Капуцины и капуцинки. Панорама Капуцины (монашеский орден). Виртуальный тур Капуцины (монашеский орден). Достопримечательности, карта, фото, видео. Монастырь капуцинов

Капуцины
Полное название Орден меньших братьев капуцинов
Латинское название Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum
Сокращение O.F.MCap
Церковь Католическая Церковь
Основатель Маттео Басси
Дата основания 1525
Год утверждения 1528
Количество монашествующих 10 659 (2013)
Сайт ofmcap.org

История

В начале XVI века в Католической церкви шло сильное движение церковного обновления, предшествовавшее Тридентскому собору . Многие монашеские ордена в этот период испытали большие потрясения и подверглись серьёзным реформам. Не стали исключением и францисканцы - в 1517 году было официально закреплено разделение единого прежде ордена на францисканцев-обсервантов и францисканцев-конвентуалов . Через 8 лет, в 1525 году началась капуцинская реформа, призванная создать францисканские общины с максимально строгим уставом и максимально приближенные к идеалам святого Франциска . Эти процессы привели к созданию трёх ветвей францисканского ордена, существующих и по сей день .

Капуцинская реформа началась в итальянском регионе Марке по инициативе обсерванта Маттео Басси. Первоначально Басси не ставил перед собой целью создание нового ордена, он хотел распространить свои реформы на всех обсервантов, однако столкнулся с сопротивлением значительной части ордена, включая руководство . Чтобы избежать конфликта папа Климент VII буллой Religionis zelus от 3 июля 1528 года утвердил новую францисканскую общину под названием «Меньшие братья отшельнической жизни». Первый капитул новой ветви францисканцев состоялся в Альбачино в апреле 1529 года. На капитуле был принят строгий устав, закреплявший стремление к максимальной простоте и бедности .

Новый орден чуть не прекратил своё существование в самом начале после того, как в 1537 году Маттео Басси вернулся к обсервантам, а глава общины Бернардино Окино в 1542 году перешёл в кальвинизм . Ордену грозило упразднение, однако он сумел выжить, более того, во второй половине XVI века численность капуцинов резко выросла. В 1571 году в Италии было 3300 капуцинов . В 1574 году орден начал деятельность за пределами Апеннин, капуцинские монастыри основывались во Франции, Испании, Швейцарии, Австрии и других странах. В 1619 году папа Павел V признал за капуцинами полную автономию, а за главой ордена титул генерального министра. На генеральном капитуле 1643 года была принята новая конституция ордена . Ряд капуцинов XVI-XVII веков были канонизированы, наиболее известен среди них Лаврентий Бриндизийский , который получил почётный титул Учителя Церкви .

В 1535 году был основан Второй (женский) орден капуцинов. Так как женские общины францисканского ордена исторически именуются не францисканками, а клариссинками (клариссами) в честь святой Клары Ассизской , женская ветвь капуцинов стала именоваться клариссами-капуцинками или просто капуцинками . К числу капуцинок принадлежала канонизированная в 1839 году монахиня Вероника Джулиани .

Капуцины активно занимались миссионерством и внесли большой вклад в появление новых христианских общин в Америке, Азии и Африке. Первыми миссионерами-капуцинами были итальянцы Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, проповедовавшие в XVI веке в Египте и погибшие от рук мусульман в Каире . В 1587 году по договорённости между Францией и Османской империей французские капуцины прибыли в Константинополь для опеки над католиками, находившимися в плену у турок. В начале XVII века были основаны первые миссии в Африке, в 1632 году - в Америке. В 1641 году была основана капуцинская миссия в Индии, а в 1842 году - в Китае .

К 1761 году орден насчитывал около 35 тысяч монахов и 1730 монастырей . Однако, как и другие монашеские ордена, капуцины значительно пострадали от секуляризаций и революций конца XVIII - начала XIX веков. Многие монастыри были ликвидированы, после Французской революции многие монахи приняли мученическую смерть. Между 1789 и 1847 годами не состоялось ни одного генерального капитула. Несмотря на это, орден выжил, и к концу XIX века число его членов увеличилось. Бедность часто соединялась у капуцинов с недостатком образования. Особенно известны их шутовские народные проповеди (капуцинады; см. «Валленштейнов лагерь» Шиллера) .

В 1908 году капуцины открыли в Риме Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского, впоследствии преобразованную в институт. В настоящее время при нём функционирует обширная библиотека и издаётся журнал Collectanea Franciscana, посвящённый францисканскому наследию .

