Как из невротика стать нормальным. Невроз – не приговор? Чего хотят невротики и как с ними ужиться. Невроз - это внутриличностный конфликт, форма когнитивной психопатологии

Если человек не является социально опасным, тогда все его психические проявления считаются приемлемыми и нормальными. У него могут наблюдаться отклонения, он может страдать или вызывать психологические . Однако это приемлемо. Невротиками на сегодняшний день становятся многие люди. Их можно распознать по определенным симптомам. Если изучить тему, как общаться с невротиками, то можно найти и верный подход в построении отношений.

Рассматривая тему невротизма в интернет-журнале сайт, можно отметить, что в той или иной степени данное явление проявляется у всех людей. Это обусловлено социальной средой, в которой человек проживает. Все проходят через воспитание, которое частично делает из людей невротиков, а также живут в обществе, которое само по себе является невротичным.

Симптомы невротика

Невротик проявляет симптомы, в зависимости от тяжести своего состояния. Легкая степень может проявляться душевным дисбалансом из-за внешних факторов. Он слегка чувствует себя нестабильно. Тяжелая форма проявляется в навязчивых, истерических или астенических поступках. Такое состояние необходимо лечить.

Симптомами невротика являются:

  • Временная потеря трудоспособности умственной и физической.
  • Сложности в преодолении страхов.
  • Неспособность прекращения деятельности, которая даже невротику кажется неразумной.
  • Трудности в обучении.
  • Страх заболеть.
  • Трудности в интимной жизни.
  • Страх пропустить что-то важное.
  • Головные боли.
  • Головокружение.
  • Перепады АД.
  • Чрезмерная забота о своем здоровье.
  • Желание уединиться.
  • Усталость.
  • Зажатость.
  • Истеричность.
  • Закрытость.
  • Принятие негативного на свой счет.
  • Закомплексованность.
  • Непризнание своих ошибок.
  • Привлечение к себе внимания и желание получать выгоды от других людей.

Любовь невротика

Своеобразным проявлением любви становится чувство со стороны невротика. Ему всегда мало внимания. Он прибегает к любым способам, чтобы получить свое, даже скандалам и интригам. Он стремится к утешению, спокойствию и поддержке со стороны партнера, при этом сам не желает проявлять силу воли, демонстрировать свои способности.

Невротик желает, чтобы все было так, как он того хочет. Он концентрируется исключительно на своих желаниях, требуя от партнера их выполнения. Если партнер устал и желает отдохнуть, то невротик это воспринимает как отсутствие любви к нему.

Невротик никогда не оставит наедине своего партнера. Одиночество вызывает у него тревожность, поэтому он всегда желает знать и даже быть там, где его любимый человек находится. Он может изводить звонками, общаться на пустые темы. Невротик является требовательным и капризным, маленьким и несчастным.

С невротиком возможны только созависимые отношения, когда один требует и берет, а второй исполняет и дает. Если же невротику отказать в помощи или реализации его желаний, то он воспримет это очень болезненно.

В любовных отношениях невротик постоянно делает из себя жертву. Он выставляет себя как беззащитного и слабого человека, от которого не все зависит. Он вызывает чувство вины и жалости у партнера. Он может плакать или страдать на глазах у партнера.

Будучи подверженным тревожности, невротик совершает всегда неразборчивые и навязчивые поступки.

  1. С одной стороны, он нуждается в доброте, советах, помощи.
  2. С другой стороны, он желает сделать других счастливыми. Он может помогать, при этом внутри оставаться враждебным, придирчивым, требовательным.

Он не может здраво оценить свои слова и действия, которые могут не нравиться окружающим, из-за чего не понимает их поведения. Таким образом, виноватыми остаются всегда другие люди, а сам невротик просто считает себя непонятым.

Как общаться с невротиком?

В современном обществе большая часть людей является невротиками. Распространенность невротизма делает явление нормальным. Если вы сами столкнулись с невротичной личностью, то будет интересно узнать, как с ней общаться. Соблюдайте такие правила:

  1. Не учите невротика жизни, это бесполезно.
  2. Не пытайтесь изменить его отношение к чему-либо. Никакие доводы и аргументы не помогут.
  3. Не доказывайте свою правоту, поскольку испытаете только раздражение. Лучше принимать решения в отношении невротика самостоятельно, мгновенно и безжалостно.

Лучше прекратить отношения с невротиком, если это возможно, поскольку такая личность может лишь поглощать энергию окружающих, не будучи способной ее отдавать. Рядом с невротиком здоровая личность превратится в больную. Это связано с тем, что невротик будет совершать такие поступки (которые не изменить), которые не будут адекватными и уместными. А постоянный контакт с невротиком будет развивать невротические качества у здоровой личности.

Итог

Стремление получать понимание и поддержку от других людей, а также желание командовать и управлять окружающими делает человека в итоге невротиком. Чтобы не развивать в себе невротических качеств и не усугублять свое состояние, необходимо не заниматься повышением своей значимости, а ориентироваться на собственные поступки. Важно то, что человек делает, а не то, какое впечатление он производит или как оценивают его люди. Ориентация на самого себя (свои силы и действия) делает человека здоровым, в то время как ориентация на оценку и мнение окружающих превращает личность в невротика.

Скажите честно, вас раздражают бесконечные советы, как стать оптимистом, вести себя уверенно, мыслить осознанно? Раздражают наверняка, особенно если вы невротик – тревожный, неуверенный в себе человек, которому вся эта новая философия не кажется столь радужной. Еще невротику присуща подавленность и быстрая утомляемость, преимущественно от всех этих рекомендаций. И вроде невротик рад стараться настроить мышление на новый лад, но мотивации на это нет. Замкнутый круг.

И что же делать, если человек вдруг неожиданно для себя решает, что, может быть, хватить страдать и пора начать жить? Во-первых, признать, что он невротик. Не псих, и слава богу. Без принятия проблемы никакие изменения не начнутся. Драму также не стоит закатывать – не конец света все-таки. Признать свой невротизм – это уже положить начало работе с собой. Что делать дальше? Слушать себя, свои чувства, позволять всему быть, не заниматься самобичеванием и принимать-принимать постепенно все ощущения. Разрешать им быть. То есть обвинять себя за что бы то ни было категорически нельзя. И точка.

Что делаем дальше? Забываем про вечное нытье на тему «меня же не любили родители». Отныне вы сам себе родитель. Подойдите к зеркалу и поговорите с собой. Сядьте на диван, укройтесь пледом и послушайте себя. Делайте все то, что настроит вас на «общение» с вами же. В трудных ситуациях не спешите примкнуть к другому человеку, попытайтесь стать опорой для себя сами.

