Дворец михаила михайловича. Где жили романовы. Отрывок, характеризующий Дворец Михаила Михайловича

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) возведён в 1882-1885 годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527). Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.
В 1882 году академик архитектуры М.Е.Месмахер получил заказ на возведение дворца для Великого князя Алексея Александровича. Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке.

Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей. Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. На территории последней усадьбы, возведённой в Петербурге, возле дворца находились: собственная электростанция, прачечный и кухонный корпуса, конюшня, дом для свиты, оранжереи, собственный усадебный сад.

Интерьеры дворца

Переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам. Переходя из зала в зал, гости попадали в атмосферу средневековья Английского (рыцарского) зала, беззаботной светскости Танцевального зала, восточной экзотики Китайской гостиной. Столовая погружает в эпоху барокко, Ванная-купальня решена в помпейском стиле, Дубовый кабинет с его резьбой по дереву и тисненой серебром "кордобской" кожей на стенах возвращает в эпоху европейского Возрождения, а нижняя столовая - в расписные терема старой Москвы.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для её уникального интерьера академик живописи Эрнст Липгарт выполнил настенные панно –10 жанровых сцен на манер «малых голландцев» XVII в. и декоративные десюдепорты - живописные наддверные композиции, изображающие амуров с плодами и цветами. Считается, что для некоторых полотен художнику позировала жена, а на одном из них можно увидеть автопортрет Липгарта.

Все эти залы и гостиные донесли до нас вкусы последнего генерал-адмирала Российской империи.

Архитектор Максимилиан Месмахер

Проект Алексеевского дворца, по общему композиционному замыслу, по чувству стиля, прорисовке и исполнению декоративных деталей фасада и интерьеров, – один из лучших в творчестве Месмахера, блестящего рисовальщика, выдающегося мастера архитектуры середины XIX века. Максимилиан Егорович Месмахер (1842 - 1906) родился в Петербурге, здесь же и учился в Академии художеств как вольнослушатель у К.А.Тона, А.И.Резанова, Д.И.Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект «Загородного дома для богатого вельможи» и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867-1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию. В 1872 году получил звание академика за работы выполненные во время пенсионерской поездки. С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы - директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (в советское время - художественное училище им. Веры Мухиной). За двадцать лет своего директорства Месмахер создал для студентов музей декоративно-прикладного искусства с богатейшими коллекциями, ставшими украшением крупнейших музеев.

Месмахер сочетал в себе черты художника, декоратора и архитектора, что позволило ему одновременно проектировать городские особняки, великокняжеские дворцы, отделку интерьеров. Его постройки хорошо известны . Это музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица (музей при училище Мухиной), архив Государственного совета на улице ул. Миллионной, 36 (Центральный государственный архив Военно-Морского Флота), Дворец князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, д.8. Особенным мастерством отличаются интерьеры, созданные по проектам Месмахера: в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцева (Дом архитектора), дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых), императорского Аничкова дворца.

Супруга и ученица архитектора Варвара Андре была художником по керамике, её работы можно видеть в Алексеевском дворце: майоликовое обрамление камина в и настенные изразцы Парадной столовой.

Великий князь Алексей Романов


Что собой представлял великий князь как человек и государственный деятель, пожалуй, яснее всего дают представление мемуары его двоюродного брата, великого князя Александра Михайлович а: «Алексей Александрович… пользовался репутацией самого красивого члена Императорской Семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног… которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого Адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и, после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание Адмиралтейств-совета… Его повар был настоящим артистом». Многолетний роман великого князя Алексея Александровича с графиней З. Д. Богарне, имевшей на него большое влияние, давал постоянную пищу для великосветской скандальной хроники. Ходили упорные слухи, что за назначение управляющим Морским министерством Зинаида Дмитриевна или Зинок, как фамильярно именовали графиню в придворных кругах, взяла с адмирала Н. М. Чихачева миллион рублей…

А 1 ноября 1908 года весьма осведомленная супруга генерала от инфантерии А. В. Богданович записала в своем дневнике: «Сегодня в 6 часов утра скончался в Париже от воспаления легких великий князь Алексей Александрович. Как генерал-адмирал Алексей Александрович никуда не годился, - при нем начались все неурядицы в морском ведомстве. Хищения при нем процветали».

Фотогалерея

Один из тридцати императорских дворцов в Петербурге, дворец Михаила Александровича Романова, находится на Английской набережной, 54. Здание было построено в XVIII веке, затем реконструировано в XIX веке по проекту К.К. Рахау. До наших дней оно дошло практически неизменным с начала XX века, когда архитектор Роберт Фридрих Мельцер придал облику здания вид, характерный для модерна (растительный лепной декор, облицовка гранитом и английской плиткой по фасаду).

