Что такое фрустрация когда она возникает. Что такое фрустрация, и как выйти из этого состояния. Болезненное желание делать покупки

Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного видным исследователем этой проблемы в США С. Розенцвейгом, согласно которому фрустрация „имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности». [ 2 ] Видимо, здесь фрустрация рассматривается как явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде. Но человек - общественное существо, личность, и поэтому рассматриваемое определение, ограничивающее фрустрацию биологическим толкованием, совершенно недостаточно.

Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается. [ 3 ]

Браун и Фарбер делают акцент на противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются реакции в этих ситуациях. Горячо поддерживая этих авторов в стремлении различать внешнюю причину и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз [ 9 ], в противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь факт помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в пользу такого словоупотребления сколько-либо развитых обоснований. [ 5 ]

Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, можно дать ей следующее определение: фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. [ 6 ]

Фрустрация (Frustration).

Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния. Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели. [ 7 ]

Фрустрация – это эмоция и ситуативная реакция на проблемную ситуацию, на некоторый барьер, препятствие. Барьеры могут быть внутренними и внешними. [ 8 c. 350 ]

Внутренний барьер – относящийся к ситуации, находящийся внутри нее, между субъектом и объектом, а также сложность задачи или неумение испытуемого.

Внешний барьер – согласие испытуемого решать эту задачу, социальные нормы, хорошие отношения с экспериментатором, они мешают испытуемому выйти из поля, отказаться от решения задачи. [ 9 ]

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность, в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. [ 10 ] Стимулирующая ситуация методики экспериментально-психологическая изучения фрустрационых реакций С. Розенцвейга заключается в схематическом контурном рисунке,на котором изображены два или более человека, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Оценка роли фрустрации отдельных потребностей в нарушении процесса психической адаптации затрудняется и тем обстоятельством, что в реальной ситуации практически невозможна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустрирующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, образующих взаимосвязанный комплекс. Подобные затруднения вызывает и попытка разделения фрустраций по тинам фрустрирующих ситуаций, обусловленных характером препятствия, блокирующего мотивированное поведение. Принятое разделение на пассивные и активные препятствия, на носящие внутренний или внешний по отношению к субъекту характер, по-видимому, относительно, поскольку субъект имеет дело не с самим препятствием, а с целостной оценкой ситуации. При экспериментальном исследовании ситуации, которая служит классическим примером пассивного внешнего препятствия (запертая дверь, преграждающая путь к удовлетворяющему потребность объекту), испытуемые ассоциировали состояние фрустрации не с ним (не с запертой дверью), а с действиями лиц, которые создали это само по себе пассивное препятствие, т. е. с активным противодействием мотивированному поведению. Аналогичным образом рассмотрение состояния фрустрации, обусловленной активным внешним противодействием мотивированному поведению субъекта, позволяет считать характерным для такой ситуации интрапсихический конфликт (который рассматривается как активное внутреннее препятствие) между стремлением удовлетворить существующую потребность и вновь возникшей потребностью избежать опасного столкновения с активным противодействием.

Значительную часть затруднений, связанных со сложностью классификации фрустрирующих ситуаций, типов потребностей, при исследованиях психической адаптации удается избежать, если оценивается не влияние фрустрации определенных потребностей или типов фрустрирующей ситуации, а суммационный эффект последовательных фрустраций, который можно назвать фрустрационной напряженностью. Фрустрационная напряженность в каждый конкретный момент определяется взаимодействием между комплексом потребностей и совокупностью фрустрирующих ситуаций. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности и соответственно повышать риск адаптационных нарушений в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей индивидуума. Особенности трансакции, характеризующиеся такими затруднениями, при изменении жизненного стереотипа могут зависеть от недостаточности в новых условиях психических или физических ресурсов индивидуума, от неадекватности в этих условиях ранее сформировавшихся и основанных на прежнем опыте представлений и навыков, несоответствия их экспектациям окружения. Вместе с тем изменения сбалансированности системы человек-среда могут определяться реорганизацией самого комплекса потребностей, их характера, интенсивности, иерархии, которая влечет за собой адаптационные перестройки и возрастание требований к адаптационным механизмам. Наконец, само повышение этих требований независимо от характера первичных перестроек требует дополнительных адаптационных ресурсов и повышает вероятность блокады удовлетворения актуальных потребностей.