Еще один хороший совет – не идите на поводу у стрессовой ситуации. Нарочно перестаньте реагировать, хоть это и кажется чем-то космическим. Через силу закрывайте глаза на негатив, будь то уехавший перед носом трамвай или сложные переговоры на работе. Если вы все-таки попали в неприятную ситуацию, продержитесь минут десять без срывов и мыслей об этом – эффект полезной медитации не заставит себя ждать. Спустя эти десять минут вы поймете, что ничего не случилось за столь короткоевремя отсутствия мыслей и эмоций.

Устройте себе марафон «Тридцать дней счастья». Хорошо, возьмите двадцать или начните с десяти. Вы уже умеете наблюдать за собой, поэтому пора фиксировать все радости, которые встречаются на вашем пути. То есть цель – видеть исключительно хорошее. Поначалу может не получаться хотя бы потому, что у вас пока нет этой привычки. А дальше вы почувствуете, что это действительно чистый кайф – видеть счастливые моменты в окружающем пространстве и радостив мелочах. Продержитесь эти дни без негатива, вам понравится.

Конечно, вместе с этими заданиями вы столкнетесь с тем, что будете чувствовать обиду, раздражение, даже гнев. Ведь какие-то вещи не сразу получатся, в каких-то вы будете сомневаться. Ну, в общем, невротическая классика. Что важно здесь: признать свое право на ошибку. Проживать стыд и вину, зная, что скоро это пройдет. И все.

Не поверите, но вас будет тянуть назад. В пленительный невротический мир сомнений и страхов. Помимо всех вышеперечисленных практик, обязательно добавьте в свою жизнь спорт. Любой. Ходьбу, прыжки, бег, бадминтон, плавание – вообще все что угодно. Доказано и проверено, что движение и физика гораздо сильнее психики. Поэтому, работая с душой, не забываем про тело. Кроме того, занятия спортом отвлекают и какое-то время держат эндорфины в приподнятом состоянии.

Прощайте всех, на кого злитесь. Кого мысленно не можете отпустить. В идеале необходимоосознать все нездоровые привязанности и понять, что, пока они есть, вы не станете свободным, а значит – счастливым. Все мы понимаем, что невротики – очень ранимые люди. Но их ранимость напрямую связана с обидчивостью. А обидчивость – это та же привычка, от которой очень сложно избавиться. Одним желанием ее не побороть.

Попробуйте поменять окружение. Теперь вы понимаете, что контролировать собственное токсичное поведение возможно. Но те, кто токсичен по отношению к вам, должны исчезнуть из поля зрения. Обрывайте неприятные связи без сожаления. Они все равно не принесут ничего хорошего в вашу жизнь.

Придумывайте себе больше дел. От уборки до написания сказки – подойдет все, где вы заняты. Не мыслями о том, что все плохо и как было бы классно, если… Надо сказать, что это очень частая проблема невротиков – сидеть на месте и пережевывать свои печали. Невротик, пожалуй, самый бездейственный человеческий типаж (говорю, основываясь на собственном опыте). И чем больше будет перед вами задач, тем счастливее вы будете становиться. А знаете почему? Благодаря результату. Неважно, какому – крупному или мелкому. Главное, видимому!

Знаете ли вы, кто такой невротик? А если знаете, можете ли как-то помочь ему, дать полезные советы? А может быть, вы и сами являетесь невротиком? Прочитав эту статью, вы наверняка узнаете что-то полезное для себя.

В самом понятии "невротизм" заложено отклонение от нормы. Страдающему этим расстройством психики человеку причины, вызвавшие это состояние, следует искать с самого детства или с юношеского возраста. Ведь невротизм - это не что иное, как защита организма. Причиной его может быть, например, сильная любовь родителей, которая выражается в чрезмерном контроле, а также чувство агрессии или ненависти, ведущее к возникновению защитной реакции.

Кто такой невротик?

Невротик - личность ущемленная, которая трудно приспосабливается к реальности и использует только инстинктивные и эмоциональные реакции. Томас Сас отмечал, что эти люди боятся других и даже вещей, пребывают в постоянном сомнении.

Пути защиты

Есть два основных пути защиты, которым может следовать невротик:

Он ищет понимание среди других, нуждается в любви и заботе;

Он прикладывает все свои усилия для того, чтобы властвовать над другими.

Во втором случае из него может вырасти лидер, который способен возглавлять войны и восстания для того, чтобы доказать самому себе свою возможность властвовать над людьми. Защитная реакция также может проявляться в замкнутости, в отсутствие интереса к окружающему миру. Тогда люди, подверженные невротизму, уходят от общества и цивилизации, становятся отшельниками.

Отшельник - значит невротик?

Социум сегодня диктует определенные правила, шаблоны и рамки, которых мы обязаны придерживаться. Можно жить по ним, а можно и не принимать их. Последнее не значит, что человек страдает невротизмом. И напротив, существуют люди, принимающие игру по правилам общества, но в то же время имеющие тяжелую форму невротизма. Подобные случаи следует обязательно подвергать психологическому анализу.

Так кто такой невротик, по каким признакам можно узнать его? Трудно найти симптомы невротизма по наличию определенных внешних признаков у человека, например, депрессии, страха и других реакций. А вот если присутствуют трудноуловимые внутренние запреты, здесь уже стоит обратиться к методам психологии.

Как же можно узнать невротика?

Перечислим внешние признаки, по которым можно догадаться о том, что перед вами невротик. Симптомы нередко возникают следующие: расстройство в сексуальных отношениях, головокружение, частые головные боли, навязчивая забота о собственном здоровье, перепады артериального давления, страх заболеть или же пропустить что-то важное. Все это приводит в конечном счете к большой физической усталости. Любые звуки раздражают невротика. У него возникает желание убежать куда-нибудь на чтобы уединиться. У страдающих невротизмом людей в общении нет "золотой середины". Они могут бросаться из одной крайности в другую. Общаясь с людьми, они ожидают от них отказа, за которым следует стресс. Также у невротиков сильно В личной жизни им трудно добиться успеха, и тогда они начинают жить жизнью других, удовлетворяют их желания и потребности. Вот кто такой невротик. Конечно, никакой родитель не пожелает своему ребенку стать таким. Однако люди-невротики часто страдают симптомами этого отклонения с раннего детства, и виноваты в этом зачастую именно родители.

Невроз у детей

Представьте такую ситуацию. Идет мать, за ней двухлетний мальчик. Мама оборачивается и говорит недовольным голосом: "Что же ты по грязи идешь!". Восторг от прогулки на лице ребенка мгновенно сменяется недоумением. Малыш смотрит вниз, туда, куда направлен взгляд мамы. Он все еще не может проанализировать ситуацию, понять ее, однако он ощущает неудовольствие от того, что он делает. Вероятно, в этот момент мама хочет своему сыну лишь добра. Но получается противоположное - очередной невротик как неприспособленной к жизни.

