Как перестать осуждать людей советы психолога. О проповеди: когда вам что-то нравится в сознании Кришны, надо этим делиться. Работа надо собой

Каюсь, иногда бывает очень приятно обсудить с мужем друзей и придти к выводу, что они явно живут неправильно. Но печально будет, если все наши разговоры с мужем сведутся к обсуждению друзей и знакомых.

Конечно, обсуждения, сплетни и осуждение окружающих не приветствуются и считаются некрасивым занятием. Но я не знаю никого, кто не страдал от этой вредной привычки. К сожалению, субъективность – это человеческая природа.

Но одна моя знакомая слишком увлечена этим «хобби», поэтому с ней стало невозможно общаться. Она живет чужой жизнью. А ведь в мире так много различных культур и религий – не удивительно, что люди отличаются друг от друга. Гораздо проще осудить их и поднять таким образом собственную самооценку. Известный теолог Дитрих Бонхеффер сказал: «…осуждая других, мы слепы к собственным несчастьям и благодати».

Лучше обратить пристальное внимание на собственные неудачи и промахи: работа с ними будет гораздо более продуктивна для вас. Поэтому, психологи разработали несколько правил, которые помогут вам покончить с этой вредной привычкой.

1. Анализируйте.

Первое, что вы должны сделать – это понять природу этих мыслей. Ведь все начинается именно с мысли. И, если вы слишком увлечетесь, вы можете потерять уважение своих друзей и близких. Попробуйте осознать, что все - несовершенны. Хотя все люди живут на одной планете, дышат одним воздухом и имеют одинаковое строение тела – все мы разные! Главное отличие – это внутренний мир, который человек создает самостоятельно. Если вы это осознаете, то сможете избавиться от привычки осуждать других.

2. Больше самокритики.

Есть ли у нас право судить других людей? Разве мы действительно знаем «как правильно»? Я думаю, что это не так. Если вы заметили за собой привычку к осуждению, то нужно задать себе вопрос – «Почему?». Почему вам необходимо осуждать других?


3. Простите их.

Я по себе знаю, как сложно избавиться от этой привычки. Но попробуйте заменить осуждение прощением. Люди, склонные к критике, часто просто обижаются на тех, кого осуждают. Для начала вам стоит простить себя – ведь осуждая других, мы просто переносим на них свое внутреннее чувство гнева и обиды. Со временем, это поможет вам выстроить уважительные отношения с собой и другими людьми.

4. Попробуйте влезть в чужую шкуру.

У каждого человека свой жизненный путь. И очень легко осуждать, находясь на своем месте. Скорее всего, вы понятия не имеете - о чем говорите. Попробуйте представить себе обстоятельства, в которых действует тот, кого вы критикуете. Может, тут нужна рука помощи, а не критика?


5. Поставьте цель.

Поставьте перед собой цель – сломать привычку к осуждению. Поверьте – вы достаточно сильны духом для этого. Займитесь более полезным делом, тогда вы будете слишком заняты для того, чтобы думать о других людях. У вас просто не будет времени на негативные мысли – новые обязанности и интересы вытеснят их из вашей головы.

6. Выясняйте факты.

К сожалению, критиковать проще всего, когда не владеешь полной информацией. Если вы не хотите выглядеть обычной сплетницей, то постарайтесь воздержаться от обсуждений, пока не будете владеть полной информацией. Может, выяснив все факты, вы решите помочь человеку и не будете осуждать его.


7. Сострадайте.

Многие ошибочно считают, что сострадание – это признак слабости, но ведь это не так. Сострадая, вы автоматически ищите способы помочь человеку. Это лекарство, которое поможет вам перестать критиковать и осуждать других людей. Сострадание сделает вам мудрым, благородным и прекрасным человеком.

Как у всех, у меня была проблема с тем, что очень много времени я тратила, обсуждая и осуждая других людей. Видя, что это становится нездоровой привычкой, я начала работать над собой и избавилась от тяжелой судейской ноши.

А вы когда-нибудь боролись с этой привычкой? Смогли ли вы от нее избавиться?

Если вы уже читали мою статью о том, как хорошо и даже полезно не критиковать окружающих, предлагаю вам публикацию, являющуюся своего рода продолжением темы критики. Данная заметка посвящена сплетням, их причинам и последствиям.

Тот, кто когда-нибудь задумывался, почему люди сплетничают, наверняка, приходил к выводу, что главная причина сплетен – скучная, неразнообразная собственная жизнь, в которой изо дня в день ничего особенного не происходит. Если человек живет высокоэффективно, умеет качественно работать и полноценно отдыхать, на сплетни у него просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.

Согласно словарю Ожегова, под сплетнями понимают слухи о ком-то или о чем-то, основанные на заведомо неверных, неточных и непроверенных сведениях. Исходя из представленной трактовки, очень напрашивается вывод, что сплетни (во многих, но, кстати, не во всех случаях) – результат такого негативного явления как зависть. Если человек завидует окружающим, чувствует, что уступает в чем-то другим людям, он имеет большие шансы начать сплетничать.

Случается, что люди распространяют неправдивую информацию о других, не имея умысла навредить тем, кого обсуждают. Такие ситуации зачастую возникают, когда при встрече двух знакомых одному совсем нечего о себе рассказать. В итоге, чтобы не показаться скучным и не столкнуться с неловким молчанием, собеседник начинает обсуждать других, предлагая для обсуждения не только ту информацию, которую знает точно, но и додуманные «факты».

Говоря о том, какие еще бывают причины сплетен, нельзя не сказать о банальном недопонимании. Бывает, человек просто не смог разобраться в ситуации, не верно трактовал происходящие события и, совершенно не желая никому зла, распространил неправдивые сведения о других.

Как перестать сплетничать

Если вы решили перестать сплетничать, первое, с чего нужно начать, – сделать свою жизнь ярче, разнообразнее и насыщеннее на события. Когда человек занят делом, постоянно находится в движении к своим целям, ему станет жалко тратить время на сплетни о других. Кроме того, активная жизненная позиция обязательно выдвинет вас на первые роли в ключевых сферах вашей жизни, а, значит, самоутверждаться наговариванием на других больше не будет необходимости.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА

Формировать хорошие привычки, связанные с прекращением сплетничать, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Все, что от вас потребуется, – сосредоточиться на своих делах и занятиях, позабыв в хорошем смысле этого слова о других людях, их заботах и проблемах.

Как уже говорилось в одной из моих статей, отличный вариант избавления от обсуждений окружающих – ношение браслета, который каждый раз при «ненужных» разговорах перевешивается на разные руки. Данное действие продемонстрирует вам, часто ли вы сплетничаете или критикуете окружающих, обязательно поможет свести к минимуму или вовсе устранить «сомнительные» беседы.

