Хитровка на карте современной. Хитровка. От Славянской площади до Хитровской

Вообще говоря, Москва Гиляровского - одна из наиболее исследованных тем «городского» текста - на стыке литературы и краеведения. А о Хитровке не написал разве что ленивый, знающий, что до него с фотографиями и гораздо лучше написали уже много раз.
Но я хожу по городу своими маршрутами и со своей скоростью, поэтому, хотя, как выяснилось, в этих переулках я уже бывала, заблуждалась и находила много интересного, специально по Хитровке я не ходила.
Решила это исправить: сначала сходила на экскурсию к коллеге, потом прогулялась сама с фотоаппаратом, собираюсь идти еще раз и охватить один двор, который не охватила (почему - расскажу немного позже). А потом уже перечитала главу «Хитровка» из цикла «Москва и москвичи».
Поэтому эта прогулка - не маршрутами «Москвы и москвичей» (1917—1926), а мое впечатление от этой местности с некоторыми комментариями Владимира Алексеевича Гиляровского.

Против обычных способов ведения повествования начнем сразу же со скелета в шкафу.

Откуда вообще пошло название «Хитровка»?

В 1824 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово благоустраивает (после последствий пожара 1812 года) и дарит городу площадь в Мясницкой части Москвы.

Гиляровский: «Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков».

Площадь впоследствии и называют по имени ее создателя и благотворителя. Вот и весь секрет.

Сохранился главный дом усадьбы Хитрово, нынешний облик которого сформировался к 1823 году.
Как часто бывает, владельцы дома сменялись. В последнем десятилетии XIX века там была устроена Орловская лечебница для бедных.
Ныне в этом здании располагается Медицинский колледж имени Клары Цеткин (Клара Цеткин в свое время устроила в Орловской лечебнице фельдшерскую школу).

Местные обитатели строго следят за приходящими прямо у входа. Но вроде бы мы их не рассердили.

Гиляровский: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны».

Мы в Подколокольном переулке. Видите мальчика на мотоцикле? Он стоит напротив входа в замечательный двор. Когда я ходила с экскурсией, экскурсовод не хотела вести нас туда, т. к., по ее мнению, место очень неприятное. Но все-таки согласилась. Оказалось, что на въезде стоит машина и разгружает бытовую технику. Но мы ее как-то все-таки обошли, чуть ли не перепрыгнув через чей-то холодильник. И это того стоило! Таких аутентичных московских двориков я давненько не видела. Я решила вернуться и все подробнейше фотозапечатлеть. Но в день, когда я смогла приехать вновь, оказалось, что там снимает клип группа «ОдноНо», о чем и сообщил мне мальчик, утешив, что я смогу придти поснимать через час. Но через час у меня начал садиться аккумулятор фотоаппарата, да и устала я уже немного. Поэтому - про двор когда-нибудь напишу отдельно.

А чуть дальше, на самой площади, тоже снимали какое-то кино - уже более масштабно. А вообще очень уж там хорошая натура, недаром этот дворик произвел на меня такое впечатление. На Хитровке постоянно снимают видео, делают фотосессии. Не эстетики и музыкальной паузы ради, но чисто для примера - клипец другой группы, снятый в этих дворах:

Нежно люблю надписи на стенах.

Лихо заворачивает с Хитровской площади Певческий переулок.

Из Википедии: «Название дано в 1994 году в память находившегося неподалёку исчезнувшего Певческого (Крутицкого) переулка, где проживали у Яузских ворот, певчие Крутицкого архиерея. В своём произведении «Москва и москвичи» Гиляровский ошибочно пишет, что Свиньинский переулок назывался Певческим. Нет ни одного исторического документа, подтверждающего его слова».

Гиляровский (обиженно): «В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом № 24, Мясницкой части, на углу Солянки».
Свиньин воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук». Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский».

Гиляровский: «Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали «Утюгом». Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался «Сухой овраг», а все вместе — «Свиной дом». Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага».

В 1925 году дом надстроен двумя этажами по проекту архитектора И. П. Машкова.

Петропавловский переулок. Вдали виднеется Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках.

А вот и «Каторга».

Гиляровский: «Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
…Выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».

Палаты были построены в середине 17 века придворным (стольником) Алексея Михайловича Емельяном Бутурлиным.

Домовладелица Елизавета Платоновна Ярошенко, купив это здание, решила не ремонтировать его (было бы дорого), а дешево сдавать. Тогда здесь и появляется ночлежка и трактир «Каторга».

Гиляровский: «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…»

Войдем во двор. Вообще-то там сейчас стоит кодовый замок. Но ведь первый раз я ходила с экскурсией -

Между Покровским бульваром и Солянкой располагается местность, называемая в период 19-го - начале 20-го века Хитровка .
Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

В конце 19 века район и расположенные вокруг трактиры и ночлежки были заполнены представителями московского «дна» - наемными рабочими, нищими, воришками. Общество было настолько обширным (от 5 до 10 тыс. человек) и живописным, что даже получило собственное прозвище: «Хитрованцы» .
Большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке .

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности.

Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии.
В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны..."
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Хитровка прекратила свое существование в 1923 г.
Сегодня уже ничто не напоминает о страшных трущобах и воровских притонах, находившихся здесь.


