Маслоу биография кратко самое важное. Маслоу Абрахам Харольд: гуманистическая теория личности

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Введение

Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.

Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу

· Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потрбеностей

· Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации

Абрахам Маслоу

Биография

Амбрахам Маслому (1 апреля 1908 -- 8 июня 1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

Работы А. Маслоу

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» -- диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год).

В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Маслоу изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период.

Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер.

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Вис-консинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов.

После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека.

Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.

Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах.

Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества.

Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдш-тейном, который первым использовал сам термин.

Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Сам-нера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.

Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности.

Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви и привязанности;

4) потребность в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.»

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

2) принятие (себя, других, природы);

3) спонтанность, простота, естественность;

4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

5) некоторая отъединенность и потребность в уединении;

6) автономия, независимость от культуры и среды;

7) постоянная свежесть оценки;

8) мистичность и опыт высших состояний,

9) чувства сопричастности, единения с другими,

10) более глубокие межличностные отношения;

11) демократическая структура характера;

12) различение средств и целей, добра и зла;

13) философское, невраждебное чувство юмора,

14) самоактуализирующееся творчество;

15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации

1 Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.

2 Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития

3 Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.

4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.

5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума

6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.

7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования.

8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией.

В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии.

Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

АБРАХАМ КАРЛ. Карл Абрахам родился 3 мая 1877 г Его родители были приверженцами иудаизма, и в доме всегда строго соблюдались все обряды и правила. После поступления в университет Абрахам несколько отошел от соблюдения этих правил, несмотря на то что это спровоцировало

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

АБРАХАМ ЛУИ БРЕГЕ Бетанкура и Маничарова связал их общий друг Абрахам Луи Бреге - знаменитый французский часовщик. Он родился в 1747 году в швейцарском городе Нёфшателе. В возрасте пятнадцати лет переехал во Францию, где прошел серьезное теоретическое и практическое

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Маслоу (1908–1970) С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста стали одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря,

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Майкельсон Альберт Абрахам (1852-1931) Американский физик Альберт Абрахам Майкельсон родился в Стрельно (Германия), близ польской границы, в семье торговца Сэмуэля Майкельсона и дочери врача Розали (Пжлюбска) Майкельсон. Альберт был старшим из трех детей. Когда ему было два

Из книги Всем бедам назло автора Норрис Чак

Ваксман Зельман Абрахам (1888-1973) Американский микробиолог и биохимик Зельман Абрахам Ваксман родился в маленьком украинском местечке Нова-Прилука, что в 15 км. от Винницы, в семье мелкого арендатора Якова Ваксмана и владелицы промтоварного магазина Фрейды Ваксман (урожд.

Из книги автора

Чак Норрис Кен Абрахам Всем бедам назло ГЛАВА 1 Сигнал тревоги Я встретился взглядом со своим телохранителем и сразу понял, что что-то случилось. Я находился в Вашингтоне, куда был приглашен в качестве особого гостя недавно избранного президента Соединенных Штатов

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории , занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля (1908-04-01 )
Место рождения Бруклин , Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня (1970-06-08 ) (62 года)
Место смерти Менло-Парк , Калифорния
Страна США США
Научная сфера психология , основатель гуманистической психологии
Место работы
Альма-матер
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas [d]
Награды и премии
Абрахам Маслоу на Викискладе

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм . Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году , по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете , где профессором психологии был Э. Б. Титченер .

В Висконсинском университете он стал бакалавром (), магистром () и доктором наук () . Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов .

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы . В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса . Он проработал там до 1969 года . Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология .

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого .

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии - революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет .

Сестра - антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса .

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях » (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии , получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание .

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил

Старший из семерых детей Самуэля и Розы Маслоу, Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке. Родители его были евреями, иммигрировавшими в США из России.

Рос мальчик в многонациональном квартале. Семья была бедной, родители к детям были безразличны и мало о них заботились.

