Международная игра конкурс русский медвежонок. Задания конкурса-игры "Русский медвежонок". Русский медвежонок - языкознание для всех

Учащиеся всех возрастных категорий могут принять участи в международной олимпиаде «Русский медвежонок – языкознание для всех». Участие, и тем более победа в этом конкурсе пополнит портфолио достижений грамотой или сертификатом участника. Победители получают ценные призы.

История «Русского медвежонка» начинается с 2000 г. С каждым годом популярность конкурса растет. А это говорит о мотивированности школьников к изучению русского языка, что и является целью проведения интеллектуального соревнования. Олимпиада школьников приобрела известность не только в нашей стране. Дети других стран (США, Японии, Израиля, Кубы, Индии), изучающие русский язык, также участвуют в соревнованиях. В 2000 г. участниками олимпиады были 64 тыс. школьников, а в 2016 более 2млн.

Участие в лингвистическом конкурсе доступно каждому, не зависимо от оценки по русскому языку. Олимпиада школьников проходит в школах, ехать никуда не надо. Задания высылаются прямо в учреждения образования. Это ещё одно преимущество конкурса.

Интеллектуальное состязание проводится по пяти возрастным группам, начиная со второго класса. Но даже учащиеся 1 классов могут принять в нем участие.

Возрастная группа Классы Количество заданий
I 2-3 28
II 4-5 30
III 6-7 30
IV 8-9 30
V 10-11 30

Для участия в олимпиаде школьникам не обязательно готовиться специально. Результаты предыдущих лет показывают, что даже без специальной подготовки дети могут ответить на несколько вопросов. А вот для победы и получения приза придется потрудиться:

  1. Добросовестно изучать русский язык в школе.
  2. Читать художественную литературу не только по программе.
  3. Изучать задания и ответы олимпиады за предыдущие годы. Официальный сайт «Русского медвежонка» предоставляет такие материалы.
  4. Любить и уважать русский язык.

Международная олимпиада является своего рода тренировкой к Всероссийской школьной олимпиаде. Задания выстроены по принципу ЕГЭ. Своеобразие заданий делают её увлекательной, а тестовая форма – облегчает выбор правильного ответа. В заданиях пять вариантов ответов, достаточно выбрать один. Результаты ответов записываются в бланки. Регулярное участие в конкурсе дает положительные результаты:

  • дети учатся самостоятельно принимать решения;
  • развивается логика мышления;
  • замысловатые задания конкурса развивают творчество;
  • происходит накопление знаний по предмету;
  • появляется интерес к более глубокому изучению русского языка.

Конкурс раскрывает многогранность, благозвучие и богатство русского языка. Показывает детям насколько увлекательно и интересно может быть познание родной речи.
Учителя в школах успешно используют материал олимпиад на уроках.

Олимпиада школьников проходит в один день по всей России, как правило, в ноябре. В 2017 г. дата определена – 15 ноября. Время на решение составляет 1 час 15 минут. Бланки с ответами отправляются в региональный комитет, а оттуда в Москву, где происходит обработка результатов. Итоги соревнования высылаются в школы в январе месяце. Дети получают сертификаты участников всероссийского образца, грамоты, дипломы и призы.

) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, через два — почти 424000 школьников, а в 2008 году в «Русском медвежонке» приняли участие более 2 327 000 школьников из 19 стран. В России в прошлом году в конкурсе участвовало 18 с лишним процентов от общего числа школьников страны.

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

За десять лет накоплено более тысячи трёхсот задач-тестов, а авторский коллектив насчитывает уже более 50 человек. Задачи после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых разных курсах русского языка.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого .
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро .
(А) (1) тореро и (2) сомбреро ;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро ;
(В) (1) тореро и (2) тореро ;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро ;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка ; (Б) румынка ; (В) итальянка ; (Г) японка ; (Д) корейка .

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна ; (Б) зайчиха ; (В) львица ; (Г) актриса ; (Д) японка .

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров [роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб , [шум] — шум , — ешь , [л’эj] — лей . Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всего мёда Кролика не хватило Винни-Пуху ; Винни-Пух ничего не боялся ; Пятачку некого было дожидаться ; Крошка Ру сбежал из отчего дома ; Сове не хватало какого-нибудь полого предмета . Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро , то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка , румынка , итальянка , японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц , львица — лев , актриса — актёр , японка — японец . Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета ? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание . В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык» . Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на

Конкурс «Русский медвежонок» считается «младшим братом» популярного и любимого международного конкурса «Кенгуру». Образовательный фонд «Айб» является эксклюзивным организатором конкурса «Русский медвежонок: языкознание для всех» в Армении (с 2010 года) и в Арцахе (с 2011 года). Главная цель конкурса — вызвать всеобщий интерес к русскому языку, сделать его более привлекательным для детей, показав всё очарование и богатство русского языка.

