Иларион о государстве и праве. Политико-правовые воззрения иллариона, владимира мономаха и даниила заточника. Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

Иларион Киевский (ок. 1000 - после 1074), митрополит - первый русский богослов-проповедник и политик. Родился в Киеве, в 1030-е гг. стал постриженником в Киевской пещере св. Антония- Антины. В 1040-е гг. - пресвитер церкви Святых апостолов в Берестове и духовник великого князя Ярослава Мудрого. 26 марта 1049 г. в Десятинном храме (Пресвятой Богородицы и св. Климента Римского) Иларион произнес торжественную речь «Слово о Законе и Благодати», «которая стала первым политическим трактатом на Руси». В 1051 г. Иларион был поставлен великим князем Ярославом митрополитом всея Руси без санкции Константинопольского патриарха и стал первым русским по происхождению митрополитом всея Руси.

В своем «Слове», адресованном образованной элите, Иларион затронул три темы:

  • 1) соотношение «Закона» и «Благодати» в системе единой политической мысли Киевской Руси;
  • 2) значение крещения для Русского государства;
  • 3) проблему развития государства при князьях Владимире I Святославовиче и Ярославе Мудром.

В первой части трактата рассматривается отношение двух Заветов - Ветхого («Закона») и Нового («Благодати») в символических схемах-образах христианского восточного богословия. В художественной форме Иларион создает оригинальную концепцию всемирной истории, в которой находит место и для Русской земли с ее особой исторической миссией «Благодати».

В историософской картине мира «Слова о Законе и Благодати» можно условно выделить четыре периода: первый - царство Закона - время Ветхого закона иудейского, второй - возникновение христианства и его распространение через апостолов, третий - дальнейшее распространение христианства в Средние века в странах Европы и Азии, четвертый - крещение Руси, «вдового стада».

Иларион настаивает на универсальном характере русского православия, отличающегося от ограниченного «Законом» (Ветхим Заветом) иудаизма. Подзаконное состояние при Ветхом Завете сопровождалось рабством, а «Благодать» означала свободу для новообращенного народа. Тот, кто живет «Благодатью», не нуждается «в регулятивном действии законов», так как нравственное совершенство веры позволяет человеку сделать правильный выбор и спастись во Христе. По мнению Илариона, «Закон» призван определять внешние поступки людей тогда, когда они еще не достигли совершенства, ибо «Закон» дан людям «на приготовление Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать истребления, так как сначала оно, словно «скверный сосуд», омывается «водой - Законом», а затем становится способным вместить «млеко Благодати». Законопослушное поведение человека связано с достижением нравственного состояния и постижением Истины и «Благодати» как идеального состояния христианина.

В распространении морально-этических норм Нового Завета Иларион видит путь к вытеснению иудаизма христианством. Причем «Закон» сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом, в то время как «Благодать» - с солнечным сиянием и теплотой. «Закон» имел временное и ограниченное действие. С его падением закончилась богоизбранность еврейского народа. С введением Нового Завета христианство стало всемирной религией, а новообращенный русский народ присоединился к братской семье, где все народы во Христе равны. Тем самым Иларион утверждает учение о равноправии народов в соответствии с проповедью св. апостола Павла.

Во второй части трактата Иларион конкретизирует путь постепенного и равного приобщения народов к христианству и свободе. Он осуждает гегемонистскую тенденцию Византии и провозглашает право русского народа на свободное развитие.

В третьей части трактата содержится похвала крестителю Руси, равноапостольному князю Владимиру I Святославичу (948-1015). Иларион считает, что главные черты нравственного властителя - «благоверие» и «благочестие» - имеются у обоих прославляемых князей. Иларион первым поставил вопрос об ответственности князя перед подданными: князь обязан «без блазна же перед Богом данные ему люди унравшу». Иларион высоко поднял престиж Русского государства, утверждая, что князья Владимир и Ярослав владычествуют не в «худой земле», а в той, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли». Оба они, как и византийские императоры, - «единодержцы», покорившие себе окрестные народы. По мнению Илариона, власть их крепка, потому что основана на «правде». Источник верховной власти он усматривает в Божественном Промысле. Потому великий князь Киевский воспринимается всеми как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы людий его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укроти») и мудро управлять страной («глады угобзи... боляры умудри, грады разсели»). Так Иларион первый в русской политической теории создает идеальный образ светского властителя христианского типа.

В четвертой, заключительной части «Слова» следует «Молитва» к князю Владимиру как к святому: «И донеле же стоить мир, не наводи на ны напасти искушение, не предай нас в руки чуждиих, не прозоветься град твой „град пленен", и стадо твое - „пришельци в земле не своей"». Тем самым Иларион впервые в истории русской политической мысли поднимает проблему обеспечения мира как одну из главных внешнеполитических задач княжеской власти. Иларион полагает, что князь не должен развязывать кровавые войны, чтобы не прогневить Господа и чтобы Бог не наслал на Русскую землю «скорби, глада, напрасных смертей, огня и потопления». Двумя десятилетиями позже эту тему разовьет св. Феодосий Печерский. В целях сохранения мира русский князь должен быть «врагам грозен, а к своим милостив и щедр». Эту тему спустя два столетия подхватят Даниил Заточник и другие авторы XV-XVI вв.

Политические идеи Илариона Киевского.

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда),принятием христианства, созданием национальной письменности , на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав , сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополитом Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Вероятно, все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов «из греков» и по благословению патриархата, ибо он в 1051 г. самовольно «поставил... Лариона митрополитом, русина

родом, в Святой Софии, собрав епископы». Летопись характеризует Илариона как человека образованного, ведущего постную жизнь.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники

Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю

землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики более поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати». Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной

власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства. Источником верховной власти митрополит считал Божественную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получившим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру». Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион придает большое значение воспитанию правителя и подготовке

его к занятию высшей политической деятельностью. Власть и государство в понимании Илариона едины, «как Троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиянна». Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти.

Иларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу «единодержец земли своей », которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати» занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей

за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли». Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти в

пределах закона («землю свою пасуще правдою»). Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны («ратные прогони, мир утверди,

страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»). Понятие «грозы», которое Иларион первым вводит в политическую теорию в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, обозначает у него могущество верховной

власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира. В обязанности князя входит и организация хорошего управления («...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди»). Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности . Для ее разрешения он

использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда . В силу характерной для Средних веков нерасчлененноститеологических и юридических категорий закон понимался какбожественное веление, сформулированное богоизбранной личностью (Законы Моисея, Законы Мохаммада и т. д.). Иларионупотребляет этот термин в теологическом и юридическом значениях, понимая под ним жесткое предписание, обязательностьисполнения которого гарантируется принудительной силой. За-

кону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни «племя Авраамово», дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т. д. По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как «предтечу и слугу Истины и Благодати». Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом Учении и запечатленной в Евангелиях; поэтому и люди, воспринявшие это учение и реализующие его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь Истины. Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, а учение Христа спасает душу , приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия. В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее «зависит начало веры», но сохранить ее возможно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если он «не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне». Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно. В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон - лишь ступень к познанию Истины, в которой воплощена христианская нравственность. В его сопоставлении Закона и нравственности явное предпочтение отдается нравственным критериям, определяющим поведение человека в обществе. Недостаточность Моисеевых законов Иларион находит еще и в том, что они охватывают узкий круг людей -только «племя Авраамово» и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы)

Иларион «Слово о Законе и Благодати»

Политические идеи в произведении Илариона «Слово о Законе и Благодати»

В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - “Слово о законе и благодати” первого Киевского митрополита Илариона, т.е. его смело можно назвать основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. О жизни Илариона нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет" (излагается начало истории Киево-Печерского монастыря), запись похожего содержания в конце "Исповедания веры" самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на "Житие Антония" (о поставление в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием Печерским) и упоминание его имени в "Уставе Ярослава". А также достоверно известно, что в 1051 году он первым из русских митрополитов был поставлен на киевскую митрополию.

Иларион открывает собой и по времени и по совершенству своих творений ряд крупнейших писателей Киевской Руси. Помимо «Слова о Законе и Благодати» до нас дошли еще два его сочинения - «Молитва» и «Исповедание веры», но главным, несомненно, является «Слово о Законе и Благодати». «Слово» написано в период между 1037-1050гг (первая дата -- освещение собора Софии, вторая -- кончина супруги Ярослава Ирины -- Ингигерд, которая обычно датируется 1050 г.). Историк М.Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037--1043 годов, считая, что оптимистический характер «Слова» указывает на его составление до несчастного похода Владимира Ярославича на Константинополь в 1043 году. Ещё один из современных исследователей, предпринявший попытку установить более точное время появления этого произведения, называет дату 25 марта 1038 г.

Используемый термин «слово» для обозначения жанра придуман учеными - сам Иларион называет свое произведение "повестью", так как в нем он повествует, рассказывает. Это не что иное, как проповедь, однако, не только произнесенная в одном из церковных храмов, но и изложенная на бумаге. Поэтому он называет свое творение не только повестью, но и писанием.

Трактат Иллариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости. Представление об организации политической власти, статус её носителя, его ответственности за управление страной и народом, представления о законе и правде, праве и нравственности имели надындивидуальный характер и стали отличительной чертой правосознания российского общества на протяжении почти всех последующих веков.

Уже исходя из названия становится понятно о чем собирается повествовать митрополит: «О законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и Вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала Великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и Молитва к Богу от всей Земли нашей».

Таким, образом, «Слово о Законе и Благодати» можно разделить на три части:

1. В первой части «Слова» рассматриваются такие понятия как «Закон» и «Истина» и выясняется их взаимосвязь. Иларион выдвигает богословско-историческую концепцию, согласно которой наступила пора свободного приобщения всех народов к христианству (Новый Завет имеет всемирное распространение), т.е. победа «божественного света» над «тьмой язычества». Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии: в основе Ветхого Завета принцип Закона, Нового Завета - принцип Благодати. Благодать для Илариона - синоним Истины, а Закон - лишь ее тень, слуга и предтеча Благодати.

Как отмечает Н.М. Золотухина, «истина воспринимается Иларионом как некий абсолютный идеал, единый для всех времен и народов, который хотя и имеет общий религиозный статус, но в свое содержание включает совокупность гносеологических и нравственных моментов, позволяющих производить оценку окружающей действительности и поведения человека». Согласно Илариону «Закон» передан людям через Моисея, а «Истина» - высшая ступень в нравственном состоянии человека, воспринявшего учение Христа и следующего ему. Ветхозаветные запреты, по Илариону, недостаточны, нравственность и справедливость - это проблема свободного выбора человека. Человек должен свободно творить добро и справедливость - такова центральная идея Илариона. Он противопоставляет закон как выполнение обязательного предписания Истине как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием индивида, опирающегося на нравственно-этические заповеди Нового Завета.

Иларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. «Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его». Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Иларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов «Закон» и «Правда». «Иларион, - отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина, - один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой "правда" воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию».

Иларион в своем "Слове" подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона ("тени") древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого завета может привести к иудаизму. И лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению. В доказательство своей мысли Иларион приводит своё рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари, смысл которой, по Илариону, очень глубок. Агарь -- это образ Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра -- это символ Нового завета, Благодати, которая рождается от свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завета. Следовательно, не "первородство" имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в заветах Иисуса Христа. В рассуждении Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейших идеи:

  • -Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо оттого, когда произошло само крещение;
  • -Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения.

Таким образом, сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Илариона, - это, в сущности, противопоставление двух религиозных учений, двух мировоззренческих систем - иудаизма и христианства. Однако Иларион не впадает при этом в религиозную догматику. Он сравнивает между собой то, что можно назвать политическим смыслом этих религий. Иначе говоря, он подходит к иудаизму и христианству как к идеологиям, каждая из которых несет в себе совершенно определенные цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное состояние и, кроме того, формирует определенную политику по отношению к другим народам.

По мнению исследователя «Слова» И.Н. Жданова , митрополит Иларион привлекает образы иудейства, Ветхого завета только для того, чтобы «раскрыть посредством этих образов свою основную мысль о признании язычников: для нового вина нужны новые мехи, для нового учения нужны новые народы, к числу которых принадлежит и народ русский».

