Есть ли сознание у животных? Проблема сознания у животных

Удивительное поведение животных, особенно тех, кто живет рядом с человеком, заставляет задуматься о том, почему они поступают вполне логично, а их реакции на различные раздражители вполне ожидаемы. Ученые давно пытаются решить этот не совсем простой вопрос. Однако, начиная с середины прошлого века, ими было проведено много исследований и научных опытов, которые позволяют дать определенный ответ, есть ли у животных сознание,насколько глубоко они могут чувствовать и переживать. Научное сообщество разделилось в определении степени осознания собственного «Я», но все же некоторые выводы учеными были сделаны.

Наиболее простое объяснение сути понятия о человеческом сознании сводится к тому, что человек как индивидуум вполне субъективно оценивает события, происходящие как вокруг него, так и во все окружающем мире. К тому же он еще и переживает различные состояния, вызванные этими полученными данными. Сознание определяют как высшую форму психического отражения и считают, что оно свойственно лишь для социально развитого человека. Именно благодаря сознанию возможны преднамеренные формы общения, которые могут содержать дезинформацию, или быть полностью построенными на обмане.

Самоузнавание - важный фактор. Для того чтобы определить способность животного самостоятельно идентифицировать себя в окружающем мире, проводят специальный тест. Под легким наркозом животному на часть тела, которую он может увидеть только в зеркале, ставят метку. Если после пробуждения метка не вызывает никаких ощущений, но, увидев свое отражение, животное пытается от нее избавиться, значит, эти действия можно расценивать как определяющий признак самоузнавания. Эта способность есть у человекообразных обезьян, слонов, дельфинов и врановых птиц. Хотя некоторые данные еще предварительные и требуют проведения дополнительных исследований.

К сознанию можно отнести и возможность правильно оценивать знания других существ и индивидуумов. Этот вопрос наиболее труден для научного исследования, тем не менее, существует отработанный метод проверки. В опыте принимают участие шимпанзе и два экспериментатора. В самом начале один из них уходил, второй демонстрировал обезьянке приманку, которую затем прятал за ширмой в один из нескольких пустых непрозрачных контейнеров. Экран убирали, возвращался второй экспериментатор, и они вдвоем показывали шимпанзе, где, по их мнению, находится корм. Обезьяна принимала во внимание указания только того человека, который спрятал приманку. Для этого ей приходилось оценить наличие правильной информации у каждого из экспериментаторов. Также могут поступать и врановые птицы. А вот у маленьких обезьянок таких способностей нет.

Некоторые ученые, работающие над проблемой наличия сознания у животных, утверждали, что их уровень заметно отличается от человеческого, и это зависит от его содержания. Только человек может осознавать, что однажды умрет. Осознание этого факта - результат самосознания. Ритуальное захоронение мертвых - еще одно доказательство его наличия.

Окружающий мир и происходящие события в нем животные воспринимают не столько зрением, сколько обонянием. Запах дает значительную долю информации. Считается, что собака, потерявшая зрение, еще может как-то прожить, а вот нюх - нет. Хищники из семейства кошачьих и волчьих обладают специфическим восприятием различных объектов, а именно, оно зависит:

  • от степени их подвижности;
  • дальности расположения указанной цели;
  • ошибки в узнавании плоских объектов.

Многие животные вначале реагируют на собственное отражение как на вторжение чужака на свою территорию, но затем из-за отсутствия дополнительных запахов быстро теряют к нему интерес. Также они не трактуют изображение как возможную добычу. Однако подвижные, но не пахнущие лазерные точки легко запускают у них охотничий поведенческий блок только на основании визуальной информации.

Очень интересна реакция на собственное отражение в зеркале у человекообразных обезьян. Они могут демонстрировать полнейшее безразличие, ярко выраженную агрессию и даже ужас. У всех приматов основным органом восприятия считается уникальное стереоскопическое зрение. Их головной мозг, по сравнению с другими существами на планете, сильно развит, есть развитое общественное поведение.

Большинство рептилий, рыб и птиц реагируют на отражение как на вторжение другой особи. Однако врановые, например, сороки, пытались снять с себя наклейку, сделанную во время легкого наркоза.

В определении сознания большинство ученых связывают его с речью. Ведь она позволяет:

  • вести внутренний монолог;
  • размышлять логически, абстрактно;
  • выстраивать сложные мыслительные конструкции;
  • анализировать свои способности, чувства и знания.

Конечно, зачатки речи у некоторых видов животных присутствуют, есть ряд сигнальных систем. Высшие приматы способны освоить даже человеческую речь (язык глухонемых). Например, самка гориллы по имени Коко знает более тысячи знаков жестового языка амслена, воспринимает и понимает около 2 000 слов на английском.

О Кембриджской декларации

Начало эпохи компьютеров и цифровых технологий послужило отправной точкой для работ над созданием и усовершенствованием искусственного интеллекта. Однако изучение сознания человека и животных тоже перешли на более высокий уровень. В результате встречи ученых в Кембридже (июль 2012 г.) была принята «Декларация о Сознании», в которой указывается, что не только люди владеют неврологическими механизмами, которые генерируют сознание и намеренное поведение. Сознание есть у млекопитающих, всех птиц и некоторых видов насекомых, а также у осьминогов и кальмаров. Способность чувствовать удовольствие, как и боль, и животных полностью идентичны. Однако нужно учитывать, что это обращение к общественности, а не к ученым. Его цель - остановить злоупотребление жизнями миллионов созданий ради развлечений, питания и науки. Конечно, для того чтобы узнать, есть ли у животных сознание,надо, прежде всего, предположить, что сознание человека и животного может быть разным, зависеть не только от процессов, происходящих в разных отделах головного мозга, но и от качества их общественной жизни, условий существования.

Этот вопрос представляется крайне трудным. Существует довольно широкий спектр научных представлений по этому поводу. Одни ученые абсолютно уверены в отсутствии сознания у животных, другие утверждают, что оно есть у большинства из них. Все эти трудности, по-видимому, объясняются отсутствием четкого определения этой категории.

