История тема древняя индия природные условия. Хронология и периодизация древнеиндийской истории

В древней. Индии не было своего. Манефона или. Бероса, ее историю в древности никто не написал. Этому не стоит удивляться, ведь, как отмечает. Л. С. Васильев,"в обществе, озабоченном прежде религиозным но-духовными проблемами практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной"Отсутствие исторической традиции и датированных пис емных памятников исключает составления надежной хронологии, которая, таким образом, остается"белым пятном"в индологии. В лучшем случае удается установить очередность исторических событий. Одним словом, твор эти древнеиндийской цивилизации будто специально позаботились о том, чтобы будущие студенты-историки не были перегружены заучиванием даанням дат.

Историю. Древней. Индии ученые подразделяют на четыре периода:

Индская (хараппской,. Доведийський), на который приходится существование в долине р. Инд древнейшей цивилизации. Датируется он XXIII-XVIII века до н.э;

Ведийский, в течение которого расселялись в. Северной. Индии арийские племена и зарождалась цивилизация в бассейне р. Ганг (XIII-VII века до н.э);

Буддийский (его еще называют. Магадхи-Маурийсь кем-либо), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индейцев, состоялся я экономическое процветание. Индии и появились в ней великие державы. Датируется VI-III века до н.э е.;

Классический (или. Кушано-Гуптський) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя (II века до н.э-V вв н.э)

Природно-климатические условия в Древней Индии

Географический ареал. Древней. Индии - это весь. Индостан, то есть территория современных государств -. Республики. Индия,. Пакистан,. Непал,. Бангладеш и. Шри-Ланки. Древней. Индии обрамляли. Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники. Николай и. Святослав. Рерихи ее обмывали воды. Бенгальского залива,. Индийского океана и. Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найизольованиших в древностиину.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны:. Северо-Западная,. Северо-Восточная и. Южная

Северо-Западная. Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В древности. Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии два из них пересохли, поэтому эта террит тория получила название"Страна пяти год"-. Пенджаб. Край нижней теки. Инд в назвали. Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня. Тар, полностью изолировала бассейны обоих ве ших год,. Инда и. Ганга, в значительной мере привело неодинаковость исторических судеб. Северо-Западной и. Северо-Восточной. Индии. Разливы. Инда, вытекал из. Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины. Инда, дождей там приходилось очень мало, летом бушевали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда. Инд разливалсяивався.

Северо-Восточная. Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами. Индийского океана. Там вегетация продолжалась в течение целого года, а времен года было, как в. Древнем. Египте, три. В же октябре - ноябре, сразу после уборки, наступала зима, которая напоминала наш"бархатный сезон"в. Крыму. Холоднее было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до 5 °. С, нависали туман и, выпадала утренняя роса. Затем приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от. Египта, где ночи всегда прохладные, в долине. Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, за май же стопроцентной его влажности, не падала ниже 30 35 °. С, а днем??временами поднималась до 50 °. С. В такую??жару трава выгорала, дерева сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошен й и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земле красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивался, тогда реки выходили из берегов и заливали поля и поселки, когда он опаздывал - приходила страшная засухтрашна посуха.

"Когда в невыносимую жару и духоту, - делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе громоздятся черные тучи, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец проллеть ься, а между тем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасительный душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять одного из могущественных индуистских богов, чтобы он згляну вся и открыл наконец своей. Ваджра"шлюзы небесных прудов.

Плодородный аллювий, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину. Ганга в настоящее царство. Флоры. Склоны. Гималаев покрывали вечные леса,. Долины местность - ба. Амбуков чащи и манговые рощи, в низовьях. Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и без лич другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучниковків.

Рика. Ганг, которая также вытекала из. Гималаев и в 500 км от впадения в. Бенгальский залив образовала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых бул а. Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного. Илахабада - своеобразной. Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельноо.