Прямо около метро Китай-город (Маросейка, 5) теснится храм Николая в Кленниках .
Каменная церковь была построена в 1657г. и была посвящена св. Николаю.
В конце XVII в. около церкви обосновались торговцы блинами, и с тех пор церковь называется "В Блинниках".
Позже церковь получила название "В Кленниках"; так она и именуется официально.
"В Блинниках" - верное название: кленов в этих местах не было, а блинами торговали.
Название "В Кленниках" появилось от названия подмосковной деревни, где было явление иконы св. Николая.
В 1749г. была построена существующая колокольня, трехъярусная, с тонкими резными белокаменными деталями.
В 1931 г. храм был закрыт, купола разобраны. Здание было передано ЦК ВЛКСМ под хозяйственное управление. В храме до 1990 г. был склад. В 1990г. храм возвратили верующим. При храме действуют иконописная школа и приходская библиотека.

Спустимся вниз по Большому Спасоглинищевскому переулку .

Архитектурной доминантой здесь выступает Московская хоральная синагога .

Место было выбрано не случайно, к середине XIX в. Зарядье у Кремля было наполовину заселено евреями, так называемое "московское еврейское гетто". Однака строить молельни в Зарядье было запрещено властями, поэтому выбрали Спасоглинищевский переулок - от него до Зарядья рукой подать.
Первая хоральная синагога в Москве была освящена 1 июля 1870 года. А в 1886 году был разработан новый проект молельного дома Семеном Эйбушитцу. В 1887 году состоялась закладка новой синагоги. Доминирование сыграло с синагогой в свое время злую шутку. Московский губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, по легенде, не разглядев, случайно перекрестился на звезду Давида, венчавшую купол синагоги. Когда ему объяснили, что он сделал, губернатор пришел в ярость и повелел снести купол «от греха подальше».
Синагогу вскоре вовсе закрыли и открыли только в 1906 г. после объявления свободы вероисповедания в Российской империи.
К реставрационным работам привлекли известного московского зодчего Романа Клейна, он оформил интерьер большого молитвенного зала в изысканном стиле модерн.

В 2001 г. на синагоге вновь возвели купол со звездой, а также выложили аккуратной плиткой весь переулок. В синагоге работает кафе с кошерной пищей.

Существующий ныне храм построен в 1793 году на месте более древней церкви.
Когда и кем была построена рання церковь, точных сведений не имеется.
В конце 17-го столетия над ранней Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжной Евдокией Андреевной Куракиной, и здесь устроена была новая церковь.
В конце 18 века Космодамианский храм пришел в полную ветхость. Перестраивался храм в течение 12 лет.
В 1795 года освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года.
Новый храм, построенный по плану известного архитектора Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.
Этот храм - один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и не скоро оправилась от постигшего ее разорения.
В начале тридцатых годов храм закрыли: приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.
В 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены службы.
При храме действуют воскресная школа для детей и их родителей, приходская библиотека, швейная мастерская и мастерская по изготовлению икон. Открыты книжная и иконная лавки.

Напротив церкви Косьмы и Дамиана в 1780-х годах для полковника М.Р.Хлебникова был возведен жилой дом - ярко-голубой дворец с лепниной. Он был построен по проекту В.Баженова.

После Хлебникова владел этим домом генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский - герой русско-турецкой войны. Своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцевва.
Потом владельцем стал его сын Николай Петрович - собиратель книг и создатель Румянцевского музея.
В 1840-х годах дворец приобрели купцы Грачевы. На воротах до сих пор сохранилась загадочная надпись "Свободен от постоя" . Обяснение она имеет простое - расчетливые купцы уплатили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательстельного содержания и постоя солдат.

Если свернуть на Старосадский , то в начале переулка будет видна лютеранская кирха - апостолов Петра и Павла .

Творение архитектора Шехтеля, гения московского модерна. Построенная в 1906-1907 гг. она является современным центром жизни московских протестантов. Архитектура здания несимметрична и оригинально сочетает в себе традиционные североевропейские мотивы с модерном.
Это одно из немногих московских зданий, построенное в формах готического стиля. Здание венчал высокий шпиль, а под ним были башенные куранты. Зал славился своей акустикой.

Внизу Старосадского переулка стоит Ивановский монастырь .

Монастырь был переведен сюда с Пятницкой ул. (тогда дороги) около 1533 года. Предположительно его перевода поближе к Кремлю добилась Елена Глинская в память рождения наследника престола Ивана Васильевича (в будущем - Ивана Грозного).
Монастырь был посвящен Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи и отличался строгим монастырским уставом.
Первыми узницами стали особы царствующих фамилий. Здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума, и держали их в каменных мешках.
Главный собор монастыря был одним из первых монументальных зданий в этой части Белого города.
Основной объем (куб) был окружен тремя одинаковым притворами той же высоты. Собор был оформлен просто и строго: плоские арочные ниши в пряслах стен между широкими лопатками, подчеркнутые боковые плоскости вытянутой тройной апсиды, гладкий портал, щелевидные окна в барабане главы, крестчатый свод.
Главный собор стоял в центре. С севера была колокольня (1701 г.); у юго-западного угла - тюрьма для содержания колодниц.
Святые ворота с двумя неравными арками выходили в М.Ивановский пер. С севера к ним примыкали настоятельские кельи. У ворот против Хохловского переулка была сторожка. В монастырском дворе рядами стояли кельи, каменные и деревянные.