Некоторые ученые считают, что основным признаком сознания является намеренность действий и направленность на предмет. Другими словами, под сознанием понимают способность организма создавать психические образы и использовать их для управления поведением. Быть в сознании - это значит «знать, что ты делаешь, что собираешься делать и каким способом будешь это осуществлять». Сознательность поведения включает в себя наличие сознательно поставленной цели и намерения выполнения действий. Одним из проявлений намеренного поведения, по мнению ряда ученых, является демонстрация отвлекающего поведения. Пример такого поведения - поведение птицы, которая уводит хищника от своего гнезда, притворяясь раненой. Когда птица, волоча якобы сломанное крыло, отводит хищника на безопасное расстояние, она внезапно вновь возвращается к своему нормальному поведению и улетает. Однако этологи объясняют данное поведение как чисто инстинктивное в понятиях ритуализированной демонстрации. Данные наблюдений за деятельностью высших приматов позволяют предположить наличие у них действительно намеренного поведения. В исследованиях Д. Примака изучалась способность шимпанзе к намеренной коммуникации путем создания ситуаций, в которых человек и обезьяна могли кооперироваться или конкурировать друг с другом при добывании пищи. Они сообщали друг другу посредством невербальных сигналов о местонахождении спрятанной пищи. Когда человек помогал шимпанзе, отдавая ей всю найденную пищу, обезьяна также посылала и получала поведенческие сигналы о месте, где спрятана еда. В случае же конкуренции, когда человек забирал всю найденную пищу себе, шимпанзе научилась вводить конкурента в заблуждение, не подавая ему нужных сигналов и не принимая в расчет «ложные» сигналы, подаваемые человеком, чтобы сбить обезьяну с толку. Такое поведение обезьяны заставляет предположить наличие у нее способности разгадывать цели и намерения человеческого поведения и знаний о том, как человек воспринимает их собственное поведение.

Есть также данные о том, что высшие антропоиды действительно способны к обману. В исследованиях Я. Рогинского было обнаружено явление «психической мимикрии», т.е. способность к двойственным поступкам, когда одновременно выполняются два действия. Обезьяна может маскировать свои агрессивные истинные намерения, демонстрируя дружелюбные действия. Так, шимпанзе Беата, которую исследователь как-то обидел, протянула ему руку, прося корма, а при приближении ученого к клетке поцарапала ему лицо и порвала халат.


Сознательная активность человека предполагает наличие специфичных только для него видов поведения. В частности, таким видом является альтруизм. Под альтруизмом в человеческой психологии понимают такую форму человеческого поведения, где центральным мотивом являются интересы другого человека или социальной группы. При том личность жертвует своими интересами в пользу других, не преследуя каких-либо материальных и прочих выгод. Таким образом, человеческое поведение выгодно реципиентам и невыгодно донору. Некоторые ученые пытаются доказать наличие альтруизма у животных, однако их рассуждения носят либо антропоморфический характер, либо за альтруистическое поведение выдаются факты заботы о потомстве или симбиотическое поведение. Правда, необходимо отметить наличие единичных достоверных наблюдений об оказании животным помощи другому животному. Даже скудные наблюдения говорят о возможности альтруизма у животных.

Другой характеристикой сознания является способность индивида к рефлексии, т.е. осознанию самого себя, своих чувств, переживаний и действий. Осознают ли животные самих себя в этом смысле? С одной стороны, эксперименты по обучению крыс показали, что животные способны строить свое инструментальное поведение на основе информации об их собственном поведении и сигналов, поступающих из внешней среды. Это может свидетельствовать в каком-то смысле о том, что крысы знают о своих действиях, но это не означает, что они их осознают. Знание собственных действий может быть тождественно знанию сигналов внешнего мира. С другой стороны, эксперименты с высшими антропоидами по их реагированию на зеркало, показывают, что шимпанзе и орангутанги могут узнавать себя в зеркале. Молодые шимпанзе, рожденные на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые увидеть другим путем невозможно. Вместе с тем вопрос о способности животных реагировать на части своего тела в зеркале как проявление самосознания остается открытым.

В отечественной психологии под самосознанием понимается прежде всего относительно устойчивая, осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой строится взаимодействие с окружающим миром и другими людьми, а также вырабатывается отношение к себе. Осознание себя подразумевает установление отличий от других, что осуществляется с помощью человеческой речи. С этой точки зрения, видимо, нельзя говорить о наличии самосознания у животных. Однако некоторые ученые, признавая отличие человеческого интеллекта, обусловленного использованием языка, от мышления животных, не исключают наличие сознания у животных. Так, Д. Макфарланд отмечает, что хотя «нам трудно представить сознание без языка, однако это не дает нам права считать, что животные, которые не имеют языка или обладают очень примитивным языком, не имеют сознания».

Подводя итог, можно отметить, что у животных есть некоторые предпосылки к зарождению сознания, однако только человек способен обобществлять свой опыт, создавать совместные знания, которые закрепляются в речи, образцах материальной и духовной культуры. Человек способен выделять себя из окружающего мира благодаря членораздельной речи, понимать поведение других людей и сопереживать им, хотя последнее обнаружено и у животных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные формы психического отражения.

2. Каковы свойства инстинкта?

3. Что такое реактивное научение у животных и какие формы реактивного научения существуют?

4. Какие виды научения, кроме реактивного, известны?

5. От чего зависит способность животных к научению?

6. В каких формах выступает интеллектуальная активность животных?

7. Какие аргументы можно привести за и против наличия сознания у животных?

http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1002

Один из современных эволюционистов Стивен Джей Гулд пришел к выводу, что сознание «за всю историю жизни на Земле было подарено только нашему виду» (1997). Прав ли доктор Гулд? Или же другие живые существа также обладают самосознанием? Конечно же, ответ на этот вопрос во многом зависит от определения, которое каждый из нас дает термину «сознание».

Один из способов решения этой проблемы – дать термину «сознание» наиболее широкое определение в самых доступных словах. Стивен Харнад, редактор книги «Наука о поведении и мозге», именно так и поступил, дав термину «сознание» такое определение: «Сознание – это способность иметь определенные переживания» (цитата из книги Левина, 1992, с. 153–154). Роджер Пенроуз последовал его примеру и в своей книге «Новый разум императора» сказал о животных следующее: «Я не задаюсь вопросом, обладают ли они самосознанием в буквальном смысле этого слова… Я всего лишь спрашиваю, могут ли они иногда хоть что-то просто чувствовать?» (1989, с. 383).

Если единственным критерием сознания выбрать способность «просто иметь переживания» или «просто что-то чувствовать», в таком случае, очевидно, что животные обладают сознанием. Проблема в том, что такие простые определения термина «сознание» абсолютно не адекватны. Однако большинство представителей научных и философских кругов их приняли. Роберт Омштайн в своей книге «Эволюция сознания» отметил: «Обладать сознанием – значит осознавать то, что ты способен осознавать. Это на один шаг дальше обычных ощущений – зрения, обоняния, действия, движения и реакции» (1991, с. 225–226, жирный шрифт добавлен).