При любом из рассмотренных вариантов изменения взаимодействия между организмом и средой наблюдается возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей. Названные варианты не исключают друг друга. Напротив, они взаимозависимы, поскольку изменения в одном из элементов сбалансированной системы трансакций неизбежно сказываются на других ее элементах. Реорганизация комплекса потребностей тесно взаимосвязана с изменением адекватности этому комплексу совокупных ресурсов индивидуума, с динамикой позиции субъекта в группе и экспектаций его окружения, со степенью напряженности адаптационных механизмов. Возрастание суммарной напряженности неудовлетворенных потребностей, которую можно обозначить как фрустрационную напряженность, отмечается независимо от того, с каким из перечисленных факторов, представляющих собой элементы единой системы трансакций, связано первичное изменение, повлекшее за собой адаптационную перестройку. Роль фрустрационной напряженности в организации психофизиологических соотношений определяется ее влиянием и на эффективность психической адаптации, и на выраженность при этой адаптации изменений актуального психического состояния, и одновременно на выраженность и характер отмечающейся в процессе адаптации динамики физиологического регулирования. Одним из путей оценки этой роли может быть сопоставление показателей, отражающих перечисленные особенности психического состояния и физиологических параметров в группах, которые в условиях, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам индивидуума, различаются но степени фрустрационной напряженности.

Такое сопоставление было проведено с использованием миграционной модели, что обеспечивало однотипный характер изменения условий и распространение их воздействия на достаточно многочисленный контингент испытуемых. При этом в качестве показателя фрустрационной напряженности использовали фактор Q4 теста Кеттелла, высокие значения которого характерны для субъектов фрустрированных и напряженных, а низкие - нефрустрированных и спокойных, что обозначается авторами теста соответственно как высокое и низкое эргическое напряжение. В группах, разделенных по эффективности психической адаптации, значения фактора Q4 теста Кеттелла достоверно различались (Р<0. 01), возрастая по мере нарушения качества адаптации. Вместе с тем при разделении контингента по выраженности фрустрационной напряженности выделенные группы различались и по особенностям психического состояния, и по ряду физиологических характеристик.

Уровень профиля методики многостороннего исследования личности, который представляет собой достаточно чувствительный индикатор динамики психического состояния, был значимо выше в группе с большей фрустрационной напряженностью; причем это различие достоверно практически по всем шкалам профиля, хотя и менее выражено, чем при разделении групп но уровню тревоги, с которой уровень фрустрационной напряженности коррелирует. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними – те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие "следствия" фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция, г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием – «Фрустрация: поведение без цели». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (=удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но, тем не менее, сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, – говорит Н. Майер, – отделяется от причинения как объясняющее понятие».

Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим». Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива «квалифицировать как «мотивонесообразное»». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Возвращаясь теперь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй – остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

Определение категориального поля понятия фрустрации не составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией деятельности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива. Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность….

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления.

08.07.2018 1 405 0 Игорь

Психология и общество

Каждый человек имеет потребности и желания. Состояние, испытываемое нами при столкновении с невозможностью удовлетворения этих потребностей или осуществления желаний, называется фрустрацией. Негативные эмоции и чувства, связанные с этим состоянием, сопровождают нас всю жизнь, даже если мы не осознаем этого. Важно научиться преодолевать их. Разберем, что означает фрустрация простыми словами, каковы причины ее возникновения и как ее преодолеть.

Содержание:



Определение фрустрации

Фрустрация (от латинского «frustratio» – неудача, тщетное ожидание, обман, расстройство задуманного ) – это такое состояние человеческой психики, при котором человек переживает массу негативных чувств, связанных с невозможностью реализовать свои желания или удовлетворить собственные жизненные потребности. Неизбежными спутниками этого состояния является разочарование и опустошение. Простыми словами, фрустрация – это когда желания человека не соответствуют имеющимся у него возможностям, расходятся с ними в той или иной ситуации. Она приводит к эмоциональным травмам, которые являются закономерными и неизбежными. Фрустрацию переживают все люди не зависимо от их половой принадлежности, возраста или статуса в обществе.

