Музей истории вмф подводная лодка. Где находится база? «Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Фото: static.panoramio.com

«Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер. - А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться…» А. П. Чехов, «Пересолил».

В моем советском детстве был популярен фразеологизм «на всякий пожарный»… О нем я невольно вспомнил при написании этой статьи. Сегодня поговорим об объекте, цели строительства которого с удивительной точностью характеризуют значение и смысл вышеупомянутого фразеологизма.

Построенный на всякий (особый) случай, в режиме строжайшей секретности. Спроектированный лучшими советскими инженерами, по приказу Сталина. Когда-то стратегически важный объект спустя 42 года стал просто музеем. К счастью…

Объект 825 ГТС

Бывший военно-секретный объект времен «холодной войны» — одна из главных достопримечательностей Балаклавы. Имеет несколько названий — Объект 825 ГТС, К-825, иногда называется просто — «Музей холодной войны».

Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок и закрытая со всех сторон от ветра и волн, Балаклавская бухта, незаметная со стороны моря, скрытая горами — была идеальным местом для строительства.

Огроменные склады для хранения продовольственных продуктов, топливные хранилища, тайники для военного снаряжения и боевых снарядов — всё это было построено здесь на случай атомной войны. При строительстве учитывалась возможность выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

Для сравнения — «Little Boy» («Малыш»), сброшенный на Хиросиму в августе 1945 года, обладал мощностью эквивалентной от 13 до 18 килотонн тротила. А сброшенная тремя днями позже — 9 августа 1945 на город Нагасаки атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») обл. мощностью эквивалентной 21 килотонны тротила.

Немного истории

Замысел о строительстве военно-стратегического объекта такого масштаба впервые появился в послевоенный период, когда обе сверхдержавы - СССР и США стали активно наращивать свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву:

город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

«Балаклава», бухта.

Подземный комплекс строился 8 лет. Начали строить в 1953 г. — в год смерти Сталина, а закончили в 1961 г. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности, дабы не засветиться перед пролетающими вражескими спутниками, вывоз породы производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом подключили специалистов-метростроевцев, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Расположение и характеристики

Располагается музей в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Вход в канал (штольня) со стороны Балаклавской бухты. А выход в открытое море пробурили в северной стороне горы. И выход и вход с двух сторон по необходимости могли быть перекрыты специальными плавучими батопортами, вес каждого из них достигал 150 тонн. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект был рассчитан на одновременное размещение сразу 7 подводных лодок. Длина канала внушительная — 602 метра. Глубина достигает 8 м, а ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь объекта составила 15 тыс. квадратных метров, а находившиеся там люди могли провести автономно до 30 суток.


Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет. После распада СССР объект законсервировали, и за короткий срок это место облюбовали вездесущие мародеры, растаскивая все более-менее ценное. В 2000 году объект перешел на баланс Украины. И уже в 2003 году Киев принял решение рассекретить объект, сделав из него музей.

Все, что связано с подводным флотом, очень интересует любознательных людей. Ведь это одна из военных сфер, да еще такая загадочная. Художественные фильмы о героизме подводников только подогревают интерес, который бывает негде удовлетворить. Поэтому музеи на подводных лодках очень популярны у нас и за рубежом.

Музей «Подводная лодка» открыт на настоящей боевой субмарине. Здесь наглядно можно познакомиться с обстановкой, в которой находятся моряки подводного флота, можно прочувствовать, каково это – нести службу на подлодке. В мире этот музей не единственный из тех, которые оборудованы на подлодке, но в Москве раньше не было ничего похожего.

Организовали музей на подлодке в 2003 году. Тогда военная подводная лодка «Новосибирский комсомолец», двадцать лет достойно отслужившая на Северном флоте, была «отправлена на пенсию» и отбуксирована на стоянку возле набережной, в известном московском парке «Северное Тушино». Эта экспозиция – одна ступень в грандиозном музейном комплексе, посвященном российскому флоту. Когда-то должны открыться для посетителей другие военные суда и самолеты-амфибии. Пока эти грандиозные намерения только в планах. Но и в своем нынешнем виде музей полон посетителями.

В шкуре «морского волка»

Во время экскурсии можно не только увидеть и услышать множество интересных фактов об увлекательной и нелегкой службе подводников. Экскурсантам разрешается трогать почти все экспонаты, можно позвонить в судовой колокол, посидеть в служебном кресле штурмана, постараться за секунду нырнуть в люк (стандартный норматив моряка-подводника). Эти интерактивные действия приводят в бурный восторг детей, взрослым такое нравится не меньше, хотя они ведут себя немного тише.

