Конец ассирии. История древней Ассирии (государства, страны, царства) кратко. Где находится Ассирия

Древняя Ассирия

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, которую в северной части пересекали горы Синджара. На этой небольшой территории в разное время возникали такие ассирийские города, как Ашшур, Ниневия, Арбела, Калах и Дур-Шаррукин.

В конце XXII в. до н. э. Южная Месопотамия объединяется под эгидой шумерских царей из третьей династии Ура. В следующем веке они уже устанавливают свой контроль и в Северной Месопотамии.

Таким образом, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. еще трудно было предвидеть превращение Ассирии в могучую державу. Лишь в XIX в. до н. э. ассирийцы делают свои первые военные успехи и устремляются далеко за пределы занимаемой ими территории, которая по мере роста военного могущества Ассирии постепенно расширяется. Так, в период своего наибольшего развития Ассирия простиралась на 350 миль в длину, а в ширину (между Тигром и Евфратом) от 170 до 300 миль. По словам английского исследователя Г. Роулинсона, вся площадь, занимаемая Ассирией,

«равнялась не менее как 7500 квадратным милям, т. е. покрывала пространство больше того, которое занимают… Австрия или Пруссия, вдвое с лишним больше Португалии и немногим меньше Великобритании».

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Ассирия Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АССИРИЯ А теперь снова вернемся на страницы безымянного интернет-сайта. Процитирую одно из утверждений его авторов: «Современные историки не могут увязать высокоразвитую Арабскую Цивилизацию раннего средневековья с жалким видом, который представляет арабский мир в

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора

1. Ассирия и Россия Ассирия на страницах Библии.В «Библейской энциклопедии» читаем: «Ассирия (от Ассура)… - это могущественнейшая империя в Азии… По всей вероятности, Ассирия была основана Ассуром, построившим Ниневию и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XIV. Ассирия Природа Ашшурбанипал пирует в беседке. Рельеф из Куюнджика Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Ассирия и Вавилон С XIII в. до н. э. начинается длительное противоборство Вавилона с быстро набирающей силу Ассирией. Бесконечные войны и столкновения этих двух государств – излюбленная тема клинописных глиняных табличек, хранившихся в дворцовых архивах ассирийских и

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э. Еще в первой половине III тыс. до н. э. в Северной Месопотамии, на правом берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой передаче - Ассирия). Уже

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирия - Элам Внутренними проблемами Ассирии, начавшимися еще при жизни Тукульти-Нинурты, не преминули воспользоваться эламиты. Согласно хроникам, эламитский правитель Кидин-Хутран II напал на третьего ассирийского ставленника на касситском троне - Адад-Шума-Иддина,

Из книги Искусство Древнего Мира автора Любимов Лев Дмитриевич

Ассирия. Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным соседям, вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Древняя Ассирия Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая протянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу открывалась обширная сирийско-месопотамская степь,

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1. Ассирия и Россия 1.1. Ассирия-Россия на страницах Библии Библейская Энциклопедия говорит: «АССИРИЯ (от Ассура)… - МОГУЩЕСТВЕННЕЙШАЯ ИМПЕРИЯ В АЗИИ… По всей вероятности, Ассирия была основана АССУРОМ, построившим НИНЕВИЮ и другие города, а по другим [источникам] -

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.3. АССИРИЯ В XV – XI ВВ. ДО Н. Э. Ассирия, область на верхнем Тигре, была населена семитами и хурритами, еще в III тысячелетии до н. э. воспринявшими шумерскую культуру. Ашшур, главный город Ассирии, прежде входил в состав «Царства Шумера и Аккада». В эпоху волны варварских

автора Бадак Александр Николаевич

1. Ассирия в X–VIII в.в. до н. э В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Ассирия при Ашшурбанапале В конце своего правления Асархаддон решил передать престол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. Еще при жизни Асархаддона с этой целью населения Ассирии было приведено к присяге

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Pyсколань и Ассирия В XII веке до с.л. под влиянием Ассирии и Нового Вавилона в Иране укореняется имперская идеология. После вытеснения из Ирана русов и ариев (кисейцев) парсы и мидяне-иезды возвратились в местности, которые занимали более 500 лет назад. Однако вскоре между

