Народ саки в мировой истории. Саки в борьбе с Ахмединами и Александром Македонским. Походы александра македонского

В 336 году до н.э. царем Македонии стал 20-летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай). В 30-е годы IV века до н.э. он начал завоевательные походы. После установления своей власти над Грецией он разбил Персидское царство и начал вторжение в Азию. Сокрушив Персидское царство, Александр вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.

Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Почти три года он вел партизанскую войну против македонской армии. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков. Вторжение на земли саков чуть не окончилось поражением греко-македонских войск. Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков и их «неудобная» тактика заставили отказаться от преследования кочевников.

Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон.

Сакский воин Ширак.

Сакский воин.

Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел в наступление. Далее Арриан сообщает, что греки «бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли». Так саки уничтожили один из крупных отрядов Александра Македонского. По другим древним источникам, Александр в этом сражении был ранен в ногу сакской стрелой.

Таким образом, жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Сакские племена преградили греко"македонцам путь на Восток.

1. Из каких источников мы узнаем о борьбе саков с персидскими завоевателями?

2. Что вы знаете о сакской царице Томирис?

3. Раскройте свою мысль касательно борьбы саков против внешних врагов.

4. Составьте рассказ о подвиге Шираке.

5. Чем закончился поход Александра Македонского?

1. Какие факты приведены в данном отрывке?

2. Какие выводы можно из них извлечь?

Дата:09.06.17 г.

ФИО учителя:Сакауова Улболсын Жапаргалиевна

класс: 5

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Борьба саков против армии Александра

Македонского

Цель обучения

Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Цель урока

Все:

Большинство:

Некоторые: Определяют роль сакских племен в становлении мировой истории

Критерии оценивания

    Описывают борьбу саков против захватчиков

    Определяют место ранних кочевников на международной арене

    Определяют историческое значение борьбы саков с иноземными захватчиками

Языковые задачи

С помощью ключевых слов составляют опорный графический органайзер

Воссоздают образ исторических личностей

Работают с дополнительным материалом

Ключевые слова: поход, партизан, подвиг, союз, захватчики, героизм, патриотизм,

Воспитание ценностей

Воспитание чувства гордости и интереса к изучению истории своей родины.

У важение к истории своей страны, гордости за достижения и вклад своих предков в мировую историю, привитие национальных и общечеловеческих ценностей. .

Межпредметная связь

Всемирная история

Предыдущие знания

Сведения о саках

Золотой человек

Сакская царица Томирис

Подвиг Ширака

Кир- царь персов

Поход Александра Македонского

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

3 минуты

Организация. Психологический настрой.

Актуализация знаний через прием "Да-Нет"

1. Высота большого Бесшатырского кургана составляет 17 метров.

2. Стены подземного дромоса сооружались из дерева

3.В Берельском кургане была найдена пятиконечная звезда, символизирующая власть правителя.

4.На территории Казахстана обнаруженно свыше 500 курганов "с усами"

5.Томирис- царица саков

6.Во главе сакского племени стояли жрецы

7. В сакском обществе выделялись четыре группы населения

8. Тип общества саков - военная демократия

9. Персидские войска во главе с Киром в 530 г. до н.э. напали на племена саков

10. На востоке Александр Македонский был известен как Искандер Зулкарнай

ФО: самооценивание, метод Светофор

Середина урока

Работа в группах

ДЕЛЕНИЕ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ

Раздаются стикеры на обратной стороне которых написаны слова: Герой (1 группа), Подвиг(2 группа), Родина(3 группа), Кочевник(4 группа)

Ознакомить с правилами работы в группе

Обсудите вопросы и защитите проект:

Первая группа

Почему такие известные цари как Кир, Дарий, А.Македонский со смелыми опытными воинами не смогли покорить саков?

Вторая группа

На кого из героев ты хотел бы быть похожим?

Третья группа

С какой исторической личностью вы свяжете понятия « патриотизм», «героизм», "самоотверженность"?

Четвертая группа

Какими качествами обладали наши герои и какую роль сыграли в мировой истории (Ширак, Спитамен, Томирис)?

