Берн психология. Транзактный анализ Эрика Берна. Направления трансакционного анализа

История возникновения и развития транзактного анализа

Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой;

полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том,

что они – лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития.

Любое общение полезно и выгодно для людей (по сравнению с его отсутствием)
Э. Берн
В целом я полагаю: в том, что я написал, науки столько же, сколько искусства.

Транзактный анализ (от лат. transaction – сделка) – концепция и методика группового и личностного роста, предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном и заключающийся в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными эго-состояниями.

Эрик Берн (Eric Lennard Berne, 1910-1970), наст. имя - Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 году в Монреале, в Канаде. Его отец был практикующим врачом-терапевтом, мать – профессиональной писательницей и редактором. Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреа

Эрик Берн (1910-1970) ле. В 1931-м году он получил степень бакалавра гуманитар-

ных наук. В 1935 году Берн получил степень доктора медици-

ны и магистра хирургии в том же самом университете. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в трансактном анализе, заложив основу так называемого культурного анализа.

В 50-е годы ХХ в. складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний. Берн обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия (транзакции) с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.

В 1957 году Берн впервые выносит свою теорию на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журнале психотерапии».

В 1961 году выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.



В 1963 году выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи ТА в приложении к групповой динамике и развитию организаций.

В 1964 году выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, - «Игры, в которые играют люди», а в 1966-м - руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности - теорию сценарного анализа, публикуется посмертно, в 1972 году.

Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, он одновременно занимал несколько должностей: был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Прртера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан Франциско. Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 года.

В год смерти Берна в свет вышла его научно-популярная книга «Секс в человеческой любви», широко изданная в нашей стране в 90-х годах, но, к сожалению, затерявшаяся в потоке сексологической и псевдосексологической литературы. Это не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в области сексуальных и семейных отношений. Книгу завершает собрание афоризмов Берна, сравнимых с самыми блестящими образцами этого жанра. Любому психологу в целях профессионального самоопределения небесполезно с ними ознакомиться и иногда при случае их вспоминать. Например, такой: «Если вы уберете громкие слова и торжественную мину, еще много всего останется, так что не пугайтесь...»

Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, в том числе: Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ). Дж. Дюсэй, который предложил диаграмму, называемую эгограммой, схематически изображающую степень, в которой каждое из Эго-состояний человека испытывает катексис; М. и Р.Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии.

Основные разделы и категории концепции

Существует несколько ключевых идей, которые составляют основу теории ТА: 1) Модель Эго-состояний (модель Родитель-Дитя-Взрослый); 2) транзакции и поглаживания; 3) структурирование времени; 4) сценарии и жизненные позиции; 5) цели изменения.

1) Модель Эго-состояний (модель РВД). Эго-состояния (я-состояния) – это совокупность связанных друг с другом действий, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Трансактный анализ выявляет три различных эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Эго-состояние Родитель (Р) – набор чувств, мыслей, позиций и моделей поведения, которые напоминают чувства, мысли, позиции и модели поведения родителей.

Родитель (Р, близок к "Сверх-Я" Фрейда, выполняет функцию "совести) - психическая инстанция, повторяющая "Я" родителя, каким его воспринимал ребёнок. При активизации состояния Родителя человек ведет себя так, как вели себя его родители. В Родителе выделяются: "Отец" и "Мать". Родитель может быть "Заботливым" ("Веселый Великан" и "Добрая Волшебница") - как симпатия и забота о другом индивидууме или о себе, и "Контролирующим" ("Страшный Монстр" и "Баба Яга") - как набор установленных строгих правил.

Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты; информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации; это набор полезных, проверенных временем правил; это вместилище предрассудков и предубеждений.

Диагностировать состояние Родителя можно по вербальной "тирании долженствования": "я должен", "мне нельзя" и т.п.; поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям: "всегда", "никогда", "прекрати это", "ни за что на свете", "итак, запомни", "сколько раз я тебе говорил", "я бы на твоем месте", "милый мой", "бедняжка", "какой вздор" и т.п.

Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, "грозный вид", "указующий перст", постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.

Функцией Родителя является сохранение энергии и уменьшение тревоги.

Эго-состояние Взрослого (В) - поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь». Человек при доминировании Взрослого эго-состояния автономно и объективно оценивает действительность и высказывает суждения. Характерными чертами Взрослого Эго-состояния являются организация, адаптируемость и интеллект.

Взрослый(В, близок к "Я" Фрейда, "компьютер", выполняет функцию контроля, а целью является деятельность): объективно оценивает реальность путём логического мышления, расчета своих возможностей и вероятности событий, принятия конструктивных решений для удовлетворения потребностей.

Взрослый - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения.

Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. В теории Фрейда Взрослому в какой-то степени соответствует "Я". Подобно тому как "Я" у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке: уместно поведение, диктуемое Ребенком, неуместно морализаторство Родителя.

Девиз анализа Эрика Берна: "Будь Взрослым". К Взрослому клиента обращается психотерапевт.

Эго-состояние Ребенка (Дитяти - Д) - поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Ребенок (Ре, близок к "Оно" Фрейда): находится под управлением принципа удовольствия, отражает мысли, чувства и поведение ребенка 2-5 лет, такие как интуитивность, непосредственность, спонтанность, капризность, подчиненность мышления эмоциям, нечувствительно к логическим противоречиям.

В Ребенке выделяются: Родитель Ребенка (РРе, "электрод") - воспринимает родительское программирование, испытывает страх перед родительским наказанием; Взрослый Ребенка (ВРе, "профессор") - вычисляет, что хотят взрослые и чего они боятся; Ребенок Ребенка (РеРе, "демон", "джокер", "шутник", "мучитель", "внутренний голос") - появляется в экстремальных ситуациях, оказывает решающее влияние на судьбу, принося то радость, то горе.

Ребенок - это эмотивное начало в человеке. Ребенок может быть: естественным, адаптированным, бунтующим.

Естественный Ребенок: доверчив, нежен, непосредственен, любопытен, творчески увлечен, изобретателен; капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям, агрессивен.

Адаптированный Ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерны: конформизм, неуверенность (особенно при общении со значимыми лицами), робость, стыдливость.

Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину, диагностируется на основании высказываний: "я хочу", "я не хочу", "я боюсь", "меня злит", "я ненавижу", "мне все равно", "какое мне дело". К невербальным характеристикам Бунтующего Ребенка относятся: дрожащие губы, слезы, "надутый вид", потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками.

Берн называл Ребенка наиболее ценной частью личности. Функцией «здорового» Ребенка является мотивация Взрослого. Ребенок позволяет Взрослому узнавать то, что ему хочется, и справляется у Родителя об уместности намеченного действия.

"Эго-состояния" могут быть: активными, неактивными, "исключаться". "Эго-состояния" могут оказывать влияние друг на друга, "заражать" друг друга.

Модель Эго-состояний традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями. Так как три Эго-состояния обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах Эго-состояний называется структурным анализом.

2) Транзакции и поглаживания . Транзакция это единица взаимодействия партнеров по общению. Транзакция - состоит из: единичного стимула; единичной реакции (ответа) на этот стимул (могут быть вербальными или нет). Единичный стимул + единичная реакция на этот стимул = трансакция ("поглаживание", акт признания другого человека).

Транзакционный стимул - демонстрация осведомленности о присутствии другого ("Привет!", "Я тебя вижу"). Трансакционнная реакция - ответ на трансакционный стимул.

При взаимодействиях (трансакциях) могут включаться различные Я-состояния. Транзактный стимул может исходить от Родителя, Взрослого или Ребенка одного человека, а транзактная реакция – от Родителя, Взрослого или Ребенка другого человека. Трансакции между Эго-состояниями могут быть дополнительными, перекрестными или скрытыми .