По мнению психологов, у детей это состояние проявляется гораздо чаще. И фрустрация не делит людей на богатых и бедных, она свойственна тем и другим в одинаковой степени. Известные психологи Браун и Фербер данное состояние связывают с ситуацией, конечным итогом которой является затормаживание ожидаемой реакции или ее предупреждение.

В психологической науке фрустрация рассматривается с точки зрения внутреннего душевного стресса, негативных эмоций (волнение, тревога, переживание, напряжение, душевная боль и т.д.), которые связаны с невозможностью достижения поставленных целей. Если бы все цели и задачи были легко реализуемы, мы бы не испытывали такой радости, восторга и счастья, когда чего-то добиваемся. Поэтому преодолевая объективные сложности на пути достижения целей, сталкиваясь с поражениями, утратами и невезением, поддаваясь отчаянию или злости, проходя через разочарование, мы учимся бороться с состоянием фрустрации, чтобы в любых жизненных ситуациях оставаться в хорошем настроении и чувствовать себя счастливыми.

Основные признаки фрустрации:

  • наличие непреодолимого стремления добиться желаемого;
  • возникновение на пути движения к цели препятствий и преград;
  • результат несоответствия целей и возможностей – нарушение душевного баланса, внутренней гармонии;
  • зарождение нового желания – восстановление равновесия с помощью приложения усилий.

Психологи находят в таком состоянии проявление закономерности, поскольку оно неизбежно и не зависит от человека.




Майер выделяет два потенциала в поведении людей:

  1. Возможные поведенческие модели, сформированные на основе генетики, условий жизнедеятельности, приобретенного опыта.
  2. Процессы отбора, которые делятся на появляющиеся при возникновении состояния фрустрации и в случае действий, направленных на мотивацию и стимуляцию.

Причины (фрустраторы)

Подразделяются на внешние и внутренние. Первые – не зависят от самого человека, это так называемые внешние обстоятельства, реалии нашей жизни (поломка транспорта, задержка рейса, волокита с получением необходимой справки и т.д.). Вторые – находятся в самом человеке, это свойства его характера и личностные качества (низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие амбиций, нехватка знаний, навыков и умений и т.д.).

Переживания, вызванные внешними причинами, человек переносит легче, поскольку видит причину своих неудач во внешних факторах и барьерах. С внутренними причинами ситуация обстоит сложнее – дело может дойти до нервного срыва, депрессии, основанной на постоянном прокручивании событий, самобичевании и самокопании. Чтобы преодолеть такое состояние, человеку необходимо собраться, проанализировать ситуацию, выявить причины случившегося, сделать для себя необходимые выводы и двигаться дальше, исправляя допущенные ошибки в достижении поставленной цели. Согласно еще одной классификации причины фрустрации подразделяются на следующие группы:

  • Биологические – заболевания, недееспособность, старость, пороки и нарушения физического характера, сексуальные расстройства;
  • Физические – сюда относятся любые ограничения физического характера (ограничение свободы человека в тюремной камере, недостаток денежных средств, за которые хочется что-то купить и т.д.);
  • Психологические – фобии, расстройства любовного характера, потеря близких, умственная отсталость, внутренние конфликты и т.д.;
  • Социокультурные – предписания, ограничения, законы, общественные установки, мешающие человеку получить желаемое; экзистенциальная фрустрация (извечные вопросы добра и зла, поиска смысла жизни); общественная фрустрация (социальные конфликты, страдания от одиночества, недостаток общения и т.д.).

Одним из провоцирующих факторов данного состояния является то, с какой частотой человек не может удовлетворить актуальные потребности и его реакция на собственные неудачные попытки.

Хорошо это или нет?




Фрустрация – это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, когда это состояние мотивирует человека, учитывая все ошибки, преодолевая все препятствия, двигаться дальше к достижению целей. В этом случае фрустрация – полезный показатель жизненных проблем. Плохо, когда она сопровождается выплеском гнева, сильной раздражительностью, обидами, беспокойством, напряжением, чувством безразличия, апатией, потерей интереса, синдромом вины, тревогой, яростью, агрессией, враждебностью, что ведет к снижению самооценки по причине беспомощности и отверженности, а также к стрессу и глубокой депрессии.