Среди наиболее известных святых капуцинского ордена XX века - святой Пио из Пьетрельчины и хорватский священник Леопольд Мандич .

Современное состояние

По данным на 2010 год в ордене состояло 10 519 монахов, из которых 6 939 были священниками . По данным на 2013 год орден насчитывал 10 659 монахов, из которых 7 021 священник . Орден насчитывает 1628 общин .

Одежду капуцинов составляет бурого цвета хабит с пришитым к нему капюшоном, верёвочный пояс с узлом, символизирующим нерушимость монашеских обетов, и сандалии на босых ногах.

Капуцины по-прежнему занимаются миссионерством и имеют около 200 миссий по всему миру, особенно в Индии , Эфиопии и Турции .

Факты

Примечания

  1. Капуцины // Канцелярия конфискации - Киргизы. - М. : Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 47. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 13). -

На вопрос кто такие КАПУЦИНЫ и что они оставили нам в "наследство"? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Кофе-капучино родился в Италии. Согласно одной из версий, сочетание черного кофе и белого молока напоминает коричневые одеяния монахов-капуцинов - отсюда де и пошло название напитка ("cappuccio" в переводе с итальянского - "капюшон", а "cappuccino"- "капуцин"). По другой, более распространенной легенде, капучино изобрели монахи-капуцины одного из монастырей севернее Рима. Монахи пили кофе только с молоком. Часто они замечали, что при вливании молока получается довольно стойкая пена, поглощать которую очень приятно. Монахи-капуцины, как и все аскеты, были лишены многих земных радостей, поэтому получать удовольствие от кофе было их небольшой разрешенной роскошью. Чтобы получить больше пены, кофе с молоком начали взбивать, однако пена получалась нестойкая. Тут-то и вспомнили о кофе со взбитыми сливками. Но такой кофе был горячим, а добавляемые сливки - холодными. Монахи-капуцины начали нагревать взбитые сливки на пару, а затем научились взбивать горячие молоко и сливки механическими взбивалками. Слух об удивительно вкусном напитке разнесся по всей Италии. Усовершенствовать технологию приготовления капучино взялся механик-самоучка Джузеппе, живший неподалеку от монастыря. Он изготовил первую машинку для изготовления капучино. Взбивальная машинка состояла из двух отделений: в первом нагревалась вода, которая, превратившись в пар, по трубочке попадала во второе отделение. Во втором отделении происходил процесс вспенивания молока. В настоящее время все кофеварки с приспособлением для изготовления капучино работают именно по этому принципу.Согласно легенде, изобретение капучино - кофе со взбитыми сливками, который сегодня пьют миллионы людей во всем мире - связано с именем Марко д"Авиано, жившем в XVII веке проповедником монашеского ордена капуцинов.Странствующий проповедник монашеского ордена капуцинов Марко д"Авиано сплотил католиков и протестантов перед Венской битвой 1683 года, которая помогла остановить продвижение турок в Европу. Тогдашний Папа Римский поручил этому монаху, родившемуся в 1631году в городе Авиано на севере Италии, объединить христиан на борьбу с огромной армией Оттоманской империи. Легенда гласит, что после победы венцы обнаружили мешки с кофе, оставленные вражеской армией. Кофе показался им слишком крепким, и они разбавили его сливками и медом. Напиток получился коричневого цвета, как рясы монахов-капуцинов. И венцы назвали его "капучино" в честь ордена, к которому принадлежал Марко д"Авиано.

Ответ от Проспорить [гуру]
монахи какие-то


Ответ от шеврон [гуру]
Монахи, в наследсво оставили кофе каппучино.


Ответ от Евгений Денисов [гуру]
Обезьян-капуцинов можно научить помогать людям! А монахи капуцины-это ветвь ордена францисканцев, только проповедующие материальную бедность!


Ответ от Посоловеть [активный]
Слово имеет несколько значений. Про монашеский Орден знают, я думаю, все Кстати, в наследство они нам оставили такую деталь одежды, как капюшон. Капуцины ещё и род обезьян - тоже много чего от них унаследовали! И растение - настурция. За такое наследство отдельное спасибо!