Дополнительные (параллельные) транзакции - адекватные формы общения, когда партнеры преследуют одни и те же цели. Они соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают здоровым человеческим отношениям, способствуя гладкому протеканию транзакций. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями.

Примеры дополнительных вербальных транзакций:

"Взрослый-Взрослый":

- "Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?"

- "Обещают дождь".

"Родитель -Родитель":

- "Нынешняя молодежь думает только о развлечениях".

- "Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!".

"Родитель-Ребенок":

- "Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура".

- "Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин".

Пересекающиеся транзакции – это такие транзакции, в которых векторы не параллельны друг другу или эго-состояния, в которое они направлены, не является источником реакции. При перекрестной транзакции транзактная реакция: а) исходит из Эго-состояния, отличного от того состояния, к которому обращаются; б) может направляться на Эго-состояние, которое не посылало первоначальный импульс.

Перекрестные (пересекающиеся) транзакции препятствуют общению, т.к. реакции не соответствуют стимулу. Они обладают конфликтогенной способностью, т.к. на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние "Я". При пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свое Эго-состояние. Перерыв в коммуникации может быть незначительным, но коммуникация может быть прервана и полностью.

"Запонки" (пример Берна).

В-В: "Ты не видела мои запонки?"

Ре-Р: "Вечно я у тебя во всем виновата!"

Р-Ре: "Почему ты никогда не знаешь, куда кладешь свои вещи!"

"Запонки" (дополнительная трансакция, В-В).

Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: "Ты не знаешь, где мои запонки?".

Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и дополнительный (параллельный) ответ был бы таким: "Посмотри в верхнем ящике гардероба".

"Запонки" (пересекающаяся трансакция).

Жена: "Куда положил, там и возьми" (Р-Ре).

Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места.

"Запонки" (пересекающаяся трансакция)

Муж: "Ты не знаешь, где мои запонки?" (В-В).

Жена: "Вечно я у тебя во всем виновата!" (Ре-Р).

В общении образуется тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: "Это все из-за тебя!" (название одной из игр, описанных Берном).

Любые транзакции могут быть скрытыми, проходящими не на явном (социальном), а на скрытом (психологическом) уровне общения. Скрытые транзакции – проявляются в том случае, когда внешне говорится одно, а внутренне подразумевается другое или дополняется другим. То есть одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое, или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня. Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый; сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия Родитель-Дитя, или Дитя-Родитель.

При скрытых транзакциях включаются более двух состояний "Я". Наиболее частые и успешные скрытые трансакции строятся с учетом потребности в признании.

Скрытые трансакции составляет суть психологических игр (см. следующий слайд). Угловая скрытая трансакция:

Продавец: "Эта вещь вам не по карману" (В).

Покупатель: "Вот её-то я и куплю" (Ре).

Продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту:

- "Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для вас". Его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента.

Взрослый покупателя ответит: "Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю".

Ребенок покупателя может ответить: "Я беру ее - это как раз то, что я хочу".

Единицей транзакции является поглаживание.

Поглаживание - любой акт, посредством которого признается присутствие другого. Поглаживания могут быть вербальными (типа высказывания «Привет!»), или невербальными (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга). Позитивными (при котором получатель испытывает приятные чувства) или негативными (воспринимаются болезненным образом). Условными (связанными с тем, что вы делаете) или безусловными (что вы из себя представляете). Биологически даже отрицательное признание имеет преимущество по сравнению с полным отсутствием всякого признания.

Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, то человек стремится повторить его; получив желаемое поглаживание, старается чаще использовать это поведение в будущем. Поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживании в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний. При этом, у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент поглаживания.

Эрик Леонард Берн

Родился 10 мая 1910 года в Монреале.
Берн изучал медицину и получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.
Закончив интернатуру в Соединенных Штатах в 1936 году, он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где работал в течение двух лет. В 1939 году Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первой должностью была - клинический ассистент по психиатрии, ее он занимал до 1943 года.
В 1940 году Берн открыл частную практику в Коннектикуте. Там он встретился со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 гг. он практиковал одновременно в Нью-Йорке. В 1941 году начал обучение психоанализу в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте.