Kонкурс «Русский медвежонок 2019» в Армении состоялся 14 ноября . В конкурсе приняли участие школьники 2-12 классов из 303 школ со всех регионов Армении и 17 школ Арцаха.

Задания и ответы «Русского медвежонка 2019» можете скачать

Материалы конкурса (можете скачать ниже)

Сообщаем, что участники конкурса могут производить оплату через терминалы «Телселл» и «Изи Пей» и в ВТБ банке . В случае оплаты через терминалы «Телселл» предварительно уточните код вашей школы.

Материалы об оплате:

Задания и ответы конкурса «Русский медвежонок» с 2014 по 2018 гг. можете скачать

Конкурс «Русский медвежонок» помогает распространению русского языка в Армении и способствует развитию и совершенствованию языкового мышления у детей, вызывает у них желание изучать новые иностранные языки.

Задания из школьной олимпиады по русскому языку «Русский медвежонок» — 2012 для 2-3 классов. Конкурс проводился 15 ноября 2012 года. Хотя приведённые ниже задания рассчитаны на школьников 2-3 классов, даже родителям решить некоторые из них будет не просто. Придется сильно напрячь свои извилины и перерыть массу справочной литературы. Кстати, раньше книгу считали лучшим подарком, а в телеигре «Что? Где? Когда?» книги даже были призами. Раньше книги были дефицитом, а сегодня лучшим, на мой взгляд, подарком или призом будет мобильный интернет подключение , что позволит в любом месте и в любое время получить практически любую книгу и массу другой полезной информации.
Все задания конкурса, а их 28, разделены на три группы по степени сложности. Сегодня я предлагаю размять мозги, выполнив задания первой группы.
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. По шахматным полям ходит
(А) пёс; (Б) кот; (В) конь; (Г) бык; (Д) петух.

Плохо понятно при чем тут русский язык, но ответ «В»

2. Какого слова не существует?
(А) прабабушки; (Б) правнуки; (В) прадети; (Г) прадедушки; (Д) все эти слова существуют.

3. Смех, грохот, шелест. Какой из этих звуков обычно самый тихий, а какой – самый громкий?
(А) самый тихий – смех, самый громкий – грохот;
(Б) самый тихий – шелест, самый громкий – смех;
(В) самый тихий – смех, самый громкий – шелест;
(Г) самый тихий – шелест, самый громкий – грохот;
(Д) самый тихий – грохот, самый громкий – смех.

Я надеюсь все догадались, что правильный ответ «Г»

4. Последняя согласная буква в алфавите – это
(А) Я; (Б) Ш; (В) Ъ; (Г) Щ; (Д) Ь.

5. Маленький Федот решил наблюдать за погодой. Утром посмотрел в окно – дождь идет. Записал в дневник: Идет дождь. Днем посмотрел – а дождя нет. Записал: Дождь перестал. Вечером ещё раз посмотрел в окно. А там дождь. Что записать Федоту?
(А) Дождь ещё идет. (Б) Дождь опять идет. (В) Дождь уже идет. (Г) Дождь всё идет. (Д) Дождь пока идет.

(Б) Дождь опять идет.

6. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу
У меня есть … друзей?
(А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.

(В) пятерня

7. Винни-Пух и поросёнок Пятачок - друзья. В этом предложении подчёркнутые части можно поменять местами: Поросёнок Пятачок и Винни-Пух - друзья. В каком предложении этого сделать нельзя?
(А) Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Иа-Иа.
(Б) Винни-Пух сочинял кричалку и ел мёд .
(В) Пятачок споткнулся и упал .
(Г) Ослику подарили пустой горшочек и лопнувший шарик .
(Д) Иа-Иа было смешно и грустно .

(В) Пятачок споткнулся и упал. Наоборот ну никак не получится.

8. Никто никогда не видел
(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков;
(Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.

(Г) стаю коров. Это потому что они улетают на юг темными ночами:-)

Среди многочисленных соревнований для школьников значительной популярностью пользуется международная олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех». За прошедшие годы число участников возросло с нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов в 2017-2018 году. Помимо России эта олимпиада проходит также в других странах мира. Наибольший интерес к ней проявляют русскоязычные жители так называемого «постсоветского пространства» (Белоруссия, Казахстан, Украина, Молдавия, Литва, Латвия и др.).

