Азия в годы холодной войны. Юго-Восточная Азия в период Холодной войны. II. Роль Китая в Африке

Страница 12 из 29


Стратегия в Азии

Американцам никогда не нравился китайский национализм. В 1911 г. они поддерживали тиранический режим Юань Шикая против более националистически настроенного Гоминдана во главе с Сунь Ятсеном. Но неудержимая японская экспансия помирила Вашингтон с Гоминданом, который возглавил в середине 1920-х годов Чан Кайши – слабый и прозападный.

Китай с 1931 г. сражался с японцами, устремившимися на континент. В китайскую армию были мобилизованы примерно три миллиона крестьянских парней. Они с трудом воспринимали современную войну и, в отличие от коммунистических дивизий Мао Цзэдуна, нечетко представляли цели борьбы. Дважды в год по селам пробегал ураган - очередная мобилизация, от которой можно было откупиться. Ну а чем был китайский коммунизм? Смесью национализма и крестьянского радикализма. Под контролем коммунистов к концу войны находились примерно пятая часть китайского населения.

Относительно связей китайского коммунизма с русским можно сказать, что они ослабли после пика соперничества Сталина с Троцким. В ходе этой борьбы Сталин советовал китайским товарищам сотрудничать с Гоминданом, что в конечном счете привело к кровавой ликвидации городских партийных организаций коммунистов гоминдановцами. После 1938 г. основной линией коммунистического движения стал весьма отчетливый национализм. России китайские коммунисты не боялись – Москва была завязана на Европейском театре и не демонстрировала намерений усилиться в Китае.

Что же касается русских коммунистов, то они слабого Китая не боялись, но Китая, становящегося плацдармом японских авантюр, прояпонского Китая - в Москве боялись чрезвычайно. В Москве опасались, что коммунистическая партия Китая нажимом с севера ослабит центральное правительство Чан Кайши, и тем самым косвенно окажет услугу наступающим японцам. Москва приостановила помощь Мао Цзэдуну. В последние два месяца 1939 г. оружие, поступающее через Рангун центральному китайскому правительству, было русского производства и происхождения. СССР оказал Чан Кайши очень значительную помощь. Москва предоставила центральному китайскому правительству оружия на весьма большую сумму - 250 млн долл. Часть российских займов, возможно, пошла на борьбу Чан Кайши с Мао Цзэдуном, но Россию интересовало сдерживание японского наступления. Летом 1940 г. советский посол в Вашингтоне говорил, что наши отношения с Китаем очень хороши, очень дружественны.

Одной из особенностей стратеги­ческого видения Рузвельта была вера в боевой потенциал чанкайшистского Китая. Президент спра­шивал Черчилля, какой будет мощь пятисот миллионов ки­тайцев, если они достигнут уровня развития Японии и получат доступ к современному оружию? Черчилль в мощь Китая верил гораздо меньше. Но Рузвельт хотел превращения китай­ского фронта - далекого и труднодоступного - в один из главных фронтов войны. Уже в декабре 1941 г. Рузвельт обещает Чан Кайши значительную помощь.

На конференции «Аркадия» американский президент убедил Черчилля сделать Чан Кайши верховным главнокомандующим союзных сил в Китае, Таиланде и Индокитае, создать связи между штабом Чан Кайши и союзными штабами в Индии и юго-западной части Тихого океана. Президент Рузвельт назначил американского генерала Дж. Стилуэла командующим американскими войсками в Китае, Индии и Бирме, а также начальником штаба при Чан Кайши. Здесь виден дальний прицел: опираться в Азии на Китай, сковать динамизм Японии, создать противовес СССР в Евразии. В начале 1942 г. китайцы в Чунцине полу­чили заем в 50 миллионов долларов. Руз­вельт принял решение о создании воздушного моста, веду­щего к практически окруженному союзнику.

