День и ночь тютчев тема. Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «День и ночь. Анализ стихотворения день и ночь тютчева

Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.

В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».

Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» - хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».

Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие - «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Сейчас смотрят:

Роман Достоевского «Преступление и Наказание" - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека». Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, жи

Зима-мое любимое время года. Все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. От снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. Так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников. Вот дунул ветерок и с ветки слетела охапка снега... А на другую ветку уселся снегирь, выпятив огненную грудку вперед, и замер, прислушиваясь к гулу маши

Напевно в кожній сім’ї є спільні інтереси або традиції, які об’єднують усіх її членів. У кого-то це приготування традиційної страви або спільна настільна гра, у кого-то відпочинок в певному місці або перегляд старого фільму, а в нашій сім’ї всіх об’єднує спорт.З дитячого садка або шкільної лави нам розповідають про користь занять спортом, проводять зарядки, уроки фізкультури, але багато зупиняються на цьому рівні. У нашій родині спорт с

Вибір – це завжди важко. Ніколи не знаєш, чого краще віддати перевагу, які наслідки дасть той чи інший варіант, в який бік краще качнути чашу терезів. Найкраще розглядати варіанти не тільки з боку розуму, але і з боку моральності, совісті.Моральний вибір – це не просто вибір, зроблений серцем, а вибір, правильний з боку моралі та етики. Це вибір добра чи зла.Часом моральний вибір випадає перед людиною в найдрібніших, але часом і в самих

Чацкий - молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Грибоедов мудр, выдержан и хладнокровен, он отличается исторической прозорливостью («С

1894-1917 гг. - период правления в России императора Николая II, по­лучившего от радикальной оппозиции прозвище «Кровавый» после Ходын- ской трагедии 1896 г. Во внутренней политике перед Ни­колаем II стоял целый ряд проблем: отсутствие политических прав и свобод у населения, нерешенность аграрного и рабочего вопросов. В начале цар­ствования Николай II не предприни­мал серьезных усилий для решения назревших проблем, что привело к револю

«Зощенковский герой» - это не банальный «образ обывателя», а сложно организованный диалог автора и персонажа. Исторически он восходит к таким многозначным явлениям, как рассказчики) «Повестей Белкина», соотношение автор и Чичиков в «Мертвых душах», «диалогическое» слово Достоевского, «лирический герой» поэзии и прозы Козьмы Пруткова, лесковский сказ, «Ich-Erzahlung» чеховской новеллистики. Подобно своим предшественникам, Зощенко достига

Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский умудренный опытом, зак

«Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны - это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая - реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям. В «Песне про купца Калашникова» поставлена проблема чести и долга. В современной ему действительности Лермонтов не нашел, да и не искал, такого жизненного мат

Начало двадцатых годов нашего века…Из истории известно, что это являлось переломным временем в жизни нашей страны. Первая революция, свержение царя, приход к власти большевиков. Все это наносило определенные изменения на жизнь населения России. В обществе выделилось два основных социальных слоя: богатые и бедные. Налицо был полный контраст между ними. Помпезные дворцы и нищие лачуги, роскошные рестораны и ветхие ночлежки и приюты. Как т

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября в 1803 году. Родом он был не из простой крестьянской семьи. Долгое время Федор Иванович Тютчев находился на домашнем обучение.

Писать стихотворения Федор Иванович Тютчев, стал еще в раннем возрасте. Первое свое стихотворение Федор Иванович Тютчев написал, когда ему исполнилось семь лет.

Федор Иванович Тютчев, пережил в своей жизни много трагических моментов, которые ему преподнесла роковая судьба. Самый главный и горький удар в его жизни случился в среднем его возрасте, у него умирает горячо любимая жена. Целую ночь, Федор Иванович Тютчев, проводит у гроба покойной, после чего за несколько часов седеет, можно сказать на глазах, от трагического расстройства и переживания.

За всю свою жизнь, Федор Иванович Тютчев, написал более четырех сот бессмертных стихотворений, тематика которых была в основном о размышление на психологическую тему. Стихотворения Федора Ивановича Тютчева имели философский характер. Вот, например одно из бессмертных стихотворений Федора Ивановича Тютчева, которое называется “День и ночь”.

На мир таинственный духов, над этой бездной безымянной, покров наброшен златотканый высокой волею богов. В этих строках автор говорит о белом дне, который подарили высшие силы.

День — сей блистательный покров день, земнородных оживленье, души болящей исцеленье, друг человека и богов! В этих строках автор описывает так же белый день, который предназначен для всего живого, что именно среди бело дня можно бодрствовать радоваться жизни, а так же пишет о том, что белый день способен вылечить даже болящего.

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового ткань благодатную покрова, сорвав, отбрасывая прочь… и бездна нам обнажена со своими страхами и мгами, и нет преград меж ей и нами — вот отчего нам ночь страшна! В этих строках автор описывает ночь, как воинственное темное время суток. Что именно с наступлением ночи, людям открываются их страхи и волнующие их мрачные мысли.

Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.

В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».

Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» - хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».

Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие - «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Стихотворение состоит из двух восьмистрочных строф. Как и следовало ожидать, размер (четырехстопный ямб) во всем произведении остается неизменным. Существует только небольшая вариация в ритмической схеме. Каждая строфа состоит из двух блоков по четыре строки (обозначенных пунктуацией и синтаксисом), в которых мужские рифмы окружают женские. Разница заключается в том, что в первой строфе одни и те же мужские рифмы в строках 1, 4, 5, 8, в то время как вторая строфа использует две различные мужские рифмы.