Дескрипторы по группам:

1 группа составляет постер и защищает его

2 группа составляет кластер и защищает его

3 группа составить таблицу соответствия и представляет ее

4 группа кластер и защищает его

ФО - , взаимооценивание, 2 звезды и 1 пожелание

Физминутка

Конец урока

СОР к разделу 5.3 А "Саки"

Цели : 5.2.3.1-Знать археологические памятники эпохи железа

5.2.1.2-Описывать мировозрения сакских племен

5.3.2.1-Определяют место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Уровень мыслительных навыков : знание, умение, понимание, анализ

Критерии оценивания

Учащийся:

1. Знает особенности археологичских памятников сакского периода

2. Раскрывает особенности мировоззрений древних племен

3. Анализирует и даёт оценку места ранних кочевников Казахстана на международной арене

Заданиие№1

На контурной карте отметить и подписать название археологических памятников эпохи саков

Задание №2

Соотнести название археологических памятникиков и их особенностей

Находиться в Центральном Казахстане. Так называемые курганы "с усами". Относятся к VII-III века м до нашей эры

Бесшатырский

Расположен в Восточном Казахстане, число могильников достигает 51. Самый большой и крупный могильник Байтобе, диаметр 100 метров, высота 8 метров

Задание№3

Открытые вопосы:

1.Разница в строении курганов обнаруженных предметов и обрядах захоронения свидетельствуют о существовании___________ в обществе саков.

2. Могильники состоят из малых и больших курганов в сочетании с дугообразными__________ _________ ориентированными на восток.

3. Первооткрывателем тасмолинской культуры является археолог__________________________.

Задание №4

Что связывает исторические личности: Томирис, Ширак, Кир, Александр Македонскийи и определить какую роль они сыграли в мировой истории.

Проанализируйте и запишите вывод (5 предложений)


Дискрипторы:

1 задание: Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Шиликтинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Тасмолалинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Берельский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Бесшатырский курган- 1 балл

2 задание: Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Шиликтинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Тасмолинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Берельский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Бесшатырский курган-1балл

3 задание: В данных предложениях дописывает недостающие слова

4 задание: Находит связь между историческими личностями, Томирис, Ширак, Кир, Дарий и определяет какую роль они сыграли в формировании мировой истории и записывает в 5 предложениях.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1 и 2 задание выполнят все

3 задание большинство

4 задание некоторые

ФО методами "Светофор"и "2 звезды и 1 пожелание"

Правила работы в группеФизминутка

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

урока по истории «Борьба саков за независимость»

Тема: Борьба саков за независимость.

Тип урока: комбинированный.

1. Сформировать глубокие знания о борьбе сакских племен за независимость в эпоху раннего железа.

2. развивать умения анализировать: выделять главное, формулировать вывод, слушать и быть услышанным; развивать речь, память, внимание; умений работать с картой.

3. Воспитание высокого чувства патриотизма, на примерах героизма и и патриотизма саков, уважения к истории предков.

Средства обучения: 1. текст учебника параграф 14

2. Карты «Древний Казахстан», «Походы Александра

Македонского».

3. Иллюстрации, схемы, таблицы.

4. Видеофрагмент «Походы А.Македонского на Восток»

Ход урока:

I .Оргмомент: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Проверка домашнего задания:

2.1. Перечислите название сакских племен и покажите территорию расселения.

2.2. Предложить 2-3 учащимся рассказать о саках используя кластер.

2.3. Игра «Да-нет»

1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да)

2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да)

3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да)

4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет)

5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет)

6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да)

7. Часть саков занималась земледелием. (да)

8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да)

9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)

10. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. (да)

III. Переход к новой теме. Оглашение темы и цели урока. Сегодня мы с вами узнаем о великой сакской царице Томирис, воинской доблести и стратегии сакских воинов, с кем воевали саки в борьбе за независимость.

Обратить внимание учащихся на цитату Музафара Алимбаева:

«Несчетных героев рождает народ,

В часы испытаний и грозных невзгод,

На смерть из них каждый пойдет, если надо,

Поэтому вечно бессмертен народ».

IV. Усвоение новых знаний.

4.1. - Вспомните как относились саки к врагам и друзьям?

Саки «к врагам беспощадны, к друзьям - верны»

Каково было положение воинов в сакском обществе?

