Интересно что доктор бах использовал. Цветочные эссенции эдварда баха. Творение и судьба

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

    Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

    В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

    Причины развития аутизма

    В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

    Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

    В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

    Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

    Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

    Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

    Симптомы аутизма

    Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

    Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

    Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

    Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

    Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

    Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

    Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

    Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

    Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

    Классификация аутизма

    Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

    Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

    Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

    Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

    Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

    Диагностика аутизма

    Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

    Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

    Лечение и прогноз при аутизме

    Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

    В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

Кто такой аутист? Autos — греческое слово, означающее «сам». Аутистами называют на себе. На самом деле они абсолютно разные. Дети с синдромом Каннера настолько безразличны ко всем окружающим, что даже не испытывают потребности научиться воспринимать речь и разговаривать, хотя и голосовой аппарат, и слух у них в порядке. Мозг без знания языка перестает развиваться, что и ведет к умственной отсталости. Люди с отличаются хорошим интеллектом, зачастую бывают незаурядными личностями, разбирающимися в математике, музыке, программировании, лингвистике, шахматах.… Однако общение с другими людьми — не их конек.

Кто такой человек, не имеющий сил на окружающих людей. Аутистом может быть ребенок двух лет, отлично разбирающийся в айпадах, но не узнающий себя в зеркальном отражении или собственную мать. Это может быть взрослый, проводящий все свое время за компьютером и абсолютно не замечающий вокруг себя никого, даже самых близких.

Причины аутизма

Ученые предполагают множество причин появления данной болезни. От негативной реакции организма на прививку до возраста родителей. Играют свою роль и экология, и окружающая среда, и генетические факторы.

С каждым годом число таких людей возрастает. Сейчас можно говорить, что аутизм — это одно из самых распространенных заболеваний. В России каждый 1000-й ребенок — аутист. В Америке на 88 детей приходится один, страдающий подобным заболеванием, в Израиле - каждый 200-й. Польша каждого тысячного ребенка причисляет к аутистам, Швеция — каждого 500-го. Однако эти цифры нельзя считать точными. Качество диагностики заболевания оставляет желать лучшего. Кто такой аутист? Современная медицина нередко аутисту ставит диагноз «шизофрения», ему приписывают и другие заболевания. Довольно часто таких детей определяют в статус необучаемых, закрывают любые двери в будущее. Нередко диагностируют аутизм у психически здоровых детей, но имеющих дефекты слуха.

Посторонним нельзя!

В таких детей-аутистов принимают, однако довольно быстро выгоняют из-за сложностей в воспитательном процессе. Специальная школа для аутистов — выход, при котором ребенок сможет не остановиться в развитии, а по мере возможностей развиваться далее. В нашей стране имеются школы для таких детей восьми видов. Например, для ребят с нарушениями зрения, слуха, с умственной отсталостью. Но их очень мало, а заболеваемость возрастает из года в год. В Москве такая школа лишь одна, и в ней имеются только начальные классы. Входит учреждение в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, страдающих аутизмом. Большая часть занятий в школе призвана обучить ребенка смотреть в глаза собеседнику, поддерживать разговор и отвечать на вопросы.

Они могут работать

Кто такой аутист? С одной стороны, это человек, способный хорошо видеть и слышать, но, с другой стороны, — он не хочет ничего замечать вокруг себя. Однако более четверти детей-аутистов, которым оказывается качественная помощь, способны получить образование, нормально жить и ничем не отличаться от остальных людей. Такие люди способны поступить в ВУЗ, получить профессию, жениться или выйти замуж и родить своих детей. Конечно, тепло и ласку, необходимые малышу, родители-аутисты дать просто неспособны. Крик младенца, они будут воспринимать как угрозу или агрессию, поэтому постараются избегать малыша или дадут ответную реакцию, но не заботу. В каждом последующем поколении черты аутизма и искажения психики будут выражены сильнее.

Если такой ребенок родился в каком-то маленьком городке, где невозможна своевременная диагностика, и тем более правильная работа с аутистами, чаще всего все складывается очень печально. Пациент получает диагноз «ранняя шизофрения» и помещается в специализированное учреждение.