Со всех сторон монастырь окружала стена, кроме той стороны, которая примыкала к Соляному двору (Солянка).
После одного из пожаров в XVIII в. монастырь был упразднен.
В 1761 году его восстановили по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В октябре 1768 года в монастырь была помещениа столбовая дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, известная в русской истории своей жестокостью по отношению к крепостным Салтычиха. Ее лишили звания и фамилии, выставили у позорного столба на Лобном месте, а после этого привезли в монастырь и заключили в "покаянную" земляную тюрьму, где она провела 11 лет. В 1779 году Салтыкову перевели в кирпичную пристройку к монастырской стене, где она просидела до своей смерти в 1801 году. На людей, которые приходили поглазеть на душегубицу, она ругалась, плевалась и пыталась достать их палкой через прутья. Похоронена Д.Н.Салтыкова в Донском монастыре , на аристократическом кладбище, как столбовая дворянка. Надгробие сохранилось.

В 1785 году на территории монастыря был спешно выстроен крошечный домик в две комнаты с прихожей. В него была помещена неизвестная женщина, принявшая постриг под именем инокини Досифеи.
Ее содержали в комфорте, но в строжайшей изоляции; даже в церковь водили ночью и служба шла для нее одной. Кроме игуменьи и духовника, никто ее лица не видел.
Ходили слухи, что Досифея - внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского Августину - княжна Тараканова, возможная претендентка на русский престол, имевшая больше прав на корону нежели немецкая принцесса Екатерина.
Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II ее привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь.
Досифея прожила в монастыре 25 лет. Умерла в 1810 году. Похоронена с необыкновенной пышностью, почти по-царски, и не в Ивановском, а в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых.
Но кем была на самом деле эта женщина до сих пор неизвестно.

После пожара 1812 года монастырь снова был упразднен.
Соборная церковь Иоанна Предтечи была обращена в приходскую, а кельи заселили служащие Синодальной типографии на Никольской.
Монастырь был восстановлен и отстроен заново по проекту М.Д.Быковского в 1860-79 гг.
Деньги на строительство пожертвовала московская купчиха Елизавета Алексеевна Макарова- Зубачева. Душеприказчицей и распорядительницей капиталов стала купчиха Мазурина, сына которой судили за громкое убийство ювелира Калмыкова. По другим источникам, Мазурина отстроила монастырь на свои средства.
По приказу Мазуриной были снесены все древние строения - собор, кельи, надвратную церковь, клетку Салтычихи.
В архитектуре монастыря Быковский применил формы распространенного тогда стиля Ренессанс, дополнив его романскими элементами. Система открытых арочных галерей заимствована им из древнерусского зодчества. Аркады галерей придают живописность заключенным между ними дворикам. Высокие парные башни образовали торжественную композицию входа (тогда двор между ними не был перекрыт). Перепад рельефа использован в композиции южного двора, над которым возвышается крупный объем собора.
Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции работы знаменитого Ф.Брунеллески.
К 1878г. монастырь был отстроен.
В 1879 г. был освящен больничный храм прп. Елисаветы при кельях игуменьи, к востоку от собора.
В 1918 году монастырь был закрыт. Здания были переданы УНКВД, монастырские кельи были надстроены 3-м и 4-м этажами.

После 1945г. часть помещений монастыря были отданы под жилье. На территории построено несколько современных домов.
В настоящее время cобор занят Центральным государственным архивом Московской области, главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической школой МВД.
Больничный корпус с храмом Елисаветы возвращен женской монашеской общине. Богослужения возобновлены в 1995 г. Приписан к храму равноап. кн. Владимира в Старых Садех.


Церковь св. Владимира упомянута впервые в 1423 г.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович повелел заложить в Москве 11 новых церквей. Строил их итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтаньяна, известный в России как Алевиз Новый. В их числе была и церковь Владимира, стоявшая близ загородного великокняжеского двора.
К середине XVII в. храм обветшал и был разобран.
Около 1660 г. был поставлен новый храм, ныне существующий.
Основной объем квадратный в плане, апсида была трехчастной, с аркатурным завершением плоских ниш на фасадах, верх украшали кокошники.
Храм имеет сложную ассимметричную композицию. Двусветный объем с северо-запада охвачен небольшим притвором и приделом с трапезной. Крыльцо с кубышчатыми опорами и постановка колокольни отвечают стилю XVII в.
Было необычайно красивым оформление глав: к традиционному аркатурному пояску добавлены переплетенные рельефные жгуты. Храм был украшен полихромными изразцами.
Колокольня храма классическая, ярусная. Завершающий ее шпиль и люкарны ближе к XVIII в., так как она перестраивалась после пожара 1737 г.
Храм горел и в 1812 г. При его восстановлении были разобраны кокошники, но сомкнутый свод, прорезанный световым барабаном, и пятиглавое завершение сохранили.
Церковь была закрыта в 1933 г. Были сломаны все главы, уничтожено внутреннее убранство.
С 1970г. началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII в. (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII в.)
Колокольню восстановили в 1979г. В начале 1983г. восстановили основной храм и пятиглавие.
Храм охраняется государством как памятник архитектуры.
Богослужения возобновлены в 1991 г. При храме действуют воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, благотворительное братство во имя св. кн. Владимира, издательство.

