Честь и достоинство современный смысл понятий. Честь и достоинство как этические категории. Что такое достоинство человека

"Честь" и "достоинство" понятия достаточно близкие по своему содержанию.

Честь определяется в большинстве монографий как общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств человека. В. Лесняк определяет честь как объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину, социальную оценку его моральных и иных качеств.

Достоинство определяется им как внутренняя самооценка личности, собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь и достоинство это оценка морально-нравственных качеств "снаружи" и "изнутри". Честь выступает в качестве оценки человека его окружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория "честь" - это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и чувство гордости. Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат его заслуги перед людьми или перед обществом.

А достоинство - это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, его самооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних их проявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки.

Достоинство - понятие более субъективное. Этим оно отличается от чести - категории объективной. Под достоинством личности принято понимать осознание самим человеком и его окружающими факта обладания лицом определенными положительными нравственными и интеллектуальными качествами. Если достоинство личности определяется, прежде всего, его собственным сознанием, носит субъективную окраску, то честь это в первую очередь объективная, общественная оценка личности, характеризующая неопороченную репутацию человека в обществе.

Честь и достоинство - показатели моральной ценности человека. Это как бы эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не может избежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает и так, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукрасить свои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственный инструмент - чувство собственного достоинства - помогает правильно регулировать ценностные отношения между человеком и обществом.

Подлинно нравственному человеку важна не только оказываемая ему обществом честь, но и внутреннее осознание своей порядочности, своей нравственной ценности. Высокоразвитое чувство собственного достоинства предостерегает человека от обмана им общества, лишает такой обман смысла. И если человек еще может на какое-то время обманным путем добиться общественного уважения, то себя-то самого ему обмануть не удастся. Имея развитое чувство собственного достоинства, такой человек не может получить нравственного удовлетворения от незаслуженных наград и похвал - они будут напоминать ему о его непорядочности. Чувство и сознание собственного достоинства как бы дополняют сознание и чувство чести, корректируют его.

С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства).

В этом смысле понимание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Сознание собственного достоинства, конечно же, необходимо каждому. Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, которую можно условно назвать униженностью, представляет собой один из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека в глазах окружающих. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.

Скромность выражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающим представление о собственной незаменимости. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства: они и так видны всем. Выдающаяся личность, будь то герой труда, писатель, ученый или композитор, целиком поглощена своим делом, и ей просто нет необходимости подчеркивать свою значимость особыми манерами и заявлениями.

Л.Н. Толстой отмечал, что значимость человека измеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся его достоинства, а в знаменателе - самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположное скромности, тем меньше его подлинная величина даже при наличии несомненных достоинств.

Репутация выступает важнейшей составляющей характеристики личности. Под репутацией принято понимать создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках человека.

Репутация - это характеристика человека, основанная на результатах его деятельности, определенный образ, сложившееся у окружающих в результате анализа совершенных и совершаемых им поступков в профессиональной и иной общественной сфере деятельности. "Репутация гражданина выступает в качестве родового понятия, в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлением положительной репутации является честь".

Относительно толкования смысла понятия "деловая репутация" на сегодняшний день у специалистов нет единого мнения. Чаще всего под деловой репутацией понимают "оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица".

Неудобства, связанные с неопределенностью термина "деловая репутация" могут быть также исправлены путем расширения использования в гражданском обороте более емкого термина "доброе имя".

Право на защиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в п. ст.23 Конституции РФ. В ст.150 ГК РФ честь и доброе имя объединяются в одно общее нематериальное благо. Очевидно, в данном случае законодатель стремился максимально полно определить нематериальное благо, отражающее идеальное представление о морально-этических качествах личности.

Доброе имя выступает средством индивидуализации репутации гражданина как внешнего проявления общественной оценки личности и ее внутренней самооценки.

В литературе высказывается предложение о выделении доброго имени в качестве самостоятельного объекта защиты, поскольку целью восстановления репутации является, прежде всего, восстановление доброго имени. Комментаторы ГК РФ указывают, что "честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют "доброе имя", неприкосновенность которого гарантирует Конституция (ст.23) ".

Конституционным судом РФ по этому поводу было дано специальное разъяснение о том, что нормы ст.152 ГК РФ, содержащие положения о защите чести, достоинства и деловой репутации, являются важной гарантией конституционного права на защиту доброго имени.

Очевидно, что понятие "доброе имя" как совокупность положительных качеств личности, отраженных в общественном сознании, т.е. общественная оценка конкретного индивида близко понятию "честь" и включает в себя положительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей.