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Вавилон и Ассирия Религия древних шумеров Наряду с Египтом, родиной еще одной древнейшей цивилизации стало нижнее течение двух больших рек – Тигра и Евфрата. Эту область назвали Междуречье (по-гречески Месопотамия), или Двуречье. Условия исторического развития народов

Краткая история. Огромная Ассирия выросла из небольшого нома (административные округа) Ашшур в Северной . Долгое время «страна Ашшур» не играет значительной роли в судьбах Междуречья и отстаёт в развитии от свои южных соседей. Расцвет Ассирии приходится на XIII-XII вв. до нэ и неожиданно обрывается в результате нашествия арамеев. Полтора века население «страны Ашшур» испытывает тяготы иноземной владычества, разоряется, страдает от голода.

Но в IX в. до н. э. Ассирия восстанавливает силы. Начинается эпоха масштабных завоеваний. Ассирийские цари создают совершенную военную машину и превращают своё государство в мощнейшую державу мира. Огромные пространства Западной Азии покоряются ассирийцам . Лишь к началу VII в. до н. э. их энергия и сила иссякают. Бунт покорённых вавилонян, заключивших союз с племенами мидийцев, приводит к гибели колоссальной ассирийской империи. Народ торговцев и солдат, державший её тяжесть на своих плечах, героически сопротивляется на протяжении нескольких лет. В 609 г. до н. э. происходит падение города Харрана, последнего оплота «страны Ашшур».

История древнего царства Ассирии

Шло время, и уже с XIV в. до н. э. в ашшурских документах правитель стал именоваться царём, подобно правителям Вавилонии, Митанни или хеттской державы, а египетский фараон - его братом. С этого времени ассирийская территория то расширялась на запад и на восток, то вновь сжималась до размеров исторической древней Ассирии - узкой полоски суши по берегам Тигра в его верховьях. В середине ХIII в. до н. э. ассирийские армии вторгались даже в пределы Хеттской державы - одной из сильнейших в то время, регулярно совершали походы - не столько ради увеличения территории, сколько ради грабежа - на север, в земли племён наири; на юг, не раз проходя по улицам Вавилона; на запад - до цветущих городов Сирии и .

Следующего периода расцвета Ассирийской цивилизации достигла в начале XI в. до н. э. при Тиглатпаласаре I (около 1114 - около 1076 гг. до н. а). Его армии совершили более 30 походов на запад, захватили Северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Большинство торговых путей, связывающих запад с востоком, в очередной раз оказались в руках ассирийских купцов. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I предпринял демонстративный выход на финикийских военных кораблях в Средиземное море, показывая всё ещё грозному сопернику - , кто на деле является великой державой.

Карта древней Ассирии

Новый, третий этап ассирийского наступления приходится уже на IХ-VII вв. до н. э. После двухсотлетнего перерыва, бывшего временем упадка державы и вынужденной обороны от орд кочевников с юга, севера и востока, Ассирийское царство вновь заявила о себе как о могучей империи. Первое серьёзное наступление она предприняла на юг - на Вавилон, который потерпел поражение. Затем в результате нескольких походов на запад вся область Верхней Месопотамии перешла под власть древней Ассирии. Открылся путь для дальней- шего продвижения в Сирию. Древняя Ассирия в течение нескольких последующих десятилетий практически не знала поражений и неуклонно двигалась к своей цели: взять под контроль основные источники сырья, центры производства и торговые пути от Персидского залива до Армянского нагорья и от Ирана до Средиземного моря и Малой Азии.

В ходе нескольких успешных походов ассирийские армии разгромили северных соседей, после изнурительной и безжалостной борьбы привели к покорности государства Сирию и Палестину, и, наконец, при царе Саргоне II в 710 г. до н. э. был окончательно завоёван Вавилон. Саргон короновался как царь Вавилонии. Его преемник - Синахериб - ещё долго боролся с непокорностью вавилонян и их союзников, но к этому времени Ассирия стала самой сильной державой .