"Разутый капуцин, веревкой опоясан, // В истертом рубище, с обритой головой, // Пред раболепною народною толпой, // Восторженный, держал евангельское слово…" , — так описывал представителя древнего католического монашеского ордена русский поэт ХІХ века Аполлон Майков. И далее в его же рифмах звучит то ли легкая горечь, то ли ирония: "Но строгой истины оракул громовой // Не потрясал души моей…". Слова о "строгом оракуле громовой истины" как нельзя лучше передают саму сущность созданного в 1525 году и узаконенного буллой папы Климента VII 3 июля 1528 года ордена капуцинов.

Ведь именно на него возлагалась непростая миссия защиты учения Католической Церкви в условиях Реформации. После отделения от ветви францисканцев-обсервантов капуцины стали одной из важнейших контрреформационных сил Папы. Действовала эта сила и пылким словесным убеждением, и — самое главное — личным примером, преданностью вплоть до самой смерти тому, кого монахи считали наместником Сына Божия.

Протестантскому уничижению Пресвятой Девы капуцины противопоставили неуклонное исповедание Ее Непорочности (в частности, они, как выходцы из францисканцев, защищали догмат о непорочном зачатии Богородицы), приземленности реформатской экзегезы — мистицизм Бонавентуры (синтез теологии которого в конце ХVI века осуществил испанский капуцин Петр Тригозо), потребительской философии сторонников Лютера и Кальвина — суровость собственной аскезы.

Восприняв как духовный идеал жизнь одного из самих известных католических подвижников и аскетов Францизка Ассизкого и его подражателя Матфея Басчио, именуемые "меньшими братьями" смиряли себя с помощью нищеты и добровольного мученичества за веру. Формой одежды капуцинов навсегда стала бурая ряса, подпоясанная веревкой с узлом — символом монашеских обетов, сандалии на босу ногу и, конечно, знаменитый остроконечный капюшон.

В труде В. Задворного "История Францисканского ордена" упоминается о множестве случаев убийства капуцинов реформаторами-протестантами: в Англии их четвертовали и сжигали на вилах на медленном огне, в Нидерландах вешали, повсюду их высмеивали и писали на них памфлеты, но они не сдавались, выступали с кафедр, проповедовали на площади, чтобы спасти хотя бы немногих.

Безусловно, принесение себя в жертву ради ближнего нередко вызывало искреннюю любовь и восхищение. Почитаемо было и самоотверженное социальное служение многих монахов ордена: они всячески помогали больным и страждущим, духовно поддерживали солдат и заботились об их раненых, опекали заключенных в тюрьмах. Известно, что во время эпидемий чумы в Италии (XVII век) погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Подвижничество капуцинских иноков в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57 годов, когда умерли 311 братьев, в 1663 году было удостоено публичной благодарности короля Людовика XIV.

Как человек, весьма любимый народом, вошел в историю первый канонизированный капуцин, Феликс из Канталиче ("брат Деогратис") — по верованию Католической Церкви, покровитель матерей и детей. Одного из признанных святыми монахов в остроконечных капюшонах, Марко д"Авиано, умершего в 1699 году, современники называли "ангелом-хранителем Гамбурга". Величайшими были заслуги ордена капуцинов и в миссионерстве. Известно предание о мученической смерти капуцинских миссионеров Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя от рук мусульман в Каире.

Многочисленные миссии капуцинов в разное время действовали на Крите, в Хорватии, Боснии, Египте, Греции, Сирии, Армении, Китае и во многих других отдаленных уголках земного шара. Монахам удавалось создавать и настоящие миссионерские центры. Один из первых был основан Иосифом де Леонессой в 1587 году в Константинополе для пастырского окормления католиков, находившихся в плену у турок. В дальнейшем, спустя несколько десятилетий, усилиями французских капуцинов два таких же центра возникли в Индии — в Мадрасе (1641 год) и Пондишери (1671 год). Чуть позже их проповедь зазвучала в Конго, Тунисе и Марокко, на Гаити и в Бразилии.

Следует отметить, что капуцинский орден с самого начала своего существования развивался стремительно — как свидетельствуют исторические анналы, в 1650 году он насчитывал 21830 монахов и 1428 монастырей, а в 1761 году — уже около 35 тысяч монашествующих и 1730 обителей. Но с конца ХVIII века для последователей Матфея Басчио наступает период тяжких испытаний. На историческую арену выходят два его заклятых врага — иосифизм и галликанство. Множество капуцинских монахов погибло во время Французской революции 1789-94 годов.

