Когнитивные способности у детей. Теория когнитивного развития пиаже. Когда у ребенка развивается навык понимания

Память, восприятие, формирование понятий, решение задач, логика и воображение - все это мыслительные процессы, которые помогают нам взаимодействовать с окружающим миром.

Эти процессы функционируют неодинаково на разных этапах взросления организма. Их изменение, происходящее по мере роста ребенка, и называется когнитивным (от лат. сognitio - «знание», «познание») развитием. Теория когнитивного развития принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже.

Как, согласно этой теории, формируется умение ребенка размышлять, какие стадии когнитивного развития проходит каждый ребенок? Почему детский и подростковый взгляд на мир так не похож на видение взрослого?

Основные особенности детского мышления

Эти процессы разнонаправленные, но часто осуществляются одновременно и одинаково важны для развития психики. Как полагал Пиаже, оптимально для психики состояние равновесия между аккомодацией и ассимиляцией.

Стадии развития

Когнитивное развитие ребенка на первом этапе длится примерно до двух лет. Он называется периодом сенсомоторного (то есть строящегося на основе восприятия и движения) интеллекта. Основной способ получения знаний для младенца - передвижение в пространстве и взаимодействие с предметами (ощупывание, хватание, бросание и так далее).

На этой стадии ребенок учится разграничивать себя и предметы, осознавать последствия своих действий. Ко второй половине периода ребенок открывает для себя так называемое постоянство объекта: он понимает, что если объект скрылся из поля зрения, он не перестал существовать.

Предоперациональная стадия длится с двух до семи лет. Ребенок овладевает речью, учится использовать названия предметов, а не обозначать их по действию. Когнитивное развитие на этой стадии несет яркий отпечаток эгоцентризма мышления.

Широко известен эксперимент Пиаже с тремя горками. Ребенку показывают объемный макет, где изображены три горки разной высоты. Затем экспериментатор приносит куклу и располагает ее так, чтобы она «видела» эти горки с ракурса, отличающегося от ракурса ребенка.

Когда ребенка спрашивают, как видит горки кукла, и показывают изображения макета с разных точек зрения, он выбирает ту картинку, которая показывает его собственное видение, а не ту, где показано то, что может «увидеть» кукла.

Еще одна особенность когнитивного развития на предоперациональной стадии - способность ребенка видеть только одну сторону ситуации. Ее иллюстрирует другой известный опыт Пиаже. Ребенку показывают два стакана с одинаковым количеством жидкости. Затем на его глазах жидкость переливают в более высокий стакан. Ребенок скажет, что теперь жидкости больше в этом втором стакане, потому что он выше, либо в первом, потому что он шире. Учесть одновременно и высоту и ширину он не способен.

Следом наступает стадия конкретных операций (длится с семи до одиннадцати лет). Мышление обретает независимость от , однако по-прежнему не выходит за рамки конкретных ситуаций (отсюда и название), способность к абстрагированию придет позже.

Ребенок уже может судить об объектах по нескольким параметрам и упорядочивать их по одному из этих признаков. Важное достижение - осознание обратимости мыслительных операций, прежде ребенку недоступное.

Когнитивное развитие подростка 12–15 лет находится в стадии формальных операций. Мышление становится абстрактным, системным, человек способен формировать и высказывать предположения, подтверждать или опровергать их. То есть в юности (вернее, даже на этапе перехода к ней от детства) личность уже располагает всеми возможностями интеллекта взрослого.

Нужно отметить: Пиаже не утверждал, что интеллектуальное развитие прекращается после 15 лет, однако особенности функционирования мышления в молодости и зрелости в своих работах подробно не рассматривал, сосредоточившись на детском интеллекте. Автор: Евгения Бессонова

Как я могу убедиться в том, что мой ребенок учится развивать определенные когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребенок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребенок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже - это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития . Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определенных моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребенка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью !

Нейропсихологический

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление » в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия - сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия - предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия - период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвертая стадия - период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребенка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет )

Этот этап развития ребенка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врожденных рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того дети выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют свое тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нем и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребенка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока еще не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребенок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.

2 стадия развития ребенка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребенок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет? Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребенка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребенок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет четко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм .

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума» , которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребенком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдет на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определенных ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определенными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе им кажется намного легче. Они все еще не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребенка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о мало знакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребенок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает, и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Когнитивное мышление – это развитие всех видов мыслительных процессов. К ним относят восприятие, память, решение задач, создание понятий. Такие процессы содействуют взаимосвязи с внешним миром. Такие процессы действуют различно на разных этапах созревания человека. Изменение наблюдается по мере роста ребенка.

Когнитивное мышление: что это такое

Когнитивное мышление – это эмоциональный интеллект. Он зависит от когнитивных умений ввиду индивидуальностей организма человека. К когнитивным умениям можно отнести:

  • деяние;
  • уяснение;
  • память;
  • сосредоточенность;
  • концентрацию;
  • фантазию;
  • принятие решений;

Индивид, который освоил все способности сразу, несомненно считается талантливым. Такой индивид может сразу запоминать очень много полезной информации, может концентрировать свое внимание на том, что ему действительно нужно, а не тратить время на пустяки. Он может делать верные умозаключения и принимать нужные решения.

Также благодаря таким способностям человек одновременно может мыслить как творчески, так и логично. Индивид всегда принимает твердые решения. Именно поэтому когнитивное мышление важнее любого другого.

Такие способности может начать развивать в себе каждый индивид. Известно множество заданий и тренингов, которые помогут усовершенствовать любой из навыков.

Мыслительный процесс и процесс восприятия представляют собой важную составляющую жизни человека. Существует множество довольно необычных методов развития своего когнитивного мышления:

  1. Следить за своим питанием . Первым делом необходимо посмотреть на продукты, которые человек употребляет в пищу. Мало просто употреблять в пищу те продукты, которые принято называть лучшими. Мозг человека должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Особое внимание следует уделить сахару, жирным кислотам, антиоксидантам и аминокислотам. Наиболее полезными продуктами для мозга являются яйца, орехи, зеленые овощи, шоколад.
  2. Задание «Слон» . Необходимо просто стоять с ослабленными коленками. Левым ухом дотронуться до плеча. Ухо нужно преподнести всемерно тесно к плечу. Руку протянуть вперед и мысленно вырисовать указательным пальцем цифру восемь. В процессе должно участвовать только туловище. Не сводить взгляда с пальца. Действия воссоздать несколько раз.
  3. Преодоление тяжести . Нужно комфортно устроиться на стуле и поставить перед собой нижние конечности. Ступни должны касаться пола. Далее перекрестить ноги в голеностопном суставе, и немного изогнуть колени. На медленном выдохе нужно немного прогибаться вперед. Руки протянуть параллельно перед собой. На вдохе необходимо принять первичное положение. Такое упражнение повторять не менее трех раз. После скрестить ноги другим образом, и снова повторить сеанс. Налаживается чувство равновесия, и приходит в норму способность понимания.
  4. Синхронное рисование . Для выполнения тренинга понадобится огромный листок бумаги и две ручки в каждую руку. Нужно начать единовременно рисовать обеими руками зеркальные рисунки. Это могут быть бублики, круги, квадраты. При помощи такого упражнения налаживается координация глаз. Улучшаются моторные навыки.
  5. Тренинг «Алфавит – Восемь» . Взять листок бумаги и начать чертить лежачие друг на друге цифры восемь. При этом руку от листка не отрывать. Начертить по три восьмерки левой рукой, правой и синхронно двумя кистями. После написать маленькую букву «а» и снова три восьмерки. Затем букву «б» и опять три восьмерки. Задание воспроизводить до буквы «д».
  6. Задание «Скрещивающееся движение» . Этот тренинг является крайне легким. Необходимо принять горизонтальное положение. Свести ногу в колене и дотронуться им локтя. Правое колено с левым локтем и наоборот. Все действия совершать плавно. Упражнение положительно влияет не только на ум. Но и на организм в целом.
  7. Заниматься спортом . При больших физических нагрузках мозг индивида совершенствует намного быстрее.
  8. Совершенствовать память . Необходимо взять старый фотоальбом и провести время со своими воспоминаниями.
  9. Разгадать загадку . Для активизации мозга можно разгадывать кроссворды, мозаики и различные логические загадки. Таким образом можно поддерживать активность мозга.