Однако этот «один шаг» – на самом деле огромнейший шаг! Разница между «обладать восприятием» (т. е. «просто иметь переживания») и «обладать самовосприятием» (т. е. осознавать, что ты имеешь эти переживания, и знать, что ты что-то чувствуешь) просто колоссальна! Но, кажется, те, кто пытается наделить «другие виды» сознанием, этот факт просто не замечают. На самом ли деле другие виды обладают «самосознанием»? Иан Таттерсалл признал:

«Я уже говорил о том, что другие млекопитающие, кроме человека, – далеко не роботы, и это предельно ясно; однако обязательно ли это должно означать, что они обладают такой же концепцией осознания себя, как и мы? Ответ на этот вопрос – «Конечно же, нет!». Но следует признать, что вопрос о том, обладают ли не принадлежащие к человеческому роду приматы внутренним самовосприятием, ужасно сложен (2002, с. 63)».

«Размышляют ли о себе» другие виды «продуктивно и адаптивно»? Помните: мы не спрашиваем, обладают ли животные инстинктами либо же способностями «адаптироваться». Мы задаемся вопросом, обладают ли они самовосприятием в такой мере, чтобы на самом деле «размышлять о самих себе». Сэр Джон Экклз пришел к следующему выводу: «Кто-то правильно сказал, что животные что-то знают, но только человек знает, что он знает» (1967, с. 10). Ник Картер отметил, что мы можем воспринимать животных как существ, обладающих «ощущениями и восприятиями, но не мыслью» (2002). В данном контексте он говорил о «более высокой мысли», т. е. способности думать, думать о мышлении и сообщать о своих мыслях другим. Люди не только обладают таким самосознанием и способностью мыслить, но и способностью сообщать другим людям о том, что они обладают этими двумя вещами!

Пол Эрлих признался (со своей эволюционной точки зрения): «...Человеческие существа – также единственные животные, которые, кажется, в полной мере осознают свою индивидуальность и, таким образом, могут развивать сопереживание, способность переживать эмоциональное состояние других людей» (2000, с. 111). Это с особой очевидностью проявляется в реакции человека на смерть. Теодозиус Добжанский пришел к такому заключению: «Самосознание привело с собой угрюмых компаньонов – страх, беспокойство и осознание смерти… Человек пребывает под гнетом осознания смерти. Существо, которое знает, что умрет, произошло от предков, которые этого не знали» (1967, с. 68).

Посмотрите, например, на животное, которое эволюционисты относят к нашим ближайшим живущим родственникам – шимпанзе. Палеоантрополог Ричард Лики признал:

«Шимпанзе в лучшем случае недоумевают по поводу смерти… Ограниченная способность шимпанзе сочувствовать другим характеризует их, как индивидуальные особи: ни у кого нет доказательств того, что шимпанзе осознают собственную смертность или предстоящую смерть. Но как мы можем об этом знать наверняка?.. Ритуальное захоронение умерших отчетливо свидетельствует об осознании смерти, а значит, и о самосознании (1994, с. 153, 155, курсив автора, жирный шрифт добавлен).

Добжанский также рассматривает этот вопрос:

«Церемониальное захоронение является доказательством самосознания, так как оно демонстрирует осознание смерти. Нет никаких указаний на то, что представители других видов, кроме человека, знают, что они неизбежно умрут» (1977, с. 454, жирный шрифт добавлен).

Информацию, содержащуюся в двух приведенных цитатах, можно резюмировать таким образом:

1) шимпанзе не осознают собственную смертность и не обладают способностью к эмоциональному сопереживанию (по словам Эрлиха, это сугубо человеческая характеристика);

2) фактически, не существует доказательств того, что представители другого вида, кроме человека, осознают, что неизбежно умрут;

3) осознание смерти стало результатом самосознания;

4) церемониальное захоронение является доказательством самосознания, так как свидетельствует об осознании смерти.

Какой же из всего этого следует вывод? Осознание смерти и церемониальное захоронение предположительно являются доказательством и результатом самосознания. Однако шимпанзе (гипотетически наши ближайшие родственники), как и все другие животные, не осознают того факта, что они однажды умрут, и не производят ритуального захоронения своих умерших. Если понимание смерти и захоронение мертвых является доказательством самосознания и если никто из животных не понимает смерть и не погребает своих умерших, то ни одно животное не обладает самосознанием!

В 1992 г. Дональд Р. Гриффин опубликовал книгу о самосознании животных «Разум животных: от познания к сознанию». Во втором издании своей работы (2001 г.) ученый предложил такую оценку сознания животных: «Принципиальная разница между сознанием человека и животного, очевидно, заключается в его содержании» (с. 15, курсив текста оригинала, жирный шрифт добавлен).

Конечно же, это утверждение можно считать величайшей недоговоркой всех времен. «Миссис Линкольн, если не считать убийства вашего мужа, как вам понравилось представление?». «Кроме разницы в содержании, чем еще отличаются сознание человека и животного?». Кто-нибудь видит, в чем здесь ужасная ошибка? Вот как об этом сказал Таттерсалл:

«Как бы чудесно обезьяны не обращались с зеркалами и своим имуществом, доказано, что они не могут распознать свое собственное отражение в зеркале... Что же мы можем заключить из всего этого? Во-первых, очевидно, что существует качественная разница между самовосприятием у обезьян, человекоподобных обезьян и человека» (2002, с. 65, жирный шрифт добавлен).

Задумайтесь над мыслью Таттерсалла об обезьянах и зеркалах и позвольте нам объяснить всю важность этого заявления. На протяжении более трех десятилетий исследователи пытались придумать способ объективно проверить, обладает ли какое-либо животное «самосознанием». Гриффин отметил: «Как рефлекторное сознание, так и самосознание, зачастую считаются уникальными характеристиками человека». Затем, говоря о животных, он задал вопрос: «Какие доказательства могли бы указать на то, думают ли они о своих собственных мыслях или нет?» (2001, с. 277).

Хороший вопрос. Какие «доказательства» могли бы заставить ученых и философов прийти к выводу, что, по крайней мере, некоторые животные обладают самосознанием? С этой целью были внесены такие предложения, как чтение мыслей (т. е. способность понять, что собирается сделать другое животное, чтобы изменить это поведение), разделенное внимание (способность одновременно концентрироваться на более чем одной вещи), отсроченная реакция (действие, совершаемое позже, как будто «по памяти»), самоузнавание (способность животного узнавать самого себя и отличать от других животных того же вида) и др.