Доброе имя, также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективную стороны. Объективная составляющая доброго имени основывается на идеализированном представлении о человеке как совокупности положительных качеств, присущих ему от рождения и сохраняющихся на протяжении всей жизни.

Субъективная составляющая основывается на результатах фактического поведения лица, выраженных в профессиональных успехах или неудачах, отношениях с окружающими, количестве наград либо взысканий и иных аналогичных факторах, отражающих отношение общества к данной персоне.

Давно известно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи, адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к ним общество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.

В нынешнее непростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка и законности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудника милиции, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтому его, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве становятся делом почти государственной важности.

Сегодня одним из актуальнейших является вопрос: останутся ли понятия "достоинство" и "честь" святыми в новой действительности? Увы, беда многих людей в том, что в силу разных причин они не научились отличать непреходящие ценности от сиюминутных выгод, а вечные истины - от скоротечных поветрий.

Криминальная ситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла свое место в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества.

Как правило, сотрудник правоохранительных органов определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства", “профессионального долга и чести". Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к морально он одобряет и поощряет свои действия.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Вот почему помимо улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел, подъема их авторитета столь важно формирование и укрепление профессионального достоинства каждого работника, воспитание если не любви, то должного уважения к избранной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка.

Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь - не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: “Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью".

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Подлежит возмещению при наличии вины причинителя. Возмещение морального вреда военнослужащим предусмотрено п. 5 ст. 18 Закона о статусе военнослужащих. Компенсация морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации предусматривается рядом нормативных актов РФ – ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ и другие предусматривают компенсацию морального вреда. Моральный вред определяется в...

Репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Из приведенного видно, что гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации сводится к возникновению и последующей (вплоть до принудительной - судебной) реализации охранительного правоотношения, в котором морально потерпевший наделяется правом требовать опровержения, а...

Честь и достоинство - категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса,нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом человека, его соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым ему группой, к которой он принадлежит.

Проявление достоинства основано на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство - это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (отсюда - человеческое достоинство).

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Взаимосвязь чести и достоинства

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность.

1. Потребность в чести, т.е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым - «любить честь».

2. Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, бывает в то же время настолько скромным, что внешнее признание - почет, честь - его не только не волнует, но даже может быть для него отталкивающим.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и nceвдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых, нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Вариант 1. Униженный человек и. вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогает и заставляет человека заботиться о возвращении утраченной чести.

Необходимость противопоставления чести и достоинства также состоит в подчеркивании различия внешнего критерия стандартов нравственного поведения и внутреннего критерия, ориентированного на идеал морального и, в целом, социального совершенствования личности. Понятие чести преобладает в культурах, ориентированных на социальную иерархию, сословное разделение общества. Более всего это отвечает феодальной общественной организации. В культурах, связанных с идеей автономии личности, с признанием равенства всех людей, особенно там, где утверждается равенство возможностей, и обеспечение такого равенства определяется одной из целей деятельности государственных институтов, преобладающей становится ориентация на достоинство. В некоторых случаях категории долга, совести, достоинства рассматриваются как однопорядковые, отражающие с разных сторон в принципе один и тот же круг явлений нравственной жизни.

Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, включающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на собственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого исторического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны. Но понятие долга не содержит требования, ориентированного на сверхусилия. Нравственный долг не предписывает никому необходимости быть великим ученым, конструктором, политическим деятелем и т.д. Реализуя данные стремления, личность ориентируется уже не на понятия долга, а на стремление к утверждению собственного достоинства, стремление к самореализации. Другое дело, что, добиваясь нового общественного статуса, нового положения, личность одновременно расширяет пределы своей свободы и тут же вновь сталкивается с требованиями долга, которые предъявляются ей уже как совокупность особых требований, которым должен отвечать человек: политический деятель, полководец, ученый, депутат парламента.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА, Дедюлина М.А.

Быть человеком чести означает быть добрым, честным и чутким, не ожидая награды за свое поведение. Это редкое сочетание достоинств, но попрактиковавшись, любой может стать благородным. Вы хотите быть тем типом человека, который отстаивает свои убеждения, а не уходит от них, который спасает своих друзей, когда они нуждаются в вас, и тем, кто известен как порядочный гражданин? Начните с малого, например, приходите, если вы сказали, что придете или предлагайте помощь, если кто-то нуждается в ней. Когда вы практикуетесь жить честно в повседневных поступках, и даете людям понять, что они могут на вас рассчитывать, благородство будет ощущаться, как ваша вторая натура.