Тем же, кому посчастливилось остаться в живых, пришлось жестоко пострадать от гонений либералов и масонов, часто на государственном уровне. Из-за последних значительно нарушилась структура ордена; многие монастыри ликвидировали; в некоторых странах, в том числе и на родине ордена в Италии, вступление новых членов в капуцинскую общину было серьезно ограничено. С 1789 по 1847 годы не прошел ни один генеральный капитул (заседание коллегиального органа, уполномоченного избирать настоятелей или соборно решать самые важные вопросы жизни монашеской общины). Управление орденом в то время осуществлялось викарием или генеральным прокуратором, назначенным Папой.

Лишь в 1847 году, когда орден капуцинов возглавил Венанцио Бурдезио, община стала возрождаться. Возникли новые обители во Франции, Баварии и Нидерландах, была реорганизована пастырская и миссионерская деятельность. Особая роль в этом принадлежит Э. Христену, который основал в 1884 году официальное печатное издание капуцинов — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

Новым этапом служения духовных чад и последователей "братьев народа" (так называли еще древних капуцинов) стало открытие в Риме Международной коллегии святого Лаврентия Бриндизийского в 1908 году, где с 1940 года начали свою работу Исторический институт, занимающийся исследованием истории ордена; библиотека Серафико Каппучино; редакция научного журнала Collectanea Franciscana с 1929 года рецензировала все серьезные труды по францисканству — духовной колыбели ордена капуцинов. Эти традиции просветительства актуальны и для современных капуцинских монахов. Члены общины по-прежнему плодотворно трудятся над сохранением и приумножением своего уникального наследия в области католического богословия, орденского права, философии, миссионерства, искусства и социального служения.

Капуцинство сегодня — это около 14 тысяч монашествующих (по данным открытого общества "Энциклопедия Кольера"), 200 миссий во всем мире (больше всего миссионерских центров сосредоточено в Индии, Эфиопии и Турции), более 20-ти монастырей в странах Западной и Восточной Европы. Можно много говорить и долго спорить о роли этого религиозного движения и во времена контрреформаторской борьбы, и в нынешнем мире с его непростыми духовными коллизиями. Но неоспоримо одно — капуцины явили миру пример поразительной верности своим убеждениям и не менее впечатляющей готовности идти за них до конца. А это качество ценно для человека любых религиозных взглядов. Оно — именно то, чему у капуцинов стоит поучиться.

Виктория Матвеева

Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К. Основатель ≈ францисканец Маттео да Башио ≈ стремился к восстановлению аскетического характера ранних францисканских общин. Устав К. был одобрен папой Климентом VII (в 1528 или 1529). Как независимый орден был утвержден папой Павлом V в 1619. В 16≈17 вв. орден получил распространение в ряде стран Западной Европы. К. сыграли большую роль в контрреформации , их деятельность имела целью в первую очередь укрепление влияния католицизма на народные массы. ═ Оплотом клерикализма К. остаются и поныне. К 1972 насчитывалось около 14 тыс. монахов-К., в женском ордене капуцинок (учрежден в 16 в.) ≈ около 2,5 тыс. монахинь.

  • - члены католического монашеского ордена, основанного в 1525 г. в Италии, самостоятельного с 1619...

    Исторический словарь

  • - Орден меньших братьев капуцинов - монаш...

    Католическая энциклопедия

  • - Религиозная организация в католицизме. Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским. Монашеские ордена бывают как мужские, так и женские...

    Религиозные термины

  • - Католический августинский монашеский орден. Основан св.Норбертом в 1120 году. Монахи ордена носили белое одеяние...

    Религиозные термины

  • - Католический августинский монашеский орден. Является реформированной ветвью Ордена отшельников св.Августина...

    Религиозные термины

  • - Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме. Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам...

    Религиозные термины

  • - Самый древний католический монашеский орден...

    Религиозные термины

  • - Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода...

    Религиозные термины

  • - то же, что и этика...

    Философская энциклопедия

  • - члены нищенствующего ордена, отделившегося в 1528 от ордена францисканцев-обсервантов. Приверженцы строгого соблюдения заветов св. Франциска Ассизского, последователи Матфея Басчио, носившего особый капюшон...

    Политология. Словарь.