Однако триумф Ассирийской цивилизации продолжался недолго. Восстания покорённых народов потрясали разные области империи - от Южной Месопотамии до Сирии.

Наконец, в 626 г. до н. э. вождь племени халдеев из Южной Месопотамии Набопаласар захватил царский трон в Вавилонии. Ещё раньше к востоку от царства Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Время культуры Ассирии прошло. Уже в 615 г. до н. э. мидийцы появились у стен столицы державы - Ниневии. В том же году Набопаласар осадил древний центр страны - Ашшур. В 614 г. до н. э. в Ассирию вновь вторглись мидяне и тоже подступили к Ашшуру. Набопаласар немедленно двинул свои войска на соединение с ними. Ашшур пал до прихода вавилонян, и у его развалин цари Мидии и Вавилона заключили союз, скреплённый династическим браком. В 612 г. до н. э. союзные войска осадили Ниневию и взяли её всего через три месяца. Город был разрушен и разграблен, мидяне с долей добычи вернулись в свои земли, а вавилоняне продолжили завоевание ассирийского наследства. В 610 г. до н. э. остатки ассирийской армии, усиленные египетскими подкреплениями, были разбиты и отброшены за Евфрат. Через пять лет потерпели поражение последние ассирийские отряды. Так закончила своё существование первая в истории человечества «мировая» держава. При этом не произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь «верхушка» ассирийского общества. Огромное многовековое наследство царство Ассирии перешло к Вавилону.

АССИРИЯ, историческая область и древнее государство на севере Двуречья (на территории современного Ирака). В истории Ассирии выделяются 4 периода. Древнейший период (4-3-е тысячелетия до нашей эры). В это время появляются первые поселения на реке Тигр (в том числе Ниневия, Арбелы и Ашшур, ставший позднее ядром и столицей ассирийского государства). Основное население этого времени - хурриты, однако достаточно рано появились также шумеры и аккадцы. Почитался племенной бог Ашшур, от имени которого произошло название города и страны. Управление наиболее известным Ашшурским номовым государством осуществлялось Советом города и должностными лицами: ишшиаккум (жрец, администратор, военный предводитель), обладавший наследственной властью; укуллум, назначаемый главой Совета, землеустроитель; лимму, выбиравшийся на 1 год эпоним и казначей Совета. В 23-22 веках территория Ашшурского номового государства вынуждена была подчиняться Аккаду, а в 22-21 веках - 3-й династии Ура. На рубеже 3-2-го тысячелетий до нашей эры Ашшур стал самостоятельным. Происходил приток населения за счёт амореев. Формировались ассирийская народность и ассирийский диалект аккадского языка.

Староассирийский период (20-16 века до нашей эры). В экономике развивались земледелие, яйлажное скотоводство, добыча металлов, торговля, превратившая Ашшур в центр международных экономических связей, особенно с торговыми колониями: Каниш (на востоке Малой Азии) и Гасур (к востоку от Тигра). Постепенно усиливались власть правителя, передававшаяся по наследству, государственный сектор хозяйства, роль армии, административно- бюрократический аппарат. Формировалась территориальная система управления, закреплялись налоговые и повинностные обязанности населения. Ашшур из номового государства превратился в территориальное царство за счёт военных походов, особенно в правление аморейского вождя Шамши-Адада I (1813-1781 годы), включившего Ассирию в состав своего государства. Однако возвышение Мари и образование Хеттского царства лишило Ассирию возможности вести выгодную международную торговлю. В 18 веке Ассирия захвачена Вавилонией, а по мере ослабления последней в 16 веке - Митанни.

