Депрессия и стресс – проблемы современного человека. Стресс в современном мире — причины и способы победить Не то, чем кажется

Стресс в современном обществе - это норма жизни. Нервная система человека не всегда готова к нагрузкам. Главное последствие стресса - депрессия. Считать ее хандрой означает не видеть проблемы. Депрессия - это серьезный душевный недуг, который требует лечения.

Стресс преследует современного человека

Стресс – адаптация организма к окружающему миру

Стресс в современном мире - привычное явление. Так было всегда. Когда организм испытывает стресс, он пытается адаптироваться к изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он вообще не смог бы выжить.

Отличие древних людей и современных все-таки есть. Если раньше негативные эмоции можно было сбросить в драке, то сегодня принято решать все цивилизованным путем.

Стрессоустойчивость в современном ритме жизни нужно повышать. В этом помогут методики укрепления нервной системы: дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж и др.

Что происходит с организмом при нервном напряжении? В конфликтной ситуации нервная система подает сигнал, активизируя свои защитные функции:

  • в крови повышается уровень адреналина и других гормонов;
  • учащается сердцебиение;
  • мышцы напрягаются.

Все тело - в боевой готовности, как перед атакой. Обычно разрядки так и не происходит. Это провоцирует упадок сил, ведь организм работал на пределе своих возможностей, а восстановиться не успел.

Стресс может вызвать любое событие. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать стресс: бессердечность знакомых, неприятный разговор с начальством, необходимость работать без выходных. Реакция на них зависит от восприятия человеком мира. Впечатлительные натуры чаще испытывают стресс, чем люди с рациональным складом ума.

Влияние стресса на организм

Проблема стресса в обществе в основном касается жителей больших городов. Влияние мегаполиса, его ускоренный ритм, делает людей заложниками стресса. Само стрессовое состояние можно разделить на три этапа.

  1. Защита.
  2. Адаптация.
  3. Истощение.

На стадии защиты активизируются все системы организма: он готовится защищаться или бежать. На стадии адаптации работа организма направлена на привыкание к сложившейся ситуации. В этот момент тело работает на износ. Очень часто в состоянии стресса человек не чувствует голода и усталости. Это спровоцировано мощным выбросом гормонов в кровь. В этот момент нервные клетки начинают отмирать. Защитные функции организма снижаются.

Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые доказали, что их регенерация происходит, но медленно. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, нужно повышать стрессоустойчивость.

Стресс и его влияние на тело человека

Как выявить стресс

Последствия стресса проявляются не сразу. Долгое время у человека нет никаких симптомов нервного истощения, но уже страдают все системы органов. Симптомы стресса:

  • быстрая утомляемость;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • проблемы с вегетативной нервной системой;
  • частые головные боли;
  • раздражительность, появление фобических расстройств;
  • затяжная депрессия.

Депрессия - это не просто подавленное настроение. Характерные симптомы: утрата интереса к жизни, тревожность, панические атаки, нежелание общаться с людьми, нарушения сна. Стресса избежать нельзя, но можно повысить устойчивость организма к воздействию стресса.

Секреты повышения стрессоустойчивости

Дайте организму возможность восстановиться. Неправильное питание и недосып провоцируют появление нервного истощения. Главное - наладить режим питания и сна. Если вы не можете уснуть, нужно помочь нервной системе расслабиться. Для этого примите расслабляющую ванну с морской солью и выпейте травяной отвар.

Давно доказано, что лекарственные растения содержат уникальные компоненты, необходимые для восстановления нервных клеток. При стрессе и для профилактики можно использовать отвары трав:

  • валерианы;
  • пустырника;
  • ромашки с мятой;
  • зверобоя и мелиссы;
  • девясила;
  • боярышника.

Для приготовления отвара возьмите 1 ст. л. растительного сырья на 1 л кипятка. Настаивайте 1 час. Принимайте по 1 ст. л. 3 раза в день или в виде чая. Травяной раствор следует разводить в пропорции 1:3.

Не увлекайтесь концентрированными отварами, чтобы не спровоцировать интоксикацию организма. Будьте особенно осторожны с отваром боярышника и пустырника - соблюдайте дозировку.