Надра бассейнов. Инда и. Ганга были богаты на сырьевые ресурсы, особенно на медную и железную руды богатыми залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго--восточный. Бихар (на востоке бассейна. Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в. Северной. Индии, где появились древнейшие индийские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать и нельзя. Сказывалось и страшные засухи, и не менее губительные наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развития страны гораздо более скромную роль чем в. Египте или. Месопотамии наносили ущерб земледельцу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, которым кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее донимала индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом зе ные участки в непроходимые чащи ирригационной характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские о бщины удивление крепкиміцними.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже подняли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственной дея льнисть оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцы.

Иначе сложились природно-климатические условия в. Южной. Индии, отрезанной от. Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорье называют. Где еканом) было возможно только террасное земледелие. Рики декану полноводные, пески крупнейших из них,. Годавари и. Кистани (Кришну), богатые на золото и алмазы касается крайнего юга материка, то его полноводная и реки с крутыми берегами и бурным течением не играли важной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе возникла поздниміше.

В древности. Индию называли. АрьяВарте -"страной ариев"Впоследствии появился также топоним. Бхарат, происходивший от имени легендарного героя. Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя. Душьянты и небесной й красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одно название. Индии -. Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним. Индия. Топоним. Хиндостан означает"страна. Хинд"и происходит от персидского названия рек и. Хинд (индейцы называли эту реку. Синдх). Сейчас в. Республике. Индия оба названия -. Бхарат и. Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чащетіше.

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение уже в далёкой древности одной из величайших стран мира - Индии, установить истоки её цивилизации.

Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Первобытно-общинный строй в Индии

Природные условия

Название индия произошло от наименования крупнейшеи реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало - Хинду, а у древних греков - Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове и прилегающей к нему с севера части материка. На севере она ограничивается Гималаями - величайшей в мире системой горных хребтов; на востоке-невысокими, но труднопроходимыми горами, отделяющими Индию от стран Индо-Китайского полуострова; на западе - отрогами Гималаев, а также другими горными хребтами. К западу от этих отрогов- находятся пустынные и полупустынные области с горным ландшафтом. Деканский полуостров глубоко вдаётся в Индийский океан, образующий на западе Аравийское море, а на востоке - Бенгальский залив. Берега Индии мало изрезаны, вблизи мало островов, а Индийский океан остаётся бурным значительную часть года. Всё это препятствовало раннему развитию мореплавания. Географическая изолированность Индии затрудняла общение её народов с внешним миром. Однако народы Индии, особенно населяющие северо-западную ее часть, даже в этих условиях поддерживали на протяжении многих тысячелетий разносторонние связи со своими соседями.

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга.

Южная Индия представляет собой полуостров, напоминающий по форме неправильный треугольник, обращённый вершиной к югу. Центральную часть полуострова занимает Деканское плоскогорье, заключённое между Западными и Восточными Гхатами - горами, тянущимися вдоль западного и восточного побережья. Деканское плоскогорье имеет небольшой уклон с запада на восток, поэтому почти все крупные реки Южной Индии текут на восток. Для земледелия здесь наиболее благоприятны прибрежные равнины. Центральная часть полуострова довольно засушлива, так как горы, окаймляющие Деканское плоскогорье, задерживают влажные ветры, дующие с океана. Реки Южной Индии отличаются неустойчивым водным режимом и порожистым течением, что затрудняет их использование для транспорта и искусственного орошения.

Северная (материковая) Индия разделяется пустыней Тар и прилегающими к ней обширными полупустынными пространствами на Западную и Восточную. Наиболее удобные пути сообщения между ними находятся ближе к предгорьям Гималаев.

В западной части Северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье) - долина реки Инда и пяти крупных рек, сливающихся вместе и одним речным потоком впадающих в Инд. В связи с засушливостью климата, для того чтобы здесь развивалось земледелие, необходимо искусственное орошение. Правда, районы, непосредственно прилегающие к рекам бассейна Инда, могут орошаться и их разливами

В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности была покрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такие влаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесь выращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением на запад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственное орошение оказывается всё более необходимым.

Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена.