Первыми владельцами участка, еще в XVIII веке, были сподвижники Петра I – чета Матюшкиных. Михаил Матюшкин был членом Военной коллегии, генералом, одним из соавторов знаменитой «Табели о рангах» 1722 года. После смерти Матюшкина его вдова продала участок, последующие владельцы часто менялись. Многие из них были английскими купцами, ввиду близости дома к Англиканской церкви.

Парадная лестница

В конце XVIII – начале XIX века участком и зданием, на нем расположенным, владела Татьяна Васильевна Юсупова (урожденная Энгельгардт) – бывшая фрейлина Екатерины II, племянница Григория Потемкина. При пособничестве императрицы Татьяна Васильевна стала женой князя Николая Борисовича Юсупова. Впоследствии Татьяна Васильевна с сыном Борисом переехала во дворец на Мойке (Юсуповский дворец). Дом на Английской набережной Юсупов-младший продает казне.

Т. В. Юсупова (портрет Ж.Л. Монье, около 1802 года)

С 1836 года здесь начинает действовать Главный морской штаб России. Начальником штаба и владельцем дворца был Александр Сергеевич Меншиков – правнук Александра Даниловича Меншикова, сосланного Петром I в ссылку. А.С. Меншиков служил по дипломатической линии, был свитским генералом, участником войн начала XIX века. Его портрет висит в портретной галерее Эрмитажа.

А. С. Меншиков (портрет Д. Доу)

Он разрабатывал проект освобождения крестьян, в связи с чем оказался в немилости у императора Александра I. Уже при Николае I Меншиков был вновь призван к службе. Император назначил его главным начальником Морского штаба.

Кабинет начальника Морского штаба. На втором ярусе возвышаются «морские извозчики» – атланты-мужчины с ластами. Ныне театральное помещение, актовый зал (бывший танцевальный зал)

После событий Крымской войны Меншиков ушел с поста главнокомандующего Морского флота, стал губернатором Кронштадта. Меншиков умер в доме на Английской набережной в 1869 году.

Как раз при Меншикове и ведет перестройки в здании архитектор К.К. Рахау, в интерьерах появляются лепные розетки, колонны.

До 1910-х гг. в здании располагалось испанское посольство.

С 1910 года владельцем дворца становится Великий князь Михаил Александрович Романов, младший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, брат Николая II. Для великого князя были изменены интерьеры дворца: появились дубовый тамбур, двери, мраморный пол, парадная мраморная лестница взамен дубовой.

Внутри тамбура слева замаскирована дворницкая, где держали инвентарь для уборки набережной перед дворцом

Михаил Романов был российским военачальником, руководил эскадроном лейб-гвардии Кирасирского Ее Императорского Величества полка. Женой Михаила стала Наталья Сергеевна Вульферт. Этот брак не был одобрен императорской семьей. После тайного венчания Михаил Александрович был лишен всех официальных титулов и званий. Ему был запрещен въезд в Россию до августа 1914 года.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Вульферт

Несколько лет Наталья и Михаил проводят за границей, особняк на Английской набережной тем временем пустует. По возвращению из-за границы Михаил Романов принимает участие в Первой мировой войне, затем, в 1918 году, его с семьей высылают в Пермь.

В 1918 году здание было передано Всероссийскому обществу глухих, которому оно принадлежит и по настоящий момент.

С советских лет в здании частично функционирует Дом культуры глухонемых.

Однако собственники также сдают здание в аренду новобрачным для организации торжеств и фотосессий, парадные помещения сдаются коммерческим организациям. Тем временем дворец нуждается в комплексных реставрационных работах.

Несомненно, бережная реставрация будет очень к лицу этому великолепному дворцу, до мельчайших деталей сохранившему роскошь подлинных интерьеров!

После вывода отсюда промышленного производства освободившаяся территория была поделена на части и продана частным владельцам.

26 апреля 1884 года участок дома №8 у барона Г. Е. Гинзбцрга приобрёл великий князь Михаил Михайлович - внук Николая I, сын великого князя Михаила Николаевича, в семье часто называемый попросту "Миш-Миш". От этой покупки великого князя отговаривал сенатор А. А. Половцов, доказывая, что он запутается "в своих счетах и будет в финансовых затруднениях " [Цит. по: 1, с. 123]. Но достигнув 20 лет и получив право распоряжаться своими средствами Михаил Михайлович решил построить собственный дом не смотря ни на что. "У нас должен быть отличный дом" - сказал он архитектору. При этом под словом "нас" Михаил имел ввиду себя и ещё не выбранную им супругу.

Архитектором Мало-Михайловского дворца стал Максимилиан Егорович Месмахер . Возведение великокняжеской резиденции было завершено в 1888 году, после чего началась отделка помещений.