Среднеассирийский период (15-11 века до нашей эры). Постепенно Ассирия освободилась от подчинения Вавилонии и Митанни и обрела сильного союзника в лице Египта. К новому подъёму Ассирию привёл царь Ашшурубаллит I (14 век). Далее последовало столетие (1307-1206 годы) её победоносных войн против Митанни, Вавилона, племён Наири в Закавказье, на юго-востоке Малой Азии, в Сирии и Финикии. В 13 веке Ассирии удалось сокрушить Митанни. Усилилась царская власть, её покровитель, бог Ашшур, стал верховным богом, царём богов. Создан свод законов, регулирующих жизнь общества, - так называемые Среднеассирийские законы, сохранившиеся фрагментарно и позволяющие судить в основном об ассирийской общине, семье и положении рабов. Царь Тукульти-Нинурта I (1244-08 годы) построил новую роскошную столицу - Кар-Тукульти-Нинурта (близ Ашшура). Восстановление роли Ассирии в международной торговле, захват новых земель и пленных, богатая добыча, получение даров, дани, податей, жертвоприношений для храмов от покорённых народов обеспечило Ассирии процветание, которое внезапно и катастрофически рухнуло с нашествием арамеев в 11-10 веках.

Новоассирийский период (10-7 века до нашей эры). Ассирия восстановила свой экономический и военный потенциал (в особенности за счёт внедрения железа). Изменение международной обстановки (ослабление Египта и Вавилонии, гибель Хеттского царства) позволило ей возобновить завоевательную политику и планировать покорение всего Ближнего Востока. Ашшур окончательно стал богом войны; эти функции получила также богиня Иштар. В 9 веке огромные успехи в закладывании основ империи сделали цари Ашшурнацирапал II и его сын Салманасар III, обосновавшиеся в новой столице - Кальху и инициировавшие наступление на богатый регион восточно-средиземноморского побережья. Однако 1-я половина 8 века характеризуется глубоким упадком Ассирии, чему способствовали социальные конфликты, политическая борьба, дворцовые интриги и появление сильного соперника - молодого государства Урарту. К имперской политике возвратился Тиглатпаласар III (745-727 годы), сформировавший постоянное войско на государственном обеспечении, сдержавший сепаратизм наместников и сделавший депортацию покорённых народов нормой ассирийской политики. При нём и его преемниках Ассирийская держава подчинила Вавилон, страны восточно-средиземноморского побережья, Мидию, добилась покорности от Урарту и Манны, воевала с Эламом. В 671 году Асархаддон подчинил Египет. В 640-е годы Ашшурбанапал завершил покорение Элама и племён Северной Аравии. Ассирия добилась этого силами своей самой мощной армии, средствами дипломатии и жестокими методами подавления нарастающего недовольства подданных и покорённых. Однако она оказалась не в силах противостоять восставшим против её гнёта Вавилонии и Мидии, заключившим военный союз. В результате кровопролитной войны Ассирия пережила гибель сначала древней столицы - Ашшура (614 год), затем превращённой Синаххерибом в великолепный город новой имперской столицы - Ниневии (612 год) и, наконец, разгром остатков своей армии в 609 годуу Харрана. Первая мировая империя сошла с исторической арены. Её территория попала под власть победителей. В середине 6 века Ассирия вошла в состав Персидской империи, завоёванной в последней четверти 4 века Александром Македонским, а после его смерти стала вотчиной полководца Селевка I Никатора и наследников последнего - Селевкидов. В 140-х годах на всю Месопотамию распространилась власть Парфии; город Ашшур сохранял значительную, в том числе религиозную роль. В противостояние парфян и римлян нередко вовлекались бывшие ассирийские города [например, Харран (Карры), где в 53 году до нашей эры была разбита римская армия и погиб полководец М. Красс]. В 115 году нашей эры римский император Траян, одержав победу над парфянами, образовал провинцию Ассирия, но вспыхнувшее там в том же году восстание заставило его вернуть парфянам мятежный регион. В 3 веке нашей эры территория Ассирии оказалась под властью Персии (династия Сасанидов).

