Использование веб технологий в образовании. Web-технологии в образовании. Бизнес-модели СДО. Основные участники рынка

1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В статье рассматриваются аспекты использования Web-технологий как педагогических форм приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к определению понятия Web-технология. Выявлены игровые, исследовательские и образовательные Web-квесты по математике. Описывается форма обучения математике, способствующая приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения. Устанавливаются также компоненты информационного контента образовательного Web-квеста, в которых могут быть использованы задания, с целью приобщения к математическому творчеству в практике обучения учащихся средних школ.

методика обучения математике

формы приобщения

web-технологии

математическое творчество

образовательный Web-квест

познавательная самостоятельность школьников

1. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 80-85.

2. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза // Дис. канд. пед. наук. – М., 2011 – 238 с.

3. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии Веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2010. – 217 с.

4. Воробьёв Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. Монография.  Пятигорск: ПГЛУ, 2007 – 168 с.

5. Гусева Н.В. Теоретические и методические основы раскрытия эстетического потенциала школьной математики при обучении в 5-6 классах // Дис. ... канд. пед. наук. – Арзамас, 1999 – 212 с.

6. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2010 – 174 с.

7. Напалков С.В. О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 8. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – С. 131-135.

8. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.

9. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе // Дис. канд. пед. наук / Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2013. – 166 с.

10. Напалков С.В., Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С. 51-53.

11. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И.В. Роберт. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2012. – 374 с.

12. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39-42.

Сегодня наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет школьная дисциплина ‑ математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Такой вид деятельности направлен на подготовку учащихся, умеющих самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию или подход к решению той или иной проблемы, владеющих приемами умственной деятельности .

Учитывая тот факт, что содержание школьного курса математики в основном связано с изучением числовой линии, целесообразно было бы предлагать учащимся задания, взятые из других разделов математики: теории множеств, логики, комбинаторики и так далее. Поэтому необходимо использовать дополнительные возможности разных видов внеклассной работы для приобщения школьников к математическому творчеству. Среди различных форм внеклассной работы особый интерес представляют интерактивные формы обучения, в частности Web-технологии.

В настоящее время происходит расширение возможностей информационного взаимодействия в условиях Интернета, которое определяется развитием Web-технологий. Основой Web-технологии является гипертекстовая информационная система типа «клиент-сервер». Web-технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по всем школьным предметам, в частности и по математике, поскольку используют различные формы предоставления математической информации с применением электронных средств учебного назначения .

В работах С.Ф. Катержиной рассматриваются вопросы, связанные с развитием познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий, под которыми понимается технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой для организации различных форм дистанционного образования . И.В. Роберт под Web-технологией понимает такую технологию, которая «интегрирует и унифицирует решение задач в области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера и мультимедийных задач» .

Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиа технологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.

Технология Web-квест была разработали в 1995 году профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. В скором времени она стала известна и была усовершенствована в Швейцарии. В последнее время внимание исследователей приковано к педагогическим возможностям образовательных Web-квестов. Выполнен ряд диссертационных исследований по их использованию в обучении, в том числе математике (О.В. Волкова , Г.А. Воробьёв , Е.И. Багузина , С.Ф. Катержина и др.)

Как известно, использование Web-квестов в обучении изначально предполагало такой способ организации поисковой деятельности учащихся, при котором вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть, поступает из Интернет-источников, дополняясь видеоконференцией (Б. Додж).

В настоящее время в связи с расширением сферы применения Web-квест технологий уточняется сущность данной категории, появляются различные типологии Web-квестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности. Само название Web-квест происходит от двух составляющих: веб - (от англ. Web - паутина) - это Всемирная Система, которая предоставляет доступ к связанным между собой документам, находящимся на разных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирная паутина состоит из миллионов Web-серверов, которые расположены по всему миру. Web-сервер - это программа, которую используют для передачи данных на подключенных к сети компьютерах; и квест (от англ. Quest - поиск, приключение) в современной педагогической литературе трактуется как поиск, исследование; обозначает выполнение заданий с элементами ролевой игры при использовании информационных ресурсов: «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации в Сети по указанным адресам».

Существует ряд определений Web-квестов:

  • созданный преподавателем или учащимися сценарии проектной деятельности по различным актуальным (интересным для обсуждения, острым, проблемным) темам при использовании многочисленных информационных ресурсов;
  • организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности с использованием возможностей Интернета;
  • организованная специальным образом Web-страница;
  • инновационный способ организации самостоятельной работы учащихся;
  • разработанный самостоятельно на основе дидактической структуры и предложенный для выполнения ресурс Интернета;
  • дидактическая модель осмысления, толкования рациональной работы с персональным компьютером и информационными ресурсами Интернет, служащая в качестве способа активизации учебной деятельности .

Е.И. Багузина, рассматривая Web-квест как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности, определяет его как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета .

Г.А. Воробьёв, описывая процесс формирования социокультурной компетенции посредством Web-технологий, характеризует Web-квест как виртуальный проект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, по мнению автора, может находиться на различных Web-сайтах .

Заметим, что Web-квесты в работах различных исследователей анализируются с точки зрения решения общепедагогических задач вне связи с образовательным процессом. Исследователями мало освещены возможности использования Web-квест технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках. Описываются лишь некоторые из них, чаще всего в связи с обучением гуманитарным предметам.

Однако в школьной практике Web-квесты находят применение и в сфере математического образования [см., напр., 1, 7, 8, 9, 10]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать, навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или коррекционно-аналитической деятельности, а также повышению творческой составляющей при обучении математике учащихся.