Больше всего внимание исследователей привлекало именно самоузнавание. В конце 1960-х гг. психолог государственного университета штата Нью-Йорк (г. Олбани) Гордон Галоп разработал тест с зеркалом, который должен был определить степень «самоузнавания» животного. Его суть была такова: если животное способно узнать собственное отражение в зеркале как «себя», тогда можно уверенно говорить, что оно обладает самосознанием, то есть сознанием. Отчет доктора Галопа о проведенном эксперименте, опубликованный в 1970 г. в журнале Science, был назван «краеугольным камнем в нашем понимании разума животных» (Лики, 1994, с. 150). Вот как проводился этот эксперимент.

Животное (шимпанзе, горилла или орангутанг) оставляли в комнате наедине с зеркалом. Спустя некоторое время животному под анестезией краской наносили на лоб точку. Затем животное просыпалось, и ему снова показывали зеркало, чтобы посмотреть, заметит ли животное точку на своем лбу. Большинство животных не замечали этой точки и продолжали относиться к отражению в зеркале, как к другому животному. Однако некоторые представители человекообразных обезьян сразу же узнавали себя в зеркале и прикасались к своему лбу, как будто они знали, что: (a) на самом деле это их лоб; (б) обычно у них на лбу нет точки. Большинство животных, задействованных в эксперименте, не заметили или равнодушно отнеслись к точке на лбу, однако некоторые из них обратили на нее внимание.

Итак, к какому же выводу мы можем прийти на основании данных, предполагающих, что определенные животные на самом деле обладают «самосознанием»? Роберт Вессон отметил:

«Самосознание отличается от обработки информации; даже когда человек растерян и не способен отчетливо мыслить, он может живо осознавать себя как личность и ощущать свою растерянность. Сама суть разума – это, скорее, не обработка данных, а воля, намерения, воображение, открытия и чувства» (1997, с. 277, жирный шрифт добавлен).

Доктор Вессон прав. Самосознание на самом деле отличается от простой обработки информации. Шимпанзе или орангутанг с нарисованной краской точкой на лбу, возможно, в состоянии обработать информацию, которая подсказывает ему, что у него на лбу точка. Но означает ли это, что данное животное обладает намерениями, воображением, способностью к исследованиям, чувствами и всеми другими вещами, которые мы обычно ассоциируем с сознанием и/или самосознанием? Вряд ли.

Одна из вещей, которая отличает человеческий мозг/сознание от сознания животных – это то, на что способен человеческий мозг! Энтони О’Хиэр писал: «Животное, обладающее сознанием, возможно, что-то знает… но только существо, обладающее самосознанием, знает, что оно что-то знает» (1997, с. 24, жирный шрифт и курсив добавлены). Когда Гриффин задался вопросом, может ли научное исследование мышления животных подтвердить нам наличие у животных сознания, он сам ответил на этот вопрос: «Пока нет» (2001). Он достаточно справедливо резюмировал мнение большинства исследователей на этот счет. На сегодня не существует научных или философских данных, демонстрирующих, что животное «знает, что оно что-то знает». Только человек обладает такой способностью.

Http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=64:1351

Думают ли животные.
Простой и дающий однозначный ответ эксперимент.
valera13
Member (автор темы)
написано 17.11.2007 10:51

Ученые спорят все еще по этому поводу. Предлагаю провести эксперимент на обезьянах.
Обезьяны выпускаются на день в вольер. Там имеются бананы, но достать их можно только крючком на палке. Обезьяны обязательно догадаются и будут использовать крючок. На ночь обезьян перегоняют в другое помещения для сна.
Теперь начинаем издеваться над животиной. Бананы есть каждый день, а крючок через день. День есть, день нет. А бананы сладкие и спелые Если животина думает, она рано или поздно, сообразит забрать крючок с собой. Самый примитивный человек типа питекантропа уже это понимал и свою дубину не бросал, где попало, после использования, а носил с собой(авось пригодится).
И если обезьяна заберет крючок в спальное помещение(хотя там он не нужен) и на следующий день выйдет в вольер уже со своим крючком значит думает, ее действия осмыслены, а не инстинктивны.

Vogt
Member написано 17.11.2007 11:08
valera13
Неплохо бы, как обычно, утрясти терминологию. Что значит "думают"? Предлагаю такое определение:
"Думать" - иметь возможность построения абстрактной модели окружающей среды. Тогда почти всё живое умеет думать. Просто в разной степени.

Вот у меня был кот. Поймал однажды он мышь и выделывался пока не упустил. Мышь забилась под шкаф, кот ее видит, а дотянуться лапами никак. Мучается и страдает. Я решил помочь, взял палку и стал шурудить под шкафом. И вот тут произошло нечто. Кот посмотрел на меня "осмысленным" взглядом, отбежал на пару метров от шкафа и затаился. Причем на единственно возможном пути бегства мыши. Шкаф в углу, два направления перекрыты стенами, на третьем я с палкой. Расчет кота оказался абсолютно верным. Мышь двинулась в единственно свободном направлении(кот не ждал ее вплотную к шкафу, а затаился в пару метрах, чтобы мышь его не видела) и мышь попала прямо в лапы и была сожрана уже без выделываний.

После этого мое отношение к коту резко изменилось. Мыслящая личность. Я его зауважал, пока знающие люди не объяснили мне, что у котов есть именно такой врожденный стереотип поведения - затаиться на пути возможного бегства добычи, выскочить и схватить. И этот вариант сработал в случае с мышью. Кот был низвергнут с почетного пьедестала мыслящих существ.

Так вот обезьяна, ставящая ящики один на один, может просто выполнять заложенную программу перебора всех возможных вариантов. Типа как делает животное попавшее в ловушку.

Эксперимент с крючком, который нужен обезьяне не сейчас, не сегодня, а только завтра исключает возможность объяснения инстинктивным поведением.
Обезьяна, чтобы забрать не нужный ей крючок и на следующий день взять его с собой(спальное посмещение на день закрывается) должна действовать осмысленно. Планировать свои действия и представлять себе их результат.

Так чем плох эксперимент? Если обезьяна мыслит она возьмет через несколько дней крючок с собой. Для этого не нужно быть слишком умной. Если не мыслит она не возьмет крючок с собой никогда. Ее программой такое не предусмотрено.

Улыбки Сфинксов
unregistered написано 17.11.2007 12:44 Возможно, в результате этой кампании по дискредитации результатов исследований «говорящих» обезьян и мы сейчас говорили бы о них как о научном курьёзе, если бы не фундаментальные исследования Сью Сэвидж-Рамбо – скептически настроенной исследовательницы, решившей опровергнуть представления о «говорящих» обезьянах не в полемике, а в строгих экспериментах, и выяснить окончательно, где границы возможностей обезьяны в усвоении языка и понимает ли обезьяна знаки, которые воспроизводит.

