Новороссийская военно-морская база. Открытие Новороссийской морской военной базы Черноморского флота

Она включает в себя соединения, имеющие в своем составе противолодочные и противоминные корабли, поисково­-спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта, а также другие необходимые подразделения. Береговую оборону обеспечивают части береговых ракетно­артиллерийских войск, морская пехота и инженерные подразделения.

О героях былых времен

Если говорить об истории Новороссийской ВМБ, то с 1925 по 1940 год она существовала номинально. Перед началом Великой Отечественной войны, в декабре 1940 года, НВМБ был придан полный статус. Приказом командующего ЧФ от января 1941 г. была определена штатная структура с управлением и штабом базы. Были развернуты дивизионы кораблей охраны водного района, учебный дивизион подводных лодок, отряд торпедных катеров, части береговой артиллерии и тыла, составившие основные силы объединения.

С началом Великой Отечественной войны корабли и подразделения базы вступили в бой, став опорным пунктом поддержки осажденных гарнизонов Одессы и Севастополя. Корабли и части НВМБ в декабре 1941 г. принимали самое активное участие в Керченско-­Феодосийской десантной операции. В первой половине 1942 года они обеспечивали морские перевозки и эвакуацию войск из осажденного Севастополя и с Керченского полуострова.

В результате ожесточенных боев в сентябре 1942 г. советские войска оставили большую часть Новороссийска. Штаб базы и ее основные силы были передислоцированы в г. Геленджик. Оттуда во время операции по освобождению города осуществлялась высадка морских десантов.

Беспримерный героизм проявили морские пехотинцы под командованием майора Цезаря Куникова, 4 февраля 1943 года высадившиеся на плацдарм в районе Станички и захватившие его. Впоследствии этот плацдарм был назван Малой Землей. Отряд первого броска из­за разыгравшегося шторма не сразу смогли усилить подкреплениями, и «черные бушлаты» сражались с многократно превосходящими силами противника. Они смогли продержаться до подкрепления. Но, когда оно уже подошло, сам Цезарь Львович Куников получил смертельное ранение от разрыва мины. 17 апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Это был исключительно умелый командир, его имя стало легендой. Десант под его командованием состоял из отборных, бесстрашных людей, добровольцев. Но главное, что отряд был великолепно подготовлен (сейчас их бы назвали спецназовцами с полным на то основанием, подготовка была именно такая). Этим объясняется их стойкость, когда они горсткой смогли сдержать лавину немцев, так и не сбросившую их в море.

Усиленная подкреплениями, Малая Земля продержалась вплоть до операции по освобождению Новороссийска в сентябре 1943 года, в которой плацдарм, ставший «занозой в боку» у немцев, сыграл важную роль. Моряки­новороссийцы во главе с командиром Новороссийской военно­-морской базы капитаном 1 ранга Георгием Никитовичем Холостяковым отстояли город и были одними из первых его освободителей.

С сентября 1943 года, когда Новороссийск был освобожден от немецко-­фашистских захватчиков, началась многолетняя борьба с минной опасностью, а она была нешуточной. Город был спасен второй раз.

В 1947 году Новороссийская ВМБ была расформирована. Новороссийск на длительное время стал военно-­морским районом тылового базирования Черноморского флота…

Второе рождение

В 1991 году, когда распался СССР, и на территории Азово-­Черноморского бассейна образовались два новых государства ­ Украина и Грузия, пришло время вынужденных крутых перемен. Гражданская война в Грузии, проблемы с разделом и размещением российской части флота в Крыму заставили серьезно задуматься об использовании Новороссийска как пункта базирования флота. 8 сентября 1994 года Постановлением «О формировании Новороссийского военно­морского района (НВМР) и создании системы базирования сил Военно-­морского флота на территории Краснодарского края» Правительство Российской Федерации определило статус возрожденной Новороссийской ВМБ. В ноябре 1994 года главнокомандующий ВМФ РФ утвердил состав сил Новороссийского военно­-морского района, а в марте 1995 года был утвержден штат управления НВМР. Первым командиром НВМР стал контр-­адмирал Евгений Орлов, впоследствии вице­-адмирал, заместитель командующего Черноморским флотом.

Приказом главнокомандующего ВМФ № 253 от 15 июля 1996 года установлен ежегодный праздник Новороссийского ВМР ­ 8 сентября.

В 1997 году Черноморский флот приобрел статус российского. Директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил от 1997 г. Новороссийский военно-­морской район был преобразован в Новороссийскую военно­морскую базу Черноморского флота. Примечательно, что воссоздание Новороссийской военно-­морской базы произошло ровно через 50 лет после ее последнего расформирования.

На важном направлении

Основные задачи НВМБ ­ содействие силам Южного военного округа на приморском направлении, охрана государственной границы России во взаимодействии с силами погранвойск, обеспечение развертывания сил флота, а также обеспечение воинских морских перевозок. Зона ответственности Новороссийской ВМБ простирается от границ с Грузией на Черном море до границ с Украиной на Азовском море.

Международная обстановка в зоне ответственности требует своевременного реагирования в различных ситуациях, для чего изначально создавался соответствующий состав сил. Именно здесь береговые войска начали переоснащение на новую технику. Так, в 2005 году флотские комендоры приняли на вооружение современный самоходный артиллерийский комплекс «Берег», который был на ту пору самым современным комплексом, состоящим на вооружении ВМФ и ВС РФ. Корабельный состав с тех пор стал пополняться новыми кораблями: морским тральщиком «Валентин Пикуль» и другими.

Хорошо помню, как в 2008 году в НВМБ прибыл морской тральщик «Вице­адмирал Захарьин», на котором мне довелось побывать. Это принципиально новый представитель кораблей данного класса, оснащенный автоматизированной системой поиска мин пятого поколения. Методика его траления в корне отличается от той, что была прежде, когда мины искали с помощью тралового вооружения в кормовых секторах тральщика. Этот корабль ведет поиск мин впереди по курсу, и его боевая эффективность соответствует самым современным требованиям.