Одним из важнейших факторов, определяющих климат всей Индии в целом, являются юго-западные муссоны, начинающие дуть с Индийского океана в июне - июле и приносящие основную массу атмосферных осадков. Поэтому в большинстве областей страны налицо очень благоприятное в хозяйственном отношении сочетание периода максимума солнечного тепла с периодом максимума выпадения осадков.

Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других.

Индия по своим размерам больше, чем все ранее упоминавшиеся рабовладельческие страны. Весьма разнообразны природные условия Индии,этнический состав населения и исторические судьбы её различных народов. Это усложняет изучение древнейшей истории этой страны.

Изучение древней истории Индии осложняется также и тем, что мы не имеем ни одного точно датированного письменного источника древнее IV в. до н. э. Только для времени начиная с середины I тысячелетия до н. э. можно установить факты политической истории и с уверенностью назвать имена некоторых исторических деятелей. Археологические данные и материалы преданий, сохранившихся в религиозной литературе, эпосе и т. д., при всей их ценности, ещё не дают возможности разрешить многие важнейшие проблемы древнейшей истории страны.

Население

Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,- индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки - только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских-на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.

Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»-группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,- на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.

Археологические данные о древнейшей истории Индии

Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.

Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.

Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.

Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).

Общественные отношения

Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке - санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.

Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины - ганы. Гана обычно составляла одно поселение - граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины - ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины - сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.

В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя - вишь- состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени - самати, выбиравшее племенного вождя - раджу, главу племенного ополчения.

Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.

Переход к металлу

Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.

В течение многих веков подвергалась набегам разных племен. Естественно, все они оставили свой след в генетическом разнообразии. Именно благодаря смешению различных рас, жители Индии имеют самобытную внешность и культуру. Раньше всего сюда пришли племена Ариев. Они смешивались с тибето-бирманскими народами, проникавшими на территорию современной Индии из-за Гималаев.

Такие разные жители Индии

Что же помогло индийцам сохранить этническое разнообразие? Ответ прост. Все дело в кастовой системе. Именно поэтому на индийских улочках можно встретить самых разных людей, даже европеоидного типа. То есть жители Индии этнически неоднородны. Например, представители арийского типа отличаются кофейным оттенком кожи. Примечательно, что в высших кастах цвет кожи, как правило, светлее.

Индии обычно отличается красивым овалом лица, прямыми волосами (менее густыми, чем у представителей северной и центральной Европы) и слегка изогнутым носом. Их рост, как правило, не превышает 185 см. На примере дардов лучше всего можно сделать вывод о физических данных арийских племен. Это простодушная, открытая раса с карими глазами и прямыми черными волосами.

Чем отличается коренной житель Индии?

Как и любая нация, индийцы не лишены своеобразного шарма. Жители Индии обладают своеобразным душевным складом. Возможно, это связано с древними традициями, которые все еще сильны в Индии, а может быть, с тем, что эта территория в течение многих столетий подвергалась набегам различных завоевателей. Жители Индии эмоциональны, но умело скрывают свои чувства, они порой излишне вежливы, ненадежны. Сильные стороны этой расы - трудолюбие, открытость, чистоплотность, умеренность, уважение к наукам, доброжелательность. Индийцы всегда умеют создать атмосферу непринужденного общения, могут показать собеседнику, что с ним интересно.

Как и жители современные индийцы живут согласно древним писаниям - Ведам. В соответствии с этими текстами, человек должен выражать свою любовь и преданность Богу через свои повседневные действия, а не только через ритуалы. Даже уборка может быть средством служения кому-то из богов, которых в Индии огромное количество. Поклонение им может выражаться и в творчестве, и в повседневных делах, и в воспитании детей, и в общении с другими людьми. Все занятия должны быть ступенью самосовершенствования.

Не называйте индийцев индейцами!

Не менее важным является вопрос о том, как называют жителей Индии. Вопреки распространенному мнению, их нужно называть индийцы, а не индусы. Индусы - это последователи индуизма, господствующей религии в Индии. Не надо путать индийцев с индейцами.

Коренных жителей Северной Америки по ошибке Колумб назвал индейцами, поскольку думал, что приплыл в далекую и таинственную Индию.