В последнее время в сети набирает популярность термин аутист, которым принято оскорблять собеседников, замечая за ними определенные склонности в разговоре при переписке. На самом деле это достаточно серьезное отклонение от нормы, и множество больных людей являются аутистами. Так кто такой аутист, каковы признаки этого заболевания?

Считается, что аутистом является тот человек, который не может влиться в общество на социальном, эмоциональном и прочих уровнях.

С возрастом синдром аутизма не дает абстрагироваться даже в простой разговор, а человек практически полностью замыкается в своем внутреннем мире. При этом различают множество проявлений аутизма, каждое из которых свидетельствует об определенном психопатическом состоянии.

Распространен ли аутизм и насколько сильным является это отклонение?

Аутизм является достаточно сильным отклонением от нормы, но явление это на самом деле мало распространено. Считается, что наиболее подвержен этому заболеванию мужской пол, но на самом деле оно обоюдно и среди женского пола также распространено, но менее выражено (женщины по природе своей более скрыты эмоционально).

Какие особенности имеет аутизм

  • Считается, что есть несколько стадий аутизма. Причем при самой легкой определить в человеке аутиста сложно - отклонение незначительное и поведение его будет скорее своеобразным, чем сильно отличающимся от нормы.
  • Аутизм не считается отклонением в умственном плане - множество людей, подверженных этому расстройству психики, имеют хороший ум и могут представлять собой достаточно неординарные, но талантливые личности.

  • Если же у человека зафиксирована тяжелая степень аутизма, то это является уже серьезным отклонением, которое раньше квалифицировалось психиатрами не иначе, как шизофрения или даже психопатия. Теперь же есть более корректное объяснение такому поведению, но лечения оно требует в любом случае.

Что именно делает человека аутистом? Сложно сказать, так как спровоцировать такое поведение могут различные факторы. Как правило, за это отвечает непосредственно мозг, поэтому в какой-то степени заболевание это физиологическое.

Повлиять на него можно специально подобранными медикаментами, но далеко не во всех случаях это будет работать.

Современная медицина сходится во мнении, что аутизм передается генетическим путем, поэтому является наследственным, но вот будет он проявлен в ребенке или нет - зависит только от его воспитания и социализации. Если с этим на всех этапах взросления был порядок, то беспокоиться в принципе не о чем. Кроме того, важную роль в этом вопросе играют и психологические отклонения, которые важно зафиксировать еще в самом раннем возрасте и постараться скорректировать.

«Не может быть и речи об истинном исцелении, если мы не находимся в гармонии с самим собой, если нет изменений во взглядах и отношениях, мира в душе, в сознании и внутреннего спокойствия. Но какая бы причина не скрывалась за нашими болезнями, какие бы неприятности не разрушали наше счастье - эти прекрасные, чистые, природные средства призваны вернуть нам благополучие и радость жизни». Доктор Эдвард Бах

100 лет тому назад доктор Бах считал, что причиной большинства заболеваний являются болезненные состояния разума человека и подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным.

Доктор Бах гомеопатическим способом готовил настойки из абсолютно безвредных дикорастущих цветов и некоторых растений и назначал их своим больным для коррекции эмоционального состояния. Результаты превосходили все ожидания.

Люди, ощутившие на себе целительную силу настоев доктора Баха, передавали из уст в уста результаты их действия, и таким образом, они стали известны по всей Англии, а затем и за ее пределами.

Сегодня эти средства называют «Цветы Баха» и они используются практически во всех странах мира. Популярность их продолжает возрастать.

Врачи, считающие, что лечение любого заболевания надо начинать с коррекции эмоционального состояния, применяют «Цветы Баха» в своей практике, получают хорошие результаты, при этом уменьшая риск возникновения рецидивов у пациентов.

Терапия Баха помогает нейтрализовать «отрицательные состояния человеческой природы»: нетерпеливость, раздражительность, мелочность, неуверенность в себе, ревность и другие неприятные нам самим ощущения.

С помощью «Цветов Баха» мы восстанавливаем контакт с собственными душевными силами, а через них - с внутренними ресурсами организма, способствующими самоисцелению.

Естественным эффектом использования «Цветов Баха» становится развитие сопротивляемости организма эмоциональным переживаниям и обусловленным ими органическим заболеваниям. Поэтому «Цветы Баха» используют в профилактике и комплексном лечении любых заболеваний.