В рамках отработки взаимодействия в регионе с другими родами войск и силовыми ведомствами военные моряки все эти годы активно участвовали в учебно­боевых мероприятиях Северо­Кавказского, а теперь Южного военного округа. Наиболее серьезными из них стали регулярно проводимые крупномасштабные учения ЮВО «Кавказ». Подразделения разнородных сил, в состав которых входят и корабли НВМБ, отрабатывают различные учебно­боевые элементы. Это прежде всего уничтожение десанта условного противника, встречный артиллерийский бой, стрельба ударным ракетным комплексом, переброска и высадка десанта в район предполагаемого конфликта, зенитно­артиллерийские стрельбы, оказание помощи судну, терпящему бедствие, и другие. Моряки НВМБ обеспечивают тем самым прикрытие войск ЮВО на приморском направлении.

Как принуждали Грузию к миру

Август 2008 года особой строкой вписан в боевую летопись НВМБ. Тогда военные моряки с честью выполнили приказ Верховного Главнокомандующего по принуждению грузинских агрессоров к миру в зоне военного конфликта на Кавказе. Многие были награждены.

Силами Черноморского флота, находящимися в море, руководил в тот период вице­-адмирал Сергей Меняйло (впоследствии он стал губернатором Савастополя). Не случайно именно ему доверили руководство силами флота в этой беспрецедентной операции. Он прекрасно знал этот регион, поскольку был сначала начальником штаба, а затем командиром НВМБ ­ старшим морским начальником в Новороссийске. Потом, по прошествии времени после операции по принуждению Грузии к миру, он был назначен заместителем командующего ЧФ, впоследствии уволился в запас.

Мне довелось подробно беседовать с вице­-адмиралом Сергеем Ивановичем Меняйло о тех событиях, ставших уже историческими. Именно поэтому считаю, что читателям будет интересно узнать о них, как говорится, из первых уст. Вспомним, каким был тот горячий август. Маховик войны раскручивался стремительно. В Южной Осетии лилась кровь невинных людей, российских миротворцев, и каждый час кровопролития стоил десятков, а порой и сотен человеческих жизней. Военные, как никто другой, хорошо понимали это. Очень часто фактор времени играет в военном деле решающую роль.

«Первая задача, которую я получил с началом агрессии Грузии, ­ рассказал мне вице-­адмирал Сергей Меняйло спустя некоторое время после тех событий, будучи в должности командира НВМБ, ­ переброска подразделений 7-­й гвардейской десантно­-штурмовой дивизии ВДВ в Абхазию. Это около сотни единиц техники и более полутысячи воздушных десантников. Сложность заключалась в том, что десантники подобные задачи редко отрабатывали вместе с военными моряками. Такое взаимодействие моряки десантных кораблей регулярно отрабатывают с морскими пехотинцами. А для воздушных десантников это неспецифическая задача. Отсутствие такого рода навыков не лучшим образом сказалось на действиях десанта. И тем не менее нормативы были выполнены, даже несмотря на то что часть техники находилась в Раевке и десантникам нужно было совершить марш».

Важную роль здесь, по мнению вице-­адмирала Меняйло, сыграли чувство ответственности и четкое взаимодействие структур Северо-­Кавказского военного округа, Черноморского флота и города Новороссийска. Они действовали согласованно, в едином ключе.

­ Все было подчинено тому, чтобы обеспечить беспрепятственное продвижение войск по городу, ­ продолжал свой рассказ С. Меняйло. ­ Марш по насыщенному транспортом Новороссийску совершили безаварийно и в короткий срок. Достаточно сказать, что бронетехника получила возможность двигаться даже по встречной полосе. Приоритеты движения в городе и его окрестностях, связанных с передислокацией значительных воинских формирований, сразу же расставили все по своим местам…

Военные получили полный карт­бланш, и УВД города, ВАИ, ГАИ, дорожно-­постовая служба, буквально все силовики работали на то, чтобы обеспечить беспрепятственное передвижение военной техники и ее скорейшую погрузку на корабли Черноморского флота. БМД, колесная и гусеничная техника, полевые кухни ­ все это следовало на десантные корабли. Чрезвычайные обстоятельства и стрелки часов неумолимо гнали моряков и десантников, прессовали их работу. Командир НВМБ детально отслеживал всю ситуацию по погрузке сил на корабли, отдавал необходимые указания и распоряжения, напрямую взаимодействовал с командиром 7-­й гвардейской дивизии, силовиками города, кораблями. Это была внезапная и строгая проверка взаимодействия многих силовых структур региона. Таких раньше не было.

Вице­-адмирал Меняйло вышел в море с последним кораблем, отследив весь процесс погрузки. Этим кораблем в силу специфики стал БДК «Саратов» ­ самый вместительный из всех десантных кораблей. «Саратов» под командованием капитана 2 ранга Олега Починова, груженный бронетехникой и десантом, еще только отходил от берега, а передовой отряд во главе с начальником штаба НВМБ капитаном 1 ранга Евгением Крыловым отмерил уже не одну милю и был на подходе к государственной границе Абхазии. Передовой отряд составляла смешанная тактическая группа в составе малого противолодочного корабля (МПК) «Касимов» и ракетного катера, которым командовал капитан 3 ранга Игорь Воробьев. Они, можно сказать, готовили путь основной группировке сил, отслеживая ситуацию в районе. В основной отряд боевых кораблей (ОБК), которым командовал вице-­адмирал Сергей Меняйло, вошли БДК «Цезарь Куников» и «Саратов», малый ракетный корабль «Мираж», МПК «Суздалец», морские тральщики «Железняков» и «Турбинист». Работу походного штаба, куда вошел и флагманский штурман НВМБ капитан 2 ранга Владимир Фисюренко, организовывал капитан 1 ранга Олег Игнасюк. Главным было обеспечение безопасности больших десантных кораблей, на которых находились бронетехника и люди. Поэтому походный ордер кораблей вице-­адмирал Меняйло выстроил так, чтобы прикрыть десантные корабли от возможных внезапных корабельных и авиаударов противника.

Для лучшего управления группировкой сил сразу же по выходу в море вице­-адмирал Меняйло пересел с БДК «Саратов» на более маневренный и оснащенный достаточным вооружением и средствами связи БДК «Цезарь Куников».

Вскоре были замечены неизвестные цели.