Осенью 1943 г. китайский посол Сун в Москве стремился получить официальные советские заверения в том, что Россия не переключится на идейно более близких коммунистов. В ноябре Сун говорил американскому послу Гарриману, что русские желают видеть сильный Китай под руководством либерализовавшего свой режим Чан Кайши, где коммунисты получат возможность для легальной деятельности. Посетивший в это время Сталина Дэвис отмечал, что советское руководство не желало изменять статус-кво на Дальнем Востоке и не посягало на изменение границ. В 1943-1945 гг. советская пресса практически игнорировала существование китайских коммунистов. Отношения между Москвой и Чунчином были весьма приличными. Чан видел хрупкость своей политической системы и желал получить помощь как с западной, так и с русской стороны..

Вашингтон в конечном счете пришел к выводу, что без помощи Китая не сможет одолеть японцев. Американское руководство приложило все силы, чтобы подтолкнуть Россию к войне на Дальнем Востоке. Желаемое сбылось 30 октября 1943 г., когда Сталин, во время встречи с Корделом Хэллом (и по своей собственной инициативе) попросил информировать президента Рузвельта о том, что Россия вступит в войну с Японией после победы над Германией. В ответ Сталин «не попросил ничего». Сталин повторил свое обещание в Тегеране. Наиболее позитивно реагировал штаб американской армии и объединенный комитет начальников штабов, убежденные, что один лишь американский флот не сможет освободить Китай от японцев.

В марте 1944 г. Чан Кайши признался Рузвельту, что единственное, на что он способен, - это попытаться удержать линию обороны от японского наступления и попытаться приготовить Китай к тому дню – возможно, он не так и далек - когда союзные наземные и морские силы помогут консолидировать антияпонский оплот на континенте. Желание избежать боевых действий против японцев на огромных китайских равнинах стало едва ли не главным желанием американских генералов на этом театре военных действий. Потому-то американцы и предпочитали скорее сражаться на Тихом океане, чем на далеком китайском фронте. Здесь, на материке японцев могла сокрушить только Красная армия. В этом и заключалась причина постоянного стремления американцев втянуть Россию в войну против Японии.

К середине 1944 г. в США утвердилась уверенность в том, что грядущее сулит Соединенным Штатам полное доминирование в бассейне Тихого океана. Даже дипломаты не скрывали своих эмоций. 21 июля 1944 г. американская морская пехота высадилась на Гуаме. В отчаянной двадцатидневной битве, когда наступающей стороной стали американцы, погибли более двух тысяч их солдат и 18 с половиной тысяч японцев. Следующей океанской целью был остров Тиниан. Впервые американские солдаты увидели сцены массового самоубийства японцев.
С высоты в несколько десятков метров японцы бросались в море, сидящие с пещерах убивали друг друга гранатами.

Черчилль осенью 1944 г. стал требовать от советского руководства точной даты вступления в войну против Японии. Но американские военные – обычно чрезвычайно консервативная группа – стали предупреждать от излишнего давления на СССР. Американские генералы более всего хотели предотвратить возвращение основных японских армий из Китая и Кореи назад на японские острова, где они встретили бы американцев. Уже одним фактом своего присутствия дивизии Красной Армии сдерживали возвращение японцев на архипелаг. Даже ничего не делая, русские спасали американскую кровь.

При этом американцы боялись чрезвычайного усиления России в Китае. Чтобы избежать этого, они предприняли попытку наладить сепаратные отношения с Мао Цзэдуном, с китайскими коммунистами, противостоявшими режиму Чан Кайши на севере Китая. Политический советник генерала Стилуэла – Джон Дэвис уже в июне 1943 г. предлагал послать в коммунистический район Китая американскую военную миссию. Дэвис повторил свое предложение в начале 1944 г. - пока сами коммунисты благожелательно смотрят на сближение с американцами. Иначе они полностью уйдут к русским. Но Чан Кайши категорически отказал президенту Рузвельту, когда тот предложил распространить ленд-лиз на коммунистический север. В результате американцы только весной 1944 г. приступили к реализации плана распространения американского влияния на китайский север.

Прием представлявшего госдепартамент Джона Сервиса в Японии в конце августа 1944 г. был максимально сердечным. Состоялось знаменитое интервью Сервиса с Мао Цзэдуном. Лидер китайских коммунистов выразил желание всеми возможными способами избежать гражданской войны, но только Соединенные Штаты могут заставить Чан Кайши остановить движение к гражданской войне.