Что будет, если не сплетничать

Принимая решение не сплетничать, каждый из нас приносит себе очень хорошую пользу. Во-первых, у несплетничающего человека высвобождается уйма свободного времени, которое он может потратить на себя, свои дела и заботы. Во-вторых, вы перестаете притягивать к себе ложь, обман, бессилие, что непременно положительно отразится в самом ближайшем будущем на качестве вашей жизни. В-третьих, избегающий сплетен человек всегда будет выглядеть в глазах окружающих более волевым, самостоятельным, порядочным, что, в свою очередь, также еще больше расположит к вам окружающих и откроет перед вами новые возможности.

Если вы решили, что сплетни не для вас, очень важно четко представлять себе, как не сплетничать.

Критическое мышление, несомненно, является преимуществом, но вот наше постоянное оценивание себя - размышления о том, кто мы, как мы вписываемся в общество, как мы выглядим в сравнении с другими - это один из наиболее пагубных аспектов современной жизни.

Мы находимся в плену у одних и тех же повторяющихся мыслей, напоминающих, что нам не хватает уверенности в себе, нас несправедливо обидели или забыли - или, наоборот, о том, какие мы умные, красивые и интересные. На самом деле мы соединяем в себе и те, и другие черты, а из-за такого ограниченного видения себя возникают нереалистичные ожидания, приводящие только к разочарованиям. И это отражается на нашем поведении.

Склонность слишком много думать о себе вкупе с постоянным желанием сравнивать себя с другими только увеличивает ощущение, что мы несчастливы. Неудивительно, что количество людей с депрессией и другими психическими заболеваниями только растёт.

Очень часто наше поведение определяется не действительным положением дел, а нашим представлением о нём.

Не стоит уделять слишком много внимания таким мыслям. Во-первых, они, скорее всего, не верны. Едва ли нас можно назвать объективным судьёй самому себе. Обычно мы преувеличиваем и свои достоинства, и свои недостатки. Во-вторых, верная или нет, такая всё равно бесполезна, она только заставляет нас чувствовать себя хуже.

Измените своё отношение к собственным мыслям

Старайтесь замечать, если вы портите свой день, какой-то счастливый момент или отношения с кем-то паническими мыслями или критикой. Поймите, что часто сама негативная мысль, а не произошедшее событие заставляет нас чувствовать себя плохо.

Как же научиться отстраняться от таких ?

1. Оставляйте себе напоминания

Приклейте листочки с напоминаниями на монитор (например, с надписью «Ты опять думаешь…») или поставьте мотивирующую заставку на телефон. Также хорошим напоминанием может стать браслет, который вы постоянно будете носить, или даже неброская татуировка.

2. Следите за своими мыслями

Попробуйте приучить себя подмечать, например, три первые мысли, которые приходят вам в голову сразу после пробуждения. О чём вы обычно думаете: о чём-то практичном и будничном или же сразу начинаете критиковать и осуждать?

Можете представить мысли как движущийся поток машин, которые проезжают мимо вас. Тогда какая-то повторяющаяся негативная мысль - это большой загрязняющий окружающую среду внедорожник, который некоторое время постоял рядом с вами, а потом уехал - и никак на вас не повлиял.

Ещё мысли можно представить как шумный поток, затягивающий вас вглубь. Каждый раз, когда вы погружаетесь, старайтесь замечать это и выныривать. Повторяйте это раз за разом, пока у вас не войдёт в привычку просто отмечать появление новой мысли, а не фиксироваться на ней.

3. Используйте специальные приложения

Есть множество приложений, которые учат находиться в настоящем моменте и просто наблюдать за своими мыслями, не оценивая их.

4. Примите действительность

  • Вместо того чтобы обижаться и злиться из-за того, чего у вас нет, тому, что у вас есть.
  • Вместо того чтобы беспокоиться из-за того, что вы не можете контролировать (мнения о вас других людей, например), сосредоточьтесь на том, что вы можете изменить, а остальное отпустите.
  • Вместо того чтобы осуждать себя и окружающих, принимайте и себя, и других как есть.
  • Вместо того чтобы портить себе жизнь, представляя, как всё «должно быть», примите тот факт, что не всё всегда будет идти так, как вам хочется.

И помните, вы - гораздо большее, чем ваше представление о себе.

Перестать осуждать и критиковать, смотреть отстраненно и доброжелательно на других, на ситуации и на себя... Задание редакции показалось мне вполне достижимым, и я договорилась о встрече с когнитивным психологом Татьяной Юдеевой.

У меня тоже есть свое мнение обо всем и обо всех. Но я долго и глубоко переживаю из-за того, как другие воспринимают и оценивают меня. Я же склонна судить о людях, быстро приклеивая им ярлыки. Не раз замечала: когда собеседник не может поддержать разговор на интересующую меня тему, не знает каких-то имен, не читал каких-то книг, у меня моментально появляется мысль: «Он глуповат. С ним не стоит больше иметь дела». «Можно ли понять это так, что иногда вы слишком быстро выносите оценки и эта преждевременность мешает разобраться в человеке и продолжить общение?» - спрашивает Татьяна Юдеева.

Мы склонны осуждать других, когда особенно уязвимы и сами нуждаемся в поддержке

Это так: я мгновенно реагирую на пробелы в знаниях окружающих, но, если собеседник не знает чего-то, чего не знаю и я, это кажется мне вполне естественным.

«Стоит взять на вооружение, что точки отсчета могут быть разными», - напоминает психолог. Да, это так: я вспомнила, как в школе одноклассница Люда спросила меня, кто такая Ахматова. Я объяснила, но потом долго считала ее дурочкой. Однажды нам поручили вместе сделать стенгазету, и выяснилось, что Люда прекрасно рисует, любит собак и вообще очень славная. В тот вечер, когда мы хохотали над собственными стихами и карикатурами, я словно увидела ее - раньше оценивала, а в этот момент именно увидела.

Поднять самооценку

Для чего нам вообще нужно оценивать окружающих людей, причем оценивать в основном негативно? Американский психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что таким образом мы ставим на пьедестал себя, повышаем свою самооценку.

Обесценивание окружающих похоже на упреждающий удар. Обычно мы поступаем так, когда особенно уязвимы, когда нам важно знать, что нас любят и принимают такими, какие мы есть. Мы и сплетничаем часто потому, что, осуждая других, как бы подтверждаем: мы не такие, и нас-то эти качества никак не касаются.

Я заметила: чем больше кого-то осуждаю, тем больше сомневаюсь в себе. Что ж, сплетничать - глупое, в сущности, занятие. «Можно предположить, что вы все чаще думаете: «Мне столько лет, много времени тратится впустую...» - интересуется Татьяна Юдеева.

Что я почувствую, если не буду сплетничать, сидя рядом с друзьями?