«По характеру действий это были грузинские катера, ­ рассказывал С. Меняйло. ­ Кстати, с их обнаружением я получил информацию от главнокомандующего ВМФ о том, что нам навстречу вышли грузинские катера. Практически сразу, только чуть мористее, мы обнаружили групповые цели из двух и трех быстроходных единиц, которые на запрос не отвечали. В сети оповещения на канале безопасности их предупредили о том, что мы отряд боевых кораблей миротворческих сил РФ, следуем в район Сухума. Экипажи неопознанных катеров были предупреждены, что в случае дальнейшего опасного для отряда боевых кораблей продвижения по ним будет применено оружие… И опять никакой реакции. Обстановка менялась очень быстро в сторону обострения, цели на запрос не отвечали и продолжали движение. Передовой отряд применил оружие на предупреждение, а три цели сблизились на критически опасную дистанцию, поэтому по ним применили оружие на поражение. Только после этого цели отвернули и пропали с экранов».

Черноморцы действовали корректно, выполнив все предупредительные меры, и в то же время решительно противопоставили свою тактику действий заранее продуманной тактике действий грузинских катеров. Промедлить в той ситуации с применением оружия значило подвергнуть смертельной опасности отряд боевых кораблей и прежде всего БДК, на которых находились сотни воздушных десантников. Что, например, мог противопоставить «Саратов», у которого на борту всего одно небольшое орудие, ракетному оружию грузинских катеров? Нерешительность и промедление в той ситуации означали бы срыв поставленной задачи.

Морской бой специфичен, здесь нет окопов, чаще всего ты видишь противника лишь на экранах станций. Он скоротечен, требует мгновенной реакции, быстрого принятия решения, четкой координации действий между кораблями и, конечно, профессионализма от всей группировки и каждого экипажа в отдельности, ведь корабельное оружие ­ коллективное.

­ С приходом на рейд Сухума абхазские пограничники и Генеральный штаб вооруженных сил Абхазии подтвердили, что наблюдали выход целей из Поти, ­ продолжал С. Меняйло, ­ но воспрепятствовать им не могли из­-за отсутствия сил. Они наблюдали также возвращение целей, но две из них отсутствовали.

Интересная деталь. В 18.25 на сайте Грузии, что подтверждено Генштабом Абхазии, появилось заявление Саакашвили, что с 15 часов ВМС Грузии отслеживают отряд кораблей ЧФ. В 18.25 по этому отряду нанесли удар грузинские силы морской обороны. Имеются поврежденные корабли. Отряд БК якобы отвернул и вышел за пределы территориальных вод Грузии…

Из этого заявления, далекого от реальности, тем не менее видна серьезность намерений ВМС Грузии, которые действительно готовили удар по отряду кораблей ЧФ. Самонадеянный Саакашвили даже поспешил сообщить о своей победе. На самом же деле черноморцы упредили противника, переиграли его тактически и профессионально. А ведь, не прояви решительность и волю или неправильно расставь силы в ордере, все могло пойти по другому сценарию. Этого во многом благодаря вице­-адмиралу Меняйло не произошло. Жаль, рамки материала не позволяют привести детали того боя. Но однозначно можно сказать, что атака грузинских катеров, как и их агрессивные планы, была сорвана. А черноморцы под руководством вице-­адмирала Меняйло поставленную им задачу выполнили: подразделения 7­-й гвардейской воздушно-­десантной дивизии были доставлены по назначению и стали решать свои задачи. Черноморцы же на рейде Сухума осуществляли контроль за акваторией до рубежа реки Ингури.

…Вторая ночь выдалась не менее напряженной и тревожной, чем первая. В ночь с 9 на 10 августа ОБК при следовании в строю завесы в район государственной границы Абхазии и Грузии был подвергнут очередному нападению. В ответ оружие по быстроходным целям применили МПК «Суздалец» и «Касимов». Сработали зенитно-­ракетные комплексы «Оса».

­ С трех кораблей, в том числе и моего командного пункта, наблюдали взрыв над морем, ­ продолжал рассказ вице­адмирал С. Меняйло, ­ после чего цели исчезли с экранов локаторов.

Грузинские ВМС пытались взять реванш за проигранный накануне бой. И с этой целью они предприняли новую атаку, где три или четыре цели ставили помехи. Но и это им не помогло. Непростой морской бой вновь выиграли черноморцы. После второго сражения они получили задачу установить контроль за Поти, откуда наши корабли подвергались атакам.

С. Меняйло: «При подходе к северной части Поти наш ОБК был обстрелян береговой батареей Грузии. Батарея была засечена, и по ней нанесли удар реактивными снарядами…»

За этими лаконичными и по­военному сухими фразами скрывается огромное напряжение боя, колоссальная ответственность за целостность наших кораблей, жизни черноморцев. Ослабление внимания хоть на короткое время грозило большой бедой. Как, впрочем, и любой промах, медлительность, нерешительность. Военные моряки выполняли свою важную роль в общем плане операции, целью которой было остановить агрессию Грузии, принудить ее к миру. Сделать это можно было только силой и профессионализмом военных, которые, безусловно, рисковали своими жизнями во спасение жизни мирных жителей Южной Осетии и Абхазии.

Да­да, и Абхазии. Когда в штабе миротворцев получили захваченные карты спланированной Грузией операции и, в частности, второго ее этапа (1­й этап ­ захват Южной Осетии), стало ясно, что Грузия готовила захват Сухума. По их планам более 900 человек должны были высадиться с десантных средств и быстроходных катеров в Сухуме ночью. Но черноморцы поставили жирный крест на этих зловещих планах. Своими грамотными и решительными действиями они предотвратили возможную высадку десанта и захват Сухума. А кроме того, усилили группировку российских войск и поставили морской заслон на указанном рубеже, контролируя Поти и не пересекая границу с Грузией. Отряд кораблей и дальше продолжал выполнять поставленные задачи. В частности, два корабля обеспечивали посадку и взлет наших летательных аппаратов на аэродроме Бобушары. Взаимодействие ОБК под командованием вице­адмирала Сергея Меняйло было налажено со штабом группировки миротворцев во главе с генерал­лейтенантом Владимиром Шамановым. От черноморцев специальная группа с корректировочным постом находилась в рядах 7­й гвардейской дивизии ВДВ. Устойчивую и постоянную связь черноморцы поддерживали с аэродромом Бобушары, куда беспрестанно садились и откуда взлетали самолеты.