В XVII веке жители строились кто как хотел. Дома стояли в глубине дворов, окруженные садами. На улицу выходили заборы, ворота, торговые ряды и лавки. Такой расстыковкой москвичи старались уберечь свои деревянные (большей частью) дома от пожаров. Пожары все же случались, и довольно часто. Особенно сильно пострадала Покровка во время больших пожаров 1629 и 1688 годов.

Надо было начинать строить из камня, но он был дорог и дело продвигалось медленно. Однако продвигалось. Число каменных зданий на Покровке и в прилегающих переулках росло.

Самые богатые палаты в конце XVII века построил для себя царский родственник Василий Федорович Нарышкин. Здание, расположенное на левой стороне Покровки по соседству с Малороссийским подворьем , протянулось вдоль улицы почти на 70 метров: два нижних этажа - каменные; возможно, над ними возвышался третий, деревянный, выходивший на галерею-гульбище. Прекрасный образец московского барокко! Старинные чертежи демонстрируют это, да и не только они. Во дворе недавно восстановлен фрагмент фасада (на уровне большой палаты второго этажа): белокаменные наличники, выше - консоли (элементы декора следующего яруса).

Сохранились старинные каменные палаты Мазепы , сооруженные "глаголом" (в форме буквы "Г") - лицом во двор, а к Колпачному переулку - скромным глухим фасадом; палаты дьяка Украинцева , которые, поднимаясь в гору, углом огибает Хохловский переулок .

За неказистой внешностью этого дома с закругленным фасадом скрывается интереснейший комплекс палат дьяка Емельяна Украинцева - видного государственного деятеля XVII века, дипломата, возглавлявшего Посольский приказ во времена Петра I.
Затем палаты были отданы М. Голицыну. В девятнадцатом веке дом опять имел отношения к внешнеполитическому ведомству, здесь располагался Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, в котором работали историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев.
В верх по Хохловскому переулку расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах .


Церковь Троицы Живоначальной. Москва.

Церковь построена в месте возникшего после 1654г. (после присоединения Украины к России) компактного поселения выходцев с Украины - "хохлов".
Приходский храм характерен для московского барокко: восьмерик на четверике, декор из резных белокаменных деталей. Храм построен из большемерного кирпича. Увенчан кирпичной главкой на двух глухих восьмериках. Венчающий карниз четверика с белокаменным профилем закруглен над пучком трехчетвертных угловых колонок. Над капителями колонок карниз обычный. Оконные проемы украшены сложными наличниками.
Храм был закрыт после 1917 г. и обезглавлен. После закрытия храм долго стоял разоренный и запущенный. Потом его передали институту геофизики, который перестроил помещение изнутри.
В 1970-х гг. храм был поставлен на реставрацию. В 1983г. восстановлены ажурный крест и основной объем здания. Богослужения возобновлены в 1991 г.

На ночь Покровку запирали. Решетки с воротами были установлены у церквей святителя Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана.
Уличное освещение отсутствовало; рядовые пешеходы светили себе фонарями, а боярские колымаги сопровождались верховыми с горящими факелами. Тех, кто в ночное время пробирался по улице без огня, сторожа задерживали и отправляли в Стрелецкий приказ, что было весьма разумной мерой: лихих людей тогда на Москве хватало.
Днем здесь царила темнота и толкотня, особенно по праздникам, когда к церквам съезжался и сходился народ. Кое-где ширина проезжей части не превышала 10 метров. Пешеходы и повозки утопали в грязи. Особенно сильную грязь учиняла река Рачка, протекавшая мимо Поганого (а теперь - Чистого) пруда, мимо церкви Троицы на Грязех, пересекала Покровку и "впадала" в Колпачный переулок .
Над ней был устроен деревянный мост... Покровка в этом смысле ничем не отличалась от прочих московских улиц, о состоянии которых говорится в подметном письме, адресованном светлейшему князю Меншикову: "Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев".
Пройдем вниз по Подкопаевскому переулку и нашему виду откроется храм Николая в Подкопаях .


Храм Николая в Подкопаях. Москва.

Впервые упоминания о храме датируются 1493-ым г. В то время близ него располагался конюший двор при загородном великокняжеском дворе.
В 1629 г. храм назван каменным. На планах XVI-XVII вв. он показан кубическим и одноглавым.
В 1812 г. церковь обгорела и бездействовала до 1855 г.
К 1858 г. храм был восстановлен по проекту архитектора Н.И.Козловского.
Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.
В оформлении фасадов наличествуют барочные элементы, например, карниз сложного профиля. Западный портик выходит в Подкопаевский пер.; он оформлен парными колоннами, а над входом свисает древнерусская "гирька" под круглым киотом.
Внутри пространство храма сообщается с алтарем тремя небольшими арочными проемами.
В 1885г. на линии Подколокольного пер. возвели шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII в.
Сразу после 1917 г. церковь закрыли. Сломали кресты и главки на приделах и устроили из церкви жилое помещение.
Возвращен церкви и вновь освящен в 1991 г.
При храме действует воскресная школа для детей, правословная школа риторики для взрослых, открыта книжная торговля.


Хитровский дворик. Москва.