Да, я живу вторую половину жизни - не то чтобы времени осталось мало, но не хочется тратить его на то, что мне уже неинтересно. Поэтому разрушаются связи с друзьями, которым по-прежнему нравится обсуждать других. «Сейчас вы размышляете, чем теперь наполнить ваше общение?» - переспрашивает психолог.

«Мудрый вряд ли будет развлекаться пустыми разговорами, - неуверенно поясняю я. - Он размышляет о мире, о себе... »

Но психолог спрашивает: «А что, дураки не задумываются об этом? Похоже, давая оценку себе и друзьям, вы отталкиваетесь от определенных критериев. Стоит понять, как они возникли и почему вы поставили себе столь высокую планку. Вы не можете ей соответствовать и поэтому ощущаете постоянное недовольство собой. Спросите себя: а чего бы я хотела от жизни? Что я почувствую, если не буду сплетничать, сидя рядом с друзьями?»

Автоматические мысли

«Но если все кругом заслуживают негативной оценки, то мир становится неприятным местом, в котором и быть-то не особенно хочется», - размышляю я. «А если это так и есть?» - улыбается Татьяна Юдеева.

Ну нет, с этим я не соглашусь. «Нет, - отвечаю я. - Ужасен не мир сам по себе, а то, что в нем меня постоянно оценивают, воспринимают хуже, чем я есть. Я вижу это по интонации, по взглядам, по тому, что кому-то при встрече радуются, а мне нет».

В начале декабря мы ходили в кино с приятельницами и встретили Максима - я хорошо помню, как он заулыбался при виде Кати, как крепко обнял Оксану... И как повернулся в мою сторону и буркнул: «Привет!» Мне было обидно. Казалось, что сейчас они все вместе куда-то пойдут, но без меня. «Я отделена, я аутсайдер, - повторяет мои слова психолог. - Это ваша мысль. А что вы чувствуете?» - «Обиду». - «И что вы делаете?» - «Ухожу», - говорю я и понимаю, что всегда в таких случаях ухожу.

Вы непроизвольно выбираете один и тот же стиль мышления. Вам тяжело мыслить по-другому

Но в тот вечер никто никуда не пошел, все разошлись по разным выходам метро и разным улицам. «Ваш прогноз не подтвердился, никто вас лишней не посчитал», - резюмирует Татьяна Юдеева. «Но он был действительно ей рад, а мне нет», - спорю я.

«А кто сказал, что этот мужчина должен ко всем женщинам относиться одинаково? - ошарашивает меня психолог. - Почему он должен относиться к вам так же, как и к той девушке, которую он обнял? И вести себя с вами так же, как и с ней? И вообще дело не в том, как он себя повел, а в том, что вы ждали от этой встречи».

«Все меня должны обожать и всячески это демонстрировать?» - слегка обескураженно переспрашиваю я. «И если этого не происходит, то вы считаете себя лишней и удаляетесь, катапультируетесь, - откликается Татьяна Юдеева. - А теперь очень важный вопрос: почему в похожих ситуациях у вас возникают именно эти (одни и те же) мысли? Могли бы они быть другими?»

Увидеть ситуацию иначе

Мы перебираем варианты, и я понимаю, что вряд ли справилась бы с этим одна: мысли не желают течь в другую сторону.

«Прекрасно! - неожиданно радуется психолог. - Это как раз говорит о том, что вы непроизвольно выбираете один и тот же стиль мышления. Вам тяжело мыслить по-другому. А я могу вам вот что рассказать: если человек говорит «До свидания, я пошла» и быстро уходит, то другому бывает тяжело его просто окликнуть, позвать обратно. Может быть, ваши знакомые решили, что у вас есть какие-то дела. А у некоторых людей и спина бывает очень выразительной, отталкивающей. Они могли подумать: «Инна не хочет с нами идти, у нее свои тайны, она нас не очень любит...»

Дальше мы говорим о мыслях, которые мешают посмотреть на ситуацию шире. «У каждого из нас есть убеждения, касающиеся нас и других людей, - объясняет психолог. - Они не всегда сформулированы словами, но мы живем в соответствии с ними. У одного человека убеждение - «я умный», и он везде будет вести себя исходя из этого. У другого - «я дурак». Кто-то уверен: «Я хороший (заботливый, верный, веселый)». И в зависимости от этих представлений о себе у нас и появляются те или иные мысли».

Освободиться от автоматических мыслей можно, если научиться наблюдать за ними

Из этого круга мне сложно вырваться: неслучайно я так и не придумала других вариантов поведения в случае с Максимом. «А вы могли бы не уходить, а улыбнуться ему, подойти, приобнять или сказать: «Ну и меня обними, мне тоже хочется», - подсказывает психолог и дает мне домашнее задание. В следующий раз, когда я вновь почувствую, что я лишняя, не убегать, а попробовать вести себя по-другому.

Освободиться от автоматических мыслей можно, если научиться наблюдать за ними. Ведь мы, как это ни странно, не замечаем, что именно подумали в тот или иной момент, не видим закономерностей своего мышления, а в результате чувствуем тоску, постоянное напряжение и тревогу.

Поэтому так важно быть внимательным к себе в первый момент общения с незнакомым собеседником, первый день работы на новом месте: представьте, что вы открываете дверь, перед тем как войти в комнату и произнести: «Здравствуйте!» И «поймайте» ту мысль, которая в эту секунду возникнет у вас, - она может оказаться неожиданной.

«Попробуйте вести дневник, записывайте свои мысли, - подводит итог Татьяна Юдеева. - Мы же с детства тащим с собой набитый убеждениями чемодан, а такой дневник позволяет провести его ревизию и выбросить ненужное. И когда получается это сделать, мы достигаем цели - жить более осознанно, понимать, что с нами происходит, и в конечном счете быть другом самому себе».

«Неосуждение - ключ к любви»

Патрис Гурье, священник, психолог

От проникновенного предписания Евангелия («Не судите, да не судимы будете») до буддийских принципов («Вещи не плохие и не хорошие, они (просто) есть»), от Корана («Не очерняйте друг друга») и до Талмуда («Не суди своего ближнего, прежде чем займешь его место»), отказ от осуждения - жизненный принцип, провозглашенный большинством духовных традиций. Прежде всего потому, что он является предпосылкой социального мира: не судить - это значит соглашаться с отличием. А следовательно - жить в согласии с другим, преодолевая страх, выиграть в толерантности, признательности, в любви. Три основные общие духовные ценности отражены и в христианской традиции.

Psychologies: Евангелие изобилует призывами к неосуждению - как их понимать?

Патрис Гурье: Их надо воспринимать как необходимое следствие второй заповеди, «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Речь и о том, чтобы не судить другого, и о том, чтобы не осуждать самого себя. Осуждение всегда возникает из страха. Но невозможно одновременно жить в страхе и в любви, и весь смысл Благой вести содержится в этих словах: «Возлюбите друг друга». Неосуждение служит ключом к тому, чтобы научиться лучше любить других и самих себя.