Для того чтобы музей был удобен для гостей, лодку пришлось немного модернизировать. Сделали вход и выход для экскурсантов, некоторые внутренние люки заменили проходами, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями тоже могли погостить здесь наравне со всеми. Все пространство подлодки-музея имеет семь отсеков.

Посетители могут посетить каюты, осмотреть рубку управления, оценить медицинский изолятор, заглянуть в специфический душ и гальюн.

Особое оживление вызывают торпедные отсеки с боеприпасами – торпедами и минами. Интересно взглянуть на водолазные костюмы. Очень познавательно побывать в отсеках, поддерживающих жизнедеятельность и маневренность судна: это система обеспечения воздухом, рубка гидроакустики, радиорубка и навигационные приборы.

В самой подлодке неожиданно можно увидеть фигуру моряка в военной форме или тельняшке, а на кормовой части вдруг возникает кок в белом халате.

На территории музея в сувенирной лавке можно купить сувениры и книги по морской тематике. Перед лодкой стоят несколько радарных устройств и торпеда. Здесь же можно полюбоваться настоящим, не сувенирным, Андреевским флагом.

Экскурсии проводятся в группах не более 13 человек. Гиды беседуют с гостями не только на русском языке, но и на многих европейских, а также на китайском, корейском, японском, иврите. Поэтому музей популярен как среди россиян, так и на международном уровне.

После посещения музея «Подводная лодка» становятся известны такие потрясающие факты, о которых раньше даже не приходило в голову задумываться. Например, почему каждые десять дней вся одежда подводников утилизируется? После такого понимаешь, что просто служить на подлодке – это уже мужественный поступок. А опасности, которые подстерегают экипаж в бою, просто потрясают. Хочется еще раз почтительно преклониться перед скромными героями – моряками-подводниками.

В десяти километрах от Севастополя находится живописный курортный городок — Балаклава. Еще совсем недавно, во второй половине XX века, он был закрытым для посещения туристов. Виной тому стала подземная военно-морская база в Балаклаве.

Когда в пятидесятые годы прошлого столетия только начиналась холодная война, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз стали наращивать арсеналы атомного вооружения, угрожая превентивными ударами друг другу, а также ударами возмездия. Именно в этот сложный исторический период Сталин отдал секретный приказ Берии: найти место для базирования советских подводных лодок, для нанесения ядерного удара.

Выбор спецслужб пал на мирную и тихую Балаклаву. Город тут же засекретили, его название исчезло с карты Крыма. Город превратился в один из но не в обычный, а в особо секретный: войти сюда можно было только по спецпропускам. Сталин лично рассматривал и визировал проект секретной базы по ремонту и техническому обслуживанию Так, появилась первая и единственная в мире подземная гавань, имеющая на своей территории завод по ремонту субмарин, получившая название — объект № 825.

Где находится база?

Когда-то секретная подземная база, а сегодня военно-морской комплекс «Балаклава» находится в одноименной бухте, в горе Таврос. У нее есть два выхода, а вход в канал — со стороны бухты. Его сотрудники назвали штольней. В случае возникновения угрозы, вход в нее блокировался огромным батопортом, весом сто пятьдесят тонн.

На северном горном склоне был сооружен выход лодок в море. Его тоже закрывал батопорт. Необходимо отметить, что все отверстия в горе были столь мастерски укрыты различными маскировочными приспособлениями, что их очень сложно было заметить даже на близком расстоянии.

История строительства

Сегодня подземный военно-морской музейный комплекс является самой популярной История секретного объекта началась в далеком 1957 году. Для сохранения конфиденциальности строящемуся объекту дали вполне мирное называние — ГТС (городская телефонная станция) № 825. Существует и вторая расшифровка аббревиатуры — «гидротехническое сооружение». Она более логична: мало кто мог бы поверить в строительство телефонной станции в горе Таврос.

Специалисты в создании подобных комплексов утверждают, что ни один из них (рассекреченных) и сегодня по величине и мощи не превзошел базу в Балаклаве. Строительство велось поэтапно, при этом рабочий день был разбит на четыре смены. Строители вывезли с западного утеса горы Таврос строители более двухсот тысяч кубометров грунта.