Лит.: Driver G. R., Miles J. С. The Assyrian laws. S. 1., 1935; Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949; он же. Этнос и социальное деление в Асси-рии // Советское востоковедение. 1958. № 6; Янковская Н. Б. Некоторые вопросы эконо-мики Ассирийской державы // Вестник древ-ней истории. 1956. № 1; Olmstead А. Т. His-tory of Assyria. Chi., 1960; Garelli P. Les Assyriens in Cappadoce. P., 1963; Якобсон В. А. Социальная структура Новоасси-рийского царства // Вестник древней исто-рии. 1965. № 1; Trolle Larsen М. The old Assyrian city-state and its colonies. Cph., 1976; Соловьева С. С. Память об Ассирии в трудах античных и раннесредневековых авторов // Древний Восток и античный мир. М., 1980; Menzel В. Assyrische Tempel. Rome, 1981. Bd 1-2; Malbran-Labat F. L’ar-mée et l’organisation militaire de l’Assyrie d’après les letters de sargonides trouvées à Ninive. Gen., 1982; Zawadzki S. The fall of Assyria and Median-Babylonia relations in light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan; Delft, 1988; Фоссе III. Ассирийская магия. СПб., 2001; Дандамаева М.М. Понятия «Ас-сирия», «Вавилония», «Месопотамия» в ан-тичной традиции // История и языки Древ-него Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002.

С. С. Соловьёва.

Искусство Ассирии характеризуется созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего идеям государственной военной мощи и богоподобного царя - непобедимого воина и великого полководца. На основе художественного наследия древнего Двуречья, хурритов Сирии и хеттов Малой Азии искусство Ассирии разработало и канонизировало формы, отличающие искусство деспотий Передней Азии вплоть до краха империи Сасанидов. Столицы Ассирии - Ашшур (около 14-9 веков до нашей эры), Кальху (9 век до нашей эры), Дур-Шаррукин (8 век до нашей эры), Ниневия (8-7 века до нашей эры) - были укреплёнными городами, имели прямоугольный план, были окружены рвом и зубчатыми стенами (из оштукатуренного сырцового кирпича на каменном фундаменте) с башнями-контрфорсами и воротами с входной аркой, фланкированными высокими, квадратными в плане бастионами. В строго регламентированной городской планировке главное место отводилось так называемой дороге процессий и возведённому на высокой платформе укреплённому царскому дворцу в цитадели. Дворец представлял собой ряд парадных, жилых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных по сторонам больших и малых внутренних дворов и имеющих общую плоскую крышу (Дур-Шаррукин). Строились храмы двух типов: зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец фланкировали огромные каменные статуи «шагающих» крылатых «шеду» с туловищем быка и головой царя. Нововведением было оформление дворцовых покоев орнаментальными фризами из глазурованного кирпича (резиденция Тукульти-Нинурты I, 13 век до нашей эры), применение клинчатой арки (Дур-Шаррукин), а также использование ортостатов в интерьерах, а не на фасадах, как у хурритов и хеттов. К 9 веку до нашей эры был выработан строгий канон изображения человека в рельефах и живописи: глаз, дальнее плечо - в фас, голова, ноги, ближнее плечо - в профиль; мускулистый корпус, крупные черты лица в обрамлении стилизованной причёски и длинной пышной бороды. Дворцовые рельефы (на бронзовых листах или плитах известняка с раскраской или подцветкой) демонстрируют эволюцию ассирийского имперского стиля. Самые знаменитые памятники - каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии со сценами львиной охоты (Британский музей, Лондон), сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическая выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавость ритуальных церемоний и триумфальных шествий. Памятники круглой скульптуры отличает торжественная застылость поз, обобщённость объёмов и орнаментальная трактовка деталей (статуи Ашшурнацирапала II, алебастр, и Салманасара III, базальт). Живопись представлена фрагментами росписей из дворца в Ашшуре. Высокого уровня достигло искусство глиптики (цилиндрической печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), ткачество, резьба по кости и дереву, художественная обработка металла.

Музыка . Рельефы со сценами царской охоты, победных шествий, строительные работ, пиров, культовыми сценами содержат изображения музыкантов-инструменталистов, реже певцов и танцоров. Один из специфических сюжетов - процессии музыкантов с арфами (угловыми вертикальными и горизонтальными), лирами, бубнами. Встречаются изображения лютни с длинной шейкой, двойного гобоя, трубы, первое в Месопотамии изображение псалтерия. Сохранились подлинные бронзовые тарелки и колокола.

Об ассирийской литературе смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976; Rashid S. А. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. М., 1990.