Шаги

Часть 1

Развивая чувство благородства
  1. Будьте тем человеком, которым, как вы говорите, вы являетесь. Легко быть приятным человеком, ходить с готовой улыбкой и «приветствовать» всех, кого вы видите. Но, быть благородным не то же самое, что быть доброжелательным. Когда дело доходит до чести, важнее быть подлинным. Показывайте миру, кто вы на самом деле, даже если это идет в ущерб вашей репутации «милого» человека. Чтобы быть человеком чести, вы должны быть надежным.

    • Если вы скрываете ваши истинные мысли и чувства за «маской», попробуйте снять маску и посмотреть, что произойдет. Может быть, людей это сначала оттолкнет, но через некоторое время они будут доверять вам больше, так как вы больше открыли себя для них.
    • Это не значит, что вы должны ходить и быть неприветливым, но старайтесь лучше выражать то, что вы действительно чувствуете, вместо того, чтобы все приукрашать, это нужно, чтобы облегчить социальное общение или попытаться понравится людям.
  2. Делайте то, что вы говорили, что вы собираетесь делать. Если вы постоянно отменяете дружеские планы, или не появляетесь, когда вы сказали, что поможете, поработайте над этим. Может быть, вы на самом деле имели это в виду, когда говорили, что встретитесь со старым другом, который все время названивает, но ваши действия говорят громче, чем ваши намерения. Главным элементом того, чтобы стать благородным человеком – избавится от ваших ненадежных тенденций.

    • Каждая, казалось бы, безобидная ложь делает вас менее надежным в глазах других, и вскоре люди не будут считать вас надежным вообще. Делайте то, что вы говорите, несмотря на то, насколько это незначительно, воспитает характер и разовьет ваше чувство чести.
    • Практикуйтесь. В конце концов, вы будете ненавидеть то чувство, когда не следуете своим словам, вы перестанете брать обязательства, которых вы не можете придерживаться.
  3. Укрепляйте вашу систему ценностей. Во что вы верите? В той или иной ситуации, как вы решаете, что правильно, а что нет? Иметь крепкую систему ценностей является ключом к благородству, так как действующий с честью человек означает человек, которые делает правильные вещи, даже если другие с вами не согласны. Это может быть очень трудно понять, как вести себя с честью в той или иной ситуации. Ваши ценности – это то, к чему вы прибегаете за ответами, когда некого спросить. Когда вы приравняете себя с ними, вы сможете гордиться собой за то, что сделали все возможное, независимо от того, каков будет итог.

    • Ваши ценности могут быть приравнены с определенной религией или другой системой убеждений. Может быть, ваши родители вложили в вас крепкие убеждения, когда растили вас. Попробуйте изучить ваши ценности, чтобы убедиться, что вы действительно верите в них, так как трудно постоять за что-то, если ваш инстинкт говорит вам, что это не совсем так.
    • Если это понятие трудное, и вы ищете ответы, попробуйте обговорить это с людьми, которых вы считаете мудрыми, читающих философские и религиозные тексты, или посещающих богослужения. Исследуйте различные системы ценностей и сравнивайте их принципы со вашим жизненным опытом, чтобы выяснить, что правильно.
  4. Заботьтесь о других людях. Благородный человек действительно волнуется за людей в его жизни. К ним относятся родители, которые работают на второй и третей работе, чтобы их дети ни в чем не нуждались, друзья, которые не позволяют их приятелям садиться за руль после ночи пьянства. Человек чести показывает свою глубокую любовь к другим своими действиями. Если люди в вашей жизни не знают, что на вас можно положиться, время показать им это.

    • Также заботьтесь о людях за пределами вашего ближайшего окружения. Вести себя благородно не ограничивается только помощью людям, которых вы знаете и любите. Что бы вы сделали, если бы вы шли по улице и увидели, что кто-то нуждается в помощи?
    • Обозначьте ваши границы. Конечно, трудно давать мелочь каждому отдельному человеку, который просит о ней. Невозможно помочь всем, с кем вы столкнетесь. Но быть человеком чести означает видеть людей как людей, уважая их человечность, и отдавая то немногое, что вы можете предложить.
  5. Избавьтесь от скрытых мотивов. Если вы благородный человек, вы помогаете людям, потому что вы заботитесь о них, и вы не ожидаете, что это окупится. Когда вы делаете что-то в этом роде, не должно быть корыстного мотива за этим; вами движет любовь. Подумайте о решениях, которые вы делаете каждый день, и решите, что ими движет. Только вы знаете, запятнаны ли ваши действия мотивом, о котором вы не хотите, чтобы другие знали.