Во время Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в Медицинском Корпусе, где был повышен до звания майора. Он занимался групповой терапией в психиатрических палатах. Освободившись от военных обязательств с 1946 года, он возобновил психоаналитическое обучение в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско. В 1947 году приступил к аналитической работе с Эриком Эриксоном, с которым проработал два года.
После начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой вступил во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и поэтому только в 1949 году Эрик и Дороти, обменялись клятвами, основались в Кармеле и Дороти родила после, трёх детей в этом браке.
До 1956 года Берн написал две работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско: "Интуиция V: Образ Я" и "Состояния Эго в Психотерапии". В первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности "взрослого" и "ребенка". В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, Ребенок ), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это "новым подходом в психотерапии".
Третья статья, названная "Транзактный Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии", была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957 году.
С января 1962 года стал издаваться журнал "Transactional Analysis Bulletin", редактором которого стал Берн. В 1964 году Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA).
С 1964 года, после своего второго развода жизнь Берна стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. В 1967 году он вступил в третий брак. К началу 1970 года он снова развелся.
В 1970 году Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступа, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, "Секс в человеческой любви" и "Что вы говорите после того, как сказали Привет?", и был очень доволен. Но в июне 1970 года он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. Эрик Берн умер 15 июля 1970 года.

Описание из Большого психологического словаря - Мещеряков Б., Зинченко Б.

БЕРН ЭРИК (Berne, 1910-1970) - амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» (см. Транзактный анализ ). В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Б. считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа - выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства). В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения , см. Транзакция ). Важнейший вид такой структуры - «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е. Е. Соколова.)

Эрик Леннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

Родился в Монреале в семье выходцев из России, доктора Давида Гиллеля Бернстайна и литератора Сары Гордон. известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе человеческих «трансакций» (от англ. transaction - сделка, соглашение).

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает 3 эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна , всегда находится в одном из этих состояний.

В нашей стране пожалуй, один из самых известных зарубежных психологов. Многие познакомились с его теорией более четверти века назад - в пересказе его верного последователя Томаса Харриса. Книга Харриса «Я - о"кей, ты - о"кей» была переведена в 1973 году в Новосибирске и приобрела огромную популярность в самиздате.

Пятью годами позже идеи Берна в вольном пересказе советского психотерапевта Анатолия Добровича обрели еще более широкую аудиторию. Правда, в пересказах яркая фигура Берна невольно терялась, и у многих читателей его концепция ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

В 1988 году справедливость была восстановлена - в издательстве «Прогресс» огромным тиражом (которого все равно не хватило всем желающим) вышел бестселлер Берна «Игры, в которые играют люди». Наверное, можно даже сказать, что именно с этой публикации начался психологический бум в нашей стране: миллионы (без преувеличения) людей вдруг поняли, что психология может быть невероятно интересной, что с ее помощью действительно можно многое понять в себе и других.

Биография Эрика Берна

(Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале, Квебеке, Канаде, в семье сын Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Его единственная сестра Грейс родилась пятью годами позже. Семейство иммигрировало в Канаду из Польши и России. Оба родителя окончили Университет Макгилл, и Эрик, который был очень близок к отцу, с любовью рассказывал, как он сопровождал своего отца, врача, на медицинских раундах.

Доктор Бернштейн умер от туберкулеза в возраст 38 лет. Госпожа Бернштейн тогда работала как редактор и автор. Она поощряла Эрика в изучении медицины. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году.

Довоенные годы Эрика Берна

Берн закончил интернатуру в Соединенных Штатах в Больнице Инглвуд в Нью-Джерси. В 1936 он открыл свою психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета, где он работал в течение двух лет. Через некоторое время (1938-39), Берн стал американским гражданином и сократил свое имя от Эрика Леонарда Бернштейна до Эрика Берна . Его первое назначение было клиническим ассистентом по психиатрии в Нью-Йорке, эту должность он занимал до 1943 года, когда он поступил в Армейский Медицинский Корпус. В 1940-ом Берн открыл частную практику в Норуолке (Коннектикут). Там он встретился и со своей первой женой, от которой у него родилось двое детей. В 1940-1943 он практиковал одновременно и в Нью-Йорке. В 1941 он начал обучаться психоанализу в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте и стал анализантом Пауля Федерна.