Неправильно считать, что фрустрация действует исключительно разрушающе на человека и ее необходимо в обязательном порядке подавить. Психологи убеждают нас в обратном: она – фактор прогресса и развития. Только в том случае, когда человеку нужно преодолеть какие-либо сложности, справиться с возникающими проблемами, он развивается, придумывает какие-то новшества, становится более изобретательным и находчивым, начинает проявлять смекалку и живость ума.

Вдобавок к этому состояние фрустрации способствует выработке силы воли, усилению смелости и энергичности. Самое главное, научиться бороться с негативными эмоциями, которые могут привести к плохим последствиям – серьезным психическим расстройствам.

Формы поведения

В том случае, когда человек затрачивает массу усилий и предпринимает активные действия для достижения поставленных целей, а полученный результат не соответствует его ожиданиям, он разочаровывается и раздражается. Сол Розенцвейг, врач-терапевт и практикующий психолог из Америки, выделяет три формы поведения, в которых проявляется фрустрация:

  • Экстрапунитивная – проявляется в тех ситуациях, когда достижению целей препятствовали внешние причины или посторонние люди. Негативные эмоции, которые возникают у человека: настырность, неудовлетворенность, нервозность, раздражение. Он старается получить желаемое любыми средствами. Эта форма поведения является негибкой и примитивной, человек применяет лишь заученные формы действий.
  • Интрапунитивная – человек направляет всю свою агрессию внутрь себя, винит во всех бедах только себя, занимается самокопанием и самобичеванием. Негативные эмоции, которые возникают у человека: избыточное чувство вины, тревога, подавленность. Он избегает общения, становится замкнутым и неразговорчивым. При такой форме поведения люди отказываются от дальнейших действий, направленных на достижение целей, ограничивают свою активность, отказываясь от необходимости удовлетворить возникшие потребности.
  • Импунитивная – характеризуется отношением человека к нереализованным желаниям и неудовлетворенным потребностям как к тому, что неизбежно. Второй вариант – человек делает вид, что не заметил своей неудачи. Такая форма поведения связана с тем, что в состоянии фрустрации люди не ищут виноватых, а просто делают соответствующие выводы.

Каждый из нас должен понимать, что фрустрация – это обычное, неизбежное состояние. Если поломался транспорт, можно пересесть на другой, если не удалось попасть на желаемое мероприятие, можно найти другой вид интересного времяпрепровождения.



Важно понимать, зависят те или иные обстоятельства от нас или мы никак не можем на них повлиять. И основываясь на этой информации, предпринимать необходимые дальнейшие действия. Основной секрет, как обернуть состояние фрустрации в положительную сторону – это принимать жизнь такой, какая она есть, не усложнять ее.

Фрустрация, депривация и разочарование: сходство и отличие

Депривация и разочарование – две черты, характеризующие эмоциональное состояние человека. Их очень часть путают с фрустрацией. Отличительные черты этих понятий представлены в таблице.

Отличительные признаки

Фрустрация

Разочарование

Депривация

Причина возникновения

Отсутствие ожидаемого результата от приложенных усилий и затраченной энергии

Отсутствие необходимой вещи, которую хочется получить, или самой возможности удовлетворить возникшую потребность

Возникновение отчаяния

Не возникает отчаяния

Возникает отчаяние

Возникает отчаяние

Полученный результат и дальнейшие действия человека

Человек продолжает бороться за поставленную цель, даже в том случае, если еще не понимает, что нужно делать дальше

Человек останавливается на том, чего сумел или не сумел достичь

Человек не получает того, к чему стремился

Существует общий механизм, который связывает эти состояния в одно целое. Начальной точкой является депривация, которая ведет к фрустрации, на которую человек реагирует агрессией, способствующей возникновению тревоги. Последняя помогает человеку защититься от нахлынувших негативных эмоций.