Анализ научной и учебно-методической литературы, содержащей описание различных образовательных Web-квестов, позволяет выделить среди них прежде всего игровые и исследовательские [см. подр. 9].

Игровые Web-квесты могут носить образовательный характер, так как способствуют ознакомлению с определённой совокупностью математических знаний или отдельными, разрозненными математическими фактами. Они ориентированы на школьников 5-6 классов, поскольку форма предоставления информации носит игровой характер. Авторы не ставят задачу целостного охвата учебного материала какой-либо темы. Цель игровых образовательных Web-квестов очень проста и состоит в том, чтобы увлечь подростка забавной игрой, а заодно и познакомить его с простейшими математическими сведениями.

Исследовательские Web-квесты, напротив, позволяют осуществлять углубление изученных школьниками знаний по предмету, т.е. ориентированы всего лишь на одну категорию школьников, а именно на тех, кто хорошо мотивирован к занятиям математикой и стремится активно пополнять своё портфолио. Они могут охватывать содержание какой-либо одной учебной проблемы, носящей узкий характер (например, мини-проекты по арифметическим действиям) или, напротив, задействовать знания из различных областей учебного предмета (например, по алгебре, геометрии и математическому анализу). Как видим, для вовлечения всех категорий школьников в активную познавательную деятельность игровых и исследовательских Web-квестов недостаточно, необходимо задействовать принципиально иные виды образовательных Web-квестов.

В нашем исследовании сделана попытка решения общепедагогической задачи - приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике, осуществляемого во взаимосвязи с решением дидактических задач, стоящих перед учителем в образовательном процессе непосредственно при изучении учебной темы. Такого рода Web-квесты мы относим к образовательным.

Важной составляющей любого образовательного Web-квеста является его информационный контент, позволяющий вовлекать школьников в активную познавательную деятельность, обеспечивающую решение дидактических, воспитательных и развивающих целей обучения. Информационный контент любого образовательного Web-квеста сложен и многообразен, имеет, как правило, разветвленную структуру и многочисленные отделы. Основные составляющие информационного контента главным образом ориентированы на решение задач по развитию познавательного интереса к математике, навыков самообразования и совершенствования учащихся, что способствует приобщению школьников к математическому творчеству. Информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике может быть постоянным, заданным изначально, а может и пополняться в процессе выполнения поисково-познавательных заданий.

В процессе поисково-познавательной деятельности с использованием ресурсов Интернета учащиеся могут найти много дополнительного материала прикладного, исследовательского, творческого характера, что, с одной стороны, будет способствовать реализации принципа усиления прикладной направленности обучения математике, а с другой стороны, будет обеспечивать развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых. Этот процесс может также стать частью проектных заданий, определяющих наполнение одной из наиболее важных составляющих образовательного Web-квеста - проблемы.

В учебном познании математическое творчество, конечно же, не столь велико, но не менее приятное и полезное, имеет достаточную основу для проявления. Установление неизвестной зависимости, обнаружение новой закономерности, формулирование другого определения, составление математической модели реального процесса или явления, придумывание примера, иллюстрирующего то или иное отношение на рассматриваемом множестве объектов, нахождение контрпримеров - все это, пронизанное духом активного созидания, формирует творческое математическое мышление школьника.

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что сегодня в образовательной сфере де-факто имеются реальные предпосылки социально-личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного задействования Web-технологий в образовательном процессе по математике с целью приобщения школьников к математическому творчеству в процессе обучения. Таким образом, рассмотренные в работе формы обучения математике способствуют приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения.

Статья подготовлена по проекту №2954 «Видовое многообразие задачных конструкций продуктивного обучения математике» в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас;

Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Напалков С.В., Гусева Н.В. WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15838 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

С развитием процессов глобализации перед высшим образованием ставятся новые цели - под-готовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Современное высшее образо-вание отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Основным фактором, сти-мулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост про-исходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Простое увеличение объема осваивае-мых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких темпах изменений обнов-ление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть.

Многие специалисты считают, что в связи с происходящими в мире процессами, необходимо радикальным образом трансформировать высшее образование с учётом современного уровня разви-тия информационных технологий.

В основе полноценного образования лежит взаимодействие между людьми - преподавателя-ми и студентами, а также между самими студента-ми. Информационные же технологии являются именно тем средством, которые могут сделать это общения исключительно эффективным.

Информационные технологии не подменяют собой человеческое общение - они просто реша-ют определенные задачи, давая тем самым возможность сконцентрироваться на концептуальных идеях. Использование подобных технологий име-ет широкие возможности. Так, студенты могут заранее просматривать учебные планы, знако-миться с содержанием курсов. Благодаря этому общение с преподавателем может стать намного содержательнее. С другой стороны, студенты мо-гут заранее прослушать лекции, изучить необхо-димый материал с помощью, например, Интернет, а затем, уже подготовленными, придти на лекцию, чтобы делать именно то, для чего они там собрались: обмениваться идеями, обсуждать различные точки зрения и т.д. Как показывают результаты исследований, такие преобразования в процессе обучения студентов приводят к повышению качества полученных знаний.