Е. М. Фраёнова (музыка).

Как возникла и погибла первая империя? История Ассирийского государства

Ассирия - одно только это название наводило ужас на жителей Древнего Востока. Именно ассирийская держава, обладая сильной боеспособной армией, первой из государств вступила на путь широкой завоевательной политики, а библиотека глиняных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, стала ценнейшим источником для изучения науки, культуры, истории, древнего Междуречья. Ассирийцы, принадлежавшие к семитской языковой группе (к этой группе относят также арабский и иврит) и пришедшие из засушливых районов Аравийского полуострова и Сирийской пустыни, по которым кочевали, обосновались в средней части долины реки Тигр (территория современного Ирака).

Их первым крупным форпостом и одной из столиц будущего Ассирийского государства стал Ашшур. Благодаря соседству и как следствие знакомства с более развитой шумерской, вавилонской и аккадской культурами, наличию Тигра и орошенных земель, наличию металла и леса, которого не имели их южные соседи, благодаря расположению на пересечении важных торговых путей Древнего Востока, у бывших кочевников складывались основы государственности, а поселение Ашшур превращалось в богатый и мощный центр ближневосточного региона.

Скорее всего, именно контроль над важнейшими торговыми путями толкнул Ашшур (именно так первоначально называлось ассирийское государство) на путь территориально-захватнических устремлений (помимо захвата рабов и добычи), предопределив тем самым дальнейшую внешнеполитическую линию государства.

Первым ассирийским царем, начавшим крупную военную экспансию, был Шамшиадат I. В 1800 году до н.э. он завоевал всю Северную Месопотамию, подчинил часть Каппадокии (современная Турция) и крупный ближневосточный город Мари.

В военных походах его отряды доходили до берегов Средиземного моря, а сама Ассирия начала соперничать с могущественным Вавилоном. Сам Шамшиадат I именовал себя «царем вселенной». Однако в конце XVI века до н.э. примерно на 100 лет Ассирия попадала под власть государства Митанни, располагавшегося в северном Междуречье.

Новый же всплеск завоеваний приходится на ассирийских царей Салманасара I (1274-1245 до н.э.), который уничтожил государство Митанни, захватив 9 городов со столицей, Тукультининурта I (1244-1208 до н.э.), значительно расширившего владения ассирийской державы, успешно вмешивавшегося в Вавилонские дела и совершившего удачный набег на могущественную Хеттскую державу, и Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), совершившего первое в истории Ассирии морское плаванье по Средиземному морю.

Но, пожалуй, наивысшего могущества Ассирия достигла в так называемый новоассирийский период своей истории. Ассирийский царь Тиглапаласар III (745-727 до н.э.) покорил практически все мощное Урартское царство (Урарту располагалось на территории современной Армении, до нынешней Сирии), кроме столицы, Финикию, Палестину, Сирию, достаточно сильное Дамасское царство.

Этот же царь без кровопролитий взошел на трон Вавилонии под именем Пулу. Другой Ассирийский царь Саргон II (721-705 до н.э.), проводя много времени в военных походах, захватывая новые земли и подавляя восстания, окончательно усмирил Урарту, захватил государство Израиль и силой подчинил Вавилонию, приняв там титул наместника.

В 720 г. до н.э. Саргон II разбил объединенные силы восставшей Сирии, Финикии и примкнувшего к ним Египта, а в 713 г. до н.э. совершает карательную экспедицию в Мидию (Иран), захваченную еще до него. Перед этим царем заискивали правители Египта, Кипра, Сабейского царства в Южной Аравии.

Его сыну и приемнику Синаххеррибу (701-681 до н.э.) досталась огромная империя, в которой в различных ее местах периодически приходилось подавлять восстания. Так, в 702 г до н.э. Синаххерриб в двух сражениях при Куту и Кише разбил мощное Вавилоно-Эламское войско (Эламское государство, поддержавшее восставшую Вавилонию, находилось на территории современного Ирана), захватив 200000 тысяч пленных и богатую добычу.