Во время встречи в Каире в ноябре 1943 г. Чан Кайши пообещал Рузвельту поддерживать американские желания относительно тихоокеанских баз и предложил ему несколько баз на континенте. Они обсуждали судьбу Кореи, Индокитая, Таиланда; Рузвельт пообещал Чунцину экономическую помощь после окончания войны. Соединенные Штаты при таком раскладе сил после войны оказывались самой мощной силой на Дальнем Востоке; Китай при этом становился главным помощником и клиентом Америки.

Начиная с июня 1944 г., госсекретарь Хэлл начинает настаивать на том, чтобы предоставить Китаю место постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Идея привлечь китайских коммунистов к боевым действиям против японцев не утратила своей привлекательности. В начале ноября 1944 г. генерал Херли вылетел в Янань, к китайским коммунистам. Итогом дружественных встреч стала программа из пяти пунктов: объединение военных усилий, коалиция политических партий в масштабах всего огромного Китая. Ликование американцев продолжалось только до тех пор, пока они не начали показывать договоренность деятелям гоминдановского режима. Посол в США Сунг назвал документ программой захвата коммунистами власти в стране. Чан Кайши и вовсе отказался всерьез рассматривать союз с коммунистами. Пусть они сдадутся на его милость.

В конце 1944 г. Чан Кайши решил сблизиться со Сталиным и запросил о возможности визита в Москву. Американцы сразу же забеспокоились, и 15 декабря посол Гарриман запросил Сталина о русских целях на Дальнем Востоке. Сталин упомянул уже то, что обсуждалось в Тегеране: южная часть Сахалина, Курильские острова (со всем этим Рузвельт согласился в Тегеране). Сталин хотел бы также получить в аренду Китайско-Восточную железную дорогу; он хотел бы также китайского признания русского влияния над Внешней Монголией и аренду над
Порт-Артуром и Дальним. Гарриман заметил, что на последнее Рузвельт своего согласия не давал. Сталин ответил, что окончательное обсуждение этих вопросов еще предстоит. Все вышесказанное фактически означало для американцев, что Сталин предвидел в будущем относительно слабый Китай – значит, он ориентировался на Чан Кайши. Вашингтон в этом отношении был удовлетворен. Сталин ни разу не упомянул о китайских коммунистах. Это подвигло Хэрли убеждать Чан Кайши, что Сталин не считает китайских коммунистов вообще коммунистами.
В изображении Хэрли русская политика в Китае выглядела так:

Россия не поддерживает коммунистической партии Китая;

Россия стремится предотвратить гражданскую войну в Китае;

Россия желает сближения с Китаем.

Было очевидно, что Чан Кайши нуждается в Советском Союзе. Как минимум, по двум причинам. В 1944 г. стало ясно, что американцы не собираются наносить по Японии удар с китайской стороны – ослабить японское давление могла лишь Советская Армия; хорошие отношения с Москвой (полагал Чан Кайши) гарантировали его режим от коммунистической оппозиции.

В настоящей статье рассматривается история «проблемы северных территорий» (далее - ПСТ) в контексте холодной войны в Азии. Особое внимание уделяется причинам, по которым данный вопрос не был решен.

История возникновения проблемы хорошо известна. Япония приняла условия Потсдамской декларации и сдалась союзникам в августе 1945 г. Декларация ограничивала суверенитет Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и меньшими островами, которые определены союзниками. Проблема заключалась в том, чтобы, исходя из новых политических реалий, провести государственную границу между Японией и Советским Союзом, а также закрепить ее в мирном договоре.