Модели поведения

Существуют разные способы реакции человека на ситуации, ведущие к фрустрации. Фрустрационное поведение с точки зрения психологии бывает следующих видов:

  • Агрессивное – агрессия направляется либо во внешний мир, либо внутрь самого человека (он мучается угрызениями совести, испытывает чувство стыда, обвиняет самого себя);
  • Повышенная физическая возбудимость – человек начинает ходить из угла в угол, накручивать волосы на пальцы и совершать другие бесполезные и неконтролируемые действия;
  • Апатия – человек становится вялым, у него пропадает любое желание что-либо делать (может целый день не вставать с дивана, уставившись глазами в потолок);
  • Бегство – человек избегает тех действий, которые причиняют ему боль и вызывают другие отрицательные эмоции (не отвечает на телефонные звонки, не читает новости и т.д.);
  • Фиксация – направлена на усиление активных действий, запретного поведения, кажется, что человек зациклился на чем-то плохом;
  • Стресс – способствует физическому и душевному истощению, что ведет к хронической усталости, головным болям, язвам, повышению артериального давления, мигреням, инсультам, инфарктам и гастритам;
  • Замещение – когда человек одну неудовлетворенную потребность замещает любой другой;
  • Депрессия – может возникнуть у любого человека независимо от половой принадлежности, расы, вероисповедания, возраста или культуры. Это состояние негативно влияет на все процессы жизнедеятельности человека – сон, питание, общение, общее самочувствие и т.д.;
  • Смещение – когда человек смещает свое фокусирование с одной цели на другую (мама срывается на собственных детей, ругая их за плохое поведение, из-за проблем на работе);
  • Рационализация – когда человек ищет в неудаче те положительные стороны и моменты, которые с ней связаны;
  • Интенсификация усилий – когда человек собирается, мобилизует все свои силы и имеющиеся ресурсы для продолжения начатого;
  • Регрессия – когда человек возвращается к примитивному поведению;
  • Аддиктивное поведение – заедание проблем, что приводит к ожирению, уход от проблем с помощью употребления алкогольных напитков или наркотиков. Эта модель поведения является наиболее разрушительной и бессмысленной. Проблемы она не решит, а только добавит новых – ухудшение здоровья, приобретение вредных привычек.



Примеры из жизни

  1. Вас пригласили на важное мероприятие. Вы подобрали себе гардероб: костюм, туфли, сумочку. Приходите в магазин, чтобы купить конкретные ранее подобранные вещи. И тут выясняется, что костюма такого размера, как вам нужен, нет. И в других магазинах тоже. Все ваши планы рушатся, и вы впадаете в состояние фрустрации. В течение определенного времени не можете логично мыслить, ваша голова занята только одной мыслью о том, что ничего из запланированного не сбылось.
  2. Измена любимого человека. Вы строили совместные планы на будущую жизнь: замужество, рождение детей, покупка жилья и т.д. И весть о том, что любимый вам изменил, является для вас громом среди ясного неба. Весь окружающий вас мир рушится в одну секунду, вам переполняет обида, гнев и разочарование. Через время приходит опустошение. Это состояние будет гораздо длительнее, чем в предыдущем примере с неосуществленной покупкой костюма.
  3. Пример из художественной литературы: лиса из известной каждому басни Крылова: она очень хочет сорвать виноград, но не имеет возможности сделать это.

Важно! Если вы самостоятельно не в силах преодолеть состояние фрустрации, необходимо обращаться за помощью к специалистам, задача которых выявить причины этого состояния, помочь вам проанализировать ошибки, преодолеть негативные эмоции и направить все свои усилия на то, чтобы снова почувствовать себя счастливым и полным жизненных сил человеком.

Фрустрация - это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей. Такое состояние вызывают различные ситуации или замечания других, которые самому человеку кажутся несправедливыми или преувеличенными. Это может быть отказ знакомого, к которому обратились за помощью, большой счет за ремонт машины или из-под носа ушел троллейбус. Такие или похожие ситуации могут легко испортить настроение.

Однако для психологов фрустрация больше, чем обычные неприятности, которые человек быстро забывает.

Симптомы

Выделяют следующие симптомы фрустрации:

  • Безвыходное положение.
  • Невозможность сразу отмежеваться от того, что происходит, и не обращать внимания.
  • Желание выйти из создавшегося положения и неумение найти выход.

Фрустрацию можно диагностировать и средствами медицины. Например, измерив давление кожи и сосчитав количество сокращений сердца, охваченного фрустрацией человека, можно заметить наглядные изменения. Однако общих норм нет, потому что один и тот же фактор, вызвавший плохое настроение, на одних людей действует сильнее, а на других слабее.