Организаторы

«Русский медвежонок» проводится с 2000 года совместно несколькими организациями, в частности:

  • ООО «Слово»;
  • ООО «Игра»;
  • «Вятский центр дополнительного образования»;
  • «Центр дополнительного образования одаренных школьников» (город Киров).

По сложившейся традиции научное руководство и общую поддержку конкурсу осуществляет Институт лингвистики при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).

Миссия конкурса

Главной целью «Русского медвежонка» является провоцирование интереса к русскому языку среди молодежи, повышение грамотности подрастающего поколения. Кроме того, учредители олимпиады заявляют, что она помогает подготовиться к экзаменам. Отдельно проводятся игры-конкурсы с тем же названием для школьных учителей, а также для лиц, изучающих русский язык как иностранный. В центральный оргкомитет конкурса, который базируется в Кирове, входят сотрудники РГГУ, ведущие лингвисты страны, кандидаты филологических наук. Они же являются членами Методической комиссии, которая разрабатывает тестовые задания.

Требования к участникам

К участию в «Русском медвежонке» в 2018-2019 году допускаются все желающие школьники, начиная со второго класса. Первоклассники могут попробовать свои силы в частном порядке. Олимпиада проводится в образовательных учреждениях, которые прошли авторизацию в центральном или региональном оргкомитете «Русского медвежонка». Для официальной регистрации статус учебного учреждения (муниципальная школа, негосударственная гимназия и др.) значения не имеет.

Обязательное требование к потенциальным участникам - уплата денежного взноса. Его размер географически дифференцирован, обычно он составляет 70-80 рублей (наибольшая сумма для Москвы и некоторых других территорий). Дети-сироты, дети-инвалиды и учащиеся школ-интернатов освобождаются от уплаты обязательного денежного взноса. Им необходимо представить соответствующие документы.

Важно! Данный конкурс не является коммерческим, внесенная плата используется для покрытия организационных издержек, а также для покупки ценных подарков для победителей и призеров.

На официальном сайте состязания www.rm.kirov.ru можно найти статистику и задания за прошедшие годы, которые помогут школьникам, их родителям и учителям лучше готовиться к олимпиаде.

Организационные вопросы

«Русский медвежонок» проводится единовременно, без предварительного отбора, как правило, в середине ноября. Соревнования проходят в зарегистрированных образовательных учреждениях, в очной форме. Участникам необходимо аккуратно заполнить предварительно разосланные по регионам бланки с заданиями конкурса. Они включают тестовые вопросы трех степеней сложности с несколькими вариантами ответов (28 вопросов для младших классов, 30 для всех остальных). Задания заметно отличаются в зависимости от возраста участников. Всего выделено пять целевых групп:

  • учащиеся 2-3 классов;
  • учащиеся 4-5 классов;
  • учащиеся 6-7 классов;
  • учащиеся 8-9 классов;
  • учащиеся 10-11 классов.

Вопросы требуют от школьников не только формальных знаний, но и наличия воображения, творческих способностей, интуиции и даже чувства юмора. Для правильного ответа на большинство вопросов углубленное изучение русского языка и литературы не обязательно.

Точная дата проведения соревнований назначается заранее. Время, отведенное на выполнение заданий, обычно составляет около полутора часов. По ходу состязаний конкурсанты не должны совещаться друг с другом, получать какие-либо подсказки от взрослых. Нельзя пользоваться словарями, учебниками, шпаргалками или любыми электронными устройствами. За нарушения правил олимпиады налагается дисквалификация.

Проверку работ осуществляет специальная оценочная комиссия, состоящая из профессиональных филологов, лингвистов, научных сотрудников РГГУ. В январе-феврале 2019 года центральный оргкомитет объявит результаты олимпиады, которые будут разосланы по всем учебным заведениям, участвовавшим в конкурсе. Лауреатам выдают дипломы, а также дарят различные призы (кружки с эмблемами соревнований, медали, значки, брелоки, ручки, брошюры и др.). Каждый участник имеет право на получение памятного сертификата.

Для обсуждения спорных ситуаций, итогов соревнований и прочих тем организаторы конкурса создали специальный Интернет-форум cdoosh.ru/forum/index.php . Любой желающий может зарегистрироваться на этом ресурсе и задать интересующие его вопросы.

Большинство участников «Русского медвежонка» не становятся профессиональными филологами или лингвистами. Организаторы этого игрового конкурса не преследуют таких целей. Однако олимпиада дает возможность детям и подросткам испытать себя, проверить свои знания русского языка, победить распространенные опасения и фобии перед неизбежными экзаменами. Приобретенный опыт и навыки участника «Русского медвежонка», наверняка, окажутся полезными в дальнейшей учебе и для успешной карьеры в будущем.