С. Меняйло: «В той непростой ситуации огромную помощь я получал от главнокомандующего и начальника Главного штаба ВМФ, которые круглосуточно отслеживали ситуацию и по своим каналам доводили ценную для нас информацию по всему Северному Кавказу, внимательно выслушивали предложения, давали указания…»

Конечно, эта операция потребовала от черноморцев огромных усилий. Важно то, что они с честью выдержали сложный экзамен! И в том, бесспорно, была огромная заслуга вице­адмирала С. Меняйло, награжденного указом Президента РФ орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (с изображением мечей). Замечу, что это не первая государственная награда адмирала. Своей первой боевой наградой, хотя это была всего лишь медаль, он гордится ничуть не меньше, чем орденом. Потому что это медаль «За боевые заслуги»…

Кстати, вопреки некоторым представлениям, вовсе не устарелыми и примитивными были образцы вооружения у отмобилизованной с помощью Запада армии Грузии. Те же модернизированные ракетные катера ее ВМС были оснащены вполне современными ракетными комплексами «Экзосет» иностранного производства, способными наносить мощные удары. Но ведь справились российские богатыри с отмобилизованной армией Грузии. Не дрогнули в час суровых испытаний российские моряки.

Таким образом, в том горячем августе 2008 года российские моряки смогли на все сто процентов обеспечить безопасность границ объявленной зоны безопасности в Черном море.

Мощь базы крепнет

Сегодня, спустя многие годы после тех событий, моряки обеспечивают спокойствие региона столь же надежно. Моряки постоянно ведут патрулирование с целью защиты российских граждан, находящихся в регионе, и в любой момент готовы оказать поддержку российскому миротворческому контингенту. С тех пор произошли некоторые структурные изменения. Можно сказать, новейшая история базы началась с формирования Новороссийского военно-­морского района. Первым его командиром был вице-­адмирал Евгений Орлов, он же стал и первым командиром НВМБ. С 1 декабря 2010 года база находится в составе Южного военного округа. Как самое «молодое» объединение ВМФ РФ база с каждым годом развивается и укрепляет свои позиции на Кавказском побережье Черного моря. Государственное значение морского форпоста на Юге России очевидно. Сегодня при активной поддержке Правительства РФ, руководства Министерства обороны и командования Военно­-морского флота успешно реализуется Федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005 ­ 2020 годов», которая предполагает дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры. В рамках ФЦП построены причалы, в том числе и для базирования подводных лодок, произведено берегообразование, возведены военные городки береговых частей и другие объекты флотской инфраструктуры. Знаковым событием для базы стало прибытие головной подводной лодки «Новороссийск».

С каждым годом в базе наращивается интенсивность боевой учебы. Надо сказать, в Новороссийске дислоцируются соединения, имеющие в своем составе противолодочные и противоминные корабли, поисково­спасательные и гидрографические суда, части тыла и судоремонта. Береговую оборону обеспечивают части береговых войск и морской пехоты, инженерные подразделения. Ежегодно корабли выполняют задачи на учениях под руководством командования ЧФ. Береговые ракетчики ежегодно в рамках сбор­похода сил Черноморского флота проводят практические ракетные стрельбы с Таманского полуострова. Моряки­новороссийцы неоднократно удостаивались переходящего приза главнокомандующего ВМФ за лучшую ракетную стрельбу. Поисково­спасательные силы флотского объединения обеспечили судоподъем многих объектов, затонувших в Новороссийской бухте. Военные моряки неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий в Краснодарском крае. Новороссийскими военными моряками были обнаружены, вытралены и уничтожены морские мины времен Великой Отечественной войны.

В 2014 году моряки НВМБ обеспечивали безопасность Олимпийских, Паралимпийских игр в городе Сочи, а также волеизъявление жителей Крыма при вхождении в состав Российской Федерации.

Особо следует сказать об обеспечении командования и личного состава НВМБ на южном направлении страны внешнеполитических связей России с зарубежными государствами, военно­морского и международного сотрудничества. В Новороссийск осуществляют частые заходы иностранные военные корабли. За время существования флотского объединения было обеспечено более 50 деловых и дружественных визитов представителей ВМС США, Великобритании, Франции, Италии, Турции, Греции, Южной Кореи, Болгарии, Голландии, Уругвая, Грузии, Украины и Румынии. Новороссийск ­ это основной пункт по руководству международными учениями военно­морских сил причерноморских государств «Блэксифор» на российском побережье. В зоне ответственности базы создан и успешно действует постоянный информационный координационный центр по управлению этими учениями. Новороссийская ВМБ принимала у себя участников российско­китайских военно­морских учений «Морское взаимодействие­2015».

В последние годы в состав НВМБ вошли новые противодиверсионные катера типа «Грачонок» и «Раптор», новейший спасательный буксир «Николай Муру» и другие боевые единицы. Современному оснащению базы уделяется неослабное внимание на государственном уровне.

Наиболее значимыми соединениями НВМБ являются бригада кораблей ОВР, которой командует капитан 1 ранга Дмитрий Кузьменко, отдельная береговая ракетно­артиллерийская бригада, где командиром полковник Сергей Федун, отдельный батальон морской пехоты подполковника Александра Горина.

Морские души

Недавно мне довелось побывать на двух новороссийских кораблях. Прежде всего это МТЩ «Железняков», которым командует капитан­лейтенант Александр Пузев. Это опытный командир, ведь до этого он уже командовал МТЩ «Ковровец». Его помощник капитан­лейтенант Максим Кожанов, командир БЧ­4­7, также заслуживает самых добрых слов. Кстати, потомственный военный. Его отец Владимир Петрович ­ полковник в отставке, дед Петр Владимирович дошел до Берлина в звании майора, а прадед был донским казаком. Про таких говорят «военная косточка». Костяк экипажа ­ офицеры, командиры боевых частей. Командир БЧ­1 ­ лейтенант Николай Баласников, командир БЧ­2­3 ­ старший лейтенант Александр Малиновский. Командир БЧ­5 ­ старший лейтенант Виктор Гурбанов, самый опытный из них, в должности он уже восемь лет. Добрые слова были сказаны командиром в адрес старшины команды электриков старшего мичмана Игоря Удовикина, можно сказать, старожила корабля, старшины радиотехнической команды старшего мичмана Владимира Ковшарева, старшины команды мотористов главного корабельного старшины Искандера Искужина.