Одной из основополагающих идей развития Интернета последнее время стала концепция Web 2.0. Термин Web 2.0 использовался сравнительно давно, но в современном его значении он возник на конференции посвященной Web 2.0 (http://www.web2con.com), которая была органи-зована в октябре 2004 года. В материалах этой конференции Тим О´Рейли опубликовал первую и наиболее популярную статью, в которой было впервые объяснено значение этого термина, а также наглядно продемонстрированы различия между сетью первого и второго поколений. Упот-ребление термина Web 2.0 в основном связано с так называемыми социальными сервисами и сетями, которые волшебным образом позволяют объединять людей в социальные группы, быстро искать единомышленников и нужную информа-цию. Однако без умелого руководства группой и желания делиться информацией ее участника-ми, а также без некоторого дополнительного ин-струментария достигнуть этих целей, скорее все-го, не удастся. По сути, все так называемые соци-альные сервисы лишь позволяют публиковать в Web свои материалы, в том числе и мульти-медийные, а также привлекать к ним внимание с помощью различных приемов, таких как орга-низация по темам, создание сообществ по интере-сам или проведение различных конкурсов среди пользователей. Такой комплекс сервисов и при-нято называть технологиями Web 2.0. Как прави-ло, система публикации в подобных сервисах дос-таточно жесткая и оптимизирована под конкретный тип содержимого: короткие заметки, фото-графии, звуковые или видеозаписи. Тем не менее такое упрощение позволяет пользоваться этими сервисами без знания программирования или уме-ния составлять HTML-документы. В результате данными сервисами могут пользоваться не только ИТ-специалисты, что и послужило поводом для значительного расширения их аудитории. Собст-венно, именно доступность сервисов и отличает их от сложных систем публикации Web 1.x.

Еще одним существенным отличием Web 2.0 является активное использование сервисов при-сутствия, которые позволяют определить, где на-ходится пользователь и как ему лучше всего дос-тавить информацию. Такие сервисы дают возмож-ность вести диалоги практически в реальном вре-мени, что сильно увеличивает интенсивность об-щения пользователей. Собственно, простота ис-пользования и статус присутствия и являются ка-чественным изменением Web 2.0 по сравнению с ранее используемыми технологиями. Области применения

Что касается обучения, то технологии Web 2.0 позволяют организовать его через Internet. Однако одного отдельного сервиса для этого, как правило, недостаточно: справочная информация может храниться на сайте энциклопедии типа Wikipedia, иллюстративный материал в фотоархивах, отснятые видео- и аудиоуроки - на сайтах типа YouTube, для общения с учениками можно использовать сайты блогов, такие как LiveJournal. Впрочем, одна из изюминок Web 2.0 заключена в возможности эффективного общения. Технология создания и развития сообществ, кото-рая и отличает Web 2.0, позволяет преподавателю общаться с несколькими учениками в реальном времени через систему мгновенных сообщений или же выдавая задания через сетевые дневники. Среди социальных сервисов есть также календари, которые позволяют организовать планирование занятий. В общем случае, прежде чем начинать обучение в формате Web 2.0, преподавателю нуж-но собрать все необходимые данные на различных сервисах и связать их сетью перекрестных ссылок. Как уже упоминалось, указанные сервисы разоб-щены и требуют усилий по их синхронизации. В то же время есть специализированные системы дис-танционного образования, которые имеют все те же функции. Однако оказывается, что подобные системы достаточно сложны в использовании и требуют от преподавателей определенной квали-фикации. Между тем, сервисы Web 2.0 оптимизи-рованы для пользователей с минимальной квалификацией.

Понятие Web 2.0 означает изменение принци-пов работы обычных программных продуктов. Повсеместное использование специальных интер-фейсов приводит к тому, что привычные приложе-ния начинают работать через браузер. Это означа-ет, что каждый желающий может работать исклю-чительно с web-приложениями - онлайновым тек-стовым редактором, табличным процессором, ор-ганайзером, сервисом хранения закладок, инстру-ментами хранения файлов, прослушивания музы-ки. В результате этого достигается полная мобиль-ность пользователя - достаточно иметь доступ к Сети, и можно работать с Сетью точно так же, как с обычным компьютером с установленными на нем приложениями. В этом случае все приложе-ния будут доступны через браузер, а пользователю нужны только операционная система, сам браузер и доступ к Интернету.

Следующим моментом, на котором акценти-руют внимание создатели концепции Web 2.0, яв-ляется перераспределение существовавших ранее ролей создателя контента и его потребителя. Такое разделение обязанностей в Web 2.0 постепенно стирается, а потребители контента, то есть Интер-нет-пользователи постепенно становятся полно-правными участниками процесса его создания.

В образовании Web 2.0 - это прежде всего дос-туп к обучающим инструментам через браузер. Кро-ме этого, появляется ряд других дополнительных инструментов, реализующих принцип Web 2.0 - это использование RSS и подкастинга в обучении. Курсы в виде подкастов позволяют студенту про-слушивать лекции не только за компьютером, но и в любое свободное время, даже вне дома.

Отличительной особенностью новых техноло-гий является также самостоятельное формирова-ние и изменение образовательного контента обу-чающимся. Преподаватели, работающие в сфере дистанционного обучения, отметили, что при ис-пользовании таких инструментов как wiki-технологии и блоги студенты переходят от обсуж-дения предписанных тем между собой к обсужде-нию более широкого спектра тем со специалиста-ми по всему миру. Другие технологические но-винки, реализованные в Web 2.0, связаны с увели-чением пропускной способности Сети и повсеме-стным использованием мультимедиа - видео и аудио-материалов. Уже сейчас в полной мере ис-пользуются аудиокниги, которые можно прослу-шать на iPod или mp3-плеере, а также лекции в виде подкастов. Мобильность и большое количест-во контента, который можно поместить на совре-менные носители, будет способствовать повыше-нию информированности и эрудиции студентов.