  • - 1846 г. чт. 1870 г. I, 248-53. Автобиограф. Прелат...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом св. Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi , родом из Ассизи...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Лев. В католической церкви. Наиболее значительны: ═ Л. I Великий, папа римский с 440. Боролся за признание верховной власти папы римского над всей христианской церковью...
  • - Павел. В католической церкви римские папы. Из них: П. III, в миру - Александр Фарнезе, римский папа с 1534. Кардинал с 1493. Вёл непримиримую борьбу с Реформацией. Утвердил в 1540 орден иезуитов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - доминиканцы. францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки...

    Идеографический словарь русского языка

  • - Имел до 2 тыс. монастырей в разных странах. Ныне представляет собою воспитательно-благотворительные учреждение...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Капуцины (католич. монашеский орден)" в книгах

автора

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден? Слово «капуцин» происходит от итальянского «cappuccio» – капюшон. Известный католический монашеский орден капуцинов получил свое название по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна.А

Добавление 2 В.А. Захаров МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН КАК ДУХОВНЫЙ ОРДЕН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Из книги История Мальтийского Ордена автора Захаров В А

Добавление 2 В.А. Захаров МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН КАК ДУХОВНЫЙ ОРДЕН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Кого же принимают в рыцари Мальтийского Ордена? Как это происходит? Рассмотрение всех этих вопросов относится к целому ряду документов (правовых документов Мальтийского Ордена).Правовая

Тайна Ренн-ле-Шато (Орден тамплиеров и орден христа)

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Тайна Ренн-ле-Шато (Орден тамплиеров и орден христа)

Немецкий орден тевтонских рыцарей. Меченосцы. Ливонский орден

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Немецкий орден тевтонских рыцарей. Меченосцы. Ливонский орден В 1128 году в Иерусалиме несколько богатых немцев основали странноприимный и паломнический дом для оказания помощи больным и бедным пилигримам немецкого происхождения. Рядом с домом была построена часовня

II Латинская Сирия 1099–1291 Крестовые походы и международные ордена: Тамплиеры. – Госпитальеры. – Орден Святого Лазаря. – Орден Монтегаудио. – Орден Святого Фомы

Из книги автора

II Латинская Сирия 1099–1291 Крестовые походы и международные ордена: Тамплиеры. – Госпитальеры. – Орден Святого Лазаря. – Орден Монтегаудио. – Орден Святого Фомы …Таковы те, кого Бог избирает себе и собирает с дальних концов земли; слуги Божии из храбрейших в Израиле,

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден? Слово «капуцин» происходит от итальянского «cappuccio» – капюшон. Известный католический монашеский орден капуцинов получил свое название по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна.А Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Доминиканцы (католич. монашеский орден)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Лев (в католич. церкви)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден?

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему обезьяны капуцины носят то же название, что и монашеский орден? Слово «капуцин» происходит от итальянского «cappuccio» – капюшон. Известный католический монашеский орден капуцинов получил свое название по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна. А

1. Псевдоиндуистский монашеский орден

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

1. Псевдоиндуистский монашеский орден “Брахма Кумарис” подает себя как “Духовный Университет”, который, впрочем, “не выдает никаких свидетельств и дипломов и не присваивает званий”. На самом деле это псевдоиндуистская апокалиптическая секта, близко примыкающая к

КАПУЦИНЫ, Орден меньших братьев капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) — , представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1-го (мужского) Ордена францисканцев.

Название ордена происходит от капюшона (итал. cappuccio) конической формы, который вместе с рясой бурого цвета и сандалиями является обязательным атрибутом монаха-К.

История. Ордена К. возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церк. обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община К. вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую франциск. общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины К. Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность К. быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 К. В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), Австрии (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден К. был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию К. и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции К.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из К. был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе К., причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-К. — итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ.-К. Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие К. помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 — уже ок. 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для К. наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие К. приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула К., управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем К. стал Венанцио Бурдезио (1820-64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели К. продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837-1909), реорганизовавшему пастырскую и миссион. работу К. и учредившему в 1884 офиц. печатный орган К. — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 К. открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди К. XX в., причисленных к лику святых, — польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936-39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ.-мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других К., напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809-89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881-1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден К. положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим ок. 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и неск. десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к К.

Духовность. К. характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 К., ухаживавших за больными. Самоотверженность К. в Испании и Франции во время эпидемии 1656-57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апост. труды К. были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими К. «братьями народа».