2. Во второй части своего «Слова», Илларион, сужая тему, переходит к описанию распространения христианства по Русской земле: «Вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского», «И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу.

Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилось и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не «худая» и «неведомая» земля, но земля Русская, «ведома и слышима во всех четырех концах» света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом. Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел -- и спас нас и привел в познание истины!».

3. Третья часть "Слова" посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего, речь идет о князе Владимире (в крещении -- Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения. Однако митрополит утверждает, что и до Владимира были великие князья. Владимир -- это только «славный от славных», «благороден от благородных». Кроме него, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении -- Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. А также Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом "каган". А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого Владимира Иларион сравнивает с императором Константином. Силу и могущество русских князей, славу Русской земли, «единодержавство» Владимира и его военные успехи Иларион описывает с нарочитою целью -- показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора Владимира. Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось «благоверие с властью», Иларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» народа.

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Иларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь -- славный и сильный народ -- и тем самым равен Константину, крестившему греков.

В целом же, в третьей части Иларион ставит вопрос об организации политической власти, статусе её носителя, его ответственности за управление страной и народом и других характеристиках государства:

  • -Сущность государства, по Илариону, божественна, так как в своем назначении она реализует божественную волю. Носитель верховной власти - Великий князь - воспринимается Иларионом как прямой выразитель божественной воли; он называет его «причастником» небесного царства и усматривает в нем прямого «наместника» Бога на земле;
  • -происхождение власти наследственное, а родословие современных князей Иларион исчисляет, начиная со «старого Игоря»;
  • -Великий князь, по мнению Илариона, должен быть "единодержавцем" своей земли. Владимир, будучи «единодержцем своей земли», «покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечом». Всю свою землю он «пас мужеством и смыслом». Государственное устройство представляется Иллариону как единство всей земли, подвластной великому князю. Его утверждение, что власть и царство едины означает подчинение всей земли верховной власти Великого князя;
  • -высшая цель государства - обеспечение интересов всех подданных. Основной задачей Великого князя и целью всей его деятельности Иларион считает организацию хорошего управления в стране, обеспечение мира и изобилия в стране. Он советует править разумно, избавить страну от «моров и гладов», создать все условия для ее процветания. Т.е. управление государством - самоотверженная работа, направленная на достижение целей. Иларион впервые вводит в русскую политическую литературу термин «гроза» для характеристики могущества великого князя, способного «отгрозить» врагам и защитить своих подданных;
  • -Необходимо также проявлять заботу о церкви («церковь взрасти»), расселять города, заботиться о мире и соблюдать «свое достояние». Под «достоянием» Иларион понимает не сокровища и не княжескую казну, а многочисленных подданных Великого князя, нуждающихся в его заботах и поддержке: «...мужей и жен и младенцев спаси. Находящихся в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих и жаждущих и нагих - всех помилуй, всех утешь и обрадуй, радость творя им телесную и душевную»;
  • -реализация верховной власти должна совершаться только на основании Закона - правды. Власть князя разумна, мужественна и основана «на правде». Он «правдой облечен, крепостью перепоясан, истиной обут и смыслом венчан»;
  • -Власть согласно Илариону должна употребляться правильно, защищать правду и справедливость. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Иларион вводит в политико-правовую теорию тему «о милости виноватому»: справедливое наказание неизбежно, но оно не исключает милости, потому что «милость превозносится над судом». Но милость не исключает возмездия за совершенные проступки и преступления. Всякий, творящий беззакония, должен быть наказан так, чтобы каждому воздалось "по делам его" и никто бы "не спасся". Гнев князя, по мнению Илариона, не должен погубить человека, поэтому он советует наказывать "в мале" и вскоре прощать. «Мало казни и много милуй и милостью исцели, в мале оскорби и в скорости овесели, ибо не терпит наше естество долг носить гнев твой, как стебель огня». Иларион верит в исправительную силу прощения больше, чем в результат наказания. «Помиловать, - заключает он, - значит спасти». Милосердная и законная деятельность властителя, направленная на поддержание справедливости, сочетается, по мысли Илариона, с его личным нравственным обликом. Впервые в русской общественно-политической мысли Иларион "создал образ справедливого правителя христианского типа, разработал нравственные критерии", которым он должен соответствовать;
  • -Что касается внешнеполитической линии, то она основана на христианской идее равноправия всех народов.

За третьей, заключительной частью «Слова», в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью, и надписанная именем того же Илариона. «И, доколе стоит мир <сей>, не наводи на нас напасти и искушения, не предай нас в руки иноплеменников, да не зовется град твой градом плененным, а <овцы> стада твоего -- «пришельцами в земле не своей». Была ли это заключительная молитва Илариона органической частью «Слова», или она была составлена отдельно -- еще не совсем ясно, но, во всяком случае, она едина со «Словом» по мысли.

Аннотация


Во введении обосновывается актуальность данной темы. Также рассмотрены основные проблемы в произведении митрополита Иллариона. Рассматривается объект и предмет работы. Определены основные задачи работы.

В первой главе изучена биография митрополита Иллариона и его творческий путь. Изучены основные источники формирования политико-правового мышления Иллариона.

Во второй главе были рассмотрены основные политические идеи митрополита Иллариона. Также рассмотрены такие термины как «закон» и «правда» в понимании Иллариона. Определили, какое влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России.

В заключении даны общие выводы по работе.


Введение

2 Влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы. В общем комплексе идейного наследия России значительная роль принадлежит правовым и политическим теориям и учениям. В них сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены идеи, основные направления и итоги предшествующих исследований организации власти в человеческом обществе, способов ее реализации, формирования права, законодательства, обобщен опыт деятельности правоприменительных институтов и учреждений.

Произведения Киевского митрополита XI в. Иллариона - первые в истории русской политической и правовой мысли философско-правовые работы, дошедшие до нас в полной сохранности и знаменующие собой важную веху в ее становлении. «Слово о Законе и Благодати» по кругу затронутых в нем проблем и по способам их разрешения во многом определило дальнейшее направление в развитии основных категорий политической и правовой теории. К сожалению, на сегодняшний день нам гораздо лучше известны произведения средневековых мыслителей Запада, нежели представителей русской политико-правовой мысли.

«Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона, жившего и творившего во время Великого княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.), давно привлекало внимание ученых различных профилей. Исследователи безоговорочно признавали, что «Слово» по своему содержанию представляет собой первый многопрофильный политический трактат, значение которого исключительно велико для истории политической и правовой мысли.

Однако следует заметить, что исследование его содержания производилось в основном представителями неюридических дисциплин: в начале исключительно богословами, а затем литературоведами, искусствоведами и историками. В истории и теории права, а также в истории политических и правовых учений идеи Иллариона изучались лишь фрагментарно в курсах соответствующих дисциплин.

Объект исследования - процесс формирования политико-правовых взглядов Иллариона.

Предмет исследования - совокупность взглядов Иллариона на происхождение, сущность и назначение верховной власти в государстве, формы ее организации и понимание им содержания таких категорий как закон - правда - Благодать - Истина и взаимоотношений между ними, а также влияние идей Иллариона на последующее развитие отечественной политико-правовой мысли.

Цель работы - рассмотреть основные политические идеи митрополита Иллариона.

Задачи работы:

Рассмотреть жизненный и творческий путь митрополита Иллариона;

Изучить источники формирования политико-правового мышления Иллариона;

Дать оценку терминам «закон» и «правда» в понимании Иллариона;

Рассмотреть влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Политические истоки творчества митрополита Иллариона


1 Жизненный и творческий путь митрополита Иллариона


Святитель Илларион Святитель Илларион - митрополит Киевский и всея Руси, первый митрополит русин (украинский), оратор и писатель, церковно-политический деятель древней Украины. Причислен к лику Святых.

О жизни и деятельности Иллариона сообщают русские летописи под 1051 (реже - под 1050) годом.

Митрополит Киевский Илларион происходил из семьи нижегородского священника и сам был священником Придворная церковь Св. Апостолов в княжеском селе Берестове (под Киевом). Уже в эти годы Илларион вел строгий подвижнический образ жизни. Он выкопал себе пещеру на берегу Днепра и часто оставался в ней для тайной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Илларион и принял монашеский постриг.

собором русских архиереев святитель Илларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый митрополит, поставленный на Киевскую кафедра собором русских епископов. Позже святитель Илларион был утвержден Константинопольским Патриархом.

Святитель Илларион отличался прекрасной для своего времени образованием, был блестящим духовным пастырем и проповедником. Его деятельность пришлась на период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию письменности.

Будучи проповедником христианской веры, Митрополит Илларион писал труда, где прославлял христианство, показывал его преимущество над старой верой. Первосвятителем Русской Церкви он был недолго: 1054 года отошел от управления митрополией. Умер он 1067 и прославленный в лике святых.

Эти отрывочные сведения о Иллариона становятся более понятными, если их сопоставить с летописным сообщениям о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их читать и писать.

Сам Ярослав «любя Церковные уставы, попы любяще по большой, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитай и часто в нощи и в дне», «Наси книжнымы словесы сердца вирных люди». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «Собрав писцы многы», организовал переписывания славянских и переводных греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.

Формирование Иллариона как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не остались незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.

Тот факт, что именно русин занимает должность митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость Киевской митрополии от греческой. Илларион, чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником. Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава - Судебника («Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил семь греческий номоканун») Своим участием в летописании, литературной деятельностью Илларион во многом способствовал становлению украинской духовной культуры.

В 1054 г. после смерти Ярослава Илларион, очевидно, был смещен с должности киевского митрополита, потому что его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя. Представляется, что бывший митрополит уединился в Киево-Печерском монастыре («ископа пещерку малую двусажену кде ныне ветхыы манастырь печерьскыы»).

Существует отличная от летописной дата утверждения Илариона Киевским Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволяет предположить, что Иларион был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. Вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043-1046 г. Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им, возможно, был избран Илларион. Восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь признать законность избрания Иллариона на соборе 1051.

Однако дата 1044 находится под большим сомнением, ибо в период 1035-1051 по источникам митрополитами Киевскими были Феопемпт и Кирилл И. Нескольких митрополитов одновременно быть не могло.

С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связано содержание главного произведения Иллариона «Слово о законе и благодати». Так принято коротко называть произведение, имеющее более развернутую название: «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом, и как закон отошел, а благодать и истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и на наш народ русский. И похвала кагану 3 нашей Владимиру, что им крещены мы были «.

В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) «о законе и благодати», 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу. «Слово» построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на тему (первая часть произведения) является доказательством для определенной, конкретно-исторического события (вторая и третья части произведения).

Илларион начинает «Слово» с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает больших экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. «Закон» (Ветхий завет) через пророка Моисея людям, чтобы они «не погибли» в язычестве («идольскаго мраке»).

Однако «закон» был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. «Благодать» же (Новый завет), пришедший на смену «закону», начальный период истории, - не узконациональных явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество «благодати» перед «законом» заключается в духовном просвещении и равенства всех народов.

«Благодать», новая вера, дошла и до Русской земли. Илларион считает, что это закономерный акт божественного провидения («но сделал милость нам Бог, и воссияло у нас свет разума»). Здесь для Иллариона важно подчеркнуть мысль о равенстве Руси-Украины с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в события крещения Руси.

Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе изменяется летописным рассказом о деяниях князя Владимира, «учителя и наставника» Руси, и его «верного воспреемника» - князя Ярослава.

Следуя языческих традиций во взглядах на родовую наследственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, Илларион считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почтение: как апостолы обратили в христианскую веру разные страны («хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла» и др.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь.

Когда Илларион сравнивает его с императором Константином Великим, который утвердил христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает всемирный характер просветительской миссии князя Владимира, «от славных родился, благородный от благородных», и является достойным наследником своих могучих предков, князей Игоря и Святослава, что «в годы своего господства мужеством и храбростью прославились во многих странах».

Не оставляет без внимания Иллариона и деятельности Ярослава. Идет красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сооруженных при нем, Илларион особо выделяет Софийский собор, построенный как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно Иллариону, равенство Руси и Византии.

Так Илларион в «Слове» мастерски соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи.

Точная дата написания «Слова» неизвестна, но есть предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 в честь завершения здания оборонительных сооружений вокруг Киева.