Так, появился глубоководный канал, цеха, сухой док, арсеналы, подземные дороги, хранилища, причалы, командный пункт. Породу вывозили глубокой ночью, в целях конспирации, когда маленький южный городок спокойно спал. Баржами ее вывозили и сбрасывали в море.

Сотрудничество с метростроевцами

Изначально возведение этого объекта было поручено военным специалистам, но они неожиданно столкнулись со сложностями во время бурения грунта. Правительство страны приняло решение о привлечении к работе метростроевцев, которые и помогли построить подземный канал, глубина которого была более восьми метров. На разных участках его ширина колебалась от восьми до двенадцати метров.

Секретная подводная база заняла огромную территорию (более пяти тысяч метров квадратных). Площадь акватории, под которой находится объект, составляет три тысячи метров. Первая очередь объекта (ремонтная база) была сдана в 1961 году. Топливные склады для хранения ГСМ, объемом девять с половиной тысяч тонн вошли во вторую очередь, строительство которой было завершено в 1963 году. Подводный завод мог вместить до семи судов. Надо сказать, что даже сегодняшних военных специалистов этот показатель впечатляет.

Весной 1994 года с территории базы в море вышла последняя субмарина. С тех пор уникальный объект оказался заброшенным и попросту расхищался.

Для чего строился объект?

Этот вопрос интересует многих, кто сегодня посещает уникальный музейный комплекс в Балаклаве. Напомним, что строительство объекта велось в годы холодной войны, когда до предела была накалена международная обстановка.

База создавалась для технического обслуживания и ремонта и подводных лодок класса 633 и 613. На территории объекта хранились запасные части к подводным судам и боеприпасы. В центральную штольню входили семь лодок этих типов, однако в экстренных случаях проектом предусматривалось размещение до четырнадцати судов различного класса.

Кроме того, проектировщиками была предусмотрена специальная штольня (на случай ядерной атаки) для погружения лодок на станцию под водой. Здесь же, кроме обычных видов вооружений, находилось и ядерное оружие.

Недостатки комплекса

Современные специалисты нередко спорят, обсуждая, была ли база действительно уникальным и идеальным объектом, или у нее были недостатки. По поводу уникальности возражений, как правило, не возникает, а что касается недостатков сооружения, то они, конечно же, были.

За время строительства подводной станции, стали поступать на вооружение Черноморского флота новые образцы — подводные лодки 625 класса, которые работали на дизельном топливе. Они уже не могли уместиться в созданных каналах. Кроме того, на территорию базы было довольно сложно попасть даже во время слабого шторма.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание

Это огромное сооружение, которое расположено глубоко под землей было способно защитить от атомного взрыва - к примеру, при поражении атомной бомбы, мощностью не менее ста килотонн. В этом случае все боеприпасы, подводные суда и работающий там персонал остались бы невредимы.

Сегодня военно-морской музей «Балаклава» в Севастополе открыт для всех желающих. Он был основан в 2003 году, когда объект № 825 был рассекречен. Экскурсии проводятся группами по двадцать человек. Время экскурсии - около часа.

Экскурсионные маршруты

Музей подводных лодок в Балаклаве можно осмотреть по одному из двух предлагаемых маршрутов. Базовая экскурсия — это пешеходная часовая прогулка по лабиринтам горы Таврос. В этот маршрут включены посещения секретного объекта для укрытия лодок, судоходного канала, арсенала ядерного оружия, которое сегодня преобразовано в просторные выставочные залы.

Второй маршрут более короткий: за полчаса вы сможете осмотреть балаклавский подземный музейный комплекс, проехав на катере, совершить путешествие по подземному каналу, увидеть цеха по обслуживанию субмарин, посетить стометровый сухой док, который находится на глубине восемь метров и посмотреть на настоящую которая предназначалась для поражения морских целей неприятеля и была способна уничтожить все в радиусе 100 м.

Заводская паттерна

Это огромный транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Его длина - 296 метров, высота четыре с половиной метра, ширина - четыре. Это помещение использовалось для транспортировки торпед из МТЧ и доставки оборудования и материалов в цеха. Кроме того, здесь было оборудовано убежище для персонала.

Подземный док

На всех, кто впервые посещает военно-морской музейный комплекс «Балаклава», особое впечатление производит именно это помещение, в котором и проводился ремонт лодок. Его длина 505 метров, ширина от шести до двадцати двух метров (на разных участках). Кроме подземного, на базе был и сухой док — огороженная часть канала, длина которой составляла сто два метра.