Как удается этого достичь лично вам?

Я занимаюсь медитацией полноты осознания. Возвращаясь через свое тело и свои чувства в настоящее мгновение, мы переживаем чувство единства жизни. Психоаналитик Жак Лакан утверждал, что наш дух всегда витает между реальным, воображаемым и идеальным. Чаще всего мы поворачиваемся спиной к реальности, чтобы жить в мире идеальном и воображаемом. Возвращаясь в свое тело, мы возвращаемся к реальности, как мы ощущаем ее изнутри, расстаемся со стереотипами, априорными суждениями, страхом. В Евангелии Иисус говорит: «Не судите». Он приглашает нас к внутренней тишине, чтобы другие и Бог могли получить к нам доступ. Это и есть неосуждение.

Как научиться не осуждать других людей? Что такое «приобретённое предубеждение»? Наш ум подобен зеркалу. Вопрос веры. Почему нас клонит в сон при чтении Священных Писаний? Очарование Шрилы Шридхара Махараджа. Пример возвышенных грихастх. О проповеди: когда вам что-то нравится в сознании Кришны, надо этим делиться. Как католический священик покорил сердце Шридхара Махараджа? О принципах проповеди, которые завещал Сарасвати Тхакур. Почему Сарасвати Тхакур назвал Шридхара Махараджа «никудышным Ганешом»? Любой разговор о Кришне благоприятен. Сознание Кришны - это динанмичное живое явление. Кришна - сама олицетворенная Красота. Почему Гоура-лила обладает более высоким вкусом чем Кришна-лила?

Лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7

Длительность: 00:50:32 | качество: mp3 128kB/s 46 Mb | прослушано: 407 | скачано: 418 | избрано: 10

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

Как научиться не осуждать других людей?

00:00:00 Вопрос: Иногда у людей, знаете, есть предвзятое мнение, предубеждение, что-то, что тебе нравится или не нравится…Она хочет знать, как не быть предвзятой и не осуждать людей.
Госвами Махарадж: Да! Вы сейчас о моей маме говорите? [смеется]. Моя мама…это всегда очень досаждало моему брату. К примеру, он хотел отвезти её куда-нибудь и говорил: «Я думаю, тебе там понравится». А она отвечала: «О, мне такие вещи не по душе». И он восклицал: «Но ведь ты даже никогда этого не пробовала!»

Что такое «приобретённое предубеждение»?

00:00:56 Да, знаете… Гуру Махарадж, говоря об этом, использует выражение «приобретённое предубеждение». Приобретённое предубеждение. И он говорит обо всех нас. Мы все действуем на платформе приобретённых предубеждений. Так?

00:04:52 И в одном месте Бхактивинод Тхакур говорит. Он делает интересное наблюдение. Он говорит, что мы приобретаем предубеждения, не задумываясь, но когда приходит время избавиться от них, вот тогда мы должны серьёзно над ним поразмыслить . Каждый из нас должен многое обдумать.

00:05:35 Вы меня услышали? Я думаю да. То есть, «Я думаю, этот фильм будет неинтересным». [смеется]. На санскрите в Индии есть такое слово . И самскара переводится по-разному, но по сути, это означает, ментальное впечатление. Ментальный отпечаток. Как отпечатки в принтере, так? Итак, под словом самскара подразумевается то, что мы жили многие жизни, одно впечатление, другое впечатление, третье. И это затуманивает наше сознание. И когда мы силимся задаться вопросами: «Кто я?», «Какое место в мире я занимаю?», «Откуда я пришёл?», «Куда я двигаюсь?», всё это сначала проходит через облака приобретённых предубеждений или отпечатков.

Наш ум подобен зеркалу

00:07:40 И в первом стихе «Шикшаштаки», знаменитых восьми молитвах Махапрабху, в первой строке, Он говорит:

00:07:53 чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарвва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам

(Шикшаштакам 1)

00:08:13 В первой строке говорится, что ум подобен зеркалу. Здесь у нас есть зеркало, так? И вот говорится, что зеркало, такое же как это, если мы его не протираем, на нём один за другим образуется множество слоев пыли, пока оно не загрязнится настолько, что вы не сможете различить в нём своё отражение.

00:10:00 В самой изначальной гуру-мантре говорится,

00:10:08 ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣

00:10:15 Ученик предлагает поклоны в знак уважения гуру и говорит: «Мои глаза поражены катарактой». Вы знаете, что такое катаракта? Часто она бывает у пожилых людей, и они не могут нормально видеть. В этой шлоке ученик говорит: «Мои глаза, покрыты пелёной». Чего? Приобретённых предубеждений и предвзятого мнения. Далее в молитве он говорит: «Но ты, я обращаюсь к моему гуру, ты как хирург…» Вы слышали о лазерной хирургии? Так сейчас оперируют катаракту. И он говорит: «Когда луч света, света Писаний и слов гуру, учения гуру-варги снял пелену предубеждений с моих глаз, теперь я вижу всё, как есть».

00:11:39 И…возвращаясь к стиху из «Шикшаштаки», где ум сравнивается с зеркалом, на котором накопилось столько слоёв пыли, говорится «чето-дарпана». «Дарпана» значит зеркало. И «марджанам»…и «чето» значит сознание. То есть мы поём: «Зеркало твоего ума, твоего сознания, твоего видения будет очищено повторением Кришна-нама, под руководством гуру и вайшнавов.

Вопрос веры

00:12:17 Это вопрос веры. Говорят, что когда речь идёт о вере ученика в гуру или в , даётся один очень знаменитый пример. Пример о змее и верёвке. И говорят: «Если гуру называет змею верёвкой, ученик видит верёвку. Верёвку! То, чем связывают предметы…да, потому что она выглядит как змея. Если он говорит, что верёвка, это змея, тогда тебе нужно …видеть змею. А если там змея, а он говорит верёвка, ты должен видеть верёвку. Такой уровень веры.

00:13:57 Вдобавок к этому, скажем, что проще увидеть верёвку, как змею, но принять настоящую змею за верёвку и поверить в это, может быть гораздо сложнее [смеётся]. И это значит…есть известный стих об этом,

00:14:28 йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ш́́анте маха̄тманах̣

(«Ш́вета̄ш́вара Упанишада» 6.23)

00:14:38 Говорится, такая вера, которую ты питаешь к Богу, должна быть и в Гуру . Может даже больше. И такому человеку, который может верить так и предлагать себя с такой покорностью, . Говорится «пракашанте махатманах» - всё будет открыто ему. Итак,… (Что это, храп? Ладно…о, хорошо. Просто проверка, хорошо ли работают мои уши. Да [смеётся]).