Кроме «Слова о законе и благодати», Иллариону принадлежат также «Молитва» и «Исповедание веры» - произведения, столь близкие к «Слову» своим стилем и содержанием, одно время считались его продолжением. В целом указанные произведения составляют довольно скромную литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: на протяжении шести веков заимствования из «Слова» делались в памятниках украинским и славянской литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы Иллариона.


2 Источники формирования политико-правового мышления Иллариона

илларион политический правовой правда

По реконструктивным подсчетам Б.В. Сапунова население Киева в Х1-Х11вв. равнялось пятидесяти - семидесяти тысячам человек, а количество книг религиозного и светского содержания определялось числом равным 130 -140 тысячам томов. Эти цифры весьма важны для составления общего впечатления о культурном развитии древнерусского общества.

В числе большого количества памятников античного наследия и византийской литературной продукции получили распространение и произведения юридического содержания. «Киянам» был известен Номоканон Иосифа Схоластика и последующий за ним Номоканон патриарха Фотия. Частичное восприятие получило гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне, а также отдельных новеллах Василевсов. Все упомянутые источники использовались и имели хождение в виде рукописных сборников с русским названием «Кормчая Книга».

Историки права замечали, что русское политико-правовое мышление в процессе его становления опиралось на византийскую правовую доктрину, включавшую наряду с юридическим содержанием и неюридические ценности: религию, этику и мораль, с определенным вкраплением тех представлений, которые сложились еще в славянской племенной среде под влиянием синкретических норм обычного права. В.Г. Графский установил, что в правоведении издавна (еще со времен Цицерона) существовали две тенденции: первая «связана с техникой владения и распоряжения правами и обязанностями в узком смысле; вторая... с теоретическим обоснованием и надежным обеспечением справедливости». И именно эта вторая функция, оказалась в дальнейшем способной подготовить людей «не только к законопослушанию, но и осмысленному восприятию достоинств и недостатков существующего права и правовой политики».

Для характеристики различных аспектов среды, обусловившей появление произведений Иллариона имеет значение и то, что приняв христианство, церковь вела богослужение на русском языке, что обусловило высокую степень его развития, так как необходимо было выражать сложные и абстрактные понятия, разработанные в течение ряда веков в христианской православной догматике и технике.

Необходимо иметь в виду, что недифференцированность знания, характерная для всей средневековой культуры в целом, обусловила возможность использования мыслителями большого количества символов и разных фикций, порожденных такими продуктами человеческого интеллекта, как религия, искусство и литература во всем разнообразии ее жанров.

Замещение престола, по мысли Иллариона, имеет законный характер только в том случае, если престол переходит по наследственной преемственности, когда «славный от славных родился, благородный от благородных». Родословие современных князей Илларион исчисляет от «старого Игоря». В этом варианте мыслитель усматривает большие преимущества.

Рождаясь от благородных родителей, наследник всей системой образования и воспитания подготавливается к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Успехи в управлении государством Илларион прямо связывает с наличием у верховного правителя образованности и книжного знания. В разрешении этого вопроса мысли Иллариона близки идеям Платона, который в своем трактате «Государство» утверждал, что избавиться от «зла» возможно, лишь в том случае, если у власти окажутся философы, подготовленные всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед людьми.

В наследственном восприятии престола, Илларион усматривает также и залог продолжения наследниками дел предшественников. Так, Ярослав наследовал Владимиру, не разрушая начатое его отцом: «утверждал твоих (Владимировых - Д.П.) уставов, не умаляющий того, что тобой сделано, но еще более прибавляющий и твои начинания оканчивающий».

Государственное устройство Илларион представлял себе как единство всей земли, подвластной Великому князю киевскому. Его утверждение о том, что «власть и царство едины» означает подчинение всей земли верховной власти киевского князя. Владимир, будучи «единодержцем своей земли», «покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечем». Всю свою землю он «пас мужеством и смыслом».

Глава 2. Илларион и его политические идеи


1 Термины «закон» и «правда» в понимании Иллариона


«Слово о Законе и Благодати», написанное Илларионом примерно между 1037-1050 годами, явилось первым дошедшим до нас русским политическим трактатом и позволяет называть его автора основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. Трактат Иллариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости.

В первой части «Слова» дается понимание «закона» и «истины» и выясняются их взаимосвязи.

Илларион выдвигает богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой прогресс торжества «божественного света» (т.е. христианства) над «тьмой язычества». Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Закона - принцип закона, Нового Завета - принцип благодати. Благодать для Иллариона- синоним истины, а закон - лишь ее тень, слуга и предтеча благодати.

Илларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. «Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его». Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Илларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов «закон» и «правда». «Илларион,- отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина,- один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию».

Рассмотрев ряд главных конфессиональных источников основных мировых религий, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на разность в воззрениях, менталитете, геополитических факторах, фикции содержатся во всех областях культовой религиозной жизни и прочно, с незапамятных времен вошли в качестве нормативных регуляторов в систему источников вероисповеданий как на ранних этапах их создания, так и до сегодняшнего дня.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство 10-11 века. Центральное управление Киевской Русью сосредотачивалось в руках монарха (великого князя), а система центральной администрации была дворцово-вотчинной. Великий князь властвовал не один, а совместно со всем княжеским родом, с другими князьями - своими братьями, сыновьями и племянниками. Значительную роль в общественных процессах Киевской Руси играла государственная власть, особый механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви. Вся специфика государственной власти находила свое отражение в политической и правовой мысли, развитие которой определялось многими факторами.

Первым, важным среди них была активная политическая жизнь, как сообщают дошедшие до нас памятники древнерусской письменности, в которых была представлена острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за власть. Все это давало почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель - великий князь. Наличие в Киевской Руси помимо светской власти, православной церкви обусловило возникновение решения в политической мысли соотношения церковной и светской власти.

Вторым фактором, определяющим содержание и характер политической и правовой мысли Киевской Руси, был фактор культурный. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. Как отмечал академик Д.С. Лихачев: «Появление русской литературы в конце X - начале XI века перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самопознании». Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской литературы. Жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая мысль - это одновременно жанры и литературы, и устного творчества, такие как: послание, поучение, слово, моление и т.п.