Влияние фрустрации на психику человека

Намного важнее, чем физическая реакция, является влияние фрустрации на психику человека, которое проявляется у каждого индивидуально.

Агрессия

Нередко переживания, вызывающие ухудшение настроения людей, порождают агрессию. Исследования показали, что так чаще всего реагируют мужчины. Мужчины, которые на работе все время чувствуют давление и не достигают желаемых результатов (не сделали карьеры, их не хвалят), намного чаще причиняют боль своим женам и детям, чем те, которым все удается. Психологи пытаются объяснить окончание состояния фрустрации - теорией агрессии фрустрации. Они утверждают, если человек стремится к цели, однако его блокируют, то у него возникает приступ агрессии. Согласно другой теории отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией, могут проявиться различными реакциями, зависящими от способности человека преодолевать стресс.

Депрессия

Женщина, охваченная фрустрацией, также может реагировать агрессивно. Однако чаще ее реакция - плохое настроение, отсутствие интереса к чему-либо, равнодушие, отсутствие желания что-либо делать. В связи с такой депрессией часто проявляются психические расстройства, например, булимия.

Болезненное желание делать покупки

Похожая на депрессию реакция - болезненное желание делать покупки, характерное для женщин. Как конфетки для успокоения сердца покупается одежда или средства косметики, которые женщине совершенно не нужны.

Регрессия

Другая реакция на фрустрацию - это регрессия (характерна для детей). Например, ребенок очень огорчается и меняется его поведение, если он не получил подарка, которого сильно желал, или не смог дождаться оценки или изменились условия его жизни. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Например, ребенок, в доме которого появился младенец, начинает мочиться в постель.

Разочарования

Без разочарований не проходит ни одна человеческая жизнь. Однако эти чувства можно научиться преодолевать. С этой точки зрения очень важна терпимость к фрустрации. Это означает, что удовлетворяя свои потребности и желания, всегда необходимо смиряться с большими или маленькими разочарованиями, иметь способность оценить ситуацию или поставить перед собой цель, более легкую для достижения. Необходимо научиться от чего-то отказываться, уступать, жертвовать, потому что это необходимое условие человеческого общения. Конечно, это не означает, что необходимо от всего отказаться и не чувствовать никакого удовлетворения.

Каждый человек должен научиться преодолевать разочарования. Если малышу все позволить и не установить никаких ограничений, то этим мы ему не поможем, потому что он никогда не сумеет преодолеть свое разочарование.

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.


Современная психология описывает несколько психических состояний на критическую ситуацию. Это стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Фрустрация это эмоциональное состояние, при котором человек не может удовлетворить свои потребности и желания, так как у него нет необходимых возможностей, средств, условий или на пути у него стоит препятствие. Длительное пребывание в этом состояние может привести к серьезной дезорганизации жизни и к проблемам со здоровьем.

Причины фрустрации

Причины фрустрации в психологии делятся на внешние и внутренние. Внешние фрустраторы созданы обстоятельствами извне. Примеры:

  • Отказ любимого человека вступить в брак;
  • Сломанный автомобиль;
  • Нет билетов на автобус.

Внешний фрустрирующий фактор связан с задержками, неудачами, отказами, утратах. Внешние препятствия могут быть социальными (водитель не приехал вовремя, человек прошел без очереди) или несоциальными (дождь во время поездки на природу, телефон разрядился во время важного звонка). Так как человек взаимодействует в социуме, то для него важна социальная фрустрация. Социальные источники вызывают чувство бессилия и тесно связаны со стрессом.

Фрустрация потребностей возрастает, когда увеличивается срочность или важность блокированного мотива. Состояние фрустрации усиливается, если человек оказывается рядом с целью.

Пример: студентка фрустрирована из-за того, что до получения красного диплома ей не хватило одной отличной оценки.

Определение внутренней фрустрации основано на личных характеристиках человека. Если человеку не хватает знаний и здоровья для получения профессии или он слишком честен, чтобы работать на определенной должности, где требуется хитрость.

Реакции на фрустрацию

Самая частая реакция на фрустрацию – агрессия. Это связь очень сильно распространена в жизни, примеры можно найти в любой хронике новостей. Существует теория фрустрации, которая утверждает, что агрессия относится к единственной реакции. Определение враждебного поведения классифицируется следующими формами:

  • Открытая форма;
  • На источник фрустрации;
  • Затаенная форма;
  • Форма, направленная на самого себя;
  • Реальная;
  • Вербальная;
  • Физическая;
  • Воображаемая.