Перед входом лодки в сухой док, он заполнялся водой. Когда судно заходило, воду откачивали и начинался ремонт, который длился от двух до шести недель.

Арсенал

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» сегодня может предложить туристам посетить арсенал, где хранились головные боевые части для торпед и ракет, в том числе и ядерных. Это помещение было условно разделено на две части — техническую и локальную, в которой и находилось самое секретное место базы. Здесь хранились и собирались головные части. Войти сюда могли только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов.

  • Лодки в канал входили только в ночное время, и в Балаклаве в это время отключали электричество.
  • Стены и потолок арсенала покрывает слой бетона, толщина которого достигает нескольких метров.
  • После входа лодки в док, из него спускали воду. Огромное количество оставшейся на дне рыбы рабочие собирали и коптили. По всей округе разносился ароматный дымок, по которому местные жители четко определяли что очередная лодка стала на ремонт.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: контакты

Музей расположен на Таврической набережной, 22. Работает ежедневно с 10:00 до 19:00 часов. Предварительно записаться на экскурсию можно у администратора музея.

г. Севастополь, район Балаклава, ул. Мраморная, д. 1, тел.: (+38 0692) 63-75-90.

Выполняя распоряжение Президента Украины от 29 июля 2002 года, связанное с демилитаризацией Балаклавской бухты, Министерство обороны Украины приняло решение создать Военно-морской музейный комплекс «Балаклава».

Для выполнения этой задачи было принято решение использовать находящийся на балансе Министерства обороны бывший завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, арсенала для хранения морских боеприпасов и казарму личного состава подводной лодки «Запорожье».

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Херосимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок.

В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ.

Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа.

Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.

С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению.

Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и наводных кораблей.

Строительство завода завершилось в 1961 г.

Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

Завод строился в противоатомном отношении первой категории устойчивости. Толщина бетонных стен составляет от 1 до 5 метров железобетонной отделки. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов, а так же укрывать в штольнях при ядерной атаке несколько тысяч человек (до 3000 человек).

Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) - он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина - 6 м., длина - 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м.

Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. При выходе из канала также имеется батопорт другой конструкции - состоит из железобетонных наборных плит, которые с помощью кран-балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала.

Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой.

В период работы этого объекта там находились различные рабочие участки:
-минно-торпедная часть, где проверяли торпеды на герметичность;
- производственные помещения (токарные, слесарные участки), где могли отремонтировать любую деталь для подводной лодки;
- испытательные стенды для испытания электро- и гидрооборудования;
- сухой док для ремонта подводных лодок.

В Спеццехе имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. В системе вентиляции находились воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток.

Преддоковая площадка - начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15 метров) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.

С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок.

Сухой док - выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой.

Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта - задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры.

Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3–4 недели.

Заводская паттерна - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м. Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дня использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса.

Развилка транспортных коридоров завода - паттерн. Основная паттерна длиной 300 м. выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м., связывает топливное хранилище с ремонтной частью.

По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.

В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек.

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0x5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

Строительство Арсенала (ремонтно-технической базы для подготовки вооружения для подводных лодок и надводных кораблей) началось в 1963 г.

В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а так же производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Противоатомные защитные ворота - двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота - 3 метра.

Герметичная защитная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.

Арсенал состоял из локальной и технической зон.

В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.

Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.

В хранилище обычных и боевых ядерных зарядов располагается экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины».

Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажный режим (5–15 градусов по Цельсию, влажность 50–60%).

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 метра.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов.

Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года.

В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление.

В декабре 2002 г. Центральный музей Вооруженных сил Украины Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал работать.

Заведующим Военно-морским музейным комплексом «Балаклава» назначен В. Ф. Садовиченко. В музее на тот момент работало 18 человек.

Экспозиция музея рассчитана на создание разделов, посвящённых истории Военно-морского флота со времён Древней Греции, Рима, Киевской Руси; истории создания Украинского и Российского флотов.

1 августа 2005 г. открылась экспозиция «История образования и становления Военно-морских сил Украины».

В этой экспозиции идёт речь об образовании ВМС Украины. Имеются адмиральские мундиры командующих - Б. Кожина, В. Безкоровайного. Предметы с подводной лодки «Запорожье» - индивидуальный дыхательный аппарат, радиобуй, зимняя форма подводника.

