Очарование русского романса «однозвучно гремит колокольчик. Очарование русского романса «однозвучно гремит колокольчик Русский романс колокольчик год написания

Читаю журналы своих друзей и всегда удивляюсь разносторонности их интересов: они пишут обо всём на свете, но большей частью о политике. Меня тоже иной раз подмывает высказаться на политическую тему, но, кроме желания выплеснуть наружу горькие сетования об окружающей меня действительности, я ничего нового не скажу. Поэтому живу, как крыловский Васька, который "слушает и ест", то есть читаю о разном, но продолжаю писать о своём, писать и говорить о том прекрасном, что ещё незыблемо в нашей сильно политизированной жизни.

Недавно у своего ЖЖ-друга я прочла постик о том, как он провёл вечер после работы: пришёл, поужинал, выпил чаю, поиграл на пианино, полюбовался на облака и послушал электронную музыку … Обычный перечень вечерних дел, которые легко могли бы быть и у меня за исключением одного пункта - "поиграл на пианино". Действие, за ним скрывающееся, для меня запредельно, потому что я-не-умею-играть-на-пианино и на любых других инструментах. Даже на губной гармошке.

И сие при том, что я люблю музыку и хорошо разбираюсь в ней, но наиграть простенькую мелодию, а тем более сыграть какое-нибудь серьёзное фортепианное произведение я не умею. Поэтому небрежное, мимоходом сказанное "поиграл на пианино" меня восхитило и привычно больно задело.

Помню, однажды мы сидели в одной компании и разговаривали о музыке из кино, в частности, о песне из "Шербурских зонтиков". Присутствующий среди нас молодой человек самого заурядного вида заинтересовался нашей беседой и спросил: "Не об этой ли песне идёт разговор?" Тут же подсел к пианино и сыграл нам мелодию Леграна от начала до конца.
Я была потрясена. Вот так легко, ловко и непринуждённо этот парень сотворил чудо, словно это было самое обычное дело!

То потрясение до сих пор прочно сидит в моей памяти. Я часто мечтаю, что вот так же, как бы невзначай, я сажусь за рояль/пианино и …ненатужно (в буквальном смысле "играючи") выдаю, например, первый концерт Чайковского или Рахманинова, или симфонию Бетховена … да что угодно. Так и вижу, как мои пальцы летают по клавишам, а душа парит в заоблачных высотах и – ничего больше, кроме наслаждения великолепной музыкой, которую лично Я взываю к жизни!

Это моя мечта. Мечта потому и называется мечтой, что, как горизонт, недосягаема. Мечта даёт силы жить даже в невыносимых условиях. И, на мой взгляд, именно поэтому мечта не должна осуществляться. Желание, воля, прихоть, каприз – да, мечта – нет!

Поэтому пунктик "поиграл на пианино" я заменяю для себя на "послушала классику". Например, романс из репертуара сестёр Карины и Рузанны Лисициан.
От их чудо-голосов сердце тает, как воск, и улетает в необъятность космоса … наверное, это и есть состояние блаженства!

Как раз вчера я слушала в исполнении чудесных певиц романс Александра Гурилёва "Колокольчик". Романс больше известен как "Однозвучно гремит колокольчик", и его непременно включают в свои репертуары исполнители-лирики. Что интересно, оперные артисты поют "Колокольчик" на музыку Гурилёва (как сёстры Лисициан), а эстрадные исполнители - на музыку композитора Константина СидорОвича. У СидорОвича романс звучит красиво, задушевно, мелодично … именно так поют "Колокольчик" Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Юрий Морфесси, Анастасия Вяльцева, Иван Козловский … но лично мне по душе музыка Александра Гурилёва.

Если под мелодию СидорОвича я вижу картину бескрайней степи, бегущую вдаль ямщицкую тройку и слышу звонкий голос колокольчика под дугой, то под романс Гурилёва идиллическая картина становится невесёлой.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,
Что в груди моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнём.
/Из песни/

Под мелодию Гулилёва мне видится автор слов Иван Макаров, крепостной ямщик, перевозивший арестантов по Сибирскому тракту в любое время года. Он замёрз насмерть во время одной из зимних поездок - из донесения: "Ивашка Ивашкин сын Макаркин <..> Божьей милостью до Суксуна помре".
К сожалению, никаких портретов Ивана Макарова нет, (да кто будет рисовать крепостного!), но очень хотелось бы взглянуть, как он выглядел.

