Черты характера творческой личности. У них свои часы работы. Фантазеры, но реалисты

5. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров. http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn29

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Современная наука утверждает - потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление - очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn31 Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn32

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту - гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения. Талант, креативность - это не только большой дар, но и большое наказание.

В творческом процессе велика роль бессознательного, интуитивного. Интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума» (М.Бунге) тесно связана со способностью к творческому воображению, фантазии.

Воображение - это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn34

Многочисленные психологические исследования позволяют также выделить целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность, а значит, при выявлении их у того или иного молодого человека дают веские основания прогнозировать его творческие профессиональные возможности в будущем. Прежде всего - это стремление к оригинальности решения, поиски нового, раскованность мышления. Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.

Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn35 Нестандартность подхода к решению проблемы, необычайность, «дикость» суждения как раз отличает творческую личность. Творческий человек должен видеть как все люди, но мыслить совершенно оригинально. Именно стремление находить нестабильные, нетривиальные решения, стремление самостоятельно, без посторонней помощи достигнуть результата, который до того не был известен - это очень важная способность, связанная со всей структурой личности.

Но только за счет одного этого качества нельзя стать творческой личностью. Оно должно сочетаться с целым рядом других важных качеств. Среди них особо выделяются: находчивость, самокритичность и критичность, гибкость мышления, независимость мнений, смелость и мужество, энергичность. Упорство, настойчивость в доведении дела до конца, целенаправленность - без этого не мыслимы творческие достижения.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn36 Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей.

Особенностью творческой личности является готовность к риску. Творческих личностей не волнует соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения.

Творчеству, несомненно, способствует также и чувство юмора, остроумие, способность прождать или переживать комическое. Склонность к игре - еще одна особенность одаренного человека. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

В системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:

1 этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»);

2 этап - интуиция, творческое воображение, вдохновение;

3 этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца и пр.

Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.http://u-too.narod.ru/tvorchestvo.htm - _ftn37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я предприняла попытку изучения проблемы творческого мышления и особенностей его развития. Для этого были рассмотрены проблемы мышления, творчества, творческого мышления, его значение, проблемы развития, а также особенности творческих личностей.

В результате анализа литературы можно прийти к выводу, что изучаемый мною вопрос охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческое мышление является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческому мышлению характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. Способность к творчеству присуща только человеку.

Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческого мышления приобрел огромную практическую значимость.

Сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

Приемом можно поставить обвиняемого перед такой дилеммой, решая которую он должен или признаться или изменить все свои ранее данные показания. Но особо следует отметить, что не всякая логическая ошибка допрашиваемого может быть использована для получения признания. Так, на запутывание, на подготовку логической ошибки нацелены вопросы, обычно называемые улавливающими. Примером может служить вопрос...

Процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” (Айзек). Критичность ума - умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического...

Не без оснований оцениваются положительно. Так, в тех профессиях, где требуется проникновение в психику человека, умение приспосабливаться к другим относится к положительным свойствам этого типа. Например, в сфере обслуживания люди демонстративного типа работают особенно успешно. Взять хотя бы продавцов: они превосходно “чувствуют” покупателя и к каждому нащупывают верный подход. Эта способнос

Творческие люди создают проблемы. Они наркоманы. Они немного сумасшедшие и они обычно одеваются очень смешно… ну или, по крайней мере, большинству из нас кажется, что смешно.

Творческие люди очень разные. Конечно, все люди разные, хотя многие из нас пытаются вписаться в определенные рамки.

Для многих креативных личностей сама фраза «вписываться в рамки» противоречит представлению о том, каким должен быть творческий человек. Большинство творческих людей не сумасшедшие. Они просто непонятые.

Конечно, некоторые из них буквально сходят с ума, но это лишь малая часть. Подавляющее большинство творческих просто не любит лгать по поводу того, каким человек является на самом деле.

1. Творческие люди видят мир иначе, чем остальные

В то же самое время творческие люди хотят делиться своим видением и интерпретацией с остальным миром. Для них мир полон множества значений, оттенков смысла и сложностей, также он наполнен возможностями, которых нет у обычного человека.

Творческие люди знают, что невозможное – возможно, потому что они понимают: ни в чем на свете нельзя быть уверенным.

Видя, что мир наполнен безграничными возможностями, они хотят оставить здесь свой след. Они хотят добавить свой мазок к прекраснейшему из произведений искусства – самой жизни.