Другой пример. Молодая мама с двумя детьми садится в маршрутку. Одной девочке 3 года, другой 5. Младшая идет медленнее, и мать говорит ей: "Иди быстрее, а то сейчас здесь останешься". Трудно представить, насколько этой малютке страшно остаться без мамы на вокзале.

Мотивация страхом - не успеть или не угодить - чревата тяжелыми последствиями. Вот почему человек становится невротиком. Поэтому очень важно следить за тем, как мы обращаемся с нашими детьми. При первых же симптомах невротизма у себя мы устраиваем себе каникулы и прощаем все. Постарайтесь быть более снисходительными и к своим детям. И придумайте другую мотивацию, кроме страха. Вам же потом лучше будет. Когда дети-невротики вырастают, у них начинаются большие проблемы в жизни как на работе, так и в личной жизни. Вкратце опишем то, что их может ожидать.

Проблемы на работе

Главной проблемой невротиков является патологическая неуверенность в своих силах. Они не верят в них чисто субъективно, без всяких на то причин. Человек может быть в своем деле первоклассным специалистом, его могут высоко ставить на производстве или в коллективе, он может регулярно получать повышения и премии. Однако до тех пор, пока этот работник не сможет избавиться от невроза, он будет считать, что:

Нереальная задача - выполнить план;

Его хотят уволить;

Все сотрудники считают, что он ничего не стоит;

Начальство мечтает избавиться от него;

Все против него ополчились и думают лишь о том, как его выжить с рабочего места.

В этой ситуации самое неприятное заключается в том, что все это - домыслы, подкрепленные лишь Мысли возникают спонтанно. Достаточно перешептывания сотрудников или взгляда руководства для того, чтобы человек, страдающий неврозом, начал думать, что его уволят через пару дней. При этом начальник мог посмотреть куда-то вдаль, а сотрудники переговариваться о совершенно посторонних предметах. При помощи обыкновенной логики и анализа, страдающего невротизмом человека, трудно переубедить.

Проблемы в личной жизни

Не только в работе, но и в отношениях эти люди являются настоящей проблемой. Прежде всего, завязать отношения будет очень нелегко. Если человек сильно неуверен в себе, в 99 случаях из 100 он даже не решится познакомиться с кем-то. Да и не очень-то приятно общаться с неврастеником. Хотя собеседник может теоретически и блистать интеллектом, его все равно испортит удовольствие от общения. Он будет искать во всем скрытый смысл, подвох или ваш отказ от продолжения знакомства. Недопонимание, обиды по пустякам, уточнение ситуации и переспрашивание - со всем этим придется столкнуться тем, кто решил завязать дружбу с невротиком. Эти люди, как правило, очень плохо интегрируются в обществе. Минимальный опыт общения имеют обычно невротики.

Как

Всю жизнь эти люди стремятся повысить свою самооценку. Однако они ошибаются, полагая, что это единственный способ, с помощью которого можно заслужить признание окружающих или ответные чувства любимого человека. Следует понимать, что самопожертвование - лишь один из способов завоевать расположение людей. Невротикам стоит попробовать добиться успеха в каком-нибудь деле, которым они могут заниматься с увлечением. Важно, чтобы работа доставляла удовольствие, повышая тем самым самооценку. Сначала "нормальность своего существования" следует доказать самому себе. Затем уже стоит начать планировать и устраивать личную жизнь.

Измените отношение к другим

Присмотритесь внимательно к людям, окружающим вас. Поймите, что они ничем от вас не отличаются. Эти люди тоже делают глупые поступки, совершают ошибки. У них не все получается, а зачастую производительность их хуже вашей. Всем им свойственно попадать в нелепые и глупые ситуации. Несколько снизив свое мнение о них, вы станете более объективно воспринимать собственное место в жизни. Да и мнение других людей не будет так сильно волновать вас, ведь вы знаете уже их недостатки. Однако не следует на этом зацикливаться - можно перейти таким образом из одной крайности в другую.

Активная позиция в общении

Следует занять активную позицию в общении с людьми. И лишь тогда, когда будет шанс превратиться из замкнутого и неуверенного в себе человека в полезного обществу, можно дать себе возможность быть абсолютно счастливым. Всем нам необходимо быть уверенным в завтрашнем дне, довольным собой. Когда мы начнем анализировать свое поведение и состояние, мы сможем лучше контролировать себя, а затем и стать хозяином своих действий. Следуя по этому пути, невротик может превратиться в здорового человека.

Полезно также сменить окружение. Даже здорового человека может превратить в невротика проблемное окружение. А вот здоровое вылечивает даже шизофрению. Добрые, открытые, бодрые и позитивные люди - вот лучшее лекарство.

Общение с природой

Кроме того, включите в ваш образ жизни прогулки, а если есть возможность, следует отправиться в деревню или на дачу. Известно, что невроз является болезнью городских жителей. Он может быстрей пройти на природе, в сельской местности.

Возможно, стоит обратиться к специалисту?

Помните о том, что невроз никогда не возникает на пустом месте. Катализатором его являются какие-то проблемные события. Именно они приводят к тому, что возникает такой тип личности, как невротик. Лечение поэтому будет тем быстрее и эффективнее, чем скорее вы сможете разобраться в проблемной ситуации и решить ее. Если же вы не в силах сделать это самостоятельно, рекомендуется обратиться к психологу.

Как выйти из невроза (Практические советы психолога) Юнацкевич П И

Как невротику научиться владеть собой?

Современный мир часто способствует развитию у человека ощущения неудовлетворенности собой. Внутри человека сидит другое «Я», которое делает все против наших желаний. Хочется, например, не трусить или не смущаться в трудной ситуации, а мы предательски дрожим или бессвязно лепечем перед руководством. Хочется хорошо работать, быстро приносить прибыль, а лень приходит с началом работы. Чего греха таить, хочется нравиться людям, очаровывать их широтой своей души, а они видят лишь то, что ты суетливо стремишься расположить их к себе без всяких на то оснований. Хочется, наконец, чтобы дома было все в порядке, муж или жена не давали поводов для головной боли - и все это тоже остается только в мечтах.

В то же время в жизни каждого человека было одно или несколько событий, когда он удивляется и восхищается собой. Например, блестяще выполнив работу, получал достойное вознаграждение. Быстрее других находил правильное решение, разработал перспективный бизнес-план, реализовал его и получил прибыль, несмотря на тяжелые условия конкуренции. Или совсем просто - убегая от бандита, перемахнул через забор, который обычно не одолел бы.

Итак, решая любую задачу, человек сталкивается, прежде всего, с самим собой. Это столкновение может способствовать развитию стресса. Комплексы, стереотипы мышления и психологические барьеры блокируют не только свободу перспективных решений, но и внутренние резервы, необходимые вам в этот момент.