Однако союзники по коалиции уже начали втягиваться в холодную войну, и первые столкновения между США и СССР произошли в Восточной Азии вокруг Кореи и Японии. Таким образом, международное урегулирование японского вопроса оказалось затруднено, и не было доведено до конца. Согласно 2-й статье Мирного договора, заключенного 8 сентября 1951 г., Япония отказывалась от всех прав, титула и претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, однако в договоре не указывалось, в чью пользу был осуществлен этот отказ. Советский Союз принял участие в Мирной конференции, но от подписания договора отказался. В ходе конференции бывший в то время премьер-министром Ёсида Сигэру подчеркнул, что Российская Империя признавала Кунашир и Итуруп японской территорией, а острова Шикотан и Хабомаи являлись частью Хоккайдо и соответственно - Японии!. с хех ПОр прошло более 50 лет, однако мирный договор между Россией и Японией до сих пор не заключен. Естественно, стороны неоднократно предпринимали попытки договориться. Помимо прочего, премьер-министр Хатояма Итиро вел переговоры с генеральным секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым в 1955-1956 гг. Однако прийти к согласию по вопросу Мирного договора они так и не смогли, ограничившись подписанием Совместной декларации, по которой два меньших острова, гряда Хабомаи и Шикотан, должны были перейти к Японии вместе с подписанием Мирного договора. В 1960 г. Советский Союз в одностороннем порядке отказался от Совместной декларации, после того как Япония подписала новый Договор безопасности с США.

С тех пор комплекс Курильских островов стал предметом спора между двумя столицами, при этом японская сторона настаивала на том, что «северные территории» не являлись частью уступленных Курильских островов. ПСТ в целом воспринимается в Японии, как «проблема четырех островов», в соответствии с Токийской декларацией, подписанной президентом Борисом Ельциным и премьер-министром Хосокава Морихиро в октябре 1993 г.

ПСТ стала объектом серьезных исследований многих ученых. Однако большинство из них сосредоточились на рассмотрении двусторонних отношений Японии и СССР (с 1991 г. - Российской Федерации), в то время как позициям США и Великобритании, которые являлись основными инициаторами Сан-Францисского мирного договора, в лучшем случае уделялось совсем немного внимания. Таким образом, ПСТ до сих пор воспринимается как предмет двустороннего геополитического диалога.

Холодная война, безусловно, не сбрасывается со счетов и продолжает играть важную роль, однако считается периферийным фактором, который воспринимается большинством аналитиков, как идеологическое и геополитическое противостояние между США и СССР, центром которого была Европа, в то время как Азия занимала второстепенное место. ПСТ не обязана своим появлением холодной войне, но в значительной степени испытала на себе ее влияние и во многом определялась ее событиями. Без понимания сути холодной войны в Азии и ее последствий для ПСТ нельзя понять происхождение, эволюцию и возможное решение указанной проблемы.

Холодной войне в Азии присущи специфические черты. В отличие от Европы, где после возникновения НАТО в 1949 г. и Варшавского блока в 1956 г. сложилась биполярная система, Азия прошла через ряд резких трансформаций, в рамках которых имели место национально- освободительные движения, деколонизация, гражданские войны и даже революции, а их апогеем стало создание Китайской Народной Республики (КНР) в октябре 1949 г. и вторжение коммунистической Северной Кореи в Южную в июне 1950 г. Корейская война стала поводом, по которому Япония не подписала Мирный договор со всеми заинтересованными сторонами.

Сан-Францисский мирный договор оставил нерешенными территориальные споры между Китаем, СССР и обеими Кореями. Завершение Корейской войны и новая доктрина «мирного сосуществования» Хрущева способствовали смягчению азиатского политического климата. Тем не менее, на смену активным боевым действиям пришла настоящая холодная война, как внутри самих государств, так и на международном уровне. В Японии внутренняя холодная война была не менее жесткой, чем в других странах, этот вопрос расколол новую Либерально-демократическую партию (ЛДП) и министерство иностранных дел. В Москве, как это будет показано ниже, мнения также разделились, хотя и в меньшей степени. Таким образом, согласование мирного договора с СССР было прекращено, и он до сих пор не заключен.

Вторая половина ХХ века - время большого противостояния между двумя военно-политическими блоками. С одной стороны, это НАТО, а с другой стороны - ОВД. Предтечей этого противостояния стала война в Корее 1950-1953 гг.