Когда вы видите мир иначе, чем другие, то выделяетесь. Многие люди не любят тех, кто выделяется. Они почему-то боятся «белых ворон».

Другие просто предпочитают инертность и постоянство. Они боятся того, чего не знают, не любят неизвестности и связанных с этим недоразумений.

2. Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству

Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.

Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость

Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.

Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.

Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.

3. Они не оценивают свои способности по тем меркам, по которым это делают другие

Они не всегда могут похвастать успехами в школе или на работе (на работе, которую большинство считает нормальной). Для них было бы лучше творить, чем учиться и работать. С другой стороны, а для кого нет?

Вся разница в том, что творческие люди буквально одержимы своим творчеством. Их страсть не спрятать.

Если вы творческая личность, практически наверняка вам сложно выполнять монотонную работу. Когда вы по натуре - творец – вы живете в радостном предвкушении, постоянно пытаясь открыть для себя и создать нечто новое, пробуя себя в различных сферах.

Творческие люди ходят в школу и потом на работу, как и остальные, но только потому, что они должны это делать. Они склонны соглашаться на неидеальную работу до тех пор, пока не найдут для себя что-то поинтереснее в плане саморазвития.

4. Они более эмоциональны

Для них жизнь громче и ярче, чем для большинства людей. Но это не потому, что творческие люди получают больше информации о мире, просто они уделяют ей больше внимания.

Творческие личности могут быть интровертными, но они проводят столько же времени, «блуждая в себе», как и во внешнем мире.

Они уделяют огромное внимание мелочам и позволяют этим мелким деталям оказывать на них куда более сильное внимание, чем на обычного (не столь творческого) человека.

Для них мир наполнен смыслом. Для многих из нас окружающая действительность имеет размытые очертания. Для творческих личностей мир – это все.

Конечно, иногда такие индивидуальности теряются в своих «путешествиях». Вообще быть творческой личностью это значит порой иметь проблемы с окружающей действительностью.

5. Они мечтатели

Люди не понимают мечтателей, ведь те всегда мечтают о переменах. О лучшем мире, о лучшей действительности, о лучшем будущем. Они могут представить себе невообразимое и часто верят, что способны сделать возможным невозможное.

Если вы любите, чтобы все лежало на своих местах – вас напугает тот беспорядок, который вечно сопровождает творческого человека. Жизнь творца определяется переменами. Особенно – переменами, которые он сам создает.

Люди всегда боялись и всегда будут бояться мечтателей. Мы предпочитаем останавливаться на достигнутом и быть «середнячками». Мы не любим «белых ворон» и мыслителей. Мы нация, которая делает все возможное для формирования устоявшегося среднего класса.

Достаточно весело будет провалить эту миссию.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка весьма неточная, ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. В одно время даже были теории о том, что присутствует прямая зависимость между гениальностью и безумием. Однако в последствии, исследования ее не подтвердили.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Ф. Гальтон был родоначальником эмпирического подхода к изучению личных качеств творческой личности. Он совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики.

Первый, кто применили психометрический метод для исследования креативности, были Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их «ходячими библиотеками», и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

  • - не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • - не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • - не действовать механически;
  • - не занимать частичную позицию;
  • - не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • - не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

У А. Маслоу креативность стоит в одном ряду среди 15 существенных черт самоактуализирующейся личности. Значит можно полагать, что присутствие остальных 14 черт, по Маслоу, имеют отношение к особенностям творческой личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:

  • - Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
  • - Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  • - Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  • - Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:

  • -способность к обнаружению и постановке проблем;
  • -способность к генерированию большого числа идей;
  • -гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
  • -оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • -способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • -способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

  • -способность идти на разумный риск;
  • -готовность преодолевать препятствия;
  • -толерантность к неопределенности;
  • -готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

  • -независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • -открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  • -высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • -развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Пономарев предположил, что креативность сопряжена с двумя личностными качествами, а если быть более точным, то это: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

На наш взгляд, Мак-Киннон выделяет наиболее интересный список отличительных черт одарённых людей. Среди них - способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира убавляет порог восприятия неосознанного, в результате чего данные подсознательного преобразования информации оказываются более легкодоступными пониманию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы. На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств).

Можно предположить, что для личностей с большим творческим возможностями изначально, или в итоге личностного процесса становления личности, специфично ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности необходима определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем «правильным», «моральным» мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой».