Саки больше всех почитали воинов. Место человека в обществе определялось его воинскими достижениями. Саки первыми стали заковывать в броню и всадников и коней. Своим вооружением они удивили даже Александра Македонского.

Какое положение занимала женщина в сакском обществе?

Сообщение ученика о сакской царице Томирис.

Запись на доске и в тетради: Томирис жила в 570-520 гг. до н.э. Иллюстрация «Томирис».

Комментарии учителя: О применении боевых колесниц, свидетиельствуют многочисленные петроглифы на территории Казахстана. На них изображены вооруженные луком всадники, управляющие двухколесными телегами, запряженные парой лошадей. Сохранялись и соединения из пеших воинов. Привычным способом ведения войны у саков был прием внезапного нападения и ложного отступления, с целью заманить врага на свою территорию. В бою саки использовали лук и стрелы, копье, топоры, а также короткие мечи-акинаки. Защитными средствами служили деревянный, обтянутый кожей щит, доспехи и бронзовый шлем. Броня была и у лошадей.

Демонстрация иллюстраций.

4.2. Слово учителя:

В VIв. до н.э. персидский цари из династии Ахеменидов три раза направляли свои воиска против саков, в 540, 530 и 519 оды до н.э. Позже саков пытался завоевать великий завоеватель Александр Македонский.

Задание: Работа с текстом на стр.67 «Вторжение Кира» Чтение с пометами (v-знаю, -не согласен, +узнал, ?поразило или вызывает вопрос). Далее выступление учащихся, проверка совместно с классом и учителем.

Запись на доске и в тетради: 530г. до н.э. - вторжение персов во главе с Киром.

Сообщение ученика о подвиге Ширака.

Вопрос к учащимся: Подумайте, что побудило Ширака совершить подвиг?

Запись на доске и в тетради: 519г. до н.э. вторжение Дария.

Рассказ учителя о борьбе саков против Александра Македонского(видео «Поход А.Македонского на Восток): Сейчас предлагаю вашему вниманию небольшое видео о походах А.Македонского на Восток, с тем чтобы понять насколько велико было значение того, что саки устояли и не позволили Македонскому захватить их земли.

После убийства македонского царя Филиппа II в 336 до н. э. его сын Александр был провозглашен царем. При вступлении на трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца, а заодно и с другими возможными соперниками. При известии о смерти Филиппа многие его недруги попытались воспользоваться возникшей ситуацией. Восстали фракийские и иллирийские племена, в Афинах активизировались противники македонского господства, а Фивы и некоторые другие греческие полисы попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны. Однако Александр быстро взял инициативу в свои руки. В качестве преемника Филиппа он организовал конгресс в Коринфе, на котором был подтвержден ранее заключённый договор с греками. Договор декларировал полный суверенитет греческих полисов, самостоятельное решение ими внутренних дел, право выхода из соглашения. Для руководства внешней политикой греческих государств создавался общий совет и вводилась должность гегемона эллинов, обладающего военными полномочиями. Греки пошли на уступки, и многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны.

Весной 335 года до н. э. Александр двинулся походом на восставших иллирийцев и фракийцев. В поход отправилось не более 15 тыс. солдат. Сперва Александр разбил фракийцев в битве у горы Эмон: варвары установили на возвышенности лагерь из повозок и надеялись обратить македонян в бегство, пуская свои повозки под откос. Александр же приказал своим солдатам организованно избегать повозок. В результате победы в битве македоняне захватили многих женщин и детей, которых варвары оставили в лагере, и переправили их в Македонию. Вскоре царь нанёс поражение племени трибаллов, но их правитель Сирм вместе с большей частью соплеменников укрылся на острове Певка на Дунае. Александр, используя немногочисленные корабли, прибывшие из Византии, не сумел высадиться на острове. Вскоре царь обратил внимание, что на другом берегу Дуная собираются войска племени гетов. Геты надеялись, что Александр не станет высаживаться на берег, занятый солдатами, однако царь, наоборот, счёл появление гетов вызовом себе. Поэтому на самодельных плотах он переправился на другой берег Дуная и разбил гетов. Вскоре Александр заключил со всеми северными варварами союзные договоры.