К. вели исследования в области библеистики, напр. в Климентинской Академии, основанной монахом-К. Луи из Пуйе (ум. в 1782) в Париже, и богословия, следуя прежде всего традициям Бонавентуры и Дунса Скота.

Проповедническая деятельность К. во мн. странах Европы была настолько плодотворной, что Папа Бенедикт XIV с 1743 закрепил за ними почетную должность проповедников Апост. дворца, которую они исполняют до сегодняшнего дня.

Миссионерская деятельность. Первыми миссионерами из числа К. были Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, отправившиеся из Италии через Константинополь в Египет и принявшие смерть от рук мусульман в Каире. В 1569 итальянские К. обосновались на Крите, позднее вели миссион. деятельность в Хорватии и Боснии (1594), в Египте среди коптов (1605-06) и Греции (1625). Иосиф да Леонесса вместе со своими сподвижниками из парижской пров. К. в 1587 основал миссион. центр в Константинополе для пастырской опеки католиков, находившихся в плену у турок. В 1626 французские К. начали работать в Алеппо (Сирия), где их миссия сохранилась до XVIII в., а в 1627 — в Армении.

По инициативе Конгрегации по распространению веры франц. К. отправились в Индию, где в 1641 основали миссион. центр в Мадрасе, а в 1671 — в Путтуччери.

В 1703 Конгрегация по распространению веры поручила итальянским К. миссию в Тибете и Непале, но вследствие полит. трудностей они были вынуждены в 1745 отправиться работать в Сев. Индию; в 1820 был учрежден апост. викариат Тибета и Индостана под руководством К.; с 1842 К. работали в Китае. В 1709-60 в Грузию были направлены для миссион. служения 55 К. Один из них, Бернардино да Наполи (ум. в 1707), оставил ряд сочинений на груз. яз., перевел на груз. яз. Катехизис Роберта Беллармина и Филотею Франциска Сальского.

В Африке миссион. служение К. начал в 1600 Амброджо да Сончино (1546-1601), опекавший католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 К. прибыли по просьбе короля Альвара III в Конго, а после его смерти в 1622 стали работать в Тунисе и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась лишь в 1910). Французские К., в т.ч. Ж. дю Трамбле, в 1635 основали миссию в Сенегале и на островах Зелёного Мыса (Кабо-Верде). В Эфиопии с 1635 несли миссион. служение франц. К. — Агатангел из Вандома и Кассиан из Нанта, однако после их мученической смерти в 1637 миссия прекратила свое существование. Испанские К. основали в 1645 миссию в Нигерии, в 1648 — в Бенине, но ввиду сопротивления порт. властей в 1650-е были вынуждены покинуть эти территории.

В 1632 франц. К. основали постоянные миссии в Сев. Америке, с 1633 работали на Антильских островах, в 1681-1704 — на Гаити, где возобновили деятельность в 1768. В 1699 они начали работать в Бразилии, но из-за франко-порт. войны были вынуждены покинуть эту страну; с 1705 там несли миссион. служение итал. К., организовавшие апост. префектуры в городах Багио, Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1730). В сер. XVII в. исп. К. стали действовать в Венесуэле. С 1865 итал. К. работали в Уругвае, с 1878 — в Чили. В XIX в. миссии К. существовали также в Гватемале, Пуэрто-Рико и на Кубе.

Создателем постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 стал Г. Массайя; в 1863 миссию в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 была создана ветвь К. эфиоп. обряда, священники которой получают подготовку в семинарии в Адиграте.

В Вост. Европе. В 1705 царь Пётр I подписал в Гродно грамоту, разрешающую К. поселиться в Москве. Однако этим разрешением К. смогли воспользоваться только в 1720, благодаря Патрицию из Милана (ум. в 1753), принадлежавшему к груз. апост. префектуре, вверенной с 1661 итал. К.

Миссия К. в Москве находилась в ведении префекта Грузии до 1722, а в 1731 стала апост. префектурой. В ведении префекта Москвы находились резиденция в Астрахани и осн. в 1731 миссия К. на Украине.