    • Например, вы никогда не давали совет, который послужил вам, вместо того, чтобы действительно попытаться помочь человеку? Если ваша сестра спрашивает вас, как вы думаете, должна ли она переехать в Нью-Йорке, а вы действительно хотите, чтобы она осталась в городе, не позволяйте вашим чувствам испортить ваш совет. Посоветуйте ей делать то, что вы считаете лучшим для нее, не для вас.
    • Не взращивайте негодование насчет помощи, или интерес от того, что вы получите из данной ситуации. Если вы не хотите делать что-то, вы должны прекратить делать это. Гораздо благороднее быть искренним в том, что вы чувствуете, чем тайно презирать то, что вы делаете.

    Часть 2

    Вести себя достойно
    1. Работайте ради того, что вы хотите. Вы хотите новую машину? Парня? Немного новой одежды? Вы заслуживаете все эти вещи, но не используйте ярлыки, чтобы получить их. Намного легче выбрать легкий путь, но это, как правило, сделает больно кому-то еще, и если вы делаете это достаточно часто, это будет иметь неприятные последствия. Если вы что-то хотите, работайте ради этого. Это почетное дело.

      • Не воруйте или пытайтесь вымогать деньги у людей вместо того чтобы заплатить то, что вы должны.
      • Не стоит бесстыдно флиртовать с чужой пьяной девушкой вместо того, чтобы сформировать настоящие отношения с тем, кто свободен.
      • Не занимайте деньги у ваших друзей и семьи, вместо того, чтобы устроится на работу.
      • Не берите кредит на чужую идее вместо того, чтобы придумывать ваши собственные идеи.
    2. Говорите правду. Честность и честь идут рука об руку. Поработайте над тем, чтобы всегда говорить правду, несмотря на то, что это касается ваших собственных намерений или внешней ситуации. Это, безусловно, заставит вас чувствовать себя неудобно время от времени, и вы можете стать предметом гнева или обид других людей. Но, в конечном счете, люди поймут, что вы тот, кто говорит все, как есть, а не приукрашает все.

      • Если есть ситуация, в которой вам не комфортно говорить правду, лучше ничего не говорите. Это лучше, чем лгать.
      • Когда дело доходит до маленькой лжи, которую мы говорим, чтобы не задеть чужие чувства, позвоните. Просто знайте, что если вы лжете достаточно часто, даже если это небольшая ложь («Нет, это платье выглядит великолепно!» или «Да, мне действительно понравилась твоя речь!») люди перестанут доверять вашему мнению, и начнут считать, что вы просто были любезны.
    3. Защищайте то, во что верите. Развивать ваши ценности это одно, но постоять за них это совсем другое. Легко доказать то, что находится в вашей голове, но благородные люди говорят и вмешиваются. Защищать свои ценности может означать многое, и к этому не всегда нужно привлекать большое шоу. Вскоре, вы сможете вести себя достойно и быть примером для других людей.

      • Например, если все на работе высмеивает определенного человека, когда его нет рядом, вы могли бы дать понять, что вы не считаете это правильным. Иногда просто сказать: «Я не согласен» или даже менять тему разговора каждый раз, когда дело доходит до этого, – это способ высказать ваше мнение.
      • Иногда вам придется столкнуться с более серьезной проблемой, и вы должны будете выбрать между тем, чтобы постоять за то, что вы считаете правильным и сохранить вашу работу, или остаться друзьями с кем-то, или отстаивать свою репутацию в качестве милого и доброго человека. Это тот момент, когда настоящая честь умирает, и, надеюсь, вы оставались благородным в маленьких ситуациях и это подготовит вас к большим решениям.
    4. Приходите на помощь людям. Если бы вы нарисовали мультфильм благородного человека, это могло бы выглядеть так: парень отказался от своего места в автобусе для пожилого человека, помог ребенку нести его багаж и предложил заплатить за кого-то, кто забыл деньги. Эти все клише продемонстрировать поведение благородного человека, но также это те ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и обеспечить легкую возможности стать немного благороднее. Тем не менее, настоящая честь проявляется тогда, когда вы призваны сделать то, что вы на самом деле не хотите делать, но вы делаете это в любом случае.