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа «возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа». Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

Таким образом, творческий человек представляет собой личность, в которой соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Хочется новых задач и новых неожиданностей. Хочется познать непознанное, и начинаешь идти в том направлении, где раньше не был. Для этого пути необходимо творчество. Необходимо быть творческой личностью.

Необходимо, чтобы от решения задач, вырабатывался в организме гормон, отвечающий за удовольствие. Может быть помнишь, какой экстаз в детстве, ты испытывал, когда открывал для себя, что то новое. Или решал очень трудную задачу. Долго решал. Но когда решил – какое удовольствие. Возможно, ты про это забыл. Творчество дает массу положительных эмоций. Но для творчества необходима энергия. И еще ориентиры. Энергию ты знаешь где взять. Об этом много написал. А вот об ориентирах, для того, чтобы ты с помощью «Ментального видео», создал намерение творчества, пишу первый раз. Без ориентира, трудно куда – то добраться. Сам использовал ориентиры и использую постоянно. Встретил интересного человека – сразу копирую ощущения, осанку, тембр, взгляд. Это трудно понять, но попробуй и дело пойдет.

Что отличает творческого человека от других людей?
1. Высокая самооценка . Необходимо научиться отслеживать свои слова, мысли и поступки. Реакцию на них свою и других людей. Научись принимать себя в своих действиях. Создай новые, позитивные убеждения, взамен старых. Используй аффирмации, сталкинг.

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов.

2. Уверенность в себе, своих силах и способностях. Развивай энергетику, отслеживая и выбрасывая на свалку истории свои слабости. Научись принимать себя в каждом действии. Хотя, для начала необходимо понять для себя – что значит принять себя?

Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека - это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Разница между этими понятиями огромна. Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина - это безупречность в поступках и чувствах. Обычный человек цепляется за подобного себе человека, воин цепляется за бесконечность.

3. Целеустремленность. Создавай непреклонное намерение. Любое действие поначалу дается трудно и с неохотой. Но если ты убедился в его необходимости, начинай практиковать. Сначала по чуть – чуть. Потом все больше и больше. И придет миг, когда действие станет непреклонным. Ты сам станешь целью. Осознай эти слова.

Воин - прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия, и оно совершается как бы само собой. Это - отрешенность. Воин никогда не уподобляется листу, отданному на волю ветра. Никто не может сбить его с пути. Намерение воина непоколебимо, его суждения - окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе. Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия.

4. Решимость идти только вперед. Как часто ты бросал начатое, и не шел до конца? Хотя тебя подбадривали, помогали, содействовали. Страх неудачи. Страх удачи. Но это все психология. Страх он есть страх. Отговорки тебе не нужны. Преодолевай свой страх. Страх необходим для того, чтобы не задавила машина. Или на краю пропасти, чтобы не прыгнуть вниз. А зачем страх, если твоей жизни ничего не угрожает? Твой начальник не может лишить тебя жизни. Твоя жена, мать, отец, дед тоже. Действуй.

Воин живет действием, а не думанием о действии, или думанием о том, что он будет думать, когда закончит действовать.

5. Дисциплина. Это не значит вставать, в одно и тоже время. Это значит, что ты стараешься быть все время осознан и на чеку. Постоянно контролируешь уровень вовлеченности в процесс и помнишь о чувстве меры.

Человек идет к знанию так же, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила - роковая ошибка, и тот, кто ее совершит, непременно доживет до дня, когда горько пожалеет об этом.

Только выполняющий эти четыре условия - быть полностью пробужденным, полным страха, благоговения и безусловной решимости - застрахован от ошибок, за которые придется платить; лишь при этих условиях он не будет действовать наугад. Если такой человек и терпит поражение, то он проигрывает только битву, а об этом не стоит слишком сожалеть.

6. Мотивация. Творческая личность должна знать, что она получит в результате своих действий. Именно получит, а не потеряет, если не сделает. Чаще всего люди думают о том, что они потеряют. Если вовлекутся в процесс. Научись осознавать себя в момент принятия решения и думай или узнавай о том, что получишь в результате. Понаблюдай и ты поймешь, о чем говорю. Кроме того, осознай причины, побуждающие тебя действовать.

Воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом. Это то, что шаманы называют контролируемой глупостью.