Армейский медицинский корпус

Из-за спроса на армейских психиатров в течение Второй Мировой Войны, доктор Берн служил в 1943-46 гг. в Медицинском Корпусе, где был повышен со звания младшего лейтенанта до майора. В течение последних двух лет он занимался групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital.

Освободившись от военных обязательств в 1946, он возобновил психоаналитическое обучение в Сан-францисском Психоаналитическом Институте. В 1947 он стал анализантом Эрика Эриксона, с которым он работал в течение двух лет.

Семейная жизнь в Калифорнии

Вскоре после начавшегося анализа с Эриксоном, Берн встретил молодую разведенную женщину, с которой он вступи во второй брак. Эриксон настаивал, что Эрик не должен жениться до окончания дидактического анализа, и в 1949-ом Эрик и Дороти, обменявшись клятвами, основывали дом в Кармеле. Дороти родила трёх детей в этом браке.

В течение жизни в Кармеле, Эрик Берн поддерживал себя на высоком профессиональном. Он был назначен в 1950 как ассистент по психиатрии в Сан-Франциско, и одновременно начал работать как консультант по общей хирургии в армии США. В 1951 он взял работу адьюнкта по психиатрии в Администрации Ветеранов и клинике психологической гигиены, Сан-Франциско. Эти три назначения были в дополнение к его частной практике и в Кармеле, и в Сан-Франциско.

Разрыв с психоанализом и создание транзактного анализа

Вероятно наиболее существенные следы происхождения транзактного анализа содержатся в первых пяти из шести статей о интуиции, которые Берн написал в начале 1949-го. Уже тогда, когда он все еще работал, чтобы получить статус психоаналитика, он осмеливался бросать вызов ригидной фрейдовской концепции заявлением, что «слово бессознательное, приемлемо, пока оно включает, и подсознание и неосознаваемое» (Berne, 1949a, p.1)

Когда он начал обучаться в 1941 в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн , очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно. Однако, в конце, то, чего он жаждал, не произошло; в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика Берна это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства.

До 1956-го он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско, и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: «Интуиция V: Образ Я» и «Состояния Эго в Психотерапии». Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности «взрослого» и «ребенка». В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это «новый подходом в психотерапии».

Третья статья, названная «Транзактной Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии», была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957-ом. С публикацией этой работы в 1958-ом в журнале «American Journal of Psychotherapy», транзактный анализ, название нового метода диагностики и терапии стали неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев.

Семинары Эрика Берна

С начала, Берн посвящал каждый вечер четверга клиническим семинарам в Монтерей как почву для испытания новой теории и метода. В 1950-51 он стал проводить семинары по вторникам в Сан-Франциско. С января 1962 стал издаваться журнал «Transactional Analysis Bulletin», редактором которого стал Берн . В 1964 Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско и Монтерей решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA) с учетом возрастающего числа профессионалов транзактного анализа за пределами США.

Последние годы Эрика Берна

Годы с 1964 до 1970 были беспокойными для Берна . После своего второго развода жизнь стала хаотичнее, поскольку он пытался найти другую спутницу жизни. Его неудачи в этой области привели к тому, что он много работал, уделяя много времени написанию новых работ. Но в 1967-ом он вступил в третий брак. К началу 1970 он снова развелся. В 1970-ом Берн перенес два сердечных приступа. За две недели до первого приступом, Берн сказал своим друзьям, как хорошо он себя чувствует. Он только что закончил две книги, «Секс в человеческой любви» и «Что вы говорите после того, как сказали Привет?», и был очень доволен. Однако в июне 1970 он перенес первые острые боли в груди. Несколькими днями позже он перенес второй приступ, на сей раз обширный, который вызвал его смерть. умер 15 июля 1970 года.