Начало конфронтации

Вторая мировая война позволила объединиться странам с разными взглядами на общественно-политическое устройство, экономическое развитие. Все это было сделано ради победы над общим врагом - фашизмом. Однако далее пути бывших союзников разошлись. За годы войны СССР значительно усилился во всех отношениях, и остальные страны, в первую очередь США, вынуждены были с этим считаться. Заключительный этап войны происходил на Дальнем Востоке. Здесь американские и советские войска нанесли сокрушительное поражение японской императорской армии. Следствием этого стало освобождение Кореи от японских войск - и одновременно оккупация этой страны союзными на тот момент войсками. Север полуострова контролировался советскими и китайскими войсками, а южная его часть попала под власть американских властей.

"Аппетиты" корейских лидеров

По планам союзников разделение на зоны оккупации было временным явлением. В скором будущем предполагалось объединить обе части в единое целое. Тем не менее, и американская, и советская стороны воспользовались случаем и начали спешно укреплять свое влияние в отведенных им частях полуострова. На юге при поддержке оккупационной администрации были проведены выборы и организованы корейские органы власти, которые возглавил Ли Сын Ман. Он придерживался авторитарных методов управления. Кроме того, его политические взгляды были реакционными. Он был одним из инициаторов событий, получивших позже название "война в Корее". Вторым ее непосредственным инициатором стал ставленник советско-китайских сил Ким Ир Сен. Обе стороны объявляли о необходимости объединения, но каждая хотела сделать это под своим началом. Но как бы ни были сильны эти желания, реальной причиной такого противостояния стало постепенное ухудшение отношений СССР и США.

Геополитический ребус

Со стороны Советского Союза имелись опасения, что США, подчинив себе Корею, тем самым нанесет прямую угрозу дальневосточным границам. Ведь полуостров имел сухопутную границу с СССР, а иметь у себя под боком враждебное государство Советы вовсе не хотели. Американцы, в свою очередь, выражали тревогу по поводу объединения Кореи под главенством "Севера", так как это угрожало их интересам в Азии и, кроме того, вытесняло США из Японского моря. Поэтому истинными дирижерами событий на полуострове были именно эти две сверхдержавы. Конечно, нельзя отбрасывать и противоречия между корейскими лидерами. Но они носили второстепенный характер. По мере усиления советско-американских противоречий, в том числе и на переговорных площадках ООН, все жестче становилась риторика лидеров "Севера" и "Юга". Они не стеснялись в выражениях. При этом каждая сторона грозилась объединить страну при помощи штыков. Война в Корее приближалась с угрожающей скоростью.

На пороге противостояния

Правительство Ли Сын Мана обладало весьма скромным военным потенциалом и без американского усиления не могло противостоять северянам. Чтобы избежать прямого столкновения американских и советских войск, в 1948 году их полностью выводят из полуострова. Остались лишь военные советники в соответствующих частях страны. Пока южане на словах угрожали Ким Ир Сену, он усиленно готовился к столкновению. С 1948 года численность северокорейских войск постепенно росла. СССР помогал военной техникой. Однако просьбу оказать помощь "Северу" живой силой Сталин отклонил, опасаясь начала нового глобального конфликта. В течение двух лет - с 1948 по 1950 - между Москвой и Пхеньяном шли интенсивные консультации, апогеем которых стал визит Ким Ир Сена в СССР. Аналогичные действия шли между Сеулом и Вашингтоном. Противоречия достигли такого накала, что начало боевых действий было лишь вопросом времени.

Война в Корее 1950-1953 гг.

В конце июня 1950 г. войска северян перешли в наступление. Началась война в Корее, длившаяся почти три года. Первый этап боевых действий знаменуется полным превосходством "Севера". За несколько месяцев его войска глубоко проникли на территорию юга полуострова. Правительство и высокопоставленные чиновники в спешке покинули Сеул. К концу года 1950 война в Корее приобретает мировую значимость. Американцы понимали, что необходимо оказать срочную помощь южанам. Через ООН был проведен ряд решений, которые страны социалистического блока резко осудили. Несмотря на это, США настояли на своем, и под эгидой Организации Объединенных Наций начали спешную поддержку Сеула. Американские и британские войска, а также военная техника стали поступать в Корею. Вскоре успешное наступление северян было остановлено, а южнокорейские войска при поддержке сил ООН перешли в контрнаступление.