Важно! Развить когнитивное мышление можно только лишь благодаря регулярным тренировкам. Мало будет выделить один день для выполнения того или же иного упражнения. Необходимо постоянно работать над собой, развивать себя и познавать.


В этой статье мы поговорим об интеллектуальном развитии, в частности о теории когнитивного развития Жана Пиаже, стадиях развития, которые проходит ребёнок, и их особенностях. Знание данных периодов, их характеристик и соотнесённости с возрастом поможет вам в развитии интеллекта вашего ребёнка.

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, по которой человек развивается, проходя несколько основных стадий.

Период сенсомоторного интеллекта (от рождения до двух лет). В этом возрасте у ребёнка развивается организация двигательного и перцептивного взаимодействия с внешним миром. На этой стадии он способен только на непосредственный контакт с предметами и ещё не может работать с символами или внутренними представлениями.

Этот период разделяется на шесть стадий:

  1. От рождения до месяца. Ребёнок практически полностью ограничен врожденными рефлексами.
  2. От одного месяца до четырёх. Изменение рефлексов и их координация на основе полученного опыта. Ребёнок приобретает свои первые навыки.
  3. От четырёх месяцев до восьми. С помощью повторения закрепляются движения, которые раньше были случайными, но теперь стали нужны и интересны ребёнку. Действия получают большую направленность на внешние объекты.
  4. От восьми месяцев до года. Появление преднамеренных действий, их координация и объединение. Например, ребёнок способен устранить препятствие, чтобы только потом сделать целевое действие.
  5. От года до полутора лет. Ребёнок варьирует действие и оценивает разницу между результатом. Проще говоря, он начинает экспериментировать и искать новые действия и средства.
  6. От полутора лет до двух. Ребёнок учится находить новые действия и средства не только с помощью экспериментирования, но и с помощью мыслительных операций. То есть он всё чаще не совершает действие, а представляет его.

Период дооперациональных представлений (от двух до семи лет). Это переход от сенсомоторных функций к работе с представлениями. Ребёнок отличает обозначение от обозначаемого и может это использовать.

В этом возрасте у детей развит эгоцентризм. Они не могут взглянуть на свою точку зрения со стороны, не стремятся обосновывать свои суждения, искать противоречия и устранять их. Дети этого возраста не склонны к и не думают о своих мыслях.

Также детям этого возраста свойственна центрация, то есть сосредоточение на каком-то одном, самом заметном, признаке предмета и игнорирование остальных.

Период конкретных операций (от семи до одиннадцати лет). Ребёнок уже умеет совершать некоторые действия с представлениями, но только в этом возрасте он начинает их объединять, координировать между собой, образовывать системы. Это новый уровень, открывающий больше возможностей, чем простое связывание.

В этом возрасте ребёнок учится группировать и классифицировать предметы по нескольким признакам.

Период формальных операций (от одиннадцати до пятнадцати лет). Основная особенность этого возраста в том, что ребёнок учится мыслить гипотетически, он начинает воспринимать окружающую действительность как частный случай из того, что могло бы быть.

Ребёнок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно. Иными словами, он выдвигает ряд гипотез, проверяет их и на основе полученной обратной связи делает выводы о действительном положении вещей.