В Астрахань К. приехали в ответ на просьбу местных католиков, направленную 10.09.1710 в Рим, (в хронике катол. прихода Астрахани упоминается также о монахе-К. Соттере, построившем деревянную катол. церковь в этом городе в 1630); первым прибыл Антонио Мария д’Амелия Луалда (ум. в 1741). В 1710 при катол. храме в Астрахани открылась школа, руководимая К., которая более ста лет была единственной школой в городе. В 1722 ее посетил Пётр I; в ней учились А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Д-р медицины Ромуальдо а Понто, участник миссии К. в Астрахани, пользовался большим уважением жителей губернии, его покровителем стал калмыцкий хан Дондук-Даши. Усилиями Р. а Понто были построены каменный храм, госпиталь и аптека. К. покинули Астрахань в 1805.

21.06.1720 Венустио из Фрибурга и др. К. в сопровождении францисканцев-реформатов (OFMRef) прибыли (через Вильнюс и Ригу) в С.-Петербург, несмотря на подозрения и недоброжелательство рос. офиц. лиц. В февр. 1719 в С.-Петербург приехал Патриций из Милана, чтобы получить разрешение на строительство каменной церкви в Астрахани. Взаимное недопонимание между францисканцами-реформатами и К. вынудили последних оставить С.-Петербург и отправиться в Москву, за исключением А. да Швица (ум. в 1761), который продолжил апост. деятельность в С.-Петербурге. В правление имп. Екатерины II К. уехали из России и продолжили свою деятельность в Грузии.

Ветвь К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе митр. А. Шептицкого. Это начинание получило поддержку Папы Пия XI, по указанию которого два голланд. К. были направлены в 1925 на учебу в Папский Вост. институт. 16.12.1931 свящ.-К. Гендальф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с тремя собратьями по ордену при поддержке еп. З. Лозиньского он основал первую общину К. визант. обряда в Лубешове (Польша); первая визант. литургия была отслужена 10.12.1933. В 1932 К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 — новициат. К 1939 миссия К. визант. обряда в Польше насчитывала 7 свящ., 2 диаконов и 15 братьев-монахов. В Эстонии по приглашению апост. администратора Э. Профиттлиха в нач. 1930-х К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После занятия сов. войсками терр. Эстонии и Польши во время Второй мировой войны миссии К. визант. обряда были закрыты, а монахи, большинство из которых были голландцами, вернулись на родину. В 1940-е ими были созданы неск. пастырских центров для рус. беженцев и эмигрантов в Нидерландах.

С кон. XX в. К. ведут активную деятельность на терр. Украины, где ныне монахи ордена несут служение в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске; епископом-ординарием Харьковско-Запорожской епархии стал о. Станислав Падевский OFMCap. С авг. 2003 К. работают в Воронеже, где они организовали жизнь катол. общины; в этом приходе служат свящ.-К. Виктор Свидерский (настоятель) и Марек Бакежинский; 3.10.2004 в этом городе состоялось освящение катол. часовни Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 2004 К. Украины и России образовали вицепровинцию ордена.

Лит-ра: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. MЯ., 1863-65. 3 Bd.; Haarlem Z. van. Les premiПres tentatives d’une mission des Capucins en Russie // Collectanea Franciscana 11/2 (1941), 223-255; Idem. Le premier diplЩme concОdО par Pierre le Grand aux Capucins // Ibid. 11/3-4 (1941), 438-473; Idem. L’ExpОdition des Capucins en Russie // Ibid. 12/1 (1942), 41-65; Idem. Les Capucins И Saint-Petersbourg (1720-1725) // Ibid. 12/2-3 (1942), 208-247, 351-375; Idem. Les Capucins И Astrakhan’ (1710-1725) et И Moscou (1720-1725) // Ibid. 12/4 (1942), 530-551; Bohdziewicz P. KoжciЧЄ pokapucyfski w Astrachani. Lublin, 1949; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven 38 (1955), 17-30, 47-53, 73-86, 110-120; Asseldonk O. van. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laur 1 (1960), 98-130, 213-244; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis OFMCap. R., 1964; Gadacz K. Capucins polonais dОportОs en Russie et en SibОrie... // Miscellanea Melchior de Pobladura. R., 1964, vol. 2; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // Collectanea franciscana 48 (1978), 311-398; Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae. R., 1980-86. 2 t.; Iriarte L. Storia del francescanesimo. R., 1982; Los capuchinos en la PenТnsula IbОrica: 400 aЦos de historia (1578-1978). Sevilla, 1985; I frati cappuccini: Do*****enti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-93. 5 vol.; D’Altari M. I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; AnPont 2004.

о. В. Спирито, И. Баранов