Фасад Мало-Михайловского дворца выполнен в духе любимого Месмахером итальянского ренессанса. Он облицован блоками из висбаденского песчаника. Высокий цокольный первый этаж отделан финляндским гранитом.

Мало-Михайловский дворец был оборудован по последнему слову техники. Здесь имелись газ, электричество, телефон, водопровод и канализация. Тротуар перед зданием был заасфальтирован.

Кроме самого дворца Месмахером на другой стороне Черноморского переулка был построен служебный корпус.

М. Е. Месмахер работал над внутренним убранством дворца до 1891 года, когда в России узнали о самовольной женитьбе Михаила Михайловича. К этому времени он уехал из страны, женился на внучке великого русского поэта А. С. Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг. После этого он потерял регулярные денежные субсидии из Департамента уделов и не мог платить за строительстве дворца. Да и в Россию вернуться он уже не мог. В своём петербургском доме Михаилу Михайловичу жить не пришлось.

Мало-Михайловский дворец состоял из двух половин - хозяина и хозяйки. Каждая половина имела свой вход со стороны Азовского переулка. Со стороны Адмиралтейской набережной в Мало-Михайловском дворце были созданы Вестибюль и Парадная лестница. Позже Вестибюль был расширен за счёт соседней Большой приёмной. Слева от Вестибюля располагались Большая и Малая Приёмные. В северо-восточном углу здания был оборудован Кабинет.

Кабинет разделён на две части деревянной перегородкой. В одной из этих частей великий князь должен был принимать гостей, в другой отдыхать. Кабинет украшен камином из песчаника. Израсцы для него изготовили студенты Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где преподавал Месмахер. Шатровую часть камина завершал герб великого князя, уничтоженный после 1917 года. От него остались щит со львиными головами, орден Андрея Первозванного и обрамление щита. В настоящее время герб воссоздан из гипса. В рабочую часть кабинета вели три двери: из большой и малой приёмных и из собственной лестницы. Позднее большая приёмная стала частью вестибюля и дверь в неё была заделана. Над входом в личную часть Кабинета находится копия картины Тициана "Любовь земная и небесная".

Ведущая на половину хозяина дворца лестница называлась Собственной. Через неё можно было попасть в Библиотеку, далее на половину хозяйки и в личные комнаты хозяина: Гардеробную, Ванную и Спальню.

На втором этаже Мало-Михайловского дворца находились Малая столовая, Сервировочная. Стены Малой столовой на две трети закрывают резные дубовые панели со встроенными буфетами и шкафами. Так же как в Кабинете, большая шатровая печь выложена израсцами.

За работу над Мало-Михайловским дворцом архитектор М. Е. Месмахер был награждён орденом Анны 2-й степени.

Приставка "Мало" была присвоена этому зданию чтобы отличать его от других Михайловского и Ново-Михайловского дворцов.

Живя за пределами страны великий князь решил продать Мало-Михайловский дворец. Покупателя долго не находилось, поэтому помещения сдавались в наём. В 1893 году здание сдаётся на 10 лет в аренду Управлению юго-западных железных дорог. В 1904 году по просьбе великого князя Александра Михайловича Мало-Михайловский дворец был передан Главному управлению торгового мореплавания и портов. После ликвидации этого учреждения в здании до сентября 1910 года работало Министерство промышленности и торговли. Особняк хотело приобрести Германское посольство, но из-за близости к морскому ведомству немцам было отказано.

В марте 1911 года Мало-Михайловский дворец приобрело страховое акционерное общество "Русский Ллойд". Большинство его акций принадлежало купеческой семье Еливеевых. Председателем общества в то время был Степан Петрович Елисеев. По проекту П. К. Бергштрессера для новых владельцев помещения были в значительной степени перестроены. В доме №8 по Адмиралтейской набережной разместилась Главная контора общества. В пристройках имелись квартиры для высших чиновников.

В феврале 1918 года Мало-Михайловский дворец передали в ведение комиссариата городского хозяйства. В 1919-1920 годах здесь работала Единая Петроградская потребительская коммуна (Петрокоммуна) во главе с А. Е. Бадаевым. Позже во дворце размещались Городской отдел торговли и Ленинградский областной совет потребительских обществ, Госбанк, Главное управление торговли Ленгорисполкома.

В начале 1992 года Мало-Михайловский дворец арендовал банк "Санкт-Петербург". Многие помещения были отреставрированы. В 1998 году из-за резкого повышения арендной платы банк переехал. Мало-Михайловски дворец долгое время искал нового арендатора. В начале 2010-х годов велись споры между его потенциальными собственниками. Из-за нерешённого вопроса о собственности дворец до сих пор закрыт для широкой публики.