Почему нас клонит в сон при чтении Священных Писаний?

00:15:45 И я хотел сказать об этом, знаете…один человек, я прямо так и скажу. Он пришёл к Гуру Махараджу и рассказал свою историю: «У меня долгое время была бессонница и я совсем не мог спать, Свамиджи, Таково моё состояние». И все вздохнули с сочувствием.

00:17:18 И мы говорим: «О, Нидра-деви…». Знаете, когда я был в Нью-Йоркском храме, там был один человек, у него было такое дело, следить за тем, чтобы никто не засыпал. Во время утренних классов, знаете, есть такие специальные спреи для опрыскивания цветов, «пш-пш-пш». И этот преданный, как полицейский патрулировал окружение, и если кто-то начинал засыпать, он тут же поворачивался и делал «пш-пш-пш» [изображает звук спрея], опрыскивал лицо. И тогда тот человек восклицал: «Да я же не спал!». Иногда он так опрыскивал тех, кто действительно спал, но однажды, когда я просто шёл мимо, он повернулся ко мне и … «пш-пш-пш». Я серьёзно [смеётся]. Добро пожаловать в Движение Харе Кришна! Ты тоже можешь стать его участником. [смеется].

00:18:24 Также, были некоторые, чьих имён я не буду называть, но кто…позже я расскажу о Гурудеве , но они…пожалуй, одного я назову, Джаядвайта Махарадж, всеми почитаемый Джаядвайта Махарадж, превосходный редактор книг Шрилы Прабхупады, всех его книг, Шрила Прабхупада на сто процентов доверял ему и его редакции. Но иногда на классе он начинал отходить ко сну и лектор окликал: «Джаядвайта, что это за шлока?». И тот отвечал,

00:19:08 даивӣ хй еш̣а̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те

(«Бхагавад-гита» 7.14)

Очарование Шрилы Шридхара Махараджа

00:19:18 Это очень впечатляло всех окружающих [смеётся]. А однажды Гурудев, мы знаем невероятно нежную природу Гурудева, и это правда, он олицетворял Любовь и Нежность, на самом деле до предельной степени, Он всегда поддерживал своих учеников и проходил вместе с ними через ад и тому подобное. Не подумайте, что это лесть, но когда Гурудев был моложе, Гуру Махарадж мог быть также очень нежным и любящим, очаровательным, но временами бывал очень строгим. Иногда говорят, он давал критическую оценку тому или иному событию, и однажды он сказал о себе: «Если бы я оказался на , я бы доставил много хлопот/внёс смятение/лишил всех покоя. Я бы стал причиной раздоров». Он сказал нечто превосходящее наше понимание. А однажды мы попытались сказать: «О, нет, Махарадж! Вы не такой….», на что он отвечал: «Нет-нет, я очень суровый критик!» Так он сказал.

00:20:55 Однажды, некие люди пришли к нему и пытались разузнать: «Мы…есть одно письмо в Аллахабад Гаудия Матхе, где говорится, что «вы – нарушитель порядка и создаёте конфликты». После того, как Гуру Махарадж в конце концов удостоверился в сказанном, он ответил: «Я принимаю вызов!». Он сказал: «Да! Когда что-то не так, я сразу говорю об этом, как есть. Поэтому я всегда один». И тогда мы хором возразили: «Но мы счастливы быть рядом с вами, Гуру Махарадж». [смеется]

00:21:45 Но также он мог быть очень суровым. Гурудев…одна из причин, почему Гурудев был таким терпеливым со всеми…единственная причина, он сказал однажды, не просто для того, чтобы показать своё ради приличия, но он сказал: «Гуру Махарадж так много от меня терпел, как же я могу в ответ не быть столь же терпеливым с другими?» Он показал нам очень красивый образ мышления, он говорит: «Я знаю, как много…» и он говорит так. Конечно, каждый может это по-своему истолковать, соответственно своим представлениям. Но он сказал так. «Гуру Махарадж просто беспредельно терпелив и нежен, и поэтому я тоже должен быть таким. Я чувствую, что должен так относиться к вам и ко всем вообще…»

00:22:38 Время от времени Гуру Махарадж мог быть немного жёстким с ним также. Потому что Гурудев был совсем ещё молод и иногда во время лекции Гуру Махараджа, он начинал дремать. И Гуру Махарадж, чувствуя, что говорит об очень важном, и мы полагаем, что это так и было. Не по какой-то другой причине, но потому что он чувствовал важность темы, а юноша просто дремал, он поступал также: «Гауренду!» Таким было тогда имя Гурудева. Как и в случае с Джаядвайтой, Гурудев сразу же находил стих и повторял его, либо высказывал его основную идею. И Гуру Махарадж отмечал: «О! Я думал, он спал, но он не упустил сути».

Пример возвышенных грихастх

00:23:43 Итак, однажды, Гуру Махарадж сопровождал на одну из программ, как иногда мы с Гурудевом посещали дом одного из его многочисленных друзей. Итак, Сарасвати Тхакур, здесь также есть такой момент…грихастхи Гаудиа Матха…мне довелось встретиться с некоторыми из них. Они, на самом деле, будто сошли со страниц комментариев к « ». Их дома были полноценными храмами с Божествами, четырьмя-пятью арати в день. Они питались только , т.е. в их доме проходила полная храмовая программа.

00:24:23 Грихастха-вайшнавы, иногда их ещё называют грихастха-брахмачари. Да, об этом я упоминал, когда Кришна Кшетра Прабху…как в Румынии иногда мы гостили у одного индийского профессора, который преподавал Хинди, и благодаря ему, у нас был контакт с его студентами, мы обучали «Бхагавад-гите», проводили занятия, и т.п. Мы иногда готовили в его доме, что приводило его в восторг. Его жена и семья вернулись в Индию, поэтому, когда мы приходили в гости, он был вне себя от радости. Мы вместе готовили обед, и он показал нам, как делать паратхи. Есть много рецептов, нужно как-нибудь показать Вишакхе, потому что есть ещё несколько разных способов, когда в итоге они приобретают форму бриллианта или пирамиды. Когда берёшь кружок теста, складываешь его пополам, есть ещё пара моментов, которые нужно сделать, чтобы получить такую форму.

00:25:20 Так или иначе, он вносил такой вклад…и он был очень счастлив общаться с нами, мы все носили шафран, как брахмачари, и он, похоже, перенял наш образ мышления, мы – брахмачари, он – грихастха, что-то вроде. И он хотел показать нам, что также знает что-то о брахмачарье. Знаете, «Может даже больше, чем вы, ребята!» И он говорил нам: «Знаете, моя жена живет в Индии и мы видимся раз в год…», и мы: «Да…», и затем он сказал: «У нас трое детей, но я никогда не видел её обнажённой».