В отличие от детей помладше, ребёнок периода формальных операций способен на систематический перебор комбинаций (младшие дети ограничиваются несколькими комбинациями).

Одарённые дети могут достигнуть периода формальных операций раньше.

Во-первых, необходимо следить за развитием ребёнка, контролировать его.

Во-вторых, нужно стимулировать ребёнка к развитию новых компетенций, к переходу на следующую стадию. Можно использовать различные развивающие игры, соответствующие возрасту.

В-третьих, нужно контролировать ребёнка, но не ограничивать. Он от природы стремится познавать мир учиться новому. Следите, но не мешайте. И помните, когнитивное развитие не заканчивается в пятнадцать лет. Вы можете развивать свой интеллект, записавшись, например, на курс .

Помогайте развитию своих детей и развивайтесь сами. Желаю успехов!

За изменениями веса и роста новорожденного следить легко. Но не так просто понять, что происходит внутри его мозга по мере развития.
Отделы головного мозга ребенка, контролирующие функции организма, полностью сформированы и не будут меняться. Малыш умеет дышать, есть, и . Но те отделы, которые отвечают за понимание ребенком самого себя и окружающего мира, будут меняться и развиваться.
Мозг новорожденного не способен полностью использовать такие функции, как восприятие, мышление, запоминание, речь и физическая координация. Процесс, при котором ребенок постепенно учится использовать эти навыки, называется когнитивным развитием.

Когда начинается когнитивное развитие?

На последних неделях беременности вы отдыхали за просмотром любимой телепередачи? Не кажется ли вам теперь, что ребенок успокаивается при первых звуках музыкальной заставки к этой передаче? Если да, то так он показывает вам, что мог узнавать и запоминать еще до того, как родился.
Спустя несколько недель после рождения ребенок начинает осознавать, что определенные действия приводят к определенному результату. Но способность , какое действие и к какому результату, разовьется позже.
Попробуйте привязать к ножке ребенка ленту так, чтобы, дергая ей, он приводил в движение мобиль. В малыш начнет активнее дергать ножкой, но спустя пару дней он забудет, что нужно делать, чтобы мобиль двигался. В link 721>шесть месяцев малыш, скорее всего, запомнит, что надо делать, на пару недель.
Способность ребенка устанавливать связь между своими действиями и тем, что за ними следует, называется узнаванием. Более сложное умение, связанное с памятью, называется воспроизведением. Оно представляет собой способность думать о чем-то вне контекста. Примером может служить ситуация, в которой ребенок думает о своей кроватке, сидя в автомобильном кресле.
Умение воспроизводить редко появляется у детей раньше шести месяцев. После шести месяцев ребенок начнет использовать действия в качестве . Жест, которым ребенок показывает свое желание, чтобы его взяли на руки, является одним из самых первых таких действий.
Примерно в шесть месяцев ребенок, скорее всего, перестанет тянуть игрушки в рот или стучать по ним и начнет показывать, что он понимает, что с ними можно обращаться по-разному: машинку нужно возить, а плюшевого медвежонка обнимать.

Как способствовать когнитивному развитию ребенка?

Большая часть когнитивного развития ребенка происходит естественным путем, но вы можете помогать малышу в этом процессе. За последние 100 лет родители стали более осознанно подходить к развитию детей. Теперь они стараются учитывать физиологические особенности развития мозга ребенка и в соответствии с этим помогать ребенку познавать мир. В результате, вырастают более смышленые дети.
Поэтому очень важно, как именно вы общаетесь с ребенком.
Ребенок начинает изучать окружающий мир сразу после рождения. Новорожденный узнает ваш запах и голос. Ему нравится рассматривать ваше лицо. Он двигается в такт вашей речи и повторяет шевеления губ. Если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то будете понимать, когда он подает вам сигналы, требующие вашей реакции.
Дети учатся новому путем многократных повторений. Поэтому поиграйте со своим малышом в простые <игры. Дайте ему возможность освоить игру и не жалейте времени, чтобы играть с ним вместе.
Также полезны игрушки, правильно подобранные по возрасту ребенка. Тем не менее, постарайтесь не покупать слишком много игрушек, иначе они будут отвлекать ребенка. Отвлекаясь, ребенок не сможет сконцентрироваться на чем-то одном.