Есть портрет (справа) его хозяина - Александра Всеволожского (брата Никиты Всеволожского, организатора общества "Зелёная лампа"). Портрет создал знаменитый русский художник Василий Тропинин. Тропинин - реалист, ничего специально не приукрашивал в своих работах. Человека на картине искусствоведы называют "представителем пушкинской эпохи", а я вижу равнодушного, холёного барина, при созерцании которого у меня не возникает желание восхищаться мастерством живописца, потому что всё перекрывает знание о том, что изображённый человек, близко знавший Пушкина, герой войны 1812 года, образованный и просвещённый, не чуждый литературы и искусства - махровый крепостник, для которого человеческая жизнь – ноль. Именно Александр Всеволожский загнал в вечные солдаты своего крепостного Ивана Макарова, молодого парня со светлой душой, поэта-самородка - всего лишь "за сочинительство, их сиятельству непотребное".

В том же 1830 году, когда был создан портрет Тропинина, Пушкин написал в статье "Опровержение критики" следующие разящие строки: "Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим". Эти слова в данный момент я отношу к братьям Всеволожским.

Композитор Александр Гурилёв (фото справа) ам был крепостным, и только в 28 лет после смерти своего хозяина обрёл свободу. Перестав быть рабом, Гурилёв узнал, что такое быть свободным и принадлежать только самому себе. Он развил свой музыкальный дар, стал известным композитором, общался с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с композитором Варламовым.
А если бы Орлов не умер, если бы Гурилёв остался бы крепостным? ... вопросы грустные, как и ответы на них!

Александр Львович был читателем театрального журнала "Пантеон", основателем и редактором которого был Фёдор Алексеевич Кони (1809-1879). В 1853 году в журнале было опубликовано стихотворение "Колокольчик" никому неизвестного Ивана Макарова. Гурилёв прочёл стихотворение, и оно понравилось ему своей лиричностью, напевностью, и так пленило его, что к словам родилась музыка. На нотах было проставлено имя лишь композитора, а информация об авторе слов отсутствовала, так как имя крепостного, солдатского поэта указывать в царское время было не принято и даже опасно.

Романс быстро стал популярным, его стали исполнять, называя по первой строчке - "Однозвучно гремит колокольчик", но славы своей песни поэт никогда не узнал. Иван Иванович Макаров прожил чуть больше тридцати лет, но ничего хорошего не увидел в своей короткой жизни – ни радости отчего дома, ни любви, ни признания, ни свободы!

К циклу лучших песен о тройках нужно отнести знаменитую “Однозвучно гремит колокольчик”, слова которой сочинил И.Макаров. Об этом поэте до самого последнего времени мы не знали ничего ровно, кроме фамилии. Да и та установлена только в 1930-х годах.

Но в последнее время пермский филолог Александр Кузьмич Шарц обнаружил в Пермском Облархиве интереснейшие материалы и выяснил, что Макаров был крепостным помещика Всеволожского, что родился он в 1821 году в семье ямщика, который служил на почте. В детстве будущий поэт постоянно ездил с отцом и хорошо знал ямщицкую жизнь и ямщицкие песни.

Отец Макарова умер в дороге - замерз.

Услыхав, что молодой Макаров пишет стихи, помещик отдал его в солдаты. Но и в солдатах его наказали. За самовольную отлучку домой определили ямщиком в конвойную роту, которая сопровождала ссыльных, шедших по этапу в Сибирь. В 1852 году, в возрасте 31 года, Макаров умер. Так же, как и отец. Замерз в дороге. В его мешке обнаружили рукописи - это были его стихи.


Приведенные мною сведения о Макарове обнародовала, огласив их по радио, литературовед Светлана Магидсон. Однако в издании Песни русских поэтов / Вступ. ст., сост., подгот. текста, биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева. В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1988. Т 2. (Б-ка поэта, БС). С. 341, 482 (прим.). №693. отмечено:

Отд. изд. Спб., ц.р. 1853 с муз. Гурилева, автором текста обозначен И.П. Макаров. Известна также муз. Сидоровича (1858), Сабинина. Даты рождения и смерти автора текста не установлены. Он печатался в «Рауте». На его стихотворения Гурилевым написаны и другие романсы: «В морозную ночь я смотрела…» (1853), «Падучая звезда» («Смотрю я в глубь лазури ясной…», 1854). Последнее ст-ние на муз. положила также О. Донаурова. На текст «Не вспоминай того, что было…» муз. написал Болле (Приложение к «Пантеону» за 1855 г.). Мнения об авторстве публикуемого ст-ния противоречивы. В.А. Энгельгардт в своих воспоминаниях («Последняя гитара» // «Исторический вестник». 1910, апрель) утверждал, что за подписью И.П. Макарова скрывался его дед Николай Петрович Макаров (1810-1890) - гитарист, лексикограф, печатавший сатирически романы под псевдонимом Гермогена Трехзвездочкина. Позднее высказано мнение, что автором песни был крепостной крестьянин Иван Иванович Макаров (1821-1852), в подтверждение чего А. Шварц ссылается н архивные материалы, якобы обнаруженные им в Перми («Литературная Россия». 1971, №24, 11 июня; «Огонек». 1978, №30). Однако в пермских архивах, в том числе в составе личного фонда А.К. Шварца, отсутствуют материалы, относящиеся к Макарову (согласно письму Н. Жулановой к составителю от 10 мая 1988 г.). Цикл романсов Гуриева и романс Болле написаны на тексты одного автора, содержание и стиль которых вызывает сомнение в возможности их принадлежности крестьянину.

