Что делать, когда не знаешь, чего хочешь? Я не знаю, чего хочу от жизни. Как понять что хочешь

Мэдди позвонила, чтобы записаться на несколько сессий, - сказала, что ей надо «понять, как все это происходит». Я попросила ее заранее подумать, на чем именно она хотела бы сосредоточиться. Объяснила, что люди обычно обращаются ко мне с какой-то конкретной целью - хотят изменить что-то или определить, что для них самое важное в жизни, работа или отношения.

Неделю спустя Мэдди ворвалась в кабинет, словно вихрь, скинула туфли и уселась прямо на пол. Я присоединилась к ней. Она развернула большой лист бумаги и показала коллаж, который составила накануне, чтобы наглядно представить свою нынешнюю жизнь.

Она у меня просто сумасшедшая, непредсказуемая. И кажется, это никому не нравится, кроме меня. Мне все вокруг говорят, что пора остепениться, стать более рассудительной и покладистой, - пояснила она.

Мэдди рассказала, что ни на одной работе подолгу не задерживается, потому что ей не нравится, когда ею управляют и контролируют каждый ее шаг, она ненавидит рутину и систему. С некоторых позиций она сама ушла, а откуда-то (и так было не один раз) ее просили уйти.

Мне всегда говорили, что я не соответствую должности. Я и правда не выношу бюрократию. Наверное, я немножко «белая ворона», - призналась она.

Я заметила, что Мэдди улыбнулась, произнося «белая ворона».

Жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других

Итак, кто же конкретно говорит, что вы должны стать более покладистой? - спросила я.

Мой партнер хочет, чтобы я серьезнее отнеслась к нашим отношениям. Для него это значит, что мы должны купить дом и пожениться, - сообщила Мэдди, и я заметила, как она поежилась. - А меня устраивает то, что есть сейчас. Мы видимся несколько раз в неделю. Я не хочу жить с ним вместе, под одной крышей, а он рассчитывает на большее.

Я предложила Мэдди перед нашей следующей встречей задать себе вопрос: что могло бы изменить ее ощущение «я должна» стать более ответственной в отношениях с партнером на «я хочу» стать более ответственной? Я также попросила Мэдди сделать новый коллаж и показать с его помощью, где она хотела бы быть через три года.

Вторая встреча: Чего она хочет на самом деле?

Я проанализировала историю Мэдди со своим супервизором. Я осознавала, что такая отчаянная жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других, и это выливается в недоверие к людям и избегание близости. Но в то же время не понимала, как помочь молодой женщине почувствовать себя ответственной за отношения.

Она осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности

Супервизор же просто напомнил мне, что люди, которые неистово отстаивают свою самостоятельность, часто ломают все наши представления, они думают и живут совершенно по-особенному, и это их спасает.

Я поняла, что едва не допустила ошибку, спроецировав значимые для меня понятия и смыслы на Мэдди. Но я никак не могла определить: хотела ли она сама изменить свое поведение или же просто думала, что должна измениться ради тех, кто вокруг нее.

Третья встреча: Признать правду

Мэдди радостно представила мне коллаж о своем идеальном будущем. Он весь состоял из ярких картинок с изображением далеких стран, дельфинов, пустынь, книг, караванов, мотоциклов и палаток. Она с большим воодушевлением рассказала мне о своих мечтах на ближайшие три года: о путешествиях, приключениях, о своем блоге, из которого потом вырастет книга про то, как жить творчески.

Она по-настоящему осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности. В эту картину будущего не вписывался ни работодатель, ни дом, ни партнер.


Да, это так, - сказала она. - Я подумала над вашим вопросом и поняла, что пыталась соответствовать ожиданиям других людей. Я решила сосредоточиться на том, что доставляет мне удовольствие и приносит смысл. А ипотека и дети в эту картину не входят. Я по-настоящему осознала, что стремлюсь к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности.

Мэдди уже сказала партнеру, что уезжает. Больше мы не встречались, потому что она сразу забронировала авиабилет к месту начала своего путешествия. Через год я получила от нее письмо. Мэдди просила меня написать предисловие к ее книге, которая уже была готова к публикации. В ее письме была фраза: «Я живу своей мечтой, а не чужими».

Эффективные упражнения для самостоятельной работы

Если вы не знаете, куда двигаться дальше, и хотите определить цели на будущее, попробуйте подойти к этой задаче творчески: нарисуйте карту вашей жизни. Возьмите большой лист бумаги и разделите его на три части. Заполните карту в следующем порядке:

В первой части нарисуйте картину вашей сегодняшней жизни. Можно не рисовать, а создать коллаж, используя картинки и/или слова, вырезанные из газет и журналов.