Третьим фактором выступало православное христианство. После крещения Руси, князья неизбежно становились в особое положение по отношению к христианской религии и церкви. В Киевской Руси глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Церковь выступала за усиление центральной государственной власти и стремилась сохранить единство государственной организации. Вместе с тем и великокняжеская власть нуждалась в союзе с православной христианской церковью. В таком обширном по территории и с населением из множества различных этнических групп, государстве, каким была Киевская Русь, православие оказывалось более соответствующим интересам центральной власти, нежели язычество. Таким образом, государственная власть прививала христианство в русском обществе, возводила церкви и распространяла грамотность, а церковь превозносила централизацию государства и князя, что говорило об их поддержки относительно друг друга.

Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее главой был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Но в 1048-52 г. у греков длится тяжелая война с печенегами и в этот, же период происходит попытка вернуться к самостоятельному избранию из своей русской среды угодного кандидата, с поставлением его собором своих епископов и с последующим признанием константинопольского патриарха. В летописи под 1050 г. появляется заметка: «Илларион поставлен бысть митрополитом Киеву от патриарха Михаила Керулария.» Хотя этого и не было, но вероятно этого желала и партия националистов, которая знала, что Ярослав, сам сын гречанки, мечтает о браке своих сыновей с византийскими царевнами, что вскоре (в 1052 г.) и осуществилось. В вошедшем в «Киево-Печерский патерик» сказании Нестора «Что ради прозвался Печерский монастырь» сообщается, что князь Ярослав, занявший после победы над Святополком Киевский великокняжеский стол, полюбил село Берестово, что близ Киева и тамошнюю церковь Святых Апостолов. Илларион был священником в церкви Святых Апостолов и, как сказано, было в летописи: «пресвитер Ларион муж благ, книжен и постник. Посем же благоволи Богъ възложити на сердце благоверному великому князю Ярославу, и, събрав епископы поставиша его митрополитом в Святьй Софии, а сии его печерька оста.

Согласившийся на самостоятельное поставление в митрополиты «русин» Илларион был образованным человеком своего времени. Он мог понимать и букву канонов и свободно толковать их с полным знанием дела. Иларионова «Слово о Законе и Благодати» - высота мысли и стиля, являющееся литературным произведением домонгольского периода - блестящее доказательство эрудиции автора.


2.2 Влияние политико-правовых идей Иллариона на развитие политической и правовой мысли в России


В отечественной политико-правовой мысли рассмотрению проблем соотношения права и справедливости уделялось особое внимание. На всем протяжении истории российской государственности проблемы соотношения права и справедливости были весьма актуальны, что обусловило их разработку в трудах представителей отечественной политической и правовой мысли.

Необходимо отметить, что проблемы соотношения права и справедливости нашли свое отражение уже в юридических памятниках, художественных произведениях и политических трактатах периода становления и развития Древнерусского государства. Размышления о государстве и праве, законе и власти, суде и справедливости, нравственном облике правителя и идеале государственного устройства в этот исторический период можно найти в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, «поучениях» князей.

Из письменных памятников Древней Руси, в которых рассматривается проблема соотношения права и справедливости, особо выделяется «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона, жившего в XI в. «Слово о Законе и Благодати», написанное Илларионом примерно между 1037 - 1050 годами, явилось первым дошедшим до нас русским политическим трактатом и позволяет называть его автора основоположником политической и правовой мысли Древней Руси.

Трактат Иллариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости.

В первой части «Слова» дается понимание «закона» и «истины» и выясняются их взаимосвязи. Илларион выдвигает богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества «божественного света» (т.е. христианства) над «тьмой язычества». Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета принцип закона, Нового Завета - принцип благодати. Благодать для Иллариона - синоним истины, а закон - лишь ее тень, слуга и предтеча благодати.

Как отмечает Н.М. Золотухина, «истина воспринимается Илларионом как некий абсолютный идеал, единый для всех времен и народов, который хотя и имеет общий религиозный статус, но в свое содержание включает совокупность гносеологических и нравственных моментов, позволяющих производить оценку окружающей действительности и поведения человека»

Согласно Иллариону «Закон» передан людям через Моисея, а «истина» - высшая ступень в нравственном состоянии человека», воспринявшего учение Христа и следующего ему. Ветхозаветные запреты, по Иллариону, недостаточны, нравственность и справедливость - это проблема свободного выбора человека. Человек должен свободно творить добро и справедливость - такова центральная идея Иллариона. Илларион противопоставляет закон как выполнение обязательного предписания Истине как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием индивида, опирающегося на нравственно-этические заповеди Нового Завета.

Илларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. «Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его». Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Илларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов «закон» и «правда».

«Илларион, - отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина, - один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию».

Определив в качестве задачи достижение во всех сферах жизни общества нравственных начал справедливости, Илларион ставит вопрос о происхождении, сущности и употреблении государственной власти. Сущность государства, по Иллариону, божественна, так как в своем назначении она реализует божественную волю. Носитель верховной власти - Великий князь - воспринимается Илларионом как прямой выразитель божественной воли; он называет его «причастником» небесного царства и усматривает в нем прямого «наместника» Бога на земле. Происхождение власти наследственное, а родословие современных князей Илларион исчисляет, начиная со «старого Игоря».

Великий князь, по мнению Иллариона, должен быть «единодержавцем» своей земли. Владимир, будучи «единодержцем своей земли», «покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечом». Всю свою землю он «пас мужеством и смыслом».

Управление страной требует от князя, по мнению Иллариона, действий, направленных на достижение высшей цели государства - обеспечение интересов всех подданных. Основной задачей Великого князя и целью всей его деятельности Илларион считает организацию хорошего управления, обеспечение мира и изобилия в стране. Он советует править разумно, избавить страну от «моров и гладов», создать все условия для ее процветания. Необходимо также проявлять заботу о церкви («церковь взрасти»), расселять города, заботиться о мире и соблюдать «свое достояние». Под «достоянием» Илларион понимает не сокровища и не княжескую казну, а многочисленных подданных Великого князя, нуждающихся в его заботах и поддержке: «...мужей и жен и младенцев спаси. Находящихся в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих и жаждущих и нагих - всех помилуй, всех утешь и обрадуй, радость, творя им телесную и душевную».