Сам же Вавилон, жители которого частью были истреблены, частью переселены в различные области Ассирийской державы, Синаххериб затопил спущенными водами реки Евфрат. Также Синаххерибу пришлось воевать с коалицией Египта, Иудеи и арабских племен бедуинов. В ходе этой войны был осажден Иерусалим, но взять его ассирийцам не удалось из-за, как полагают ученые, тропической лихорадки, подкосившей их армию.

Главным внешнеполитическим успехом нового царя Асархаддона стало покорение Египта. Кроме того, он восстановил разрушенный Вавилон. Последним могущественным ассирийским царем, на время правления которого приходится расцвет Ассирии, стал уже упомянутый собиратель библиотеки Ашшурбанипал (668-631 до н.э.). При нем в подчинение к Ассирии отошли доселе независимые города-государства Финикии Тир и Арвада, и был совершен карательный поход против давнего врага Ассирии Эламского государства (Элам тогда помогал брату Ашшурбанипала в борьбе за власть), в ходе которого в 639 г. до н.э. была взята иего столица - Сузы.

Во время правления трех царей (631-612 до н.э.) - после Ашшурбанипала - в Ассирии бушевали восстания. Бесконечные войны истощили Ассирию. В Мидии пришел к власти энергичный царь Киаксар, изгнавший со своей территории скифов и даже, по некоторым утверждениям, сумевший привлечь их на свою сторону, больше не считая себя ничем обязанным Ассирии.

В Вавилонии - давнему сопернику Ассирии - приходит к власти царь Набобаласар, основатель Нововавилонского царства, который также не считал себя подданным Ассирии. Два этих правителя заключили союз против их общего врага Ассирии и начали совместные военные действия. В сложившихся условия один из сыновей Ашшурбанипала - Сарак - был вынужден вступить в союз с Египтом, к тому моменту уже независимым.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в 616-615 гг. до н.э. шли с переменным успехом. В это время, воспользовавшись отсутствием ассирийской армии, мидийцы прорвались к коренным областям Ассирии. В 614 г. до н.э. они взяли древнюю священную столицу ассирийцев Ашшур, а в 612 г. до н.э. объединенные мидийско-вавилонские войска подошли к Ниневии (современный город Мосул в Ираке).

Ниневия со времен царя Синаххериба была столицей ассирийской державы, большим и красивым городом гигантских площадей и дворцов, политическим центром Древнего Востока. Несмотря на упорное сопротивлении Ниневии, город также был взят. Остатки ассирийской армии во главе с царем Ашшурубаллитом отступили к Евфрату.

В 605 г. до н.э. в битве при Каркемише близ Евфрата вавилонский царевич Навуходоносор (будущий знаменитый царь Вавилонни) при поддержке мидийцев разбил объединенные ассирийско-египетские войска. Ассирийское государство прекратило свое существование. Однако ассирийский народ не исчез, сохранив свою национальную самоиндентичность.

Каким было ассирийское государство?

Армия. Отношение к покоренным народам.

Ассирийское государство (примерно XXIV до н. э.- 605 до н.э.) в наивысший пик своего могущества владела по тогдашним меркам огромными территориям (современный Ирак, Сирия, Израиль, Ливан, Армения, часть Ирана, Египет). Для захвата этих территорий Ассирия располагала сильной боеспособной армией, не имевшей аналогов в тогдашнем древнем мире.

Ассирийская армия делилась на конницу, которая в свою очередь подразделялась на колесничью и простую конницу и на пехоту - легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов, например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа) стали широко применять простую конницу что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен.

Помимо данных родов войск, впервые в истории, в ассирийской армии применялись инженерные вспомогательные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак.

Также, довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или были опасны для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой.

Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоном 2 государства Израиль, 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошедшие в новозаветную притчу о «добром самаритянине».

Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считалось для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья.

Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако, постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукультининуртом 1 (1244-1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.

Главным основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накоплении богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога.

Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» - рубашки с коротким рукавом, широко распространенная в древнем ближнем востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи.

До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся наряду с «законами Хаммурапи» древнейшими юридическими памятниками.

В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.

Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.