Научные публикации

«Games People Play: the Psychology of Human Relations» (1964; перепечатано в 1978, изд. «Grove Press», ISBN 0-345-17046-6).
«What Do You Say After You Say Hello?» (1975, ISBN 0-552-09806-X).
«The Mind in Action» (1947, Нью-Йорк, изд. «Simon and Schuster»).
«Sex in Human Loving» (1963, Беверли Хиллз, Калифорния).
«The Structures and Dynamics of Organizations and Groups» (1961; перепечатано в 1984, ISBN 0-345-32025-5).
«Transactional Analysis in Psychotherapy» (1961; перепечатано в 1986, ISBN 0-345-33836-7).

берн эрик

Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора медицины в Медицинской школе университета Макгилл.

Закончив интернатуру уже в США, Леонард Бернстайн в течение двух лет работал в больнице Инглвуд в Нью-Джерси. Затем он принимает американское гражданство и меняет имя на то, под которым он и вошел в историю психологии, Эрик Берн. В 1940 г. он открывает частную практику, ас 1941 г. обучается психоанализу в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Некоторое время (1943-1946) он состоит армейским психиатром. После этого он в течение двух лет обучается психоанализу у Эрика Эриксона. Отойдя от традиционного психоанализа, он разрабатывает свой метод психотерапии, названный «трансакционный анализ».

Одним из наиболее известных трудов Эрика Берна является «Трансакционный анализ в психотерапии», работа, поистине заслуживающая звания основы и костяка его теории. В этой книге Берн изложил свое видение человеческих взаимоотношений и психической патологии, развивающейся на основе их проблематичности. Теория трансакции была предназначена автором в качестве метода анализа психопатологии и лечения больных различными психическими заболеваниями в основном пограничного статуса.

В основе учения Эрика Берна о трансакции лежит на первый взгляд очень простая и известная каждому человеку идея, состоящая в следующем: любой из нас ежедневно, практически ежеминутно находится в состоянии игры. Игры сопровождают нашу жизнь постоянно, не давая возможности освободиться. Более того, ни один человек и не желает освобождаться от них, бессознательно или даже сознательно генерируя все новые и новые игровые ситуации. На любое событие в своей жизни мы реагируем той или иной игрой, общение с окружающими нас людьми также происходит в виде игр. Даже стоя перед зеркалом или ведя с самими собой внутреннюю беззвучную беседу, мы играем, распределяем роли, придерживаемся того или иного сценария.

Что же в сущности своей представляет игра? Это некое взаимодействие, акт общения, единица соотношения одного человека с другим. Иными словами, игра представляет собой трансакцию. Действительно, способность к общению с себе подобными представляет собой едва ли не то преимущественно человеческое свойство, которым мы отличаемся от животных (нельзя сказать, что животные не общаются между собой, но способность к вербализации отношения к другому присуща исключительно человеку). Берн отмечает, что наблюдения за маленькими детьми показали следующую закономерность в их поведении: лишенные возможности коммуникации дети значительно чаще страдали психическими заболеваниями, отличались общей нервозностью и в последующей жизни имели проблемы в общении. Часто такие дети заболевали и даже умирали. Отмечались случаи, когда внешне благополучный ребенок, тихий и спокойный, не вызывал родительской заинтересованности и, следовательно, лишенный достаточного количества заботы, оказывался в сенсорной изоляции и погибал от той или иной болезни. Родители пытались лечить ребенка от болезни, совершенно не догадываясь о том, что действительной причиной заболевания является трансакционная недостаточность.

