивший одну из самых тревожащих душу страниц в летописи мировой пейзажной школы. Его холсты - строки одной чудесной поэмы - Россия. Много, много положил сил художник, прежде чем рифмы-картины сложились в эту необъятную по радужному многоцветью, лирически единую форму.
Исконно городской житель, он сумел остро, проникновенно отразить неброскую прелесть русской природы, воспел времена года. В его холстах необъятная Волга и родники. Луга, степи, лужайки. Лес, рощи, сады. Летний жаркий полдень и моросящий осенний дождь. Весенняя лазурь и синие сугробы. Все, все цвета Родины вместила клавиатура палитры мастера. Радость. Печаль. Смех. Горе. Все эти чувства выражены в трепетном лике пейзажа. Они безлюдны. Но в них живет сердце народа.
Художник любил читать вслух эти строки Чехова: "В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось; сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они все еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой".
Первозданная строгость... Какая-то изначальная мудрость в этой на первый взгляд пессимистической фразе.
Но нельзя не почувствовать величия самой природы. Далеко не равнодушной.
Ибо в самом молчании степи есть та сущность, которая стоит многих слов. Именно тишина возвращает человеку человеческое. Заставляет размышлять. Мечтать...
В умении без эффекта, без жеста сказать что-то глубоко спрятанное, затаенное, отдать эту тишину людям - одно из драгоценных качеств дара Исаака Левитана, человека сложного, ранимого... Зато как пронзительны, осязаемо щемящи его молчаливые, статичные, внешне спокойные мотивы!
„У омута".
Он написан недалеко от Затишья. Когда-то там было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Живописец бродил в его окрестностях и однажды увидел ветхую плотину. Заводь. Отражение деревьев... Мотив ему показался.
Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. У старика-мельника - любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала младенца. Какой-то холуй донес об их любви барину. Конюшего секли. Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась... Говорят, что эта драматическая легенда дала поэту ткань для „Русалки".
Художник не раз ходил к омуту. Бродил по шатким бревнам. Вглядывался в тяжелые блики заводи.
Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:
"...Целую неделю по утрам мы усаживались в тележку - Левитан на козлы, я на заднее сиденье - и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно".
Но дело не ограничилось неделей. Настала осень. Софья Петровна Кувшинникова уехала.
Художник остался один.
И тут у гостеприимных хозяев начал писать картину. Тоскливая пора года. Одиночество. Все способствовало созданию шедевра. Мы не видим действующих лиц легенды. Не слышим стонов конюшего, последнего крика Наташи. Только высверки водной пучины напоминают о жуткой истории.
Большой холст купил Третьяков. Но Левитан был недоволен картиной. Уже после того, как полотно экспонировалось, художник, по рассказам, переписывал его.
Мы не знаем, что именно исправлял Левитан. В пору увлечения открытиями импрессионистов полотно знатоки считали черноватым.
Ныне, по истечении времени, этот „недостаток" не так уже бросается в глаза.
Сдержанность палитры. Благородство колорита лишь подчеркивает драматизм поэтической основы произведения.
Это картина-песня...
Ее можно „слушать" часами. Так жизненно передано состояние тяжелой тишины этого уголка природы.
Чрезвычайно точны, взволнованны воспоминания Федора Шаляпина:
„Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем острее я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов".
- Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку.

Задание : каждому ряду дается лист с написанными глаголами (их по 10), необходимо написать страдательные причастия, потом краткую форму:

Зависеть, удостоить, вручить, обвеять, покрасить, спилить, связать, читать, подстрелить, настрелять.

  1. Тестовый контроль
  1. В этом страдательном причастии, употребленном в краткой форме, ударение поставлено верно :

/ / / / / /

А) начат; Б) начата; В) начаты; Г) взята; Д) взяты; Е) переведены; Ж) переведена; З)

переведено.

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется НН :

А) Ночь лучезарная смотрит на скоше…ый луг.

Б) Молчу, потер…ый, на на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада,-

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоже…ое стадо.

В) Каждый шаг моей некова…ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

Г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяне…ые весной

Бабочки ночные.

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется Н:

А) …Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая рокот колёс непреста…ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Б) Дремотой розовой объята трава некоше…ой межи.

В) Звонко цокает кова…ый конь о булыжник в каком-то проезде…

  1. В этом словосочетании пишется на месте пропуска НН:

А) рва…ый кафтан, Б) деревя…ые сучья, В) жела…ые гости, Г) броше…ая бичева.

  1. В этом слове пишется Н:

А) даль тума…а, Б) белье поглаже…о, В) платье дли…о, Г) пуговица оторва…а, Д) модель совреме…а.

  1. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать НН:

А) Дверь была оторва…а, я вошел.

Б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме…а, как весною, зелена.

В) Рассеяны деревни – там за ними скривилась мельница.

Г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше…а, светла…

  1. В этом предлжении употреблено причастие, в котором надо писать Н:

А) В лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

  1. В этом предложении на месте пропуска надо писать НН:

А) Над лампой тихою подвеше…ый кружок вертится призрачною тенью.

Б) И, ране…ый осколком, споткнулся баянист.

В) Так после битвы, во мраке ночном, ране…ый стонет, зовет, проклинает.

Г) Все небо было расчерче…о прожекторами.

  1. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать Н:

А) пробужде…а весною; б) в кожа…ом кресле; в) изреза..ые полоски; г) ветре…ый день.

Правильные ответы : 1- а, г, ж, з; 2- а, б, г; 3-б, в; 4- б, в, г; 5-а, в, е; 6- г; 7- а, б; 8- а, б; 9- а, б, г.

3. Объяснительный диктант.

Цель : правописание НЕ с причастиями.

Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море, незабываемое впечатление, нескошенный луг, не отмечена, неприятель не обнаружен, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное вовремя сочинение, вовсе не далекий (это не причастие), некрашенный забор (тоже прилагательное, пишется так же), дорожки не выровнены, еще не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костер.

4. Диктант «Проверяю себя».

Цель : объяснить орфограммы в причастиях.

Не знаю большего удовольствия, чем идти по незнакомой дороге к лесному озеру. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится в голове. Вот доносится тревожный крик неуснувшей птицы или неопределенный звук, напоминающий голос.

5. Проверочный диктант.

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены бухты и заливы. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затей отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рожденному фантазией Стивенсона.

6. Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? (-ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? (два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? (две)
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? (ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? (первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)