Свернем направо в Подколокольный . На пересечение Подколокольного и Солянки – на стрелке - стоит храм Рождества .
Церковь поставлена на Стрелке, то есть на развилке двух дорог - в Заяузье (ул. Солянка) и в село Воронцово (Подколокольный пер.) , где после 1484г. Иван III устроил новый загородный двор.
Церковь была поставлена "на Торгу" около 1460г. Очевидно, она была деревянной, а каменной стала в XVII в., как большинство московских церквей.
После 1773г. построено ныне существующее здание. В плане оно имеет форму равноконечного креста.
В 1800-1802 гг. к основному объему были пристроены трапезная и колокольня. Автором проекта назван Д.Балашов, однако некоторые источники называют Дмитрия Баженова, брата В.И.Баженова.
Подчеркивание вертикальной композиции характерно для времени строительства - перехода от позднего барокко к раннему классицизму. От архитектурной обработки сохранились лопатки на боковых сторонах "ветвей креста" и горизонтальная рустовка на восточной части.
Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками соответствует типу, распространенному в Москве конца XVIII - начала XIX вв.
Косоугольный план возник из необходимости оформить фасадами стороны по улице и переулку.
После пожара 1812г. здание перестраивалось.
Церковь была закрыта после 1938г. Сначала в храме была скульптурная мастерская, потом "Леспроект". Затем храм отдали рентгено- радиологическому институту, который был рядом. Внутри храм перестроен полностью. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Богослужения частично возобновлены по воскресным дням.

Вернемся по Подколокольному переулку на Хитровскую площадь - "пять углов" - пересечение Подколокольного переулка, Хитровскиго тупика, Певческого и Петропавловского переулков .
На Хитровской площади был знаменитый Хитровский рынок .

Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы , окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка - жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму.

Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному.

Владимир Гиляровский. "Москва и москвичи".

Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).


Дом Ярошенко. Москва.

В доме Румянцева были два трактира - «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко - «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» - степенью выше - воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» - притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых.
«Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг .
Это бывшие владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Разрушение Утюга, а вместе с ним и всех флигелей "Кулаковки" началось с первых дней революции. В 1917 году ночлежники Утюга все, как один, наотрез отказались платить съемщикам квартир за ночлег, и съемщики, видя, что жаловаться некому, бросили все и разбежались по своим деревням.
От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.
Чуть дальше, на пересечение Подколокольного переулка с Бульварным кольцом находится жилой дом (Яузский бульвар, д. 2/16, 1936-1941 г.г., архитектор И.А. Голосов, скульптор А.М. Лавинский), примечательный монументальными колхозницей (с автоматом) и рабочим (с отбойным молотком), своеобразный гимн феминизму тридцатых.
Пройдем между этими стражами под арку - во дворе спрятался небольшой особняк Хитрово , того, чем именем и была названа эта печально известная местность.


Особняк Хитрово. Москва.

Здесь жил он сам, а в соседнем доме, на "вольном месте", жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы.
Пройдем вверх по Хитровскому переулку . Здесь находится церковь Трех Святителей , называемая ранее на Кулишках.


Церковь Церковь Трех Святителей. Москва.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.
Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.
Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.
Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.
И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских.
И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.
Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России.И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана.
Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.
Во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев.
В доме № 3 располагается церковь евангелических христиан-баптистов .


Церковь евангелических христиан-баптистов. Москва.

Около 1860г. участок приобрела Евангелическо-Реформатская церковь. На участке было построено церковное здание. В церковном доме на участке разместился Совет церкви.
После 1918г. дом оставили церковным общинам. В справочниках он так и назывался "Моленный дом". В разное время в доме размещались баптисты и адвентисты Седьмого дня.
А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.
В Петропавловском переулке возвышается легендарная церковь Петра и Павла у Яузских ворот .


Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Москва.

Существующий храм был построен в 1700-02 гг. в стиле московского барокко.
Композиция храма традиционно осевая: храм - трапезная - колокольня.
Храм - восьмерик на двухсветном четверике - завершен небольшой главой на граненом барабане. Декор не отличается особой пышностью, но зодчие продемонстрировали высокое мастерство, подчеркнув изящество угловых колонок, карнизов и наличников гладью стен здания.
Церковь никогда не закрывалась и сохранила свои колокола.
В 1944-47 гг. были сделаны золоченые сени над главными иконами иконостаса и золоченая арка у Царских ворот. Фрески в сводах приделов украшены цветными и золочеными плитками.
Церковь очень выразительно поставлена на крутом рельефе; даже в наше время она играет важную роль в силуэте застройки района.

Используемая информация:
Московский журнал 6"2000 года Н.Р.Фрезинская
http://hram.codis.ru


Сегодня Хитровская площадь в Москве – приятное место для прогулок. Небольшой обустроенный сквер в самом центре города ничем не напоминает о дурной славе Хитровки до революции. Столетие назад не только добропорядочные и зажиточные москвичи, но даже городские власти старались обходить вниманием этот район – настоящий рай для воров и проходимцев всех мастей.

Место рынков, кабаков и трущоб

После пожара Москвы в 1812 году зять фельдмаршала Кутузова, генерал-майор Николай Хитрово, выкупил парочку сгоревших владений недалеко от своего особняка и обустроил на их месте площадь с торговыми рядами. Она получила название по его фамилии – Хитровская. После смерти Хитрово торговые ряды стали разрастаться и перестраиваться, у них менялись владельцы. Не менялось лишь одно: Хитров рынок стал важным местом в экономической жизни города.