Девясил — отличное успокоительное средство

Витаминотерапия

Нервные клетки нуждаются в подпитке витаминами. Авитаминозы часто становятся причиной многих заболеваний. В построении нервных клеток участвуют витамины группы В, А, Е, D, белки. При недостатке этих веществ развиваются такие симптомы:

  • переутомление;
  • раздражительность;
  • панические атаки;
  • бессонница;
  • высыпания на коже;
  • нарушение работы ЖКТ.

Все необходимые витамины содержатся в свежих фруктах, овощах и орехах. Источник белка - белое мясо, крупы (гречневая, овсяная, пшеничная, ячневая), молочные продукты. Восполнить запас энергии помогут бананы и яблоки. Между тремя основными приемами пищи устраивайте перекусы фруктами или овощами.

Молокопродукты — источник белка

Поработайте над собой

В профилактике и лечении стресса важное значение имеет психологическое состояние человека. Депрессия возникает из-за неправильного восприятия ситуации. Не нервничайте по пустякам. Научитесь ценить то, что у вас есть. Для этого попробуйте методики расслабления, психологической стимуляции. Так вы сможете обойтись без лекарств.

Научитесь отключаться от внешнего мира хотя бы ненадолго. Так вы сможете быстро расслабить мышцы и дать нервной системе передышку. В результате вы успокоитесь и сможете найти правильное решение проблемы. Не забывайте об умеренных физических нагрузках. Занятия спортом способствуют высвобождению энергии и выработке эндорфинов.

Общайтесь с приятными людьми. Не заменяйте встречу с подругой в кафе на переписку в соцсетях: разговор по душам поможет понять, что в жизни не все так плохо.

Займитесь любимым делом. Старайтесь получать больше положительных эмоций. Во время эмоционального подъема в организме вырабатываются вещества, необходимые для восстановления нервной системы.

Проблема стресса актуальна для всех

Не только взрослые страдают от стресса. Дети также подвергаются его влиянию. Многие психологические проблемы возникают у людей в зрелом возрасте потому, что в детстве не было возможности справиться со страхами, научиться позитивно общаться.

Если бы каждый человек в детстве научился бороться со страхами, то в будущем не было бы переживаний по поводу сдачи экзаменов или приема на работу. Обучение в школе, общение со сверстниками, нежелание взрослых серьезно воспринимать детские проблемы - все это сильный стресс для ребенка.

Неуверенность в себе часто провоцируют учителя и окружающие люди. Родители должны помочь ребенку осознать, что каждый человек - это личность, которая развивается по-своему.

Если у ребенка что-то не получается, не называйте его глупым. Скажите лучше так: «Старайся, и у тебя обязательно все получится». Нужно научить ребенка правильно выходить из конфликтных ситуаций. Это поможет в дальнейшем избежать проблем в общении.

Частые сильные стрессы могут травмировать психику ребенка и сделать из него социофоба. Поговорите и выясните причину плохого настроения ребенка. Доверительная беседа необходима, потому что ребенок может быть в опасности. В соцсетях существуют группы, которые провоцируют детей совершать самоубийства. Еще одна проблема - травля со стороны других детей. Это несет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Причины появления нервного истощения у взрослых и детей:

  • неправильное восприятие ситуации;
  • чрезмерная восприимчивость;
  • физическая утомляемость.

Во многом появление стресса провоцирует ускоренный ритм жизни и детские страхи. Если ребенка научить бороться со стрессом, то можно избежать многих проблем в дальнейшем. Старайтесь спокойно реагировать на проблемы и не зацикливаться на тех, которые не можете решить.

Депрессия и стресс – настоящий бич современного общества. Нервная система людей, живущих в постоянном физическом и эмоциональном напряжении, не всегда успешно справляется с нагрузками, зачастую организм просто не выдерживает, и на этом фоне возникает какое-либо из перечисленных заболеваний.