Кроме того, когда мы сосредоточиваемся на какой-либо деятельности, концентрируемся, наш мозг в этот момент может быть подсознательно занят решением совсем иных проблем (например, семейных), а организм включен не на мобилизацию, а на восстановление, вызванное перенесенным стрессом, дефицитом сна и питания.

Нас с детства учат, что надо уметь брать себя в руки, не отвлекаться, потому что успеха в жизни добивается тот, кто способен лучше сосредоточиться - это действительно так. Основная энергия человека затрачивается не на саму работу, а на волевые усилия - преодоление внутренних противоречий своего состояния.

Найти способы повышения способности управлять собой человек стремился издавна. Так возникли индийская йога, трансцедентальная и дзен медитации, китайская оздоровительная гимнастика цигун и другие системы. Однако освоить эти техники далеко не каждому под силу. Нужны:

Хороший наставник;

Желание.

Метод саморегуляции каждый человек разрабатывает для себя. Остается только оценить его эффективность, чтобы понять, что я делаю правильно, с толком, а что не так?

Каждый человек управляет собой, только давайте проанализируем собственные методики саморегуляции, чтобы понять их эффективность.

Накопленные знания, опыт вашей жизни позволили нам создать собственный метод саморегуляции для того, чтобы помочь себе самым простым, понятным и доступным для себя образом овладевать бесценной наукой управления своим состоянием. При этом очень важно, чтобы приемы саморегуляции не требовали каждодневной тренировки, и поэтому их можно использовать по необходимости как средство самопомощи в трудных ситуациях.

Ваша методика должна помогать вам в сложное стрессовое время сохранять здоровье, молодость и работоспособность, более полно раскрывать свои таланты и потенциальные возможности. Приемы саморегуляции помогают адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности. С их помощью вы лучше и быстрее обучаетесь, тренируетесь, осваиваете новые языки или профессии, они помогают вам направленно развивать желаемые качества и способности.

Заболев, вы используете приемы саморегуляции для восстановления сил и тем самым подкрепляете курс лечения, предписанный врачом, и затем поддерживаете свое здоровье самостоятельно.

Какова суть вашего метода?

Путь к внутренней свободе начинается с умения снимать нервное напряжение. Освобождаясь от подсознательных страхов, комплексов, стереотипов мышления и психологических барьеров, вы приобретаете способность слышать себя и свой организм. Вы начинаете различать среди какофонии внешнего мирового оркестра свою собственную внутреннюю музыку. Вы можете реализовать благие пожелания своими силами.

Ваш метод саморегуляции помогает достичь вам состояние спокойствия. Он прост и основан на известных вам закономерностях.

Но что вы можете использовать еще для достижения долгожданного успокоения после нервного напряжения?

Методика раскачивания. Вспомните, что, например, делает человек в момент нервного напряжения? Он взволнованно ходит туда-сюда по комнате, потирает руки, перебирает пальцы, качает ногой, жестикулирует, раскачивается с пятки на носок и т. д. Словом, он инстинктивно ищет некий настроечный ритм, помогающий ему раскрепоститься.

Ритмичные движения снижают нервное напряжение. Например, матери убаюкивают кричащих младенцев, и если ритм покачивания совпадает с их состоянием, детишки засыпают.

Непроизвольно раскачиваются люди при рыданиях, кланяются во время молитвы. Прищемив палец дверью, мы лихорадочно трясем кистью. Человек, получив ушиб руки, инстинктивно прижимает ее к груди и начинает «баюкать», чтобы унять боль.

Эти интуитивные, бессознательно закрепленные человеческой практикой механические движения - своего рода подсказка природы: как освободиться от напряжения, физического или эмоционального, психического.

Упражнение 1

Чтобы освоить эту методику, надо концентрироваться на самом себе.

Легко помочь вам в этом может ритм. Начните с самого простого, хотя и очень эффективного приема.

Подойдите к стене. Станьте к ней спиной на расстоянии 10-15-ти сантиметров. Руки опустите по швам. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на своем состоянии. Закройте глаза и начните падать назад. Попробуйте так проделать 7–8 раз.

Упражнение 2

Вспомните, как вас покачивает на качелях. Встаньте и начните слегка раскачиваться вперед и назад, или, если захочется, круговыми движениями. Прислушайтесь к организму и раскачивайтесь так, как приятнее и как удобнее. Руки при этом лучше опустить, глаза закрыть или оставить открытыми - на ваше усмотрение. Сначала это непросто, но после нескольких повторов начинает получаться. Главное - искать приятный ритм раскачивания. Такой ритм, который не хочется прерывать и при котором снимается нервное напряжение и возникает чувство глубокого душевного и физического покоя, чувство внутреннего равновесия.

Найдя свой ритм, можно почувствовать ясность в голове, улучшение самочувствия или, наоборот, сонливость. Этот прием снимает нервное напряжение, и сознанию открывается то, что требуется организму. Если появляется сонливость, значит, организм истощен, надо несколько минут подремать. Если при упражнении начинают проявляться какие-либо неприятные или даже болезненные ощущения, не пугайтесь. Это вовсе не ухудшение вашего самочувствия.

Не убегайте от неприятных ощущений! Это ваши собственные проблемы, и только вы их можете разрешить. Поэтому, направляйте на неприятные ощущения и переживания свое внимание во время упражнения. Этим вы вводите нарушенные внутренние процессы в режим гармоничного ритма и через некоторое время сумеете освободиться от них.

Внутренний процесс оздоровления проявляется и в автоматическом изменении ритма раскачивания, который организм подбирает как бы сам. При этом упражнении вовсе не требуется никаких «формул самовнушения», достаточно искать приятный ритм раскачивания. И направлять внимание на то, что его притягивает.

Упражнение 3

Выполняется в группе, как минимум, из 4-х человек. Его удобно проделывать на работе в кругу товарищей.

Нужно образовать тесный круг. Вам стать в центре круга, закрыть глаза, опустить руки. Окружающим поднять свои руки на уровне груди. Вам расслабиться и упасть на руки товарищей. Они будут передавать вас друг другу по часовой стрелке.

Упражнение делают по очереди все участники.

Время, отводимое на одного человека - 1, 5–2 минуты.

Если же упражнение с раскачиванием не получается, то нужно выяснить причину, которая мешает вам расслабиться, и найти свой ритм.

Помните, что чрезмерное ожидание немедленного результата тормозит процесс раскрепощения. Поэтому, при выполнении приема следует медленно настраиваться на приятные ощущения.

Рекомендовано делать эти упражнения примерно по 5 минут один или два раза в день в течение недели. У многих при этом открывается способность быстро снимать у себя нервное напряжение и без раскачивания. Достаточно только желания или «воспоминания» о приемах. Затем одну неделю следует от упражнения отдохнуть и просто наблюдать, как улучшается самочувствие. За это время произойдут хорошие перемены, появится чувство уверенности в себе, потому что каждый раз при выбранном вами ритме раскачивания происходит восстановление и самолечение организма.