Таким образом, концепция Web 2.0 в обуче-нии предусматривает наличие следующих функ-циональных возможностей в образовании: rss-ленты для подписки на новости, онлайновые лек-ции в виде подкастов, wiki-среда для создания совместных проектов, применение блогов препо-давателей и студентов для формирования образо-вательного контента при изучении тех или иных курсов.

В таком случае концепция Web 2.0 предос-тавляет возможность обмена знаниями не только от преподавателя к студентам, но и между студен-тами и от студентов к преподавателям. Данное обстоятельство формирует высококачественную образовательную среду, так как появляется воз-можность при изучении курса задать вопрос не только преподавателю, но другим экспертам в изучаемой области.

Технологии Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вво-дить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели - повышения доступности и качества обучения. Учебный курс может создаваться как компиляция учебного мате-риала различных авторов с каталогом курсов с понятным и прозрачным рейтингом, чтобы у сту-дента была возможность из всех курсов, напри-мер, по макроэкономике выбрать какой-то опреде-лённый и, после прослушивания курса, внести свой вклад в общий рейтинг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тим О´Рейли. Что такое Веб 2.0. http:// www. computerra.ru/think/234100/

2. Николай Карев. Web 2.0 - революция или фарс?http://www.infoman.ru/Articles.nsf/9ef4d77532d0d31fc5256f970033b0fd/64545389ab4916abc52572 2f0036d44b! OpenDocument

3. Roman Dots. Ликбез по Web 2.0. http://www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml

Библиографическая ссылка

Гнеденко В.В., Тютяев А.В. Использование технологий Web 2.0 в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3. – С. 82-0;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Web - технологии в образовании

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

· возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;

· возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);

· сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

· корпоративный;

· ДО в системе высшего и среднего образования;

· ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию IDC, европейский рынок обучения навыкам ведения бизнеса будет расти в течение пяти лет ежегодно на 14,9% и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. IDC оценивает также, что к 2005 г. 27% образовательной информации будет доставляться через системы онлайнового обучения. IDC считает, что наиболее подготовленными странами в Европе к использованию систем онлайнового обучения являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Согласно отчету eMarketer, в 2001 г. 24% организаций США используют онлайновые системы для организации обучения своих сотрудников. В 2000 г. эта цифра составляла 16%.

Области применения СДО

Среди задач, решаемых с помощью дистанционного обучения, можно выделить:

· расширение возможностей получения профессионального образования;

· развитие системы дополнительного образования;

· развитие послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовка кадров;

· создание корпоративных онлайновых систем обучения и повышения квалификации.

С коммерческой точки зрения представляется, что в России сегодня наиболее перспективны корпоративный рынок дистанционного обучения и рынок бизнес-обучения.

Возможные области применения СДО на корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределенную структуру, для своих специалистов и специалистов компаний-партнеров и смежников, в том числе:

· обзорные курсы по новым изделиям для менеджеров торговых предприятий, страховых компаний;

· курсы по обслуживанию и ремонту сложных технических изделий (автомобили, бытовая техника, компьютеры…);

· обучение работе с программными продуктами;

· обучение приемам работы с тем или иным технологическим оборудованием;

· обучение новым методам работы специалистов планово-финансовых отделов, бухгалтерии и других подразделений компании.

Как показывают исследования, наибольший интерес вызывает дистанционное обучение у специалистов в области электронного бизнеса. Связано это с высокой динамикой развития рынка информационных технологий и потребностью IT-специалистов быть в курсе развития технологий, а также с тем, что специалисты по электронному бизнесу, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией.

Согласно исследованию, проведенному e-Business Communication Association, eLearning (дистанционное обучение посредством Интернета) - наиболее предпочтительный метод развития навыков для профессионалов в области электронного бизнеса.

Результаты исследования e-Business Communication Association (eBCA) показали, что большинство специалистов в области электронного бизнеса сталкиваются с потребностью «быть на уровне» быстроменяющихся технологий Web и электронного бизнеса. 66% респондентов отметили, что это - их основная забота.

Члены eBCA проявили значительный интерес к eLearning. Наибольший интерес вызывают онлайновые курсы для самообразования (online self-paced courses) - 78%; программы по сертификации определенных навыков (skill certification programs) - 55%; инструменты оценки навыков (skill assessment tools) - 54%; онлайновые курсы с инструктором (online instructor-led courses) - 50% и тренинги в «локализованных» классных комнатах (localized classroom training) - 34% (http://www.idg.net/go.cgi? id=580651).

Функциональность систем онлайнового обучения

Основные возможности системы онлайнового обучения:

· размещение материалов курсов в Сети на Web-ресурсах;

· регистрация обучаемого в онлайновом режиме;

· прохождение курса, включая оффлайновую работу с материалом и онлайновое общение с преподавателем;

· проверка знаний, тестирование учащихся в процессе обучения, сертификация учащихся по окончании курса обучения.

В качестве набора учебных материалов в некоторых случаях могут высылаться видеокассеты (или CD, DVD) с записью базовых курсов лекций. А дальнейшее взаимодействие в рамках курса обучения проводится через Интернет.

Способы представления информации

Основные способы представления информации в рамках СОО:

· Графика

· 3D-графика

· Анимация, Flash-анимация

Реализация видеокурсов по Интернету возможна при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и, скорее всего, такой вид обучения в России может быть востребован в редких случаях для корпоративных систем.