Фрустрация это эмоциональное состояние, она характеризуется и другими формами поведения. К тому же агрессия часто не поощряется обществом, поэтому человек ищет другой выход. Фрустрация в психологии рассматривается следующими моделями поведения:

  1. Замещение. В этом случае у блокируемой потребности происходит замена. Выбирается другая потребность.
  2. Двигательное возбуждение. Тревога, гнев, разочарование – это эмоциональное определение фрустрации. Состояние может характеризоваться бесцельными и неупорядоченными действиями. Пример: человек бегает по квартире, крутит волосы, грызет карандаш или ногти.
  3. Апатия. Стрессовый фактор может влиять в противоположном направлении. Человек становится апатичным и вялым. Существует фрустрация экзистенциальная, ее симптомы – апатия и потеря смысла жизни.
  4. Фиксация. Человек может застревать на фрустрирующем обстоятельстве. К примеру, поступать в один и тот же ВУЗ, преследовать объект любви, который отказал во взаимности.
  5. Стресс. Стресс и фрустрация тесно связаны, сильное напряжение приводит к усталости, головным болям, гипертонии, общей усталости.
  6. Депрессия. Депрессивный синдром входит в международный справочник болезней, характеризующийся устойчивым снижением настроения, нарушением мышления и двигательной заторможенностью.
  7. Аддиктивное поведение. Относится к непродуктивным способам, попытка сгладить фрустрирующий фактор алкоголем и наркотиками саморазрушительна. В аддиктивное поведение входит и попытка преодолеть проблему заеданием, курением, уходом в виртуальную реальность.

Очень много зависит и от того, как человек реагирует на неудачи. Тревожность и фрустрация чаще всего присутствуют у меланхолика, у сангвиника – замещение. Холерик ищет того, на кого бы сорвать злость, а флегматик в психологии фрустрации очень устойчив к критическим ситуациям в силу особенностей нервной системы.
В чем отличие фрустрации от депривации смотрите в видео:

Фрустрация в личной жизни

Любовная фрустрация ярко проявляется в интимно-личностной сфере. Разрыв отношений иногда усиливает любовь брошенного партнера. Если отсутствует взаимность или предмет любовной страсти выказывает пренебрежение, то на него может быть направлена агрессия. Яркие примеры можно встретить в криминальной хронике, самые крайние случаи – обливание кислотой, угрозы и похищение. Фиксация на человеке ведет к тревоге, депрессии. Любовная фрустрация иногда требует консультации специалиста, так как страдают оба человека.

Сексуальная фрустрация возникает при разочаровании, неудовлетворенности после сильного возбуждения.

У мужчин психические состояния сопровождаются нервным напряжением, неприятными ощущениями внизу живота. Длительная невротизация может привести к половой дисфункции.

Сексуальная фрустрация у женщин проявляется при регулярном ощущении возбуждения, но оргазм не достигнут. Это может быть в случае ускоренной эякуляции партнера, недостаточным воздействием на эрогенные зоны. После сексуального акта женщина испытывает тяжесть внизу живота, у нее возможна бессонница, головная боль, часто состояние сопровождает нервное напряжение.

Иногда ситуация налаживается после смены партнера. Любящим парам может потребоваться консультация сексолога.

Как справиться

Последствия фрустрации разрушают организм. Исследования ученых показывают, что фрустрирующие ситуации могут приводить к болезням. Как помочь себе? Для начала стоит разобраться в себе, определение фрустрации – это самое сложное.

Наша психика пластична, поэтому мы можем и не догадываться о причинах поведения. Стоит разобрать психологический завал в жизни, для этого советуют провести анализ удовлетворенности по следующим направлениям :

  • тело;
  • профессия;
  • увлечение;
  • отношение с противоположным полом;
  • цели;
  • семья.

Стоит понимать, что нельзя полностью исключить из жизни фрустрирующие ситуации. Несмотря на усилия, всегда можно столкнуться с тем, то вызовет гнев или агрессию. Поможет , йога, медитация.