Чтобы корабли базы были всегда боеготовы, своевременно производится их ремонт. Так, МТЩ «Железняков» стал в док, а малый противолодочный корабль «Касимов», наоборот, вышел из ремонта и занял первую линию, усилив состав кораблей постоянной боевой готовности. Его командир капитан 3 ранга Анатолий Остапенко, выпускник Балтийского ВМИ имени Ф.Ф. Ушакова, уверенно справляется со своей трудной и ответственной должностью. В числе наиболее опытных командиров был назван командир БЧ­5 старший лейтенант Дмитрий Павлов. На корабле он служит с 2010 года, и на его долю и долю подчиненных выпала большая нагрузка во время ремонтных работ. На совесть потрудились во время ремонта мичман Артем Егоров, старший машинист старший матрос контрактной службы Александр Слепинчук и другие. Говоря одним словом, экипаж. У моряков в этом слове слилось все ­ и жизнь, и судьба, и призвание. За время ремонта они сильно соскучились по морю. Но сначала нужно было сдать первую курсовую задачу, с чем они справились успешно. И теперь морские души снова слились с морем…

Нет, это не какой­-то особенный экипаж. Просто на его примере хочется выразить ту мысль, что для военного моряка служба на корабле ­ это нечто большее, чем будни. Это настоящее призвание. Потому что те, у кого нет в душе морской романтики, долго на кораблях не задерживаются, слишком тяжела морская доля. Но те, кто ее познал, преданы ей до конца.

Владимир ПАСЯКИН.

А знаете ли вы, что такое ГЕОПОРТ?

Площадка строительства расположена в военной гавани города Новороссийск. На акватории Цемесской бухты Черного моря. Работы идут в ускоренном режиме: сдать объект планируется в 2017 году. Получившийся комплекс должен войти в число пяти самых масштабных гидротехнических объектов в мире.
Специалисты Спецстроя работают круглосуточно, несмотря на тяжелые погодные условия.


Задействованы более 20 кораблей технического флота, пять уникальных специализированных буровых установок.

Военно-морская база рассчитана на прием более 100 современных морских военных кораблей
водоизмещением от 1500 до 30 000 тонн.

А также для приема семи подводных лодок проекта 636.3, которые относятся к третьему поколению и являются развитием ДЭПЛ проектов 636 и 877. Они считаются одними из самых малошумных в мире.
Скорость подводного хода составляет 20 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров,
автономность плавания - 45 суток, экипаж - 52 человека. Их особенностью является оснащение
комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр», а также обновленным радиоэлектронным
оборудованием.
В целях обеспечения стоянки безопасности лодок и кораблей и защиты акватории от волновых
воздействий военная гавань будет защищена с двух сторон мощными оградительными молами.

Восточным - протяженностью 1400 метров и Западным 850 метров. Общая длина оградительных
сооружений - почти 2, 5 км. Конструкция мола представляет собой эстакаду на наклонных буронабивных сваях с вертикальным волнозащитным экраном из стального двутаврового шпунта.

Металлоконструкция верхнего строения и железобетонного ростверга. Все стальные конструкции мола защищены специальным четырехсложным антикоррозионным покрытием.
Все производство было построено на прибрежных территориях порта, так как большинство конструкций было невозможно доставлять по дорогам общего пользования.
В подготовленную сваю устанавливается арматурный каркас проектной длины. В зависимости от места погружения сваи, длина каркаса может достигать пятидесяти метров, а масса 20 тонн. Бетонирование всех элементов мола осуществляется со специальных оборудованных плав средств.
Для заполнения одной полости сваи необходимо до 90 кубических метров смеси, а на шпунт 40
кубических метров.

На забетонированные сваи монтируются элементы верхнего строения из металлического двутаврового шпунта массой 35 тонн. После раскрепление сваи и шпунта производится армирование ростверга. Монтаж закладных деталей и монтаж крупнощитовой опалубки.

Строительство военной базы подходит к концу.

Остаются только штрихи...

Укладка кабелей, подводка воды, канализации, чтоб судно могло на прямую подключаться ко всем необходимым коммуникациям, в специальных каналах, они такие большие, что там может проехать маршрутка.

О строительстве военно-морской базы в Новороссийске уже давно ходят разговоры и слухи. Кто-то говорит, что это миф, кто-то, что это заброшенный и забытый проект. Не раз сообщали, что в Новороссийске будет база подводных лодок, но опять же есть местные жители которые пока их здесь не увидят, верить в это отказываются! Давайте разберемся как оно есть на самом дела, и узнаем ответ на вопрос будет ли все-таки в Новороссийске построена военно-морская база или нет. В этом Вам поможет разобраться статья и видео сюжет на эту тему.

Площадка строительства расположена в военной гавани города Новороссийска на акватории Цемесской бухты Черного моря. Где для создания береговой инфраструктуры военно-морской базы возводятся все необходимые условия функционирования корабельной, авиационной, и береговой составляющей Черноморского флота, в мирное и военное время на территории Российской федерации.

Военно-морская база в Новороссийске рассчитана на прием более ста современных боевых кораблей водоизмещением от полутора тысяч до 30 тысяч тонн. Для этого на берегу территории, образованной в 2007 году, построено пять причалов, одним из которых является плав причал. Ведется проектирование и подготовка к строительству причального фронта протяженностью 900 м. Внутренняя часть базы отведена под стоянку современных подводных лодок. В целях обеспечения безопасной стоянки кораблей и защиты акватории от волновых воздействий, военная гавань защищена с двух сторон мощными оградительными молами. Восточным протяженностью 1040 и западным 850 метров.

Для России все показатели здесь рекордные. Общая длина оградительных сооружений почти два с половиной километра, которые построены на глубинах до 27 м. Конструкция мола представляет собой эстакаду на наклонных буро набивных сваях, с вертикальным волнозащитным экраном из стального двутаврового шпунта, металлоконструкции верхнего строения и железобетонного ростверка с волноотбойной стенкой. Все стальные конструкции мола: сваи, шпунт, металлоконструкции эстакады инженерных сетей –защищены специальным четырехслойным антикоррозионным покрытием SteelPaint.

Процесс устройства свайного основания мола, для военной гавани Новороссийска, делится на 3 этапа:

    1.На первом этапе, при помощи вибропогружателя вся металлическая конструкция сваи погружается в грунт. Пройдя сквозь мягкие илистые отложения и суглинок труба упирается в твердую скальную породу материка, так называемый флиш.