7. Способность к критическому анализу. Верь не веря. Как говорили в старину – доверяй, но проверяй. Часто выполняя какое – либо действие мы так увлекаемся, что уже не в силах оторваться. Чтобы оторваться используй техники сталкера. Зависимость приводит к быстрой деградации. И чем выше раскручена энергетика, тем активнее разрушается организм. Об этом надо помнить и не допускать попадания себя в ловушки сознания.

Воин должен быть текучим и изменяться в гармонии с окружающим миром, будь это мир разума или мир воли. Реальная опасность для воина возникает тогда, когда выясняется, что мир - это ни то и ни другое. Считается, что единственный выход из этой критической ситуации - продолжать действовать так, как если бы ты верил. Секрет воина в том, что он верит, не веря. Разумеется, воин не может просто сказать, что он верит, и на этом успокоиться. Это было бы слишком легко. Простая вера устранила бы его от анализа ситуации. Во всех случаях, когда воин должен связать себя с верой, он делает это по собственному выбору. Воин не верит, воин должен верить.

8. Оптимизм. Научись находить плюсы в самой негативной ситуации. Поначалу это трудно. Но тренировка, дает свои плоды. Поэтому ищи плюсы во всем. Ситуация такова, как мы на нее смотрим.

Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное, так как оценивать собственные поступки как низкие, отвратительные или дурные означает приписывать самому себе неоправданную значительность.

Весь смысл заключается в том, чему именно человек уделяет внимание. Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя сильными - объем затрачиваемых усилий остается одним и тем же.

9. Любознательность. Не нужно ждать пока всё расскажут. Постоянно задавай вопросы – «Как, а что если, почему, где, зачем?» Прежде всего вопросы нужны тебе, чтобы начать действовать, чтобы разведать территорию на которой ты находишься.

Для обычного человека мир кажется странным своим свойством либо нагонять скуку, либо быть с ним не в ладах. Для воина мир странен, потому что он огромен, устрашающ, таинствен, непостижим. Воин должен с полной ответственностью отнестись к своему пребыванию здесь - в этом чудесном мире, сейчас - в это чудесное время.

10. Готовность рисковать. Что может произойти в худшем случае. Необходимо быть готовым к любым испытаниям в жизни.

Быть воином - это самый эффективный способ жить. Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания. Впереди - еще миллионы решений, каждое из которых ждет своего часа. Это - путь воина.

11. Независимость мышления. Это приходит с практикой. Ты отслеживаешь себя, стереотипы мышления, истинные причины своих поступков. Все идут в ногу, а ты нет. И такое бывает. Но ты идешь своим путем. Именно твой путь для тебя и есть то, что называется путем сердца.

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем он задает себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли этот путь сердце?

Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь . Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.

12. Настойчивость. Когда намерение становится непреклонным, тогда появляется воля. Не сила воли. Именно воля приходит и заставляет тебя совершать такие поступки, о совершении которых, ты раньше и не мечтал. Вода – камень точит. Ты можешь стать этой водой. Каждый день формируй намерение, совершай действие по его воплощению в реальность. Иногда бездействие является самым лучшим действием для данного момента. И в этом самый сильный парадокс и самая значительная сила. Вспомни об Илье Муромце. Сколько лет он сиднем просидел? Думаю, не просто сидел. Он формировал то, что заставило потом его встать и идти решать вопросы, которые раньше ему могли показаться лишь фантазией.

То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля - это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен. Воля - это то, что делает его неуязвимым. Воля - это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность.

13. Умение правильно формулировать вопросы. Знаешь ли ты вообще какие – либо вопросы? Их великое множество и все они помогают решать трудные задачи. На самом деле нет трудных задач. Есть желание некоторых товарищей избежать необходимости напрягать извилины. А их надо не напрягать, а расслаблять. Тогда приходит творчество. И ответ сам стучится в голову. Сам был поражен. Не устаю проверять свою правоту, но факт остается фактом – выход есть из любой ситуации. Главное правильно сформулировать вопрос - что, где, кто, как, когда, сколько, почему, зачем, откуда, какой, какая, по какой причине? Какой вопрос – такой ответ.

14. Концентрация внимания. Человек часто совершает глупости, выполняя свои действия на автопилоте. Делает одно, а думает о другом. В итоге ни одно, ни другое действие не будет выполнено наилучшим образом. Вкладывая всего себя в действие, это действие начинает обладать огромной мощью.