Биография Эдварда Баха

Доктор Эдвард Бах, основатель системы лечения цветочными настоями, родился 24 сентября 1886 г. в небольшом селении близ английского города Бирмингема. Отношения в семье были очень жесткие. Позже Э. Бах многократно писал о том, что родители не должны пресекать желания детей. Напротив, они обязаны пестовать в детях независимость, индивидуальность и свободу так, чтобы ребенок не боялся самостоятельно думать и действовать. Он много писал о том, что именно в раннем детстве в семье складываются стереотипы, с которыми приходится потом бороться всю жизнь. Его отец был литейщиком и хотел, чтобы старший сын Эдвард перенял его мастерство, поэтому мальчик с шестнадцати лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Будучи очень деликатным, только через три года такой несчастной жизни Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил ему оставить литейное дело и осуществить свою мечту стать врачом. Биографы доктора Баха писали о том, что Эдвард чувствовал себя очень виноватым из-за того, что пришлось в связи с учебой взять некоторое количество денег из семейного бюджета. В возрасте двадцать лет он начал изучать медицину в Кембриджском университете.

Окончив обучение в университете с отличием, Э. Бах углублённо занялся бактериологией и вскоре, благодаря выдающимся результатам своих исследований, стал известен. Он обнаружил взаимосвязь между определёнными заболеваниями и состоянием микрофлоры кишечника. Ему удалось также создать соответствующие вакцины.

Однако доктор Бах был не был удовлетворен своей работой и чувствовал, что чисто физическое устранение симптомов болезни не является главным. Он всё больше осознавал, что в процессе возникновения различных заболеваний большую роль играет душевное состояние человека, которое соответствует данному заболеванию. Доктор Бах продолжает свои исследовательские работы по бактериологии, но теперь уже под другим углом зрения. Он обнаруживает, что определённая микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше - вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями.

Он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характеров. Будучи к тому времени знакомым с гомеопатией (он работал бактериологом в Лондонском Королевском гомеопатическом госпитале), он разработал препараты, которые не надо было впрыскивать, как созданные ранее вакцины, а можно было принимать внутрь, что гораздо больше нравилось пациентам и намного реже приводило к осложнениям. Эти знаменитые семь «кишечных нозодов» доктора Баха (нозоды - гомеопатические препараты) помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

Со временем доктор Бах обратил внимание на то, что на эффективность лечения нозодами сильно влияют характерные особенности пациента как личности. Он стал учитывать это, и во время лечения больше интересовался психикой пациента и им самим как личностью. Тем не менее, доктор Бах был не вполне доволен результатами прописываемого им лечения, он был убежден, что самые эффективные целебные средства надо искать в естественной природе.

Для этого он увлекся поисками целебных растений, которыми он мог бы заменить полученные с помощью бактерий нозоды. Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Однажды, когда доктор Бах отдыхал в Уэльсе, на него снизошло своего рода озарение. Он нашел растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, помогающих при тревогах и страхах, характерных для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimuius) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) - болезненную суету и спешку, а из цветов репешка (Agrimony) - склонность к гипертрофированному чувству долга и т.д. Рассказывая о смысле своего открытия спустя долгое время, доктор Бах придумал сказку, повествующую об особенностях разных характеров человеческих типов.

Так доктор Бах иллюстрировал разные реакции человеческих типов и позитивный настрой, который восстанавливают цветочные лекарства.

После первых «цветочных» открытий доктор Бах прекратил исследовательские работы в лондонской гомеопатической клинике и открыл практику врача в сельской местности. Когда он обнаружил двенадцать растений, из цветков которых он приготавливал настои, излечивающие душевные проблемы, он решил, что эти средства - его подарок людям, большей частью живущим в бедности и не имеющим возможности обратиться к врачу. Он написал небольшую книгу «Двенадцать целителей и другие лечебные средства» (The Twelve Healers and other Remedies), в которой описал первые настои и объяснил их назначение.