      • Например, может быть, ваш брат и две его собаки нуждаются в месте, где можно остановиться на три недели, после потери их дома. Ваше пространство будут стеснять, но он ваш брат, поэтому вы идете на это.
      • Или может быть, вы в машине по дороге в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Венецию на ваш медовый месяц, и вы стали свидетелем того, как автомобиль ушел с дороги и попал в ограждение. Даже если это будет означать, что вы собираетесь пропустить ваш рейс, вы остановитесь и предложите вашу помощь.
    5. Никогда не манипулируйте людьми. Важной частью того, чтобы быть человеком чести, – это понимать, какое влияние ваши слова и действия оказывают на других людей. У вас есть возможность помочь, и у вас есть возможность навредить. Не связывайтесь с эмоциями людей, как способ заполучить то, что вы хотите. Это легко делать даже не осознавая этого, так что постарайтесь быть более внимательным к тому, какое влияние вы оказываете.

      • Не пользуйтесь слабостью, например, с помощью чьей-то болезни получить превосходство над ними.
      • Не контролируйте тех, кто окружает вас. Пусть они принимают свои собственные решения.
      • Не используйте чувство вины людей, чтобы сделать то, что вы хотите.
      • Не позволяйте людям думать, что вы испытываете больше эмоций, чем есть на самом деле.

Многие задаются вопросами о том, что такое честь. Что есть достоинство? И неспроста, ибо существует огромное количество ответов на эти трудные вопросы. В настоящей статье мы постараемся не только ответить на них, но и рассмотреть несколько моделей морали, где добро и зло не абсолютны, а иногда и меняются местами между собой.

Идеал человека

К сожалению, нельзя дать общего определения чести и достоинства, потому что все зависит от той системы ценностей, которой придерживается человек. У каждого есть определенный моральный идеал человека. У каждого он свой: для кого-то это его отец или дядя, а для кого-то Сократ или М. Ганди. И соответственно, каждый человек по-своему отвечает на вопрос, что такое честь и достоинство. Происходит это так: человек оценивает свою близость к собственному моральному идеалу и делает вывод о собственной нравственности или безнравственности.

Но, даже не давая точного определения, можно сказать, что достоинство - это внутренний параметр личности, а честь - это, скорее, то, как оценивает человека общество и считает его либо честным, либо бесчестным (совестливым или бессовестным).

Христианская мораль

Какой бы идеал ни выбрал рядовой человек, он все равно, скорее всего, будет в пределах христианских заповедей, если он - атеист, то он все равно подчиняется постулататам Моисея, но только последним пяти (те, которые начинаются с «не убий»). Так как вся наша цивилизация имеет христианскую основу.

Иисус позже гуманизировал некоторые заветы Моисея, но моральный императив в них остался все тем же. Безразлично, верует ли человек в Бога или нет, но он считает дурным убивать (и даже причинять психическую или физическую боль), изменять жене, воровать, клеветать и завидовать.

Кто-то скажет, но ведь все, так или иначе, подвержены этим грехам. Истинно так, но никто и не говорит, что люди безгрешны. Сам-то человек, если он достаточно честен с собой, всегда может ответить, насколько он достоин своего собственного идеала.

А теперь короче: каждый раз, когда у кого-то спрашивают, что такое честь человека, он отвечает и дает примерное определение этого явления, ориентируясь на заповеди, которые всем хорошо известны. Как кажется, это просто и понятно. Теперь настало время перейти к случаям практическим.

Врачи

Для наших примеров мы специально выбрали «бюджетников» (учителей и врачей), так как в их работе наглядно видно, как относительно, например, понятие, что такое честь. И это не всегда плохо, все прояснится, когда мы перейдем к конкретным примерам.

Врачи и проблема эвтаназии. Это очень модная тема сейчас и не только среди докторов, но и в кругу философов или психологов. Много копий сломано в дискуссиях на тему: «Морально ли лишать человека жизни даже при условии, что его мучают постоянные и нестерпимые боли». Соответственно, врач, принимающий одну или другую сторону, будет восприниматься своими коллегами и оцениваться ими совершенно полярно в зависимости от занимаемой доктором позиции в этом трудном, но важном вопросе, а достоинство как внутреннее определение себя может и не страдать при этом. Как видно из этого рассуждения, ответы на вопрос, что такое честь и достоинство человека, могут быть различны.

Учителя

Учителя и проблема психологического насилия над учеником. Может быть, кто-то не знает, поэтому изрядно удивится, но воспитание уже есть насилие над человеком, усмирение его природных склонностей ради прививания любви к познанию или даже ради принятия им обыкновенных культурных норм того общества, в котором он живет.