В третьей части представьте картину такой жизни, какой вы хотели бы ее видеть через два года. Опять же, используйте краски, любые готовые изображения и/или слова.

В центральной части нарисуйте картинку, которая объяснит, что мешает вам перейти из первого раздела в третий.

В заключение проложите путь из первого раздела в третий так, чтобы он непременно проходил через среднюю часть. Вымостите эту дорогу словами и картинками, которые помогут вам преодолеть трудности и проделать этот путь.

Живите полноценной жизнью

Мы чувствуем, что полностью удовлетворены жизнью и реализованы, когда видим смысл в своих занятиях, которые приносят радость и позволяют использовать свои сильные стороны. Для того, чтобы убедиться, насколько полноценна ваша жизнь сегодня, спросите себя:

  • Каковы мои сильные стороны?
  • Что придает смысл моей жизни?
  • Что доставляет мне удовольствие?
  • Насколько нынешняя ситуация позволяет проявиться моим сильным сторонам, приносит смысл и радость?
  • Что я мог бы изменить, чтобы жить еще более полноценной и созидательной жизнью?

Проверьте, насколько вы зависимы

Если вы замечаете, что отказываетесь принимать помощь других людей, стоит проверить причины вашего отчаянного стремления к независимости. Задайте себе следующие вопросы:

  • Что я чувствую, когда завишу от кого-то другого?
  • Что я чувствую, когда кто-то зависит от меня?
  • В каких ситуациях я избегаю зависимости от других?
  • В каких ситуациях я разрешаю себе зависеть от кого-то?
  • Чему меня учат эти ситуации?
  • Чем мне выгодна моя независимость?
  • Что именно меня пугает в зависимости?

Об авторе

Психотерапевт и коуч, директор организации Barefoot Coaching.

Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко
следующий клинический случай.
«Гвен, 18-летняя студентка, закончившая первый курс математического факультета, пришла в
консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физические признаки
стресса (чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи перед экзаменами), на
повторяющиеся состояния подавленности, а также сильную неудовлетворенность своей
академической успеваемостью. Она не могла назвать причин тревоги и чувствовала, что ее
физическое напряжение выше нормального. Когда ее оценки снизились со средних до ниже
средних, Гвен почувствовала сильную неудовлетворенность и едва не обезумела от отчаяния; она
чувствовала, что может совсем скатиться вниз, особенно по математике. По мере того, как
продолжалось консультирование, выяснилось, что Гвен всегда испытывала большие трудности в
отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела высокомерной, держалась от других в
стороне. Гвен считала, что окружающие ее люди поверхностны и ниже ее в интеллектуальном
отношении. Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во время семинаров, когда
студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные задачи и
прорабатывая сложные места в лекционном материале и учебниках.
Гвен росла единственным ребенком в семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а мать
уважаемым преподавателем математики в старших классах школы. Дома у Гвен было
материальное изобилие, родители выполняли любую ее прихоть; она даже имела свободный
доступ к кредитным карточкам родителей. Она училась в маленьких частных школах,
преподаватели уделяли ей много внимания, и в этих условиях она успевала блестяще.
Поступление в большой престижный университет вдали от дома внесло в ее жизнь драматические
перемены. Проблем, связанных с адаптацией, у нее было больше, чем у большинства студентов.
Трудности невротического характера появились у Гвен именно в этот период.»
Исходя из основных положений теории Адлера, можно сделать вывод о том, что уровень
активности, необходимый для решения актуальных проблем, у Гвен существенно снизился. Она
стремилась к эгоцентрической цели превзойти всех. И при том, что у нее снижен социальный
интерес, она хочет и в дальнейшем жить так, чтобы другие ее баловали и все ей прощали.
Результатом всего этого и явились невротические симптомы.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко следующий..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Судьба человека- путь проб и ошибок, самообразования и прочих шагов. Все могу, все хочу, но как понять какой выбор сделать?

1. Берем два часа своего времени (безраздельного, личного и спокойного) и садимся за стол

Это важно. Не на диван, не на скамейку, а за стол. Выписываем все, чем нравится заниматься, что интересует. Пусть это будет даже поток мыслей. Важно написать ВСЕ.

А теперь бумажку отложите, идите спать. На следующий день трезво посмотрели, проанализировали, вычеркнули откровенный бред. Теперь уже проще - есть основа и пути направления.