00:26:09 И на этом моменте мы все удивились: «О, Баба…», как у вас это вышло? Я сейчас не пытаюсь вызвать все эти картины в вашем уме, но он так сказал: «У меня трое детей…» и я поверил его словам. Он сказал: «У меня трое детей, и я никогда не видел свою жену обнажённой», мы в ответ: «Можем ли мы в вашем присутствии носить шафран?». Он подразумевал также: «Я сделал это, понимаете… «Бхагавад-гита» снова, «дхармавируддхо…камо "сми» («Бхагавад-гита» 7.11) – и он не притворялся. Он не…как же это слово? Мой мозг плохо работает сегодня. Как мы пришли к этой теме? Грихастха и его дом…к чему я вёл эту тему? Ах да, Сарасвати Тхакур…по крайней мере я слежу за этим…

00:27:29 Джаявати, я даже не знаю, о чём собираюсь говорить [смеется]. Не всё заранее запланировано. Даже, несмотря на то, что время от времени я работаю над этим, но по большей части, я …[смеётся]. И в конце дня, когда я ложусь спать, я переживаю, когда думаю о тех, кого мог обидеть за день и я даю слово: «Завтра я буду лучше [смеётся], я проснусь и буду мягким, безобидным, по крайней мере, буду стараться».

00:28:24 И я слышал…кто-то к кому вы отнеслись неуважительно, если вы увидите хороший сон об этом человеке, это благоприятный знак. Потому если на подсознательном уровне вы не были грубы, значит это поверхностная незначительная проблема . Не спрашивайте, откуда я знаю это, я просто…иногда делюсь подобными вещами.

О проповеди: когда вам что-то нравится в сознании Кришны, надо этим делиться

00:28:48 Итак, я думаю, вам приятно будет услышать о том, как Гурудев, Гуру Махарадж, отправился на программу вместе со своим гуру. Я думаю это очень сладостно, Сарасвати Тхакур. Не большая группа преданных, но только они вдвоём. Когда они добрались до дома, Сарасвати Тхакур, возвращаясь к изначальному вопросу, выбрал одну шлоку из «Бхагаватам», которая особенно его вдохновляла и я также…мне нравится, что даже если ты что-то путаешь, но искренне чего-то желаешь…это также небольшая проповедь здесь, все спрашивают как нам проповедовать, что нам делать? Вайдехи всегда задает этот вопрос. Регулярно. Каждый раз…

00:29:51 Я говорю это, потому что она однажды может увидеть это видео [смеётся]. Ребёнок. Но, и я почти всегда повторяю это…атма-гьяна, мы начинаем с определённых идей о душе, её переселении, мы делаем так, но также в добавок, чтобы остаться живым, т.е. чтобы ваша речь была живой и вы не заскучали от того, что приходится всегда повторять одно и то же, можно делиться с другими тем, что для вас ценно, что нравится лично вам…Например, когда мы едим что-то и это также забавно. Майавади и имперсоналисты сказали бы: «Замолкай, когда ешь что-то очень вкусное». Они бы сказали так.

00:30:53 Но мы говорим по-другому. И это наш опыт. Мой опыт таков, что если ты ешь что-то вкусное, ты восклицаешь: «Поразительно! А ты уже попробовал это? Ты уже пробовал это сабджи? Или вот эту сладость? Ты должен это попробовать!» Однажды Гурудев позвонил Парамананде по телефону. Парамананда был за рулём на пути в центр города и это было как раз, когда здоровье Гурудева было очень слабым, и вот он принимает этот звонок от Гурудева. Парамананда волнуется: «Что-нибудь случилось?» «Ты должен вернуться немедленно!» - слышит он в ответ. «Я еду!» Когда он возвращается обратно в дом, он слышит от Гурудева: «Ты пробовал этот сладкий рис [смеётся], который сделал Манаса Кришна?» «Ты пробовал его? Это просто невероятно!» . Парамананда, получив звонок, мчался домой, как…задавив пару человек по дороге. Ну, конечно, их задавили, выполняя , они получили , и теперь они в раю [смеётся].

00:32:00 Итак, когда вам нравится что-то, что угодно на любом уровне в Сознании Кришны, нужно этим делиться… Но обычно все думают: «С чего мне начать? Должен ли я вначале сказать об этом…?», в таком духе. Нет, нет! Что тебе нравится?

Как католический священик покорил сердце Шридхара Махараджа?

00:32:26 Когда Бон Махарадж из Италии, Бхакти Мадхур Бон пришёл в Матх, он был ни много ни мало католическим священником. Это довольно интересная история. Он пришёл в Матх и свою первую встречу с Гуру Махараджем, он начал с рассказа: «О, я читал «Бхагавад-гиту»…». Знаете, было очень занятно наблюдать за тем, как Гуру Махарадж вёл себя с теми, с кем впервые встречался: «О, вы читали «Бхагавад-гиту»?» - ответил он, «И какая же часть вам понравилась больше всего?». Вот что он ему сказал. «Какая часть вам понравилась больше всех?». И вот как Бон Махарадж заработал все очки одним единственным ответом, он сказал: «Знаете» - я буду сейчас говорить, как он, мне передался немного итальянский акцент с уроков по мриднаге – «Мне нравится вот это место», и он говорит: «Полностью предайся мне, стань моим преданным! [смеётся]. Оставь всё и стань моим преданным! [смеётся]». И в эту секунду, мы услышали звон колокольчика, и Гуру Махарадж сказал: «Благослови тебя Господь, дитя моё!»

00:33:44 Это в восемнадцатой главе, где Кришна говорит: «Оставь всё и предайся Мне», он сказал: «Мне очень понравилось это место…» И Гуру Махарадж отметил: «Хм, очень интересный человек!»

О принципах проповеди, которые завещал Сарасвати Тхакур

00:33:57 И здесь есть два момента. Первое, что необходимо понимать, с кем ты говоришь. Это правда. Знаете, во время разговора с ребёнком, вы не будете углубляться в тему… «Веданта-сутры», например. Здесь будет другой подход. Это мы называем адхикар, означает «способность», «уровень оратора и аудитории». И мы даже говорим: «Если оратор переступает границу определённых, сокровенных тем, точнее темы раса-шикши».