Депрессия – это не просто подавленное печальное состояние, это болезнь, которая требует активного лечения. Возникает она, как правило, под влиянием сильных негативных переживаний, нередко в результате аффекта. Нервная система после сильнейшего напряжения резко истощается, резервы организма опустошаются, происходят нарушения в гормональной сфере, что влечет за собой тяжелые психические и даже физические последствия. В отдельных случаях причиной возникновения депрессии может послужить физический недуг (или травма), влияющий на выработку гормона радости – серотонина.

Для депрессии характерны утрата интереса к жизни, нежелание общаться с окружающими, снижение уровня эмоционального восприятия, тревожность, нарушения сна. Сюда же можно отнести проблемы с аппетитом (обычно его снижение, но иногда появление тенденции к перееданию), повышенную утомляемость, запоры, снижение эффективности труда и даже суицидальные мысли.

Сам у себя человек не может диагностировать депрессию, для этого необходимо посещение соответствующего специалиста (психолога или психотерапевта), который по совокупности симптомов определит состояние и назначит грамотное лечение депрессии.

Психолог по роду своей деятельности может дать общие рекомендации, касающиеся именно психологического аспекта. Назначать медицинские препараты, в частности антидепрессанты и лекарства, стабилизирующие сон, может специалист с соответствующим медицинским образованием – психотерапевт или психиатр. Несмотря на всю серьезность заболевания, избавиться от депрессии достаточно легко, главное, ответственно отнестись к собственному здоровью и следовать всем рекомендациям.

Схожую природу возникновения имеет и негативный стресс, возникающий как ответ организма на любое сильное воздействие извне. Как правило, речь идет об эмоциональных потрясениях или перманентном психологическом напряжении, в котором находится человек. Лечение стресса возможно без приема медикаментов под наблюдением квалифицированного психолога, ведь главное – дать возможность истощенной нервной системе обновиться, а организму хорошо отдохнуть и набраться сил.

Комплексные методики, разработанные специалистами, позволяют избавиться от стресса даже в ходе напряженных рабочих дней, минимизировав негативное воздействие внешних факторов на нервную систему и психику человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В последнее время можно часто услышать: «Не могу работать, у меня депрессия», «Все надоело, все раздражает -- может, у меня депрессия?», «Не приставай к ней, у нее депрессия». Кажется, еще недавно мы не знали такого слова. Наш век «подарил» нам много разных, ранее не известных, болезней, но относится ли это к депрессии?

Обратимся к классике, например к Пушкину отрывок из «Евгений Онегин»:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора;

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Или вот, Грибоедов отрывок из «Горе от ума»:

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки…

Сплин (с англ. яз. - подавленное настроение, уныние), хандра, скука -- не разные ли это имена одной и той же напасти? Ну конечно, наши классические литературные герои -- и Онегин, и Чацкий -- страдали ничем иным как депрессией, весьма распространенной и в наше время. Так что же это такое?

Само слово происходит от латинского depressio -- подавление, подавленность. Это психическое расстройство, которое вторгается в настроение человека, в его эмоциональную сферу.

Депрессия -- серьезное заболевание, причиняющее боль и страдание не только тем, кто болен, но их родным и друзьям. Число людей, страдающих депрессией, точно назвать нельзя. Но все же известно, что такое расстройство отнюдь не редкое, и настолько распространено, что его называют «простудой» среди психических заболеваний. Но не всегда при снижении жизненного тонуса можно говорить о депрессии; настоящая депрессия включает в себя несколько компонентов.

Во-первых, настроение -- подавленное, угрюмое, когда ничего не хочется. По одной из гипотез, депрессия -- это защитный механизм, когда человека обуревают неисполнимые желания, один из способов сохранить себя -- отказаться от желаний вообще.

Во-вторых, искажается восприятие мира. Будущее видится исключительно в мрачных тонах. Человека мучает бессонница или, наоборот, все время тянет в сон. Физически сил нет совсем, нужно приложить неимоверные усилия, чтобы просто встать с постели. Кроме ощущения бессмысленности жизни и восприятия себя как полного неудачника, при глубокой депрессии человека часто мучает чувство вины, причем, как правило, абсолютно необоснованное. Депрессия характеризуется также чувством постоянной изматывающей усталости, пассивности и безразличия к жизни и работе. Внешне человек, испытывающий депрессию, выглядит вялым, в глазах -- пустота и отрешенность.