Движение за гражданские права в Индии

Индийцы - очень активная нация. В обществе сейчас происходят процессы, направленные на отмену кастовости, улучшение положения женщин. Все это тесно взаимосвязано с реформами в социальной сфере. Главным образом они касаются улучшения положения женщин. Индийцы выступают за легализацию гражданского брака, за повышение брачного возраста как девочек, так и мальчиков. Не менее важный вопрос - расширение возможностей образования для женщин, а также улучшение положения индийских вдов.

В результате подобных процессов было введено несколько изменений. Так, брачный возраст для девушек был определен в 14 лет, для юношей - 18 лет. Если кто-то из брачующихся не достиг 21 года, необходимо письменное родительское согласие. Также запретили близкородственные браки и полигамию. Но плюсы этого закона, к сожалению, не стали достоянием общественности. Благами его смогла пользоваться только незначительная часть Дело в том, что даже сейчас широко распространена практика, когда формально девушка вступает в брак в возрасте 10 лет. Конечно, непосредственную церемонию откладывают до более зрелого возраста невесты - до 12-14 лет максимум. Подобные ранние браки плохо сказываются не только на психическом и физическом здоровье женщин, но и на благополучии индийской расы в целом.

Положение вдов в Индии

Дело еще и в том, что если замужняя девочка-женщина становится вдовой, то больше не сможет вступить в брак. Более того, в семье мужа она до конца своих дней будет обречена выполнять самую тяжелую работу, не должна будет носить новую красивую одежду. Также несчастная вдова не просто получает самую худшую пищу со стола, но и должна соблюдать многодневный пост. Для того чтобы хоть как-то улучшить положение вдов в обществе (среди которых множество детей), необходимо добиться того, чтобы повторный брак не считался чем-то позорным и постыдным. В настоящее время повторное замужество вдовы возможно, только если она принадлежит к низшей касте. В довершение всех бед женщина, чей муж погиб, в индийском обществе не может самостоятельно добывать себе средства к существованию.

Индийское образование

Отдельно стоит отметить систему индийского образования, так как она считается одной из самых крупных в мире. Интересно, что для того, чтобы поступить в вуз, не нужно сдавать никаких экзаменов. Помимо обычных университетов, в Индии также имеются учебные заведения с определенной спецификой, например женский институт в Бомбее. Несмотря на то, что ведущими в сфере образования считаются технические специальности, количество выпускников гуманитарных вузов составляет около 40%. В действительности, технические профессии играют очень важную роль в развитии человеческих ресурсов и С системой образования связан еще и вопрос о том, сколько жителей в Индии. По самым последним данным, около 1 млн.

Занятия индийцев

Основные занятия жителей Индии - традиционно земледелие, скотоводство. Многие задействованы в сфере легкой и которая в настоящее время динамично развивается. Несмотря на это, большая часть населения Индии живет практически за чертой бедности. Дело в том, что еще сравнительно недавно эта страна была Поэтому колониальное прошлое не может не отразиться на жизни индийцев.

Религия: "Шива без Шакти - шава"

Более 80% населения исповедует индуизм - самую массовую и древнюю религию в Азии. Поэтому неудивительно, что культура тесно с ней связана. Основные положения индуизма установились в 6 ст. до н.э. После этого вся культура стала выстраиваться вокруг этой системы.

Индуизм - религия мифологичная. Примечательным является то, что пантеон состоит из великого множества богов. Но самыми почитаемыми считается тринмурти - Вишну-Брахма-Шива. И если Вишну - хранитель мира, Брахма - создатель, то Шива - разрушитель. Но он не просто разрушитель, он еще и начало всего сущего. Боги имеют несколько рук как символ их божественных функций и обязательно изображаются со своими атрибутами. Например, Вишну - с диском, Шива - с трезубцем, Брахма - с Ведами. К тому же Шива всегда изображен с тремя глазами как символами его мудрости. Параллельно с тринмурти почитают и богинь - "шакти". Это не просто женские божества. Они гармонично дополняют супругов, составляя с ними одно целое. Есть даже такое выражение: "Шива без Шакти - шава (труп)". Древнейшим в Индии, параллельно с почитанием тринмурти, является культ животных. Например, для индуса немыслимо ни убийство коровы, ни употребление в пищу говядины. Многие животные в Индии священны.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Древняя Индия принадлежит числу первых мировых цивилизаций, наряду с шумерской и древнеегипетской. Возникнув в долине великой реки Инд, индийская цивилизация смогла достигнуть своего наивысшего расцвета, подарив миру одну из самых популярных и древних религий, удивительную культуру, самобытное искусство.