После перерыва можно снова воспользоваться этим приемом в удобное время. Вы сами увидите, как лучше его использовать. Один из признаков успеха - исчезновение страха упасть (и в прямом смысле, и в переносном). Этот страх подспудно всегда есть внутри нас и так же подспудно руководит нашей жизнью.

Человек, который боится упасть, и тот, кто избавился от этого страха, разные люди.

Упражнение 4

Смысл упражнения - вести психологический дневник. Его можно также назвать психологической тетрадью. Она служит для описания нашего внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться:

Растущее осознание своего «Я»;

Новый смысл;

Ценности и взаимосвязи, которые мы открываем.

Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них - помочь достижению более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире. Мы пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, мы сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то проблемы или путаницы мы получаем возможность более четко определить обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их разрешения.

Ведение собственноручных записей значительно стимулирует творческий процесс. Попытка справиться с проблемой и письменное изложение наших соображений по этому поводу неизменно порождают стремление к осмыслению ассоциативных связей, что открывает широкий простор новым мыслям и возможностям, которые не рассматривались нами ранее. Если мы научимся давать свободу разуму, то с удивлением обнаружим, какие глубины понимания доступны нам при подобном раскрепощении.

Ведение рабочей тетради как один из методов самосовершенствования имеет еще несколько функций. Это дает возможность выражать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки.

Ведение записей - полезное упражнение, развивающее способность концентрации, внимание и волю. Они могут помочь застенчивому и скрытному человеку более свободно исследовать определенные свойства своей личности. Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сказать, что рабочая тетрадь - важная составная процесса психосинтеза.

Ее ведение - следствие личной инициативы. Таким образом, человек в значительной мере сам управляет процессом развития и реализации личностных качеств.

Кроме записи можно делать какие-то зарисовки или прибегать к помощи других наглядных средств выражения. Это могут быть образы, приходящие к нам во сне или возникающие в нашем воображении; графики, абстрактные символы или любые другие способы отображения мыслей в графической форме. Их важная роль заключается в том, что они помогают нам выработать более четкие представления и связать воедино различные концепции. Здесь следует также упомянуть о том, что мы обычно называем спонтанным рисунком. Он выполняется, когда мы находимся в расслабленном состоянии, а наше внимание зафиксировано на какой-то проблеме, то есть по существу мы рисуем машинально, думая о чем-то другом. Подобные рисунки отражают наше подсознание и могут способствовать лучшему пониманию себя.

Ниже приводится перечень разделов, которые могут быть использованы при записях. Вы можете выбрать то, что в наибольшей степени соответствует вашим нуждам и опыту. Время от времени вы должны пересматривать ваш выбор. Для того, чтобы проследить процесс развития и наметить его перспективы, следует фиксировать дату каждой записи.

Размышления над идеями. Обозначение области, представляющей для вас наибольший интерес, в которой вы хотели бы разобраться как можно глубже (образование, религия, математика, теория систем, экология и т. д.).

Размышления о людях. Осознание ваших взаимоотношений с людьми и ответы на поставленные вопросы.

Размышления о событиях. Ваша реакция на важные события в жизни. Отмечайте моменты, когда она протекала одновременно с событием.

Внутренний диалог. Различные мысли, рассуждения, предчувствия, вопросы, проблемы, которые не подпадают ни под один из перечисленных разделов.

Сновидения. Описание, передача смысла, развитие снов, возможные ассоциативные связи (запись следует делать сразу после пробуждения).

Образы. Визуализация и любой другой тип сенсорного восприятия. Регистрация информации об образах, появляющихся либо спонтанно, либо в процессе использования определенных методик. Может передаваться в словесной форме и (или) в виде рисунков. Определенную пользу приносит описание чувств и ассоциаций, навеянных образом, а также его характеристика (форма, цвет и т. д.), значение и, если возможно, интерпретация.

Игра воображения. Различные ситуации, истории, мечты и т. д., которые могли послужить основой для работы вашего воображения. Здесь лучше всего ограничиться записью тех воображаемых сцен или картин, которые несут в себе заряд творческого потенциала.

Схемы. Графическое отображение теоретических построений (возможно, что у вас возникнет желание включить их в раздел «Размышления над идеями»). Это поможет вам зримо выразить ваши мысли, а также глубже понять их суть.

Медитация. Описание различных апробированных вами методик, тем медитации и полученных результатов. Отметьте степень проникновения в суть вещей и глубину их интуитивного понимания.

Проблемы «Я». Описание чувства тождественности самому себе, ответы на вопросы типа: «Что есть я?», опыт воспоминания о своем прошлом, методики медитации на тему о сущности бытия.

Воля. Описание различных уровней проявления воли, оценка ваших сильных и слабых сторон. Отмечайте случаи и обстоятельства, когда вы сознательно использовали свою волю. Запишите результаты упражнений по развитию воли.

Методика развития. Пережитый опыт, который не может быть включен ни в один из указанных разделов. Наиболее полно отразите обстоятельства, когда используемые методики либо помогли вам, либо оказались абсолютно бесполезны. Выскажите свое мнение о причинах, приведших к успеху или неудаче в каждом конкретном случае.

Наиболее яркие переживания. Описание всех случаев, когда ощущение радости, любви, покоя, пробуждения личности и роста было наиболее глубоким и сильным. Укажите обстоятельства, при которых имели место эти переживания, и их последствия.

Причины раздражения. Ваши личные слабости, о которых вы знаете и которые хотели бы преодолеть. Особое внимание следует уделить методам, помогающим вам в достижении цели. Отмечайте все сильные отрицательные реакции, испытываемые по отношению к другим людям. Это может указать на неосознанные вами проблемы или способные возникнуть в будущем трудности, касающиеся вашего «Я».

Цитаты. Выписывание цитат, имеющих для вас важное значение, с которыми вы сталкиваетесь во время чтения.

Ведущие перспективы. Прослеживание процесса вашего развития во времени, установление связи между прошлым, настоящим и будущим. В данном разделе можно указать основные вехи (мосты, соединяющие то место, где вы были, с тем, где вы находитесь сейчас или надеетесь оказаться в будущем), а также точки пересечения пройденных и не пройденных вами дорог и воспоминания.

Упражнение 5

Это упражнение позволяет ответить на вопрос: «Что есть я?» Оно составлено таким образом, чтобы помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное «Я». Упражнение основано на допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы неспособны осознать до конца. В любом случае, где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации - наше подлинное «Я», сокровенная сущность нашего существа.

Упражнение, заключающееся в ответе на вопрос: «Что есть я?», легко и ненавязчиво подводит нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности, тождественности самому себе.