В экспозиционном зале есть стенды с флагами ВМС ВС Украины, нарукавными знаками различных подразделений, корабле, управления ВМС. В залах экспонируется различное вооружение, которое используется подводными кораблями, подводными лодками, морской пехотой, береговой артиллерией.

Любой мальчишка, будь он матерым дошкольником или молодым пенсионером, с удовольствием примет предложение пройтись по отсекам настоящей боевой субмарины. Жаль только, что на действующую подлодку может попасть далеко не каждый, а кораблей-памятников у нас в России можно перечесть по пальцам.

Один такой стоит у набережной Химкинского водохранилища в Москве. Это настоящая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 «Б» или «Букаха», как ее любовно и немного фамильярно называют моряки-подводники. Она стала первым экспонатом целого музейного комплекса, посвященного истории военно-морского флота и по совместительству исполняющему обязанности культурно-развлекательного центра.

История музея ВМФ в Москве началась с обращения в апреле 1999 года ветеранов Военно-Морского Флота России к мэру города Ю.М. Лужкову о том, что неплохо иметь в столице свой флотский музей, который популяризировал бы морскую службу и работал на дело патриотического воспитания молодежи. Оно было поддержано правительством Москвы, и уже в 2003 году начались работы по организации мемориального комплекса истории ВМФ в акватории Химкинского водохранилища.

Дело облегчалось тем, что с 1998 года на балансе правительства Москвы числилась выкупленная у Северного флота подводная лодка проекта 641 «Б» с тактическим номером Б-396 и именем «Новосибирский комсомолец», которую ранее планировалось использовать как главный экспонат музея военного кораблестроения.

Музей «Подводная лодка» как административная единица был создан в августе 2003 года, а официально открыт 26 июля (в День ВМФ) 2006 года. Три года ушло на обустройство территории и приведения подводной лодки в приличествующий боевому кораблю вид. На церемонии открытия присутствовали многочисленные официальные лица, в числе которых мэр Москвы Ю.М. Лужков и главнокомандующий ВМФ России В.В. Масорин.

На этом празднике были также офицеры Военно-Морского Флота России, воспитанники Нахимовского и кадетских морских училищ, много москвичей, интересующихся историей ВМФ России.

О главном экспонате

Главным экспонатом является подводная лодка проекта 641 «Б», строительство которых было начато в 1972 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (в те времена город Горький). Всего было построено 18 субмарин этого типа.

Это большие, длиной в 90,2 метра, дизель-электрические подводные лодки океанского класса, способные совершать автономное плавание в течение 80 дней. Они попортили немало крови супостату во время Холодной войны, следуя за американскими Авиационно-Ударными Группами. Лодки этого проекта проходили службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.

Экспонатом музея стала подводная лодка «Новосибирский комсомолец», имеющая тактический номер Б-396, проходившая службу на Северном флоте. Военно-морской флаг на ней был поднят в 1979 году. Первым командиром стал капитан второго ранга М. Я. Маначинский. Основное вооружение субмарины – электрические самонаводящиеся торпеды калибра 533 мм. Для их пуска в носовом отсеке установлено шесть торпедных аппаратов. На борту лодки размещалось 22 торпеды или 44 мины.

Скорость лодки в надводном положении 13 узлов, в подводном – 16 (около 32 км/час). Она была способна погружаться на глубину 246–300 метров (максимально). На ней служили 78 моряков, из них 17 офицеров. На борту лодки была установлена гидроакустическая система, способная обнаруживать цели на дистанции до пятнадцати километров.

За время службы «Новосибирский комсомолец» неоднократно ходил в боевые походы, нес службу в Северной и Южной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях. Из состава ВМФ подводная лодка была выведена в 1998 году.

«Новосибирский комсомолец» – музей

Поэтому подводную лодку Б-369 «Новосибирский комсомолец» немного реконструировали и привели в вид, пригодный для посещения, в том числе – людьми с ограниченными физическими возможностями.

Лодка поставлена в 10 метрах от берега Химкинского водохранилища на бетонное основание. Ее корпус частично погружен в воду, для осмотра оставлены винты и перо руля. В правом борту первого носового (торпедного) отсека прорезано входное отверстие, достаточное для прохода человека в полный рост. Чтобы осматривать экспозицию музея было удобно, почти все механизмы и помещения по правому борту лодки убраны, там организован широкий проход, а в водонепроницаемых переборках отсеков прорезаны полноразмерные дверные проемы.