2. Прочитать, послушать, посетить

В течение недели-двух попробуйте прочитать/послушать/посетить несколько мест/мероприятий, связанных с выбранными сферами. Вдохните местный воздух, почувствуйте атмосферу.

3. Что не нравится?

Пойдем от обратного и таким же путем решаем что нам НЕ нравится делать. Например, придите на работу к маме/папе/другим родственникам и поймите - ваше или нет. Увидели? Не нравится? Гуд. Уже что-то есть.

4. Стажировка

В любой конторе/журнале/месте работы вашей мечты всегда требуются стажеры/волонтеры. ВСЕ ТАК ПРОСТО. Именно. Нужно всего лишь набрать номер телефона инстанции и спросить об условиях стажировки. Попытка - не пытка. Такой опыт как нельзя лучше "отрезвит" ваши представления о будущей работе и даст понять "оно" это или нет.

5. Путешествуйте много и часто, если есть возможность

Замкнутое пространство, один и тот же круг друзей, общения часто заводит нас в тупик. У тебя в голове происходит взрыв, всплеск вдохновения, энергии. Ты видишь как живут люди далеко и близко, чем они занимаются.

6. Общайтесь с людьми старше себя

Возраст здесь не столь важен, как важен жизненный опыт. Особенно опыт тех, кто уже успешен в своем деле и чего-то достиг. Спрашивайте совета, интересуйтесь.

7. Клуб по интересам

Существует куча организаций для студентов/молодежи не только по интересам, а и общего, так сказать, направления. Там вы можете найти единомышленников - раз, хорошо провести время - два. Три - зачастую люди вокруг нас дают нам понять кто МЫ есть на самом деле.

8. Читать много

9. Хоть и девятый, но очень важный момент(!)

Пожалуйста, думайте своей головой. Не мамы/папы/семьи/тети по маме папы, а своей. ВАМ жить и любить то, чем вы занимаетесь. Это - ваши амбиции, жизнь.

10. Заводите контакты

Это называется нынче "нетворкинг"(от "network","сеть"в переводе с англ.). Ваши интересующиеся и способные сейчас друзья - в будущем успешные люди, предприниматели, специалисты. Будьте вежливее со всеми. Правда старайтесь помочь другим, когда есть возможность. Такие взаимоотношения с людьми - это и есть кирпичики будущего. То, что вы делаете сейчас - Вы потом.

11. Умеем расслабляться

Нельзя все время напряженно искать свое призвание. Подумали? Не идет? Берем паузу и просто отдыхаем.

12. А вот тут загвоздка (см. пункт 9) - слушайте родных и близких

13. Тест

Пройдите тест на профориентацию. Я не смеюсь сейчас. Тысячи психологов и других специалистов не просто так разрабатывали подобного рода тесты. В каждом вопросе и вашем на него ответе есть смысл. Следовать ли результатам теста или нет - ваше право.


14. Выдыхаем, осталось немного

Итак, пробуем выйти из своей зоны комфорта и заняться тем, чего раньше не пробовали. В неделю придумываем таких 2-3 занятия максимум и расширяем кругозор. Представьте, что вы - подопытный кролик и врач одновременно. Наблюдайте за своей реакций на те или иные предметы/активности/занятия. Делайте выводы.

15. Последний и самый важный

Приготовились? Будьте собой. Серьезно. Перестаньте кого-либо копировать, если делали это раньше. Чей-то опыт может вам не подойти, чьи-то взгляды могут расходиться с вашими и это нормально. У каждого свой путь. Важно пройти его самому от начала и до конца.

Сегодня все больше людей проникаются идеей, что работать на рутинной работе на «дядю» - это жизнь скучная и неполноценная, и они хотят заниматься любимым делом. Тем более что литературы по самосовершенствованию и открытию бизнеса предостаточно. Но даже когда обстоятельства складываются благоприятно и у них есть возможность заняться всем чем угодно - они не знают, за что именно браться. Как определить, какое дело - мое любимое?

Или же другой случай, когда в жизни вроде есть все, что надо для счастья - и семья, и дом, и работа, но как-то скучно и пусто, и чего-то все равно не хватает, а чего - непонятно. И тогда человек задается вопросом - а чего же я на самом деле хочу от жизни?