Началась серия экспериментов, в которых карликовые шимпанзе-бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке – йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка). Одной из целей Рамбо было как можно меньше поощрять обезьян за правильные ответы (в отличие от дрессировщиков), стараясь просто обмениваться с ними информацией. Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только утверждали её скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи, - сын одной из этих обезьян, который всё время вертелся возле матери, вдруг начал по собственной инициативе отвечать за неё. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще. Вскоре обнаружилось, что также спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что её «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга. Вот пример диалога Канзи и Бонбониши на амслене: однажды на прогулке Бонбониша разволновалась, показывая: «Следы собаки!» - «Нет, это белка».- «Нет, собака!» - «Здесь нет собак». - «Нет. Я знаю, что здесь их много. В секторе «А» много собак. Мне рассказали другие обезьяны».

Результаты Сэвидж-Рамбо можно было игнорировать (как до сих пор и поступает большинство сторонников Хомского), но с ними очень сложно было спорить.

Инстинкты, стереотипы поведения?

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 13:12 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот у меня был кот. Поймал однажды он мышь и выделывался пока не упустил. Мышь забилась под шкаф, кот ее видит, а дотянуться лапами никак. Мучается и страдает. Я решил помочь, взял палку и стал шурудить под шкафом.

Улыбки Сфинксов
Началась серия экспериментов, в которых карликовые шимпанзе-бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на специально разработанном искусственном языке – йеркише (на пятистах клавишах компьютера были изображены слова-знаки этого языка).

По ТВ показали обезьяну, владеющую языком жестов. Больше похоже на то, что исследователи выдают желаемое за действительные.
Движения обезьяны были насколько нечеткими, что возникло сомнение, что обезьяна пыталась поговорить с человеком таким способом.

С другой стороны, нельзя отрицать, что обезьяны в принципе могут понимать нарисованные картинки, обучится некоторому количеству жестов.

Использование жестов для общения ничего не говорит о наличии у обезьяны интеллекта в общепринятом понятии этого слова.

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 13:47
Vlad7
На основе единственного случая в науке нельзя делать заключение об умственных способностях кота. Если уж Вам так захотелось рассказать о том, какой у Вас умный кот, то нужно было тему создать в разделе «о животных», а не «в науке».

Так тема как раз не о коте. И тема не для обсуждения вопроса думают животные или нет. Я предложил простой эксперимент и хочу чтобы его оценили именно с точки зрения способен ли он дать однозначно истолковываемый результат.
А что касается моего "умного" кота так если бы даже сотни котов(а скорее всего так оно и будет) поступили так же как мой "умный" кот это ничего не говорит и ничего не доказывает именно потому, что результаты такого эксперимента будут неднозначны.

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 14:06 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот хотелось бы услышать именно обсуждение предложенного эксперимента, а не ссылки на другие.

Считаете профессора МГУ Зорину профнепригодной для того, чтобы ответить на вопрос «Думают ли животные»?

Didro
Member написано 17.11.2007 14:25 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Дался вам этот крючок?
Некоторые птицы раскалывают яйца (понятно, что чужие) бросая на них камешек. Думаю, что эти птицы умны (думают), поскольку потом не тащат этот камешек к себе в гнездо, дабы использовать в следующий раз. Они понимают, что камешков всегда найдут.
Обезьян можно научить языку жестов. Несколько десятков понятий они осваивают. Причем даже абстрактные понятия, типа "Мне грустно", "Я в обиде", "Ушла рыдать". "Я рыдаю"
И предложенный вами эксперимент с крючком вроде бы уже встречался, причем в наблюдениях за обезьянами на природе. Обезьян способен найти подходящую палочку (и по длине) и засовывая ее в муравейник потом слизывать с нее муравьев. Так вроде бы после обеда он эту палочку прячет в определенное место, и завтра ей пользуется.
Зы. Надо смотреть "орудийную деятельность у животных".

Dilmah
Member
Откуда: США, хвойный лес
Фотоальбом: 6 фото
Web-страница
написано 17.11.2007 14:34 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
таких экспериментов много придумывали.

Слышал про тест зеркалом. Зверю наносят 2 метки -- одну там где он может и сам увидеть и в зеркало, а другую видную только в зеркало.

Saidaziz
Member написано 17.11.2007 14:39 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13:

Смотрел недавно по TV опыты которые проводили над лисами. Животное сидит в клетке и оно сытое. Ему дают здоровый такой кусок мяса. В дикой природе, в такой ситуации, лиса прячет мясо куда нибудь, обычно зарывает в землю. Но куда она денет мясо в клетке?

И вот интересно - лиса начинает "прятать" мясо. "Рыть" землю и "засыпать" мордой. Мясо между продолжает лежать на деревянном полу клетки. И после того как мясо "спрятано" животное его не видит. Заходит в клетку человек забирает мясо, а хищник ноль внимания. Мясо же под землей!

Вот ведь как. Это же не амеба и не головастик какой. Высшее животное, млекопитающее, а как сильны инстинкты.

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 15:14 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
saidaziz
Вот ведь как. Это же не амеба и не головастик какой. Высшее животное, млекопитающее, а как сильны инстинкты

В данном случае лиса тупо выполняет заложенную природой программу. Но это тоже однозначно не доказывает, что лиса не способна мыслить. Может быть это у нее ритуал такой.
didro
Обезьян способен найти подходящую палочку (и по длине) и засовывая ее в муравейник потом слизывать с нее муравьев. Так вроде бы после обеда он эту палочку прячет в определенное место, и завтра ей пользуется.

Не-е. Это все включая и прятание именно такой палочки может быть наследственным стереотипом поведения. Ее мама и мама мамы так делала. А далекий предок случайно спрятал палочку и случайно ее нашел. И пока все искали и изготовляли себе инструмент этот уже жрал. Вот такой стереотип поведения, как проиносящий пользу, закрепился и стал передоваться по наследству. Как охота из засады у котов.

Dilmah
Зверю наносят 2 метки -- одну там где он может и сам увидеть и в зеркало, а другую видную только в зеркало.

И ставят его перед зеркалом. Если он догадывается про вторую метку на себе, то тест пройден

Тоже не однозначно. Обезьяны донимали деревню в Индии. Там обезьян особо обижать нельзя. Тогда поймали вожака(он первый бросался на лакомую жратву) продержали его в неволе 3 дня, и разрисовали ему рожу несмываемой краской, так чтобы пострашней получилось и выпустили. Он бросился к своей стае, но стая в ужасе бросилась наутек. Так они куда то и исчезли.


Вот меня и мучают смутные сомнения не специально ли не проводится решающий эксперимент, способный поставить все точки над "i" ведь тогда кормушка прикроется, а кому это надо.