«Мы должны, прежде всего, лечить настоящее. Позволить пациенту сосредоточиться на его прошлом - значит препятствовать его излечению... Болезнь прошлого принадлежит прошлому... То, что нам действительно нужно делать - это обратиться к сегодняшнему состоянию пациента, состоянию, в котором пациент находится в данный момент. И даже когда мы видим того же пациента на следующей неделе, мы должны поступать по-новому, потому что это уже совершенно новый человек». Доктор Эдвард Бах

Цветы Баха в психологии

«Болезни, особенно хронические, - это лишь следствие душевной дисгармонии. Они возникают когда есть конфликт между нашим физическим «Я» с чувствами и желаниями и нашим Высшим «Я»»

Поэтому лечение состояния человека невозможно, если не помочь человеку изменить свое поведение, а уж следствием станет улучшение самочувствия. Истинное лечение, а не только физическое, позволяет извлекать уроки из своих недомоганий, когда меняются мысли, человек в состоянии проявить свои лучшие качества.

Потенциалы, которые душа человека стремиться реализовать через физическое «я» - мужество, постоянство, целеустремленность, радость - и есть счастье человека. Если их не развивать, то рано или поздно, человек начинает чувствовать себя несчастным, люди не видят его добродетели, начинается болезнь.

«Болезнь не наказание, а всего лишь коррекция; она указывает на ошибки еще более серьезные, чем, видимо, и приносит еще больше Истины и Света», - так размышлял доктор Бах.

Он считал себя духовным преемником Гиппократа и Парацельса, так же как они был убеждены, что болезней не существует, существуют только больные люди, и именно в самом человеке заложены универсальные механизмы исцеления, он обладает собственным, внутренним потенциалом, достаточным чтобы выздороветь самому, нужно только заглянуть в себя. А Вы пробовали заглянуть в себя?

Вы страдаете от невосполнимой утраты... Может быть Вы излишне ревнивы... Потеряли интерес к жизни... Устали... Боитесь будущего... Тревожитесь за близких... Вас гложет обида или чувство вины...

Мы думаем, что болезнь начинается в физическом теле, пытаемся вылечить себя таблетками и не можем понять, почему она не поддается лечению.

В начале прошлого века английский врач и исследователь доктор Бах заметил, что энергия, содержащаяся в растениях, влияет на наше душевное состояние. Наблюдая за своими пациентами, он увидел, что явной причиной их болезни являлись эмоции. В результате многолетних практических исследований он выделил 38 отклонений от нормального эмоционального состояния.

Для коррекции эмоционального состояния он применял настои из определенных цветов.

Мы сами не подозреваем, что могут сделать растения для нас. Основная наша проблема - это внутренняя дисгармония между душой и сознанием.

Цель, которую преследовал доктор Бах, - это изменить отношение человека к своей болезни. Его натуральные препараты помогают исцелиться от негативных эмоций, предотвратить возникновение болезни и укрепить физическое здоровье.

В последнее время остается все меньше сомнений в том, что негативные эмоциональные состояния являются сильнейшим катализатором возникновения заболеваний. Сегодня ни для кого не секрет, что эмоциональные факторы способны радикальным образом (как положительно, так и отрицательно) влиять на течение биологических процессов. Более того, негативные эмоции имеют свойство откладываться в глубинах нашего сознания в виде некоего «неприятного осадка», часто неосознаваемого нами, что в последствии влияет на наш характер, нарушает адекватность восприятия внешнего мира, реакцию на внешние воздействия и, как следствие, приводит к различным заболеваниям.

Ниже открытые доктором Бахом цветы, помогающие при определенных психических и душевных состояниях:

1. Страх Страх и тревога неизвестного - № 2 Aspen Осина - Я доверился жизненному потоку.

Страх выбора пути - №6 Cherry Plum Вишнеслива - Мои мысли и действия разумны и объяснимы.

Страх известного - №20 Mimulus Губастик - Я нахожусь в полной безопасности и дышу легко и свободно.

Страх или тревога за других - № 25 Red Chestnut Каштан красный - Я верю в то, что мои близкие находятся под защитой господа.

Ужас - № 26 Rock Rose Солнцецвет - Меня наполняет небесный свет.

2. Неуверенность и сомнение

Поиск совета и подтверждения от других - № 5 Cerato Свинчатка - Я верю, что приму правильное решение.