Власть согласно Иллариону должна употребляться правильно, защищать правду и справедливость. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Илларион просит правителя словами пророка Даниила, обращенными к царю Навуходоносору, быть милостивым и помнить слова пророка о том, что «милость превозносится над судом». Но милость не исключает возмездия за совершенные проступки и преступления. Всякий, творящий беззакония, должен быть наказан так, чтобы каждому воздалось «по делам его» и никто бы «не спасся». Гнев князя, по мнению Иллариона, не должен погубить человека, поэтому он советует наказывать «в мале» и вскоре прощать. «Мало казни и много милуй и милостью исцели, в мале оскорби и в скорости овесели, ибо не терпит наше естество долг носить гнев твой, как стебель огня». Илларион верит в исправительную силу прощения больше, чем в результат наказания. «Помиловать, - заключает он, - значит спасти».

Милосердная и законная деятельность властителя, направленная на поддержание справедливости, сочетается, по мысли Иллариона, с его личным нравственным обликом. Впервые в русской общественно-политической мысли Илларион «создал образ справедливого правителя христианского типа, разработал нравственные критерии», которым он должен соответствовать. «Слово о Законе и Благодати» оказало значительное и многоплановое влияние на последующее развитие русской политической и правовой мысли.

Дальнейшее развитие русская политико-правовая мысль получает в сочинениях киевского князя Владимира Мономаха «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому», «Отрывок», условно называемый «Автобиографией», в которых Мономах разрабатывал поставленную еще Илларионом проблему соотношения права и справедливости и нравственной ответственности правителя перед народом и государством.

Политико-правовое и нравственное содержание наиболее отчетливо представлено в «Поучении», в котором ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной государственной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины. Не допускать в стране «беззакония» и «неправды», вершить правосудие по закону, проявляя справедливость и милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. «Всего же больше убогих не забывайте, но, сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека».

Традиции русской политической и правовой мысли Древней Руси нашли свое выражение в «Молении Даниила Заточника» (конец XII или начало XIII в.), в котором затрагиваются проблемы соотношения права и справедливости.

В «Молении Даниила Заточника» превозносится могучее государство и возвеличивается фигура князя - всеобщего защитника и радетеля, являющегося воплощением справедливости, тишины, правды и порядка. Сильная княжеская власть, по мнению Даниила, способствует величию государства, установлению твердого порядка справедливости и избавления простых людей от бедствий. Перечисляя личностные нравственные качества праведного князя, Даниил особо выделяет заботу о подданных, обеспечение необходимых условий для их благосостояния: «Земля дает обильные древесные плоды и овощи; а ты нам, князь, богатство и славу. Все стекаются к тебе и обретают богатство и славу и от печали избавление, бедные сироты, угнетаемые богатыми. К тебе обращаются как к заступнику».

В «Молении...» осуждается боярское самоуправство, которое незаконно, несправедливо и порождает в стране неурядицы. Князь должен быть гарантом безопасности и сохранности имущества подданных от произвола княжеских слуг и бояр, восстанавливать нарушенную справедливость и пресекать беззаконие внутри страны. Такая постановка вопроса, естественно, подразумевает и наказание для всех творящих «неправду». Главное же, князь - защитник Родины от внешних врагов, и не случайно «Моление...» заканчивается похвалой князю, соединенной с мольбой к Богу о защите Руси от врагов: «Силу князю нашему укрепи; ленивости лиши; вложи ярость боязливому в сердце. Не дай же, Господи, в плен землю нашу тем, кто не знает Бога, да не придут чужеземцы: «Где их Бог?» Бог же наш на небеси и на земли. Подай же князю, Господи, Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифа разум, Соломона мудрость, Давидову хитрость, умножь людей, подвластных под его державою, и прославит тебя вся страна и всякая душа человеческая».

Таким образом, характеризуя проблемы соотношения права и справедливости в политической и правовой мысли России, необходимо подчеркнуть, что эти понятия всегда имели особое значение для русской духовности и национального самосознания и своеобразно преломлялись в политико-правовых произведениях периода становления российской государственности. Проблемы соотношения права и справедливости в политико-правовой мысли Древней Руси XI - XIII вв. рассматривались в контексте разработки вопросов государственно-правового строительства, организации правосудия, создания образа идеального князя, укрепления государственной власти, решения задач обеспечения единства Русской земли.

Заключение


«Слово о законе и благодати» предваряет педагогико-правоведческие идеи «Повести временных лет». Оно наилучшим образом отражает взаимодействие правоведения и педагогики, отражая достаточно высокий уровень общей культуры Руси того времени.

Необходимо отметить, что обращение автора к слову «закон» предполагает также восприятие данной категории и в педагогическом, и смысловом значении, которые синтезируют и закон, и благодать. При этом воспитание содействует, по мнению Иллариона, формированию законопослушности, а благодать заключает в себе наряду с теологическим и морально-педагогическое.

Илларион четко различает понятия «закон» как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и «истина», выражающееся в высоком нравственном состоянии человека (в его понимании - только христианина), не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительность которого, по мнению Иллариона, очевидна.

Закон, по мнению Иллариона, является предтечей и слугой благодати и истины, т. к. подзаконное состояние не делает людей свободными, а заложенное в его содержании рабское исполнение внешних предписаний не является свободой. Автор утверждает в своей работе, что только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения, что, между прочим, многократно утверждается и в Новом Завете.

Это весьма интересное изначальное представление о соотношении закона, педагогики (и нравственности) с глубокой аргументацией предпочтительности нравственных критериев при определении формы поведения человека в обществе. Илларион использует, по-видимому, уже сложившееся тогда представление о едином смысловом значении терминов «правда» и «закон».

По нашему мнению, при анализе термина «правда» нельзя не учитывать, что общее философское и литературное значение, присущее как самому этому слову, так и всему связанному с ним синонимическому ряду, включает не только юридический аспект. В юридических категориях этот смысл также не утрачен, а, напротив, воспринят как исходное начало, в котором юридический момент является лишь значимым структурным элементом всего содержания. При этом в юридическом содержании все время присутствует и педагогический смысл. Сохраняя в абстрактном значении общий смысл, в конкретно юридическом понимании «правда», как правило, выражает специфически правовые понятия или даже целые формулы.