Нужно принять во внимание, что время от времени депрессию переживают почти все люди. В письмах Пушкина, начиная с 1834 года, попадаются такие фразы: «У меня решительно сплин…», «Начал много, но, ни к чему нет охоты…» Или письмо драматурга Леонида Андреева: «Началась бессонница. Все не сплю. Я нездоров… Видимых причин как будто и нет. Невидимые -- где-то глубоко, в душе. Все болит, работать не могу, бросаю начатое». Знакомые и удивительно схожие симптомы, не правда ли?

Нет человека, который бы не знал, что такое сниженное настроение, чувство подавленности и безнадежности. Часто мы находим оправдания своему мрачному настроению, но выявляем ли мы при этом истинную причину? Подумаем, из-за чего мы впадаем в депрессию:

Разные люди говорят о различных и даже противоположных истоках своего состояния. Реальные причины депрессии могут быть в индивидуальной предрасположенности к переживанию тяжелых эмоциональных состояний: повышенная чувствительность, тонкость, незащищенность, ранимость. Склонны к депрессии люди, которые воспитывались в конфликтных семьях, и в детстве часто переживали чувство обиды, страха, унижения и подавленности.

Среди причин депрессии также хронический стресс, когда в течение длительного периода человек чувствует неуверенность в завтрашнем дне, живет в условиях нестабильности, социальной и финансовой незащищенности.

Депрессия возникает и тогда, когда многие годы человек вынужден испытывать унижение от другого, близкого и значимого человека, и по различным причинам не может разорвать болезненные для него отношения. Также симптомы депрессии могут проявиться на фоне соматического заболевания, или как побочный эффект при приеме лекарств.

Определенные аспекты нашей личности, могут нас сделать более расположенными к заболеванию -- предъявление к себе повышенных требований, неумение расслабиться, неохотное обращение за помощью, склонность к постоянной тревожности. Депрессия менее свойственна людям гибким и уступчивым, уверенным, спокойным за свои социальные позиции и способным без затруднения говорить с другими о своих проблемах. Тем не менее, жизнерадостные и активные люди, хоть и реже впадают в депрессию, тоже могут испытать подобное расстройство, но и переживают они такое состояние острее -- настолько оно чуждо их личности.

Каждому человеку в своей жизни приходится испытывать различные оттенки настроения. Нет ничего ненормального или странного в том, что мы реагируем на потерю работы или любимого человека, погружаясь в мрачные мысли. Когда же такие чувства несоразмерны со случившемся, крайне резко выражены и нарушают нашу работу и ежедневную жизнь, можно говорить об одной из форм депрессивного расстройства.

Переживая большую потерю в личной жизни, например, смерть близкого человека, мы испытываем некоторые симптомы депрессии: трудно спать, не хочется есть, делать, что нужно. Такие симптомы после понесенной утраты на какое-то время -- явление нормальное, если постепенно, по мере того, как вы смиряетесь со своим горем, ваши ощущения возвращаются к обычному состоянию. Грусть и тревога -- обычная, здоровая реакция у людей на утраты и неприятности. После серьезной потери такие симптомы считаются нормальными примерно в течение 2-ух месяцев. Но если такая реакция упорно держится дольше, то она может перерасти в болезненное состояние, когда человек уже не может жить нормальной жизнью.

Важный показатель различия между обычной грустью и клинической депрессией -- это внутренняя самооценка. В состоянии депрессии люди постоянно борются с плохими мыслями о себе, о жизни, о своем будущем. Они чувствуют себя безвольными и беспомощными, неспособными к общению с другими людьми. Конечно, и в обычном состоянии дурного настроения или уныния люди тоже задумываются о своей жизни и будущем, но в целом они не теряют душевного равновесия и остаются, такими, какие они есть, не падают духом и сохраняют работоспособность.