Техника выполнения:

1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и вас никто не побеспокоит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок: «Что есть я?». Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос;

2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос: «Что есть я?», и понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение;

3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: «Что есть я?» Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам следует сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите на бумаге пережитое вами. Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. Его действие усиливается при повторных занятиях.

Упражнение 6

Вечерний обзор событий - одно из эффективных средств снятия напряжения. Его лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием постарайтесь восстановить все события, прокручивая их, как фильм. Однако начните с конца, то есть именно с того момента, когда вы решили немного поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздно вечером, затем после обеда, в полдень и т. д. Дойдите до утра и вашего пробуждения.

Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано (см. ниже), тогда оно позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте «Я», на отдельной модели, которую бы вы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем процессе. Наиболее важным фактором является тот настрой, с которым вы выполняете упражнение. «Просматривая» прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного события, к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения - беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не повторное переживание всех событий.

Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления в психологическом дневнике. Перечитав написанное по прошествии какого-то периода времени, вы можете уловить что-то новое, незамеченное ранее.

Анализ подличностей. Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр произошедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас подличностей.

Подличности - это множество разнообразных личностей или психологических формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие личности общеизвестны. Это ребенок, родитель, взрослый, представитель конкретной профессии, философ, мещанин и т. д.

Перед первым занятием необходим период интроспекции, позволяющий выявить те подличности (возможно, две или три), которые, по вашему мнению, играют важную или активную роль в данный период жизни. Если вы ведете психологический дневник, то перечитывание записей может оказать вам некоторую помощь.

Анализ различных аспектов. Данное упражнение - модификация вечернего обзора событий. Оно заключается в просмотре произошедшего с точки зрения вашего тела, чувств и разума.

Возможно, вам захочется рассмотреть следующие моменты:

1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть времени?

2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах, имевших место в течение дня? Какова была активность каждого из них?

3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?

4. Отмечались ли какие-либо конфликты между ними?

5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?

Вы можете обдумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или, если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания. Перечисленные выше пункты ставят своей целью указать вам на возможные перспективы. Вы можете проанализировать некоторые из них, исключив остальные. Однако это не относится к пункту 1, который является фундаментальным. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить на него более 15 минут.

Во время вечернего обзора событий вы можете также попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Какие подличности доминировали в разное время дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) заставляли их проявляться или, наоборот, исчезать? Вступали ли они в конфликт между собой?

2. Какими ценными качествами или недостатками обладала каждая личность? Как каждая из них помогала или мешала вам?

3. Чего хотела каждая подличность? На что стала похожа бы ваша жизнь, если бы какая-то из них полностью одержала верх?

4. Не противились ли подличности тому, что вы хотели сделать? Какое участие приняли вы в их гармонизации и управлении ими?

Анализ этих моментов также может быть проведен во время вечернего обзора событий или, если вы испытываете какие-то затруднения, в момент его окончания. Цель ответов на вышеуказанные вопросы - определение возможных перспектив. Главная задача упражнения - хорошо познакомиться с заключенными в вас подличностями. В самом начале не следует усложнять упражнение и не отводить на него более 15 минут.

Упражнение 7

На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше «Я». Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя не отождествляем.

Фундаментальный опыт самосознания (открытие «Я») уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно самосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное. Оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать, - не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.

Говоря более точно, привычным состоянием для большинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которые мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы.

Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность с работой тела.

Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их «Я», тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют сообразно ей в качестве «матери», «мужа», «жены», «курсанта», «студента», «бизнесмена», «преподавателя» и т. д.

Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворить человека, однако оно имеет серьезные последствия. Оно мешает осознать истинное «Я», себя во всей полноте; то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше «обычное» выражение себя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Осознанное или неосознанное понимание, что мы не имеем доступа к большей половине того, что заключено внутри нас, может повлечь за собой разочарование и болезненные ощущения неадекватности и страха.

Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно заканчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это часто случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с новыми обязанностями.

Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую «смерть». Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал. Единственным решением проблемы является повторное «рождение», то есть новый и более широкий подход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный опыт и реализация.

Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием «разотождествление» и «отождествление», а вернее «самоотождествления». Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта личности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психосинтезе.

Они служат средством, помогающим осознать свое «Я» и развить способность последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать их.

Первый этап, состоящий из упражнения «разотождествление» (в том виде, как оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано ниже.

Техника выполнения. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным «Я». Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты приведенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном положении: «У меня есть тело, однако я не есть это тело». Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие - в гнев, радость - в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное «Я» остаются неизменными. «Я» всегда «Я». Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они - это не я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум - ценный опыт познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим «Я». С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

Теперь начинается этап отождествления. Повторите медленно и вдумчиво:

4. После отделения своего «Я» от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я - центр абсолютного самосознания. Я - центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.

Сосредоточивайте внимание на ведущем положении: «Я - центр абсолютного самосознания и воли». Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении ею можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям удастся сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

а) У меня есть тело, но я не есть мое тело. Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции;

б) У меня есть разум, но я не есть мой разум.

В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:

5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что даст мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию. (Пауза.)

Я признаю и подтверждаю то, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало душу в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление.

После того, как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии со средоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное «Я» от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, неустраивающей роли и т. д., и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного «Я».

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения какихто других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материальных ценностей, или от ролей, играемых нами в повседневной жизни.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами:

а) я испытываю какие-то желания, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наоборот. Таким образом, мои желания - это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания (лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмоциональным и ментальным этапами; описанными выше);

б) я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни самые разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я - это не мои роли. Я тождественен самому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля.

Данное упражнение можно успешно и эффективно использовать при работе с группой. Проводящий занятия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов.

Примечание. Широко используются еще два варианта фразы: «У меня есть…, но я не есть…». Они звучат следующим образом:

1. У меня есть…, а я не есть…;

2. У меня есть…, а я есть нечто большее, чем….

Упражнение 8

Самоотождествление. Данная методика была разработана в целях определения положения внутреннего «Я» относительно высшего, Божественного «Я». В ее основе лежат определенные концепции, которые могут помочь в осуществлении контакта между этими «Я». Однако они также могут и препятствовать ему. Здесь нет гарантий. Задача упражнения - сориентировать ваше сознание в нужном направлении и дать возможность почувствовать характер этого контакта. Испытываемые ощущения всегда строго индивидуальны и имеют некоторую мистическую окраску.

Наиболее положительный результат достигается при постоянной и длительной тренировке. Она способствует неуклонному усилению связи с «Я» и росту осознания своей тождественности беспредельности бытия.

1. В качестве подготовительного этапа используется упражнение 7, которое следует выполнять в течение ряда дней, выбрав любую, наиболее подходящую его форму.