После отмены крепостного права крестьяне всё больше и больше приезжали в города на временные и постоянные заработки. А там, где есть торговля, появляются и рабочие места. В 1860-е годы на Хитровской площади устраивают биржу труда, где можно было нанять прислугу или сезонных рабочих.

Безработным надо было где-то временно жить – для них открывались многочисленные доходные дома с дешёвыми квартирами и более простые ночлежки. Их хозяева, естественно, вели свой бизнес, сдавая жилплощади в аренду, и им было выгодно сдирать с приезжих побольше денег, давая им поменьше комфортных условий. Потому жители ночлежек оказывались в трудном положении. Москвовед Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» так условия их жизни:

«Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть „нумер“, где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев».


Площадь обрастала собственной жизнью. В особняке Хитрово, например, открыли лечебницу. Жителям трущоб нужно было чем-то питаться – для них работали харчевни и трактиры. Местные благотворительные организации пытались организовать бесплатные столовые, но благополучия это не прибавляло. Да и разве накормишь несколько тысяч человек... Так в отсутствии денег, пропитания и жизненных перспектив среди жителей Хитровки стала распространяться преступность.


Бандитская Москва

Некоторые хитрованцы превращались в «профессиональных нищих». Надо сказать, что и в те годы черты «профессии нищего» ничем не отличались от современной ситуации. Гиляровский писал:

«Были нищие, собиравшие по лавкам, трактирам и торговым рядам. Их „служба“ – с десяти утра до пяти вечера. Эта группа и другая, называемая „с ручкой“, рыскающая по церквам, – самые многочисленные. В последней – бабы с грудными детьми, взятыми напрокат, а то и просто с поленом, обёрнутым в тряпку, которое они нежно баюкают, прося на бедного сиротку. Тут же настоящие и поддельные слепцы и убогие».


Настоящую славу Хитровке принесли воры. Их было так много, что каждый из них принадлежал к своей «специализации». «Огольцы» нападали посреди бела дня на торговые лавки и утаскивали товар. «Поездошники» специализировались не только на подъездах, но и вообще на глухих переулках и ночных площадях. «Фортачи», как можно догадаться по названию, залазили в форточки домов. А «ширмачей» мы сегодня называем карманниками.

Криминальный мир был на виду, и среди населения получили распространение неофициальные названия трактиров: «Пересыльный», «Сибирь», «Каторга». Они тоже имели свою иерархию. В «Каторге» любили задерживаться беглые каторжане, и заведение славилось как настоящий «притон буйного и пьяного разврата», по выражению Гиляровского. А скажем, «Пересыльный» ориентировался на публику попроще. Там собирались нищие, «бездомники» (то есть просто бездомные) и «барышники» (мелкие скупщики краденых и некраденых вещей).


Дурная слава

Далеко не все воспринимали Хитровку исключительно как символ преступной Москвы. Тот же Гиляровский вполне мог доверчиво пересказывать наиболее мрачные истории из мира бытового криминала, описывая их как общее явление, а не как исключение из правил. Тётка московского писателя Владимира Муравьёва говорила ему в детстве о Гиляровском: «Врёт он, всё врёт, никаких убийств, никаких бандитов на Хитровке не было. Были нормальные люди».

Может, бандитов было не так и много относительно всех жителей. Но и благополучным район Хитровки назвать сложно. Режиссёры и создатели Московского художественного театра Станиславский и Немирович-Данченко специально ездили в Хитровку, чтобы изучать быт нищих москвичей для постановки пьесы Горького «На дне».


После революции дурная известность места только возросла. Сказались последствия Гражданской войны и катастрофического обеднения населения. Городские власти в конце 1920-х годов снесли Хитров рынок и устроили на площади сквер. А вскоре на ней и вовсе построили здание школы (затем техникума). Само название Хитровки решили стереть с лица земли – площадь переименовали в честь Максима Горького.

Историческое название Хитровке вернулось уже в 1990-е. Здание техникума затем снесли и опять разбили сквер. Но всё восстанавливать, к счастью, не стали – былую славу криминального района москвичи оставили для любителей истории.

И в продолжение темы истории столицы ещё .

Практически в центре города (до Кремля рукой подать) собрался без преувеличения весь криминальный цвет Российской империи — беглые каторжники, воры, убийцы, компанию которым составляли обнищавшие чиновники, проигравшиеся картежники, профессиональные нищие. Звалось страшное место – Хитровкой, в честь центральной площади, которую по всему периметру окружали дешевые ночлежки.

Об этом месте написано много. Трущобы стали одним из главных героев книги Бориса Акунина «Любовник Смерти» (посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина). И пусть роман – произведение сугубо художественное, хитровский колорит передан там ювелирно. Книга известного московского журналиста конца 19 – начала 20 веков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» пример кропотливой работы со словом. О жизни в трущобах написано столь колоритно, что даже спустя 100 лет видишь ее жителей, чувствуешь запахи, слышишь какофонию из сотен голосов.

«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел.Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве».