    2.После окончания вибропогружения сваи, производится монтаж буровой установки на оголовок сваи. Сквозь погруженную оболочку сваи опускают буровую колонну, которая в скальном основании, выбуривает полость глубиной 12 метров. Параллельно с бурением, из полости сваи ведется извлечение грунта и разбуренной скальной породы при помощи эрлифта.

    3.По окончанию бурения, свая дополнительно погружается на 4 метра во флиш. В подготовленную сваю устанавливается арматурный каркас проектной длины. В зависимости от места погружения сваи длина каркаса может достигать 50 метров, а масса 20 тонн.

Бетонирование всех элементов мола на военной гавани Новороссийска, осуществляется со специально оборудованных плав средств, гидротехническим бетоном марки Б25 и Б30 с использованием различных пластифицирующих и замедляющих время схватывания добавок.Для заполнения одной полости сваи необходимо до 90 м3 бетонной смеси, а на шпунт порядка 40 м3. На забетонированные сваи монтируются элементы верхнего строения из металлических двутавровых балок массой 35 тонн. После раскрепления свай шпунта производится армирование ростверка, монтаж закладных деталей, и монтаж крупно щитовой опалубки. Затем вся конструкция бетонируется с плав средств.

В дальнейшем, когда все берегозащитные и причальные сооружения будут завершены, начнется создание береговой инфраструктуры. Появятся все необходимые здания и сооружения для функционирования Новороссийской военно-морской базы.

Зона ответственности Новороссийской ВМБ простирается от границ с Грузией на Черном море до границ с Украиной на Азовском море .

Защищена 2 волноломами, которые одновременно являются причальными стенками. Восточный - протяженностью 1400 метров и Западный 850 метров. Общая длина оградительных сооружений - почти 2, 5 км.


Конструкция мола представляет собой эстакаду на наклонных буронабивных сваях с вертикальным волнозащитным экраном из стального двутаврового шпунта. Все стальные конструкции мола защищены специальным четырехсложным антикоррозионным покрытием. Строительство ведётся в зоне под названием Геопорт, в советское время там базировались гидрографические суда и был пляж под названием "водная станция".

Стоимость строительства военно-морской базы РФ в Новороссийске составит 92 миллиарда рублей, - озвучивал цену в 2010 году Владимир Путин . Курс по отношению к доллару тогда был 31руб., итого в пересчёте на доллары будет почти $3 млрд.

Замечу, что такая высокая цена сложилась не только из-за сложного рельефа дна, но и из-за сильнейшего ветра "Бора", который особенно силён бывает осенью. Поэтому волноломы сделаны довольно высокими, с защитной стенкой от сильных ветров, что дополнительно защитит от забрызгивания солёной водой оборудование на причалах и корабли.


Мне приходилось подниматься в горку против ветра по обледеневшей дороге, я вам скажу это не весёлое занятие. Нужна хорошая физподготовка, ну а местные обычно сидят дома. Иногда из-за ветра отменяют занятия в школе, и конечно же не работает порт. Часто терпят бедствия корабли. Кстати, моё любимое место для купания - "у Барбарино", получившее своё имя по месту крушения греческого корабля, остов которого ещё виден (на выезде из города в сторону Геленджика).

Главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев рассказал на днях в эфире радио «Эхо Москвы », что в Новороссийске, после завершения строительства пункта ВМБ базироваться свыше 60 боевых кораблей и судов. Комплекс станет одним из пяти самых масштабных гидротехнических объектов в мире.

В ближнесрочной перспективе в состав Новороссийской базы начнут поступать новейшие патрульные корабли проекта 22160 типа «Василий Быков» (в настоящее время происходит достройка в Керчи), из которых будет создано соединение надводных кораблей.


В сентябре 2015 года были возведены причалы для размещения дизель-электрических подводных лодок нового поколения (проект 636.3). В 2017 году на день ВМФ одна из лодок стояла в бухте в парадном строю вместе с тральщиком и малым противолодочным кораблём.

На ВМБ в Новороссийске смогут постоянно размещаться до семи дизель-электрических подводных лодок. Первые из строящихся причалов уже приняли три новые субмарины проекта 636.3 «Варшавянка» - «Новороссийск», «Ростов-на-Дону » и «Старый Оскол».

Стоит напомнить, что решение о строительстве данного весьма дорогого объекта было принято в то время, когда в воздухе витала неизвестность по дальнейшему пребыванию нашего флота в Севастополе. Дальнейшие события показали, что несмотря на наличие сейчас ВМБ в Крыму, Новороссийская база не является лишней. Именно через неё осуществляется перевалка различной техники и грузов для Сирии.

В тоже время, нам рано или поздно придётся реконструировать крымские военные объекты. Когда начнётся модернизация крымских мест базирования флота у нас будет полностью отвечающая современным требованиям военная база в Новороссийске, и флот не потеряет в боеспособности от смены места пребывания.


Стоит добавить ко всему вышеперечисленному два штриха. Рядом находится дивизия ВДВ и зенитная ракетная воинская часть оснащенная комплексами С-400 . Важные факторы, превращающие всё вместе в мощный укрепленный позиционный район закрытого доступа A2/AD, как любят говорить американцы.

Южный фланг нашей Родины надёжно прикрыт со стороны черноморского побережья Кавказа, что не может не радовать!

НОВОРОССИЙСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА (НВМБ) создавалась в переходные 1990-е годы. В трудных условиях того времени мало кто верил, что из новороссийского проекта что-то получится… Но, как показало время, Черноморское побережье Краснодарского края стало перспективным и приоритетным плацдармом развития инфраструктуры ВМФ на юге России.

Сегодня даже самые откровенные скептики признают: Новороссийская ВМБ – флотское объединение, наиболее динамично развивающееся в общей структуре ВМФ.

В чем секрет такой завидной динамики? Об этом и многом другом в канун 13-й годовщины Новороссийской ВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО.