Такие ситуации показывают нам, что эмоциональная сфера человека и его внутренний мир - это сложная область, и она может быть противоречивой и трудноуправляемой. Процесс взросления и личностной реализации невозможен без освоения своего эмоционального мира, навыка управлять настроением, контролировать выражения своих эмоций. Когда взрослый человек, да еще и на рабочем месте, начинает выходить из себя, повышать голос, бросать предметы или плакать - это воспринимается как проявление инфантильности.

Но очень важно видеть разницу между овладением своими эмоциональными процессами и их уничтожением, или вытеснением .

Если это происходит, человек перестает слышать себя, отчуждается от себя и теряет свой внутренний ориентир, голос своего сердца. И тогда свобода превращается для человека в проклятие, потому что он не понимает, как жить без внешних указателей и ограничителей. Однако есть смутное знание, что так быть не должно, и человек обращается к психологии с намерением «узнать себя лучше». И под этим завуалированным выражением скрывается пугающий смысл: «Помогите. Я не знаю, чего я хочу».

Один мой знакомый тренер на вопрос одной из участниц группы, как узнать, чего она хочет, ответил так: «Я тебе дам номер счета, ты переведи на него свою квартиру, машину, а потом приходи, и я тебе скажу - чего ты хочешь». Можно подумать, что таким ироничным способом он хотел подтолкнуть женщину к тому, чтобы она начала ценить то, что у нее на самом деле сейчас есть - и она это хочет. Когда человек не понимает, что действительно ему нужно от жизни, то он легко становится предметом для манипуляций и использования его другими людьми в собственных интересах - от ухода в секту до вечного служения своим ближайшим родственникам. Когда человек не улавливает посылов изнутри себя самого, он начинает верить тому, что ему о его жизни говорят окружающие. И тогда он проживает не свою собственную жизнь, а ту, которая выгодна кому-то другому, социуму.

Еще Лев Толстой в Ясной Поляне начал учить крестьянских детей, подтверждая идею, что они в такой же степени обладают талантами, как и дворянские дети. То есть, способности - это свойство человеческой природы, а не социального положения. Сегодня уже общепринятой стала идея о том, что каждый человек рождается с особыми склонностями, предрасположенностями к какой-то сфере деятельности, и если он достаточно точно определит, к чему у него лежит душа и что является его предназначением, то он может достичь в этом больших успехов или даже изобрести что-то новое. Или по крайней мере прожить хорошую, наполненную жизнь, приносящую ему радость и удовлетворение. И не обязательно его областью будет музыка, наука или искусство - гением можно быть и в чем-то обыденном, хоть в штопанье носков. В этом проявляется уникальность личности, и нет в мире двух людей с абсолютно одинаковым набором способностей.

Как же найти и раскрыть в себе эти самые уникальные особые способности?

Очень просто. То, что человеку наиболее радостно и интересно, то, что заставляет его забыть о времени, увлечься - и есть его предназначение. И начинает проявляться оно с самого детства.

Если внимательно наблюдать за ребенком, то с довольно ранних лет можно различить в нем предпочтения к определенным играм, средам, людям, предметам. Это часто видно в биографиях известных личностей. Например, детский психолог Юлия Гиппенрейтер выпустила книгу, где показала, как родительское поощрение, внимание к интересам ребенка послужило подспорьем тому, что в будущем талант таких личностей, как Станиславский, Прокофьев, физик Ричард Фейнман и др., расцвел до мирового уровня.

Иногда ребенку и не требуется родительского поощрения, а достаточно просто доброжелательного принятия увлечения ребенка, чтобы создать благоприятную среду, в которой нежный цветок зарождающегося таланта мог бы спокойно вызревать и подпитываться внутренним интересом.

Частота, с которой любимые детские игры в будущем совпадают или близки по роду деятельности у тех людей, кто нашел для себя любимое дело, очень высока. Только дело еще и в том, что это должны быть игры, в которые ребенок играет, оставаясь наедине с самим собой. Шумные групповые игры вряд ли дадут информацию об уникальном внутреннем мире каждого их участника. Постоянная занятость, социализация, присмотр могут затруднить контакт ребенка со своим внутренним миром. Лучше всего он происходит, когда любовь значимых взрослых похожа не на направленный, а на рассеянный свет лампочки. То есть ребенок, с одной стороны, знает, что мама рядом и она доступна, но при этом он может заниматься всем, чем он сам выберет. Родительское тепло и принятие - это те лучи, в свете и тепле которых у ребенка начинают прорастать семена его интересов, желаний, любопытства, воображения.

Чего хочет ваш внутренний Ребенок?

