Коротко о царь колоколе. Интересная информация о царь-колоколе

Царь-колокол - гигантский колокол весом в 200 тонн, отлитый из бронзы российскими мастерами по указу Анны Иоанновны, является крупнейшим в мире колоколом, отлитым вручную. Так ни разу и не прозвонив, он был в 1837 году установлен на постамент как памятник российского литейного искусства. Находится на территории .

Фотографии Царь-колокола в Москве







История Царь-колокола

Императрица Анна Иоанновна приказала изготовить из разбитого колокола времен Алексея Михайловича новый колокол, только большего размера, доведя его весь до 10 тысяч пудов (около 164 тонн). Французский инженер Жермень с этим заданием не справился: он посчитал это шуткой. Тогда выполнить работу вызвался мастер Иван Моторин вместе с сыном. Но дело сразу не задалось: 1734 году, после двух лет подготовки, началась плавка металла, однако обнаружилась утечка из печей. В итоге произошел пожар, уничтоживший возведенную над колоколом деревянную конструкцию для его подъема. Все началось сначала, но через год пришла новая беда - умер Иван Моторин, так что работами начал руководить его сын Михаил. Работы завершились в ноябре 1735 года, однако еще несколько лет колокол находился в литейной яме - там его застал Троицкий пожар 1737 года. Тогда от колокола откололся 11-тонный кусок, который выставлен сейчас рядом с ним на постаменте.

Разрушение колокола объясняют две версии. Одна говорит, что трещины появились из-за попадания воды на раскаленный огнем металл и большой разницы температур. Другие исследователи считают, что виной всему - нарушения технологии литья. Именно поэтому колокол так долго оставался в литейной яме, а пожар оказался удобной возможностью для оправдания.

Как бы то ни было, колокол является выдающимся памятником истории и литейного искусства. Интересны не только невероятные размеры, но и барельефы тонкой работы, изображающие царя Алексея Михайловича, императрицу Анну Иоанновну, а также растительные орнаменты. Это понимали и 200 лет назад. Предпринимались неоднократные попытки поднять колокол из литейной ямы, однако удалось это только в 1836 году Огюсту Монферрану, построившему Исаакиевский собор в . По его проекту было создано подъемное устройство и постамент, на который водрузили Царь-колокол.

Сколько весит Царь-колокол

Царь-колокол весит около 200 тонн, а отколовшийся от него кусок - 11 тонн.

Царь-пушка и Царь-колокол

И Царь-колокол в умах людей всегда следуют рядом: стоит упомянуть одно, тут же вспоминаешь другое. И находятся они рядом, на территории Кремля. Пушка - между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, колокол - напротив колокольни. Однако пушка старше и, в отличие от колокола, могла исправно выполнять свои функции, хоть никогда и не участвовала в сражениях.

Где находится и как добраться

Царь-колокол находится в Московском Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого на Соборной площади. Удобнее всего подойти к кассам и входу в Кремль от станций метро "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина".

Время работы: вход на территорию Кремля осуществляется с 10:00 до 17:00, четверг - выходной. Стоимость билетов: несовершеннолетние проходят бесплатно, взрослый билет стоит 350 рублей, льготные в зависимости от посещаемой экспозиции - 250-300 рублей. Сайт:

Царь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота - 6,14 метра. Окружность - 6,6 метра, толщина стен - 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах - изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола - пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди - более 170 тонн (около 85%), олова - около 26,5 тонны (более 13%), серы - 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) - около 2 тони (1%)
  1. Шар с золоченым крестом - держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, - Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики - Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Испокон веков Россия славилась колокольным звоном. Поэтому неудивительно, что одной из главных достопримечательностей нашей страны является Царь-колокол.

«Голос» уникального колокола так никогда и не прозвучал, что со временем и стало одной из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание — такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Собственно говоря, тот Царь-колокол, который теперь известен всему миру, является продолжателем целой «царской династии». Первый русский «Царь-колокол» был отлит в начале XVII века и верой и правдой прослужил москвичам около 50 лет. Но в результате сильного пожара в Москве 40-тонная громадина рухнула на землю и разбилась.

В 1654 году был отлит новый Царь-колокол, причём на его отливку пошёл и металл, оставшийся от предшественника. Этот «монарх», весивший более 130 тонн, повторил судьбу предшественника — прослужив полвека, во время очередного московского пожара в 1701 году упал с колокольни и разбился.

Петру Великому , которого больше интересовали пушки и корабли, было не до колокола.

Главный колокол России должен был создать француз

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна . На сей раз вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Во Франции российским представителем было сделано щедрое предложение парижскому «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук» Жерменю .

Однако иностранный специалист, узнав, чего хотят от него русские, отказался наотрез. В итоге выполнение задачи поручили известному русскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину и его сыну Михаилу Ивановичу Моторину .

Подготовка проекта и его согласование растянулись на три года. По традиции, часть металла на изготовление нового колокола взяли из осколков его предшественника.

Учитывая размеры Царь-колокола, изготавливать его было решено прямо в Кремле. На Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно ее утрамбовав.

Были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Наконец, после завершения всех подготовительных работ 26 ноября 1734 года в Успенском соборе была проведена торжественная служба и получено церковное благословение. После этого началась плавка металла.

Сын за отца

Сказать, что процесс шёл тяжело, — это не сказать ничего. Уже через два дня вышли из строя две из четырёх печей. Ремонт шёл на ходу, и, возможно, из-за этого произошла новая беда — в результате взрыва сгорели почти все деревянные конструкции, что поставило проект под серьёзную угрозу.

Процесс отливки колокола, тем более подобной величины, идёт достаточно медленно. Он был в самом разгаре, когда 19 августа 1735 года внезапно умер Иван Моторин. Вся тяжесть работы упала на плечи его сына Михаила Моторина.

Наконец, 25 ноября 1735 года отливка Царь-колокола была завершена. Высота готового изделия составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн.

Когда металл остыл, начались чеканные работы — на колокол наносились декоративные украшения и надписи. Всё это время колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

Весной 1737 года работы по художественному оформлению Царь-колокола подходили к концу, и вскоре его «голос» должен был зазвучать над Москвой.

Великий раскол

Но здесь в дело вмешался... да, разумеется, очередной московский пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве, в том числе изменив судьбу Царь-колокола.

Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие бревна. Прибежавшие на пожар москвичи стали лить на колокол воду, опасаясь, что он расплавится от высокой температуры.

Однако неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин, в результате чего от колокола откололся кусок весом 11 тонн.

Существует ещё две версии того, как образовался осколок. По одной из них, причиной тому стало падение колокола при подъёме. По другой — трещины были вызваны технологическими ошибками при отливке колокола, а затем «списаны» на очень кстати случившийся пожар.

Как бы то ни было, к расколовшемуся гиганту интерес был утерян, и его оставили в яме на целое столетие.

Со временем в яму стали организовывать экскурсии для любопытных, которым хотелось своими глазами увидеть самый большой колокол. Выдвигались проекты подъёма колокола в конце XVIII и начале XIX века, но от них отказались из-за сложности и дорогивизны. Было предложение и о восстановлении колокола путём спайки, но оно было отвергнуто — у «восстановленного» Царь-колокола звучание было бы дефектным. А фальшивящий колокол куда хуже, чем молчащий.

Туристы осматривают Царь-колокол. Фото: www.globallookpress.com

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану , который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.

С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.