Подобные же явления наблюдаются и у взрослых людей, лишенных достаточной степени внимания и общения. По причине указанной недостаточности становятся возможными различные психические расстройства и отклонения. Наиболее характерным примером здесь может служить судьба преступников, заключенных в одиночные камеры. При этом важно отметить, что недостаточность общения у взрослых, точно так же как и у детей, может вызывать не только сугубо психические, но также и соматические изменения, т.е. различные заболевания, иногда со смертельным исходом. Берн пишет о том, что сенсорное голодание представляет собой явление, во многом схожее с обычным голодом: «Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «разборчивый в еде», «аскет», «кулинарное искусство» и «хороший повар», легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущения», совершенно справедливо отмечает он в своей книге «Игры, в которые играют люди».

С этой же аналогией связана также и проблема выбора игры. Понятно, что каждый человек выбирает из множества игр ту, которая чем-то ближе ему, которая предоставляет ему некие возможности, дает преимущества, позволяет добиться желаемого, получить определенный приз. Как пишет Берн, выбор игры в конечном счете определяется личным вкусом каждого человека. Совокупность всех игр представляет собой своего рода припасы, из которых изготавливаются блюда и составляется меню человеческого общения.

Для того чтобы разобраться в том, каковы механизмы трансакции, Берн предпринял подробный анализ всех форм человеческого общения, начиная от невербального их уровня и заканчивая уже упоминавшимися выше играми во всем их многообразии. После того как анализ был проведен, психолог систематизировал свои выводы в книге «Игры, в которые играют люди», ставшей всемирным бестселлером. В этом труде, помимо теоретических выкладок, Берн поместил подробный разбор основных видов игр, распределив их по определенным категориям (игры на всю жизнь, супружеские игры, игры на вечеринках, сексуальные игры, игры преступного мира, игры в кабинете психотерапевта, хорошие игры), охватив тем самым практически все возможные ситуации, в которых может пребывать каждый из людей.

Каждая игра анализировалась соответственно нескольким пунктам: название (характеризует сущность данного вида игры), тезис (сущность игры), цель (чего желает добиться человек, выбирающий в качестве основы поведения данный вид игры), роли (чью роль берет на себя каждый из участников игры, сколько всего участников), динамика (как развивается игра), примеры, парадигма (описание важнейших трансакций на социальном и психологическом уровнях), ходы (все возможные для данной игры действия), вознаграждения (все виды удовольствия, покоя, стимуляции и компенсации, получаемые в ходе данной игры), родственные игры.

Из чего же возникает потребность человека в игре? Как считает Берн, первоначальный младенческий сенсорный голод с возрастом трансформируется в «потребность в узнавании», т.е. стремление человека быть узнанным, обнаруженным среди множества других людей со всеми своими единственными в своем роде особенностями. Потребность в узнавании может проявляться с большей или меньшей силой, и в зависимости от этого человек будет более или менее настойчиво стремиться к тому, чтобы стать известным, обращать на себя внимание.

В предельном состоянии потребность в узнавании, выплескиваемая людьми во время общения друг с другом, превращается в ритуальное действо, повторяемое каждый раз при каждой новой встрече. Ритуалы, которые берут на себя нагрузку должных взаимоотношений, становятся соблюдением хорошего тона, т.е. манерами и этикетом, ритуалы же, не преследующие своей целью поддержание принятого и допустимого между двумя людьми, маргинализируются, превращаясь в девиантные игры (например, преступные, некоторые супружеские и сексуальные игры).

При этом необходимо отметить, что по мере узнавания людьми друг друга количество ритуалов первого вида уменьшается, второго вида увеличивается Сближение начинает сопровождаться выработкой каждым участником трансакции индивидуальной программы поведения, в которой каждый закрепляется в желанных ролях. Эти выбранные каждым программы и есть собственно игры. Следует заметить, что только игры как следствие близкого общения и узнавания могут удовлетворить отмечавшийся выше сенсорный голод, т.к. ритуализированное общение «на расстоянии» не дает человеку возможности быть понятым во всей разносторонности и неповторимости.