Меняйло Сергей Иванович родился 22 августа 1960 г. в г. Алагир Северо-Осетинской АССР (ныне – Республика Северная Осетия – Алания). В 1983 г. окончил Краснознаменное Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. Службу проходил в должностях: командир штурманской боевой части на базовом тральщике Кольской флотилии Северного флота, командир базового тральщика БТ-22, командир морского тральщика «Контр-адмирал Власов».
В 1990 г. был избран депутатом Мурманского областного Совета. После окончания в 1995 г. Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова занимал должности: начальник штаба – заместитель командира соединения кораблей Каспийской флотилии, командир соединения кораблей охраны водного района (с 1998 г.). По окончании в 2002 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ назначен начальником штаба НВМБ.
Указом Президента РФ в 2005 г. назначен командиром Новороссийской военно-морской базы.

В состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территорий Грузии и Украины после распада СССР, – рассказывает вице-адмирал Сергей Меняйло. – По большому счету, тогда перед ними стояла одна-единственная задача, решаемая, прежде всего, морской пехотой: высадиться, закрепиться на голом побережье, удержаться. Главным в ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику.

Никакой инфраструктуры, военных городков для береговых частей, причалов для размещения военных кораблей в Геопорту Новороссийска не было. Надо было также учитывать, что мы пришли на территории городов и районов с устоявшейся инфраструктурой коммерческих портов. Чтобы что-то построить, нужны были земля, коммуникационные мощности. Отрадно, что в целом мы ощущали понимание важности решаемой задачи со стороны администраций городов и районов, что позволило начать строительные работы в соответствии с намеченным графиком.

Когда наиболее острые вопросы организационного устройства были решены, наступила очередь боевого слаживания. Уже в 1996 году экипаж морского тральщика «Железняков» достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений «Си-Бриз-96». Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении «Редут-97», проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командование ВМР способно эффективно управлять подчиненными силами в боевых условиях.

Масштабность задач, поставленных перед объединением, потребовала его дальнейшего реформирования. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу (ВМБ), вошедшую в состав Черноморского флота.

Символично, что воссоздание Новороссийской ВМБ произошло через 50 лет после ее расформирования.

– Сергей Иванович, развитие Новороссийской военно-морской базы нашло свое отражение в федеральной целевой программе (ФЦП) «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов». В этом документе определены и сроки, и основные расходы по строительству флотских объектов. Удается ли выдерживать эту «генеральную линию»?

– Прежде всего я бы хотел отметить, что благодаря ФЦП нам удалось совершить настоящий прорыв в развитии оборудования территорий и подготовке объектов оборонной инфраструктуры. Это обширный, расписанный буквально по каждому объекту документ, в котором детально учтены потребности в строительстве всего флотского объединения.

На первом этапе (2005-2009 гг.) приоритетными стали строительство причального фронта для кораблей и судов в Геопорту Новороссийска, капитальное строительство военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой.

Строительство причального фронта идет активными темпами

Строительство впечатляет не только уникальностью, но и завидными темпами. В 2005 году только для морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для военнослужащих-контрактников на 120 чел., хранилища техники, насосная станция пожаротушения, две подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, выполнены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.

Не меньший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. До конца 2009 года военные строители должны полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты. Это соответствует срокам, определенным ФЦП.

В 2005 году, в соответствии с ФЦП, военные строители приступили к возведению причальных сооружений. Другими словами, масштабная стройка началась еще и на море.

– Насколько известно, многие гидротехнические объекты уникальны по своей задумке и никогда ранее не возводились…

Черноморское побережье Краснодарского края – приоритетный плацдарм развития ВМФ на юге России

– Это так. К примеру, строительство на глубинах до 30 м двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. К тому же конструкция мола усложнена в связи с тем, что в районе строительства – 9-балльная сейсмика, а на дне – 5-метровые залежи ила. Но найдены такие технические решения, которые обеспечивают и обеспечат впредь защиту кораблей, стоящих у причалов, от воздействия волновых режимов, юго-восточного ветра и пресловутой Боры.

Сегодня проблема в том, что корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море. А это, как вы понимаете, неоправданный расход технического ресурса, горючего и смазочных материалов.

Специалистами 26-го Научно-исследовательского центра ВМФ (г. Санкт-Петербург) разработана очередность строительства оградительных сооружений. В специальном научно-испытательном бассейне создан макет новороссийского Геопорта с предполагаемыми гидротехническими сооружениями, в определенном масштабе выполнены также макеты кораблей. При помощи специальных датчиков создается искусственная волна, в натуральных условиях проводится испытание воздействия волновых режимов на оградительные молы и изучается их влияние на безопасность стоянки кораблей.

В проектировании этих сооружений задействованы все лучшие научные силы России, работающие в области гидротехники, в том числе специалисты Московского инженерно-строительного института, Научно-исследовательского института Минобороны РФ и многие другие. Общее руководство научными разработками осуществляет 23-й Государственный морской проектный институт.

МПК «Касимов» – один из самых ходовых кораблей НВМБ

Помимо уникальных гидротехнических объектов, есть в списке заслуг военных строителей еще один особый объект: здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы «Блэксифор», построенное всего за пять месяцев в пригородной черте Новороссийска. Центр оснащен самыми современными электронным оборудованием, средствами охраны и видеонаблюдения.

– Сергей Иванович, не так давно в Новороссийске прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором рассматривался ход реализации уже упоминавшейся Вами ФЦП. Как оценена работа по ее реализации?

– Прежде всего было отмечено, что мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов» выполняются в соответствии с планом. Первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов отметил: «Радует, что срывов ни в финансировании, ни в строительстве нет. Качество строительства хорошее, поэтому есть надежда на то, что программа будет выполнена в срок».

– Как сообщали СМИ, на заседании Морской коллегии главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Масорин говорил о проблемных вопросах, требующих решения на правительственном уровне. Каких сфер они касались?

– Ставился вопрос по землеотводу. В частности, для полигона в районе мыса Железный Рог, где находится азотный терминал. В итоге, в связи с необходимостью состыковать вопросы перспективного развития промышленных предприятий и создания военной инфраструктуры, губернатору Краснодарского края было дано поручение найти компромиссное решение по зе-млеотводу. На сегодняшний день письмо от губернатора о положительном решении вопроса по землеотводу под обустройство военного полигона уже получено.
Второй проблемный вопрос, на котором остановился главком, – социальное строительство. Уже возведен целый микрорайон имени С.Г. Горшкова, но там нет ни одного детского сада, ни одной школы. Это создает дополнительную нагрузку на городские учреждения. Никто не отказывает в приеме наших детей в дошкольные учреждения и школы, но мы понимаем, что данный вопрос требует решения.