2. Научившись достигать состояния стороннего наблюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокусируйте на нем все свое внимание, то есть постарайтесь «пронаблюдать» сам процесс наблюдения и понять его суть.

3. Представьте себе какой-то период времени, например один час. Постепенно увеличивайте его до одного дня, недели, месяца, десяти, сотни и тысячи лет и т. д. Выбор временного интервала и его последующее увеличение абсолютно произвольны. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

4. Затем представьте себе сферическое пространство диаметром около 30-ти сантиметров. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, нескольких десятков и тысяч километров и т. д. Выбор пространства и его последующее увеличение также абсолютно произвольны. Пусть все идет так, как это складывается естественно в вашей голове. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

5. Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечности. Зафиксируйте внимание на чувстве, которое возникает при этом, и запомните его.

6. Сосредоточьтесь на дыхании, затем мыслях, чувствах, физическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение. Затем попытайтесь быстро и на короткий срок вызвать ощущение того, что вечность и бесконечность где-то «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушиваясь к ритму дыхания, после чего откройте глаза и подключитесь к окружающему вас миру через органы чувств.

Определенную пользу может принести запись ваших впечатлений и ощущений, возникших в процессе тренировки. Время от времени просматривайте их в целях осуществления контроля за овладением методикой самоотождествления, которая не может не стать источником наслаждения.

Упражнение 9

Внутренний диалог. Внутри каждого из нас заключен источник знания и мудрости, благодаря которому известно, кто мы такие, где пребывали и куда идем. Он как бы настроен на стоящие перед нами цели и способен точно предугадать те шаги, которые следует предпринять для воплощения. Вступая в контакт с этим источником, мы можем глубже осознать трудности на пути его развития. С его помощью мы получаем возможность направить весь наш разум и волю на разрешение стоящих проблем. Правильное использование этого источника способствует достижению целостности в повседневной жизни и объединению личностных и трансперсональных параметров, присущих нашей жизни внутри одной реальности.

Источник внутреннего руководства ассоциируется с целым рядом образов. Наиболее распространенные из них - это солнце, алмаз, звезда или луч света, ангел, орел, голубь, феникс, Христос или Будда. В разных обстоятельствах рождаются различные образы. Однако наиболее часто этот источник ассоциируется с образом мудрого и полного любви пожилого человека (мужчины или женщины). Это два самостоятельных архетипа, имеющих как сходство, так и вполне определенные различия. Следует осуществлять контакт с каждым из них. Это поможет лучше узнать их и составить четкое представление о том, к кому из них лучше обратиться в том или ином случае. Обычно старец подбадривает, стимулирует и вдохновляет, тогда как женщина, напротив, успокаивает, воспитывает и подхваливает нас.

Техника выполнения. Данное упражнение способствует установлению связи с внутренним источником мудрости. Самый простой способ заключается в следующем: закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз, представьте себе лицо мудрого старца (пожилой женщины), чей взгляд полон любви. Если вы испытываете трудности в воссоздании этого образа, то сначала представьте себе пламя свечи, горящее ровно и спокойно, а затем в центре его постарайтесь увидеть лицо.

Вступите в разговор со старцем (женщиной), используйте его присутствие (избрав для этого наиболее подходящий способ), чтобы с его помощью разобраться в происходящем, получить ответ на интересующие вас вопросы. Этот диалог может проходить как на вербальном, так и невербальном (визуальном) уровне. Затратьте на него необходимое количество времени. По его окончании опишите все, что происходило, в своем дневнике, по возможности давая оценку всем ощущениям и представлениям.

После определенного периода тренировки необходимость создания образа может отпасть совсем, поскольку появляется возможность осуществлять контакт в другой форме. Это может быть внутренний голос (здесь уместно вспомнить Сократа). Информация может также приходить в виде прямого знания того, как следует вести себя в той или иной ситуации. С течением времени контакт с внутренним гидом может стать настолько прочным, что его любовь и мудрость будут играть все большую роль в вашей жизни.

Работа с данным упражнением требует подключения двух процессов, протекающих на ментальном уровне: установления различия и интерпретации происходящего. Мы должны уметь видеть разницу между теми образами, которые подлинны и несут информацию, и химерами. Например, иногда может появляться образ критически настроенного и авторитарного человека, который не испытывает к вам искренней любви. Это может быть одна из ваших подличностей или знакомый человек, которые проецируются в надсознание. Таким образом, вам следует установить разницу, узнать, кто предстал перед вами, и сорвать с него маску. Кроме того, вы иногда можете услышать то, что хотели бы слушать, а не подлинное сообщение.

Во-вторых, полученная информация не всегда имеет четкий и ясный смысл и нуждается в правильной интерпретации. Ярким примером может служить повеление Бога, данное святому Франциску: «Иди и возведи церковь заново». Сначала Франциск подумал о том, что Господь приказал ему заново отстроить небольшую разрушенную церковь Сан Дамиано. Лишь позднее ему открылся истинный смысл возрождение всей католической церкви.

Наконец, следует помнить, что при всей важности подобного контакта не следует злоупотреблять им. Сначала необходимо как можно глубже понять проблему, стоящую перед вами, и лишь если вы действительно не можете найти пути ее разрешения, обратиться за помощью к гиду.

Только с учетом всего вышесказанного, метод внутреннего диалога может стать эффективным и мощным средством продвижения на пути развития личности к духовности с помощью психосинтеза.

Упражнение 10

Пробуждение и развитие желаемых качеств. Цель настоящего упражнения создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия. Однако упражнение можно легко видоизменить и направить на формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оптимизм и т. д. Очень важно, чтобы выбор качества и решение о необходимости его формирования обусловливались не категорией долженствования, а свободным волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

Техника выполнения:

1. Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества? Записывайте все ощущения, идеи или образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психологический дневник;

2. Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике;

3. Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его;

4. Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии;

5. Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним;

6. Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя. Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью. Представьте себе, а главное, попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения);

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

Из книги Когда поверишь, тогда увидишь автора Дайер Уэйн

Вы не можете владеть ничем! Изобилие - не то, что мы приобретаем. Это нечто, на что мы настраиваемся. Эта мысль - важнейшая на пути к тому, чтобы принцип изобилия заработал в нашей жизни. Имейте в виду, что во Вселенной запасы энергии бесконечны и что всё, включая саму вашу

Из книги Уроки обольщения автора Незовибатько Игорь

Урок 8 ИСКУССТВО ВЛАДЕТЬ СОБОЙ Как делать эмоции?Можем ли мы управлять своими эмоциями? Не можем, а должны. Хотя существует расхожее мнение, что эмоции - это та сфера, где человек менее всего может собой управлять. Фразы типа: «На меня нахлынуло…», «Меня охватило…», «Меня