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 17:05 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Вот меня и мучают смутные сомнения не специально ли не проводится решающий эксперимент, способный поставить все точки над "i" ведь тогда кормушка прикроется, а кому это надо

А на счет того, что многие исследования (не все) на тему «Думают ли животные» являются кормушкой для «ученых», с Вами согласен.

LT
Member
Откуда: Россия, Москва
написано 17.11.2007 18:28 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Кстати об обезьянах... Шипанзе вроде единственные животные, которые ради развлечения бьют и даже убивают себе подобных. Типа группой устраивают налеты на "соседнее племя". Были зарегистрированные случаи (даже снятые на камеру).

Valera13
Member (автор темы) написано 17.11.2007 19:16 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
LT
Кстати об обезьянах... Шипанзе вроде единственные животные, которые ради развлечения бьют и даже убивают себе подобных.

Vlad7
Пусть Вас не мучают сомнения – похожие эксперименты уже ставились. Точно такого эксперимента, думаю, никто не ставил, но описанные эксперименты с большой достоверностью позволяют прогнозировать поведение обезьяны в Вашем случае.


Их кажущееся разумным поведение, определяется исключительной способностью к обучению и очень легко возникающими и закрепляемыми условными рефлексами.
Возможен ли, вообще, эксперимент способный поставить все точки над "i".

LT
Member
Откуда: Россия, Москва
написано 17.11.2007 19:22 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
И для бойцовой собаки подраться и убить противника самый кайф.
Или рыбок... инстинкты)

KSVKSV
Member
Фотоальбом: 321 фото
написано 17.11.2007 21:05 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Иследование думают животные или нет это хорошая кормушка для ученых. Одних диссертаций сколько защищено А результатов ноль. Однозначного ответа нет. К единому мнению не пришли.
Вот меня и мучают смутные сомнения
Перестаньте терзаться, не слушайте местных "умников". Берите обезьян (8-12 штук Вам для статистики хватит), ставьте свой эксперимент и уделайте всяких ученых дармоедов. Заодно диссер напишете (у Вас там вроде либеральнее относятся к талантам).

Vlad7
unregistered написано 17.11.2007 23:51 Правка Ответить Известить модератора IP
valera13
Я больше склоняюсь к выводу что эта простейшая задача - взять с собой крючок для использования, причем конкретного, но завтра, для обезьян не под силу. И уж тем более они не способны носить с собой какое-то орудие без конкретной цели, а на всякий случай.

Я бы это несколько другими словами – вероятность, что обезьяна может унести с собой крючок и принести его завтра, крайне низка, но все же отлична от нуля.

Если вдруг окажется, что обезьяна все же принесла ключ, это не может служить неоспоримым доказательством высоких умственных способностей обезьян.

Обезьяна могла сделать это случайно или она обучилась этому приему ранее.

Вероятней всего обезьяна не сможет догадаться взять крючок с собой – это тоже не будет неоспоримым доказательством отсутствия интеллекта у обезьяны. Может он есть, только поменьше, чем у человека. Ведь обезьяна может совершать довольно сложные действия. Конкретные действия (забрать с собой крючок на ночь) обезьяна не может сделать потому, что у нее хуже память или она не успевает просчитать возможные варианты действий из более медленной скорости перебора вариантов.

Компьютерная модель обезьяны могла бы дать ответ на вопрос, необходимы ли качественные изменения мозгу обезьяны, что стать такой же умной, как человек. Ведь для компьютерной модели можно легко увеличить объем памяти и быстродействие, дообучить компьютерную модель. В настоящий момент уже можно сделать компьютерную модель, которая будет моделировать поведение обезьяны в очень большом количестве ситуаций. Просматривается вариант, как сделать программу, чтобы она полностью имитировала поведение обезьяны.

К сожалению, способы как доработать программу, чтобы она могла решать задачи, которые может решать человек, не просматриваются.

Доказательство, что обезьяна не обладает интеллектом, не приближает человечество к созданию ИИ. Поэтому и особой нужды в этом нет.

Заявления о том, что обезьяны обладают интеллектом, носят спекулятивный характер. Пока нет неоспоримых данных, что у обезьян есть интеллект.

Vict1
Member
Откуда: Того, из ЛукоПутии..
Фотоальбом: 5 фото
Web-страница
написано 18.11.2007 00:51 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Сравнивать интеллект обезьяны и человека, тоже самое, что сравнивать калькулятор с пенти"умом"-3.
[Исправлено: vict1, 18.11.2007 00:53]

Дима.
Member написано 18.11.2007 00:53 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Всем, кто интересуется ответом на вопрос о мыслительных способностях обезьян, детей и дикарей:

Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок

Vlad7 ... Пока нет неоспоримых данных, что у обезьян есть интеллект.

Да что Вы говорите!

А вот в предложенной книжке - таких данных вагон и маленькая тележка.

Dimar
Member
Откуда: Новая Зеландия
Web-страница
написано 18.11.2007 00:58 Инфо Приват Правка Ответить Известить модератора IP
Обезьяны - примерно уровень трех летних детей. Некоторые виды птиц соответствуют уровню развития шестилетних детей

Для приблизительной оценки интеллекта у животных существует специальный коэффициент энцефализации.

Введенный в 1973 году коэффициент энцефализации косвенно подтверждает наличие интеллекта у наших «меньших братьев». Рассчитывается он путем деления фактической массы мозга животного на прогнозируемую массу тела (берется усредненный показатель) и характеризует возможные способности к проявлениям мышления и сознания.

Чарльз Дарвин, создавший ныне общепринятую теорию эволюции, утверждал, что многие животные способны к рассуждениям.

Чарльз Дарвин многократно подтверждал свое мнение о наличии зачатков разума у целого ряда животных. Они, по мнению великого ученого, обладают способностью к обучению и рассуждению. В своей книге «Выражение эмоций у человека и животного» он наглядно продемонстрировал, что эволюция касается и психолого-поведенческого развития среди представителей животного мира.

В 1970 году американскими учеными было доказано, что некоторые виды животных обладают самосознанием.

Гордон Гэллол мл. использовал зеркальный тест для доказательства наличия самосознания у животных. Он проводил эксперимент на шимпанзе. Приматам наносили краской пятнышки на бровь и ухо с другой стороны. Увидев себя в зеркале, животные начинали ощупывать окрашенные участки головы. Это свидетельствует о том, что они осознают себя: помнят свой более ранний образ и видят изменения. Такое свойство (самосознание) наблюдалось не только у человекообразных, но и у дельфинов со слонами, а также некоторых птиц (врановых).