Трусость и падение духа - № 12 Gentian горечавка - Мое сердце преисполнено мужества

Беспомощность и отчаяние - № 13 Gorse Утесник - Я полагаюсь на силу своей веры.

Самочувствие утром в понедельник, леность - № 17 Hornbeam Граб - Я с легкостью приступаю к выполнению своих обязанностей.

Сомнение и нерешительность - № 28 Sclerantus Ежа - Я принимаю решения смело и без колебаний.

Неуверенность в конкретном деле жизни - № 36 Wild Oat Овсюг - Мой внутренний голос направляет меня по верному пути.

3. Снижение интереса к настоящему

Неумение учиться на прошлых ошибках - № 7 Chestnut Bat Почки конского каштана - Я учусь у всех людей, которые меня окружают.

Мечтательность, низкий интерес к настоящему - № 9 Clematis Ломонос - Я бодр и внимателен в настоящий момент.

Жизнь прошлым - № 16 Honeysuckle Жимолость - Я смотрю не назад, а вперед.

Глубокое уныние без причины - № 21 Mustard Горчица - Меня переполняет радость.

Низкая энергия - № 23 Olive Маслина - Я ощущаю, как моя жизненная энергия день ото дня возрастает.

Отсутствие мыслей, осмысленной аргументации - № 35 White Chestnut Каштан конский - С каждым выдохом я избавляюсь от ненужных мне мыслей.

Покорность, апатия - № 37 Wild Rose Шиповник собачий - Я ценю свою жизнь и воспринимаю ее как божественный дар.

4. Одиночество

Эгоцентричность, самоуверенность - № 14 Heather Вереск - В одиночестве я испытываю чувство защищенности.

Нетерпеливость - № 18 Impatiens Недотрога - Я терпелив и спокоен.

Отчужденность высокомерие - № 34 Water Violet Фиалка водная - Я ощущаю теплоту, которую мне дарит общение с другими.

5. Повышенная чувствительность на влияние и идеи

Раздражительность после смелого поступка - № 1 Agrimony Репешок - Я погружен в себя. Будь что будет.

Слабоволие и подчиненность - № 4 Centaury Золототысячник - Я люблю своих близких, как самого себя.

Ненависть, зависть, ревность - № 15 Holly Падуб - Я преисполнен любовью и силой.

Защита от чуждого влияния - № 33 Walnut Грецкий орех - Я верен своим целям и идеалам.

6. Подавленность и отчаяние

Чувство ненависти к себе - № 10 Grab Apple Дикая яблоня - Весь мой организм и всю мою человеческую сущность очищает и исцеляет сила моей души.

Подавленность обязанностями - № 11 Elm Вяз - Я иду своим путем, находя применение данной мне Господом силе и признаю пределы своих возможностей.

Недостаток уверенности и смелости - № 19 Larch Лиственница - Я следую своему предназначению и добиваюсь успеха.

Истощение от нагрузки - № 22 Oak Дуб - Моя сила в том, что я умею в нужный момент отказаться от борьбы.

Самоукор, самообман - № 24 Pine Сосна - Я отношусь к своим ошибкам так же, как к успехам.

Последствие шоковых воздействий - № 29 Star of Bethlehem Птицемлечник - Я излучаю силу своей любви.

Крайняя душевная тоска - № 30 Sweet Chestnut Каштан благородный - Сила моей души безгранична.

негодование - № 38 Willow Ива - Я сам управляю своей жизнью.

7. чрезмерная забота о благе окружающих

Нетерпимость - № 3 Beech Бук - Я воспринимаю жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами.

Эгоистичная одержимость - № 8 Chicory Цикорий - Меня связывают с моими близкими теплые отношения, а не цепи излишней заботы.

Самобичевание, самоотреченность - № 27 Rock Water Вода из источника - Я отношусь к себе с любовью.

Избыточный энтузиазм - № 31 Vervain Вербена - Я открываю для себя новые пути.

Доминирование - № 32 Vine Виноградная лоза - Я с уважением отношусь к каждому человеку, ценю его индивидуальные качества.

(По материалам с http://www.bfr.ru/about/history.htm)

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?