Остальные способы представления информации в Интернете стали уже достаточно традиционными. При этом, конечно же, надо учитывать специфику конкретного курса обучения и пропускные способности каналов конкретных пользователей.

В самом общем виде архитектуру систем управления Web-контентом можно представить следующим образом:

Как правило, в основе подобной технологии лежит трехзвенная архитектура клиент / сервер. Такая архитектура разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных.

Типовая структура Портала Системы онлайнового обучения

В своем большинстве системы онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В общем случае такая структура выглядит так:

Формы дистанционного обучения посредством Интернета

Онлайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары предполагают следующую схему работы: к назначенному времени учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы «слушателей» в онлайновом режиме-либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, но это накладывает определенные требования на пропускную способность каналов связи.

Оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу) проходят следующим образом: студенты приходят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы - презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме.

Одной из проблем, возникающих при онлайновом обучении, является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Как проверить, что на вопросы теста самостоятельно отвечает именно тот человек, которым вошедший представился?

· Можно решить эту проблему, выдавая сертификат, в котором указано, что слушатель «прошел онлайновый курс обучения». Это несколько снижает уровень такого сертификата, но снимает ответственность с Учебного заведения, центра.

· В случае корпоративного обучения, компания может назначать проверяющих и сдачу экзамена проводить в компьютерном классе.

· В случаях, когда курс ориентирован на получение знаний, необходимых самому сотруднику для исполнения служебных обязанностей, вопрос аутентификации не является острым.

Бизнес-модели СДО. Основные участники рынка

Предоставление на коммерческой основе услуг в области дистанционного обучения на базе Интернета может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей.

1. Разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания онлайновых систем обучения.

2. Предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для развертывания систем удаленного обучения (ASP).

3. Предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и учреждениями образования, центрами обучения, ВУЗами и т.д.

4. Консалтинговые услуги по «переводу» существующих «оффлайновых» курсов в онлайновую среду, подготовке контента курса, а также по развертыванию системы дистанционного обучения и организации процесса дистанционного обучения.

Возможны также различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели.

Основные участники рынка

Зарубежные компании разработчики и провайдеры услуг СДО

1. Компания SmartForce (www.smartforce.com)

SmartForce предоставляет решения для создания учебных курсов.

Чтобы упростить интеграцию платформ для СОО и обеспечивать гибкость в функциональных возможностях и производительности в соответствии с бизнес-потребностями предприятия, компанией SmartForce было разработано пять пакетов ПО, которые могут быть сконфигурированы и собраны для формированияe-learning-платформы предприятия.

· LEARNING MANAGEMENT SUITE. Позволяет управлять ресурсами и отслеживать прохождение учебных программ учащимися.

· CONTENT MANAGEMENT SUITE. Обеспечивает интерактивное создание, развертывание контента и управление им.

· COMPETENCY SUITE. Связывает комплекс навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями.

· COLLABORATION SUITE. Формирует учебную платформу с учебными ресурсами.

· CUSTOMIZATION SUITE. Доставляет корпоративный тренинг-контент «правильным людям в правильное время»

2. Компания DigitalThink (www.digitalthink.com)

DigitalThink - поставщик e-learning решений для бизнеса, адаптированных к стратегическим бизнес-целям компании, обеспечивающих привлекательную среду обучения и включающих инструменты управления, а также измерения эффективности вложения инвестиций (ROI).

· E-Learning Catalog включает больше чем 3.000 часов курсов. Темы курсов: IT, менеджмент, продажи, e-навыки, финансовые услуги, HR и др.

· E-Learning Platform - масштабируемая, открытая DigitalThink E-Learning платформа - основа e-learning решений для бизнеса. E-Learning платформа поддерживает работу пользователей и предоставляет администраторам инструменты управления и анализа. Открытый протокол дает возможность «бесшовной» интеграции с другими приложениями на предприятии.

· E-Learning Services - DigitalThink объединяет опыт понимания бизнес-целей заказчиков с опытом создания учебных проектов. Диапазон услуг - от проекта учебного плана до его реализации и сопровождения.

Технология E-Learning DigitalThink - полностью сопровождаемая в режиме аутсорсинга Web-cреда, которая поддерживает сотрудничество с преподавателями и обеспечивает отслеживание ROI, а также подготовку отчетов. В основе технологий E-Learning DigitalThink лежит открытая архитектура, e-learning окружающая среда и learning management system (LMS).

3. Компания Macromedia (www.macromedia.com)

Компанией предлагается программный пакет eLearning Studio, в который вошли ранее выпущенные компанией программные продукты:

· Authorware 6 - программа, предназначенная для разработки приложения в области образования;

· Flash 5 - программа, предназначенная для разработки флэш-анимационных роликов;

· Dreamweaver 4 - программа, предназначенная для работы с публикацией материалов в Web.

Пакет eLearning Studio содержит набор инструментов для разработки e-learning приложений. Хотя эти инструменты и адаптированы для создания e-learning приложений, все же продукт представляет собой средство (язык высокого уровня) для создания демонстрационного ролика, принципы построения которого мало чем отличаются от принципов создания флеш-роликов, предназначенных для любых других нужд.

Создание системы дистанционного обучения с элементами управления курсами и обучающимися и т.п. с использованием Macromedia eLearning Studio потребует привлечения программистов и использования дополнительных решений.

В целом продукт компании Macromedia подходит для создания интерактивных презентаций с использованием анимации звука и т.п. на основе флэш-технологий. Данный пакет используют в своих обучающих курсах такие компании, как Cisco (http://www.cisco.com/mm/quickstart/launcher.htm).