Развитие животных, как и человека, происходит на основе обучения и наследственности.

Целый ряд опытов с лошадьми, дельфинами, морскими львами и другими животными показал, что они способны развиваться, опираясь на прошлый опыт предков (наследственные инстинкты) и обучение. Даже пчелы, как выяснилось в ходе подобных исследований, способны научиться натуральному счету.

Благодаря наличию интеллекта и своеобразным физическим данным дельфины широко используются для проведения так называемой пет-терапии.

Общение с животными положительно сказывается на пациентах с определенными заболеваниями. Одним из видов пет-терапии является дельфинотерапия, которая идеально подходит в качестве медико-психологической реабилитации при ДЦП, аутизме у малышей, при развивающемся синдроме Дауна, умственной отсталости, проблемах с памятью. Именно наличие у дельфинов интеллекта, обеспечивающего особый уровень общения этих млекопитающих с человеком, и является залогом успешности лечения.

Многие представители животного мира способны подражать человеческой речи, при этом осознанно используя выученные слова и фразы.

Ученые отмечают целый перечень говорящих животных. Сюда относятся ряд птиц (врановые, попугаеобразные), приматы, собаки и т. п. Собрано большое количество авторитетных свидетельств, что птицы способны не только имитировать речь человека, но и произносить заученные слова и фразы вполне осознанно, согласно возникшей ситуации. Некоторые ученые считают, что такие говорящие птахи могут помочь одиноким людям, особенно пенсионерам.

Проведенные исследования показали, что многие животные способны к пониманию поставленной перед ними проблемы и могут находить различные пути решения задач.

Эксперименты с целью выяснить, доступно ли подопытным животным понимание поставленной задачи, проводились многократно и многими учеными. Особенно показательные результаты можно наблюдать в исследовании В. Кёлера из Прусской академии наук. Он доказал, что приматы (шимпанзе) способны решать практические задачи не за счет «метода тыка», а вполне осознанно, путем понимания причинно-следственных связей - связей между стимулами и событиями.

Ученые доказали, что области головного мозга, контролирующие сознание, похожи и у «братьев меньших», и у человека.

Ученые говорят о том, что те разделы головного мозга, которыми человек категорически отличается от прочих животных, не отвечают за проявление сознания, интеллекта. Зато те части мозга, которые похожи на человеческие, как раз и являются подтверждением того, что у зверей имеется сознание.

Животные способны испытывать и демонстрировать эмоции

Сравнивая "разумность" человека и животного, сторонники версии об отсутствия сознания у "братьев меньших" основываются на утверждении, что все действия животного вызываются инстинктами: страх, агрессивность, испуг и т. п. Право же на "высшие эмоции" они оставляют только за человеком. В действительности животные могут испытывать и печаль, и тоску, и радость, и удовольствие. Причем все они связаны не только с инстинктивными проявлениями (голодом, инстинктом размножения), а с реакцией на совершенно разные события. Отрицать это могут только те, у кого никогда не было своей собаки.

Предложить свой факт

Нет, животные не обладают сознанием

У животных нет сознания, а имеется лишь предрасположенность к его появлению.

Сознание предполагает обобщение жизненного опыта совместно с другими представителями вида, создание культурных и материальных ценностей. Интеллект неразрывно связан с членораздельной речью. У животных же можно обнаружить только зачатки сопереживания и осознанного взаимодействия.

Многочисленные опыты над крысами показали, что эти млекопитающие действуют согласно полученным сигналам из окружающего мира, но вряд ли осознают их.

Проводимые эксперименты по обучению крыс не принесли твердой уверенности, что эти грызуны действительно осознают свои действия, решая те или иные задачи, поставленные учеными. Скорее всего, считают исследователи, развитые млекопитающие знают не столько собственные действия, сколько внешние сигналы из среды обитания. Согласно им они и действуют.

Сознание предполагает способность к альтруизму, наличие которого у животных в настоящее время не доказано.

Сознание позволяет действовать не в свою пользу, а на благо других, не получая взамен никаких преимуществ. Это свойственно человеку. В мире животных наблюдались отдельные случаи, когда они оказывали помощь себе подобным, но массовых проявлений альтруизма ученые не отмечают. Именно поэтому нет оснований утверждать, что такие примеры - закономерность, а не исключение.

Проявления интеллектуальной деятельности у отдельных животных, например в математическом счете, обычно оказываются результатом хорошей дрессуры.

Одним из ярких примеров того, что интеллектуальная деятельность у животных - следствие работы дрессировщиков, стал случай в начале прошлого века со знаменитой лошадью по имени Умный Ганс. Орловский рысак из Германии демонстрировал поразительные «способности» при выполнении математических действий. Он якобы даже решал задачи из разных областей. Но в 1907 году Оскар Пфунгст, психолог, смог доказать, что лошадь не выполняет никаких умственных операций по счету, а лишь реагирует на проявление эмоций у зрителей и дрессировщика. Умный Ганс отбивал копытом ровно столько раз, сколько надо было, наблюдая за движениями тела своего хозяина. Открытие немецкого психолога назвали «ожидаемым эффектом экспериментатора».

Человечество не имеет достаточного инструментария, чтобы сделать однозначный вывод о наличии сознания и интеллекта у животных.

Самосознание у животных

На протяжении почти 75 лет нашего столетия прочно господствовало представление бихевиористов о том, что субъективные психические переживания животных не могут быть предметом научных исследований. В течение этого времени такие ученые, как Толмен (Tolman, 1932), оспаривали эту точку зрения, но они практически никак не влияли на господствующее мировоззрение (см. обзор Griffin, 1976). Позиция бихевиористов с логической точки зрения кажется неприступной, однако ее можно обойти различными путями. Один из аргументов заключается в том, что, хотя мы и не можем доказать, что животные обладают субъективными переживаниями, вполне возможно, что на самом деле так оно и есть. А если бы это было так, то что тогда изменилось бы? Другой подход базируется на утверждении, что с эволюционной точки зрения представляется маловероятным, чтобы между человеком и животными в этом отношении был существенный разрыв.

Гриффин (Griffin, 1976), который одним из первых начал планомерную атаку на позиции бихевиоризма, использовал оба этих аргумента. По его мнению, изучение коммуникации животных с наибольшей вероятностью должно принести нам доказательства того, что «они обладают психическими переживаниями и сознательно общаются друг с другом». Однако при исследовании языковых способностей животных в последние годы это давнее обещание оказалось невыполненным. До сих пор вызывает спор поведение шимпанзе, которых обучили некоторым особенностям языка человека, и существует сомнение в том, что когда-либо эти эксперименты позволят нам многое узнать о субъективных переживаниях этих животных (Terrace, 1979; Ristau, Robbins, 1982). Были предприняты самые различные попытки исследовать субъективный мир животных другими способами, к описанию которых мы и переходим.