Кто такие ассирийцы?

Современные ассирийцы - христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории.

Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийского народа.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы.

Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное армаеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква A.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам.

Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее - за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.

Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке.

Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Спасаясь от различных преследований, многие ассирийцы были вынуждены бежать с Ближнего Востока и рассеялись по всему миру. На сегодняшний день точную численность всех ассирийцев, проживающих в разных странах, установить не удается.

По некоторым данным их количество составляет от 3 до 4.2 млн. человек. Половина из них проживает в их традиционном месте обитания - в странах Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция, но больше всего в Ираке). Остальная половина расселилась по всему остальному миру. США занимают второе место после Ирака по численности ассирийского населения в мире (здесь больше всего ассирийцев проживают в Чикаго, где даже существует улица, названная в честь древнеассирийского царя Саргона). Проживают ассирийцы и в России.

Впервые ассирийцы появились на территории Российской империи после русско-персидской войны (1826-1828) и подписания Туркманчайского мирного договора. По этому договору христиане, проживающие в Персии, имели право переселяться в Российскую империю. Более многочисленная волна эмиграции в Россию приходится на уже упомянутые трагические события Первой мировой войны. Тогда многие ассирийцы нашли спасение в Российской империи, а затем в Советской России и Закавказье, как, например, группа ассирийских беженцев, шедших вместе с отступающими из Ирана русскими солдатами. Приток ассирийцев в советскую Россию продолжался и дальше.

Легче было ассирийцам, осевшим в Грузии, Армении - там климат и природные условия были более-менее привычны, была возможность заниматься знакомым земледелием и скотоводством. То же и на юге России. На Кубани, например, ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, и национальная музыка, и танцы.

Труднее было ассирийцам, осевшим в городах. Бывшим горцам-земледельцам, к тому же в большинстве своем неграмотным и не знающим русского языка (у многих ассирийцев вплоть до 1960 годов не было советских паспортов), трудно было найти себе занятие в условиях городской жизни. Московские ассирийцы нашли выход из этой ситуации, занявшись чисткой обуви, не требующей специальных навыков, и практически монополизировали эту область в Москве. Московские ассирийцы селились компактно, по племенному и односельному признаку, в центральных районах Москвы. Самым знаменитым ассирийским местом Москвы был дом в 3-м Самотечном переулке, населенный исключительно ассирийцами.

В 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Однако не только в футбол играли ассирийцы, но и в волейбол, о чем напомнил нам Юрий Визбор в песне «Волейбол на Сретенке» («Сын ассирийца ассириец Лев Уран»). Московская ассирийская диаспора продолжает существовать и сегодня. В Москве действует ассирийская церковь, а до недавних пор существовал ассирийский ресторан.

Несмотря на большую неграмотность ассирийцев, в 1924 году был создан Всероссийский союз ассирийцев «Хаятд-Атур», также в СССР действовали национальные ассирийские школы, издавалась ассирийская газета «Звезда Востока».

Тяжелые времена для советских ассирийцев настали во второй половине 30 годов, когда упразднили все ассирийские школы и клубы, а немногочисленное ассирийское духовенство и интеллигенция были репрессированы. Следующая волна репрессий обрушилась на советских ассирийцев после войны. Многие были сосланы в Сибирь и в Казахстан по сфабрикованному обвинению в шпионаже и вредительстве, несмотря на то что многие ассирийцы воевали вместе с русскими на полях Великой Отечественной войны.

Сегодня общая численность российских ассирийцев насчитывает от 14 000 до 70 000 человек. Больше всего их проживает в Краснодарском крае и в Москве. Достаточно много ассирийцев проживает в бывших республиках СССР. В Тбилиси, например, есть квартал Кукия, где живут ассирийцы.

Сегодня рассеянные по всему миру ассирийцы (хотя в тридцатые годы на заседании Лиги Наций обсуждался план переселения всех ассирийцев в Бразилию) сохранили свою культурную и языковую самобытность. У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление (по ассирийскому календарю сейчас 6763 год). Есть у них и свои национальные блюда - например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

Ассирийцы - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.