Стоимость полного пакета eLearning Studio составляет 2999 долл., стоимость модернизации Authorware 5.x - 899 долл., стоимость Authorware 3.x и 4.x - 1099 долл. Стоимость отдельного продукта Authorware 6 составляет 2699 долл.

Обновленный продукт Authorware 6 имеет функцию публикации на Web и CD-ROM «одной кнопкой», drag-and-drop синхронизацию для различных типов медиа-сред и поддержку потокового MP3 аудио.

4. Компания Interwise (www.interwise.com)

Компанией Interwise предлагается решение Enterprise Communications Platform (ECP). Централизованное управление решением осуществляется приложением Interwise Communications Center - приложение, исполненное в виде интернет-портала, позволяющего получать персонифицированный доступ и вход в пять основных приложений ECP.

В состав Enterprise Communications Platform входят следующие компоненты.

iMentoring - приложение для живых занятий в небольших группах (или персональных занятий, консультаций) предполагается наличие расписания занятий или проведения занятий «по требованию» (set on-demand).

iClass - классический вид занятий, управляемых ведущим (учителем) с функциями живых интерактивных занятий - основное средство обучения.

iSeminar - средство для проведения семинаров с интерактивным взаимодействием для большого количества участников - приложение для проведения занятий с контентом в разнообразном представлении, в больших группах и минимальным уровнем интерактивности.

iCast - приложение онлайнового «вещания» для очень большого количества участников с минимальными (или вообще без них) возможностями интерактивности участника, оптимально для проведения информационных совещаний, собраний, а также информационного вещания.

Данное решение Enterprise Communications Platform ориентировано в большей степени на проведение различных мероприятий в реальном времени, хотя и существуют возможности проведения занятий по требованию. Внедрение решения может быть реализовано как силами компании-клиента, так и в виде ASP - на базе обеспечения Interwise.

дистанционный интернет обучение онлайновый

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Неинтерактивные технологии дистанционного обучения. Преподаватель в системе дистанционного обучения. Доступность и открытость обучения. Основные преимущества и недостатки ДО. Развитие дистанционного обучения в РБ. Анализ технических возможностей ДО.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    История становления и развития технологии дистанционного обучения, область его применения, преимущества и недостатки. Сущность и характерные черты технологии дистанционного обучения, её формы и средства. Применение системы руководящих критериев.

    лекция , добавлен 26.05.2014

    Система дистанционного обучения на основе Интернет-технологий - современная универсальная форма профессионального образования. Модели, технологии и способы организации обучения. Технические требования к архитектуре модели коммуникативного класса.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2009

    Формы, компоненты и принципы организации дистанционного обучения, его эффективность. Схема модели дистанционного обучения, его характеристики с точки зрения психологии и педагогики. Сравнительная характеристика традиционного и дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Анализ технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала. Обзор интерактивного взаимодействия учеников и преподавателей в процессе обучения. Характеристика дистанционного обучения, осуществляемого с помощью компьютерных телекоммуникаций.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Место андрагогики в системе человекознания. Основные принципы педагогической науки. Андрагогические основы профессионального развития личности. Взрослый человек как субъект обучения. Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых учащихся.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2013

    Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Российской Федерации. Характерные черты дистанционного обучения: гибкость, модульность, специализированный контроль качества обучения. Стратегические принципы обучения в высшей школе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Понятие дистанционного обучения как особой формы обучения, история его возникновения и развития, а также структура, технологии, формы и роль в модернизации российского образования. Анализ мирового опыта интеграции дистанционного и других форм обучения.

    доклад , добавлен 24.05.2010

    Сущность и история развития дистанционного обучения, его основные элементы и перспективы. Классификация и общая характеристика форм этого вида обучения. Специфика его интеграции и другие формы обучения. Анализ преимуществ дистанционного образования.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Описание опыта реализации технологии дистанционного обучения в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского. Возможности применения такого обучения, позитивные стороны данной формы работы для преподавателей и студентов.

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  • · возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  • · возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  • · сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  • · корпоративный;
  • · ДО в системе высшего и среднего образования;
  • · ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию IDC, европейский рынок обучения навыкам ведения бизнеса будет расти в течение пяти лет ежегодно на 14,9% и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. IDC оценивает также, что к 2005 г. 27% образовательной информации будет доставляться через системы онлайнового обучения. IDC считает, что наиболее подготовленными странами в Европе к использованию систем онлайнового обучения являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Согласно отчету eMarketer, в 2001 г. 24% организаций США используют онлайновые системы для организации обучения своих сотрудников. В 2000 г. эта цифра составляла 16%.

В условиях современного урока, где необходимо использование информационно-коммуникационных технологий, возникает проблема финансирования дорогостоящего программного обеспечения. Школы приобретают и устанавливают на компьютеры только определенный пакет программ. Учителя и обучающиеся адаптируют свою работу в данных условиях, которые не позволяют раскрыть полный потенциал. Существуют ли альтернативные средства обучения, которые можно легко и быстро подготовить учителю на свой урок, тут же применить и показать своим ученикам всю красоту использования информационных технологий. Эту проблему решают новые «облачные» технологии. В настоящее время web-приложения могут являться эффективными помощниками в учебном процессе на основе Web 2.0.