В этом плане следует отметить, что Илларион в своем произведении утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется как юридическое понятие, включающее в свое содержание и нравственную мотивацию, т. е. явно выраженный педагогический компонент.

В своем труде он проводит идею о равноправии всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа заключалась в спасении всех языков, что наступил другой период, когда все равны перед Богом. Его учение одинаково распространяется на всех без исключения людей независимо от пола, возраста, социального состояния и расовой принадлежности, т.к. все люди починены одной истине, которая одинакова для всех «от востока до запада» и одни народы не могут быть «обижены» другими.

Список литературы


1. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М. 1996

Бореев «Эстетика» М. 2002.

И.А. Исаев, Золотухина Н.М. «История политических и правовых учений России» М. 2003.

Кузнецов В.Г. «Герменевтика и гуманитарное познание» М. 1991

Гадамер Г.Г. «Истина и метод». М. 1988

Гадамер Г.Г. «Актуальность прекрасного». М. 1991.

Карташов А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». Том 1. М. 1993

Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X-XVIII века. М. 2003

Золотухина Н.М. «Развитие русской политико-правовой мысли». М. 1985.

Д.С. Лихачев. Избранное. - Ленинград., 1987. - Т. 2.

Илларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы древней Руси. - СПб., 1997.

Золотухина Н.М. «Слово о Законе и Благодати» - первый русский трактат писателя Илариона // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии». М 1984.

Кузьмин А.Г. «Об истоках древнерусского права // Советское государство и право. М. 1985. №2.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Слово о Законе и Благодати», написанное Илларионом примерно между 1037-1050 годами, явилось первым дошедшим до нас русским политическим трактатом и позволяет называть его автора основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. Трактат Иллариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости.

В первой части «Слова» дается понимание «закона» и «истины» и выясняются их взаимосвязи. Илларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы древней Руси. - СПб., 1997.

Илларион выдвигает богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой прогресс торжества «божественного света» (т.е. христианства) над «тьмой язычества». Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Закона - принцип закона, Нового Завета - принцип благодати. Благодать для Иллариона- синоним истины, а закон - лишь ее тень, слуга и предтеча благодати.

Илларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. «Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его». Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Илларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов «закон» и «правда». «Илларион,- отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина,- один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию».

Рассмотрев ряд главных конфессиональных источников основных мировых религий, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на разность в воззрениях, менталитете, геополитических факторах, фикции содержатся во всех областях культовой религиозной жизни и прочно, с незапамятных времен вошли в качестве нормативных регуляторов в систему источников вероисповеданий как на ранних этапах их создания, так и до сегодняшнего дня.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство 10-11 века. Центральное управление Киевской Русью сосредотачивалось в руках монарха (великого князя), а система центральной администрации была дворцово-вотчинной. Великий князь властвовал не один, а совместно со всем княжеским родом, с другими князьями - своими братьями, сыновьями и племянниками. Значительную роль в общественных процессах Киевской Руси играла государственная власть, особый механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви. Вся специфика государственной власти находила свое отражение в политической и правовой мысли, развитие которой определялось многими факторами.

Первым, важным среди них была активная политическая жизнь, как сообщают дошедшие до нас памятники древнерусской письменности, в которых была представлена острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за власть. Все это давало почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель - великий князь. Наличие в Киевской Руси помимо светской власти, православной церкви обусловило возникновение решения в политической мысли соотношения церковной и светской власти.

Вторым фактором, определяющим содержание и характер политической и правовой мысли Киевской Руси, был фактор культурный. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. Как отмечал академик Д.С. Лихачев: «Появление русской литературы в конце X - начале XI века перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самопознании». Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской литературы. Жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая мысль - это одновременно жанры и литературы, и устного творчества, такие как: послание, поучение, слово, моление и т.п. Д.С. Лихачев. Избранное. - Ленинград., 1987. - Т. 2.

Третьим фактором выступало православное христианство. После крещения Руси, князья неизбежно становились в особое положение по отношению к христианской религии и церкви. В Киевской Руси глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Церковь выступала за усиление центральной государственной власти и стремилась сохранить единство государственной организации. Вместе с тем и великокняжеская власть нуждалась в союзе с православной христианской церковью. В таком обширном по территории и с населением из множества различных этнических групп, государстве, каким была Киевская Русь, православие оказывалось более соответствующим интересам центральной власти, нежели язычество. Таким образом, государственная власть прививала христианство в русском обществе, возводила церкви и распространяла грамотность, а церковь превозносила централизацию государства и князя, что говорило об их поддержки относительно друг друга.

Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее главой был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Но в 1048-52 г. у греков длится тяжелая война с печенегами и в этот, же период происходит попытка вернуться к самостоятельному избранию из своей русской среды угодного кандидата, с поставлением его собором своих епископов и с последующим признанием константинопольского патриарха. В летописи под 1050 г. появляется заметка: «Илларион поставлен бысть митрополитом Киеву от патриарха Михаила Керулария.» Хотя этого и не было, но вероятно этого желала и партия националистов, которая знала, что Ярослав, сам сын гречанки, мечтает о браке своих сыновей с византийскими царевнами, что вскоре (в 1052 г.) и осуществилось. В вошедшем в «Киево-Печерский патерик» сказании Нестора «Что ради прозвался Печерский монастырь» сообщается, что князь Ярослав, занявший после победы над Святополком Киевский великокняжеский стол, полюбил село Берестово, что близ Киева и тамошнюю церковь Святых Апостолов. Илларион был священником в церкви Святых Апостолов и, как сказано, было в летописи: «пресвитер Ларион муж благ, книжен и постник. Посем же благоволи Богъ възложити на сердце благоверному великому князю Ярославу, и, събрав епископы поставиша его митрополитом в Святьй Софии, а сии его печерька оста.

Согласившийся на самостоятельное поставление в митрополиты «русин» Илларион был образованным человеком своего времени. Он мог понимать и букву канонов и свободно толковать их с полным знанием дела. Иларионова «Слово о Законе и Благодати» - высота мысли и стиля, являющееся литературным произведением домонгольского периода - блестящее доказательство эрудиции автора.