Поэтому перед учителем каждый раз, когда он работает с «новым материалом», стоит почти сложноразрешимая задача: как возбудить в человеке страсть к познанию и при этом не исковеркать его личный, внутренний мир. К сожалению, в обучении, как в геологии, есть только две силы: давление и время. Но трудность в том, что нужно точно знать соотношение времени и давления между собой, чтобы получить максимальный результат за оптимальное время.

И опять же в зависимости от методики учителя могут назвать человеком без чести и совести, а его внутреннее моральное суждение о себе и своих поступках может быть вполне однозначным. Педагогика, конечно, не медицина, но в ней тоже ценится результат, но еще люди смотрят на то, сильно ли исковеркана личность ученика. Медицина работает с человеком все-таки как с объектом, но педагогика не может позволить себе такой «роскоши», здесь о человеке надо думать как о существе с живой душой.

Случай Марти Макфлая

Теперь мы обратимся к материалу менее серьезному и более близкому для широкого круга читателей: к кино.

В 1985 году вышел первый фильм культовой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Там есть два главных героя: Марти Макфлай и Эмметт «Док» Браун. У Марти очень серьезная проблема, которая не дает ему спокойно жить: он постоянно думает о том, как оценят его другие, он все время находится под взглядом «Большого брата», именуемого обществом. Как мы помним, М.Макфлай до смерти боялся, что его посчитают трусом. В итоге только в последней части трилогии Марти понял относительность определения, что такое честь и бесчестие, ибо чуть не поплатился за свою показную удаль жизнью. Героя фильма озарило: «Лучше быть живым трусом, чем мертвым героем».

Правда, последний афоризм не стоит трактовать буквально, чтобы понять все в точности, нужно посмотреть фильм. Но для тех, у кого нет на это времени или желания, мы попытаемся объяснить.

«Честь и бесчестие» - это категории, которым общество оценивает человека, а значит другие люди смогут запросто, используя эти понятия, спровоцировать «героя» на те действия, которые нужны именно им. Поэтому, помня об этой опасности, иногда лучше отдать титул «храбреца» и прослыть трусом, но сохранить самоуважение и жизнь.

Если бы читатель спросил Марти, что такое честь и достоинство, парень не растерялся бы и нашел, что ответить. Ну а мы двигаемся дальше и переходим к следующему культовому персонажу другой, теперь уже гангстерской трилогии.

Этика крестного отца

Как Вито, так и Майкла Корлеоне сложно назвать гуманистами. И тем не менее, несмотря на то что они нарушают главный христианский запрет («не убий»), их нельзя назвать безнравственными людьми. В их среде действует очень жесткий моральный кодекс. Крестный отец не отдает приказы убить без причины, он расправляется только с врагами семьи и предателями. При этом глава мафии нежно привязан к своей семье, заботится о детях.

Тираны и криминальный мир

Читатели могут возразить и сказать: «Да-да, знаем-знаем, все тираны очень любили детишек». Это правда, деспоты питали нежные чувства к детям, но велика вероятность, что это было лишь на публике и для нее. Крестный же отец искренен в своих чувствах.

И да, в российском криминальном мире тоже действуют свои законы и принят свой моральный кодекс, которым подчиняются все, вовлеченные в эту деятельность люди, но данный факт не опровергает, а лишь подтверждает относительный характер понятий «чести» и «достоинства».

Кстати говоря, в таких структурах, как армия, сильна иерархия, и честь (то, как человек выглядит в глазах других) значительно важнее достоинства (того, как человек оценивает сам свои поступки).

Относительность и абсолютность понятий чести и достоинства, добра и зла

Все приведенные здесь аргументы говорят, что, отвечая на вопрос, что такое честь и достоинство, надо говорить об относительности всего и вся.

Да, так нас, людей, учит жизнь, но не так человек должен учить своего ребенка. Вновь пришедший в этот мир обязан верить в то, что моральные императивы христианства или любой другой мировой религии (можно обойтись и без религии, а опираться на философские учения, благо океан мысли широк, как и сам человек) вечны и несокрушимы. Да, жизнь сильно отличается от наших представлений о ней, но у детей должно быть твердое основание, а уж свои представления они сами откорректируют, когда придет время.

В начале статьи поставлен вроде простой вопрос - что такое честь и достоинство. И мы не преследовали цель запутать читателя и ввести его в заблуждение, а лишь показать, насколько простые вопросы подчас сложны.