15. Способность воспринимать новые идеи. Часто ответ лежит под ногами, и чтобы его поднять, достаточно просто нагнуться. Но человек ищет, где то вдали, очень далеко от себя, думая что ближайшие территории исследованы и осмотру не подлежат. Это очень иносказательно. Но это касается любой стороны жизненных интересов. В том числе и жизненной цели и предрасположенностей. Мы часто занимаемся ни тем, чем любим. Растрачиваем себя на другое. На то, что выгодно. На то, что приносит много денег. И забываем, что у нас есть талант, который есть только у нас и для нас. Когда открываешь себя, начинаешь поражаться – как можно было этого не заметить? А ведь действительно – на сколько было бы все проще, если бы все было по - другому. Сразу и много, и тем чем любишь.

16. Гибкость ума. Умение сменить точку зрения, не отстаивать ее со слюной на губах, и пеной во рту. Если мы кому то, что то доказываем – это уже должно вызвать настороженность и побудить нас к необходимости рассмотреть ситуацию по другому. Есть масса упражнений, развивающих нашу способность к восприимчивости нестандартных, новых идей. Мозг нужно тренировать. Перевертыши, чтение текста вверх ногами, смотрение на тени и блики. Мы это рассмотрим в дальнейшем.

17. Фантазия. Человек привыкает к реальности. Мечты, фантазии отходят на второй план. А кроме того еще и вызывают неодобрительные высказывания. Но фантазия нужна. Расслабься и насладись полетом мысли. Поначалу будет тяжело, но со временем придут результаты, а с ними и легкость мысли. Когда она течет и формируется в пространстве, это доставляет огромное удовольствие.

18. Образное мышление. Образное мышление помогает ускорить анализ, рассмотреть ситуацию с нескольких позиций одновременно. Образы легче всплывают в памяти и формируются в ощущения. А от ощущений до решений не большой шаг. Ты видишь картинку. Возникают ассоциации с ней связанные. Много вариантов, огромное количество. Ну как здесь не найти ответ?

19. Чувство юмора. Умение посмеяться над собой – наивысшее искусство. Появляется возможность отбросить старый хлам и надеть новую поглаженную рубашку. Когда решаешь вопросы и не боишься потерпеть неудачу, потому что не боишься осуждения, не боишься чужого мнения, возникает легкость, которая дает силу и энергию.

20. Наблюдательность. Когда есть силы и энергия, легко заметить и подметить многие моменты. А они являются подсказками к решению вопросов. Посмотришь по сторонам и видишь, как много перспектив и возможностей. В мире очень много аналогий, которые помогают нам по жизни.

21. Терпимость к неопределенностям. Умение сохранять хладнокровие, когда ничего не ясно. Умение не торопиться, когда тебя толкают и заставляют – быстрей, быстрей… Когда ты способен, сохранять спокойствие, когда все бегают и мельтешат. Это качество настоящего лидера. Это приходит с опытом, когда набираешься доверия к жизни. Доверие – это сила и мощь, которая двигает реальность по тому сценарию, который ты создаешь.

22. Интуиция. «Интуиция – хорошо натренированная логика» - сказал Наполеон. Интуиция – это умение ждать и отсечь не нужное. Это способность сохранять спокойствие. Это характер , воспитанный годами и оттачиваемый жизнью. Если ты думаешь, что тебе не везет и никогда не будет везти – отбрось эту мысль. Настройся на успех. Создай намерение своего нового образа и успех настигнет тебя. Я в этом абсолютно не сомневаюсь. Потому что мы все творческие личности. Просто иногда забываем об этом. А надо помнить. Это называется осознанностью.

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни .

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности . Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности" . Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал . Ученые - исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности, как:

смелость мысли,

склонность к риску;

фантазия;

проблемное видение;

умение мыслить;

способность находить противоречие;

умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

независимость; альтернативность; гибкость мышления; способность к самоуправлению .

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности: возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы; высокая трудоспособность; подчинение творчества духовной мотивации; стойкость, упёртость; увлечение работой

Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге "От мечты к открытию" известный канадский врач и биолог Ганс Селье. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.

"Любовь ши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена".

"Оплодотворение". "Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...". "Созревание". "На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...".

"Родовые схватки". "Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому". По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно "вертится на кончике языка".

"Рождение". "Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением".

"Обследование". "Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента".

"Жизнь". "Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям".

http://www.coolreferat.com/Психологические_особенности_творческой_личности