Природно-климатические условия Древней Индии

Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, расположенного на юге Азии. С севера она надежно защищена самой высокой горной цепью в мире - Гималаями, оберегающими страну от сильных холодных ветров. Побережье Индии омывается теплыми водами Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря.

Самые крупные руки Индии - Ганг и Инд, благодаря которым почва в их долинах всегда была очень плодородной. Во время сезона дождей эти реки часто выходили из берегов, затапливая все вокруг.

Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране издавна выращивали рис и тростник.

Рис. 1. Земледелие в Древней Индии.

В древности земледельцам приходилось нелегко, поскольку постоянно приходилось сражаться с буйной тропической растительностью, отвоевывая земли для посевов. Природа и люди были очень тесно связаны друг с другом, и эта связь нашла свое отражение в необычной культуре Древней Индии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Со времен глубокой древности жители Индии с большим уважением относились к водной стихии. Ведь благодаря воде можно было получить хороший урожай, а, значит, и возможность выжить в непростых условиях. До сих пор индийцы свято почитают самую полноводную реку страны - Ганг, и считают ее священной.

Особенности государства

В III тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан было два центра индийской цивилизации - крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Большая часть населения была представлена дравидами, которые слыли прекрасными земледельцами.

В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

Каждое арийское племя имело своего предводителя - раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом.

Рис. 2. Раджа.

В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела.

В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма - высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах.

Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы - варны:

  • Брахманы - жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений.
  • Кшатрии - каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками.
  • Вайшьи - земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы.
  • Шудры - самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг.

Принадлежность к варне передавалась по наследству, и ее никаким образом нельзя было поменять. Так в обществе Древней Индии еще сильнее выкристаллизовалось социальное неравенство.

Большое значение в индуистских религиях имела дхарма - свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления.

Культура Древней Индии

Важнейшим достижением культуры Древней Индии было создание алфавитного письма, состоящего из 50 знаков. Грамота была доступна только брахманам, которые очень ревностно оберегали свои познания.

Богатый литературный язык санскрит, что в переводе значит «совершенный», был словно специально создан для написания лирических произведений. Самыми знаменитыми стали две великие поэмы древнего мира - «Рамаяна» и «Махабхарата», которые оказали огромное влияние на развитие индийской культуры.

Большое развитие получили и научные знания в области медицины, математики, химии. Особенно хорошо была развита астрономия в Древней Индии - уже в древние времена индийцы знали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.

Искусство Древней Индии, прежде всего, представлено уникальной архитектурой. Величественные дворцы и храмы отличались невероятно тщательной отделкой. Колонны, ворота и стены украшались резьбой, позолоченными изображениями фруктов, цветов и птиц, многие детали были отлиты из серебра.

Рис. 3. Храмы в Древней Индии.

Монастыри и храмы строились даже в пещерах. Древние зодчие прорубали в горах обширные коридоры и залы, монументальные колонны, которые затем украшали филигранной резьбой.

Большое развитие в Древней Индии получило и театральное искусство, которое представляло собой смесь актерского мастерства, поэзии и танцев.

Работы древних скульпторов и живописцев по большей части носили религиозный характер, но встречались и изображения и скульптуры, выполненные на светскую тематику.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древняя Индии» по программе 5 класса истории Древнего Мира мы узнали, где располагалось древнеиндийское государство, каковы были его природно-климатические особенности. Мы выяснили, как происходило расслоение общества, каков был основной род деятельности населения. Также мы познакомились с культурой и религией Древней Индии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 204.