Когда у ребенка развивается навык понимания?

У каждого ребенка свой темп развития. Мы предоставляем общую информацию об этапах в развитии понимания.

От рождения до трех месяцев
Малышу нравится ваш звонкий голос, поэтому он поворачивается на его звук. Если вы покажете ему язык, он повторит за вами.
Ребенок не осознает, что определенные действия приводят к определенному результату. В шесть недель он еще не понимает, что вы существуете даже тогда, когда вас нет рядом с ним. Видя вас каждый раз, он даже не осознает, что вы один и тот же человек. Он не боится незнакомых людей и с радостью идет ко всем на руки.
От трех до шести месяцев
Теперь ребенок понимает, что может совершить действие и получить результат. Он умеет отделять себя от окружающего мира. Он осознает, что даже если две игрушки соприкасаются друг с другом, они не являются одним целым.
Ребенок учится классифицировать. Покажите ребенку шесть картинок с кошками и посмотрите, как он удивится, когда на седьмой картинке окажется собака. Поставьте два или три зеркала и сядьте с ребенком напротив них. Ему понравится смотреть на несколько ваших отражений. Тем не менее, к пяти месяцам это может, наоборот, расстраивать его, поскольку в этом возрасте он уже будет понимать, что мама только одна.
К шести месяцам малыш будет радостно тянуться к игрушкам, держать их, стучать ими и . Он различает игрушки по форме, материалу и цвету. Он понимает, что игрушку, которую он сейчас держит в руках, он до этого уже видел.

От семи до девяти месяцев
Ребенок знает, как его зовут. Он начинает стесняться незнакомых людей и мест.
Ребенок умеет строить планы. Например, он может решить подползти к своему плюшевому медведю или посмотреть, что находится под столом. Скорее всего, он уже правильно обращается с игрушками: стучит по барабану и складывает кубики.
Возможно, вы заметите, что ребенок повторяет действия, которые вы совершили накануне. Если он чему-нибудь научится, например, выбрасывать погремушку из кроватки, то захочет попробовать сделать это где-нибудь еще. Обратите внимание - он наверняка начнет бросать ложку, сидя в стульчике для кормления. Он еще не знает, что такое прятки, поэтому, если вы спрячете ложку, скорее всего, он не будет ее искать.

От девяти до 12 месяцев
Ребенок тянется к вам, хочет вашей ласки и . Он расстраивается из-за этого, поскольку теперь понимает, что вы существуете, даже когда он вас не видит. Но если ребенок видит себя в зеркале, он не понимает, что это его собственное отражение.
Ребенок издает звуки со смыслом, которые затем превратятся в его первые слова. Его поведение кажется более осознанным и логичным. И ему постепенно все лучше удается угадывать, что будет происходить дальше.

От 12 до 18 месяцев
С помощью слов и действий ребенок старается сообщить вам, что он хочет. Он также может повторять чьи-либо действия, особенно ваши. Он может даже подражать тем вашим действиям, которые наблюдал неделю назад. Ребенок стремится во всем поучаствовать, например, открыть шкаф и опустошить мусорное ведро. Его миссия - познавать окружающий мир!
Столкнувшись с проблемой, ребенок пытается решить ее сначала одним, а затем другим способом. Если что-то потерялось или спрятано, он способен искать это методично.