В той или иной степени риск заболеть депрессивным расстройством есть у каждого из нас. Депрессия может поражать всех: и богатых, и бедных, и молодых, и старых, состоящих в браке или нет. События, приводящие к напряжению и стрессу, возникают в жизни любого. Однако статистика показывает, что среди женщин депрессия встречается в два раза чаще, чем среди мужчин, хотя причины депрессии у мужчин и женщин обычно лежат в разных плоскостях: если подавленное состояние мужчин чаще всего связано с их социальным положением, то женщина острее реагирует на потрясения в эмоциональной сфере. Возрастных ограничений для депрессии также практически не существует, меняются лишь обстоятельства жизни, которые вызывают расстройство.

Также стоит отметить, что обычно мы рассуждаем о депрессии как о враге, с которым нужно беспощадно бороться, но депрессия не всегда является врагом, иногда она говорит с нами как друг, к которому стоит прислушаться:

Например, если в течение продолжительного времени вы переживаете депрессию, это может свидетельствовать о том, что вы на грани нервного срыва от переутомления, и хотя бы на несколько дней следует сделать передышку. Также, если вы переживаете депрессию -- это знак того, что, возможно, вы живете не так, как должны или хотите. Что-то важное нужно менять в своей жизни с тем, чтобы улучшилось настроение, и появилась жизненная энергия. Если вы в какой-то определенной области имеете выраженные способности и не реализуете свое предназначение, у вас может возникнуть подавленное настроение и депрессия. Самовыражение -- важное условие для психического здоровья яркого и одаренного человека.

Итак, плохое настроение и снижение жизненного тонуса переживают все люди, но относятся к этим состояниям по-разному. Немногие из нас верят, что своим настроением, своей жизненной энергией можно управлять. На самом деле, это совсем несложно, стоит только выработать навыки самоуправления.

Старайтесь не «застревать» на плохих мыслях и настроениях. Люди накручивают себя, окружающих и перестают замечать то хорошее, что есть в их жизни. Нельзя зацикливаться -- думать все время об одном и том же, о чем-то горестном и тяжелом. Помните, что советует соседка брошенной жене Наде в фильме «Любовь и голуби»? «Ты встань, не лежи. Думы-то перекинь, тут чего-то поделашь, там посуетишься…» Иначе жизнь суживается и концентрируется в одной точке -- безысходность и отчаяние, а для жизни места не остается.

Чаще вспоминайте русскую пословицу: «Утро вечера мудренее» или знаменитые слова Скарлетт О"Хара из «Унесенных ветром»: «Об этом я подумаю завтра». А завтра будет уже все по-другому и «об этом», может быть, и думать не нужно будет».

И, конечно, искать и искать -- себя самого и то хорошее и светлое, что есть в жизни каждого из нас. Стремиться видеть не пустую половину в стакане, до середины заполненном водой, а именно эту наполненную часть.

Теперь, поговорим о стрессе и его особенностях:

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в1936 году.

Ганс Селье разделил стресс на эвстресс - «хороший», конструктивный и дистресс - вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. В обоих случаях женщина испытала стресс.

10 секретов борьбы со стрессом:

Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем.

Ощущение контроля над происходящим - это то, что необходимо для душевного спокойствия. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день - реально.

Секрет 2. Оптимизм...

Необходим позитивный взгляд на вещи, а страх неудачи только порождает стресс.

Секрет 3. Оптимизм и одновременно реализм

Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком

Если хотите избавиться от стресса - не переживайте по мелочам. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные.

Секрет 5. Не обещать ничего лишнего

Учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать.

Секрет 6. Контакты с людьми

Поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, - сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Секрет 7. Укрепление здоровья

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена». Вполне вероятно, что состояние здоровья и не дает вам выкарабкаться из лап стресса.

Секрет 8. Беречь свою энергию

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир.

Секрет 9. Гибкость

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё - и даже собственное поведение. Гибкость - очень важная черта для борьбы со стрессом.

Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!»

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!»

Тест "Подвержены ли Вы стрессу?"

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан учеными Медицинского центра Университета Бостона.

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Предлагаются следующие ответы:

Почти всегда

Почти никогда

Никогда

Вопросы теста:

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться.

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует вашему росту.

9. Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью.

12. У вас много друзей и знакомых.