Командование НВМБ принимает парад по случаю Дня ВМФ

Это произошло потому, что в ходе согласования федеральной целевой программы с Минэкономразвития из нее были исключены средства на социальное строительство. Аргумент – «есть другие целевые программы». К примеру, «Школа и детство», по которой финансируется строительство школ и детсадов. Есть программа по созданию фонда служебного жилья, по которой финансируется строительство жилья для военнослужащих. В итоге средства ФЦП были четко рассчитаны исключительно на создание лишь системы базирования.

В результате мы три года не строили жилья, и лишь в этом году заложили два дома – в Новороссийске и Анапе – со сроком сдачи в конце года. Жилищное строительство будет продолжаться и дальше.

Тем не менее, я надеюсь, что социальное строительство все же будет включено в нашу ФЦП. Пока этот вопрос находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Ведь прежде всего мы должны думать о людях, которые служат в подразделениях и частях нашей ВМБ. Они должны служить и жить в достойных условиях.

И третий проблемный вопрос – строительство мощной топливной базы в Геопорту – районе основного пункта базирования кораблей НВМБ. Без надлежащей топливной базы невозможно обеспечить должную боеготовность кораблей. Ведь корабль не автомашина – подъехать к заправочной станции не может. Поэтому топливная база должна находиться в непосредственной близости от моря. Соответственно необходимы и специализированные топливные причалы, где будут заправляться корабли.

Российская военная эскадра впервые вошла в Цемесскую бухту под командованием легендарного флотоводца вице-адмирала Михаила Лазарева в 1838 году. Военные моряки выбили из крепости Суджук-Кале турок и за полгода построили новые укрепления. В январе 1839 года новая морская база получила название Новороссийск – по официальному именованию Северного Причерноморья – Новороссия. В 1947 году Новороссийская военно-морская база была расформирована. Последующие полвека флотский причальный фронт играл роль района тылового обеспечения.

В начале 1990-х годов на фоне раздела Черноморского флота и сопутствующих проблем по размещению его российской части в Крыму Цемесская бухта вновь вернулась в перечень стратегических пунктов базирования Российского ВМФ. 8 сентября 1994 г. Правительство РФ приняло постановление о формировании Новороссийского военно-морского района и создании системы базирования сил ВМФ. В 1997 году директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу, вошедшую в состав Черноморского флота.

Пока же заправка производится «с колес»: топливо подвозится автомобильной техникой. Но это – малые объемы, которыми мы обеспечиваем текущие потребности. А если понадобятся массовая заправка кораблей и, соответственно, большие объемы топлива, то заправка «с колес» станет абсолютно неприемлемой и экономически, и с учетом временного фактора.

Морской коллегией рассмотрен также вопрос развития судоремонтной базы на территории Краснодарского края. Такая необходимость уже давно назрела, тем более, что есть реальная возможность использования уже имеющейся базы судоремонтных заводов в Новороссийске и Туапсе. Но для их развития и эффективного функционирования необходим перспективный государственный оборонный заказ на производство комплексных судоремонтных работ кораблей ВМФ, в том числе – Черноморского флота.

Сергей Иванов поручил Морской коллегии создать специальную подкомиссию и проработать вопрос развития судоремонтной базы на побережье Краснодарского края не только для кораблей Черноморского флота, но и для судов других портовых ведомств.

– Сергей Иванович, с какими результатами подходит Новороссийская военно-морская база к своей очередной годовщине?

– К празднику личный состав базы подходит с хорошими результатами. За первое полугодие значительно вырос уровень боевой оперативной подготовки. Выполнено большинство задач, в том числе: участие сил базы в международных учениях «Черноморская гармония»; боевая служба малого противолодочного корабля (МПК) «Касимов», оцененная на «отлично»; экзамен инспекции Тыла Вооруженных Сил РФ. Мы участвовали и в боевой работе – наши специалисты обезвредили около 100 ед. взрывоопасных предметов в акватории бухты Новороссийска. При выполнении этих задач личный состав проявил мужество, высокую выучку. Ряд военнослужащих представлен к государственным наградам.
В феврале на полигоне в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова прошло межвидовое учение береговых войск НВМБ и 7-й десант-но-штурмовой дивизии ВДВ. В рамках единой задачи «Противодесантная оборона морского побережья» береговые войска базы и десантники отработали взаимодействие на едином тактическом фоне. Это – второе учение подобного рода. Первое состоялось осенью прошлого года.

Морские пехотинцы нашей базы провели также полевой выход с выполнением учебно-боевых упражнений в условиях горно-лесистой местности. Отрабатывались также задачи по погрузке военной техники и посадке личного состава на десантный корабль.

В апреле моряки-новороссийцы обеспечили морские глубоководные испытания аэромобильного комплекса «Пантера-Плюс» и необитаемого подводного аппарата.

– Каковы ближайшие перспективы развития базы?

– Самые большие. Новороссийская военно-морская база – самое молодое и наиболее динамично развивающееся объединение Военно-морского флота. Темпам и качеству обустройства с использованием эксклюзивных и оригинальных технологий, применяемых на нашей базе, сегодня в российском ВМФ аналогов нет.

Постепенно обновляется корабельный состав. В этом году мы получаем новый морской тральщик «Адмирал Захарин», рейдовый буксир, катер связи, корабельный щит для отработки учебно-боевых упражнений в море, десантный катер.

На втором этапе строительства (2010-2015 гг.) – продолжится создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края. Завершение строительства объектов, естественно, будет вызывать необходимость корректирования и штатной численности соответствующих подразделений. Помимо этого будет развиваться и совершенствоваться структура тыла, объектов вооружения и авиации флота, объектов береговых войск. На мысе Железный Рог начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания.

Контроль за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ ведется на всех уровнях государственных структур: от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу, инспекций Минобороны России – до инспекций администрации региона базирования.

Одним словом, наша деятельность находится под пристальным вниманием государственных структур различного уровня. Одновременно нам оказываются большое доверие и всесторонняя помощь. Все это накладывает ответственность и вселяет веру в то, что мы обустроимся и создадим такую инфраструктуру, какой нет сегодня ни в одном объединении Военно-морского флота.

Подготовили Андрей ТАРАМАН и Роман ФОМИШЕНКО