Web 2.0- (определение Тима О"Рейли) - методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Web 2.0 - это сервисы, которые позволяют пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа- информацию . Такая технология является неким пространством для реализаций идей пользователя. В отличие от Web 1.0 (традиционной всемирной паутины), где данные размещались на веб-сайтах и пользователи могли только просматривать и скачивать информацию, технология второго поколения приобрела новые возможности. Web 2.0 стала интерактивным бесплатным инструментом, с помощью которого заполняется и продвигается сайт. Пользователи в любое время могут корректировать информационный объем веб-страниц, вносить изменения в характер содержания, а в некоторых случаях совершать контроль над ним.

Особенностями данной среды являются:

Простота и доступность в использовании;

Возможность создавать на сайтах группы и сообщества;

Writable web-редактируемая паутина;

Доверие в управлении контентом коллективному разуму;

Интерактивность;

Взаимосвязь с другими сайтами и сервисами;

Уникальная личная зона;

Поддержка всеми браузерами и платформами.

В отличие от платных десктопных и нативных приложений, web-приложения являются полнофункциональными, бесплатными аналогами, доступ к которым можно получить через браузер. В данном случае установка на локальный компьютер, смартфон или планшет не требуется. Создавать, хранить, изменять учебные материалы и разработки можно в личном кабинете online-сервиса.

Сегодня Web 2.0 это огромное разнообразие интернет-сервисов, которые представляют собой справочники и энциклопедии, представленные на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Основные компоненты технологии Web 2.0

Wiki: веб-сайты, позволяющие пользователям размещать информацию, а также редактировать содержимое. Одним из примеров является Википедия - информационный справочник в свободном доступе с возможностью редактирования данных.

Мобильные компьютеры , которые поддерживают тенденцию подключения пользователя в любой точке его локации. Это направление стало широко распространенным после внедрения в широкие массы смартфонов, планшетов и других мобильных устройств, которые подключаются в сеть с помощью Wi-Fi.

Блоги - сетевые интерактивные дневники, представляющие заполнять контент пользователями, а не самими создателями.

Mash-UPS: веб-страницы или приложения, которые интегрируют дополнительные элементы из двух или более источников.

Технология FOAF дает право смотреть новости и материалы тех пользователей, которые их создают. Она является основой социальных интернет-сетей.

RSS (Really Simple Syndication) - дословно технология переводится как «действительно простое объединение информации» и используется для создания новостей.

Сервисы обмена (пользовательский контент) - ресурс, который заполняют пользователи различной музыкой, фильмами, документацией.

Сайты совместного документопользования - сервис, позволяющий без установки программного обеспечения на компьютер создавать, редактировать, удалять информацию для совместного пользования. Ярким примером данного сервиса является Writely.

Социальное курирование (social curation) включает в себя обмен информацией, который организован вокруг содержания одной или нескольких тем. Социальное курирование контента включают такие сайты, как Reddit, Digg, Pinterest и Instagram.

В последнее время стали распространенными модели SaaS (Software as a Service - программное обеспечение как услуга), веб-приложения и облачные технологии .

SaaS - это такая модель при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, а заказчик имеет доступ к нему через Интернет. Достоинством данной разработки является то, что нет затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения .

Продукты программного обеспечения, которые установлены локально все больше находят аналоги в виде веб-сервисов. Как правило, данная альтернатива является дешевле, актуальнее и открывает больше возможностей перед пользователем. Удобный сетевой доступ обеспечивают облачные технологии. Эта модель предоставляет возможность оперативно обратиться к провайдеру с минимальными эксплуатационными затратами. Услуги обладают универсальностью и доступностью по сети передачи данных независимо от используемого устройства (персонального компьютера, мобильного телефона, интернет-планшета).

Пользователь сам определяет и изменяет серверное время, объем хранимых данных, скорость доступа и обработки данных. Объединение ресурсов служат единой базой для большого числа пользователей, а сами услуги могут быть предоставлены, сужены или расширены в любое время без лишнего взаимодействия с поставщиком. Благодаря этому у пользователей есть высокий уровень доступности и маленький риск неработоспособности.

Большинство технологий, используемых в реализации Web 2.0 богатые веб-технологии, такие как Adobe Flash, Microsoft Silverlight и JavaScript (в дополнение к Ajax, RSS и Eclipse). Загрузка web-приложения поколения 2.0 происходит децентрализовано через BitTorrent. Он выступает центром, где каждый загрузчик содержания является сервером. Разделяя нагрузку, он делает требуемую информацию более доступной.

Таким образом, веб-сервисы, построенные с помощью технологии Web 2.0, являются прекрасной альтернативой для большинства программ, которые устанавливаются на компьютер локально. Школам представляется возможность минимизировать затраты на программное обеспечение и в то же время обрести новые возможности с помощью сервисов поколения web 2.0. Учащиеся сами смогут работать в программных средах, о которых они только слышали. Создавать творческие работы, формировать портфолио, вести исследовательскую деятельность.

1 .3 Образовательный потенциал web-технологий

Применение интернет-технологий в образовательном процессе стало новинкой в последнее десятилетие. Учителя на курсах повышения квалификации активно изучают работу в виртуальных средах и разрабатывают методику преподавания различных предметов.

На практике общего образования активно применяются информационные и интернет-технологии. Они направлены на развитие у обучающихся творческого потенциала, а также на формирование ключевых компетенций. Проводятся уроки с использованием средств мультимедиа, интерактивных досок, ресурсов сети Интернет. Организуются телекоммуникационные проекты, совместно с обучающимися создаются учебные сайты, проводятся видеоконференции и вебинары.