Название просто представляет день и ночь, но само стихотворение противопоставляет их: первая строфа посвящена дню, вторая – ночи. Тот факт, что вторая строфа начинается со слова «Hо», явно подчеркивает этот контраст. Другие сдвиги способствуют этой оппозиции: первая строфа написана исключительно как наррация от третьего лица, в то время как вторая на полпути переключает повествование, неожиданно вводя множественное число первого лица. Первая строфа, по существу, является гимном, вторая же становится признанием страха. Эти сопоставления усиливаются еще больше через статические оппозиции в грамматике русского языка: «день» принадлежит к мужскому роду, «ночь» — к женскому. Грамматический род, факт, в русском языке обычно не связанный с определенным значением (то есть, нет ничего по своей сути женственного в «тетради» или мужского в «блокноте», хотя оба слова соотносятся с записными книжками), становится еще одним средством создания контраста. У всех славянских, германских и романских языках «день» мужского рода, а «ночь» — женского, но только поэты (в отличие от обычных носителей языка) склонны рассматривать это противопоставление как семантически значимое. Тютчев даже использует различные ритмические и звуковые техники, чтобы разграничить свои ключевые понятия. В первой строфе он акцентирует внимание на слове «день», поместив его на стыке в начале двух последовательных строк. Слово «ночь» тоже дважды появляется во второй строфе, в первой и последней строках. Если «день» размещается в центральных строках строфы, то «ночь» — на краях. Если «день» всегда находится в начале строки, то «ночь» тяготеет к концу. В первом случае она занимает позицию рифмы как последнее слово строки, наиболее выдающуюся позицию. (В первой строке второй строфы день уступает ночи в самом буквальном смысле этого слова, поскольку «день» встречается во второй стопе, а «ночь» — в четвертой). Последний раз «ночь» появляется как предпоследнее слово в заключительной строке произведения, где она перекликается с рифмой «ночь / прочь» первой и четвертой строки и опирается на звуки, которые непосредственно предшествуют ей: «Вот отчего нам ночь …». Тютчев аккуратно вплетает оба ключевые понятия в звуковую текстуру стихотворения, но он делает это по-разному в каждой строфе.

Короче говоря, строфическая структура подчеркивает во многих отношениях тематику стихотворения. Для того, чтобы создать контраст, Тютчев противопоставляет две строфы и активизирует многочисленные языковые качества, которые в обычной речи или прозе прошли бы незамеченными: ритм, грамматический род, положение слова в строке. Первая строфа, очевидное празднование дня, по существу, уничтожается второй. В конечном итоге ночь одерживает победу, разрывая пополам нестойкий покров дня и заставляя нас противостоять бездне, скрывающейся под ним.

(Wachtel M. The Cambridge Introduction to Russian Poetry. – New York: С ambridge university press, 2004. – P. 31-32)

В каждом его стихотворении чувствуется не
только взгляд художника, но и ум мыслителя.
В. Брюсов

Среди поэтов XIX века Ф. И. Тютчев выделяется своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык природы, понять значение и возможности человека в мире природы. Как философ Тютчев разделяет пантеистические взгляды. Человек - часть великого мира природы, которая имеет подлинное бытие. А человек лишь ее «греза», «мыслящий тростник». И этот «мыслящий тростник» пытается понять все таинственное, загадочное в непостижимом, но близком ему мире природы.

В поэзии Тютчева есть особая парная тема: день и ночь. Она раскрывается не только в одноименном стихотворении, но и во многих других произведениях поэта, которые можно разделить на «дневные» и «ночные».

В стихотворении «День и ночь» Тютчев представляет день как «златотканый покров», «скрывающий от человека таинственный и бездонный мир духов, мир космоса»:
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но ночь срывает «с мира рокового» «ткань благодатную покрова». И перед человеком обнажается бездна космоса «с своими страхами и мглами». И человек чувствует свою ничтожность и беззащитность перед огромным и таинственным пространством:
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Душа человека - вместилище двух миров: «мира дневного» и «хаоса ночного». В ночные часы человек особенно ощущает свою причастность к космосу. В стихотворении «Бессонница» герой Тютчева читает «томительную ночи повесть». Она будит уснувшую совесть, она напоминает о неизбежном ходе времени, заставляет посмотреть на жизнь со стороны:И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак, на краю земли.

Звезды у Тютчева - это «живые очи» божества, которые вечно глядят на землю, на человека. Но нам они видны только ночью. Они и зрители, и судьи, и вечное напоминание человеку о его неразрывной связи с мирозданием, с мировой душой.

Ночь у Тютчева - это и символ стихии, мощной, всесильной. День - «золотой ковер» цивилизации, мираж, который может быть разрушен стихией. Что способно усмирить стихию, защитить цивилизацию и человека? Один из таких заслонов - красота и поэзия. Поэзия не боится мучительных зрелищ, она вдохновляется истиной, какой бы она ни была:
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах, -

пишет Тютчев в одном из «ночных» стихотворений - «Видение». Поэзия у Тютчева - посланница небес, некий посредник между Богом и людьми, между небом и землей, днем и ночью. Ее роль - примирительная:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

Может быть, стоит внести в нашу жизнь немного поэзии, ее красоты и разума - и легче станет нести груз дня и суд ночи. А тайны мироздания станут ближе и понятнее.

    В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов,...

    Тютчев вышел на прогулку под вечер. Вообще он очень любил переходные часы суток, когда гаснет день и всё мироздание открывает двери наблюдательному человеку в свои царские покои. Но в последнее время у него болели ноги, особенно голени, и ему стало не...

    Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по...

    1. Пульсация внутренней жизни. 2. Сочетание внутреннего и внешнего миров. 3. Противоречия и дорисовки в картинах природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Пейзажи нередко вызывают восхищение не только поэтических...