Военный маятник удачи

Война в Южной Корее в этих условиях стала угрозой поражения "Севера". Этого не могли допустить СССР и Китай. Поэтому в помощь северянам Советский Союз направил военных специалистов и большое количество техники. Китай, в свою очередь, начал массовую отправку на корейский фронт "добровольцев", численность которых достигла миллиона человек.

Война в Корее приобрела затяжной характер. Военной победы не могла добиться ни одна из сторон конфликта. Это стали понимать и в Вашингтоне, и в Москве. На протяжении 1951-1952 годов шли боевые действия с переменным успехом. Росла уверенность в бесперспективности решения проблемы военным путем.

Немаловажное значение для прекращения войны имела смена руководства в США и СССР. Эйзенхауэр, ставший президентом в конце 1952 года, предпринял активные действия для завершения конфликта, а в марте 1953 г. умер И. В. Сталин. Президиум ЦК высказался за прекращение войны.

Хрупкий мир

После интенсивных переговоров в июле 1953 г. было заключено соглашение о прекращении огня и обмене пленными, однако война США в Корее на этом не закончилась. По сей день американские военные стоят на страже границ Республики Корея. Итогом соглашения стало разведение противоборствующих сторон по 38 параллели, т. е. достигался «статус кво», существовавший до начала войны. КНДР и Южная Корея до сих пор не подписали мирного договора, а стычки на границе - нередкое дело и в наши дни.

Война во Вьетнаме - один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, оставивший заметный след в культуре и занимающий существенное место в новейшей истории США и Вьетнама. Война началась как гражданская в Южном Вьетнаме; в дальнейшем в неё вмешались Северный Вьетнам и США при поддержке ряда других стран. Таким образом, с одной стороны война велась за воссоединение двух частей Вьетнама и создание единого государства с коммунистической идеологией, а с другой - за сохранение раскола страны и независимости Южного Вьетнама. По мере развития событий Вьетнамская война оказалась переплетена с шедшими параллельно гражданскими войнами в Лаосе и Камбодже. Все боевые действия в Юго-Восточной Азии, проходившие с конца 1950-х годов и до 1975 года, известны как Вторая индокитайская война.

Территория Вьетнама была временно разделена по 17-й параллели на две части, не являющиеся суверенными государствами. Северный Вьетнам перешёл под контроль Вьетминя и стал территорией ДРВ. Южный Вьетнам оставался под властью назначенной французами местной администрации, причём Франция ещё до соглашений успела формально предоставить Вьетнаму независимость. Здесь у власти находился профранцузски настроенный император Бао Дай. Воссоединение страны предполагалось осуществить после всеобщих свободных выборов, которые должны были состояться не позднее середины 1956 года.

После Женевских соглашений США взяли курс на замену Франции в качестве противовеса коммунистическим силам во Вьетнаме. Американская администрация сделала ставку на Нго Динь Зьема, сторонника США.

войны

От власти императора Бао Дая путём проведения фальсифицированных выборов, после чего провозгласил создание суверенной Республики Вьетнам, что являлось нарушением Женевских соглашений. Выборы оказались сорваны, а перспектива воссоединения Вьетнама - отодвинута на неопределённый срок.

Режим Зьема очень скоро начал приобретать черты диктатуры. Оппозиция режиму Зьема подавлялась с использованием проправительственных средств массовой информации и полиции.

Зьем начал репрессии против коммунистического подполья, остававшегося в стране после 1954 года, хотя оно было слабым и не представляло для него реальной угрозы. Репрессии были эффективными; столкнувшись с угрозой полной ликвидации своего движения, южновьетнамские коммунисты приняли решение о начале вооружённой борьбы. С осени 1957 года в Южном Вьетнаме шла малоинтенсивная партизанская война.

гг)

После подписания договора о перемирии, южновьетнамские войска, богато снабжённые военной техникой из США, имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Кризис экономики Южного Вьетнама в 1974 году способствовал падению боевых качеств правительственных войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама отходило под власть коммунистов, правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. Удачные операции коммунистов в конце 1974 года показали низкую боеспособность вооружённых сил Южного Вьетнама. В ходе проведённой в марте-апреле 1975 года наступательной операции коммунисты разгромили большую часть южновьетнамских частей. В 11:30, 30 апреля 1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.