Трущобы здесь были не всегда. Еще в начале 19 века располагался респектабельный, элитный район. Но пожар 1812 года внессерьезные коррективы, многие постройки сгорели, оставив после себя пустырь.Дом генерал-майора Николая Захаровича Хитрово – зятя фельдмаршала Кутузова, уцелел. Он слывший человеком не просто военным, но еще и меценатом решил облагородить пепелище, обустроил площадь и передал ее в 1824 году в дар городу. Вначале она была чем-то вроде променадной, потом стала обрастать торговыми рядами, в 1860-ые появилась биржа труда, те кто не находили себе заработок оседали здесь же и промышляли воровством.

Постепенно Хитровка превратилась в самое криминальное место Москвы, со своими законами, понятиями, кланами. Люди делились на следующие сословия:

  • «марухи» — любовницы, дамы сердца, а чаще всего девушки лёгкого поведения. Марухами на Хитровке становились рано, в 10 лет девочки уже вовсю зарабатывали на жизнь этим не детским ремеслом.
  • «огольцы» — те, кто опрокидывали торговые ряды и воровали все что продавалось. Действовали огольцы как правило группами.
  • «портяночники» могли сорвать с прохожего меховую шапку, отнять у нищего всю подать, на крупные дела не ходили и о них не помышляли.
  • «поездошники» — ловко вскакивали на пролетки и уводили у хозяев чемоданы и прочее имущество.
  • «фортачи» — им не было равных, если нужно было пролезть в форточку или протиснуться через узкое пространство.
  • «ширмачи» — бесшумно доставали из карманов прохожих деньги и ценные вещи.
  • «деловые ребята» — верх хитровской иерархии, с наступлением темноты они выходили на фарт, промышляли по-крупному, все имели оружие.

Хитровка была похожа на огромного паука. В роли массивного тела выступала Хитровская площадь, гигантскими щупальцами от нее тянулись в разные стороны переулки: Подколокольный, Свиньинский, Подкопаевский, Малый и Большой Трехсвятительский, границами служили улица Солянка и Покровский бульвар. Попадая в паутину к этому хищному пауку, мало кто из нее выбирался. Некоторые рождались и умирали прямо здесь, ничего не зная кроме Хитровской нищей или бандитской жизни.

Соседями нищих, оборванных хитрованцев, были богатейшие купеческие семьи Морозовы, Корзинкины, Расторгуевы, Оловянишниковы, Хлебниковы. По Солянке и Покровскому бульвару проходила не просто территориальная граница, а граница между роскошью и жизнью на дне, роскошными особняками с витиеватыми балконами и облупленными ночлежками, набитыми под завязку людьми. Богатым безродные соседи под боком, конечно, не нравились, они подключали все свое влияние, чтобы снести Хитровку с карты Москвы. Но у трущоб были свои покровители. На нищей жизни многие делали огромные деньги, сдавая крохотные комнатушки в наем.

«Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев»… (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»)

Известные ночлежки Хитровки

Ночлежки Хитровки назывались по именам их владельцев. Так существовали дом Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В особняке генерала Хитрово разместилась больница для жителей трущоб. Этот дом стоит и по сей день на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Сейчас там находится медицинский колледж имени Клары Цеткин.

Бунинская ночлежка

Находилась в 3 доме по Хитровскому переулку и была самой приближенной к человеческим условиям. Здесь жили разнорабочие:мужчиныкололи дрова, чистили снег, женщины мыли полы, стирали одежду. Обитали в номерах и расстриженные попы, уволенные офицеры. Здесь в бедной студенческой семье Николая Скрябина родился будущий известный композитор – Александр Скрябин.

В Бунинской ночлежке обитали и «раки», так называли тех, кто перешивал ворованную одежду. Они обычно трудились день и ночь и практически не выходили из своих комнат.

«Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.

- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.

Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

Площадку перед основным зданием называли «Бунинским домиком», в небольшом одноэтажном сарайчике работали проститутки. Сейчас помещение арендует дизайнерская компания. А в самой ночлежке находятся несколько кафе.

Находилась в Подколокольном переулке, сейчас она стоит там же с порядковым номером 12. Здесь жили в основном пьяницы, да профессиональные нищие, которые в одиночку или с маленькими детьми, ходили просили подаяние.

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

В Румянцевской ночлежке находились два трактира: «Сибирь» и «Пересыльный». В первом собирались воры, во втором время за бутылкой коротали нищие и попрошайки. Пару комнат на первом этаже дома были отданы под публичный дом.

Дом Ярошенко

Можно найти по адресу: Подколокольный переулок, дом 11 стр.2 Хозяином этого здания долгое время был статский советник Платон Степанов, после его смерти особняк перешел по наследству его дочери Елизавете Ярошенко. Вместе с мужем она жила в Калужской области, а дом сдавала в аренду.

В ночлежке жили вполне тихие люди: мелкие ремесленники, переписчики, торговцы. Именно сюда приходил Станиславский с труппой, при подготовке к спектаклю «На дне», дабы изучить жизнь низов. За одно местным «калякам» режиссер подкидывал работу, заказывал переписывать роли для актеров. При этой видимой тишине и благочинности, было в этой ночлежке место шумное и порой очень опасное. Трактир «Каторга» день и ночь работал на первом этаже, его название выбрано не случайно. Здесь кутили беглые преступники, воры, каторжане.

Слева от ночлежки Ярошенко можно увидеть дом-утюг, он стоит на пересечении сразу трех переулков: Певческого, Подколокольного, Петропавловского. Своим видом он и правда, напоминает утюг. Сейчас он выглядит респектабельно, с надстроенными после революции двумя этажами. А раньше это была самая страшная и опасная ночлежка Хитровки.