00:34:32 Сарасвати Тхакур написал сотни стихов, которые говорят: «Нет, не делай этого, никогда! Нельзя!» Он сказал: «Опытный гуру, расик, никогда не даёт раса-шикшу молодым, неопытным ученикам, по крайней мере, в линии Рупануга. Черным по белому. И далее от противоположного: «Если вы делаете это, вы нарушаете принципы линии Рупануга, давая определённые идеи, которые не соответствуют адхикару или способностям восприятия слушателя. В этом есть совершенный ясный смысл. В случае с Гурудевом, некоторые из этих шлок особенно привлекали его…в особенно хорошем настроении он мог декламировать их нам на санскрите и не объяснять. Это был его подход к таким вещам. Когда он был в хорошем расположении духа, он иногда цитировал шлоки из «Гита Говинды». И как сказал Манаса Кришна Прабху вчера вечером, однажды Гурудев сказал об этих шлоках для нас: «Они хороши для слушания, но не для переживания». Значит, я скажу это на санскрите, вы не поймёте значения, но вы получите суть на уровне звуковой вибрации и несомненное благо от этого.

Почему Сарасвати Тхакур назвал Шридхара Махараджа «никудышным Ганешом»?

00:36:01 Так или иначе, Шрила Гуру Махарадж сопровождал Сарасвати Тхакура во время визита на домашнюю программу. На ней Шрила Сарасвати Тхакур произнёс шлоку из десятой песни, молитва деватов. Когда уже находился в лоне и я не уверен на сто процентов, но в этой части содержатся молитвы деватов, . Я думаю там, где описано, когда Деваки вынашивала Кришну и от этого светилась изнутри…и все боги и богини пришли к ней, чтобы предложить ей молитвы и среди них была одна, в которой присутствует слова сатья,

00:36:44 сатйа-вратам̇ сатйа-парам̇ три-сатйам̇
сатйасйа йоним̇ нихитам̇ ча сатйе
(Шримад-Бхагаватам 10.2.26)

00:36:52 В ней слово «сатйам» использовано около десяти раз. Это слово в своём самом общем смысле означает «истина, правда», но Сарасвати Тхакур начал давать множество глубоких объяснений, что такое правда, истина. Так, он произносит невероятную речь, и Гуру Махарадж отмечает: «Это потрясающе!» Но тут у него возникает дилемма, он забыл взять с собой ручку и бумагу для записи лекции и не решался покинуть лекцию, чтобы найти необходимое. «Могу ли я сейчас уйти? Я единственный, чья ответственность записывать речь...должен ли я пойти за ручкой и бумагой? Но ведь тогда я пропущу что-то важное, может, всё же остаться….» и также он был так захвачен речью учителя, что он просто не мог уйти.

00:37:44 Когда лекция закончилась, программа подошла к концу и затем позже Прабхупад Сарасвати Тхакур спросил: «Всё ли ты записал?». Сердце Гуру Махараджа опустилось: «О, нет!». И он произнёс: «Нет», объяснив ситуацию, он признался, что лекция была невероятной. И тогда Сарасвати Тхакур пошутил над ним, сказав: «Тогда ты говар Ганеш!». Я поясню.

00:38:20 Вероятно, вам известно кто такой , слон. Вы заметили, наверное, что один бивень у него короче другого. Нам известно, что когда он записывал и , у него было соглашение с , чтецом. Вьяса сказал: «Ты должен просто записывать под диктовку, но никогда не останавливаться. Я буду говорить, а ты должен записать всё. Если ты остановишься, я прекращу говорить. «Когда начинаем?» - спросил Ганеш. «Прямо сейчас!». У Ганеша не было ручки или бумаги. Поэтому он отломил половину своего бивня, это можно увидеть на его изображениях. Итак, он сломал его и начал записывать всё, что диктовал ему Ведавьяса.

00:39:05 Итак, Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал Гуру Махараджу: «Ты – говар Ганеш! Говар, я объясню, означает коровий навоз. Коровий навоз. Коровьи лепёшки [смеётся]. Да! Итак, он сказал: «Настоящий Ганеш записал бы всё это». Так мы видим, что у Сарасвати Тхакура также было чувство юмора, потому что сказать: «Ты говар Ганеш!», т.е. Ганеш из навоза, это, конечно, обидно, но очень сладостно. Особенно если это такие личности, как Сарасвати Тхакур и Гуру Махарадж [смеётся].

00:39:53 После этого, Гуру Махарадж начал объяснять ситуацию: «Но ваша речь была настолько исключительна, я не мог покинуть её, я не мог просто... То, что вы говорили, было потрясающе. Я не мог уйти». Тогда Сарасвати Тхакур отвечал: «Ты думаешь, моя речь была поразительной». «Она была настолько захватывающей, что я был слово под гипнозом и не мог уйти». На это Сарасвати Тхакур сказал: «Ты думаешь, речь была поразительной, я тоже так подумал, и сам бы хотел послушать её снова, несмотря на то, что я произнёс её, это был некий божественный поток, идущий через меня, и я бы хотел переслушать это». То, что он произносил, не принадлежало ему, некий духовный поток выражал себя, посредством его.

00:41:03 Вспоминая об этом, Гуру Махарадж сделал очень интересное замечание: «У меня были смешанные чувства по этому поводу. С одной стороны, я был опечален тем, что не записал всего и этим расстроил Прабхупаду. Но в сердце я был очень счастлив тому, что я узнал эту субстанцию особого качества, которую он давал. Я смог её узнать. То есть я не пренебрёг ею, но оценил, что это было нечто невероятное и мы были в этом солидарны». Итак, он сказал: «В своем сердце я был счастлив. Но, конечно, расстроился, что не смог записать этого».

00:42:02 Если взглянуть на эту шлоку…Я изучал её в разное время…знаете, ты просто не понимаешь на сто процентов того, о чём в ней говорится. Ты просто смотришь на неё и признаёшь, что было бы всё же лучше, если бы Гуру Махарадж тогда записал её объяснение [смеётся].

Любой разговор о Кришне благоприятен

00:42:29 Но снова, мы можем подумать, почему он выбрал именно её? Она не из простых, известна в высших кругах гуру-варги, знаменита в их обществе. Тогда я понял. И это важная мысль. Мы можем сказать: «Ну, когда он говорит это аудитории высшего уровня, они могут оценить. Ведь его аудитория не ограничивается теми, кто сидит перед ним». Мы могли бы так сказать. И это хорошо. Любой разговор о Кришне благоприятен. Когда ушёл, чтобы принять , последнее наставление, которое он дал, было: «Говорите о Кришне! Поклоняйтесь Кришне… «баджо кришна, боло кришна…», и последнее «кришна-шикша…» (Аджна-Тахал 2). Да, есть такая песня…но в других местах, он говорит: «Просто говорите о Кришне, повторяйте Его Имена и поклоняйтесь Кришне, просто делайте это!». Он говорит: «Двадцать четыре часа в сутки, никогда не останавливайтесь, никогда не будет достаточно». То есть делайте столько, сколько можете. И мы слышали в начале, что Шрила Прабхупада Свами Махарадж, он говорил, что иногда Сарасвати Тхакур редактировал какую-либо статью в журнале. И я не говорю, что мы тоже должны принять такой же стандарт. Я просто рассказываю историю…он брал статью и, не прочитывая её полностью, спрашивал: «Сколько раз в ней употребляется имя Кришны? Мне нужно это знать». Ему отвечали: «О,…пятьдесят…раз». «Отлично! Это хорошая статья!» При этом на всё остальное он даже не смотрел, он говорил: «Это замечательная статья! Они будут снова и снова слышать «Кришна, Кришна».