Осознают ли животные себя в том смысле, что имеют ли они представления о позах, которые принимают, и о действиях, которые совершают? Конечно, поступающая от суставов и мышц сенсорная информация направляется к мозгу, и поэтому животное, по-видимому, должно быть осведомлено о своем поведении. В экспериментах, направленных на выяснение этого вопроса, крыс обучали нажимать на один из четырех рычагов в зависимости от того, какой из четырех активностей было занято животное, когда раздавался звук зуммера (Beninger et al., 1974). Например, если этот сигнал заставал крысу в тот момент, когда она чистила шерсть (was grooming), она должна была нажимать на «груминговый» рычаг, чтобы получить пищевое подкрепление. Крысы научились нажимать на различные рычаги в зависимости от того, занимались ли они чисткой шерсти, ходили, поднимались на задние лапки или находились в покое в момент, когда слышался звук зуммера. Результаты подобных экспериментов (Morgan, Nicholas, 1979) показали, что крысы способны строить свое инструментальное поведение на основе информации об их собственном поведении и сигналов, поступающих из внешней среды. В каком-то смысле крысы должны знать о своих действиях, но это совсем не означает, что они их осознают. Они могут осознавать свои действия точно так же, как и внешние сигналы.

Многие животные реагируют на зеркало так, как-будто они видят других особей своего вида. Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что шимпанзе и орангутаны могут узнавать себя в зеркале.


Рис. 28.1. Шимпанзе Вики имитирует свое изображение на фотоснимке. (Рисунок по фотографии.)

Молодые шимпанзе, рожденные на воле, пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые другим путем увидеть невозможно. Гэллап (Gallup, 1977; 1979) наносил небольшие пятнышки красной краски на бровь и противоположное ухо нескольким шимпанзе, когда они находились под легкой анестезией. По утверждению экспериментатора, шимпанзе, выйдя из наркотического состояния, прикасались к этим частям своего тела не чаще, чем обычно. Тогда он дал обезьянам зеркало. Шимпанзе начали разглядывать свои отражения в зеркале и постоянно трогать окрашенные брови и уши.

Можно ли считать, что способность животного реагировать на какие-то части своего тела, которые оно видит в зеркале, свидетельствует о его самоосознании? Этот вопрос непосредственно связан с более широким вопросом. Свидетельствует ли способность животного подражать действиям других о его «знании себя»? Шимпанзе невероятно искусны в подражании друг другу и людям. Хотя истинное подражание следует очень тщательно отличать от других форм социального научения (Davis, 1973), мало кто сомневается в том, что приматы способны к подражанию. Например, шимпанзе Вики, воспитывавшейся в семье Хейесов (Hayes), было предложено скопировать серию из 70 движений. Многие из этих движений она никогда ранее не видела, но десять из них скопировала сразу, как только ей их показали. Вики научилась производить в ответ на соответствующие демонстрации 55 двигательных актов (рис. 28.1). Она также научилась выполнять довольно сложные домашние дела, например мыть посуду или вытирать пыль (Hayes, Hayes, 1952). Многим из этих действий она подражала спонтанно, без чьих-либо наводящих посылок. Однако шимпанзе по подражательным способностям не смогла справиться с ребенком. Исследователи считали, что подражательная активность Вики соответствует способностям детей в возрасте от 12 до 21 мес. Способность к подражанию иногда считают признаком интеллекта, однако этот тезис стоит взять под сомнение, поскольку подражание наблюдается и у очень маленьких детей, и у самых различных немлекопитающих животных. При изучении пения птиц оказалось, что у многих видов птиц при научении пению наблюдаются некоторые формы подражания звукам, причем некоторые птицы в этом отношении особенно искусны. Попугаи и индийские скворцы майны способны необычайно


точно воспроизводить звуки человеческого голоса (Nottebohm, 1976).

Чтобы иметь возможность подражать, животное должно получить внешний слуховой или зрительный пример для подражания и добиться соответствия ему с помощью определенного набора своих собственных моторных инструкций. Например, ребенок, который подражает взрослому, высовывая язык, должен как-то ассоциировать вид языка со своими моторными инструкциями, необходимыми для того, чтобы самому высунуть язык. Ребенок при этом совершенно не обязан знать, что у него есть язык, - он просто должен связать данное сенсорное восприятие с определенным набором моторных команд. Каким образом это происходит, остается загадкой. Однако вопрос о том, необходимо ли самоосознание для осуществления подражательной деятельности, является спорным.

Отчасти проблема состоит в том, что нам необходимо выяснить, что же именно мы подразумеваем под термином самоосознание (selfawareness). Как отмечал Гриффин (Griffin, 1982), многие философы проводят различия между понятиями «осознание», или «знание себя» (awareness), и «сознание» (consciousness. Осознание - это вид восприятия, тогда как сознание включает в себя особый род самоосознания, которое не ограничивается простой осведомленностью о разных частях своего тела или процессах, протекающих в мозгу. Сознание, с этой точки зрения, включает в себя какое-то предположительное знание того, что Я испытываю ощущения или думаю, что это Я - существо, знающее об окружающем мире. Мы разобрали несколько примеров того, что животные обладают знаниями в сфере восприятия, т. е. знают непосредственно воспринимаемые характеристики объектов. Однако способность животного сообщать о своих действиях, подражать действиям других или узнавать свое изображение в зеркале не обязательно требует наличия сознания в том смысле, как оно было здесь определено.

Рассогласование между осознанным и неосознанным восприятиями можно наблюдать у людей с повреждениями мозга. Некоторые люди, у которых повреждены определенные области мозга, связанные с обработкой зрительной информации, сообщают о том, что они частично ослепли. Они не в состоянии назвать объекты, которые предъявляют им в определенных областях поля зрения. Они утверждают, что не могут увидеть эти объекты; однако, когда их просят указать на них, они зачастую могут сделать это очень точно (Weiskrantz, 1980). Один больной точно угадывал, какую линию ему показывали; горизонтальную или диагональную, хотя он и не знал, видит ли он что-либо (Weiskrantz et al., 1974). Это явление, названное слепым зрением, возникает в результате повреждения тех областей мозга, которые ответственны за опознание зрительных сигналов (visual awareness), тогда как другие области мозга, участвующие в зрительном процессе, остаются интактными. Именно эти области мозга помогают больному делать правильное суждение, хотя он и не знает о том, что он видит.