От 18 до 24 месяцев
Теперь, когда ребенку почти два года, он начинает сочетать слова. Иногда он может обдумать что-то и решить проблему, не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок ищет вещи там, где он их оставил. Он притворяется и подражает.
Нежный и любящий, ваш ребенок может также проявлять упрямство и неадекватность в оценке своих умений. От расстройства он может закатить .
В ситуациях, когда ему страшно, он может вцепиться в вас.
В он еще не возражает против того, чтобы в его игрушки играли другие дети, но в два года он уже их отбирает. Ребенку нравится находиться среди других детей, но он не играет с ними, если только они не старше. Ребенок не может поставить себя на место другого.
Если ему не больно от шлепка или удара, то он будет думать, что и другим не больно, когда их ударяют. Если же он ударится о кресло, он скажет, что кресло ударило его.
Если в 18 месяцев вы оставите на лбу ребенка отпечаток помады и сядете с ним напротив зеркала, он начнет вытирать его с зеркала. В 21 месяц ребенок поймет, что отражение в зеркале принадлежит ему, и в ситуации с помадой будет вытирать уже свой лоб, а не отражение. Память ребенка также развивается, поэтому он обязательно заметит, если вы пропустите страницу из его любимой книги.

Как помогать ребенку развиваться?

С самого начала вы являетесь любимой игрушкой своего малыша. Постарайтесь делать так, чтобы ребенок , смеялся и гулил, и тогда вы будете на правильном пути. Имейте в виду, что ребенок легко отвлекается. Слишком много занятий означает, что он не сможет как следует разобраться ни в одном из них.
Не нужно перегружать его, доставая все игрушки сразу. Ему понравится, если вы выберете одну игрушку, которая наиболее подходит для его возраста. Развитию ребенка вряд ли помогут игрушки, предназначенные для детей старшего возраста, поскольку пользу приносит только то, что соответствует текущим потребностям.
В перерывах между активными играми предлагайте ребенку спокойные занятия. Пусть ребенок сам решит, когда остановиться. Если вы видите, что он теряет интерес к игре или игрушке, дайте ему отдохнуть. Иногда малышу нужно время и усилия, чтобы чего-то добиться. Дайте ему возможность сначала попробовать самому, без вашей помощи, но помогите ему, когда он будет готов сдаться.
Доверяйте себе. Внимательно наблюдайте за ребенком, и тогда вы поймете, что нужно для того, чтобы помогать ему развиваться. Если вы подумали: «моему ребенку понравилось бы вот это», скорее всего, вы правы. Ведь вы – эксперт во всем, что касается вашего ребенка.

Что делать, если ребенок развивается не так быстро, как должен?

Все дети разные, поэтому процесс развития также происходит по-разному. Если ребенок недоношенный, он может осваивать те или иные навыки позже своих сверстников.
Если у ребенка были проблемы со здоровьем, он также может отставать в развитии. Тем не менее, не волнуйтесь и будьте уверены, что ребенку удастся наверстать упущенное, если ему дать на это достаточно времени.
В среднем ребенок начинает сидеть без поддержки в семь месяцев. К девяти месяцам 90 % умеют сидеть самостоятельно. Если к 10 месяцам ребенок не научится сидеть, проконсультируйтесь с врачом.
В 13 месяцев ребенок, скорее всего, сможет произносить 10 звуков или слов. К 18 месяцам их количество возрастет до 50. Но это тоже индивидуально, поскольку все дети разные. Иногда мальчикам, которые уже понимают много слов, бывает трудно их воспроизводить. Если вам кажется, что ребенок не понимает многие слова, попросите врача проверить его слух.
Постарайтесь не стимулировать ребенка слишком активно. Он может замкнуться в себе, если почувствует себя перегруженным. Предлагайте малышу простые игры, а игрушки — по одной.
Устройтесь с ребенком поудобнее. Смотрите ему в глаза и разговаривайте с ним. Дайте ему время, подбадривайте его. При этом помните, что ребенку необходимо пытаться делать что-либо самостоятельно. Лучшие уроки - это те, которые он усвоил сам.