00:44:31 Кто-то рассказывал однажды, что «…в Сан-Франциско есть «Кришна Копи Центр», владельца которого зовут М-р. Кришна. Это было место, куда люди приходят сделать профессиональную вёрстку, ксерокс, и тому подобные услуги. И вот на улице какой-то человек просил меня показать дорогу, он спрашивал: «Где Кришна? Где Кришна?». Я поразился: «Какой удачливый человек, что произносит это…». И тот говорит: «Мне сказали он должен быть на углу Третьей и Маркет Стрит». [смеётся].

00:45:15 ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана

(Чаитанйа-чаритамрта, Мадхйа 2.15)

Сознание Кришны - это динанмичное живое явление

00:45:22 Итак, Гуру Махарадж назвал свою первую книгу «Поиск Шри Кришны – Прекрасной Реальности». Говорят, Сознание Кришны это, по сути, Поиск. Находка это нечто статичное. Всё заканчивается, когда ты находишь! Ты получил, что хотел: «О, да у меня это есть. И я уже слышал эту историю, я уже читал и слышал об этом». Это мёртво. Сознание Кришны – это живая субстанция, можно снова и снова постигать её, слушать, извлекать новое – всё это всегда доступно для того, чтобы мы задавались вопросами, постигали, и если на то будет их милость, они позволят духовной, божественной субстанции низойти. Это не зависит от нашего мастерства. Но со всем уважением,

00:46:10 викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох
ш́арддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣

(Шримад-Бхагаватам 10.33.39)

00:46:19 С верой к тебе всё придет, снова и снова будет открываться в новом свете.

00:46:23 Шрила Гурудев говорил, что читает «Бхагавад-гиту» всю свою жизнь и до сих пор с волнением находит что-то новое. Даже в последние пару лет своей жизни, он брал Гиту и пролистывал её снова и снова, находил что-то, и по лицу его можно было сказать, что он был очень счастлив, будто что-то новое открывается ему. Это противоположно тому, о чём Гуру Махарадж говорил: « Не мёртвое тело в лаборатории, которое исследуют и разбирают, мёртвое тело в лаборатории. Но нечто живое, динамичное, растущее, развивающееся» .

00:47:05 И иногда мы были с Шрилой Гуру Махараджем и он восклицал в восхищении, почти как ребёнок: «О, пару дней назад мне открылось это!» Не так, что: «О, об этом я проповедовал последние пятьдесят лет!». Он просто говорил: «Это только что пришло ко мне, пару дней назад. Послушайте!». И далее он давал какое-либо объяснение, что-то новое, в новом свете, чего мы не слышали раньше.

00:47:55 «Нитйам̇ нава-нава̄йа-ма̄нам », это из беседы и . В течение семи дней он постился и Шукадев говорил о Кришне. Махарадж Парикшит сказал: «Я не испытываю жажды, голода или усталости. Ты питаешь меня, говоря о Кришне. Я наполнен нектаром, я полон сил. Просто продолжай повествование».

Кришна - сама олицетворенная Красота

00:48:25 «Хла̄динӣ-ш́акти-карана̄, пуш̣ти-карана̄ », нам говорили, Кришна, мы можем сказать, как всегда мы говорим: «Кришна – акхила-раса̄мр̣та-мӯрти». Он олицетворённая , раса-радж, олицетворённый экстаз. Это значит, Кришна полон нектара. Кто может извлечь его? Экстаз Кришны…Джива-душа…совсем немного, все души, кроме . Её имя махабхав. Она может извлечь безграничную расу из Кришны и затем напитать ею всех. Это Сознание Кришны. И тех, кто помогает ей в служении, Она одаривает этой необыкновенной субстанцией, оценить которую мы даже не в состоянии. Но мы можем понимать, таков плод Сознания Кришны.

00:49:34 И как сказал бы Гуру Махарадж об этой теме о Махапрабху и Его : «Невыносимость разлуки сильна ровно на столько, на сколько глубоко блаженство ». Это способ измерения. Точно как голодный человек смакует самый малый кусок пищи. Из-за интенсивности чувства голода, они пробуют крошку пищи, и действительно наслаждаются ей. То есть те, кто действительно чувствуют нечто, когда они читают эти шлоки, им действительно является некая суть. Что мы можем сказать?

00:50:30 ба̄хйа виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа,
кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита

(Чаитанйа-чаритамрта, Мадхйа 2.50)

Почему Гоура-лила обладает более высоким вкусом чем Кришна-лила?

00:50:39 О необыкновенном качестве этой сути говорил Гуру Махарадж: «Если однажды ты попробуешь её, всё остальное потеряет свой вкус ». Говорится «раса-варджам расо ’пй асйа парам дрштва нивартате » («Бхагавад-гита» 2.59). Это шлока из Гиты, но однажды Гуру Махарадж, взял выше, сказав, что обладает более высоким вкусом. Это «парам дрштва» и есть Гаура-лила. Здесь некое мистическое выражение, так как это место о том, когда становится наиболее сладостной.

00:51:25 Потому что Гаура-лила…какова основа Гаура-лилы? Вираха – разлука. Это значит величайший голод. Итак, каждое его слово совершенно. Не так, что он сказал в одном месте так, в другом иначе. И если совместить эти два кусочка они будут единым целым. Они идеально подойдут друг другу.

00:51:54 Итак, говорят: «Как он может такое говорить?». И однажды он сказал мне: «Мои братья в Боге...» Это было в полдень, в расслабленном состоянии он рассказывал, сначала мы были шокированы, он сказал: «Мои духовные братья, они говорят, что я выражаю идеи, о которых не говорили предыдущие ачарьи». И здесь драматическая пауза… «Так и говорят?» «Но они принимают их, потому что они в одной линии мысли с тем, о чём говорят предшественники»

00:52:29 Итак, когда Гуру Махарадж говорит что-то, тебе кажется это очень простым, но это провокация. Он говорит «парам дрштва нивартате» шлока в «Бхагавад-гите» указывает что Гаура-лила выше Кришна-лилы, её вкус выше. И затем он может доказать это, через объяснение и знаете, (?)

00:53:02 И поэтому он говорил: «Я предпочитаю говорить в узком кругу, что-то более возвышенное…» и мы рады, что он так делал. И это подлинная истина и вечное сокровище , которое отличает его от любого другого матха, религиозного института или организации. Такова сила подлинной субстанции.

00:53:49 Харе Кришна.