Отец так часто обижал и унижал мальчика, что тот искренне поверил в свою никчёмность. Мать же его была грубой и эгоистичной женщиной, от которой дети не видели ни любви, ни заботы.

Вдобавок ко всему, Абрахам был единственным евреем среди мальчишек в окрестностях, а потому стал жертвой яростного антисемитизма, подвергаясь постоянным нападкам за свою религию.

Всевозможные перипетии жизни заставляют мальчика искать спасения в библиотеке, где он открывает в себе любовь к книгам.

Он учится в Средней мужской школе, где является участником целого ряда тематических клубов. Также, в течение целого года, он принимает участие в выпуске «Латинского журнала» и школьной газеты на темы физики.

После окончания школы Маслоу поступает в Нью-Йоркский городской лицей, а по вечерам берёт уроки правоведения. Однако, вскоре осознав, что занятия правом – дело вовсе не его, он бросает дополнительные занятия.

Позже, Абрахам поступает в Висконсинский университет на факультет психологии. Там он занимается исследованиями в области экспериментального бихевиоризма. Благодаря этой работе, в нём упрочилось позитивное мировоззрение. В 1931 г. Абрахам Маслоу получает степень магистра психологии.

Научная деятельность

В 1937 г. Маслоу становится членом профессорско-преподавательского состава Бруклинского колледжа, где проработает до 1951 г. Когда, в 1941 г., США вступила во Вторую мировую войну, Маслоу был уже слишком стар и непригоден для воинской службы. Однако же ужасы войны вдохновляют его на развитие идей мира и влияют на его теории в психологии, помогая создавать науку гуманитарной психологии.

Большой след в душе Маслоу оставил образ жизни и действий двух его научных наставников – психолога Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт, – впоследствии и заложив основу его исследованиям в области душевного здоровья и человеческого потенциала.

В 1943 г., в своей статье «Теория мотивации человека», появившейся в журнале “Psychological Review”, Маслоу предлагает собственную систему иерархии потребностей. Подробное объяснение этой теории было дано в вышедшей в 1954 г. книге «Мотивация и личность».

Маслоу придерживается точки зрения, что у любого человеческого существа есть ряд потребностей, которые, для достижения самореализации, должны быть удовлетворены в определённом порядке. Согласно его классификации, потребности человека располагаются в следующем порядке: физиологические потребность, стремление к безопасности, необходимость принадлежать к определённой социальной группе и быть любимым, тенденция к уважению, потребность к самореализации и тяготение к превосходству. Будучи психологом-гуманистом, Маслоу искренне верит в то, что каждому индивиду для достижения самореализации необходимо полностью осознать свой потенциал. Свою теорию он подкрепляет изучением личностей Альберта Эйнштейна, Генри Дэвида Торо, Рут Бенедикт и т.д. – тех, кому, по его мнению, успешно удалось достигнуть самореализации.

В 1951 г. Маслоу становится профессором в Брандейском университете. Там он будет преподавать до 1969 г., пока не перейдёт в штат Лафлинского института в Калифорнии.

В 1961 г. Маслоу, совместно с психологом Тони Сутичем, основывает журнал “The Journal of Humanistic Psychology”, который публикует научные статьи и поныне.

Основные работы

Величайшим вкладом в психологию Маслоу является его теория иерархии потребностей, предложенная им в 1943 г. На этой классификации потребностей основываются многочисленные исследования в области социологии, менеджмента, психологии, психиатрии и т.д.

Личная жизнь и наследие

В 1928 г., когда ему едва исполнилось 20 лет, Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте. И этот брак становится для него началом счастливой семейной жизни. Их жизнь в любви и согласии продолжалась до самой смерти Абрахама. От этого союза на свет появилось две дочери.

На протяжении многих лет Маслоу имел проблемы с сердцем, и в 1967 г. пережил серьёзный приступ. Три года спустя, в 1970 г., после второго удара, он умирает.

Американская психологическая ассоциация ежегодно вручает премию Абрахама Маслоу за значительный вклад, вносимый в реализацию перспективных исследований в область дальнейших изучений человеческой души.