Удобство применения web-технологий объясняется тем, что информацию можно выстроить иерархически и иметь прямой доступ к каждому блоку. При обнаружении пробелов в знании легко вернуться в тот блок, который не был тщательно проработан. Детализация большого объема информации способствуют качественному усвоению тем на уроках. Главным достоинством также является то, что дети не привязаны к определенному компьютеру. Они сохраняют свои данные, задания, наработки по определенным темам в «облаке» и в любое время имеют к информации доступ. В школе, дома, на отдыхе, имея с собой смартфон, планшет, ноутбук или другое мобильное устройство учащиеся способны выйти в Интернет, внести изменения в личные данные, составить график работы, записать решения какой-то задачи или выполнить иные действия. Наблюдается повышение мобильности, как школьников, так и учителей.

При организации учебного процесса необходимо соблюдать рекомендации ФГОС второго поколения. Поэтому при составлении плана или конспекта урока нужно правильно распределять время на каждый этап, грамотно применять новые технологии и работать с учениками. Использование web-сервисов дает большое количество дидактических возможностей.

Представление и передача информации может происходить в различных видах. Участники образовательного процесса выбирают тот способ, который им больше всего подходит. Совершение виртуальных экскурсий, визуализация информации, передача учебно-методического материала в разных форматах, интерактивное общение, оглашение результатов работ - все это возможно с помощью web-технологий.

Учебный процесс подразумевает общение между учеником и учителем. Если в традиционной системе образования преподаватель был авторитетом и источником знаний для школьника, то теперь он является координатором в большом мире информации. Для связи в учебное и внеучебное время удобно пользоваться чатами, отправкой сообщений, электронной почтой, видео-связью. Данные ресурсы обеспечивают пользователю широкие возможности для оперативного обмена мнениями по той или иной проблеме с неограниченным числом заинтересованных лиц. Находясь в процессе самостоятельной работы над изучением темы в определенной области, ученик может обратиться с вопросом, представить свою точку зрения, организовать дискуссию по интересующей проблеме. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умения вести диалог, отстаивать собственное мнение, объективно оценивать выводы собеседника по теме.

Для представления результатов исследовательской деятельности или обмену опытом эффективным является организация телеконференций. Они способствуют решению комплексных учебных задач: повышение общего образовательного уровня обучающихся в конкретной предметной сфере, развитию коммуникативных и исследовательских навыков.

Хранение и обработка различных видов информации является еще одной из дидактических возможностей web-технологий.

В качестве наиболее значимых ресурсов, предоставляющих возможность сбора информации, выполнения заданий исследовательского характера и проектов, выступают поисковые системы сети Интернет и электронные библиотеки различного уровня.

Систематизация собранной информации возможна с помощью баз данных, созданных на основе технологии web 2.0. Учитель, учащиеся могут структурировать, обрабатывать, редактировать и дополнять все, что у них хранится в виртуальном личном кабинете.

Проектирование образовательного процесса происходит за счет многих возможностей, которые предоставляют интернет-технологии. Например, организация больших электронных энциклопедий, телеконференций, совместные исследовательские работы учащихся, учителей и даже родителей, доступ к мировым базам знаний. Самообразование, саморазвитие в ходе современного урока являются одними из основных направлений. За счет web-сервисов и других облачных технологий процесс самостоятельной работы ребенка становится интересным, красочным. Дети с удовольствием осваивают новые формы работы, выполняют задания, создают проекты. Самооценка происходит после представления своих результатов учителю, родителям или одноклассникам. Рассказывая ход своей работы, ребенок сам анализирует то, что у него получилось. Часто общение и демонстрация организовано с помощью применения онлайн-сервисов, социальных сетей. После обсуждения происходит повторный анализ и исправление ошибок, если они есть.

С помощью web-технологий учитель имеет возможность создавать, редактировать и размещать свои образовательные web-ресурсы, отправлять их детям, хранить в интернет-пространстве. Через компьютеры, которые подключены к единому образовательному пространству, можно запускать учебные программы, тренажеры. Интерактивность такого новшества очень высокая за счет мультимедийной поддержки и оперативной обратной связи. Организация дистанционного обучения становится доступной.

Информирование о предстоящих мероприятиях, конференциях и конкурсах является проблемой для многих образовательных учреждениях. Объявления на доске или проговаривание учителей о предстоящих событиях на классном часе не всегда бывает эффективным. На помощь приходят web-сервисы, с помощью которых красочно оформляются объявления, составляются информационные ленты, создаются анимационные ролики. Школьники обращают внимания на такие объявления, которые оформлены в виде рекламы, узнают информацию, а затем принимают участие в мероприятиях, как творческого, так и научного характера.

Использование web-технологий в образовательном процессе заметно активизирует школьников в изучении предметов, способствует расширению и углублению знаний обучающихся, эффективному освоению методов исследовательской и проектной работы. Интеллектуальная и творческая инициатива, учебно-познавательный интерес школьников и развитие коммуникационной культуры помогает детям достигать высоких результатов.

На рисунке 1.3 изображена схема использования web-технологий в образовательном процессе. Способствование расширению многих возможностей учащихся, раскрытию талантов, повышению интереса к учебе и достижению результатов ведет к улучшению образовательного процесса. Использование новых технологий, активное применение в образовательном процессе последних разработок, высокая успеваемость учащихся повышает статус школы. Использование web-технологий на уроках в школе позволит изменить подход к преподаванию предметов. Построенная при помощи сети Интернет образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса, и создает предпосылки для перехода информационного развития обучающегося на качественно новый уровень.

Рисунок 1.3 - Использование Web-технологий в образовательном процессе