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Владеть своим вниманием Способность мудрого руководителя решать сложные, конфликтные ситуации и общаться с людьми, имеющими выраженные агрессивные и хаотические тенденции, объясняется его умением владеть своим вниманием и тем, что он «прочно стоит на земле». Человек,

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Научиться концентрироваться Когда мы говорим об «искусстве» концентрации, то имеем в виду те ситуации, когда мы сознательно сосредоточиваемся на какой-либо деятельности, делая это легко и не прикладывая особых усилий. Ежедневно нам приходится решать проблемы,

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я. думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Из книги Стервология. Технологии счастья и успеха в карьере и любви автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится – А я думал, ты чучело, – сказал Ринсвилд. – На себя посмотри, волшебник. Терри Пратчетт Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и

Из книги Высшая школа стервы. Управление любовью и карьерой. Пошаговая технология автора Шацкая Евгения

Как научиться управлять собой и когда это пригодится - А я думал, ты чучело, - cказал Ринсвилд. - На себя посмотри, волшебник. Сколько бы мне ни твердили о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов, я в это не верю. Я встречаю только эгоистов и супер-эгоистов. Может,

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Научиться ответственности Если мы хотим стать более сдержанным обществом, которое соблюдает общие правила, нам следует больше заниматься обучением детей. Во времена Фрейда воспитание морально здоровых детей сводилось главным образом к тому, чтобы помочь им преодолеть

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Дай мне возможность научиться У восьмимесячной Хенни сейчас одно на уме – стоять. Она только-только научилась подниматься, опираясь на что-нибудь и крепко держась за какой-нибудь предмет. Вершина счастья для нее сейчас заниматься именно этим – стоять. Полуторагодовалый

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Вы не можете владеть ничем! Изобилие – не то, что мы приобретаем. Это нечто, на что мы настраиваемся. Эта мысль – важнейшая на пути к тому, чтобы принцип изобилия заработал в нашей жизни. Имейте в виду, что во Вселенной запасы энергии бесконечны и что всё, включая саму вашу

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

В настоящее время не такой уж редкостью считаются личности с разными психологическими проблемами, чему есть множество причин. Когда нервы у человека что называется расшатаны, важно помочь ему справиться с подобным негативным состоянием. В свете этого рассмотрю – тему «Невротик - как тип личности, как перестать быть им»?

Кто такой невротик ?

От невроза можно избавиться на его любой стадии, главное – желание, не следует считать это состояние психическим заболеванием. Иногда такой процесс является достаточно затяжным. Невротик – это такой индивид, который отличается от остальных постоянной тревожностью, у него отмечается эмоциональная неустойчивость, а также присутствует низкая самооценка.

На сегодняшний день тип личности – невротик считается самым распространенным. И тому есть несколько причин. Внутренний кризис, когда человек пережил потерю близкого, войну или иное ошеломляющее событие, это может спровоцировать некоторый сбой в нервной системе.

Кроме того, причиной такого состояния может послужить стрессовая ситуация и разные психотравмирующие факторы, например, увольнение с работы, несчастная любовь. Помимо этого к неврозу могут привести гормональные перестройки, характерные для периода менопаузы или же для периода так называемого полового созревания.

Признаки невротика ?

На психологические проблемы могут указывать следующие симптомы: наличие фобий; постоянное ожидание каких-либо неудач; человек никогда не достигает желаемого; проецирование своих проблем на других людей; раздражение от посторонних звуков; постоянное стремление впадать в крайности; в рассуждениях присутствует наивность и глупость; сексуальные расстройства; бессонница и усталость; так называемые скачки давления; паническая забота о здоровье.

Как себя вести с невротиком и как ему помочь ?

В любое время можно встретить человека с нервным расстройством, соответственно, важно знать, как же с ним общаться? В первую очередь не следует его переубеждать и говорить о его проблемах, так как такой подход не принесет должного эффекта. Уговоры на такого человека не воздействуют, действовать с ним следует быстро, а также поступать против его воли.

Чтобы в кратчайшие сроки достичь положительного эффекта в лечебных мероприятиях, важно оказать пациенту специализированную помощь, в этой ситуации может помочь консультация квалифицированного психолога, который применит необходимые техники и манипуляции, чтобы нормализовать так называемый нервный фон больного. Кроме того, специалист устранит причину, которая спровоцировала невроз.

Кроме того, пациенту важно нормализовать условия жизни. Важно устранить имеющиеся симптомы невроза, что поможет более адекватно воспринимать окружающий мир. Необходимо активизировать личность человека, чтобы он смог вернуться в социум и начал правильно реагировать на жизненные ситуации.

Иногда невротик может сталкиваться с так называемым раздвоением личности, соответственно, важно осознать причину и избавиться от так называемых невидимых оков, мешающих полноценно развиваться и нормально жить.

Как не воспитать невротика ?

Не следует акцентировать внимание на достижениях или на провалах. Нельзя высмеивать ребенка. Следует объяснять и аргументировать свои решения, отвечая на вопросы. Невротический характер может быть заложен родителями, если говорить, что все люди плохие и не стоит ожидать от них каких-то хороших поступков.

Как же перестать быть невротиком ?

Невротику важно научиться снимать напряжение, необходимо слышать свой организм, освободиться от так называемых подсознательных страхов, разных комплексов и стереотипов. Можно перестроить невротический тип личности, применяя некоторые упражнения для расслабления.

Важно научиться концентрировать внимание на самом себе. Для этого нужно встать спиной к стене на расстоянии сантиметров пятнадцать и расслабиться, после чего рекомендуется сосредоточиться на собственном состоянии, затем человек закрывает глаза и начните аккуратно наклоняться к стене, то есть падать назад.

Поможет снять нервное напряжение монотонное раскачивание тела, этот метод часто работает на так называемом инстинктивном уровне. Тут важно найти свой собственный ритм. Кроме того, важно завести психологический дневник, где человек будет отражать свои ощущения, которые происходят в его внутреннем мире. Необходимо осознать собственное «я», а также понимать взаимосвязи и ценности. Кроме того, будет не лишним проводить внутренний диалог с самим собой.

Чтобы помочь невротику справиться со своим состоянием, ему рекомендуется прочитать специальную литературу, где содержится полезная информация о нормализации так называемого нервного фона. Среди таких книг можно отметить А. Курпатов «С неврозом по жизни», в ней автор рассказывает в основном как человек сам разрушающе влияет на свою жизнь. Соответственно, разобравшись в проблемах, изменить ее будет намного проще.

Следующая книга К. Хорни «Невроз и рост личности», где доступным языком описывается тип личности и внутренний мир невротика, а также есть информация о лечении подобного расстройства. Кроме того, можно почитать Зигмунда Фрейда, его труд «Семейный роман невротиков», где собрано несколько выдающихся работ психиатра, ставших классикой психоанализа.