Полностью сохранены герметично закрывающиеся люки в переборках отсеков, механизмы и жилые помещения по левому борту субмарины. Верхняя палуба Б-369 ограждена леерами для безопасности посетителей, чего на боевом корабле, конечно же, нет. Для наглядности над ходовой рубкой подняты все выдвижные устройства: перископы, антенны радиотехнических устройств. На лодке подняты флаг и гюйс ВМФ, она украшена флагами расцвечивания. Служба на субмарине не несется, она полностью разоружена и является музеем.

Что можно увидеть на ее борту

Для осмотра доступны все семь отсеков подводной лодки.

Он начинается с первого (торпедного) отсека , где можно увидеть макеты торпед – основного вооружения лодки, приборы управления. Представлен гидрокостюм, в котором осуществляется выход из ПЛ в случае чрезвычайных ситуаций, аварийный буй, также выпускаемый через торпедный аппарат.

Второй отсек – жилой . В нем сохранена каюта командира, на переборке которой закреплен стенд, повествующий о боевом пути корабля. На нижней палубе отсека оборудован конференц-зал, способный вместить 30 человек.

Третий – это центральный отсек , откуда осуществляется все управление субмариной. В нем полностью восстановлены все приборы и механизмы, часть из них подключена и действует. Можно увидеть гидроакустическую и штурманскую рубки, осмотреть окрестности через поднятый перископ. В летнее время люди с хорошей физической подготовкой могут подняться по вертикальному трапу на ходовой мостик субмарины, выйти на верхнюю палубу.

В четвертом (жилом) отсеке устроен выставочный зал, где рассказывается об истории развития подводных сил ВМФ России.

В пятом (дизельном) отсеке стоит один из дизелей, приводящих лодку в движение в надводном положении, а также обслуживающие механизмы. Все механизмы и устройства в отсеке – реальные, которые работали во время службы лодки.

Шестой отсек – электротехнический . Доступен к осмотру электромотор, с помощью которого субмарина передвигается под водой (потому лодка и дизель-электрическая, что в зависимости от положения она двигается под электромоторами или дизелями). В этом отсеке все сохраненные приборы, посты управления и механизмы также соответствуют действительности.

Седьмой отсек – жилой . В нем оставлены для осмотра подвесные койки матросов, стоят приборы и механизмы, обеспечивающие жизнь экипажа и работу устройств подводной лодки. В подволоке этого же отсека доступен для осмотра тубус люка аварийного выхода, а в его кормовой части – дейдвудные сальники и линии валопроводов. Выход из субмарины находится в правом борту седьмого отсека.

Все сохраненные помещения подводной лодки имеют прозрачные двери, чтобы их можно было осмотреть, освещение отсеков изменено для лучшего восприятия. В каждом отсеке есть интерактивные медиасистемы, повествующие об истории подводных сил России и самого корабля. К посещению лодки проявляют большой интерес не только мужчины, но и девушки. На субмарине все можно потрогать руками, никаких ограничений (в пределах разумного) нет.

Что еще можно увидеть

На территории музейного комплекса истории ВМФ кроме подводной лодки можно посетить еще несколько интересных экспонатов.

В 2007 году на территории комплекса был установлен экраноплан «Орленок» – особый тип летательного аппарата, который, используя эффект так называемого аэродинамического экрана, передвигается над поверхностью воды на высоте полуметра. Он способен летать со скоростью 400 км в час не только над водой, но и над тундрой, льдом – любой относительно ровной поверхностью. Внутри экраноплана сохранены все приборы и механизмы, кресла и штурвалы пилотов. В принципе, он способен летать даже сейчас. Для тех, кто хочет попробовать себя в роли его пилота или пассажира, есть специальный компьютерный стенд-симулятор.

Также в 2007 году экспозиция музея была пополнена боевым десантным катером на воздушной подушке «Скат». Он доступен для наружного осмотра.

Где находится музей и как в него попасть

Музей «Подводная лодка» и музейный комплекс истории ВМФ России находится на южной окраине ПКиО «Северное Тушино». Ближайшая станция метро – «Сходненская». От нее надо пройти по Химкинскому бульвару до улицы Свободы, идущей вдоль всего берега Химкинского водохранилища.