Стихотворение Макарова “Однозвучно гремит колокольчик” вдохновило прекрасного мелодиста Александра Львовича Гурилева, имя которого мы уже называли. В 1853 году он написал песню, которая до сих пор входит в репертуар многих певцов и хоров, исполняется и под гитару, и в сопровождении оркестра народных инструментов. И хотя в этой песне нет слова “тройка” - это песня о тройке, о ямщике и о его песне. Немного об авторе музыки.

Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.

Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр. Обучал его отец, поскольку официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.
В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.
Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.
Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.

ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК

Тут музыка представлена в 2-х вариантах - первый Гурилева.

Дмитрий Хворостовский


Бела Руденко


Рузана и Карина Лисициан


Кроме гурилевского “Колокольчика” на эти слова Макарова есть и другая песня, которую сочинил автор, нам неизвестный. Она постоянно исполняется по радио и в концертах и любима за простоту и благородный мотив.

Ансамбль песни и пляски Александрова


Хор донских казаков


Муслим Магомаев и Тамара Синявская


Грузинский хор MDZLEVARI


Николай Гедда


Владимир Атлантов


______________________________________

Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаенных дум. В первой половине XIX века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения...

Треклист:
01. А. А. Алябьев. «Соловей» (сл. А. Дельвига) - Евгения Мирошниченко, сопрано; Камерный оркестр, дирижер - Захарий Кожарский;
02. А. А. Алябьев. «Певец» (сл. А. Пушкина) - Евгения Шевелева, сопрано; Татьяна Кандинская, фортепиано;
03. А. Л. Гурилев. «Однозвучно звучит колокольчик» (сл. И. Макарова, обр. Игнатьева) - Бэла Руденко, сопрано; Академический оркестр русских народных инструментов ВР и Т, дирижер - Николай Некрасов;
04. А. Л. Гурилев. «Грусть девушки» (сл. А. Кольцова) - Елена Образцова, меццо-сопрано; Важа Чачава, фортепиано;
05. А. Л. Гурилев. «Ее здесь нет» (сл. В. В.) - Елена Образцова, меццо-сопрано; Важа Чачава, фортепиано;
06. А. Е. Варламов. «Красный сарафан» (сл. Н. Цыганова) - Елена Образцова, меццо-сопрано; Важа Чачава, фортепиано;
07. М. И. Глинка. «Я помню чудное мгновенье» (сл. А. Пушкина) - Николай Гедда, тенор; Лия Могилевская, фортепиано;
08. М. И. Глинка. «Я здесь, Инезилья» (сл. А. Пушкина) - Константин Плужников, тенор; Игорь Жуков, фортепиано;
10. Н. А. Римский-Корсаков. «Редеет облаков летучая гряда» (сл. А. Пушкина) - Сергей Лемешев, тенор; Абрам Макаров, фортепиано;
11. П. И. Чайковский. «Средь шумного бала» (сл. А. Толстого) - Муслим Магомаев, баритон; Борис Абрамович, фортепиано;
12. П. И. Чайковский. «То было раннею весной» (сл. А. Толстого) - Муслим Магомаев, баритон; Борис Абрамович, фортепиано;
13. П. И. Чайковский. «На нивы желтые» (сл. А. Толстого) - Евгений Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано;
14. П. И. Чайковский. «Растворил я окно» (сл. К. Романова) - Евгений Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано;
15. П. И. Чайковский. «Забыть так скоро» (сл. А. Апухтина) - Сергей Лемешев, тенор; Берта Козель, фортепиано;
16. П. И. Чайковский. «Хотел бы в единое слово» (сл. Л. Мея из Г. Гейне) - Муслим Магомаев, баритон; Борис Абрамович, фортепиано;
17. П. И. Чайковский. «День ли царит» (сл. А. Апухтина) - Муслим Магомаев, баритон; Борис Абрамович, фортепиано;
18. С. В. Рахманинов. «В молчаньи ночи тайной» (сл. А. Фета) - Ирина Архипова, меццо-сопрано; Джон Вустман, фортепиано;
19. С. В. Рахманинов. «Я жду тебя» (сл. М. Давидовой) - Ирина Архипова, меццо-сопрано; Джон Вустман, фортепиано;
20. С. В. Рахманинов. «Отрывок из Мюссе» (сл. А. Мюссе) - Ирина Архипова, меццо-сопрано; Джон Вустман, фортепиано;
21. С. В. Рахманинов. «Сон» («И у меня был край родной») (сл. А. Плещеева из Г. Гейне) - Ирина Архипова, меццо-сопрано; Джон Вустман, фортепиано.