Когда человек вырастает, ребенок, которым он был, не исчезает, как принято считать, а продолжает жить внутри него как особое состояние, или архетип. И именно этот внутренний Ребенок владеет ключом к вопросам о призвании, творческим открытиям и ответам на фундаментальный вопрос «чего я хочу?». Хотеть - это прерогатива ребенка, но пока личность формируется, в нас взращивается еще одна внутренняя фигура - Взрослый.

Задача Взрослого - обеспечить Ребенку воплощение его желания в социально приемлемой форме. С одной стороны - договориться с Ребенком о правилах и условиях, а с другой стороны - найти свое место в человеческом сообществе, где он бы мог быть самим собой и заниматься тем, что ему интересно. В нас есть и тот, и другой, главное - распознать их, обеспечить между ними эффективное взаимодействие и не путать их функции. Когда человек перестает слышать себя, то «что я хочу?» он начинает решать не сердцем, а головой, уговаривая себя, подыскивая аргументы или позволяя направить себя другим.

Что мешает нам заниматься тем, чем хочется?

Некоторые люди не знают, чего они хотят, у них ничто не вызывает блеска в глазах; им кажется, что они не хотят ничего. Такое может быть из-за того, что человек с раннего возраста часто встречал невыполнение своих желаний, что вызывает дискомфорт, и для облегчения он привык вытеснять свои желания из сознания, чтобы они не беспокоили его. Состояние, когда «ничего не надо», энергетически менее затратно, чем состояние, когда хочется, но «все равно не дадут». Однако в таком состоянии душа томится и скучает, и постепенно засыпает. Она посылает все реже и реже свои сигналы, так как ее все равно не слышат. И тогда ее нужно постепенно «пробуждать» с помощью специальных техник.

Другие люди знают, что они любят, но не верят, что этим стоит заниматься, потому что им кажется, что миру не нужны результаты их творчества либо что препятствия в плане экономических или других обстоятельств непреодолимы. Таким людям необходимо возрождать или создавать в себе внутренний голос веры в себя, которого они, скорее всего, не слышали от значимых взрослых, когда росли.

Вера в себя - это энергия, которая наполняет действия, необходимые для преодоления препятствий, которые всегда встают на пути к цели, какой бы она ни была. Если не хватает веры в себя, человек очень легко может впасть в уныние либо постоянно зависеть от чужой оценки и чужой воли и помощи. Но препятствия нужны нам, потому что они заставляют нас мобилизовать все свои способности для их преодоления и развивать в себе те умения, навыки и качества, которых нам пока не хватает. А через это происходит рост и развитие личности. Как говорится, «что напрягается, то развивается».

Кто-то любит много всего, увлекается, но потом ему надоедает. Как правило, это происходит после достижения определенного социального статуса или уровня мастерства. Скорее всего, этот человек любит достигать результата и получать похвалу, а вовсе не саму эту деятельность.

Ведь главный критерий любимого дела - погружение в процесс, который приносит удовольствие, независимо от результата.

Также есть много мифов относительно любимого дела, и один из них - это то, что вдохновение и подъем будут сопровождать тебя всю жизнь. Но это не так. И в любимом деле бывают периоды застоя, повторения, и творческих кризисов, и обесценивания окружающими. Но если человеку действительно нравится сам процесс, то радость возвращается, затраченная энергия восстанавливается, и поток возобновляется, углубляясь все больше и больше, с неограниченным ростом мастерства.

Таким образом, для каждого из нас есть какая-то своя дорога. Главное, и часто самое трудное - найти ее. Ведь, повторюсь, наш внутренний мир очень сложен, и кроме голоса души мы слышим в себе еще много разных других голосов.

Например, порой у человека появляется желание уйти от людей, чтобы его оставили в покое. Скорее всего, это голос его травмированной части. Как уже упоминалось, внутри есть также сильная потребность в социальном принятии, признании, похвале, уважении. И это тоже не голос души. Легче всего перепутать наши истинные желания с поверхностными, инстинктивными желаниями удовлетворять свои мимолетные капризы и прихоти, которые сразу же сменяются новыми. При том, что баловать себя порой в чем-то - это необходимое условие внутренней гармонии, человеку еще необходимо и умение откладывать сиюминутное удовольствие ради будущей значимой цели.

Навести порядок в своем внутреннем мире и познакомиться со всеми этими голосами - процесс непростой и небыстрый, однако реальный и позволяющий каждому желающему над собой работать улучшить качество своей жизни и начать заниматься тем, чем ему действительно хочется.

Надежда Баранова,
психолог в Центре успешных отношений с 2011 по 2016 г