До начала 20 века дом принадлежал инженер-капитану Ивану Ромейко, потом его выкупил разбогатевший буфетчик «Каторги» Иван Кулаков. Это было, пожалуй, самое густонаселенное здание Москвы, по числу обитателей напоминавшее улей. В ночлежке было 64 квартиры и более 700 коек. Каждую ночь здесь ночевали около 3 тысяч человек, занимавшие проходы, лестничные пролеты, т.е. все имевшееся пространство.

После революции

После революции с Хитровкой долго не церемонились, площадь сравняли с землей, ночлежки разогнали. Район перестал быть страшным и опасным. Сейчас здесь находятся жилые дома, салоны красоты, дизайнерские студии и много чего другого. Сюда часто водят экскурсии, показывая туристам знаменитые хитровские дворы. Говорят, что подвалы и вся подземная часть бывших трущоб мало изучена. И по слухам в бесконечных лабиринтах ходов спрятано множество награбленных сокровищ.

Хитровский (Хитров) рынок любому москвичу-современнику несомненно, представлялся самым опасным и мрачным местом в городе.

Даже внешне это скопище человеческих пороков уже на подходе напоминало огромную шевелящуюся яму, наполненную оборванцами и торговками, сидящими на чугунах с тушеной всячиной и несвежей колбасой, непрерывно обжариваемой на бессменном масле в железных ящиках.

Общее впечатление локальной преисподней поддерживалось туманом и вечными клубами пара, вырывающимися из тамошних трактиров.

2-х и 3-х этажные домишки, облепившие площадь, служили ночлежками для 10000 человек и приносили неплохой доход своим владельцам. Постояльцы платили пятачок за ночь на нарах, а за,так называемый номер, нужно было отдать двугривенный. Номер представлял пространство под нижними нарами, отделенное рогожками от других логовищ (1 аршин в высоту и 1,5 аршина в ширину).

Хитров рынок в те времена являлся главной биржей труда, куда прямо с вокзалов приезжали артели. Рабочие вставали под большой навес, подрядчики выбирали и, сторговавшись, уводили артель на работу. После 12-00 под навесом собирались хитрованцы и барышники, скупавшие всё подряд. Небогатый поиздержавшийся люд продавал скупщикам одежду и обувь, получая взамен чьи-то обноски и деньжата на обед и ночлег в местной забегаловке.

Ночлежные дома носили фамилии владельцев: дом Бунина, дом Румянцева, дом Степанова (позже - Ярошенко) и дом Ромейко (позже - Кулакова). Румянцев предлагал к услугам хитрованцев трактиры "Пересыльный" и "Сибирь", а Ярошенко - "Каторгу". "Пересыльный" служил пристанищем для бомжей и барышников. Статусная "Сибирь" собирала под своей крышей воров и скупщиков краденого. Элитная "Каторга" была самым известным притоном криминального разврата. Здесь с почетом встречались отмотавшие срок в тюрьме и беглые каторжане. Протоколы полиции тех лет пестрили фамилиями уголовников, схваченных на Хитровке.

Хитровка прошлого столетия почти не освещалась в темное время суток, как бы предупреждая случайного путника: чужие тут не ходят! Здесь жизнь протекала параллельно с городской, не подчиняясь законам.

Власть на рынке представляли городовые Рудников и Лохматкин. Их побаивалась местная шпана, с ними дружили авторитеты воровского мира. Городовые за 25 лет службы знали в лицо весь вверенный контингент, использовали сеть агентов-доносчиков и без особой нужды облав не устраивали, забирая при обходе лишь беспаспортных и нищих. Арестованных на другой день отправляли в места приписки. Никакого эффекта это, конечно, не давало. Высланные тут же возвращались в Москву, где было легче украсть, ограбить и выпросить милостыню.

Крикливый грудничок стоил четвертак за день, а трехлетний - гривенник. С 5-ти лет ребенок был обязан приносить своим благодетелям хотя бы гривенник.

Хитровские мальчики имели шанс родиться и состариться на малой родине. Участь же девочек была куда печальнее. Даже 10-летние уличные проститутки в те времена не были редкостью.

Проживали гулящие в "вагончике" - одноэтажной пристройке у Румянцева. Когда-то именно там жила и местная легенда "княжна", редкой красоты девушка. Этой даме довелось поработать в самых шикарных публичных домах и пожить на содержании. Но красавицу неизменно тянуло домой. В "Каторге" она пела французский шансон и танцевала качучу. Знаменитость умерла от побоев одного из ухажеров в Павловской больнице.

Много лет московские власти пытались уничтожить Хитровский рынок, снискавший славу позора столицы.

Ведь рядом с рынком располагались Опекунский Совет на Солянке и Покровский бульвар с особняками богатого купечества, в число которых входили сам Савва Морозов, Корзинкины, Хлебниковы, Оловянишниковы и Расторгуевы. Богачи возмущались неприятным соседством, но рынок продолжал стоять.

Только большевики в 1923 году очистили площадь. Знаковую трущобу "Кулаковку", обладающую даже подземными притонами в "Сухом овраге" (Свиньинский пер.) снесли полностью, застроив новыми домами.