13. У вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать ваше время эффективно.

19. За день вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

Почти всегда - 1;

Часто - 2;

Иногда - 3;

Почти никогда- 4;

Никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если вы набрали меньше 10 очков, то вас можно обрадовать, если вы отвечали еще и честно,- у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, вам не о чем беспокоиться.

Если ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если вы набрали более 50 очков, вам следует серьезно задуматься о вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить, хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Список использованной литературы

стресс психический депрессия

1. Самоукина Н.В. Учебное пособие-практикум «Антистрессовая программа для специалистов», медицинских справочников и книг по психологии.

2. Морозов А.В. «Деловая психология». Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений - СПб.

3. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней) - СПб.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Существует множество методик стресс-менеджмента. Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

    реферат , добавлен 26.12.2008

    Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

    презентация , добавлен 02.03.2015

    Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Особенности авторитарного и либерального стиля управления. Пути повышения стрессоустойчивости у менеджеров. Стресс как состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Структура человеческих потребностей для управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Понятие стресса как состояния напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий, его причины и виды. Стресс в работе руководителя: факторы возникновения и методы борьбы. Характеристика основных способов снять стрессовое напряжение.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Виды стресса и основные причины их возникновения. Активизация всех защитных систем организма человека. Как протекает стресс. Основные мифы и реальность, сопровождающие стрессовое состояние человека. Наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Общее описание феномена депрессии, а также рассмотрение его теории. Исследование связи депрессии с переживаемым стрессом и состоянием выученной беспомощности. Обозначение возможности системного подхода для снятия депрессивного синдрома у сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Что такое стресс. Фитнес и стресс. Способы борьбы со стрессом. Психологическое расслабление как во время тренировки, так и после нее. Регулярные занятия физической культурой. Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.

    реферат , добавлен 09.11.2008

    Стресс и его влияние на тело человека. Фазы развития стресса, симптомы, последствия, методы борьбы. Физиологические реакции, направленные на минимизацию негативных последствий стрессовых воздействий. Основной гормон, выбрасываемый организмом при стрессе.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет.

Вы знаете как маленькие, с виду безобидные черви уничтожают огромное, здоровое и красивое дерево? Они постепенно, всевозможными путями проникаю внутрь дерева, обосновываются там, размножаются и постепенно «подтачивают» его изнутри, пока растительный организм не погибнет. В современном обществе, как и у дерева есть свои «черви», которые незаметно «подтачивают» его изнутри превращая в постепенно умирающее и дряхлое образование. На фоне современного бешеного ритма жизни и обилия информации в мире людей червями выступают стресс и депрессия. Масштабы деятельности этих вредителей за последние годы приобрели колоссальные размеры. И это поистине бич современного общества!

Совсем недавно, 10 октября прошел Всемирный день психического здоровья. Эта дата стала отмечаться с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в наши дни на планете уже более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Это очень большая цифра! А в западных странах уже каждый седьмой является либо параноиком (шизофреником), либо подвержен депрессиям и страдает алкоголизмом!

Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране, а предвестниками заболеваний являются стрессы.

Жизнь в современных мегаполисах уже сама по себе располагает к стрессам. Даже ежедневные поездки на работу в общественном транспорте этому способствуют. Я уже молчу про неурядицы на работе, семейные проблемы и прочее. Мы настолько сильно ежедневно подвергаемся стрессовым ситуациям, что начинаем с этим смиряться, а так и до депрессии недалеко.

Не ругайте себя во всех неудачах, лучше успокоится, подумать, в чём Ваша ошибка, а затем попробовать решить проблему другим способом.

Составьте распорядок дня и старайтесь следовать ему.

За какие-либо достижения награждайте себя (например, купите красивую одежду и т.д.).

Занимайтесь спортом ежедневно (зарядка) или хотя бы 2 раза в неделю.

Периодически отдыхайте, как в одиночестве, так и вместе с семьёй.

Чаще общайтесь с близкими и друзьями.

И напоследок хотелось бы еще раз сказать - лучше предотвращать болезнь и бороться с ее причинами, чем со следствиями.

Будьте здоровы!

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.