Однако пока Александр улаживал дела на севере, на юге под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Стремительными маршами Александр перебросил армию из Фракии к Фивам. Всего за 13 дней войско македонян совершило этот переход. Восставшему городу были предложены мирные условия сдачи, но фиванцы отказались. В конце сентября 335 года начался штурм города. Македонские войска заняли стены города, а македонский гарнизон открыл ворота и помог окружить фиванцев. Город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители ряда городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Почти сразу же после захвата Фив Александр направился обратно в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию.

Оказывается, саки победили в войне с Александром Македонским, хотя учебники истории это умалчивают. Это произошло, когда легендарный эллинский царь перешел реку Яксарат (Сырдарью). Недалеко от нынешней Кызылорды кочевники остановили войско Македонского.

Во всех мировых учебниках истории утверждается, что Александр Македонский нанес поражение сакам. Игнорируя античных летописцев, ученые уверены: дескать, не мог знаменитый полководец проиграть в битве против кочевников. Хотя о его походе на Восток весьма правдиво написал древний историк Арриан. В его манускрипте прямо указывается: «Скифы остановили поход Александра Македонского».

В 327 году до нашей эры войско Македонского дошло до реки Яксарат. Война между саками и эллинской империей продолжалась уже несколько лет. Дело в том, что сатрап Зопирион, поставленный Македонским наместником Понта (территория современной Турции), напал на Оливию (этот причерноморский город, основанный греками, был завоеван скифами). По свидетельству римского историка Юстиниана, 30-тысячное войско Зопириона потерпело сокрушительное поражение от скифов.

– Тут все дело в сакских луках, которые были композитными, то есть состояли из разных пород деревьев, – говорит столичный исследователь Алтай Шакиев. –Поэтому стрелы имели дальнобойность до 300 метров. Бронзовые доспехи просто не могли защитить македонцев от скифских лучников. Войско Зопириона было расстреляно как в тире.

После этого позорного поражения Александр Македонский объявил трехдневный траур. Он понимал, что после завоевания Согдианы его империя неизбежно вступит в конфликт с кочевниками. Недооценивать их силу было нельзя – за два века до этого саки нанесли поражение персидскому царю Киру – основателю империи Ахеменидов. А еще раньше войска сакского царя Мади дошли до Египта.

– В Великой степи Македонскому не светили какие-то особые трофеи, – продолжает Алтай Шакиев. – Также он понимал, что в суровой степи его войско обречено: здесь нет ни подходящей еды, ни фруктов, ни невольниц – в общем, всех тех атрибутов роскоши, к которым он привык, завоевывая Малую Азию. Зато есть сотни тысяч свирепых воинов-наездников. Поэтому Ескендир Зулкарнай (Александр Македонский) перешел реку Яксарат, чтобы завоевать авторитет среди номадов – дабы они не напали на его империю.

Александр Македонский успешно применял стратегию «бизнес-слияния». В его 30-тысячном войске, с которым он напал на Согдиану и Бактрию, было всего три тысячи македонцев. Все остальные были воинами из числа завоеванных народов.

Македонский завоевал Согдиану и Бактрию всего за два года. Их новой столицей был объявлен Ходжент, который получил новое название Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Таким образом, Македонский обозначил границы своей империи. К слову, завоевав Согдиану, он лишил земель племя саков-хаомоваргов и получил кровного врага в лице их вождя Спитамена.

В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться в глубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке.

– Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи, – говорит Алтай Шакиев. – Пески Кызылкумов оказались для эллинов сущим адом. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя «взрывающиеся шары», которые они подвешивали на свои стрелы.

Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас.

– При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов, – продолжает Алтай Шакиев. – Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков.

Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать, причем незамедлительно. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался в первых рядах. Утолив жажду крови, саки ушли в родные кочевья.

– Этот греческий гарнизон был изначально обречен, – говорит Алтай Шакиев. – У него была только одна задача – убить Спитамена и погибнуть. Таким образом, решалась главная задача эллинского похода на кочевников – обезглавить войско номадов. Несмотря на то что его поход был неудачным, Македонский завоевал авторитет в глазах номадов и мог спокойно отправляться завоевывать Индию.