Как считает Берн, каждый из людей имеет свой собственный набор схем поведения, которые он вырабатывает, начиная с раннего детства, и которые применяет, разыгрывает в течение всей жизни. В этот набор могут входить совершенно не связанные между собой и даже на первый взгляд противоположные роли и игры, однако, как показывает анализ, на самом деле они прекрасно дополняют одна другую и служат для задействования в различных жизненных ситуациях и состояниях. Всего основных состояний насчитывается три: состояния «Я», представляющие собой преобразованные и систематизированные образы отца и матери; состояния «Я», стремящегося к объективности, и состояния «Я», представляющие собой задействование архетипов поведения, накопленных в раннем детстве. Кратко Берн называет эти три состояния «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Таким образом, в каждом из нас одновременно находятся как бы три человека, мы как тот, кто стремится быть похожим на родителей; мы как взрослый самостоятельный человек и мы как ребенок. Патологизация хотя бы одного из них ведет к психическим отклонениям и заболеваниям.

Три указанных состояния могут быть по отдельности или одновременно задействованы в игре. Игра всегда имеет определенную цель, к которой стремятся играющие. Помимо этого, каждый игрок имеет свой мотив, который он скрывает. Желанность игры определяется тем, что по ее окончании каждого ждет выигрыш. Возможность выигрыша обусловливается намеренным пересечением играющими трансакционных векторов. Например, один из игроков, начав как ребенок, может продолжить игру как взрослый, совершенно изменив тем самым ее ход и итог. Пересечения могут быть самыми разнообразными, что определяет сложность игры и ее анализа, проводимого психологом.

Конечно же игра, в которой каждый стремится к выгоде и получению приза, не может проходить честно. Она обязательно содержит подвох, который может приводить поистине к драматическим концовкам. Часто игры могут быть вовсе безрадостными, даже трагическими. Так, одной из самых мрачных и ужасных игр Берн называет войну. Психолог считает, что наиболее подвержены играм люди с неуравновешенной психикой и повышенным уровнем тревожности. Он выделяет два основных типа людей, постоянно играющих в игры: это брюзга и ничтожество. Первого заставляет постоянно играть злоба на мать, которая не уделяла ему в детстве достаточного внимания. Ничтожество же это человек, полностью подчиненный родителями их воле, уже с раннего возраста подавляемый и оттесняемый. Эти люди, несмотря на ожидание внимания со стороны окружающих, сами совершенно не способны на душевное тепло и настоящую близость, и по этой причине их игра никогда не может быть прекращена.

В заключение Берн говорит о том, что проявление внимания по отношению друг к другу часто становится для нас настоящей обузой, т.к., занятые исключительно эгоистическими интересами, мы забываем о ближних, о родных. И большинству людей лучше оставаться игроками, поскольку, попытавшись избавиться от пристрастия к игре, они могут ранить других своей бессердечностью.

В 1970 г. Эрик Берн перенес два сердечных приступа, последний из которых, произошедший 15 июля, повлек за собой смерть ученого.

Эрик Берн – автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит , который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

1. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

2. В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему "молотом" или "наковальней".

3. Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно". Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.

4. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: "Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?"

5. Из каждого указания, в какой бы косвенной форме оно ни было сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро. Так он программирует свой жизненный план. Мы называем это программированием, поскольку воздействие указания обретает характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителей как команду, таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-то драматического переворота или события. Только большие переживания, например война, или неодобренная родителями любовь могут дать ему мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненный опыт или психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее. Смерть родителей не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

6. Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть даже у тех, кто их любит.

7. В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об этом со всей возможной откровенностью: "Когда я вырасту, я буду такой же, как мамочка" (что соответствует: "Выйду замуж и нарожаю столько же детей") или "Когда я стану большой, я буду как папа" (что может соответствовать: "Буду убит на войне.").


8. Программирование в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение – это простое "можно", как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто на заставляет ловить рыбу. Хочет он – ловит, хочет – нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда позволяют обстоятельства.

9. Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения – это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами. ("Ему, конечно, разрешили думать", "Ей разрешили быть красивой", "Им разрешено радоваться".)

10. Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивой (так же как иметь успех) это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери – уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.